Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обобщенные критерии психологической зрелости личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целостность, конгруэнтность — целостность и конгруэнтность (К. Роджерс), цельность характера (Б. Г. Ананьев), интегрированная идентичность (Н. Е. Харламенкова, Дж. Ловингер), достижение полной самости (К. Г. Юнг), целостность эго-идентичности (Э. Эриксон). Широта связей с миром — расширенное чувство Я (Г. Олпорт), полнота характера (Б. Г. Ананьев); широта интересов и связей с миром (Д. А… Читать ещё >

Обобщенные критерии психологической зрелости личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Ответственность — ответственность (Л. Л. Реан, А. Г. Асмолов, Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Кассель), «ответственная свобода» (К. Роджерс), локус контроля (С. К. Нартова-Бочавер).

  • 2. Осознанность.рефлексивность — реалистичное восприятие мира (Г. Олпорт), самопонимание (К. Роджерс), осознанность импульсов и сознательный контроль поведения (Н. Е. Харламенкова), способность разводить реальные и идеальные цели (Б. С. Братусь), осознанность своих желаний, возможностей и способностей (К. А. Абульханова-Славская); оценочная рефлексия (Г. С. Сухобская).
  • 3. Направленность на саморазвитие — потребность в самоактуализации (А. Маслоу), направленность на саморазвитие, динамичность, открытость изменениям (К. Роджерс, А. А. Реан), личность, находящаяся в процессе становления, роста (К. А. Абульханова-Славская).
  • 4. Самопринятие и самоуважение — принятие себя (Г. Олпорт); понимание себя сквозь наслоение масок и защит (К. Роджерс), гибкая Я-концепция, сближение Я-реального и Я-идеального (II. Е. Харламенкова); самоуважение (Р. Кассель).
  • 5. Автономия — самостоятельность, опора на себя, самоиоддержка (Ф. Перлз); поведение, независимое от непосредственного воздействия обстоятельств (Л. И. Божович); автономность (Дж. Ловингер), психологическая суверенность (С. К. ПартоваБочавер); самодетерминация как свобода от внешних и внутренних условий (Д. А. Леонтьев); независимость от давления внешних оценок (К. Роджерс).
  • 6. Жизнестойкость — сила характера (Б. Г. Ананьев), творческая адаптивность (К. Роджерс), жизнестойкость как способность осуществлять стратегию жизни (Д. А. Леонтьев); фрустрационная толерантность (Г. Олпорт).
  • 7. Самоуправление и организация жизни — создание собственной среды развития (Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко); способность к мобилизации себя на выполнение собственного решения (Г. С. Сухобская); «действующая личность», субъект жизненного пути (А. Г. Асмолов); сознательная саморегуляция в масштабе жизненного пути (К. А. Абульханова-Славская), самоконтроль (Р. М. Шамионов).
  • 8. Целостность, конгруэнтность — целостность и конгруэнтность (К. Роджерс), цельность характера (Б. Г. Ананьев), интегрированная идентичность (Н. Е. Харламенкова, Дж. Ловингер), достижение полной самости (К. Г. Юнг), целостность эго-идентичности (Э. Эриксон).
  • 9. Широта связей с миром — расширенное чувство Я (Г. Олпорт), полнота характера (Б. Г. Ананьев); широта интересов и связей с миром (Д. А. Леонтьев); проявление творческого начала в разнообразных сферах жизни; открытость опыту (Г. Крайг).
  • 10. Толерантность, нравственное сознание, гуманистические ценности —

терпимость, демократический склад характера (Г. Олпорт); диспозиционная терпимость (А. А. Реан); гуманистические ценности (Г. С. Сухобская), нравственное сознание (Л. Колберг), толерантность, социальная направленность поведения (А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Р. М. Шамионов), степень интериоризации этических ценностей (Н. Е. Харламенкова); реализация общественно значимых целей (А. Л. Журавлев).

11. Позитивные межличностные отношения — умение строить межличностные отношения (Г. Салливан, М. Р. Минигалиева, В. Н. Мясищев, Р. В. Овчарова); теплота в отношении к другим (Г. Олпорт); способность любить, заботиться (3. Фрейд, Э. Фромм); интимность как способность к эмоциональному самораскрытию в отношениях (Э. Эриксон), уважение и эмпатия в отношении к людям (Э. Фромм, К. Роджерс).

Представленные критерии психологической зрелости личности лишь раскрывают ее состав и психологическое содержание. При этом не стоит забывать, что зрелость характеризует личность как целостную и непрерывно развивающуюся, как сложное системное образование, не сводимое к отдельным свойствам как гармоничная целостность1. Так, А. Г. Портнова отмечает, что зрелость, как системное образование личности, может быть описана в терминах «гармоничность», «соразмерность», «иерархизированность».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой