Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закономерности проявления психики и поведения военнослужащего в бою

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из причин возникновения дистресса и, вместе с тем, его показателем выступает усталость. Известно, что сопротивление организма воина боевым стресс-факторам, его приспособление к условиям боевой обстановки сопровождается мощным расходом энергетических ресурсов, утомлением, нервным истощением. Утомление — состояние, сигнализирующее о степени израсходования энергетических запасов организма… Читать ещё >

Закономерности проявления психики и поведения военнослужащего в бою (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В опубликованной статье заместителя начальника шестого Центрального военного клинического госпиталя МО РФ полковника Иванова А. Л.[1] приводятся данные о том, что в психогенезе стрессогенных расстройств, наблюдавшихся у раненых, исследователи выделяют ряд детерминант, в том числе:

  • — предшествующее ранению фоновое психотравмирующее воздействие факторов боевой обстановки (длительность нахождения в условиях войны, интенсивность боев);
  • — особенности индивидуальной реакции на витальную угрозу;
  • — психический и общий шок в момент ранения и пр.

У комбатантов (от франц. combattant — воин, боец; в международном праве — лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях) со сроками лечения 30—50 суток выраженность личностных изменений находит новое отражение в коммуникативной сфере и сфере морально-нравственной нормативности. Иными словами, за время длительного лечения у многих раненых формируются негативные психологические стрессовые реакции, имеющие большей частью демонстративный и оппозиционно-вызывающий характер.

Яркую картину действия условий боевой обстановки на военнослужащего описана А. Г. Караяни. и И. В. Сыромятниковым: «Война — величайшая драма, разыгрывающаяся в душе воина и захватывающая все его существо. Постоянная угроза самой жизни человека, его здоровью, калейдоскопическое изменение боевой обстановки, длительные, нередко превышающие пределы человеческих возможностей нагрузки, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии по отношению к врагу, противоборство возвышенных и низменных, альтруистических и эгоистических побуждений, — все это сопровождается чудовищным напряжением физических и духовных сил воина, порождает богатейшую палитру эмоций, настроений, состояний, чувств». Поэтому, по мнению этих авторов, познать природу и закономерности проявления психики воина в бою и, следовательно, научиться влиять на нее — значит, обеспечить психологическое превосходство над врагом, добиться победы над ним. Безусловно, война оказывает негативное, но и позитивное влияние на своих участников. У некоторых из них как бы открывается новое, более яркое и точное вйдение и чувствование мира, оригинальная система ценностей и наблюдений, составляющая своеобразную житейскую мудрость, особая чувствительность к неискренности, лжи, фальши в человеческих отношениях, подобно тому, как из хрупкого графита в крайне неблагоприятных условиях образуется самое прочное вещество на земле — алмаз; из молодых, не имеющих жизненного опыта людей, формируются духовно крепкие, закаленные, целостные личности. А. М. Столяренко выделяет позитивные изменения, которые, по его мнению, происходят у большинства участников боевых действий[2].

Закономерности проявления психики и поведения военнослужащего в бою.

Столяренко Алексей Михайлович Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы России.

Участник Великой Отечественной войны. В декабре 1941 г. добровольцем ушел на фронт. В 1942 г. в составе морской пехоты участвовал в боях на Северном Кавказе, а в 1943 г. — матросом в боевых действиях кораблей эскадры Черноморского флота, высадках морских десантов на Таманском побережье и Крыму. После войны окончил высшее военно-морское училище, прослужил на флоте 35 лет, закончив командиром соединения кораблей, капитаном I ранга Соглашаясь с ним, подчеркнем, что эти позитивные трансформации могут иметь место у участников успешной боевой деятельности, воспринимаемой как социально ценной и значимой, а отдельные — скорее желаемы, чем достижимы.

Вряд ли можно ожидать изменений позитивного регистра у лиц, потерявших здоровье, ставших инвалидами, у воинов, участвовавших в войне, признанной проигранной.

Тем не менее, можно ожидать следующие положительные последствия от участия в боевых действиях.

  • 1. Повышение умелости, опытности, профессионализма. Война ускоряет социальное время. Человек обучается на ней жизненно важным навыкам в кратчайшие сроки. Он приобретает такие важные для любой профессии качества, как дисциплинированность, организованность, ответственность, предусмотрительность, бдительность, способность к согласованным коллективным действиям. Это способствует успешности социального функционирования участников боевых действий.
  • 2. Личностный рост и самореализация человека, проявляющиеся в повышении самоуважения, ощущении собственной ценности, уверенности в своих силах, в умении владеть собой. У участников боевых действий закаляется воля, развиваются смелость, интеллектуальные качества. «Под влиянием пережитых трудностей происходит нередко и переоценка ценностей, формирование новых жизненных приоритетов, что делает человека более активным».
  • 3. Укрепление физического здоровья и сил. Многие участники войны выходят из нее физически более развитыми, выносливыми, менее подверженными «мирным» заболеваниям (простуда, ОРЗ и др.).
  • 4. Повышение социального статуса, выражающееся в более уважительном отношении к ветеранам других людей, признании их заслуг. Многие участники боевых действий сегодня занимают важные посты в государстве, стали известными политическими деятелями.

Неслучайно многие ветераны войны вспоминают ее как продуктивно поведенное время, как личностно значимый период времени. Наиболее отчетливо выразил эту мысль участник Великой Отечественной войны М. И. Сахаров: «Война — лучшее, что было у меня в жизни…» В исследовании, проведенном Е. О. Лазебной и М. Е. Зеленовой, приводятся аналогичные оценки участия в войне ветеранов Афганистана: «…там было настоящее дело», «…приобрели полезный жизненный опыт», «…научился общаться с людьми», «Афганистан — это здорово!», «…понял то, что я могу то, чего другие не могут» и т. д.[3] В проведенном исследовании более 50% ветеранов, проходивших лечение в Центре медицинской реабилитации им. М. А. Лиходея, в три — пять баллов оценили позитивность своего участия в боевых действиях (по 5-балльной шкале). Эти данные дополняются и в творчестве, и в повседневном общении с участниками боевых действий. В настоящее время, уже по прошествии многих лет после войны, ветераны организовывают общественные встречи, творческие вечера, различные патриотические мероприятия. В качестве одного из примеров можно представить обсуждение давно минувших событий ветеранами афганской войны в социальных сетях (рис. 1.3)[4].

Вместе с тем в последнее время психологи все чаще сходятся в том, что основной реакцией воина на боевые события является боевой стресс.

Обсуждение событий, прошедших несколько десятков лет назад, одним из ветеранов боевых действий в соцсетях.

Рис. 1.3. Обсуждение событий, прошедших несколько десятков лет назад, одним из ветеранов боевых действий в соцсетях.

Боевой стресс — многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма в условиях боевой обстановки, сопровождаемый напряжением механизмов саморегуляции и формированием приспособительного поведения; механизм комплексной мобилизации организма для действий в опасных условиях. Выделяются следующие уровни стресса:

  • — биохимический (гормональные изменения);
  • — физиологический (объем легких — кислород, глаза — резкость и дальность зрения, сужение артерий — давление крови, перераспределение кровяных потоков — увеличение энергоснабжения, силы мышц, эвакуации шлаков);
  • — психофизиологический (симпатическая и парасимпатическая нервная система);
  • — психологический (сужение сознания, концентрация на опасности, чувство тревоги — готовность, мотивация);
  • — социально-психологический (деятельностное опосредование общения, его свернутость, снижение этического статуса).

В целом — это комплекс биохимических, физиологических, психологических, поведенческих реакций человека на все, что для него вредно. По словам автора теории стресса — канадского ученого Г. Селье, стресс есть неспецифический (однотипный для различных стрессоров) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к стрессу, справиться с трудностью. Умеренный стресс способствует мобилизации физических и психических возможностей, защитных сил организма, активизирует интеллектуальные процессы, создает оптимальное боевое возбуждение, порыв, повышает работоспособность, интенсифицирует целесообразную деятельность воина. Такой стресс может сопровождаться чувством гнева, ненависти к противнику, желанием уничтожить его.

Такая мобилизованность физических, духовных сил и энергетики воина является необходимым условием совершения подвига. Длительное и интенсивное воздействие отрицательных боевых факторов, высокая их значимость для военнослужащего способны порождать непродуктивные стрессовые состояния (дистресс). Дистресс возникает при таких вариантах стресса, при которых имеют место беспомощность, бессилие, безнадежность, подавленность. Он нередко сопровождается нарушением психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), возникновением отрицательных эмоций (страх, безразличие, агрессивность и др.), сбоями в координации движений (суетливость, тремор, оцепенение и др.), временными или длительными личностными трансформациями (пассивность; потеря воли к жизни, уверенности в победе, доверия к сослуживцам и командирам; склонность к шаблонным действиям и примитивному подражанию; чрезмерное проявление инстинкта самосохранения и др.). Дистресс может вызывать различные формы девиантного поведения: которое психологически осознается как переживание страха, тревоги, гнева, обиды, тоски, эйфории, отчаяния, нечеловеческой усталости и т. д.

Таким образом, боевой стресс бывает:

  • а) конструктивным, мобилизующим, способствующим сохранению организма, целостности личности;
  • б) деструктивным, травмирующим, разрушающим организм и нервную систему, может выступать в виде своеобразного мобилизатора защитных сил и в виде их дезорганизатора.

В качестве значительной детерминанты развития боевого стресса выступают отрицательные переживания военнослужащего в бою. При этом страх является одним из основных состояний, провоцирующих развитие стресса. Страх представляет собой эмоцию, возникающую в состоянии угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленную на источник реальной или мнимой опасности. Эмоция страха — полезное приобретение человека в процессе филои онтогенетического развития. Она служит предупреждением человеку о предстоящей опасности, позволяет мобилизовать внутренние силы и резервы для ее избегания или преодоления. По содержанию переживание страха проявляется в виде страха:

  • — смерти;
  • — боли;
  • — ранения;
  • — страха остаться калекой;
  • — страха потери боеспособности и уважения сослуживцев;
  • — плена и унижения и др.

Состояние страха может варьироваться в широком диапазоне переживаний. Выделяют следующие формы страха:

  • — испуг;
  • — тревога;
  • — боязнь;
  • — аффективный страх;
  • — индивидуальная и групповая паника.

Каждая из форм страха выполняет свою функцию, имеет специфическую динамику проявления.

Испуг — это мгновенная реализация врожденной, инстинктивной программы действий в целях сохранения целостности организма в ситуации действия угрожающих раздражителей. Если бы люди не обладали этой охранительной, защитной реакцией, они погибли бы, не успев оценить грозящей опасности.

Тревога представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Ее нередко называют беспричинным страхом, так как она связана с неосознаваемым источником опасности. Тревога не только сигнализирует о возможной опасности, но и побуждает воинов к поиску и конкретизации ее источников, к активному исследованию обстановки боя. Она может проявляться как ощущение

  • — беспомощности;
  • — неуверенности в себе;
  • — бессилия перед надвигающейся опасностью;
  • — преувеличение угрозы.

Состояние боязни представляет собой как бы опредмеченную, конкретизированную тревогу и является реакцией на непосредственную опасность.

Аффективный страх (животный ужас) — самый сильный страх, вызываемый чрезвычайно опасными, сложными обстоятельствами, парализующий на какое-то время способность к произвольным действиям.

У каждого человека существует индивидуальный предел психического напряжения, после которого начинают преобладать защитные реакции:

  • — камуфляжа (попытки спрятаться; замаскироваться);
  • — стремления уклониться от опасности;
  • — желания покинуть угрожающую обстановку;

— стремления как бы уменьшиться в размерах; заняв эмбриональную позу.

Испытывая аффективный страх, воин или цепенеет, не может сдвинуться с места, или бежит, нередко в сторону источника опасности. Известно, что «бесстрашных» психически нормальных людей не бывает. Все дело в мгновениях времени, необходимого для преодоления растерянности, для рационального принятия решения о целесообразных действиях. По оценкам американских экспертов, около 90% военнослужащих испытывают в бою страх. Реакция военнослужащих на страх зависит от:

  • — особенностей нервной системы;
  • — уровня психологической подготовленности к встрече с опасностью;
  • — характеристики мотивационной сферы.

Индивидуально-психологическая специфика реагирования людей на опасность проявляется и в том, что они испытывают пики негативного переживания в разное время. В ряде исследований установлено, что примерно 30% воинов испытывают наибольший страх перед боем, 35% — в бою и 16% — после боя.

Особенно опасной реакцией военнослужащих на боевые стрессфакторы является Групповая паника, представляющая собой состояние страха, овладевшего одновременно группой военнослужащих, распространяющегося и нарастающего в процессе взаимного заражения и сопровождающегося потерей способности к рациональной оценке обстановки, мобилизации внутренних резервов, целесообразной совместной деятельности. Боевая обстановка создает благодатную почву для развития панических настроений. Этому способствуют:

  • — внезапные, неожиданные действия противника, его мощные огневые удары;
  • — психологическое, психотронное, психотропное воздействие;
  • — чрезмерная усталость;
  • — перенапряжение военнослужащих;
  • — распространение деморализующих слухов, настроений при отсутствии официальной информации и др.

Катализаторами паники выступают паникеры — военнослужащие с истерическими чертами личности, повышенным самомнением, ложной уверенностью в целесообразности своих действий, обладающие высокой психосоматической проводимостью, выразительными движениями и гипнотической силой криков. Они способны в короткое время «инфицировать» паническими настроениями большие массы людей и полностью дезорганизовать их деятельность.

В групповой панике можно выделить:

  • — неожиданное общее смятение с мгновенной утратой боеспособности;
  • — потерю воли к борьбе и бегство от действительной или мнимой опасности;

— прекращение взаимодействия, временный кризис морально-психологической устойчивости подразделения.

Знание природы страха, динамики его проявления, условий возникновения групповой паники позволяет командирам целесообразно планировать боевые действия, дифференцированно подходить к расстановке людей и распределению боевых задач, прогнозировать реакции и поведение военнослужащих в бою, разрабатывать и осуществлять экспресс-программы по предупреждению и преодолению негативных психических состояний военнослужащих.

Одной из причин возникновения дистресса и, вместе с тем, его показателем выступает усталость. Известно, что сопротивление организма воина боевым стресс-факторам, его приспособление к условиям боевой обстановки сопровождается мощным расходом энергетических ресурсов, утомлением, нервным истощением. Утомление — состояние, сигнализирующее о степени израсходования энергетических запасов организма и необходимости их восполнения. Утомление субъективно воспринимается воином как усталость — ощущение слабости, бессилия, вялости, дискомфорта, сопровождающееся негативными эмоциональными реакциями, потерей интереса и мотивации к боевой деятельности. Усталость отрицательно сказывается на эффективности действий военнослужащих, ведет к нарушению чувствительности, внимания, памяти, мышления. Так, например, в этом состоянии у людей могут возникать различные иллюзии восприятия объектов боевой обстановки, появляется болезненная чувствительность к определенным раздражителям, повышается конфликтность во взаимоотношениях с сослуживцами и т. д.

Усталость возникает как следствие:

  • — сильных и продолжительных физических нагрузок;
  • — перцептивного, интеллектуального, эмоционально-волевого и мотивационного перенапряжения;
  • — нарушения привычного ритма жизнедеятельности (чередования и качества деятельности, отдыха, сна, питания и др.);
  • — сбоев в системе психической саморегуляции и физического здоровья человека и т. д.

Мощным аккумулятором усталости выступает нарушение режима сна. Стремясь снизить отрицательное влияние усталости на боеспособность личного состава, военные специалисты различных стран исследуют возможности использования медикаментозных препаратов из группы амфетаминов. Получены результаты, свидетельствующие о том, что имеющимися фармакологическими средствами можно продлевать состояние высокой боеспособности воина на 15—20 часов дольше описанных выше пределов.

Длительное пребывание человека в обстановке действия боевых стресс-факторов может привести к психогенным психическим расстройствам различной глубины. Наиболее частыми из них в боевых условиях являются неврозы (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний). Значительно реже, но и опаснее, проявляются острые реактивные психозы (ступор, сумеречные состояния сознания, реакции убегания). В случае возникновения подобных психических расстройств воин на определенное время полностью или частично утрачивает способность к активным произвольным действиям. Это происходит потому, что названные расстройства часто сопровождаются двигательными нарушениями, потерей слуха, зрения, истерическим воспроизведением признаков лучевой болезни, поражением отравляющими веществами, ступорозными реакциями, потерей ориентировки в пространстве, времени, боевой ситуации, собственной личности.

Устойчивость к действию психотравмирующих факторов боя, сохранение боевой активности во многом определяются:

  • — высоким уровнем направленности личности;
  • — мотивами боевого поведения воинов;
  • — готовностью к активным и самоотверженным действиям;
  • — боевым опытом.

Например, в ходе боевых действий в Чеченской республике военными психологами было установлено, что уже в четвертому — пятому бою сила влияния на поведение воинов таких боевых факторов, как опасность, внезапность, неожиданность, новизна боевых событий и др., снижается в 1,5—2,5 раза. Таким образом, анализ воздействия факторов современного боя на психику и поведение людей позволяет сделать следующие выводы.

  • 1. Опасная обстановка неизбежно вызывает у воинов психическое напряжение (стрессовое состояние). Это состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, волю, эмоции) и эффективность боевой деятельности.
  • 2. Стресс может влиять на психику как мобилизующе (боевое возбуждение), так и угнетающе (дистресс). Характер этого влияния зависит от мотивации, индивидуальной психологической устойчивости, боевого опыта воинов.

Следовательно, имеются реальные основания для изменения восприимчивости воинов к действию боевых стресс-факторов в процессе психологической подготовки и обеспечения их высокой активности в бою.

  • [1] Иванов А. Л., Рубцов В. В., Жуматий Н. В., Давлетшина М. В. Психологическиепоследствия участия военнослужащих в боевых действиях в Чеченской республике и ихмедико-психолого-социальная коррекция // Консультативная психология и психотерапия. 2003. № 4. С. 146—162.
  • [2] Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002. 607 с.
  • [3] Лазебная Е. О., Зеленова М. Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал.1999. Т. 20. № 5. С. 62—74.
  • [4] URL: https://ok.ru/profile241341522/pphotos/408 199 091 794 (дата обращения:25.12.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой