Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Память у детей с разными формами задержки психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. В настоящее время прослеживается отчетливая тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Если в середине столетия исследователи выделяли среди учащихся массовых школ 10% детей с такими нарушениями, то уже через 10−15 лет их количество выросло до 15%. По данным Т. А. Власовой (1978), более 50% неуспевающих учащихся младших классов составляют дети… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Теории и модели памяти человека
      • 1. 1. 1. Теория двойственной структуры памяти
      • 1. 1. 2. Теория уровневой обработки
      • 1. 1. 3. Память: унифицированный взгляд на структуру и процессы
    • 1. 2. Задержка психического развития как медико-психологопедагогическая проблема
    • 1. 3. Мнестическая деятельность у детей с задержкой психического развития
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
    • 2. 3. Математико-статистическая обработка данных
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С
  • РАЗНЫМИ ФОРМАМИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Память у детей с церебрально-органической формой ЗПР
    • 3. 2. Память у детей с психогенной формой ЗПР
    • 3. 3. Память у детей с соматогенной формой ЗПР
    • 3. 4. Память у детей с конституциональной формой ЗПР
    • 3. 5. Сравнительный анализ состояния памяти у исследованных групп детей
      • 3. 5. 1. Кратковременная память у детей с разными формами задержки психического развития
      • 3. 5. 2. Долговременная память у детей с разными формами задержки психического развития
      • 3. 5. 3. Образная и ассоциативная память у детей с разными формами задержки психического развития
      • 3. 5. 4. Смысловая и логическая память у детей с разными формами задержки психического развития
      • 3. 5. 5. Произвольная и непроизвольная память у детей с разными формами задержки психического развития
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Память у детей с разными формами задержки психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В настоящее время прослеживается отчетливая тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Если в середине столетия исследователи выделяли среди учащихся массовых школ 10% детей с такими нарушениями [128, 159], то уже через 10−15 лет их количество выросло до 15% [106]. По данным Т. А. Власовой (1978), более 50% неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с ЗПР. Ю. Дауленскене (1979) приводит факт неподготовленности к школе по важнейшим психофизическим показателям 16−17% детей от числа в нее поступающих. Проведенное У. В. Ульенковой (1990) массовое обследование воспитанников подготовительных групп городских детских садов показало, что не менее 20% из них испытывают в той или иной мере затруднения в усвоении программы дошкольного учреждения. Тщательное медицинское обследование позволило диагностировать ЗПР у 50% из их числа. Эти данные согласуются с данными К. С. Лебединской (1982), выделяющей 50% детей с ЗПР от неуспевающих учеников массовых школ. Л. М. Шипицына (1995) отмечает, что по результатам анализа численности обучающихся в коррекционных учреждениях России детей за 1990;1993 гг., произошло увеличение их количества на 34 тыс. человекпричем наибольшие изменения наблюдаются среди детей с нарушением интеллекта и задержкой психического развития. Так, если в 1990/91 гг. количество обучающихся с ЗПР составляло 16,8%, то уже в 1992/93 гг. оно. составило 32,6%.

Специальная психология располагает рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций детей с ЗПР: памяти [51,52,74−78], речи [83,84], мышления [18,57] и др. Однако, многие аспекты задержки психического развития нуждаются в дальнейшем изучении в связи с расширением возможностей коррекции в условиях системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка.

ППМС). Одним из наиболее актуальных направлений научных исследований ЗПР является продолжение изучения памяти, играющей ключевую роль в познавательной деятельности человека и, соответственно, в его обучении.

Гипотеза. Понятие ЗПР является сборным, объединяющим разные группы детей, в основе особенностей развития которых лежат различные этиология и патогенез. Поэтому можно предполагать, что нарушения мне-стических функций у них будут неоднородными, что не исключает возможности общих закономерностей.

Учет общих и частных особенностей памяти у детей с разными этиопа-тогенетическими формами ЗПР позволит повысить эффективность комплексной психокоррекции мнестических функций в условиях системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка, а также может быть использован в учебном процессе.

Целью работы явилось изучение форм и сторон памяти у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разными клиническими формами ЗПР (согласно этиопатогенетической классификации К.С.Лебединской): церебрально-органической, психогенной, соматогенной, конституциональной.

Задачи исследования:

1. Оценить состояние кратковременной и долговременной памяти у детей с разными формами ЗПР: определить превалирующий тип памяти и объем запоминания.

2. Определить состояние ассоциативной и образной, а также смысловой и логической памяти у детей с разными формами ЗПР.

3. Установить соотношение произвольной и непроизвольной (активной и пассивной) памяти экспериментальных групп детей.

4. Сопоставить полученные данные с особенностями памяти у детей, развивающихся без нарушений.

5. Оценить динамику показателей памяти у детей с ЗПР под воздействие] комплексной коррекционной работы в системе ППМС-сопровождения с уче том установленных закономерностей.

6. Уточнить возможности использования выявленных особенностей для оп тимизации психокоррекции и обучения детей с разными формами ЗПР.

Научная новизна. В известной нам литературе нет исследований, по священных изучению состояния мнестических функций при отдельных формах ЗПР. В ходе работы у детей с разными клиническими формами ЗПР (пс этиопатогенетической классификации К.С.Лебединской) оценены тип и объем кратковременной и долговременной памяти, показатели образной, ассоциативной, смысловой и логической памяти, соотношение произвольной (активной и пассивной) и непроизвольной памяти. Установлены общие и частные закономерности мнестических функций. Получены данные, которые могут способствовать реализации индивидуально-ориентированного подхода к обучению, воспитанию и коррекции (в т.ч. психокоррекции).

Изучена динамика развития мнестических функций у детей с ЗПР в ходе коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития как составной части ППМС-сопровождения. Показана эффективность последовательной и преемственной психокоррекции памяти с учетом установленных закономерностей на основе комплексного подхода, включающего коррекцию эмоционально-волевой сферы и развитие внимания ребенка.

Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе, коррекционной работе и организации ППМС-сопровождения развития ребенка в детских садах компенсирующего вида, специальных (коррекционных) школах и классах выравнивания, а также в учебном процессе со студентами.

Положения, выносимые на защиту.

1. Дети с ЗПР имеют определенные особенности памяти: общие для разных клинических форм и частные для каждой формы.

2. Целесообразен дифференцированный подход к обучению, воспитанию и коррекции детей с разными формами ЗПР с учетом установленных общих и частных характеристик памяти и включением в программу психокоррекции работы над развитием эмоционально-волевой сферы и мотиваци-онной готовности.

Апробация работы.

Основные положения исследования представлены на Юбилейной конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 200-летию Военно-медицинской академиинаучно-практической конференции «Психология XXI века», 5−6 мая 1998 г.- Всероссийской научно-практической конференции «Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь», 22−25 сентября 1998 г.- научно-практической конференции «Ананьевские чтения», посвященной 30-летию кафедры социальной психологии СПбГУ, 27−29 октября 1998 г.- VI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство», 21−23 апреля 1999 г.

По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ.

Реализация результатов исследования. Полученные в ходе исследования данные используются в образовательной и коррекционной работе и в процессе ППМС-сопровождения развития детей с ЗПР в Государственном образовательном учреждении начальной школе-детском саду компенсирующего вида № 687 «Центр реабилитации ребенка» (С.-Петербург). Результаты исследования включены в лекционные курсы и семинары по проблеме ЗПР для студентов факультета психологии СПбГУ и Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валленберга.

Объем и структура работы.

Работа изложена на 148 страницах, иллюстрирована 35 таблицами и 10 рисунками. Состоит из введения, пяти глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 176 источников, в том числе 97 отечественных и 79 зарубежных, а также приложений.

Низкие результаты исследования произвольной памяти, а также преобладание непроизвольных механизмов запоминания, очевидно, связаны с особенностями клинико-психологической картины форм задержки психического развития. Так, при ЗПР церебрально-органического генеза отмечаются выраженные нарушения волевой сферы, прежде всего, мотивационной готовности, что в совокупности с нередко отмечаемым гипердинамическим синдромом препятствует концентрации внимания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

С учетом общих и частных закономерностей памяти и влияющих на нее факторов у детей с задержкой психического развития, представляется целесообразным выделить ряд универсальных рекомендаций для психокоррекции мнестических функций при ЗПР и рекомендации по работе с детьми разных этиопатогенетических форм задержки.

Общие рекомендации:

1. Широкое использование в обучении детей с задержкой психического развития наглядного материала с учетом доминирования зрительного типа памяти.

2. Ориентация на зрительную модальность как ведущую в структуре мнестической деятельности детей с ЗПР на начальных этапах работы со вновь поступившим ребенком (пока не получены подробные психодиагностические сведения), а также в случае поведения фронтальных или подгрупповых занятий начинающим педагогом, не имеющим опыта вариативной разноуровневой подачи учебного материала.

3. Широкое использование принципа повторения в обучении в связи с выраженным снижением объема памяти.

4. Развитие семантической организации памяти детей с ЗПР, для чего представляется важным использование помимо принципа повторения учет прикладного значения модели уровневой обработки.

5. Развитие образной и ассоциативной памяти, при этом наиболее эффективными могут оказаться (с учетом преобладания непроизвольной памяти) методы эстетического воспитания, музейной терапии, эстетопсихотерапии.

6. Выраженная недостаточность смысловой и логической памяти требует использования актуальных возможностей мнестических функций детей с ЗПР — акцента на наглядности и повторении. Это не исключает важности отмечаемой некоторыми авторами необходимости обучения детей с ЗПР приемам логического запоминания [52], тем более, что прослеживается корреляция между повышением показателей логической памяти и ростом показателей долговременного запоминания. Однако, это может быть использовано только как один из методических приемов психокоррекции и развития памяти, но исключает широкое использование логического запоминания в процессе обучения (по крайней мере, на начальных этапах работы с детьми) в силу очевидной неэффективности этого.

7. Преобладание непроизвольной памяти над произвольной указывает на необходимость широкого использования игрового компонента в обучении, воспитании и коррекции (в т.ч. психокоррекции).

8. Коррекция памяти посредством комплексного подхода, с обязательным включением психокоррекции эмоционально-волевой сферы и внимания.

9. Дифференцированный гибкий подход к психокоррекции памяти в зависимости от формы ЗПР с учетом полученных данных.

10.Осуществление психокоррекции памяти целесообразно в условиях преемственной и последовательной деятельности всех специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения с обязательным участием родителей.

11. Реализация психокоррекционных программ на фоне медицинской поддержки, включающей гигиеническое нормирование нагрузок, закаливающие мероприятия, лечебную физкультуру, массаж, физиои фитотерапию, медикаментозное лечение (по показаниям).

Частные рекомендации по психокоррекции памяти у детей с разными формами ЗПР:

1- Церебрально-органическая форма. Требуется широкое использование наглядного материала и принципа повторения. Целесообразно использовать большие возможности механического запоминания, учитывая необходимость развития навыков логического запоминания. Преобладание активной непроизвольной памяти требует введения игрового элемента в обучение детей с этой формой ЗПР. С учетом неудовлетворительной врабатываемости рекомендуется при подаче нового материала увеличение времени на вводную его часть. Однако, низкая психическая устойчивость диктует необходимость тщательного контроля над продолжительностью учебных нагрузок. Адекватное их дозирование возможно при участии психолога и врачей. Особого внимания требует медицинская коррекция проявлений астении.

2. Психогенная форма. Психологические особенности детей с этой формой ЗПР требуют увеличения времени на психотерапевтическую поддержку ребенка и родителей, а также деликатного вмешательства администрации и социальной службы при неблагоприятных условиях проживания и воспитания в семье с целью формирования адекватного психологического климата. Требуется широкое использование наглядного материала и принципа повторения. Наиболее высокие показатели образной и ассоциативной памяти, а также активной непроизвольной памяти свидетельствуют о важности использования игрового компонента в обучении и воспитании. В связи с относительно высокими показателями смысловой памяти при статистически незначимом преобладании механического запоминания над логическим требует в обучении некоторого смещения акцента в сторону смыслового компонента подаваемого материала и особенно тщательной работы над логической памятью, имеющей предположительно большой потенциал развития. С учетом быстрой врабатываемости при низкой психической устойчивости необходимо ограничивать время на вводную часть подаваемого материала, а низкая эффективность работы требует адекватно частой смены форм работы.

3. Соматогенная Форма. Дети с соматогенной формой задержки психического развития нуждаются в наиболее тщательном лечении и последующей медицинской поддержке, а также психокоррекции невротических проявлений, связанных с режимом ограничений и запретов и ощущением собственной неполноценности Доминирование двух модальностей запоминания (зрительной и слуховой) требует как наглядного материала, так и подробного объяснения со стороны педагога. Наибольший по выборке объем памяти позволяет с учетом рекомендаций психолога и врачей допустить некоторое опережение учебной программы для детей с ЗПР, тем более, что показатели смысловой памяти не имеют достоверного отличия от контроля. Этому может способствовать и преобладание произвольной памяти.

4. Конституциональная форма. В связи с нахождением этих детей на более ранней стадии психологического развития рекомендуется постепенное наращивание и тщательное дозирование учебной нагрузки, широкое использование игровых форм работы. Особого внимания со стороны психолога требует выраженная незрелость мотивационной сферы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Б. и, 1982. — 325 с.
  2. Г. П. Изменения в мыслительной деятельности и успеваемости школьников в процессе обучения // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — С.129−137.
  3. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: О-во «Знание».-110 с.
  4. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 345 с.
  5. И.Н. Влияние социальных и биологических факторов на психику и поведение ребенка // Педиатрия. Т.9, № 4. — С.72−92.
  6. Н.П. К вопросу дифференциальной диагностики олигофрении и задержек развития / В кн.: Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Педагогика. — С. 102−109.
  7. Т.А. Проблемы советской дефектологии // Советская педагогика. -1978. -№ 3.-С.58−68.
  8. Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. -№ 6.-С. 8−17.
  9. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Педагогика, 1973. — 173 с.
  10. Ю.Гельмонт A.M. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. — 92 с.
  11. П.Герт А. Обучение детей с нарушениями поведения в ГДР: вопросы дидактики и методики // Дефектология.- 1975. № 6. — С. 54−63.
  12. Ю.Г. Некоторые данные исследований памяти у детей с задержкой психического развития // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. T. III, вып.1. — М., 1968. — С. 118.
  13. Ю.Г. Задержка психического развития с затруднениями усвоения школьных навыков у детей с церебрастенией // XXIII Герценовские чтения. Дефектология. Л., 1970. — С. 60−62.
  14. Ю.Г. Особенности психофизического инфантилизма с затруднениями в усвоении школьных навыков // XXIII Герценовские чтения. Дефектология. Л&bdquo- 1970. — С. 62−64.
  15. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. -М.: Педагогика, 1971 184 с.
  16. Дети с отклонениями в развитии / Под. ред. М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1966. — 261 с.
  17. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. — 150 с.
  18. В.И., Калмыкова З. И., Орлова A.M. Об учащихся с замедлененым темпом развития // Советская педагогика. 1968. — № 10. — С.58−69.
  19. Е.С. О понимании «временной задержки психического развития»// Дефектология. Науч.-теорет. конф., посвящ. 50-летию Вел.Окт. Соц.Рев. -Л., 1967.-С. 123−129.
  20. Е.С. Временная задержка психического развития и комплектование школ // XXIII Герценовские чтения. Дефектология. Л., 1970. — С. 56−60.
  21. Е.С. Некоторые актуальные проблемы психопатологии детского возраста в связи с задачами школьного обучения // XXIII Герценовские чтения. Дефектология Л., 1970. — С. 56−60.
  22. Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. -М.: Педагогика, 1971 С. 63−66.
  23. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982. — 224 с.
  24. Е.И. К вопросу о различных вариантах психического инфантилизма у детей // Материалы Всеросс. научн. конф. по психоневр. дет. возр. Л., 1966.-С. 59−62.
  25. З.И. Некоторые типические особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971 — С. 132−138.
  26. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Педагогика, 1975. — С. 10−38.
  27. З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1978. — № 3. — С. 3−8.
  28. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М: Педагогика, 1981. — 200 с.
  29. Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург: Урал. гос. пед. институт, 1995.- 154 с.
  30. В.А. Вопросы психологии способностей школьников. М.: Просвещение, 1964. -154 с.
  31. , В.П. Некоторые данные клиники и патофизиологии при синдроме задержки развития у детей / В сб.: Вопр. психиат. у детей. М: Медицина, 1962.-С. 18−26.
  32. Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1984.-334 с.
  33. К.С. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития. М.: Б.и., 1980. — 72 с.
  34. В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 168 с.
  35. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика. -1968.-№ 7.-С. 65−77.
  36. А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — С. 96−109.
  37. А.И. Роль личностного фактора в преодолении отставания младших школьников // Советская педагогика. 1973. — № 9. — С. 45−55.
  38. , В.Н., Седельникова, Г.Н. Особенности детей с задержкой умственного развития в отличие от детей-олигофренов / В кн.: Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Педагогика, 1973. -С. 121−124.
  39. В.И., Переслени Л. И., Шошин П. Б. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
  40. Н.Г. Динамика мнемической деятельности у детей с задержкой психического развития // Тез. докл. IV Всесоюзных педагогических чтений. Т.2. ~ М&bdquo- 1976. -С. 18−26.
  41. Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1977. — № 3. — С. 18−26.
  42. И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. — 168 с.
  43. И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития // Дефектология. 1977. — № 6. — С. 3−11.
  44. И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейроп-сихологическая диагностика. М.: Изд-во «Компенс-центр», 1993. — 198 с.
  45. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств: МКБ-10 / ICD-10. СПб.: Адис, 1994.-304 с.
  46. Т.К. Исследование некоторых психических процессов у детей с задержкой развития и с астеническим состоянием / В сб.: Вопросы психиатрии у детей. М.: Медицина, 1962. — С. 36−44.
  47. Н.А. Проблемы учения и развития / В сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. — С.253−254.
  48. Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под. ред. Н. А. Менчинской. -М.: Педагогика, 1971. С. 8−31.
  49. Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика. 1968. — № 6. — С. 21−38.
  50. Н.А., Сабурова Г. Г. Новый этап в исследовании проблемы обучения и умственного развития // Возрастная и педагогическая психология: Материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974. — С. 104−123.
  51. С.С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме / В кн.: Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. JL: Б.и., 1968. — С. 70−77.
  52. С.С. О так называемых задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме у детей // Материалы II Всероссийского съезда невропатологов и психиатров. М., 1967. — С. 250.
  53. Г. Р. Клинический и нейропсихологический анализ некоторых психических функций у детей 6−7 лет // Журн. ВНД им. И. П. Павлова. 1999. -Т.49, № 6. — С. 944−949.
  54. Г. Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы // Дефектология. 2000. — № 2. -С. 51−56.бб.Озерецкий Н. И. Психопатология детского возраста. JL: Медицина, 1938. -224 с.
  55. Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2000. -№ 4. — С. 36−42.
  56. М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. — № 3. — С. 3−9.
  57. М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа психофизического развития // Клиническое изучение школьной неуспеваемости: Тез. докл. симпозиума. М., 1969. — С. 44−46.
  58. М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа психофизического развития // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. -М.: Педагогика, 1971 С. 15−20.
  59. Л.И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. 1989. ¦ № 1. -С.55−61.
  60. Л.И., Рожкова Л. А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1996. — № 5. — С. 15−22.
  61. Г. Н. Некоторые особенности реактивных состояний у детей с явлениями задержки развития / В сб.: Вопросы психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1962. — С. 27−35.
  62. B.JI. О своеобразии механической памяти детей с задержкой психического развития // VIII науч. сессия по дефектологии и V Всесоюзные педагогические чтения. М., 1979. — С. 364−365.
  63. В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. — № 3. — С. 17−26.
  64. В.Л. Формирование мнемического приема смысловой группировки у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. — № 2. -С. 3−9.
  65. В.Л. Особенности вербальной памяти учащихся IV классов школы для детей с задержкой психического развития: Сообщ. // Дефектология.1988.-№ 6.-С. 3−9.
  66. В.Л. Особенности вербальной памяти учащихся IV классов школы для детей с задержкой психического развития: Сообщ. 2 // Дефектология.1989.-№ 4.-С. 3−9.
  67. Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. — № З.-С. 10−18.
  68. С.Я. О нарушениях интеллектуальной деятельности детей, перенесших инфекционные заболевания центральной нервной системы // Труды НИИ психиатрии МЗ РСФСР. Т.41. — М., 1964. — С. 288−296.
  69. Само думская Е.Н. К вопросу об органическом инфантилизме // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971 — С. 46−51.
  70. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 214 с.
  71. Е.С. Особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития / В сб.: Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. Минск: Народная Асвета, 1985.-С. 90−103.
  72. Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск: Народная Асвета, 1989. — 64 с.
  73. P.JI. Когнитивная психология: Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996. — 600 с.
  74. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы. М.: Медицина, 1974. — 320 с.
  75. Г. Е., Юркова И. А. Роль возрастного фактора в формировании клинической картины отдаленных последствий инфекций центральной нервной системы у детей // Материалы I Всероссийского съезда невропатологов и психиатров. Л., 1962. — С.95−96.
  76. Л. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния) // Дефектология. 1975. — № 6. — С. 40−46.
  77. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте: Пер. с чешского. М.: Медицина, 1986. — 255 с.
  78. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990.-182 с.
  79. О.В., Трошин В. М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журн неврол. и психиат. 1998. — № 9. — С. 4−8.
  80. Л.М. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией // Дефектология. 1991. — № 2. -С. 16−22.
  81. Л.М. Нейропсихологический аспект диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения / В сб.: Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПб: СПбГУПМ, 1999. — С. 98−113.
  82. Л.М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Б.и., 1995. — 80 с.
  83. И.А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма // Клинической изучение школьной неуспеваемости: Тез. докл. симпозиума. М, 1969. — С. 57−58.
  84. И.А. Динамика отдельных клинических вариантов психического инфантилизма у детей (по катамнестическим данным) // Журн. неврол. и психиат. 1959. — № 7. — С. 863−867.
  85. Ф.П. Организация психоневрологической помощи детям младшего школьного возраста, страдающим «задержкой развития» / В сб.: Вопросы психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1962. — С. 58−66.
  86. Atkinson R.C., Juola J.F. Search and decision processes in recognition memory / In: D.H.Krantz, R.C.Atkinson, R.D.Luce, P. Suppes (Eds.). Contemporary developments in mathematical psychology (Vol.1) San Francisco: Free-man, 1974.-P. 242−293.
  87. Atkinson R.C., Shiffrin R.M. Human memory: A proposed system and its control processes / In: K. Spence, J. Spence (Eds.). The psychology of learning and motivation: Advances in research and theory (Vol.2) N.Y.: Acad. Press, 1968. -P. 89−195.
  88. Baddeley A.D. Working memory. Oxford: Clarendon Press, 1986. — 289 p.
  89. Baddeley A.D. The trouble with levels: A reexamination of Craik and Lockcharf s «Framework for memory research» // Psychological Review. 1978. -Vol.85.-P. 139−152.
  90. Baddeley, A.D., Warrington, E.K. (1970). Amnesia and the distinction between long- and short memory // J. of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1970. -Vol. 9.-P. 176−189.
  91. Baddeley A.D., Warrington E.K. Memory coding and amnesia // Neuropsychologia. 1973. — Vol.11. -P. 159−165.
  92. Bahrick H.P., Bachric P.O., Wittlinger R.P. Fifty years of memory for names and faces. A cross-sectional approach // J. of Experimental Psycology: General.1975.-Vol. 104.-P. 54−75.
  93. Belezza F.S. The self as a mnemonic device: The role of internal cue //J. of Personality and Social Psychology. 1984. — Vol. 47. — P. 506−517.
  94. Bettman I., Stern E., Whitsell L. et al. Cerebral dominance in developmental dyslexia- role of the ophthalmologist // Arch. Ophthal. 1967. — Vol. 78. — P. 723 729.
  95. Bower G.H., Gilligan S.G. Remembering infermation related to one’s self // J. of Research in Personality. 1979. — Vol. 13. — P. 420−432.
  96. G.H., Karlin M.B. (1974) Bower Depth of processing pictures of facies and recognition memory// J. of Experimental Psychology: General. 1974. -Vol. 103.-P. 751−757.
  97. Busemann A. Kindliche Intelligenzstomng in padagogischer Sicht // Zentralbl. f.d.g. Neurol, u. Psych. 1956. -Bd. 135. — S. 3−4.
  98. Butterfield E. Serial learning and the stimulus trace theory of mental retardation // Amer. J. Ment. Defic. 1968. — Vol. 72. — P. 778−787.
  99. Chapouthier, G. Les bases physiologiques de Tapprentissage et de la memory, dans Psychophisiology. Paris: Ed, 1980 — 325 p.
  100. Collins A.M., Quillian M.R. Retrieval time from semantic memory // J. of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1969. — Vol. 8. — P. 240−247.
  101. Craik F.I.M., Lockhart R.S. Levels of processing: A framework for memory research // J. of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1972. — Vol. 11. — P. 671 684.
  102. Craik F.I.M., Tulving E. Depth of processing and the retention of words in episodic memory // J. of Experimental Psychology: General. 1975. — Vol. 104. -P. 268−294.
  103. Craik F.I.M., Watkins M.J. The role of rehearsal in short term memory // J. of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1973. — Vol. 12. — P. 599−607.
  104. D’Agostino P.R., O’Neill B.J., Paivio A. Memory for pictures and words as a function of levels of processing: Depth or dual coding? // Memory and Cognition. 1977.-Vol. 5.-P. 252−256.
  105. Di Gaspero J. Der psychisch Infantilimus // Arch. f. Psychiat. 1907. — Bd.18. -S. 8.
  106. Ebbinghous H. On memory. Leipzig: Duncan and Humboldt, 1885. — 356 p.
  107. Eriksen C.W., Collins J.F. Some temporal characteristics of visual pattern perception // J. of Experimental Psychology: General. 1967. — Vol. 74. — P. 476 484.
  108. Fairfield L. The borderline child // School Hygien. 1917. — Vol.12. — P. 12.
  109. Ganellen R. J, Carver C.S. Why does selfreference promote incidental encoding? // J. of Experimental Psycology. 1985. — Vol. 21. — P. 284−300.
  110. Goldberg H., Marshall S., Sims E. The role of brain damage in congenital dyslexia // Amer. J. of Ophthalmolody. 1960. — Vol. 50, № 4. — P. 586−590.
  111. Haber R.N. The impending demise of the icon: A critique of the iconic storage in visual informetion processing // Behavioral and Brain Scients. 1983. — Vol. 6. -P. 1−54.
  112. Haber R.N. An icon can have no worth in the real world // J. of Experimental Psychology: Human perception and Performans. 1985. — Vol. 11. — P. 374−378.
  113. Haber R.N. Comment on the demise of the icon // Behavioral and Brain Sciences. 1985. — Vol. 8. — P. 8.
  114. Harris J. Emotional blocks to learning. N.Y.: Sharp, 1961. — 215 p.
  115. James W. The Principles of psycology 2nd ed., 5th print. Chicago etc: Encycl. Brit., 1994. — 897 p.
  116. Kalverboer A.F. Minimal brain disfunction: Fact or fiction / Symp. of minimal brain disfunction, Amsterdam, Apr. 1977. Ed. A.F. Kalverboer et al. Basel etc: Karger, 1978.-110 p.
  117. Ketchum G. Reading disorders // Pediatric clinics of North America. — 1957. — Vol. 8.-P. 697−700.
  118. Kihlstrom J.F., Cantor N. Mental representations of the self / In: L. Berkowitz (Ed.). Advances in Experimental Social Psycology. 1984. — Vol. 93. — P. 200 208.
  119. Klein К., Saltz E. Specifying the mechanisms in a levels of processing approach to memory // J. of Experimental Psycology. 1976. — Vol. 87. — P. 281 288.
  120. Lerner J.W. Learning disabilities. Boston: Houghton Miffen Com., 1989. -595 p.
  121. Lockchart R.C., Craic F.I.M., Jacoby L.L. Depth of processing in recognition and recall: Some aspects of a general memory system / In: J. Brown (Ed.). Recognition and recall. London: Wiley, 1975. — P. 248−289.
  122. Loftus G. R. Picture methodology / In: R.Pubb. Handbook of research methods in human memory and cognition. N.Y.: Acad. Press, 1982. — P. 257−285.
  123. Loftus G.R. The continuing persistence of the icon // Behavioral and Brain Science.- 1983.-Vol. l.-P. 43.
  124. Lynch S., Yarnell P.L. Retrograde amnesia: Delaed forgetting after concussion //Am.J. of Psychology. 1973. — Vol. 86. — P. 643−645.
  125. Mandler G. Memory storage and retrieval: Some limits on the reach of attention and consciousness / In: P.M.N.Rabbit, S. Dornic (Ed.). Atention and perfomance V. London: Acad. Press, 1974. — P.157−182.
  126. Mantyla T. Optimizing cue effectiveness: Recall of 500 and 600 incidentally learnd words // J. of Experimental Psycology: Learning, Memory, and Cognition. -1986.-Vol. 12.-P. 66−71.
  127. Massaro D.W. Preperceptual images processing team, and perceptual units in auditory perception // Psychological Review. 1972. — Vol. 79, № 2. — P. 124−145.
  128. McCaul K.D., Maki R.H. Self-reference versus desirability ratings and memory for traits // J. of Personality and Social Psychology 1984. — Vol. 47. -P. 953−955.
  129. McGaugh J.L. Time dependent processes in memory storage // Science. -1966.-Vol. 153.-P. 1351−1358.
  130. McGaugh J.L. Significans and rememberance: The role of neuromodulatory systems // Psychological Science. 1990. — Vol. l.-P. 12−25.
  131. McKoon G., Ratcliff R., Dell G.S. A critical evaluation of the semantic-episodic distinction // J. of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1986. — Vol. 12. — P. 295−306.
  132. Miller G.A. The magical number seven, plus ore minus two: Some limits of our capacity for processing information // Psychological Rewie. 1956. — Vol. 63. -P. 81−97.
  133. Myklebast H., Bashes B. Psychoneurological learning disorders in children // Arch. Pediat. 1960. — Vol. 77. — P. 247−256.
  134. Neisser U. Cognitive psychology. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1967. -351 p.
  135. Norman D.A. Aquisition and retention in short-term memory // J. of Experimental Psychology, 1966. Vol. 72. — P. 369−381.
  136. Oakley D.A. Brain mechanisms of mammalian memory // Brit. Med. Bull. -1981.-Vol. 37.-P. 175−180.
  137. Peterson L.R., Peterson M.J. Short-term retention of individual verbal items // J. of Experimental Psychology. 1959. — Vol. 58. — P. 193−198.
  138. Rogers T.B., Kuiper N.A., Kirker W.S. Self-reference and the encoding of personal information // J. of Personality and Social Psycholog. 1977. — Vol. 35. -P. 677−688.
  139. Rycco C.A., Hynd G.W., Cohen M.J., Gonsales J.J. Neurological bases of attention deficithyperactivity disoders // Exceptional children. 1993. — Vol. 60, № 2.-P. 118−124.
  140. Sakitt B. Iconic memory // Psycological Review. 1976. — Vol. 83. — P. 257 276.
  141. Sakitt В., Long G.M. Spare the rod and spoil the icon // J. of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1979. — Vol. 5. — P. 19−30.
  142. Schneider W., Shiffrin R.M. Controlled and automatic human information processing: Detection, search and attention // Psychological Review. 1977. — Vol. 84, № 1.
  143. Shallice Т. On the dual functions of consciousness // Psychological Review. -1972.-Vol. 79.-P. 383−396.
  144. Shiffrin R.M., Atkinson R.C. Storage and retrieval processing in long-term memory // Psychological Review. 1969. — Vol. 76. — P. 179−193.
  145. Shiffrin R.M., Schneider W. Controlled and automatic human information processing: II. Perceptual learning, automatic attending, and a general theory. -1977. Vol. 84, № 2.
  146. Shulman H.G. Semantic confusion errors in short-term memory // J. of Verbal Learning and Verbal Behavior. Vol. 11. — P. 221−227.
  147. Sinclair A. Developmental Aphasia // Brit. J. Ophthalm. 1948. — Vol. 32. — P. 522−539.
  148. Sperling G. A model for visual memory tasks // Human Factors. 1963. — Vol. 5.-P. 19−31.
  149. Sperling G. Successive approximations to a model fer short-term memory // Ac. Psychologica. 1967. — Vol. 27. — P. 285−292.
  150. Standing L. Learning 10 000 pictures // Quarterly J. of Psychology. 1973. -Vol. 25. — P. 207−222.
  151. Standing L., Conezio J., Haber R.N. Perception and emmory fer pictures: Singletrial learning of 2560 visual stimuli // Psychonomic Science. 1970. — Vol. 19.-P. 73−74.
  152. Strnad B.N., Mueller J.H. Levels of processing in facial recognition memory // Bull, of the Psychonomic Society. 1977. — Vol. 9. — P. 17−18.
  153. Tulving E. Subjective organization in free recall of «unrelated» words // Psychological Review. 1968. — Vol. 69. — P. 344−354.
  154. Tulving E. Cuedepend forgetting // Amer. Scientist. 1974. — Vol. 62. — P. 7482.
  155. Tulving E. How many systens are there? // Amer. Psychologist. 1985. — Vol. 40. -P. 385−398.
  156. Tulving E. Memory and consciousness 11 Canadian Psychologist. 1985. — Vol. 26.-P. 1−11.
  157. Tulving E. What kind of a hypothesis is the distinction between episodic and semantic memory? // J. of Experimental Psycology: Learning, Memory, and Cognition. 1986. — Vol. 12. — P. 307−311.
  158. Tulving E. Memory: Performance, knowledge, and experiens // European J. of Cognitive Psychology. 1989. — Vol. 1. — P. 3−26.
  159. Tulving E. What is episodic memory? // Current Directions in Psychological Science. 1993. — Vol. 2. — P. 67−70.
  160. Tulving E., Pearlston Z. Availability versus acessibility of information in memory fer words // J. of Verbal Learmimg and Verbal Behavior. 1966. — Vol. 5. -P. 381−391.
  161. Tulving E., Psotka J. Retroactive inhibition in free recall: Inaccessibility of information available in the memory store // J. of Experimental Psychology. -1971.-Vol. 87.-P. 1−8.
  162. Waugh N.C., Norman D.A. Primary memory // Psychological Review. 1965. -Vol. 72.-Vol. 89−104.
  163. Wickelgren W.A. Sparing of short-term memory in an amnesiac: Implications for strenght, theory of memory // Neuropsychologia. 1968. — Vol. 6. — P. 235 244.
  164. Wickelgren W.A. Time, interference and rate of presentation in short-term memory // J. of Mathematical Psychology. 1970. — Vol. 7. — P. 219−235.
Заполнить форму текущей работой