Выводы.
1. Теоретический анализ работ зарубежных и отечественных авторов показал, что существуют различные подходы к пониманию сущности коммуникативной компетентности и феномена фрустрации. В данном исследовании коммуникативная компетентность рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных особенностей, обеспечивающих успешное протекание коммуникативного процесса. Она содержит три компонента — когнитивный, эмоциональный и поведенческий — и детерминирована реакциями в ситуациях фрустрации, которые проявляются во всех структурных компонентах. Разработана теоретическая модель коммуникативной компетентности, включающая содержание компонентов и типы реакций в ситуациях фрустрации.
2. В содержании коммуникативной компетентности студентов с разными типами реакций в ситуациях фрустрации были выявлены следующие недостатки: 1) в подгруппе с экстрапунитивными реакцияминедостаточная чувствительность в восприятии социально-психологических характеристик партнера по общению, сниженная эмпатия и преобладание некомпетентных позиций в реализации важных коммуникативных умений- 2) в подгруппе с импунитивными реакциями — неполное восприятие социально-психологических характеристик партнера, недооценивание их значения в возникновении затрудненного общения, средняя эмпатия и частичные компетентные позиции в реализации коммуникативных умений- 3) только в подгруппе с интропунитивными реакциями было установлено достаточно развитое умение анализировать поведение партнера, проявлять эмпатию и гибкость в общении, а также компетентные позиции в реализации коммуникативных умений. Выявленные недостатки и особенности вызвали необходимость разработки специализированного тренинга коммуникативной компетентности.
3. Воздействие специализированного тренинга выявило специфические изменения коммуникативной компетентности у студентов с разными типами реакций в ситуациях фрустрации: 1) общие: во всех подгруппах студентов было отмечено изменение содержания всех компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого) в плане эффективности коммуникативной компетентности- 2) особенные: более яркие изменения произошли в подгруппах с экстрапунитивными и импунитивными реакциями в содержании всех компонентов структуры коммуникативной компетентности по сравнению с подгруппой с интропунитивными реакциями- 3) специфические: в подгруппе студентов с экстрапунитивными реакциями произошли наиболее значимые изменения в поведенческом компоненте, а в подгруппе с интропунитивными реакциямив когнитивном компоненте.
4. Выявлен ряд особенностей изменений в типах реакций в ситуациях фрустрации после специализированного тренинга коммуникативной компетентности: а) общее — во всех подгруппах испытуемых наименее предпочитаемыми оказались реакции самозащитного типаб) особенное — в подгруппах с экстрапунитивным и интропунитивным реагированием стали более выражен ы потребностно-настойчивые реакциив подгруппах с экстрапунитивным и импунитивным реагированием значимо увеличились интропунитивные реакциив) специфическое — у испытуемых с импунитивным реагированием возросли препятственно-доминирующие реакциив подгруппе с экстрапунитивным реагированием снизились экстрапунитивные реакциив подгруппе с импунитивным реагированием снизились импунитивные реакции. Все изменения способствовали более конструктивному поведению в коммуникативных ситуациях.
5. Специализированный тренинг выступил эффективным средством развития коммуникативной компетентности для всех подгрупп студентов с различными типами реакций на фрустрацию, что способствует более эффективному межличностному общению и будущей профессиональнопедагогической деятельности. Программа тренинга может быть рекомендована педагогам и психологам, занимающимся проблемой оптимизации общения учащейся молодежи.
Заключение
.
Исследование коммуникативной компетентности студентов с различными реакциями в ситуациях фрустрации позволяет констатировать, что современное состояние изучения проблемы коммуникативной компетентности характеризуется разнообразием эпистемологии и теоретических подходов. Феномен коммуникативной компетентности очень сложен, и в науке к настоящему времени еще не сложилось его окончательного определения. Мы рассматриваем коммуникативную компетентность как тождественную компетентности в общении, которая включает совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных особенностей, обеспечивающую успешное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность — это динамичное образование, способное к развитию. Одним из средств ее развития в рамках психолого-педагогической работы по обучению студентов в вузе является социально-психологический тренинг в различных его модификациях.
Рассматривая коммуникативную компетентность как характеристику личности, определяющую эффективность взаимодействия и общения человека с окружающим миром, можно утверждать, что развитая коммуникативная компетентность является важным аспектом личностной и профессиональной сферы жизнедеятельности, особенно это значимо для специалистов, планирующих работать в сфере образования. Это делает необходимым использование специальных форм работы по развитию коммуникативной компетентности в процессе подготовки таких специалистов в вузе. Студенты обладают определенными психологическими особенностями общения, которые необходимо учитывать при организации такой работы. Юношество, в частности студенческая молодежь, в общении стремится удовлетворить основные социальные потребности (потребность социальных контактах, в аффилиации, в получении нового опыта, в самоутверждении, признании, и т. д.), направлено на построение более зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. Удовлетворение данных потребностей напрямую связано с процессом общения и сформированностью у партнеров компонентов коммуникативной компетентности. Неразвитость ее отдельных составляющих может приводить к фрустрации обозначенных потребностей и определять специфику преодоления человеком фрустрирующих обстоятельств. Поэтому коммуникативную компетентность можно и нужно повышать, используя тренинговые формы работы, в частности, тренинг коммуникативной компетентности, направленный на развитие всех ее компонентов.
Учет специфики коммуникативной компетентности у лиц с выраженной направленностью реакций в ситуациях фрустрации позволит более эффективно выстраивать стратегию и тактику работы с группами.
Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения роста коммуникативной компетентности студентов от курса к курсу, сопоставления с данными коммуникативной компетентности студентов, обучающихся по техническим специальностям. Полученные результаты данного исследования и программа разработанного тренинга коммуникативной компетентности могут быть использованы в работе педагогов, психологов, социальных работников, в специальной работе со старшими подростками и юношами.
1. Абрамова Г. С. Психология только для студента: Уч. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 271 с.
2. Алтунина И. Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей с помощью видеотренинга. Дисс.. канд. психол. наук. -М., 2003. 213 с.
3. Алехина И. В. Формирование коммуникативной компетентности студентов инженерного вуза средствами компьютерной поддержки: На примере изучения иностранного языка. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Ульяновск, 2006. 23 с.
4. Андриенко A.C. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Р-н/Д., 2007. — 26 с.
5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 230 с.
6. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000.351 с.
8. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1999. — 376 с.
9. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981.-С. 3−18.
10. Берестова Л. И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1994. — 22 с.
11. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб.: Питер, 2000. — 380 с.
12. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
13. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Академия, 1995. — 272 с.
14. Бодалев A.A. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
15. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1970. — 135 с.
16. Бодалев A.A., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах / Под ред. Б. Д. Карвасарского и В. А. Музеренко. Л.: ЛНИПИ, 1975.-С. 11−19.
17. Бодалев A.A., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и пути их преодоления // Психологические проблемы самореализации личности. Сб. научн. трудов / Под ред. О. Г. Кукосяна. Краснодар, 1995. — С. 29−34.
18. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
19. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. -380 с.
20. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М.: Изд-во БРЭСПб.: Норинт, 1997. — 1454 с.
21. Борисенко С. Б. Методы диагностики и формирования эмпатии у учителей. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1988. — 16 с.
22. Борисенков В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 3−10.
23. Варданян Ю. В. Становление профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях его творческого потенциала // Современные проблемы психолого-педагогических наук / Под ред. Е. Г. Островского. Вып. 10. Саранск, 1998. — С. 32−34.
24. Варшава Б. Е., Выготский J1.C. Психологический словарь. М.: Учпедгиз, 1931. — 206 с.
25. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
26. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций //Психол. журн. Т. 16. — 1995. -№ 3. — С. 90−101.
27. Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций//Психол. журн. Т. 16. — 1995. — № 5. — С. 104−114.
28. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методологические аспекты ведения тренинговой группы. -М.: Эксмо, 2007.-416 с.
29. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. — М.: «Ось-89», 1999. 176 с.
30. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
31. Веденеева JI.B. Основы психолого-педагогической коммуникации / JI.B. Веденеева // Традиции Российской школы и современные проблемы образования: Тезисы докл. научн-практ. конференции. Волгоград: ВУПК, 1997.-С. 71−73.
32. Веденеева JI.B. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. — 26 с.
33. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1989. -288 с.
34. Гаврилова И. К. Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов и ее развитие в процессе обучения. Дисс.. канд. психол. наук. -Иркутск, 2004. 184 с.
35. Гаврилова Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологиипознания людьми друг друга / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1975.-С. 17−19.
36. Глозман Ж. М. Личность и нарушение общения. М.: МГУ, 1987.148 с.
37. Гоноболин Ф. Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100−101.
38. Данилин К. Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 35−45.
39. Дериглазова Р. Б. Формирование коммуникативной компетентности педагога-психолога: На примере обучения студентов-психологов для работы с девиантными подростками. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ижевск, 2002. — 22 с.
40. Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития. М.: Прогресс, 2000. — 248 с.
41. Дзугкоева М. Г. Психологические новообразования студенческого возраста. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1999. — 157 с.
42. Дикая Л. Г. Психические состояния и эффективность деятельности // Психол. журн. Т.З. — 1984. — № 6. — С. 154−157.
43. Дикая Л. Г., A.B. Махнач Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журн. Т. 17. -1996. — № 3. — С. 137−149.
44. Дмитриева E.H., Богомаз С. А. Типологические особенности реакции первокурсников на фрустрацию // Сибирский психол. журн. 2000. -Вып. 12.-С. 89−91.
45. Доловова H.H. Формирование коммуникативной компетентности студентов в педагогическом пространстве технического вуза: На примере курса «Иностранный язык». Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ульяновск, 2003.-24 с.
46. Дутчина О. Б. Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента. Дисс.. канд. психол. наук. -Хабаровск, 2004. 186 с.
47. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167 с.
48. Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. Л.: Р1зд-во ЛГУ, 1991. 106 с.
49. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика коммуникативной компетентности. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. -Л., 1991.-38 с.
50. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 1995. 183 с.
51. Емельянов Ю. Н., Жуков Ю. М. Социально-психологический тренинг: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. 1983. — № 6. — С. 139−140.
52. Емельянов Ю. Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. -153с.
53. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. — 560 с.
54. Еромасова A.A. Личностное развитие студентов средних специальных педагогических учебных заведений на занятиях психологией. Дисс.. канд. психол. наук. -Ю-Сахалинск, 1997. -200 с.
55. Жуков Ю. М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987. — С. 67−74.
56. Жуков Ю. М. Проблемы совершенствования коммуникативной компетентности // Материалы докладов международной конференции «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» 25−27 октября 2000.
57. Психологический институт РАО. М.: Академия имиджелогии, 2000. — С. 118−120.
58. Жуков Ю. М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности. Дисс.. докт. психол. наук. -М., 2003. -356 с.
59. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 96 с.
60. Зайцева С. Е. Формирование коммуникативной компетентности студентов юридических специальностей в процессе обучения иностранному языку. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2005. — 24 с.
61. Занина Л. В. Основы педагогического мастерства. Р-н/Д.: Феникс, 2003.-287 с.
62. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 56 с.
63. Захарова A.B. Генезис самооценки. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998. — 135 с.
64. Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
65. Зимняя И. А. Психология слушания и говорения. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1973. — 32 с.
66. Зливков В. Л. Психологический анализ формирования и развития коммуникативной компетентности молодого учителя. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1991. — 22 с.
67. Иванова С. Г. Развитие коммуникативной компетентности студентов в деловом общении. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 2008. — 22 с.
68. Кабардов M.K. Типы языковых коммуникативных способностей и компетенций // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 34−39.
69. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 317 с.
70. Кайгородов Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. Дисс.. д-ра психол. наук. -Астрахань, 1999.-310 с.
71. Кайгородов Б. В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 117−126.
72. Карпенко JI.A. Категориальный анализ понятий «общение» и «коммуникация» // Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19−21 октября 2006. Психологический институт РАО. — М.: Академия имиджелогии, 2006. — С. 52−60.
73. Карпова H. J1. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. 2-е изд. М.: МПСИ: Флинта, 2003. — 200 с.
74. Кидрон A.A. Умение общаться как фактор взаимодействия //Сб. тез. Взаимодействие коллектива и личности в коммуникативном воспитании. Таллин: ТПИ, 1979. 278 с.
75. Кларин М. В. Корпоративный тренинг от, А до Я. М.: Дело, 2000. -224 с.
76. Ковалев Г. А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада // Психол. журн. 1989. — № 1. — Т. 10. -С. 127−136.
77. Колмогорова Н. С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности. Дисс.. канд. психол. наук. Барнаул, 2004. — 238 с.
78. Коммуникативная компетентность // Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 234 с.
79. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.255 с.
80. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблема формирования личности. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
81. Котяева Т. В., Макарова A. JL, Мурзенко В. А., Развадовская Л. Д. К клинико-психологической и электромиографической характеристике профессиональных дискенезий у больных неврозами // Журнал невропатологии и психиатрии. 1971. — Т. 17. — Вып. 8.
82. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431 с.
83. Кривцова О. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2008. -24 с.
84. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М.: СмыслАкадемический проект, 1999. — 279 с.
85. Кукина Ю. Е. Проявление типологических характеристик фрустрационного реагирования личности в мыслительной деятельности. Дисс.. канд. психол. наук. Барнаул, 2000. — 185 с.
86. Куницына В. Н. Трудности межличностного общения. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПб, 1991. — 38 с.
87. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
88. Курбатов В. И. Искусство управлять общением. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-352 с.
89. Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией // Актуальные проблемы психологии труда. Сб. научн. статей / Отв. ред. М. Котик. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1980. — С. 40−45.
90. Лабунская В. А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 70−78.
91. Лабунская В. А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения // Психол. журн. 1997. — № 5. — С. 85−94.
92. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001. -288 с.
93. Левин К. Регрессия, ретрогрессия, развитие // Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. — С. 271−302.
94. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1962. — 126 с.
95. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 118−129.
96. Леонтьев A.A. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — С. 106−124.
97. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Педагогика, 1979.63 с.
98. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Изд-во «ЭльФа», 1996.-96 с.
99. Леонтьев A.A. Психология общения. -М.: Смысл, 1997. 365 с.
100. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998.-254 с.
101. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. -М.: «Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -384 с.
102. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.-144 с.
103. Лисовский В. Т., Дмитриев А. И. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 184 с.
104. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
105. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 56−61.
106. Юб. Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. Стратегии и навыки. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
107. Макаровская И. В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе. Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2003. -197 с.
108. Макшанов С. И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. СПб.: Образование, 1997. — 238 с.
109. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Ч. 1. СПб.: СПб ГУ, 1993. 106 с.
110. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Когито-Центр, МПСИ, 2007. — 256 с.
111. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996 —308 с.
112. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993; 192 с.
113. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. Вып. 6. С. 7−212.
114. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Флинта, МПСИ, 2001. 192 с.
115. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Под общ. ред. Л. М. Митиной. М.: Академия, 2005. — 368 с.
116. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта, МПСИ, 1998. 200 с.
117. Митина JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. — 320 с.
118. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.-216 с.
119. И9. Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
120. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
121. Мудрик A.B. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: ИПП, НПО «МОДЭК», 1996. С. 266−275.
122. Мудрик A.B. Юношеский тип общения // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. B.C. Мухина, A.A. Хвостов. -М.: Академия, 1999. С. 493−500.
123. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство отрочество. -М.: «Академия», 2000. -456 с.
124. Мясищев В. Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. -СПб., 1996. № 1. С. 8−14.
125. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976.-112 с.
126. Некрасова Ю. Б., Горбова A.B., Pay Е.Ю. К проблеме диагностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием // Новые исследования в психологии. 1981, № 1. — С.85−89.
127. Некрасова Ю. Б., Pay Е.Ю., Горбова A.B. Реализация дифференцированного подхода к заикающимся на основе использования комплекса методик // Новые исследования в психологии. 1981, № 1. — С. 9093.
128. Немов P.C. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1995. — 576 с.
129. Нестерова И. Н. Формирование коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза средством решения ситуативных коммуникативных педагогических задач. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб., 2007. 20 с.
130. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. — 808 с.
131. Обозов H.H. Межличностные отношения. JL: ЛГУ, 1979. — 151 с. 133.0сипова Т. Ю. Психологические условия развитиякоммуникативной креативности у студентов технического вуза. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Томск, 2000. — 22 с.
132. Павлова Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов экономического вуза в процессе изучения иностранного языка. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Хабаровск, 2005. — 23 с.
133. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 2003. — 616 с.
134. Пауэл Дж. Как преуспеть в любви. М., 1993.
135. Пашукова Т. И. Эмпатия как компонент общения // Личность в системе общественных отношений. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске, 20−22 мая 1980 г. / Отв. ред. A.A. Бодалев. Курск: КГУ, 1980.-С. 186−187.
136. Пашу кова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1983. -С. 86−92.
137. Пашукова Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции: Учебное пособие для студентов, школьных психологов и учителей. -М.: ИПП, 1998. 160 с.
138. Петровская JI.A. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987.-С. 74−85.
139. Петровская JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. -М.: МГУ, 1989. -216 с.
140. Петровская JI.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. В. Соловьевой. -М.: Смысл, 1999. С. 150−166.
141. Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — 168 с.
142. Петровский A.B. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. — № 4.-С. 30−43.
143. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
144. Нб. Петрушин C.B. Психологический тренинг в многочисленной группе. -М.: Академический проект, 2002. -256 с.
145. Петрушин C.B. Социально-психологический тренинг в многочисленной группе как средство развития компетентности в общении. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Казань, 1995. -21 с.
146. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 162 с.
147. Поварицына JI.A. Психологический анализ трудностей общения у студентов. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1987. 21 с.
148. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 528 с.
149. Прихожан A.M., Толстых H.H. Младший школьник // Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. -М.: Педагогика, 1990.-С. 175−204.
150. Протасова Н. И. Развитие самопонимания юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Дисс.. канд. психол. наук. Астрахань, 1999. — 196 с.
151. Прохоров А. О. Неравновесные психические состояния и их характеристика в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 32−44.
152. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 156 161.
153. Психология общения. Полный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. -СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2006. — 421 с.
154. Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. С. 473−474.
155. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
156. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972.-607 с.
157. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: МПА, 1995.-303 с.
158. Равен Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы. -М.: Когито-Центр, 1999. 139 с.
159. Pay Е. Ю. Динамика некоторых характеристик личности в процессе психотерапии заикающихся // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 67−72.
160. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. -М.: МГУ, 1984. С. 235−237.
161. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком, 1999.-720 с.
162. Руденский Е. В. Основы психологической технологии общения менеджера. — Кемерово: Притомское изд-во, 1995. 181 с.
163. Руденский Е. В. Социальная психология. М.: ИНФРА — МНовосибирск: ИГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 1999. — 224 с.
164. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2004. — 208 с.
165. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. — 416с.
166. Словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Пчелкина. М.: Русский язык, 1987. — 608 с.
167. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.-215 с.
168. Смелкова З. С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Наука, 1999. — 232 с.
169. Сомова Е. Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте. Дисс.. канд. психол. наук. Краснодар, 1999. — 170 с.
170. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб: Питер, 2000. — 416 с.
171. Столяренко Л. Д. Основы психологии: уч. пособие для студентов вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. — 732 с.
172. Тарабрина Н. В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях // Психологическиеисследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. — С. 121−126.
173. Тарабрина Н. В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Дисс.. канд. психол. наук. Ленинград, 1973. — 129 с.
174. Творогова Н. Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. 1981.-№ 4.-С. 119−123.
175. Трофимова Г. С. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей в условиях педагогической практики в университете. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1990.
176. Турбаева К. З. Особенности поведения в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков. Дисс.. канд. психол. наук. М., 2002.-150 с.
177. Уайменн Дж. М., Джайлс Г. Коммуникация в межличностных и социальных отношениях // Перспективы социальной психологии / Ред.-сост. М. Хьюстон и др. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 342−371.
178. Урванцев Л. П., Яковлева Н. В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе // Психол. журн. — 1995. — № 4. — Т. 16. — С. 33−37.
179. Федорчук В. Н. Сощально-психолопчний треншг «Розвиток комушкативно'1 компетентное^ викладача»: Навчальний пос1бник. -Кам'янец-Подшьський: Абетка, 2003. -240с.
180. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. 206 с.
181. Фетискин Н. П., Хохлов В. В., Мануйлов Т. М. Социально-психологическая диагностика развития личности в малых группах. М.: Ин-т психотерапии, 2005. — 489 с.
182. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1983. -184 с.
183. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. — 447 с.
184. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -М.: Наука, 2006.-379 с.
185. Хавин А. Б. Отношение к своему дефекту индивида и его окружения (на модели заикания). Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1974. — 25 с.
186. Хазанова М. А. Исследование факторов, способствующих успешности общения // Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности. Сб. науч. трудов. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1978. — 165 с.
187. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб: Речь, 2006.256 с.
188. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2002. — 208 с.
189. Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 2007. — 48 с.
190. Чекалева Н. В. Ведущие идеи модернизации российского образования // Наука образования. Сб. науч. статей. Вып. 21. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. — С. 14−18.
191. Чепляев B.JI. Субъективный контроль и регуляция социального поведения безработного. Саратов: Изд-во Приволж. межрег. уч. центра, 2000. — 54 с.
192. Чернигина Е. В. Изучение локуса контроля во взаимосвязи с характеристиками смысложизненных ориентации, самоотношения, фрустрационных реакций и мотивации достижения. 2005. Режим доступа: http://psydiplom.ru.
193. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
194. Шафранская К. Д. Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиагностические методы. — JL: Изд-во ЛГУ, 1976. С. 176−181.
195. Ширшов В. Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» // Понятийный аппарат педагогики образования. Сб. научн. трудов. Вып. 1 / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: ЕГПУ, 1995. — 81 с.
196. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: Мониторинг качества образования. М.: Изд-во Педагогического общества России, 2000. — 354 с.
197. Шиянов Е. И. Формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. 17 с.
198. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
199. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. 192 с.
200. Юсупов И. М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. 202 с.
201. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. М.: Ин-т практ. психологии, 1998. — 304 с.
202. Яковлева Н. В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1994. — 277 с.
203. Якунин В. А. Эмпирические типы эмпатии у учителей / В. А. Якунин, С. Б. Борисенко // Вестник ЛГУ. Вып. 2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — С. 117−119.
204. Янгичер Е. В. Развитие конструктивных фрустрационных реакций подростков средствами арттерапии. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 2010.-27 с.
205. Ясюкова Л. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. СПб.: Иматон, 2004. 127 с.
206. Bland С. Training managers to communicate effectively // Industrial and Commercial Training. 1998, Vol.30 No.4, p.131−136.
207. Bramley P. Evaluating effective management learning // Journal of European Industrial Training. 1999, Vol.23, No.3, p. 145−153.
208. Bazzett D. Communicating effectively // Supervision. 1999, Vol.12,p.3−5.
209. Cannon-Bowers J.A., Tannenbaum S.I., Salas E. and Volpe C.E. Defining competencies and establishing team training requirements // Team Effectiveness and Decision Making in Organizations. San Francisco: Jossey-Bass, 1995 p. 333−380.
210. Civelli F.F. New competences, new organizations in a developing world //Industrial and Commercial Training. 1997, Vol.29, No.7, p.226−229.
211. Coetsier Z., Lievens S., Ossola Y. Landetermination ezperimentale des types de reaction a le frustration et leur evolution ches les jeunes de 12 a 18 ans. Belgue, 1966.
212. Forster P., Taylor P. An investigation of communicative competence in an upper-secondary class where using graphics calculators was routine // Educational Studies in Mathematics. 2003, Vol.52, p.57−77.
213. O’Donnell D., Habermas Critical theory and selves-directed learning // Journal of European Industrial Training. 1999, Vol.23, No.4/5, p.251−261.