Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика «Оценки стратегий поведения в конфликтных ситуациях»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преобладание набранных баллов по фактору «соревнование» свидетельствует о высокой напористости и предрасположенности к конфликтным способам разрешения трудных ситуаций. Преобладание набранных баллов по фактору «сотрудничество» свидетельствует о высокой напористости и способности к кооперации, относится к наиболее конструктивной стратегии поведения в трудных ситуациях. Преобладание набранных… Читать ещё >

Методика «Оценки стратегий поведения в конфликтных ситуациях» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К. Томас, адаптация Н. Гришиной

Вводные замечания

При изучении конфликтных явлений американский социальный психолог К. Н. Томас (1973) считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение в конфликтных ситуациях. Опросник можно использовать как в групповом, так и в индивидуальном варианте. Затраты времени составляют не более 15—20 минут. С его помощью определяются типические способы поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Опросник построен таким образом, что каждая из пяти перечисленных стратегий поведения описывается 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. Учитывая, что любой конфликт обладает определенной степенью стрессогенности, данные стратегии поведения можно рассматривать как способы (модели) преодолевающего поведения в трудных ситуациях.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой является кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях как типичных способов регулирования конфликтов:

  • • соревнование (конкуренция, конфронтация) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • • приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • • компромисс;
  • • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

По мнению К. Томаса, при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. Только при сотрудничестве обе стороны оказываются в выигрыше (рис. 6.3) [23].

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что лица, использующие в конфликтных ситуациях профессионального общения такие конструктивные стратегии, как сотрудничество и компромисс, отличаются более высокими показателями профессиональной адаптации по сравнению с теми, кто использует неконструктивные стратегии поведения — соперничество и избегание. Специалисты, работающие в системе «человек-человек» (врачи, воспитатели дошкольных учреждений, учителя, телефонные консультанты, сервисные работники, торговые агенты, менеджеры и др.), которые прибегают к неконструктивным стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, чаще испытывают симптомы синдромов выгорания и усталости, переживания одиночества на работе, неудовлетворенности своей работой и взаимоотношениями с коллегами, чем лица, предпочитающие конструктивные стратегии поведения [5, 6].

Способы регулирования конфликтов.

Рис. 6.3. Способы регулирования конфликтов.

Опросник

Инструкция: ниже описаны варианты поведения в разных конфликтных ситуациях. Пожалуйста, из представленных вариантов выберите тот, который является наиболее типичным для вас. В графе ответов обведите букву, соответствующую выбранному вами варианту (А или Б).

№.

п/п.

Варианты поведения.

Варианты ответов.

А.

Б.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

А.

Б.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

А.

Б.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

А.

Б.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

А.

Б.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого человека Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

А.

Б.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя Б. Я стараюсь добиться своего.

А.

Б.

№.

п/п

Варианты поведения

Варианты

ответов

А

Б

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

А.

Б.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

А.

Б.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

А.

Б.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

А.

Б.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

А.

Б.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

А.

Б.

А. Я предлагаю среднюю позицию Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

А.

Б.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

А.

Б.

А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

А.

Б.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

А.

Б.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

А.

Б.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

А.

Б.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

А.

Б.

№.

п/п.

Варианты поведения.

Варианты ответов.

А.

Б.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

А.

Б.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого человека Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

А.

Б.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека Б. Я отстаиваю свои желания.

А.

Б.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

А.

Б.

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

А.

Б.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого человека.

А.

Б.

А. Я предлагаю среднюю позицию Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

А.

Б.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры Б. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

А.

Б.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого человека.

А.

Б.

А. Я предлагаю среднюю позицию Б. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

А.

Б.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого человека Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

А.

Б.

Обработка и интерпретация результатов. Тенденция к типичной форме социального поведения (стратегия) выявляется путем суммирования положительных ответов на вопросы по каждой шкале в соответствии с «ключом». Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения респондента в конфликтной ситуации. Чем больше совпадений с «ключом», тем больше выражена тенденция к проявлению соответствующей стратегии (типы) поведения в конфликтных ситуациях. Стратегии «сотрудничество» и «приспособление» относятся к наиболее конструктивным моделям поведения по фактору «кооперации» по сравнению со стратегиями «соревнование» и «избегание». Наименьшей конструктивностью характеризуется стратегия «избегание». «Соревнование» — наиболее опасная стратегия с точки зрения конфликтности поведения.

Преобладание набранных баллов по фактору «соревнование» свидетельствует о высокой напористости и предрасположенности к конфликтным способам разрешения трудных ситуаций. Преобладание набранных баллов по фактору «сотрудничество» свидетельствует о высокой напористости и способности к кооперации, относится к наиболее конструктивной стратегии поведения в трудных ситуациях. Преобладание набранных баллов по фактору «приспособление» свидетельствует о низкой напористости при высокой способности к кооперации. Преобладание баллов по фактору «избегание» говорит о низкой напористости и способности к кооперации. «Компромисс» занимает промежуточное положение по напористости и кооперации.

«Ключ».

Соперничество: ЗА, 6Б, 8А, 9А, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А.

Сотрудничество: 2Б, 5А, 8Б, ИА, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 26Б, 28Б, ЗОБ.

Компромисс: 2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А.

Избегание: 1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 23Б, 27А, 29Б.

Приспособление: 1Б, ЗБ, 4Б, 11Б, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, 30 А.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой