Влияние интегративных уроков музыки на снижение школьной тревожности у младших подростков
Диссертация
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Изменение социальной позиции и возникновение ситуации неопределенности с удовлетворением базовых социальных потребностей порождает усиление интенсивности переживания школьником тревожности при переходе из начального в среднее звено. Тревожность проявляется как негативная реакция на рассогласование между реальными условиями в школьной среде и ростом… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УДОВЛЕТВОРЕНИЯ БАЗОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИСТОЧНИК ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
- 1. 1. Проблема мотивации учебной деятельности младшего подростка
- 1. 2. Тревожность как фрустрационная реакция на неудовлетворение социальных потребностей младшего подростка и проблема коррекции данного состояния
- ГЛАВА 2. ПОЛЕ ИСКУССТВА, МОДЕЛИРУЕМОЕ В РАМКАХ ИНТЕГРАТИВНОГО УРОКА МУЗЫКИ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
- 2. 1. Содержательные компоненты поля искусства, задаваемые на интегративном уроке музыки
- 2. 2. Формообразующие принципы интегративного урока музыки и их взаимосвязь с мотивационно-потребностной сферой младшего подростка
- ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
- 3. 1. Организация констатирующего эксперимента
- 3. 2 .Организация формирующего эксперимента
- 3. 3 .Организация контрольного эксперимента
- ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ УРОКОВ МУЗЫКИ НА СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
- 4. 1. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента. эксперимента
- 4. 2. Обсуждение результатов формирующего и контрольного экспериментов
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. -М.: Наука, 1973. 288с.
- Ананьев Б.Г. О психологии искусства//Психологический журнал. 1981. — Т.2. — N 4. — С.12−17
- Анастази А. Психологическое тестирование./Пер. с англ.- М.: Педагогика. В 2 т. — Т.1. — 1982. — 318с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания' творческой личности: основы педагогики творчества. Изд-во Казанского ун-та, 1988. 238с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. — 352с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1996 -768с.
- Ассаджоли Р. Психосинтез./Пер. с англ. М.: Рефл-бук.- К.: Ваклер, 1997. 320с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности//Вопросы психологии. 1989. — N 1.- С.92−106
- Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток./Пер. с англ. М.: Семья и школа, 1995. — 223с.
- Барышева Т.А. Психологические особенности эмоциональных отношений младших школьников к музыкальным текстам: Атореф. дис. канд. психол. наук. -Л., 1989. 17с.
- Батурин H.A. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека//Вопросы психологии.- 1984. N 5. — С.131−137
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных/Пер. с англ. С-Петербург: Талисман, 1994. — 432с.
- Битянова М. Изучение школьной тревоги младших подростков//Школьный психолог. 1998. — № 44. — С.8−10
- Блинова O.A. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы//Психол. журнал. 1998. — N 3. — С.106
- Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество: Диалектика и взаимообусловленность//Художественное творчество и психология/Под ред. Зись А. Я. М.: Наука, 1991. — С. 3155
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение/Пер. с англ. М.: Мир, 1988. — 247с.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей//Психологический журнал. 1995. N 5. — С.49−53
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96с.
- Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки./Эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1992. — 48с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности//Избранные психологические труды/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практич. психологии. Воронеж: НПО МОДЕК. — 1995. — 352с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. 1996. — 472с.
- Бороздина Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний//Вопр. психологии. 1993. — N 1. — С. 104 108
- Бочкарев JI.JI. Психологические механизмы музыкального переживания: Автореф. дис, д-ра. психол. наук. Киев., 1989. 52с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144с.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. — 304с.
- Василюк В.Г. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200с.
- Вайнцвайг П. 10 заповедей творческой личности/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 192с.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. — 685с.
- Вересов H.H. Культура и творчество как психологические идеи//Вопр. психологии. 1992. — N 12. — С.124
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления: Сб. науч. ст./Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 91с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
- Выготский Л. С. Проблемы общей психологии/ Собр. сочинений. Т.2. — С.504
- Выготский Л. С. Психология искусства/Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 344с.
- Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психологическим состоянием у студентов свысоким уровнем тревожности: Автореф. дис. канд. наук. М., 1972. — 26с.
- Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосиб-к, 1989. — 38с.
- Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 4 95с.
- Голицин Г. А. Факторы межполушарной ассиметрии в творческом процессе//Вопр. психологии. 1988. — N 5. -С.23−30
- Гордеева Т.О. Особенности переживаний подростков при восприятии музыки: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1993. 23с.
- Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество//Искусство в школе. 1993. — N 1. -С.3−10
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента/Пер. с англ. М.: Издат-во Моск. унта, 1982. — 463с.
- Григоровская Л.В. Развитие образного мышления младших подростков средствами музыки: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев., 1990. — 18с.
- Гриндер М. Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике. М., 1995. — 77с.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. — 237с.
- Джинджихашвили Н.Я. К вопросу о психологической необходимости искусства//Бессознательное. М.: Наука, 1990. — Т.2. — С.499
- Дорфман Л.Я. Эмоциональные стили/На материале художественной творческой деятельности/: Автореф. дис. д-ра. психол. наук. Пермь, 1992 — 45с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256с.
- Завгородняя Е. О- мотивах художественного творчества//Искусство в школе. 1992. — N3−4. — С. 5559
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. — 248с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. — 480с.
- Иванников В.А. Потребности как жизненные задачи//Вестник Моск. ун-та/Психология. 1997. — N 1.- С.14−20
- Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Моск. психол.-соц. институт. — Флинта, 1999. — 158с.
- Ильин Е.П. Сущность и структура мотива//Психологический журнал. 1995. — Т.16. — N2. -С.27−41
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240с.
- Кабрин В. И. «Психология психолога» в транскоммуникативном интерьере//Сибирск. психолог, журнал. Вып.4. — 1998. — С.69−72
- Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие.- Томск: Изд-во ТГУ, 1992. 256с.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность//Вопр. психологии. 1989. — N4. — С.5−16
- Карабанова О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Росс. Пед. Агентство, 1997. -191с.
- Хепалайте А.П., Суворова В. В. Экспериментальное изучение положительных и отрицательных эмоций//Вспр. психологии. 1991. — N2. -- С. 140−147
- Кипиани Н.Р. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: Диссертация. канд. психол. наук. Тбилисси, 198 6. — 205с.
- Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1972. -26с.
- Китаез-Смык JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 367с.
- Кле М. Психология подростка./Пер. с фр. М.: Педагогика., 1991. — 17 6с.
- Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики/Образование и социальное развитие региона. Барнаул., 1996. — 104−112с.
- Клочко В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации//Сибирский психолог, журнал. 1997. — Вып.5. — С.19−26
- Ковалева JI.М., Тарасенко H.H. Психологическая зашита у детей: как проявляется и от чего защищает//Начальн. школа. 1996. — N7.- С.22−26
- КоЕаль Л. Г. Взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства: Автореф. дис. д-ра. лед. наук.- Киев., 1991. 48с.
- Кондратьев М.Ю. Типологические особенна зт>: психосоциального развития лсдрсстксн //Есг.р. г. сихэлсг:.- 1997. N3. — С.69
- Кочубей В.И., Новикова Е. В. Эмоциональна устойчивость школьника. М.: Знание, 1988. — 80с.
- Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита/Сокращенное изложение главы из книги: Элементы психологии/Пер. с англ. A.B. Александровой//Вопр. психологии. — 1991. — N6. — С. 6982
- Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащегося. М.: Народное образование, 1994. — 263с.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования//Эмоциональный стресс. М.: Медицина, 1970. — С.179−209
- Лангеймер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага. — Изд. 1-е русское.:АВИЦЕНУМ, 1984. — 334с.
- Лебединский В. В Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. М.: Издат-во Моск. унта, 1985. — 166с.
- Левин В. А. Воспитание творчества. Томск.: Пеленг, 1992. — 53с.
- Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства и тревоги//Вопр. психологии. 1969. — N1. — С.17−24
- Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопр. психологии. 1967. — N6. — С.118−12?
- Левченко O.A. Педагогические условия художественно-творческого развития личности учащегося в школе художественно-музыкального профиля: Диссертация. канд. пед. наук. Киев., 1995. — 171с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
- Леонтьев А.Н. Психология образа//Вестник Моск. Ун-та «Психология». 1979. — № 2. — С.3−13
- Леонтьев Д.А. Произведения искусства и личность: психологическая культура взаимодействия//Художественное творчество и психология/Под. редакцией А. Я. Зись. М., 1991. С.109−131
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы.- М.: Знание, 1984. 77с.
- Лейтес К.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий//Вопр. психологии. 1982. — N4. — С.36−50
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 197 6. — 144с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. -М.: Межд. пед. академия, 1994. 368с.
- Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению//Псих. журнал. 1996. — Т.17. — N3. — С.27
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96с.
- Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика.- Новосиб-к.:НИПКиПР0,1997. 136с.
- Маслова Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроках музыки: Автореф. дис. канд. наук. М., 1994. — 18с.
- Маслоу А. Мотивация и личность/Пер. с англ. Татлыбаевой A.M. СПб.: Евразия, 1999 — 478с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуции в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
- Мелик-Пашаев A.A. Способности человека к художественному творчеству//Искусство в школе. 1996.- N 4. С.27−30
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1995. — 319с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности//Избранные психологические труды/Под. редакцией Е. А. Климова.
- М.: Институт практической психологии., Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. С.448
- Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования//Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. — С.5−23
- Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие. М.: Форум — ИНФРА — М, 1998. — 296с.
- Надирова Л.Л. Развитие эмпатии при обучении подростков музыке: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. 16с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Издат-во Моск. ун-та, 1976. — 112с.
- Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки//Восприятие музыки. М., 1980.1. С.215
- Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб.: Союз, 1999. — 144с.
- Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека//Вопр. психологии. 1991. — N3. -С.9−16
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.: Росс. пед. агентство, 1996. — 374с.
- Пасынкова Н.5. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальнойдеятельности//Психол. журнал. 1996. — N1. — С.169
- Пашина А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы//Психол. журнал. Т. 15. — 1994. -г N13. — С. 8 9−97
- Педагогическая культура учителя музыки с позиций системно-научного подхода/Сост. Н. Б. Волчегурская. Таганрог, 1993. 20с.
- Перепелица А. Музыкальная культура и кризис эмоций//Вопр. психологии. 1990. — N3. — С.21
- Петровский A.B., Петровский В. И. Индивид и его потребности быть личностью//Вопр. философии. 1982. -¦ N3. — С.44−53
- Петровский В.И. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512с.
- ИО.Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1997. — 384с.
- Ш. Печко Л. П. Уровни эстетического сознания и отношение старшеклассников к миру прекрасного//Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников/Сб. науч. ст./АПК СССР. М., 1989.- С.25
- Пищева И.С. Реакция тревожности как следствие рассогласования между требованиями учебного процесса и особенностями мышления: Диссертация. канд. психол. наук. Бийск, 1997. — 190с.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста//Вопр. психологии. 1996. — N1. — С.20
- Пономарев А.Я. Психология творчества и учебный процесс//Гуманизация образования. 1994. — N1. — С.34
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 302с.
- Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социкультурных условиях: Материалы научно-практ. конф. Бийск. БиГПИ, 1994. — 69с.
- Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми//Активные методы в работе школьного психолога. -М.: Издат-во АПН СССР, 1990. С.32−55
- Прихожан A.M. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И. Божович//Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. тр./Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Издат-во АПН СССР, 1991. С.159
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. — 80с.
- Программа по музыке для 5−8 классов.(Автор: Д. Б. Кабалевский и др.).:Учебное издание. Министерство образования РФ, 1992. — 202с.
- Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении//Психол. журнал. Т.12. — 1991. -N 1. — С.47−55
- Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний//Психол. журнал. Т.17. — N 3. — 1996. -С.9−18
- Психологичекие проблемы индивидуальности: Сб. науч. ст./Под ред. Б. Ф. Ломова. Вып.111. — М-Л.: ЛГУ, 1985. — 319с.
- Психологический универсум образования человека ноэтического: Сб. науч. ст. Томск: Водолей, 1999. 384с.
- Психология восприятия: Сб. науч. ст. М.: Наука, 1989. — 197с.
- Психология процессов художественного творчества: Сб. науч. ст. Л.: Наука, 1980. — 285с .
- Психология современного подростка./Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Педагогика, 1987. — 23бс.
- Развитие творческой активности школьников/Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 155с.
- Раттер М. Помощь трудным детям/Пер. с англ. Под ред. A.C. Спиваковской. — М.: Прогресс, 1987. — 270с.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. — 416с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления/Пер. с нем./Отв. ред. Гудкова Т. А.- М.: Мир, 1994. 32Ос.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека/Пер. с англ./Под ред. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. — 480с.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. -239с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х j томах. — М.: Педагогика. — Т.1. — 1989. — 488с. — Т.2.- 1989. 328с.
- Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. -2-е изд. Томск.:Медицина, 197 9. — 620с. j
- Самоукина Н.В. Сценарная организация исследования в j педагогической психологии//Вопр. психологии. 1991. -N2. — С.67−74 —
- Симонов П.В. Мозг и творчество//Вопр. филос. 1992.- N11. С.5−7 !
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. — 160с.
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов. М.: Издат-во Моск. ун-та, 1988. 199с.
- Спрингер С., Дейг Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Просвещение, 1983. — 256с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие. М.: Академия, 1996. — 320с.
- Сухоруков A.C. К проблеме отношений общей психологии и методологического движения: «значение» и «смысл» как системообразующие уровни деятельности//Вестник МГУ. Психология. 1998. — N1. — С. З
- Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Методические рекомендации. JI.: НИИ им В. М. Бехтерева, 1984. — 23с.
- Тарасов Г. С. О психологии музыки//Вопр. психологии. -1994. N5. — С.95
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: Автореф. дис. д-ра. психол. наук. М., 1987. — 53с.
- Творческая одаренность и воспитание личности/Под ред. В. А. Молячко. Киев, 1991. — 18 с.
- Творческий процесс и художественное восприятие: Сб. науч. ст. JI.: Наука, 1978. — 278с.
- Терентьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. — 184с.
- Тищенко С.П. Психология внутреннего конфликта личности//Вопр. психологии. 1989. — N1. — С.166−168
- Торопова A.B. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. М.: Прометей, 1997. — 106с.
- Торшина К. А. Современные исследования проблемы креатизности в зарубежной психологии//Вопр. психологии. 1998. — N4. — С.123
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Межд. пед. академия, 1994. 192с.
- Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып. 1. — Часть I. — М.: Прометей, 1991.
- Ханин Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности//Вопр. психологии. 1991. — N5. — С.71−82
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность./Пер. с нем. -В 2-х Т. Т.2. — М.: Педагогика, 198б. — 408с.
- Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб.: Лань, 1997. — 238с.
- Художественное творчество и психология: Сб. науч. ст./Под ред. Зись. М, 1991.
- Цукерман Г. А. 10−12 летние школьники: «ничья» земля в возрастной психологии//Вопр. психологии. 1998. — № 3.- С.17−31.
- Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся//Вопр. психологии.- 1987. N6. — С.42−47
- Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопр. психологии. 1997. -N3. — С.102
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. — 512с.
- Шевченко Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Киев, 1986. — 49с.
- Шибаева Л.В. Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. М.: Росс, пед. агентство, 1996. — 163с.
- Школа и психическое здоровье учащихся/Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. — 272с.
- Штроо В. А. Защитные механизмы: от личности к группе//Вопр. психологии. 1998. — N4. — С.4
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. — 143с.17 6. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/Под ред. В. В. Лебединского. М.: Издат-во Моск. ун-та, 1990. — 197с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. М.: Новая школа, 1997. — 352с.
- Bloom B.S. & Sosniak L. Talent development vs. schooling. New York: Edicational leadership, 1981 -270p.
- Buck R. Motivation, emotion and cognition: A developmental interactionest view//Strongman K.T. (ed) International review of studies on emotion. — V.I. — Chichester: Wiley, 1991. — P.35−57
- Charms R. de. Motivation enchancement in education settings//Research on motivation in education/Ed. C. Ames, R. Ames. N.Y., 1984.- V.4.
- Csikszentmihalyi M. Emergent motivation and the evolution of the self//Advances in motivation and achievement. JAI Press. Inc., 1983. — P.93−119. — V.4
- Hovland C., Janis I., Kelley H. Communication and Persuasion. Psychological Studies of Opinion Chance. -Yale, 1953. P.243
- Hovland C., Lumsdaine A., Sheffield F. Experiments on Mass Communication. Princeton, 1970. — P. 690
- Hovland C., Mandell W. An Experimental Comparison of Conclusion drawing by Communicator and by Audience//Journal of Abnormal and Social Psychology. -1975. № 47.- P.581−588
- Dimond S.I., Farington D., Jonson P. Different emotional response from rigt and left hemischere//Nature, 1976. V.261. — P.690−692
- Kemp A. Personality differences between the players of string, woodwing, brass and Keyboard instruments and singers//Bulletin Council for Research in Music Education. Special issue. ISME Springsummer, 1981. -№ 66−67
- Govan J.C. Creativity as transendance: Address delivered at the conference of the National Association for Gifted Children. Philadelphia: PA, November, 1983.- P.221
- Guilford J. Creativity: Yesterday, today, tomorrow.//Journal of Creativity Behavior. V.4 1977. — P.25−54
- Guilford J. Progress in the Discovery of Intellectual Factors//Widenings Horisons in Creativity/Ed. By Calvin Taylor. N.Y., 1964. — P.57−70
- Farnsworth P.R. The social psychology of music. Iowa state uniw. press, 1969. P.203
- Jost J. Some physiological changes during frustration. Child Devel. — 1961. — V.12 — P.9−15
- Parrot A.C. Effects of paintings and music, both alone and combination, on emotional judgments//Perceptial and Motor skills. 1982. — V.54- P.635−641
- Rogers C.R. Freedom do lern for the 80s Columbus: Ch. Merrill Pubi. Company, 1983. — 312 p.
- Spielberger C.D. Assessment of state and trait aniety: Conceptual and methodological issues//The Southen Psuhologist. 1985. — V.2 — P.6−16
- Shoen M. The Understanding of Music. N.Y., 1974. -P.90
- The dinamics of intrinsic motivation: a study of adolescents//Research on motivation in education. N.Y.: Academic Press, 1989. V.3. — P.45−71
- The Luscher Colour Test. New York, Washi not on Sguare Press, 1971. — 121 p.
- Torrance E.P. Torrance Test of Creative Thinking. -Princeton. N.Y., 1966. — P.47
- Wallance S. & Kogan M. Modes of thinking in young children: A study of the creative intelligence distinction in young children. New York: Holt, Rinehart & winston, 1979. — 217p.