Структура и особенности художественного сознания студентов
Диссертация
Актуализация проблем художественного сознания, их экспериментальное исследование дает возможность прогнозировать формирование и развитие художественного сознания учащихся и студентов в условиях профессиональной художественной деятельности, организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы максимально мог проявиться творческий потенциал, индивидуальные особенности личности. Изучение… Читать ещё >
Содержание
- 1. Методологические и теоретические основы исследования художественного сознания личности
- 1. 1. Психологическое обоснование проблемы художественного сознания личности
- 1. 2. Концептуальные основания становления художественного сознания личности
- 1. 3. Модель художественного сознания личности
- 2. Взаимосвязь структурных компонентов художественного сознания учащихся и студентов
- 2. 1. Организация и проведение констатирующего эксперимента
- 2. 2. Особенности смысловых полей художественного сознания учащихся и студентов
- 2. 3. Взаимосвязи смысловых полей, определяющие модель художественного сознания учащихся и студентов
- 3. Уровневая дифференциация художественного сознания учащихся музыкально-педагогического колледжа
- 3. 1. Организация и проведение психолого-педагогического эксперимента
- 3. 2. Уровневая дифференциация художественного сознания учащихся
- 3. 3. Возможности активизации смысловых полей художественного сознания учащихся. Ill
Список литературы
- Абрамян Д. Н. Об особенностях художественного творчества (К методологическим проблемам психологии искусства). Ереван.: Арменпединститут им. Або-вяна, 1979. — 84 с.
- Авдеев В. М. Влияние музыкального произведения и его интерпретаций на компоненты музыкального восприятия. Автореф. дис. канд.психол. наук: 19.00.01./Ин-тпсихол. РАН —М., 1982. — 19 с.
- Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. — 296 с.
- Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара.: Изд. Дом «БАХРАМ-М», 2000. — 336 с.
- Алексеева Л. Ф. Теоретический анализ ведущих концепций учения об активности личности в психологии. Новосибирск: ГПУ, 1996. —55 с.
- Андреев А. Н. Психика и сознание: два языка культуры. Мн.: БГУ, 2000. — 233 с.
- Антипова Н. Е. Зачем творцу муза // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 3-ей Междунар. междисциплинар. науч.-практ. конф. (8—9 декабря 2000 г.). Мн., 2001. С. 347—349.
- И.Антипова Н. Е. Методологические предпосылки становления художественного сознания // Аналитические материалы и эмпирические исследования молодых ученых: Сб. науч. ст. Мн., 2002. С. 63—69.
- Антипова Н.Е. Мадэль мастацкай свядомасщ асобы //Весщ. 2002. № 3 (33). С. 92—100.
- Антипова Н. Е. Перед листопадом: творчество сегодня и завтра //Асновы мас-тацтва // Адукацыя I выхаванне. 2000. № 4. С. 78—84.14: Антипова Н. Е. Психологические аспекты художественного сознания. //Адукацыя 1 выхаванне. 2001. № 8. С. 39—42.
- Антипова Н.Е. Психологические особенности художественного сознания личности: Моногр. — Мн.: БГПУ, 2002- — 100 с.
- Антипова Н. Е. «Путь комет — поэтов путь» // Адукацыя выхаванне. 1998. № 3. С. 71—78.
- Антипова Н. Е. Пространство художественных отношений как проблема свободы и зависимости // Актуальные психолого-педагогические проблемы профессионального образования: Сб. науч. тр. Мн., 2003 г. С. 186 — 193.
- Антипова Н. Е. Развитие эмоциональной сферы учащихся при изучении творчества А. С. Пушкина // Пушкин и мировая культура: Сб. науч. тр. /Под ред.
- B. И. Самусенко. Мн., 2001. С. 189—190.
- Антипова Н- Е. Синтез искусств как одно из слагаемых эффективности психолого-педагогического процесса //Система гуманитаризации образования в Республике Беларусь: Тез. 2-й Междунар. науч.-метод. конф. 1998 г. Мн., 1998.1. C. 4—5.
- Антипова Н. Е. Степени свободы в русских и цыганских сказках // Славянская лггаратуры у сусветным кантэксце: Матэрыялы VI М1жнар. навук. канф. (8—10 кастрычшка 2003 г.). Мн., 2003. С. 6—10.
- Антипова Н. Е. «Я клавишей стаю кормил с руки"•// Адукацыя выхаванне. 1998. № 2. С. 47—58.
- Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности //Вопр. психол. 1977. № 2. — С. 37—50.
- АрнхеймР. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. — 352 с.
- Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск. унта, 1980.—128 с.
- Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999. — 350 с.
- Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик. / Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол-социал. ин-т практ. Психол- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. — 768 с.
- Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. — 480 с.
- Асмолов А. Г. Психология индивидуальности: Методол. основы развития личности в ист.-эволюц. процессе: Учеб.-метод. пособие. М: МГУ, 1986. — 96 с.
- Бажнин В.А. За человека страшно мне. М.: Знание, 1991. — 64 с.
- Базеян Г. А. О психологических особенностях художественного сознания // Вопросы психологии.— 2001. — № 4. — С. 81—90 с.
- Бакурадзе Т. О. Психологическая характеристика восприятия семантического значения музыки: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01. /Тб. Гос. ун-т, —Тб., 1988.— 19 с.
- Басина Е. 3. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/ Ин-т психол. РАН1. М., 1985. — 185 с.
- Басин Е. Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. — 64 с.
- Бахтин М. М. Проблемы творчества поэтики Достоевского. Киев: 1994.— 434 с.
- Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5. 732 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.— 445 с.
- Белобородое А. Г. Образ права как смысловой уровень правового сознания и его особенности у преступников: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.06 /Акад. управл. МВД России — М., 1998. — 175 с.
- Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арттерапии: Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 256 с.
- Бердяев H.A. философия свободы. М.: ОЛМА-пресс, 2000. — 349 с.
- Благой Д. Д. Художественное творчество. JL: ЛГУ, 1982. — 83 с.
- Богоявленская Д. Б. Психолого-философский анализ творчества // Междисциплинарный подход к исследованию творчества // Психологический журнал. —1985. —№ 3. —С. 18.
- БожкоЮ. Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования. Киев: Выща школа, 1991. —245 с.
- Большунов А. Я. Соотношение смыслообразования и целеобразования в продуктивной мыслительной деятельности: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. /Ин-т психол. РАН — М., 1984. — 18 с.
- БочкаревЛ. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Ин-т психол. РАН, 1997. — 352 с.
- Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. Пособие для творческих учеб. Заведений, фак. Педагогики и психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
- Братусь Б. С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. М.: Знание, 1985. — 64 с.
- Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии. — 1982. — № 2. — С. 28—40.
- Бурлачук Л. Ф., Морозове. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком., 1999. — 528 с.
- Быстрова Т. Ю. Онтологический аспект искусства (к проблеме художественного миропроявления): Дис.. канд. филос. Наук: 09.00.04 /Уральский ГУ им. Горького — Екатеринбург, 1992. — 211 с.
- Валери П. Об искусстве: Пер. с фр.: Сб. 2-е изд. М., 1993. — 507 с.
- Варламова Е. П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 /Ин-тпеихол. РАН—М., 1997. —24 с.
- Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: Монография: В 2 т. 2-е изд., доп. и перераб. — Мн.: ООО „ДЭБОР“, 1998. —242 с.
- Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. — 488 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997. —416 с.
- Ганзен В .А. Системный подход в психологии: конспект лекций. Л.: ЛГУ, 1983. —51 с.
- Гаспаров Б. М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. М.: Новое лит. обозрение, 1986. —352 с.
- Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. 1: О поэтах. М.: Языки русской культуры, 1997. — 666 с.
- Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания. М.: Искусство, 1972. — 200 с.
- Гачев Г. Д. Книга удивлений- или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
- Гачев Г. Д. Творчество, жизнь, искусство. М: Дет. лит., 1980.— 143 с.
- Гегель Г. В. Ф. В книге „Мир философии“. М.: Политиздат, 1991. — 538 с.
- Генисаретский О. Упражнение в сути дела. М.: Русский мир, 1993. — 280 с.
- Григорьев Э. П., Заяц Р. В., МолякоВ:А. Психологические аспекты художественного конструирования. Киев: Об-во „Знание“, 1975. —17 с.
- Гордиенко В. М. Соотношение натурных и знаково-символических компонентов художественного образа в изобразительной деятельности: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. /Гос. ун-т — Киев, 1984. — 170 с.
- Давыдов ЮН. Искусство как социологический феномен. М.: Наука, 1968.288 с.
- Демин М.В. Анализ структуры сознания. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 38 с.
- Диденко В. Д. Художественное и философское сознание. (Некоторые методологические аспекты анализа диалектики взаимодействия): Дис.. канд. фи-лос. наук: 09.00.04. /Ин-т психол. РАН —М., 1982. — 160 с.
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 190 с.
- Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев: Политиздат Украины, 1987. — 139 с.
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 278 с.
- Донцов А.И. О ценностных отношениях личности //Сов. Педагогика, 1974.5. —С. 67—76.
- Долгих В. П. Концептуальное единство эстетического сознания и художественной культуры: Дис. канд. филос. наук: 09.00.01./Гос. ун-т—Новосибирск, 1998. —135 с.
- Дорфман JI. Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
- Дюдюкина JI. А. Влияние групповых отношений на ценностные ориентации старших школьников: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/ СПб., 1998. — 145 с.
- Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия, 1970. — 272 с.
- Журавлев А. П. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
- Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. — 174 с.
- Закс Л. А. Художественное сознание. Свердловск: Уральский ун-т, 1990. — 90 с.
- Зимачева Е. М. Способы вербальной презентации образа „Я“ и самоотношения субъекта: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. — М., 1997. — 140 с.
- Зинченко В. П. О предмете психологии личности: обсуждение доклада А. Г. Асмолова // Вопросы психологии. — 1983 б. — № 3. С. 126.
- Зинченко В. П. Живое Знание: психологическая педагогика. Ч. 1. 2-е изд., испр. И доп. Самара: Самарский Дом печати, 1998. — 296 с.
- Иванов С.П. Психология художественного действия? субъекта. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. инст.- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2002. — 640 с.
- Исламкулов Н. Б. Мировоззренческие особенности художественного сознания: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.01. — М., 1987. — 186 с.
- Искусство и предметно-пространственная среда: Материалы науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов 14—16 апр. 1992 г., СПб.: Мин. По делам науки, высшей школы и технич. политики РФ., 1992. — 149 с.
- Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии. /Пер., с нем. Р. С. Ахремчик, Мн.: Экзархат: Бел. православной церкви, ассоц. Помощи детям-инвалидам, 1999.— 18 с.
- Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников: Сб науч. трудов / Под ред. Е. К. Чухман. М., 1986. — 78 с.
- Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Кальвиньо В-Ф. М. А. Роль мотивации в актуализации системы значений: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01./Ин-т психол. РАН — М., 1981. — 124 с.
- Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Карпова Н. К. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.01. —Ростов-на-Дону, 1995. — 44 с.
- Клименкова Т. А. От феномена к культуре. М.: Наука, 1991. — 86 с.
- Клюев А. С. Природа художественной индивидуальности. Л.: Знание, 1989.16 с.
- Ковда Д.И. Роль творческой индивидуальности художника в образном отражении мира: Дис. канд. филос. наук: 09.00.04. — М., 1984. — 165 с.
- Кокто Ж. Портреты-воспоминания. М.: Известия, 1985. — 160 с.
- Колосова О. А. Социально-психологическая типологизация как основа профессиональной ориентации: Дис.. д-ра. психол. наук: 19.00.05. /Ин-т психол. РАН — М., 1999. —225 с.
- Коноплева Н. А. Художественное творчество в тендерном контексте: Дис. .канд. культурологи: 24.00.01. —Владивосток, 1999.— 180 с.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. — 369 с.
- Королева Н. Н. Смысловые образования в картине мира личности: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.11. — СПб., 1998. — 170 с.
- КоулМ. Культурно-историческая психология. М.: Когито-центр, 1997. — 431 с.
- Кочелаева Н. В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. —М., 1997. —24 с.
- Краснова Т. И. Погружение в практику. Университет в перспективе развития. Психологическое образование. Контексты развития // Альманах. М., 1999.1. Вып. 3. — С. 24—34.
- Крупник Е. П. Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста: Дис.. д-ра. психол. наук: 19.00.07. /Ин-т психол. РАН — М., 1990. —242 с.
- КрупникЕ. П. Психологическое воздействие искусства на личность. М.: Ин-тРАН, 1999. —240 с.
- Кривцун О. А. Эволюция художественных форм: Культорол. анализ /Рос. акад. наук, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. — М.: Наука, 1999. — 299 с.
- КуражеваН. В. Методологические принципы изучения восприятия художественного произведения: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.04. — Л.,-1990. — 156 с.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. — 287 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. —584 с.
- Леоньтев А. Н.Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. — 40 с.
- Леонтьев А. Н. Некоторые вопросы психологии искусства (примечания) // Художественное творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. — 232 с.
- Леонтьев А. Н. Образ мира // Мир психологоии. 2003. № 4. С. 11—18.
- Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во МГУ, 1998. —111 с.
- Леонтьев Д. А. Личность и стереотипы ее понимания // Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. — 64 с.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
- Леонтьев Д. А. Структурная организация смысловой сферы личности: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. — М., 1987. — 192 с.
- Лехциер В. Л. Феноменология художественного (трансцендентальные основания художественного опыта): Дис.. канд. филос. наук: 09.00.04. — Самара, 1998-—163 с.
- Лихачев Д.С. очерки по филосоии художественного творчества /Рос. акад. наук, ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — 2-е изд., доп. — СПб.: Рус.-балт. инорм. центр „БЛИЦ“, 1999. — 190 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. —444 с.
- Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 480 с.
- Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тару-ско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 10—263.
- Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. — 384 с.
- Лурия А. Р. Язык и сознание // Под ред. Е. Д. Хонской. М.: Изд-во МГУ, 1979.—319 с.
- Малышев И. В. Произведение искусства и способ его существования: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.04. — М., 1977. — 167 с.
- Марков М. Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970. — 257 с.
- Маслоу А. Г. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с англ.: Г. А. Балл,
- А.П.Попогребский- под общ. Ред. Г. А. Балла и др. М.: Смысл, 1999. — 423 с.»
- Мединцев В. А. Диалогический подход в психологии музыки // Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 5. — С. 117—121.
- МейлахБ. С., ВысочинаЕ. И. Новое в изучении художественного творчества (Проблемы комплексного подхода). М.: Знание, 1983. — 318 с.
- МейлахБ. С. Процесс творчества и художественное восприятие: комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
- МейлахБ. С. Творчество А. С. Пушкина: развитие художественной системы. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: Прогресс-традиция, 2000. — 271 с.
- Мясищев В.Н. психология отношений /Под ред А.А.Бодалева- Акад. пед. и социал. наук. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
- Налимов B.B. Разрабатываю мысли: В пути и на перепутье. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 343 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. — 608 с.
- Оганов А. Логика художественного отражения. Проблема правды и правдоподобия в искусстве. М.: Искусство, 1972. —120 с.
- Пашкевич О. И. Математическая статистика для психологов: Некоторые методы обработки эмпирических данных: Учеб. пособие. Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. —79 с.
- Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во Смоленского гуманит. ун-та, 1997. — 396 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. Пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1987. — 384 с.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255 с.
- Пономарев Я. А. Психология творения. М.: Моск. психол.-социал. ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 480 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Праздников Г. А. Процесс художественного творчества. Л.: Знание, 1977. — 40 с.
- Проблемы этики и эстетики // Под ред. А. Н. Илиади. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. — Вып. 2. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. — 206с.
- Психология личности и образ жизни // Под ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987. —220 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. -480 с.
- Пузырей A.A. Смысловая регуляция пространственного образа: Автореф. дис. канд. психол. наук. 19.00.01. М., 1980. — 19 с.
- Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2002. — 447 с.150- Раппопорт С. X. Искусство и эмоции. М.: Наука, 1968. — 89 с.
- РаппопортС. X. Эстетическое творчество и мир вещей. М.: Наука, 1987. — 167 с.
- Раппопорт С. X., Степанов М. С. Художественная жизнь: пути обновления. М.: Знание, 1989.—39 с.
- Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
- Рубинштейн С. JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
- Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин, 1985.—123 с.
- Сартр Ж. П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994.— 237 с.
- Селюч М. Г. Реализация творческого Я в познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1999. — 245 с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ВУЗОв. М., 2000. — 416 с.
- Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира как парадигма психологического мышления // Мир психологии. 2003- № 4. С. 18—31.
- Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во моек, ун-та, 1985. — 231 с.
- Сосновский Б. А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М.: Прометей, 1993. — 188 с.
- Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. — В кн.: Проблемы музыкального мышления. М-, 1974. — 287 с.
- СтаростоваЛ. Э. Проблема смыслотворчества в искусстве и культуре индивидуального человеческого основания: Дис.. канд. филос. наук. 09.00.04.Екатеринбург, 1996. —123 с.
- Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Прогресс, 1994. — 376 с.
- Столович Л. Н. Жизнь. Творчество. Человек. М.:Прогресс, 1985. — 416 с.
- СыроежкинаЮ. И. Эмоциональное воздействие музыки на личность: Дис.. канд. психол. наук. 19.00.07/Гос. ун-т. Л., 1986. — 112 с.
- Творчество в искусстве. Искусство творчества. Шод ред. Л. Дормана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. — М.: Смысл, 2000. —549 с.
- ТорховаА. В. Художественное краеведение в воспитании школьников: Пособие для педагогов. — Мн.: Беларусь, 2000. — 126 с.
- ТоршиловаЕ. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3—7 лет (теория и диагностика). — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 141 с.
- Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. — М.: Мысль, 2000.— 446 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. / Под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. — М.: Республика, 1995. — 440 с.
- Фромм Э. Человеческая ситуация — ключ к гуманистическому психоанализу / Под ред. Д А. Леонтьева. М., 1995.
- Фромм Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь. или быть?: Пер. с англ. Киев, 1998. — 400 с.
- Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. Киев: Cartel, 1996. С. 116
- Хангельдиева И. Г. Взаимодействие и полифоничность искусств (художественно-выразительные функции музыки в драматическом театре, кинематографе, телевидении): Автореф. дис.. д-ра филос. наук. 09.00.04. М., 1991. — 34 с.
- Хейзинга Й. Человек играющий. M.: Прогресс, Традиция, 1992.— 412 с.
- ХимчакВ.В. Социально-эстетическая природа синтеза искусств: Дис.. канд. филос. наук. 09.00.04./Гос.ун-т., Д., 1990.— 112 с.
- Царева А. А. Восприятие структуры образа в музыкальном тексте. Мн.: Мин. инст. культ., 1993. С. 11.
- Шевченко Н. И. Ее Величество потребность. Белгород, 1993. — 270 с.
- Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 158 с.
- Шор Ю. М. Личность художника в контексте теории художественной культуры //Искусство в системе культуры: социалогические аспекты. Л.: ЛГИТМиК, 1981. С. 20—26.
- Шувалова Е. Е. Педагогические особенности развития восприятия музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств: Дис.канд. пед. наук. 13.00.01. М., 1995. — 106 с.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / Предисл. А. В. Брушлинского. — М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1996.— 336 с.
- ЯсеваН. Ю. Воспитание любви к близким средствами живописи и графики: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — Мн.: Беларусь, 2000. — 64 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. — 528 с.
- Michael S. Lewis-Beck. Factor Analysis Related Techiques// International Handbooks of Quantitative Applications in the Social Sciences. — Volume 5.— C.145.