Основные социально-психологические идеи гештальт — психологии
Осознавание — осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних организмических процессов — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т. е. охватывает… Читать ещё >
Содержание
- Основные социально-психологические идеи гештальт-психологии
- Введение
- Раздел І. Социально-психологические аспекты гештальт-психологии
- 1. 1. Суть гештальт-психологии
- 1. 2. Физические гештальты и инсайт
- 1. 3. Значение гештальтпсихологии
- ІІ. 1. Гештальт-подход в терапии
- ІІ. 2. Теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях
- ІІ. 3. Основные принципы философии и теории гештальт-терапии
- Заключение
- Список использованной литературы
Гештальтпсихология (Gestalt целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Если удастся понять суть гештальтпсихологии, то мы приблизимся и к пониманию когнитивной психологии, так сделаем же шаг вперед и попытаемся разобраться, что это за направление и к чему оно привело.
Бихевиористы ставили поведение во главу угла, согласно же гештальтпсихологии, поведение нечто большее, чем связка рефлексов. Оно целостно и, следовательно, целостный подход к психике противопоставлялся гештальтпсихологами дробности всех других направлений.
Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась исследованием ощущений, образный же аспект психической жизни, несмотря на все усилия, выскальзывал из рук, и это происходило потому, что не было теории, которая могла как-то объяснить полученные экспериментальные данные. Гештальтпсихология сформировалась во время господства идеалистической философии, что, естественно, отразилось на ее направленности.
Наиболее известные представители — М. Вертхаймер (1880 — 1943), В. Кёлер (1887 — 1967), К. Коффка (18 861 941). В 1921 они основали журнал «Психологические исследования» («Psychologische Forschung»). Г. возникла в 10-х гг. ХХ века как реакция на неудачу программы интроспекционизма (см. интроспекция), представители которого пытались вычленить атомарные восприятия. Другим объектом спора была концепция структурализма, также предполагавшая первичное независимое существования частей структуры. С точки зрения Г., атомарных восприятий не существует, воспринимается сразу гештальт, т. е. целостный образ. В восприятие вносит вклад фон, окружение предмета, а также психологические предрасположения субъекта (его ожидания, желания; совокупность этих предрасположений, с добавлением важнейшего фактора прошлого опыта, получила затем в школе отечественного психолога Узнадзе (1886 — 1950) наименование «установка»). Взаимовлияние философии и Г. было многообразным. Г. продолжает традиции т.наз. Австрийской школы психологии, основатель которой Х. Эренфельс (1859 — 1932) был учеником Ф. Брентано (1838 — 1917) и которая находилась под влиянием А. Мейнонга (1853 — 1920), ученика Брентано. Учение Брентано об интенциональности сознания положило начало теории целостного восприятия. С другой стороны, сами представители Г. находились под значительным влиянием Э. Гуссерля, также ученика Брентано. Гуссерлевская концепция предполагает, что сознание прежде всего конституирует смысл. Перцепция не первична по отношению к смыслополаганию, она является как бы его естественной частью. Наряду с самим предметом в акте конституирования полагается т.наз. горизонт предмета, который слагается из совокупности смысловых связей субъекта: его прошлого опыта, его ожиданий и др. Эта концепция находится в прямой связи с учением Гусерля о целостном восприятии гештальтов и о роли в восприятии фона.
В свою очередь, влияние Гештльт было значительным в эпистемологии и философии науки, сыграв роль в объяснении специфики неявного, личностного знания, механизмов роста научных знаний и научных революций.
Раздел І. Социально-психологические аспекты гештальт-психологии
1.1. Суть гештальт-психологии
Слово «гештальт означает „форма“, „структура“, „целостная конфигурация“, т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части». Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части. «Гештальтпсихология (нем. форма, целостность) — идеалистическое сенсуалистическое направление совр. зарубежной психологии, возникшее в Германии в 1912 г. Предшественником Г. является X. фои Эренфельа (1859−1932). Гл. представители: М. Вертхеймер (1880−1944), В. Келер (1887−1967) и К. Коффка (1886−1941). Философская основа — гуссерлианство и махизм. В противоположность ассоциативной психологии Г. первичными и осн. элементами психики считает не ощущения, а некие психические структуры, целостные образования, или „гештальты“. Их формирование, согласно Г.; подчиняется якобы внутренне присущей психике способности образовывать простые, симметричные, замкнутые фигуры. Теория Г. покоится на отрыве индивида от внешней среды и его практической деятельности. Целостность психических образований гештальтисты в конечном счете объясняют имманентными субъективными „законами“, что приводит их к идеализму. Позднее идеи Г. (особенно понятие „гештальт“) были распространены на область физических, физиологических и даже экономических явлений. Теоретическая несостоятельность Г. была показана И. П. Павловым, а также психологами-материалистами (Л. С. Выготским и др.).»
Можно считать одним из «камней фундамента» школы гештальтпсихологии немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано. Он развил учение о предметности сознания как родовом признаке психических феноменов, и стал основателем целой плеяды будущих основоположников гештальта. Его ученик К. Штумпф был приверженцем феноменологии и предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, и Г. Мюллер, который занимался экспериментальной психологией, психофизикой и памятью.
Они в свою очередь имели ученика Э. Гуссерля, из Геттингенского университета, являющегося автором идеи, согласно которой логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания, а феноменология должна абстрагироваться от всего, связанного с существованием человека, и изучать «чистые» сущности. Для этого интроспективный «(от лат. introspecto смотрю внутрь, самонаблюдение) метод не годился, возникла необходимость его преобразования, в результате появился феноменологический метод» .
На этой базе возникла школа гештальтпсихологии, представителями которой стали М. Вертхеймер, В. Келлер и К. Коффка, основавшие в 1921 г. журнал «Психологические исследования», Д. Катц и Е. Рубин и многие другие ученые.
Гештальтпсихологами были проведены многие исследования и работы в области восприятия и памяти. Ученица В. Келлера Г. Фон Ресторф провела ряд опытов и вывела зависимость успешности запоминания от структуры материала.
В предвоенные годы прошлого века школа гештальтпсихологии распалась из-за неспособности разработать единую схему анализа психической реальности. Но идеи гештальтпсихологов все еще имеют влияние, хотя и не столь популярны в современной психологии.
Датский психолог Е. Рубин изучал феномен «фигуры и фона», говорящий о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений. Так, например, на плоском рисунке фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется находящимся сзади.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Выготский Л.С. = Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991, С. 56−80.
- История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- История психологии / М. Г. Ярошенко — М.: Мысль. 1976.
- Общая психология / Под ред А. В. Петровского. М., 1986.
- Основы психологии / Л. Д. Столяренко Ростов — на — Дону. 1997.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб, 2004.
- Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович — Мн.: Хэлсон. 1998.
- Психология / Р. С. Немов. М: 1998
- Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.
- Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М., 1926.
- Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980.
- Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1966.