Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные социально-психологические идеи гештальт — психологии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осознавание — осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних организмических процессов — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т. е. охватывает… Читать ещё >

Содержание

  • Основные социально-психологические идеи гештальт-психологии
  • Введение
  • Раздел І. Социально-психологические аспекты гештальт-психологии
    • 1. 1. Суть гештальт-психологии
    • 1. 2. Физические гештальты и инсайт
    • 1. 3. Значение гештальтпсихологии
    • ІІ. 1. Гештальт-подход в терапии
    • ІІ. 2. Теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях
    • ІІ. 3. Основные принципы философии и теории гештальт-терапии
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Гештальтпсихология (Gestalt целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Если удастся понять суть гештальтпсихологии, то мы приблизимся и к пониманию когнитивной психологии, так сделаем же шаг вперед и попытаемся разобраться, что это за направление и к чему оно привело.

Бихевиористы ставили поведение во главу угла, согласно же гештальтпсихологии, поведение нечто большее, чем связка рефлексов. Оно целостно и, следовательно, целостный подход к психике противопоставлялся гештальтпсихологами дробности всех других направлений.

Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась исследованием ощущений, образный же аспект психической жизни, несмотря на все усилия, выскальзывал из рук, и это происходило потому, что не было теории, которая могла как-то объяснить полученные экспериментальные данные. Гештальтпсихология сформировалась во время господства идеалистической философии, что, естественно, отразилось на ее направленности.

Наиболее известные представители — М. Вертхаймер (1880 — 1943), В. Кёлер (1887 — 1967), К. Коффка (18 861 941). В 1921 они основали журнал «Психологические исследования» («Psychologische Forschung»). Г. возникла в 10-х гг. ХХ века как реакция на неудачу программы интроспекционизма (см. интроспекция), представители которого пытались вычленить атомарные восприятия. Другим объектом спора была концепция структурализма, также предполагавшая первичное независимое существования частей структуры. С точки зрения Г., атомарных восприятий не существует, воспринимается сразу гештальт, т. е. целостный образ. В восприятие вносит вклад фон, окружение предмета, а также психологические предрасположения субъекта (его ожидания, желания; совокупность этих предрасположений, с добавлением важнейшего фактора прошлого опыта, получила затем в школе отечественного психолога Узнадзе (1886 — 1950) наименование «установка»). Взаимовлияние философии и Г. было многообразным. Г. продолжает традиции т.наз. Австрийской школы психологии, основатель которой Х. Эренфельс (1859 — 1932) был учеником Ф. Брентано (1838 — 1917) и которая находилась под влиянием А. Мейнонга (1853 — 1920), ученика Брентано. Учение Брентано об интенциональности сознания положило начало теории целостного восприятия. С другой стороны, сами представители Г. находились под значительным влиянием Э. Гуссерля, также ученика Брентано. Гуссерлевская концепция предполагает, что сознание прежде всего конституирует смысл. Перцепция не первична по отношению к смыслополаганию, она является как бы его естественной частью. Наряду с самим предметом в акте конституирования полагается т.наз. горизонт предмета, который слагается из совокупности смысловых связей субъекта: его прошлого опыта, его ожиданий и др. Эта концепция находится в прямой связи с учением Гусерля о целостном восприятии гештальтов и о роли в восприятии фона.

В свою очередь, влияние Гештльт было значительным в эпистемологии и философии науки, сыграв роль в объяснении специфики неявного, личностного знания, механизмов роста научных знаний и научных революций.

Раздел І. Социально-психологические аспекты гештальт-психологии

1.1. Суть гештальт-психологии

Слово «гештальт означает „форма“, „структура“, „целостная конфигурация“, т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части». Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части. «Гештальтпсихология (нем. форма, целостность) — идеалистическое сенсуалистическое направление совр. зарубежной психологии, возникшее в Германии в 1912 г. Предшественником Г. является X. фои Эренфельа (1859−1932). Гл. представители: М. Вертхеймер (1880−1944), В. Келер (1887−1967) и К. Коффка (1886−1941). Философская основа — гуссерлианство и махизм. В противоположность ассоциативной психологии Г. первичными и осн. элементами психики считает не ощущения, а некие психические структуры, целостные образования, или „гештальты“. Их формирование, согласно Г.; подчиняется якобы внутренне присущей психике способности образовывать простые, симметричные, замкнутые фигуры. Теория Г. покоится на отрыве индивида от внешней среды и его практической деятельности. Целостность психических образований гештальтисты в конечном счете объясняют имманентными субъективными „законами“, что приводит их к идеализму. Позднее идеи Г. (особенно понятие „гештальт“) были распространены на область физических, физиологических и даже экономических явлений. Теоретическая несостоятельность Г. была показана И. П. Павловым, а также психологами-материалистами (Л. С. Выготским и др.).»

Можно считать одним из «камней фундамента» школы гештальтпсихологии немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано. Он развил учение о предметности сознания как родовом признаке психических феноменов, и стал основателем целой плеяды будущих основоположников гештальта. Его ученик К. Штумпф был приверженцем феноменологии и предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, и Г. Мюллер, который занимался экспериментальной психологией, психофизикой и памятью.

Они в свою очередь имели ученика Э. Гуссерля, из Геттингенского университета, являющегося автором идеи, согласно которой логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания, а феноменология должна абстрагироваться от всего, связанного с существованием человека, и изучать «чистые» сущности. Для этого интроспективный «(от лат. introspecto смотрю внутрь, самонаблюдение) метод не годился, возникла необходимость его преобразования, в результате появился феноменологический метод» .

На этой базе возникла школа гештальтпсихологии, представителями которой стали М. Вертхеймер, В. Келлер и К. Коффка, основавшие в 1921 г. журнал «Психологические исследования», Д. Катц и Е. Рубин и многие другие ученые.

Гештальтпсихологами были проведены многие исследования и работы в области восприятия и памяти. Ученица В. Келлера Г. Фон Ресторф провела ряд опытов и вывела зависимость успешности запоминания от структуры материала.

В предвоенные годы прошлого века школа гештальтпсихологии распалась из-за неспособности разработать единую схему анализа психической реальности. Но идеи гештальтпсихологов все еще имеют влияние, хотя и не столь популярны в современной психологии.

Датский психолог Е. Рубин изучал феномен «фигуры и фона», говорящий о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений. Так, например, на плоском рисунке фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется находящимся сзади.

Основные социально-психологические идеи гештальт — психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ІІ. 2. Теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях:

Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.

Человеческое поведение согласно теории гештальт-терапии подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма — фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.

Контакт — базовое понятие гештальт — терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

Осознавание — осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних организмических процессов — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т. е. охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии — это расширение осознания. Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма — процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.

Здесь-и-теперь — принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  2. Л.С. = Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005
  3. У. Психология. М.: Педагогика, 1991, С. 56−80.
  4. История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  5. История психологии / М. Г. Ярошенко — М.: Мысль. 1976.
  6. Общая психология / Под ред А. В. Петровского. М., 1986.
  7. Основы психологии / Л. Д. Столяренко Ростов — на — Дону. 1997.
  8. А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
  9. . Психология интеллекта. СПб, 2004.
  10. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович — Мн.: Хэлсон. 1998.
  11. Психология / Р. С. Немов. М: 1998
  12. . С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989.
  13. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.
  14. Дж. Психология как наука о поведении. М., 1926.
  15. Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  16. М. Г. История психологии. М., 1966.
Заполнить форму текущей работой