Формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов в условиях полиэтнической образовательной среды
Диссертация
Эффективным условием формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности в полиэтнической образовательной среде вуза являются комплексная учебная программа, включающая теоретическую и практическую подготовку с использованием методов активного социально-психологического обучения (дискуссии, ролевые и организационные игры, социально-психологические тренинги, конкурсы и др… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности в современной научной литературе
- 1. 1. Полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования
- 1. 2. Межэтническая толерантность и коммуникативная компетентность как условие профессиональной подготовки будущих специалистов
- 1. 3. Особенности формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов, обучающихся в условиях полиэтнической образовательной среды
- Выводы по главе 1
- Глава II. Формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов (экспериментальное исследование)
- 2. 1. Содержание, организация и методы экспериментального исследования
- 2. 2. Программа по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов
- 2. 3. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение
- Выводы по главе II
Список литературы
- Абакумова И. В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии, 2003. № 3. — С. 78−82.
- Агарков Ю. А. Структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов: Дис. канд. психол. наук. Тамбов, 2005.
- Айгумова 3. И. Этническое самосознание молодежи в ситуации многополярного миропорядка. Монография. — М.: Прометей, 2005. — 176 с.
- Акопов Г. В. Социальная психология образования: Учебно-методическое пособие. -М.: МПСИ, 2000. 295 с.
- Актуальные вопросы этнопсихологической подготовки педагога: Учебное пособие / Под общ. ред. JI. Н. Бережновой. СПб.: «Астерион», 2004.-312 с.
- Алексеева JI. Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов. Томск: STL, 2005. — 268 с.
- Амелин В. Социальная адаптация вынужденных переселенцев в полиэтническом приграничном регионе России (социологический аспект) // Мониторинг общественного мнения. № 3 (59) май — июнь. — 2002. — С. 18 -25.
- Ангаева С. П., Тыхеева Ю. Ц. Ключ к общению (этнокультурные и этнопсихологические аспекты общения). — Улан-Удэ: ВСГТУ, 2007. — 136 с.
- Андреев А. Очерки русской этнопсихологии. СПб.: Тропа Троянова, 1998. — 254с.
- Анн JI. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2008.-272 с.
- Антонян Ю. М., Давитадзе М. Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. Учебное пособие. М.: «Щит-М», 2004. — 368 с.
- Артюхова Т. Ю., Шулакова О. А. Образовательная среда как условие развития личностных характеристик толерантности у подростков и юношей // Психология обучения. № 6. — июнь. — 2008. — С. 4−13.
- Арутюнян Ю. В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, JI. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. — М.: Аспект-Пресс, 1999'. — 271 с.
- Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник, 2001. № 1. — С. 4−7.
- Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. — М.: Смысл, 1998. — 246 с.
- Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 200 Г. — 304 с.
- Баева И. А. Психологическая безопастность в образовании: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2002. — 271 с.
- Балицкая И. В. Мультикультурное образование в многофункциональных странах (Опыт США, Канады, Австралии). Монография. М.: Изд-во «Прометей» МШУ, 2008. — 336 с.
- Баронин А. С. Этническая психология. Киев: Тандем, 2000. — 264 с.
- Бархаев Б. П. Педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2009. — 448с.
- Безюлева R В., Бондырева С. К., Шеламова Г. М. Толерантность в пространстве образования. Учебное пособие — М.:МПСИ, 2005. — 152 с.
- Белик А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. пособие. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. — 378 с.
- Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 208 с.
- Бенхабиб С. Притяжения культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / Пер. с англ.- под ред. В. И. Иноземцева. М.: Логос, 2003. -350 с.
- Бережнова Л. Н. Полиэтническая образовательная среда: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 203 с.
- Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 240 с.
- Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — М.: Академия, 2007. 240 с.
- Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды.-2-е издание. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.
- Бондырева С. К., Кураков Л. П., Лиферов А. П., Никандров Н. Д. Образовательное пространство России: проблемы интеграции. М.: Вуз и школа, 2004. — 464 с.
- Бондырева С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. 2-е изд., стер. — М.: Изд-во МПСИ, 2007. — 296 с.
- Бондырева С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Изд-во МПСИ, 2003. — 240 с.
- Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: Монография / В. П. Борисенков. М.: Педагогика, 2006. -464 с.
- Борисов, Р. В. Диалог языка и этнической идентичности в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Томского государственного университета, Томск: ТГУ, 2007. — № 277. — июнь. — С. 154 157.
- Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко- под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. -М.: Академия, 2006. 288 с.
- Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков- под ред. Н. М. Борытко. — М.: Академия, 2007. — 496 с.
- Вызова В. М. Основы этнопсихологии: Учебное пособие. -Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1997. 113 с.
- Валеева Р. Р. Формирование этнокультурной компетентности будущих учителей // Этносоциальное образовательное пространство в современном мире: материалы международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2005. — С. 257 — 259.
- Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской. -М.: Наука, 1994.-255 с.
- Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.- 152 с.
- Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Ред. кол.: М. П. Мчедлов (отв. ред.), Ю. А. Гаврилов, В. В. Горбунов и др. -М.: Культурная революция, 2007. 368 с.
- Вербицкий А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. — М., 1986. — С. 137.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 1999. — 168 с.
- Воробьев Н. Е., Бессарабова И. С. Мультикультурная подготовка учителя в США // Педагогика. № 4. — 2008. — С.100 — 107.
- Воспитание толерантной личности / Сост. Л. И. Коротких, А. А. Евтушенко. Часть 1. — М.: УМЦ ПО ДОМ, 2008. — 108 с.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. -М.: «Книжный дом „Университет“», 2000. — 336 с.
- Гальперин П. Я. Психология как объективная наука / Под ред. А. И. Подольского. М.: Институт практической психологии, 1998. — 480 с.
- Ги Л. Прикладная педагогическая психология. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.- 416 с.
- Горбушина' О: П- .Психологический тренинг. Секреты проведения- — СПб.: Питер, 2008. 176 с.
- Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Воспитание в современной России // Вестник Московского университета. Серия 20- - № 1. — 2008. — Январь-Март. — С. 39−58.
- Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика: Монография.- Ростовгна-Дону: Изд-во РГПУ, 20 031 — 512 с.
- Гуц.Е. Н., Орлова Н. В., Этнос и социум: лингвистические модели сознания. // Вестник Томского- государственного университета: общенаучный' периодический журнал № 37. — Октябрь. — 2004. — 99 с.
- Давыденкова А. Г. Философия личности и культурно-институциональные процессы: Монография. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005. -220 с.
- Давыдов Ю. С. Мир в полиэтнической России через языки, образование, культуру // Профессионал. — Выпуск № 1. — 2008. С. 7 — 9.
- Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-400 с.
- Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование. М.: Академия, 2008. — 304 с.
- Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2007. 224 с.
- Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития. // Педагогика, 2002. № 10. — С.93.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. — М.: Народное образование, 1999. 208 с.
- Дмитриев Г. Д. Организация учебного процесса в американском университете // Школьные технологии. — 2006. № 2. — 66−73.
- Днепров Э.Д. Образовательный стандарт в контексте обновления содержания образования. — М.: Институт новых образовательных систем, 2002. 26 с.
- Дубровина И. В. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. М.: «Академия», 1999. — 464 с.
- Духовность человека: педагогика развития: учеб. пособие/ Н. В. Михалковича- под ред. Н. В. Михалковича. Мн.: Тесей, 2006. — 400 с.
- Екеева Э. В. Этнокультурная компетентность педагога // Вестник Томского государственного университета: Общенаучный педагогический журнал. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. — Июнь. — №.76. — С. 35−39.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 166 с.
- Еромасова А. А. Психология: формы и методы обучения: Учебно-методическое пособие. -М.: Компания Спутник +, 2006. — 125 с.
- Еромасова А. А. Ментальность россиян в контексте этнокультурных особенностей: Монография / А. А. Еромасова. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. 178 с.
- Еромасова А. А. Этнокультурные особенности российского менталитета в. социокультурном пространстве Дальнего Востока: Монография / A.A. Еромасова. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2008. —220 с.
- Жук О. JL. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета // Сравнительная педагогика. 2008. — № 3. — С. 100:
- Зимняя И. А. Педагогическая" психология: Учебник для вузов. — М.: Логос, 2004. 384 с.
- Зинченко В. Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме: ученое пособие / В. Г. Зинченко, В: Г. Зусман, 3. И. Кирнозе. М.: Наука, 2007. — 224* с.
- Золотухин В. М. Толерантность как элемент адаптации человека в культуре / Дефиниции культуры. — Вып. 3. — Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998. -С. 55−59.
- Иванов А. И., Куликова С. А. Компетентностный подход в среднем и высшем педагогическом образовании // Среднее профессиональное образование. 2008. — № 5. — С. 47−50.
- Иванова М. А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к высшей школе. — СПб.: Нестор, 2000. — 149 с.
- Ищенко М. И. Русские старожилы Сахалина. Вторая половина XIX — начало XX вв. Южно-Сахалинск: Сахалинское областное книжное издательство, 2007. — 360 с.
- Кандыбович Л. А. Психологические особенности обучения студентов // Психология обучения. № 3, март. — 2007. — С. 4−11.
- Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. — 250 с.
- Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Часть 1. — М.: Ось-89, 2006.- 112 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2000. 176 с.
- Козлов Н. В. Современное профессиональное образование: психолого-акмеологический подход: Монография / Н. В. Козлов. — Томск: Изд-во ТГУ, 2007. 197 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 252 с.
- Кондратьев Ю. М. Социальная психология студенчества: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 160 с.
- Криулина А. А. Эргодизайн образовательного пространства: (размышления психолога) / А. А. Криулина. М.: ПЭРСЭ, 2003. — 190 с.
- Крылова Н. Б. Культура учебной деятельности // Школьные технологии. № 1. — 2002. — С. 224−230.
- Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций / В. Г. Крысько. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. — 448 с.
- Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2007. — 320 с.
- Крысько В. Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 344 с.
- Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 2-е изд. — М.: Ось-89, 1997. — 208 с.
- Кузьмин М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. № 6. — 1999. — С. 3−11.
- Культура и образование: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов 25−31 января 2005 года / Под общ. ред. М. А. Новикова. СПб.: СПбГАУ, 2005. — 79 с.
- Культура и образование: материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов 30 января — 2 февраля 2006 года / Под общ. ред. Н. В. Пристача. — СПб.: СПбГАУ, 2006. 124 с.
- Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Этническая психология: Курс лекций: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. — 233 с.
- Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М.: «Ключ-С», 1999. — 224 с.
- Лебедева Н. М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. Межкультурный диалог в школе. Кн. 1. Теория и методология: Научное издание. М.: Изд-во РУДН, 2004. — 195 с.
- Лебедева Н. М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. Межкультурный диалог в школе. Кн. 2. Программа тренинга. М.: Изд-во РУДН, 2004. — 300 с.
- Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН 2003. 268 с.
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. — 316 с.
- Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии, 1997. -№ 11. С. 46−54.
- Леонтович О. А. Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. М.: Гнозис, 2007. — 368 с.
- Леонтович О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография. М.: Гнозис, 2005. — 352 с.
- Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. — М.: Изд-во МПСИ, 2003.-536 с.
- Литвинова В. Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи. Автореф. дис. канд. псих. н. — М., 2007.
- Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А. А. Велика. — М.: Смысл, 2001. — 555 с.
- Лисовский В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование). Материалы научной сессии Тугариновских чтений. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.40−44.
- Ломакина Ю. В. Этапы поликультурного воспитания младших школьников // Образование в современной школе. — № 2. 2008. — С. 31−36.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лурье Л. И. Моделирование региональных образовательных систем: учебник/Л. И. Лурье. М.: Гардарики, 2006. — 287 с.
- Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. 5-е изд. СПб.: Лидер, 2007. — 192 с.
- Маноляк В. Ю. К проблеме компетентностного подхода к оценке качества знаний в современной системе образования // Стандарты и мониторинг в образовании. № 6. — 2007. — С. 54−55.
- Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов — Ун-т Рос. акад. образования. 2-е изд., перераб. — М.- Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. службы, 2002. — 156 с.
- Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.— 157 с.
- Марфусалова В. П. Этнос. Культура. Образование / Мин-во образования Республики Саха (Якутия). НИИ национальных школ. М.: Академия, 2005. — 112 с.
- Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. -М.: «Академия», 2007. 96 с.
- Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — С. 143 — 147.
- Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. — № 11. — С. 46−56.
- Межэтнический и межконфессиональный диалог в российском обществе: проблемы толерантности. Материалы межрегиональной научнопрактической конференции / Под ред. проф. Л. И. Шерстовой. Томск: Дельтаплан, 2003. — 182 с.
- Митина О. В. Математические методы в психологии: Практикум / О. В. Митина. М.: Аспект Пресс, 2008. — 238 с.
- Михайлов В. А. Тенденции эволюции русского этнического сознания (социально-психологический аспект). Ульяновск, УлГТУ, 2001. — 234 с.
- Михневич О. А. Психолого-педагогические проблемы формирования национального самосознания будущих учителей / О. А. Михневич. — Минск: Харвест, 2007. 368 с.
- МолодцоваН. Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. — 208 с.
- Мухина B.C., Хвостов A.A. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. 5-е издание. М.: Академия, 2003. — 624 с.
- На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2000. 255 с.
- Налчаджян А. А. Этнопсихология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. -381 с.
- Налчаджян А. А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Учебное пособие для вузов. Ереван, Изд-во «Огебан», 2000. — 408 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Поиск. 2000. — 13 октября (№ 41). — С. 4−9.
- Немов Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 4.2. — 352 с.
- Образовательное пространство в структуре педагогической науки // Вестник филиала Кемеровского госуниверситета в г. Анжеро-Судженске: Сборник статей / Под ред. Н. А. Хамидулиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — Вып. 4. — С. 154−156.
- Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография / Под общ. ред. В. И. Байденко, Н. А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -206 с.
- Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2007. — 654 с.
- О городской целевой программе развития образования «Столичное образование-4» на 2005−2007 гг. Постановление правительства Москвы от 19.07. 2005 № 529-ПП
- О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Постановление Правительства Российской Федерации № 89 от 14 февраля 2006 г.
- Павленко В. Н., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология: Учебное пособие. -М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. 483 с.
- Палаткина Г. В. Изучение этнопедагогической среды мультикультурного региона: учебное пособие / Г. В. Палаткина. — Астрахань: Изд-во «Астраханский госуниверситет», 2005. 81 с.
- Палаткина Г. В. Мультикультурное образование в полиэтническом образовательном пространстве: Монография. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед ун-та, 2001. — 167 с.
- Палаткина Г. В. Педагогика толерантности: учебное пособие / Г. В. Палаткина, JI. В. Янкина, P. X. Кузнецова, Е. А. Лукьяненко, Д. С. Батарчук. -Астрахань: «Астраханский университет», 2008. — 221 с.
- Паршукова Г. Б. Информационно-библиографическая среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области): Монография / ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2004. — 224 с.
- Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
- Петренко В. Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А. Р., Осипова В. С. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000. — 73 с.
- Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 168 с.
- Платонов Ю. П. Психология национального характера: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. П. Платонов. М.: Академия, 2007. — 240 с.
- Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. — 320 с.
- Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональные аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. — СПб.: Речь, 2005. 324 с.
- Попова М. Социокультурная компетенция — цель вузовского образования // Высшее образование в России. № 1. — 2008. — С. 157−159.
- Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2005. -281 с.
- Почебут Л. Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 284 с.
- Почебут JI. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2000. — 298 с.
- Поштарева Т. Мажаренко С. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования представлений об этнической культуре // Дошкольное воспитание. № 1. — 2008. — С. 43−46.
- Поштарева Т. Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей // Дошкольное воспитание. № 12. -2007.-С. 28−36.
- Поштарева Т. В. Особенности образования в этнически разнообразной среде // Среднее профессиональное образование. 2008. — № 6. — С. 59−60.
- Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография. — Ставрополь: Литера, 2006. — 300 с.
- Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся посредством использования афористических изречений // Начальная школа. № 6. — 2008. — С. 21 — 25.
- Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Автореф. дисс. докт. пед. наук / Ставропольский государственный университет, 2007. — 39 с.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 20е изд. / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О. М.- под ред. М. Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
- Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Сахалинской области. // Южно-Сахалинск, 2003. — 15 с.
- Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального региона. Сборник научных статей. — Махачкала: Изд-во типографии ДНЦ РАН, 2008. 562 с.
- Психодиагностика толерантности личности. Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 208. 172 с.
- Психологические и педагогические аспекты проектирования образовательной среды: Сборник статей/ В. П. Грященко, Г. В. Палаткина, E.H. Гребененюк и др.- Под ред. Г. В. Палаткиной. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2002. —116 с.
- Психологические исследования этнической толерантности / Н. М. Лебедева, В. Ю. Хотинец, А. А. Выскочил, Ю. А. Гаюрова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. — 240 с.
- Психология. Полный энциклопедический справочник/Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.
- Рахкошкин А. А. Открытость образовательного процесса (на примере западноевропейской педагогики) / НовГУ им. Ярослава Мудрого. -Великий Новгород, 2005. 140 с.
- Рощупкин В. Г. Кросскультурная грамотность студента — будущего учителя: диагностика и формирование / В. Г. Рощупкин. — М.: Изд-во МПСИ, 2006.-240 с.
- Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. М.: Высш. шк, 2005. — 310 с.
- Сергеев С. Ф. Обучающее свойство среды: смена парадигмы / С. Ф. Сергеев // Школьные технологии. 2008. — № 2. — С. 25- 33.
- Середенко П. В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: учебное пособие / П. В. Середенко, А. В. Должикова. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2008. — 48 с.
- Сикевич 3. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное пособие. — М.: Механик, 1996. — 208 с.
- Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. 96 с.
- Слободчиков В. И. Антропология образования // Школьные технологии. № 3. — 2008. — С. 3 — 8.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Психологические основы образования: Автореф. дисс. докт. псх. наук/ Психологический институт РАО. — М., 1994. — 78 с.
- Словарь-справочник по социальной психологии / В. Г. Крысько. -СПб.: Питер, 2003. 416 с.
- Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетико-продуктивной педагогики) / Под ред. проф., д.филос.н. В. М. Видгофа. Томск: Томский государственный университет, 2005. — 252 с.
- Современные способы активизации обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, JI. Н. Вавилова, под ред. Т. С. Паниной. -М.: «Академия», 2007. 176 с.
- Солдатова Г. У., Макарчук А. В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. — М.: Генезис, 2006. — 256 с.
- Солдатова Г. У., Шайгерова JI. А., Шарова О. Д. Жить в мире с самим собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. 2-е изд., стер. -М.: Генезис, 2001. 112 с.
- Солдатова Г. У., Шайгерова JL А., Прокофьева Т. Ю. Психодиагностика толерантной личности. — М.: Смысл, 2008. — 172 с.
- Солдатова Г. У. Толерантность — интолерантность — две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантность. — Вып. № 1. — М., 2001. -90−100.
- Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: Научно-методическое пособие / Отв. ред. JI. Н. Бережнова, В. И. Богословский, В. В. Семикин. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 153 с.
- Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. JI. М. Дробижева. — М.: Академия, 2002. -480 с.
- Столяренко JI. Д. Основы психологии. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. 672 с.
- Стефаненко Т. Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий // Мир психологи. № 3 (39) июль-сентябрь. — 2004. — С.38 — 43.
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 368 с.
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 208 с.
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология в системе психологического образования: проблемы и перспективы // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования. — М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 218.
- Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. — М.: МГУ, 1993. — 80 с.
- Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношении: сборник материалов по результатам социологического исследования / Под общ. Ред. П. В. Журавского. М, 2008. — 157 с.
- Сурина И. А., Гайсанов К. Р. Этнические ценности современного студенчества: сущность, структура и методы исследования / Институт молодежи. М.: Социум, 1998. — 117 с.
- Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека // Вопросы психологии. — 2002. — № 2. С. 40−57.
- Сыродеева A.A. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. — 192 с.
- Сысоев П. В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: Монография. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001.-145 с.
- Тавадов Г. Т. Этнология: учебник для вузов. — М.: Проект, 2004. -352 с.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2001. -288 с.
- Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация / Ю. П. Тен. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 328 с.
- Теория культуры: Учебное пособие / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Слово, 2000. — 624 с.
- Ткач Е. Н. Социальная рефлексия учителя как условие и средство его профессионального саморазвития. — Хабаровск: ХГПУ, 2001. — 103 с.
- Толерантность и коммуникация: коллективная монография / Под ред. Г. И. Петровой. Томск: Дельтаплан, 2002. — 178 с.
- Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренира. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. 240 с.
- Трофимова Е. Л., Карнышев А. Д. Методы' исследования и оптимизации межэтнического взаимодействия. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. 224 с.
- Турбовской Я. С. Толерантность — духовно-нравственная основа единого образовательного пространства // Изд-во: АПСН. М., Воронеж, 2003.-С. 33−42.
- Федорова С. Н. Этнокультурная компетентность педагога: Монография- Map. гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. Йошкар-Ола, 2008. — 108 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2-х т. М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — 2-е изд., доп. — М.: Психотерапия, 2009. 544 с.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2002. 336 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм- пер. с англ. Г. Ф. Швейника- общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
- Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 24−32.
- Хакимов Э. Р. Профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и её формирование у студентов // Психологическая наука и образование. 2008. — № 1. — С. 74−81.
- Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. — СПб.: Алетейя, 2000. -240 с.
- Хотинец В. Ю. Теоретико-методологические основания и эмпирические исследования этнической индивидуальности человека // Полисистемное исследование индивидуальности человека / Под ред. Б. А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 50−90.
- Хотинец В. Ю. Событие культур. Психологические универсалии в культурном многообразии. — Изд-во Уральского университета, 2005 — 152 с.
- Цветкова Р. И. Мотивация успешной деятельности в коммуникативном общении: Учебное пособие / Р. И. Цветкова. — Хабаровск: Изд-во ГОУ ВПО ХГПУ, 2003. 116 с.
- Червякова Л. Д., Сапожникова Е. Э. Проблемы межкультурной коммуникации: культурная идентификация и конфликт культур в деловой дискурсивной практике: Учебное пособие. — М.: Изд-во РУДН, 2006. 127 с.
- Численность и размещение населения. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. — 574 с.
- Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность Российского образования: Монография. — М.: Ин-т развития регионального образования, 1997.-175 с.
- Шнейдер Л. Б. Социально-психологические особенности национального менталитета: Учебное пособие / Л. Б. Шнейдер, С. В. Вальцев. М.: Изд-во МПСИ, 2009. — 208 с.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. — СПб.: Алетейя, 1996.-158 с.
- Щеглов В. И. Этническое в психологическом поле студента: Монография. СПб.: Астерион, 2004. — 92 с.
- Этнические группы сибирского мегаполиса: взаимодействие культур, особенности поликультурного и национального образования. — Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003. 176 с.
- Этнокультурные технологии в образовании и воспитании: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22−23 марта 2007 г.) / Состав: Т. Т. Фомина, Н. М. Твердынин, А. И. Родинов. М.: МПГУ, 2007. — 140 с.
- Этносоциальное образовательное пространство в современном мире: материалы международной научно-практической конференции. — Стерлитамак, 2005. — 318 с.
- Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: Словарь / Под общ. ред. А. Г. Козловой. СПб.: Речь, 2007. — 331 с.
- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. — 330 с.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Левин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 368 с.
- Berry J. W., Pleasants M. Ethnic Tolerance in Pluralc Societies // Paper giver at the Internetional Conference on Authoritarism and Dogmatism. — Potsdam, 1984.