Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов в условиях полиэтнической образовательной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективным условием формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности в полиэтнической образовательной среде вуза являются комплексная учебная программа, включающая теоретическую и практическую подготовку с использованием методов активного социально-психологического обучения (дискуссии, ролевые и организационные игры, социально-психологические тренинги, конкурсы и др… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности в современной научной литературе
    • 1. 1. Полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования
    • 1. 2. Межэтническая толерантность и коммуникативная компетентность как условие профессиональной подготовки будущих специалистов
    • 1. 3. Особенности формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов, обучающихся в условиях полиэтнической образовательной среды
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов (экспериментальное исследование)
    • 2. 1. Содержание, организация и методы экспериментального исследования
    • 2. 2. Программа по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов
    • 2. 3. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение
  • Выводы по главе II

Формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов в условиях полиэтнической образовательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В связи с расширением экономических, политических и. культурных связей между странами,.

I • • развитием международных средств массовой коммуникации, миграцией рабочей силы возрастает потребность в специалистах с высоким уровнем: развитияшежэтнической толерантности и коммуникативнойжомпетентности, позволяющим участвовать в эффективной коммуникации с представителямидругих этнических групп в личных целях и профессиональной-деятельности. Актуальность теоретического изучения и экспериментального, исследования межэтнической? толерантности и коммуникативной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки обусловлена рядом противоречий. Во-первых, противоречием между потребностью специалистов, проживающих в полиэтнических регионах, в специальной подготовке к осуществлению профессиональной деятельности в условиях межэтнического взаимодействия и возможностью вузов выпускать именно таких специалистов, какие требуются для полиэтнических регионов. Программы, по которым в настоящее время ведется профессиональная подготовка психологов^ одинаковы для всех: регионов и не учитывают их этнического состава. Во-вторых, противоречием между потребностью, будущих психологов в совершенствовании как общепсихологической, так и этнопсихологической подготовки и недостаточной разработанностью дисциплин предметной подготовки национально-регионального компонента. В-третьих, противоречием между ограниченными возможностямитрадиционно преподаваемых в вузах психологических дисциплин для развития межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов и необходимостью формирования у них толерантности и компетентности как основных элементов профессиональной и духовной культуры.

В этом контексте изучение межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности приобретает особую научную актуальность. На сегодняшний день достаточно широко исследованы: профессиональная подготовка педагогов-психологов с позиции личностно ориентированного подхода (И.В.Гравова, Л. П. Михальцова и др.) — толерантность и её роль в обучении (А.Г.Асмолов, С. К. Бондырева, И. Б. Гриншпун, Г. У. Солдатова и др.) — особенности подросткового и юношеского возраста (И.С.Кон, Д. И. Фельдштейн и др.). Изучением образовательной среды и её влияния на становление индивида занимались В. Г. Бочарова, Т. Н. Малькова, Ю. С. Мануйлов, М. Н. Скаткин, В. И. Слободчиков и другие. Процессу формирования межэтнической толерантности посвящены работы Г. Н. Волкова, Н. М. Лебедевой, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец, О. Е. Хухлаевой и другие. Исследования коммуникативной компетентности личности и её формирования представлены в работах А. А. Бодалева, С. В. Кондратьевой, А. А. Леонтьева, Н. Н. Обозова, Л. А. Петровской и многих других.

Большинство научных исследований по формированию межэтнической толерантности, выполненных до настоящего времени, было сосредоточено на работе с детьми дошкольного, младшего школьного возраста и подростками. Старшим возрастам, в частности, студенческому возрасту, уделялось значительно меньше внимания. Только отдельные работы касались формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у будущих студентов-психологов, практически отсутствуют исследования, которые относятся к формированию соответствующих социально-психологических свойств у психологов, которым предстоит практическая работа с населением в полиэтнических регионах. Такова, например, ситуация в Сахалинской области, где проводилось настоящее исследование.

Анализ научной литературы, изучение реальной практики подготовки будущих психологов к профессиональной деятельности в условиях полиэтнической среды позволяют утверждать, что имеется объективная потребность в исследовании процесса формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у студентов-психологов именно в таких регионах.

Цель исследования — проанализировать особенности межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов и определить пути* их формирования в условиях полиэтнической образовательной среды вуза.

Объект исследования — межэтническая толерантность и коммуникативная компетентность как личностные свойства человека.

Предмет исследования — процесс формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у будущих психологов в условиях полиэтнической образовательной среды вуза.

Гипотезы исследования:

1. Процесс формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов, обучающихся в полиэтнической образовательной среде, возможен при соблюдении ряда условий и среди них:

— наличие у будущих психологов коммуникативных склонностей и коммуникативной толерантностиспособность терпимо и уважительно взаимодействовать с представителями разных этнических групп;

— умение разрешать межэтнические конфликты.

2. Успешное формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов возможно благодаря:

— созданию условий для формирования у студентов понимания других этносов и толерантного отношения к ним;

— использованию в образовательном процессе методов активного социально-психологического обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научные исследования о полиэтнической образовательной среде, межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности в образовании, в том числе и профессиональной вузовской подготовке. Определить в связи с этим исходные теоретико-методологические предпосылки исследования поставленной проблемы.

2. Изучить особенности формирования? межэтнической толерантности и коммуникативной, компетентности студентов-психологов, обучающихся в условиях полиэтнической*образовательной'среды в вузе.

31 Разработать и апробировать комплексную программу формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов на основе методов активного социально-психологического обучения:

4. Сформулировать практические выводы, вытекающие из проведенного исследования.

Методологическую основу исследования определили: принцип системного подхода, согласно которому предмет психологического исследования рассматривается как многоуровневая и целостная реальность (П.К.Анохин, Б. Ф. Ломов и др.) — принцип детерминизма, раскрывающий причинную обусловленность, изучаемых нами понятий в процессе формирования (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) — принцип единства сознания* и деятельности, позволяющий правильно понимать сущность успешной адаптации студентов к полиэтнической образовательной среде в зависимости от того или иного вида деятельности в которую они вовлечены (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев и др.) — принцип личностно ориентированного подхода к человеку, предполагающий, что в психологии каждого человека присутствует и личностно, и национально особенное, проявляющееся в единстве и противоречивости своего содержания (И.А.Зимняя, И. В. Гравова, Л. П. Михальцова, И. С. Якиманская. и др.) — положения, выдвинутые в теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин) — этнокультурный подход к формированию личности (Г.Н.Волков, Н. М. Лебедева, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко,.

В.Ю.Хотинец и др.).

Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы, нормативно-правовых актов, документовметоды психологической диагностики, включающие: экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, Л. А. Шайгеровойметодика измерения этнокультурных установок Н. Д. Эриставианкета для? оценки коммуникативных и организаторских склонностей (Б.А.Федоришин) — методика диагностика коммуникативной толерантности' В. В. Бойкоформирующий экспериментметоды математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились ГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет» и НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия», ставшие в 2007 — 2010 гг. экспериментальной площадкой для исследования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности современной личности в полиэтнической образовательной среде вуза.

В диссертационном исследовании участвовало 123 студента-психолога, из них в контрольной группе — 63 студента Современной гуманитарной академии (9 юношей, 54 девушки), в экспериментальной группе участвовало 60 студентов Сахалинского государственного университета (5 юношей, 55 девушек). Средний возраст испытуемых составил 20,5 лет.

Научная новизна исследования:

1. Определены теоретические подходы к формированию межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности как профессионально значимых свойств личности в процессе профессиональной подготовки студентов-психологов.

2. Уточнены следующие понятия: «межэтническая толерантность» и «коммуникативная компетентность». В определении понятия «межэтническая толерантность» акцентировано внимание на том, что это интегративное личностное свойство, понимаемое как склонность человека терпимо и уважительно взаимодействовать с представителями разных этнических групп независимо от их социального статуса, вероисповедания. Коммуникативная компетентность понимается нами не только как владение вербальными и невербальными средствами общения, но и как умение воспринимать, чувствовать другого, сотрудничать с нимумение эффективно взаимодействовать с представителями разных групп населения.

3. Выявлены психологические составляющие коммуникативной компетентности: коммуникативные склонности, коммуникативная толерантность.

4. Разработан и апробирован вариант программы формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов в полиэтнической образовательной среде вуза на основе активных методов социально-психологического обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

1. Раскрыты и систематизированы понятия «поликультурная образовательная среда», «этнокультурная образовательная среда».

2. Конкретизировано понятие «полиэтническая образовательная среда», понимаемая как часть образовательной среды, которая включает в себя совокупность условий, оказывающих влияние на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур.

3. Определены и содержательно раскрыты полиэтнически ориентированные формы учебной и внеучебной деятельности студентов, направленные на повышение уровня их межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности, формирование необходимых умений и навыков эффективного межличностного взаимодействия в условиях полиэтнической образовательной среды.

4. Выявлены основные направления формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности в образовательном учреждении: а) обучение взаимодействию, взаимопониманиюб) обучение поведению в конфликтных ситуациях, возникающих на национальной почве.

5. Разработана и наполнена этнокультурным содержанием^ совокупность-активных методов обучения и воспитания с целью формирования, межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов.

Основные положения, выносимые. на защиту:

1. Межэтническая" толерантность, и коммуникативная^ компетентность являются основными элементами профессиональной*культуры.современного психолога, работающего в условиях полиэтнической образовательной среды и полиэтнического состава населения, и выступают существенными компонентами в их профессиональной подготовке.

2. Психологическими составляющими межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности как сложных интегративных свойств являются: терпимое и уважительное взаимодействие с представителями разных этнических группумение разрешать межэтнические конфликтыкоммуникативные склонностикоммуникативная толерантность.

3. Условиями успешного формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов вуза являются: стимулирование интереса у студентов к изучению разных этнических культурсоздание положительной установки на взаимодействие с различными этносамивведение в образовательный процесс вуза комплексных программ, предполагающих использование методов активного социально-психологического обучения (деловые и ролевые игры, социально-психологические тренинги).

4. Использование в образовательном процессе вуза активных социально-психологических методов обучения с этнокультурной направленностью может способствовать: а) позитивному принятию студентами межэтнического разнообразия своего полиэтнического регионаб) выработке эффективных стратегий поведения в конфликтной ситуации: готовности к сотрудничеству и компромиссув) терпимому и уважительному взаимодействию с представителями разных этнических групп.

Практическая значимость исследования! заключается в том, что в нем представлена и апробирована комплексная программа формирования-межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у студентов-психологов в вузе. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями, кураторами студенческих групп, руководителями структурных подразделений вузов в целях повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса в вузах. В дополнение к этой программе подобран комплекс психодиагностических методик, позволяющих определять уровень развития межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности.

Результаты диссертационной работы внедрены в практику работы ряда вузов (ГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет», НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия») Сахалинской области и могут быть использованы при подготовке педагогов и психологов в других регионах России.

Достоверность результатов исследования обеспечена применением разнообразных, адекватных цели, объекту, предмету, задачам и методам исследованиястрогой аргументированностью исходных теоретических положенийубедительной логикой организации и проведения формирующего экспериментастатистически подтвержденными" достоверными результатами проверки выдвинутых гипотез.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Сахалинского государственного университета (СахГУ), на научных и практических семинарах для психологов, педагогов, социальных работников (2007 — 2010), на ежегодных международных, региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях: II региональной научно-практической конференции: «Педагогическая наука и образование» (г. Южно-Сахалинск, 6−7 февраля 2008 года);

Международной конференции молодых ученых: «Перспективы развития системного подхода в психологии» (г. Саратов, 17 — 18 апреля 2008' года);

Международнойнаучной конференции: XII Царскосельские чтения: «Становление Российской государственности на современном этапе» (г. Санкт-Петербург, 22 — 23 апреля 2008 года);

III региональной научно-практической конференции «Педагогическая наука и образование» (г. Южно-Сахалинск, 5 — 6 февраля-2009 года);

Международнойнаучно-практической конференции: «Мозаика культур»: теория и практика поликультурного диалога в Азиатско-Тихоокеанском интеграционном поле" (г. Южно-Сахалинск, 20 — 25 марта 2009 года);

Научно-практической конференции: «Формирование толерантности в молодежной среде: проблемы и практика» (г. Южно-Сахалинск, 19 октября — 10 ноября 2009 года);

VI региональной научно-практической конференции «Педагогическая наука и образование» (г. Южно-Сахалинск, 8 февраля 2010 года);

Международном симпозиуме: вчера, сегодня и завтра корейцев, насильно мобилизованных на Сахалин (г. Южно-Сахалинск, 03 июля 2010 года);

Всероссийской научно-практической конференции: «Приоритеты развития современного российского образования: проблемы и перспективы» (г. Южно-Сахалинск, 11−12 ноября 2010 года).

Научно-исследовательская работа продолжалась в течение 3-х лет и включала в себя три этапа.

Первый этап (2007—2008 гг.) — поисково-теоретический, был связан с изучением и анализом философской, культурологической, психологической, педагогической, этнологической и учебно-методической литературы по теме исследования с выявлением тенденций развития полиэтнического образования в нашей стране. В результате проведения этого этапа определилось проблемное поле исследования, был конкретизирован его категориальный аппарат, уточнены основные понятия, что позволило определить психолого-педагогические особенности формирования-, межэтнической толерантности студентов-психологов, их готовности^ работе в полиэтнической образовательной среде.

Второй этап (2008—2009 гг.) — опытно-экспериментальный. Он включал в себя разработку и апробацию программы по формированию межэтнической толерантности и коммуникативной, компетентности студентов-психологов в полиэтнической образовательной среде вуза. Здесь также осуществлялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Третий этап (2009—2010 гг.) — завершающий (обобщающий). Он был посвящен систематизации и обобщению полученных результатов, формулировке выводов, оформлению диссертации.

Основные положения диссертации нашли отражение в 9 публикациях автора, в том числе в двух статьях в, рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК РФ.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 239 наименований, приложений. Общий объем работы 210 страниц. В тексте диссертации имеются 5 таблиц, 2 рисунка.

4. Результаты исследования специфики социальной, коммуникативной и этнической толерантности, толерантности как черты личности, коммуникативных склонностей, способности к разрешению межэтнических конфликтов показали, что они являются профессионально значимыми качествами личности студента — будущего психолога.

5. Результаты формирующего эксперимента подтвердили нашу гипотезу о том, что формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности на психологических факультетах возможно на основе комплексной учебной программы, направленной на профилактику и преодоление интолерантного поведения студентов в образовательной среде вуза. Реализация данной программы обеспечила оптимальные условия для совершенствования активной жизненной позиции и психологической готовности к толерантному поведению в межэтническом взаимодействии субъектов образовательного процесса.

6. Эффективность преодоления интолерантного поведения в вузе обусловлено: личностно-ориентированной и этнокультурной направленностью обучениявнешними условиями, создающими особую благоприятную образовательную средуличностным потенциалом студентов. Создание таких условий становится перспективным направлением в решении проблемы продуктивного включения студентов в образовательный процесс, а тем самым формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности.

7. Эффективным условием формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности в полиэтнической образовательной среде вуза являются комплексная учебная программа, включающая теоретическую и практическую подготовку с использованием методов активного социально-психологического обучения (дискуссии, ролевые и организационные игры, социально-психологические тренинги, конкурсы и др.). Результатом комплексного обучения является формирование коммуникативной компетентности как одной из составляющих межэтнической толерантности, позволяющая преодолевать межэтнические конфликты через сотрудничество, компромиссизменять коммуникативные стереотипы и преодолевать барьеры в общении с людьми разных национальностей. Положительный эмоциональный фон таких занятий значительно влияет на формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности.

8. Важными условиями для успешного формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у студентов психологического факультета являются: совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов, отвечающих современным требованиямсоединение в практике преподавания традиционных методов обучения с активными социально-психологическими методами обученияиспользование потенциала региона для развития личности.

9. Результаты диссертационного исследования могут теоретически и практически способствовать организации психологической, педагогической, социальной помощи студентам, служить исходными данными для проведения дальнейших исследований по затронутой нами важнейшей проблематике этнопсихологии, а также быть использованными в качестве учебного материала при подготовке студентов психологических и педагогических специальностей.

Заключение

.

Выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование, посвященное изучению проблемы формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у будущих психологов в полиэтнической образовательной среде, позволило сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ состояния проблемы полиэтнической образовательной среды, обеспечивающий ориентацию молодежи в различных жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности, показал необходимость рассмотрения данного феномена как социального явления в системе «Человек-Человек»:

Раскрыты и систематизированы понятия «поликультурная образовательная среда», «этнокультурная образовательная среда» и «полиэтническая образовательная среда».

Конкретизировано понятие «полиэтническая образовательная среда», понимаемая как часть образовательной среды, которая включает в себя совокупность условий, оказывающих влияние на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур.

Уточнено понятие «межэтническая толерантность», в котором акцентировано внимание на том, что это интегративное личностное свойство, понимаемое как склонность человека терпимо и уважительно взаимодействовать с представителями разных этнических групп, независимо от их социального статуса, вероисповедания и др.

А коммуникативная компетентность понимается нами не только как владение вербальными и невербальными средствами общения, но и как умение воспринимать, чувствовать другого, сотрудничать с нимумение эффективно взаимодействовать с представителями разных групп населения.

2. Получили подтверждение важнейшие теоретические положения педагогической, социальной, возрастной и этнопсихологии, лежащие в основе наших исходных гипотез:

Межэтническая толерантность и коммуникативная компетентность являются профессионально значимыми личностными качествами студентов-психологов, проживающих в полиэтнических регионах страны.

Одним из наиболее эффективных путей формирования толерантных отношений в современном обществе является образовательная среда, выступающая не только средством трансляции культуры, но и средством развития общества, формирования новой толерантной культуры.

Феномен толерантности как любое свойство дихотомично по своей природе. Дихотомичность толерантности характеризуется наличием противоположного качества — интолерантности. В процессе формирования толерантности коммуникативная сфера имеет существенное значение. Эти положения являются основополагающими для разработки технологий формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности.

3. Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили нашу гипотезу о том, что личностные особенности студентов могут иметь сложную структуру, содержащую как позитивные, так и негативные компоненты этнокультурных установок, коммуникативного личностного потенциала, этнической толерантности, влияющих на межэтническое взаимодействие в полиэтнической образовательной среде вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии, 2003. № 3. — С. 78−82.
  2. Ю. А. Структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов: Дис. канд. психол. наук. Тамбов, 2005.
  3. Айгумова 3. И. Этническое самосознание молодежи в ситуации многополярного миропорядка. Монография. — М.: Прометей, 2005. — 176 с.
  4. Г. В. Социальная психология образования: Учебно-методическое пособие. -М.: МПСИ, 2000. 295 с.
  5. Актуальные вопросы этнопсихологической подготовки педагога: Учебное пособие / Под общ. ред. JI. Н. Бережновой. СПб.: «Астерион», 2004.-312 с.
  6. JI. Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов. Томск: STL, 2005. — 268 с.
  7. В. Социальная адаптация вынужденных переселенцев в полиэтническом приграничном регионе России (социологический аспект) // Мониторинг общественного мнения. № 3 (59) май — июнь. — 2002. — С. 18 -25.
  8. С. П., Тыхеева Ю. Ц. Ключ к общению (этнокультурные и этнопсихологические аспекты общения). — Улан-Удэ: ВСГТУ, 2007. — 136 с.
  9. А. Очерки русской этнопсихологии. СПб.: Тропа Троянова, 1998. — 254с.
  10. Анн JI. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2008.-272 с.
  11. Ю. М., Давитадзе М. Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. Учебное пособие. М.: «Щит-М», 2004. — 368 с.
  12. Т. Ю., Шулакова О. А. Образовательная среда как условие развития личностных характеристик толерантности у подростков и юношей // Психология обучения. № 6. — июнь. — 2008. — С. 4−13.
  13. Ю. В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, JI. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. — М.: Аспект-Пресс, 1999'. — 271 с.
  14. А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник, 2001. № 1. — С. 4−7.
  15. А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. — М.: Смысл, 1998. — 246 с.
  16. . Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 200 Г. — 304 с.
  17. И. А. Психологическая безопастность в образовании: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2002. — 271 с.
  18. И. В. Мультикультурное образование в многофункциональных странах (Опыт США, Канады, Австралии). Монография. М.: Изд-во «Прометей» МШУ, 2008. — 336 с.
  19. А. С. Этническая психология. Киев: Тандем, 2000. — 264 с.
  20. . П. Педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2009. — 448с.
  21. Безюлева R В., Бондырева С. К., Шеламова Г. М. Толерантность в пространстве образования. Учебное пособие — М.:МПСИ, 2005. — 152 с.
  22. А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. пособие. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. — 378 с.
  23. Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 208 с.
  24. С. Притяжения культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / Пер. с англ.- под ред. В. И. Иноземцева. М.: Логос, 2003. -350 с.
  25. Л. Н. Полиэтническая образовательная среда: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 203 с.
  26. Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 240 с.
  27. Л. Н. Этнопедагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — М.: Академия, 2007. 240 с.
  28. А. А. Психология общения: Избранные психологические труды.-2-е издание. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.
  29. С. К., Кураков Л. П., Лиферов А. П., Никандров Н. Д. Образовательное пространство России: проблемы интеграции. М.: Вуз и школа, 2004. — 464 с.
  30. С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. 2-е изд., стер. — М.: Изд-во МПСИ, 2007. — 296 с.
  31. С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Изд-во МПСИ, 2003. — 240 с.
  32. В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: Монография / В. П. Борисенков. М.: Педагогика, 2006. -464 с.
  33. , Р. В. Диалог языка и этнической идентичности в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Томского государственного университета, Томск: ТГУ, 2007. — № 277. — июнь. — С. 154 157.
  34. Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко- под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. -М.: Академия, 2006. 288 с.
  35. Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков- под ред. Н. М. Борытко. — М.: Академия, 2007. — 496 с.
  36. В. М. Основы этнопсихологии: Учебное пособие. -Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1997. 113 с.
  37. Р. Р. Формирование этнокультурной компетентности будущих учителей // Этносоциальное образовательное пространство в современном мире: материалы международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2005. — С. 257 — 259.
  38. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской. -М.: Наука, 1994.-255 с.
  39. Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.- 152 с.
  40. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Ред. кол.: М. П. Мчедлов (отв. ред.), Ю. А. Гаврилов, В. В. Горбунов и др. -М.: Культурная революция, 2007. 368 с.
  41. А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. — М., 1986. — С. 137.
  42. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 1999. — 168 с.
  43. Н. Е., Бессарабова И. С. Мультикультурная подготовка учителя в США // Педагогика. № 4. — 2008. — С.100 — 107.
  44. Воспитание толерантной личности / Сост. Л. И. Коротких, А. А. Евтушенко. Часть 1. — М.: УМЦ ПО ДОМ, 2008. — 108 с.
  45. П. Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. -М.: «Книжный дом „Университет“», 2000. — 336 с.
  46. П. Я. Психология как объективная наука / Под ред. А. И. Подольского. М.: Институт практической психологии, 1998. — 480 с.
  47. Ги Л. Прикладная педагогическая психология. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.- 416 с.
  48. Горбушина' О: П- .Психологический тренинг. Секреты проведения- — СПб.: Питер, 2008. 176 с.
  49. О. В., Данилюк А. Я. Воспитание в современной России // Вестник Московского университета. Серия 20- - № 1. — 2008. — Январь-Март. — С. 39−58.
  50. О. В. Поликультурное образование: теория и практика: Монография.- Ростовгна-Дону: Изд-во РГПУ, 20 031 — 512 с.
  51. Гуц.Е. Н., Орлова Н. В., Этнос и социум: лингвистические модели сознания. // Вестник Томского- государственного университета: общенаучный' периодический журнал № 37. — Октябрь. — 2004. — 99 с.
  52. А. Г. Философия личности и культурно-институциональные процессы: Монография. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005. -220 с.
  53. Ю. С. Мир в полиэтнической России через языки, образование, культуру // Профессионал. — Выпуск № 1. — 2008. С. 7 — 9.
  54. А. Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-400 с.
  55. А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование. М.: Академия, 2008. — 304 с.
  56. А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2007. 224 с.
  57. , А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития. // Педагогика, 2002. № 10. — С.93.
  58. Г. Д. Многокультурное образование. — М.: Народное образование, 1999. 208 с.
  59. Г. Д. Организация учебного процесса в американском университете // Школьные технологии. — 2006. № 2. — 66−73.
  60. Э.Д. Образовательный стандарт в контексте обновления содержания образования. — М.: Институт новых образовательных систем, 2002. 26 с.
  61. И. В. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. М.: «Академия», 1999. — 464 с.
  62. Духовность человека: педагогика развития: учеб. пособие/ Н. В. Михалковича- под ред. Н. В. Михалковича. Мн.: Тесей, 2006. — 400 с.
  63. Э. В. Этнокультурная компетентность педагога // Вестник Томского государственного университета: Общенаучный педагогический журнал. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. — Июнь. — №.76. — С. 35−39.
  64. Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 166 с.
  65. А. А. Психология: формы и методы обучения: Учебно-методическое пособие. -М.: Компания Спутник +, 2006. — 125 с.
  66. А. А. Ментальность россиян в контексте этнокультурных особенностей: Монография / А. А. Еромасова. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. 178 с.
  67. А. А. Этнокультурные особенности российского менталитета в. социокультурном пространстве Дальнего Востока: Монография / A.A. Еромасова. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2008. —220 с.
  68. Жук О. JL. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета // Сравнительная педагогика. 2008. — № 3. — С. 100:
  69. И. А. Педагогическая" психология: Учебник для вузов. — М.: Логос, 2004. 384 с.
  70. В. Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме: ученое пособие / В. Г. Зинченко, В: Г. Зусман, 3. И. Кирнозе. М.: Наука, 2007. — 224* с.
  71. В. М. Толерантность как элемент адаптации человека в культуре / Дефиниции культуры. — Вып. 3. — Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998. -С. 55−59.
  72. А. И., Куликова С. А. Компетентностный подход в среднем и высшем педагогическом образовании // Среднее профессиональное образование. 2008. — № 5. — С. 47−50.
  73. М. А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к высшей школе. — СПб.: Нестор, 2000. — 149 с.
  74. М. И. Русские старожилы Сахалина. Вторая половина XIX — начало XX вв. Южно-Сахалинск: Сахалинское областное книжное издательство, 2007. — 360 с.
  75. Л. А. Психологические особенности обучения студентов // Психология обучения. № 3, март. — 2007. — С. 4−11.
  76. В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. — 250 с.
  77. М. Тренинг межкультурных отношений. Часть 1. — М.: Ось-89, 2006.- 112 с.
  78. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2000. 176 с.
  79. Н. В. Современное профессиональное образование: психолого-акмеологический подход: Монография / Н. В. Козлов. — Томск: Изд-во ТГУ, 2007. 197 с.
  80. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 252 с.
  81. Ю. М. Социальная психология студенчества: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 160 с.
  82. А. А. Эргодизайн образовательного пространства: (размышления психолога) / А. А. Криулина. М.: ПЭРСЭ, 2003. — 190 с.
  83. Н. Б. Культура учебной деятельности // Школьные технологии. № 1. — 2002. — С. 224−230.
  84. В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций / В. Г. Крысько. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. — 448 с.
  85. В. Г. Этническая психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2007. — 320 с.
  86. В. Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 344 с.
  87. Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 2-е изд. — М.: Ось-89, 1997. — 208 с.
  88. М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. № 6. — 1999. — С. 3−11.
  89. Культура и образование: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов 25−31 января 2005 года / Под общ. ред. М. А. Новикова. СПб.: СПбГАУ, 2005. — 79 с.
  90. Культура и образование: материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов 30 января — 2 февраля 2006 года / Под общ. ред. Н. В. Пристача. — СПб.: СПбГАУ, 2006. 124 с.
  91. Г. А., Пожарская Е. Н. Этническая психология: Курс лекций: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. — 233 с.
  92. Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М.: «Ключ-С», 1999. — 224 с.
  93. Н. М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. Межкультурный диалог в школе. Кн. 1. Теория и методология: Научное издание. М.: Изд-во РУДН, 2004. — 195 с.
  94. Н. М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. Межкультурный диалог в школе. Кн. 2. Программа тренинга. М.: Изд-во РУДН, 2004. — 300 с.
  95. Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН 2003. 268 с.
  96. Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. — 316 с.
  97. В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии, 1997. -№ 11. С. 46−54.
  98. О. А. Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. М.: Гнозис, 2007. — 368 с.
  99. О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография. М.: Гнозис, 2005. — 352 с.
  100. А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. — М.: Изд-во МПСИ, 2003.-536 с.
  101. В. Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи. Автореф. дис. канд. псих. н. — М., 2007.
  102. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А. А. Велика. — М.: Смысл, 2001. — 555 с.
  103. В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование). Материалы научной сессии Тугариновских чтений. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.40−44.
  104. Ю. В. Этапы поликультурного воспитания младших школьников // Образование в современной школе. — № 2. 2008. — С. 31−36.
  105. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  106. Л. И. Моделирование региональных образовательных систем: учебник/Л. И. Лурье. М.: Гардарики, 2006. — 287 с.
  107. В. Я. Методика преподавания психологии. 5-е изд. СПб.: Лидер, 2007. — 192 с.
  108. В. Ю. К проблеме компетентностного подхода к оценке качества знаний в современной системе образования // Стандарты и мониторинг в образовании. № 6. — 2007. — С. 54−55.
  109. Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов — Ун-т Рос. акад. образования. 2-е изд., перераб. — М.- Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. службы, 2002. — 156 с.
  110. А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.— 157 с.
  111. В. П. Этнос. Культура. Образование / Мин-во образования Республики Саха (Якутия). НИИ национальных школ. М.: Академия, 2005. — 112 с.
  112. Н. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. -М.: «Академия», 2007. 96 с.
  113. М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — С. 143 — 147.
  114. В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. — № 11. — С. 46−56.
  115. Межэтнический и межконфессиональный диалог в российском обществе: проблемы толерантности. Материалы межрегиональной научнопрактической конференции / Под ред. проф. Л. И. Шерстовой. Томск: Дельтаплан, 2003. — 182 с.
  116. О. В. Математические методы в психологии: Практикум / О. В. Митина. М.: Аспект Пресс, 2008. — 238 с.
  117. В. А. Тенденции эволюции русского этнического сознания (социально-психологический аспект). Ульяновск, УлГТУ, 2001. — 234 с.
  118. О. А. Психолого-педагогические проблемы формирования национального самосознания будущих учителей / О. А. Михневич. — Минск: Харвест, 2007. 368 с.
  119. МолодцоваН. Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. — 208 с.
  120. B.C., Хвостов A.A. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. 5-е издание. М.: Академия, 2003. — 624 с.
  121. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2000. 255 с.
  122. А. А. Этнопсихология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. -381 с.
  123. А. А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Учебное пособие для вузов. Ереван, Изд-во «Огебан», 2000. — 408 с.
  124. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Поиск. 2000. — 13 октября (№ 41). — С. 4−9.
  125. Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 4.2. — 352 с.
  126. Образовательное пространство в структуре педагогической науки // Вестник филиала Кемеровского госуниверситета в г. Анжеро-Судженске: Сборник статей / Под ред. Н. А. Хамидулиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — Вып. 4. — С. 154−156.
  127. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография / Под общ. ред. В. И. Байденко, Н. А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -206 с.
  128. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2007. — 654 с.
  129. О городской целевой программе развития образования «Столичное образование-4» на 2005−2007 гг. Постановление правительства Москвы от 19.07. 2005 № 529-ПП
  130. О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Постановление Правительства Российской Федерации № 89 от 14 февраля 2006 г.
  131. В. Н., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология: Учебное пособие. -М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. 483 с.
  132. Г. В. Изучение этнопедагогической среды мультикультурного региона: учебное пособие / Г. В. Палаткина. — Астрахань: Изд-во «Астраханский госуниверситет», 2005. 81 с.
  133. Г. В. Мультикультурное образование в полиэтническом образовательном пространстве: Монография. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед ун-та, 2001. — 167 с.
  134. Г. В. Педагогика толерантности: учебное пособие / Г. В. Палаткина, JI. В. Янкина, P. X. Кузнецова, Е. А. Лукьяненко, Д. С. Батарчук. -Астрахань: «Астраханский университет», 2008. — 221 с.
  135. Г. Б. Информационно-библиографическая среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области): Монография / ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2004. — 224 с.
  136. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
  137. В. Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А. Р., Осипова В. С. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000. — 73 с.
  138. Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 168 с.
  139. Ю. П. Психология национального характера: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. П. Платонов. М.: Академия, 2007. — 240 с.
  140. Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. — 320 с.
  141. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональные аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. — СПб.: Речь, 2005. 324 с.
  142. М. Социокультурная компетенция — цель вузовского образования // Высшее образование в России. № 1. — 2008. — С. 157−159.
  143. Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2005. -281 с.
  144. Л. Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 284 с.
  145. JI. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2000. — 298 с.
  146. Т. Мажаренко С. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования представлений об этнической культуре // Дошкольное воспитание. № 1. — 2008. — С. 43−46.
  147. Т. Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей // Дошкольное воспитание. № 12. -2007.-С. 28−36.
  148. Т. В. Особенности образования в этнически разнообразной среде // Среднее профессиональное образование. 2008. — № 6. — С. 59−60.
  149. Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография. — Ставрополь: Литера, 2006. — 300 с.
  150. Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся посредством использования афористических изречений // Начальная школа. № 6. — 2008. — С. 21 — 25.
  151. Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Автореф. дисс. докт. пед. наук / Ставропольский государственный университет, 2007. — 39 с.
  152. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 20е изд. / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О. М.- под ред. М. Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
  153. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Сахалинской области. // Южно-Сахалинск, 2003. — 15 с.
  154. Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального региона. Сборник научных статей. — Махачкала: Изд-во типографии ДНЦ РАН, 2008. 562 с.
  155. Психодиагностика толерантности личности. Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 208. 172 с.
  156. Психологические и педагогические аспекты проектирования образовательной среды: Сборник статей/ В. П. Грященко, Г. В. Палаткина, E.H. Гребененюк и др.- Под ред. Г. В. Палаткиной. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2002. —116 с.
  157. Психологические исследования этнической толерантности / Н. М. Лебедева, В. Ю. Хотинец, А. А. Выскочил, Ю. А. Гаюрова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. — 240 с.
  158. Психология. Полный энциклопедический справочник/Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.
  159. А. А. Открытость образовательного процесса (на примере западноевропейской педагогики) / НовГУ им. Ярослава Мудрого. -Великий Новгород, 2005. 140 с.
  160. В. Г. Кросскультурная грамотность студента — будущего учителя: диагностика и формирование / В. Г. Рощупкин. — М.: Изд-во МПСИ, 2006.-240 с.
  161. А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. М.: Высш. шк, 2005. — 310 с.
  162. С. Ф. Обучающее свойство среды: смена парадигмы / С. Ф. Сергеев // Школьные технологии. 2008. — № 2. — С. 25- 33.
  163. П. В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: учебное пособие / П. В. Середенко, А. В. Должикова. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2008. — 48 с.
  164. Сикевич 3. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное пособие. — М.: Механик, 1996. — 208 с.
  165. М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  166. М. Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. 96 с.
  167. В. И. Антропология образования // Школьные технологии. № 3. — 2008. — С. 3 — 8.
  168. В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  169. В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Психологические основы образования: Автореф. дисс. докт. псх. наук/ Психологический институт РАО. — М., 1994. — 78 с.
  170. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Г. Крысько. -СПб.: Питер, 2003. 416 с.
  171. Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетико-продуктивной педагогики) / Под ред. проф., д.филос.н. В. М. Видгофа. Томск: Томский государственный университет, 2005. — 252 с.
  172. Современные способы активизации обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, JI. Н. Вавилова, под ред. Т. С. Паниной. -М.: «Академия», 2007. 176 с.
  173. Г. У., Макарчук А. В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. — М.: Генезис, 2006. — 256 с.
  174. Г. У., Шайгерова JI. А., Шарова О. Д. Жить в мире с самим собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. 2-е изд., стер. -М.: Генезис, 2001. 112 с.
  175. Г. У., Шайгерова JL А., Прокофьева Т. Ю. Психодиагностика толерантной личности. — М.: Смысл, 2008. — 172 с.
  176. Г. У. Толерантность — интолерантность — две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантность. — Вып. № 1. — М., 2001. -90−100.
  177. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: Научно-методическое пособие / Отв. ред. JI. Н. Бережнова, В. И. Богословский, В. В. Семикин. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 153 с.
  178. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. JI. М. Дробижева. — М.: Академия, 2002. -480 с.
  179. JI. Д. Основы психологии. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. 672 с.
  180. Т. Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий // Мир психологи. № 3 (39) июль-сентябрь. — 2004. — С.38 — 43.
  181. Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 368 с.
  182. Т. Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 208 с.
  183. Т. Г. Этнопсихология в системе психологического образования: проблемы и перспективы // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования. — М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 218.
  184. Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. — М.: МГУ, 1993. — 80 с.
  185. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношении: сборник материалов по результатам социологического исследования / Под общ. Ред. П. В. Журавского. М, 2008. — 157 с.
  186. И. А., Гайсанов К. Р. Этнические ценности современного студенчества: сущность, структура и методы исследования / Институт молодежи. М.: Социум, 1998. — 117 с.
  187. А. В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека // Вопросы психологии. — 2002. — № 2. С. 40−57.
  188. A.A. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. — 192 с.
  189. П. В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: Монография. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001.-145 с.
  190. Г. Т. Этнология: учебник для вузов. — М.: Проект, 2004. -352 с.
  191. Н. Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2001. -288 с.
  192. Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация / Ю. П. Тен. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 328 с.
  193. Теория культуры: Учебное пособие / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
  194. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Слово, 2000. — 624 с.
  195. Е. Н. Социальная рефлексия учителя как условие и средство его профессионального саморазвития. — Хабаровск: ХГПУ, 2001. — 103 с.
  196. Толерантность и коммуникация: коллективная монография / Под ред. Г. И. Петровой. Томск: Дельтаплан, 2002. — 178 с.
  197. К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренира. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. 240 с.
  198. Е. Л., Карнышев А. Д. Методы' исследования и оптимизации межэтнического взаимодействия. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. 224 с.
  199. Я. С. Толерантность — духовно-нравственная основа единого образовательного пространства // Изд-во: АПСН. М., Воронеж, 2003.-С. 33−42.
  200. С. Н. Этнокультурная компетентность педагога: Монография- Map. гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. Йошкар-Ола, 2008. — 108 с.
  201. Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2-х т. М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.
  202. Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — 2-е изд., доп. — М.: Психотерапия, 2009. 544 с.
  203. К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2002. 336 с.
  204. Э. Бегство от свободы / Э. Фромм- пер. с англ. Г. Ф. Швейника- общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  205. И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 24−32.
  206. Э. Р. Профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и её формирование у студентов // Психологическая наука и образование. 2008. — № 1. — С. 74−81.
  207. В. Ю. Этническое самосознание. — СПб.: Алетейя, 2000. -240 с.
  208. В. Ю. Теоретико-методологические основания и эмпирические исследования этнической индивидуальности человека // Полисистемное исследование индивидуальности человека / Под ред. Б. А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 50−90.
  209. В. Ю. Событие культур. Психологические универсалии в культурном многообразии. — Изд-во Уральского университета, 2005 — 152 с.
  210. Р. И. Мотивация успешной деятельности в коммуникативном общении: Учебное пособие / Р. И. Цветкова. — Хабаровск: Изд-во ГОУ ВПО ХГПУ, 2003. 116 с.
  211. Л. Д., Сапожникова Е. Э. Проблемы межкультурной коммуникации: культурная идентификация и конфликт культур в деловой дискурсивной практике: Учебное пособие. — М.: Изд-во РУДН, 2006. 127 с.
  212. Численность и размещение населения. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. — 574 с.
  213. В. К. Этнокультурная направленность Российского образования: Монография. — М.: Ин-т развития регионального образования, 1997.-175 с.
  214. Л. Б. Социально-психологические особенности национального менталитета: Учебное пособие / Л. Б. Шнейдер, С. В. Вальцев. М.: Изд-во МПСИ, 2009. — 208 с.
  215. Г. Г. Введение в этническую психологию. — СПб.: Алетейя, 1996.-158 с.
  216. В. И. Этническое в психологическом поле студента: Монография. СПб.: Астерион, 2004. — 92 с.
  217. Этнические группы сибирского мегаполиса: взаимодействие культур, особенности поликультурного и национального образования. — Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003. 176 с.
  218. Этнокультурные технологии в образовании и воспитании: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22−23 марта 2007 г.) / Состав: Т. Т. Фомина, Н. М. Твердынин, А. И. Родинов. М.: МПГУ, 2007. — 140 с.
  219. Этносоциальное образовательное пространство в современном мире: материалы международной научно-практической конференции. — Стерлитамак, 2005. — 318 с.
  220. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: Словарь / Под общ. ред. А. Г. Козловой. СПб.: Речь, 2007. — 331 с.
  221. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. — 330 с.
  222. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  223. В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 368 с.
  224. Berry J. W., Pleasants M. Ethnic Tolerance in Pluralc Societies // Paper giver at the Internetional Conference on Authoritarism and Dogmatism. — Potsdam, 1984.
Заполнить форму текущей работой