Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогический анализ развивающих возможностей начального общего образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрим пример из нашей современной жизни. Инвестиционный фонд привлекает деньги вкладчиков под обещание огромных процентов. И многие люди доверяют ему свои сбережения, совершенно нс задумываясь о том, каким образом эти проценты могут быть реально обеспечены. Почему? Потому, что они никогда не задумывались о том, как «получаются» числа, какие реальные отношения вещей выражаются в процентах, т… Читать ещё >

Психолого-педагогический анализ развивающих возможностей начального общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студенты должны:

знать

• психолого-педагогические основы теорий развивающего обучения;

уметь

• различать взгляды В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина и Л. В. Занкова на соотношение обучения и развития детей;

владеть

• анализом развивающих возможностей современных УМ К для начальной школы социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

Основы теории развивающего обучения системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Появление идей развивающего обучения (РО) изначально было связано с переосмыслением основ традиционного начального образования как системы привития детям навыков чтения, письма и счета. Конечно, дети должны в школе научиться читать, писать и считать. Но в современных условиях этого недостаточно. Поэтому возник новый взгляд на содержание и методы обучения младших школьников. В данной главе мы рассмотрим основные положения теории развивающего обучения в основном на материале курса математики. Это вызвано тем, что мы хотим раскрыть логико-предметную и логико-психологическую основы системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова на конкретных примерах мышления и действия детей. Для этого больше всего подходит именно математика.

Историческая необходимость изменения цели начального образования

Цель развивающего обучения — формирование у детей основ теоретического мышления или, более широко, основ теоретического сознания, к сфере приложения которого наряду с наукой относятся экономика, промышленность, искусство, нравственность, религия, право и политика[1]. Мстапредметные компетенции можно рассматривать как проявление теоретического мышления в познании общего в различных предметных областях знаний.

Теоретическое мышление — это способность человека понимать суть вещей и явлений по их внешней форме и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что данная способность присуща только отдельным выдающимся людям, что обычному человеку это совсем нс нужно. Мыслить теоретически нам приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного. Люди порой не замечают, как часто оказываются в таких ситуациях, а потому и ошибаются.

Необходимость теоретического отношения к действительности особенно остро проявляется сейчас. Современный человек живет и работает в ситуациях, где реальные процессы и явления представлены ему через многократное отображение свойств объектов в текстах, числах, графиках и т. п. Для того чтобы принимать верные решения, он вынужден оценивать суть дела по его знакам, т. е. действовать на основе теоретически представляемой реальности. С такими задачами человек сталкивается не только на производстве, но и во многих других жизненно важных для него ситуациях.

Рассмотрим пример из нашей современной жизни. Инвестиционный фонд привлекает деньги вкладчиков под обещание огромных процентов. И многие люди доверяют ему свои сбережения, совершенно нс задумываясь о том, каким образом эти проценты могут быть реально обеспечены. Почему? Потому, что они никогда не задумывались о том, как «получаются» числа, какие реальные отношения вещей выражаются в процентах, т. е. они не привыкли мыслить теоретически. В результате люди теряют нажитое долгим тяжелым и честным трудом. Потом начинают жаловаться и обвинять кого угодно, но только не себя.

Похожие трудности возникают у людей во время выборов. Надо по совокупности данных о кандидате или партии определить возможные политические последствия их прихода к власти. Многие избиратели в таких ситуациях готовы принять решения наобум, не думая, как это может отразиться на их жизни. Это неумение и нежелание глядеть в суть также является показателем отсутствия теоретического сознания, именуемого в данном случае политической культурой.

Способность к теоретическому осмыслению действительности есть умение и желание мыслить самостоятельно, действовать ответственно, осознавая предпосылки и возможные последствия своих действий и действий других людей. Она может развиваться естественно в течение всей жизни человека. Согласно позиции В. В. Давыдова способность к теоретическому мышлению может целенаправленно формироваться у детей в обучении. Вопрос только, в каком обучении?

В житейской практике (т.е. в быту, в простом общении между людьми) теоретический подход к делу может появиться лишь случайно. Закономерно он возникает и культивируется в науке, промышленности, искусстве, политике, праве и других видах человеческой деятельности, где по содержанию задач у людей возникает потребность определять существо явления по его внешним проявлениям.

В современной школе подготовка к такой деятельности в основном осуществляется за счет включения в программы старших классов большого объема современных наук: математики, физики, химии, экономики, истории, обществоведенья и т. д. Но у большинства детей, которые переходят из начальной школы в среднюю, недостаточно развиты способности к пониманию теоретического содержания этих наук. Это связано с тем, что в традиционной начальной школе никогда не ставилась такая задача вообще. В ней до недавнего времени господствовала и в определенной мере сохраняется до сих пор идущая с прошлого века традиция на привитие детям начальных культурных навыков чтения, письма и счета, конечно, необходимых современному человеку, но недостаточных для ориентации в современном мире. Поэтому многие ученики по окончании начальной школы не в состоянии анализировать теоретический материал, они не видят за схемами, формулами и графиками содержания реальных процессов, которые в них отображены. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов в 60-х гг. XX в. предположили, что такое положение дел уже не соответствует реальным потребностям общества и задачам общего образования в целом. Это также не соответствует возрастным особенностям младшего школьника, который стремится к освоению знаний, выходящих за границы обыденного опыта и детской игры. Положение войдет в норму, если перед начальным образованием будет стоять цель развития у детей основ теоретического мышления. Достижение этой цели возможно при определенном содержании и методах обучения.

Что это значит для практики начального образования? Прежде всего, меняется взгляд педагога на возрастные возможности и закономерности психического развития детей. Центральное положение теории учебной деятельности, по В. В. Давыдову, которое можно рассматривать как психолого-педагогическое открытие, заключается в следующем: современный младший школьник может оторваться от пут узкого житейского (так называемого эмпирического) отношения к вещам и явлениям и подняться до высот теоретических обобщений, опираясь при этом на доступный ему опыт осмысления окружающей действительности. Это положение обосновано в теории и подтверждено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Но его нельзя рассматривать как реальность, существующую саму по себе. Проектировщики учебных предметов РО и педагоги-практики каждый раз должны воспроизводить в своей деятельности такую возможность развития детей. Тем самым они проявляют научно-методическое и педагогическое творчество. При этом они опираются на закономерности психического развития современных детей.

  • [1] Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой