Социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта на разных этапах профессионализации
Диссертация
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы практикующими психологами-консультантами, преподавателями вузов, системы дополнительного профессионального образования для повышения эффективности подготовки и деятельности психолога-консультанта. Апробация работы Результаты исследования были обсуждены на международной конференции ««Методология, теория и практика профессиональной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта, как объект психологического исследования
- 1. 1. Сущность психологического консультирования как особого вида психологической практики
- 1. 2. Требования к личностным качествам и профессиональным навыкам психолога-консультанта
- 1. 3. Ценностно-смысловые основания в работе психологаконсультанта
- Глава 2. Профессиональное развитие психолога-консультанта
- 2. 1. Этапы профессионализации психолога-консультанта
- 2. 2. Социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта как предмет психологического изучения
- Глава 3. Исследование динамики профессионального становления и развития студентов специализации «консультационная психология» и психологов-консультантов с различным опытом работы
- 3. 1. Изучение необходимых личностных качеств и профессиональных навыков студентов, обучающихся на специализации «консультационная психология» и психологов-консультантов с различным опытом работы
- 3. 2. Изучение ценностно-смысловой сферы студентов обучающихся на специализации «консультационная психология» и психологов-консультантов с различным опытом работы
- 3. 3. Изучение мотивационной сферы студентов обучающихся на специализации «консультационная психология» и психологов-консультантов с различным опытом работы
- 3. 4. Анализ современных образовательных подходов
- 3. 4. 1. Акмеологический подход к обучению
- 3. 4. 2. Андрагогический подход к обучению
- 3. 4. 3. Инновационный подход в обучении
- 3. 4. 4. Проектный подход в образовании
- 3. 4. 5. Процессное консультирование в образовании
- 3. 5. Основные принципы подготовки психологов-консультантов
Список литературы
- Абрамова Г. С. Психологическое консультирование: теория и опыт- М.: Академия 1996. 132 с.
- Абульханова К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетея, 2001. 304.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.229 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.- 175 с.
- Айви А.Е., Айви М. Б., Саймек-Даунинг JI. Консультирование и психотерапия. Сочетание теории и практики, /перевод с англ. БНТИ СО АН СССР. Новосибирск, 1987. — 482 с.
- Акмеология: учебник под общ. Ред. А. А. Даркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650 с.
- Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1992. — № 5. — С. 104−111.
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. — т.5. — № 5. -С. 63−70.
- Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. М., 1980. — 232 с.
- Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. М., 1976.439 с.
- Андреева В.Г. Социальная психология., 2е изд., М., 1988. — 432 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 423 с.
- Бодалев А.В. О предмете акмеологии // Психологический журнал.- 1993.-№ 5.-с. 73−80.
- Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. — С. 3 — 26.
- Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — М., Независимая фирма «Класс», 2001. 336 с.
- Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга// Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С.52−58.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. — 301 с.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. 1997. — № 5 — С.3−19.
- Бубер М. Два образа веры М., Республика 1995. 464с.
- Бубер М. Я и Ты М., Высшая школа. 1993.- 175 с.
- Будинайте Г. Д., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. 1993.- т. 14. — № 5. — С. 99−105.
- Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта СПб.: Питер, 2002.304 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. — 200 с.
- Вачков И. В. Введение в профессию психолог: учебно-методическое пособие для вузов. М.: Воронеж- МПСИ: Модек, 2004. 436 с.
- Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. С. Соловьевой. -М.: Смысл, 1996. -373с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие.- М.: Высш.шк., 1991. 207с.
- Вопросы практической психодиагностики и практического консультирования в ВУЗе/Обозов Н.Н. Л., ЛГУ, 1984. 153 с.
- Групповая психотерапия/ Карвасарского Д. Б. М., Медицина 1990.384 с.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Луч, 1993.- 32с.
- Деркач А.А., Михайлов Г. С. Методология акмеологии, // Психологический журнал. 1999. — Т. 19. — № 4. — С.56−65.
- Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1995. — 160 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 272 с.
- Дружинин В.Н. Об опыте аттестации практических психологов в институте психологии РАН/ В. Н. Дружинин, А.Г. Фомин// Современные направления психотерапии и их клиническое применение. М., 1996 — 135с.
- Дудченко B.C. Программа инновационной игры. Ярославль: ЯФ ИПК НЕФТЕХИМ, 1987. — 107с.
- Дудченко B.C. Онтосинтез жизни. М., 1998. — 294 с.
- Дудченко B.C. Абсолютный консультант: секреты успешного консультирования. — М., 2004. — 341 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности// Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 6. — С.35−44.
- Змеев С.И. Андрагогика: теоретические основы обучения взрослых / Ин-т общ. Образования. М., 1999. — 215 с.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. — М.: издательский центр «Академия», 2002. 128с.
- Иванников В.А. Проблемы подготовки психологов// Вопросы психологии. 2006.- № 1. — с. 48−52.
- Игумнов С.А. «Психотерапия и психокорекция детей и подростков» М., институт психотерапии, 2000. 108 с.
- Ильин Г. Л. Проективное образование и становление личности// Высшее образование в России. — 2001. № 4. — С.85−93.
- Карпов А.В. Структура ключевых компетенций специалиста психолога. Высшая школа на современном этапе: психология преподавания иобучения. Том 1.// Международный сборник статей/ Кашапов М. М. М.- Ярославль: издательство РПО, — 2005. — с. 30−39.
- Казанцева Т.А., Олейник Ю. Н. взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студента-психолога// Психологический журнал. 2002 г. № 6. — с. 48−52
- Капустин В.В. Границы возможностей психологического консультирования//Вопросы психологии № 5 1993.- с. 50−55.
- Климов Е.А. К молодежи, посвятившей себя психологии// Вопросы психологии. — 1989. № 3. С. 5 — 11
- Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа//Психол. журн. 1993. — т.14. — № 4. — С. 130−136.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.400 с.
- Клюева Н.В., Дмитриенко Е. В. Психолог-консультант как ресурсная личность//Сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей «Научный поиск № 6». — Ярославль 2005 г. С. 86−89.
- Клюева Н.В., Дмитриенко Е. В. Психолог-консультант: ресурсность личности и образование // Материалы 13 международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» Том 2. МГУ 2006. — С. 436−437.
- Клюева Н.В., Дмитриенко Е. В. Психолог-консультант: ресурсность личности и образование// Психология 21 века. Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Санкт-петербург 2006. — С. 252−254.
- Клюева Н.В. «Социально-психологический тренинг: руководство для ведущего» Ярославль Психодиагностика 1998. 68 с.
- Клюева Н.В. Процессное консультирование в обучении взрослых// Качество образования. Современные подходы и технологии. Сб. трудов по материалам Y межрегиональной конференции. Ярославль: ГОУДПО ЯР ИПК, 2004. — С.62−66.
- Колпачников В.В. Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование/ Вопросы психологии № 6 1998. — С. 3540.
- Кочюнас Р. Групповая психотерапия: теория и опыт М.: Академический проект 2000. 240 е.,
- Кроль Л., Пуртова Е. Тренинг и консалтинг. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 320с.
- Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности/ Т. В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова// Вопросы психологии. 1981. — № 2.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. — 304с.
- Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / вступит, стат. к книге В. Франкл. Человек в поисках смысла. М., 1990. — С. 5−22.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. Т.21. 2000. — № 1. -С.15−26.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 190с.
- Меновщиков В.Ю. «Психотерапевтическая практика: мифы клиентов"/ Вопросы психологии № 1 1999 г. с. 63−77.
- Минкина Н.А. Воспитание ответственностью. М., 1990. — 144 с.
- Молоканов М. В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии// Психологический журнал. 1998. — № 2. — С. 79 — 93.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования М., Класс 2001 г. 133с.
- Немов Р.С. Психологическое консультирование М., Владос 2001 г. 528с.
- Образование взрослых на рубеже XXI века: проблемы и перспективы / Ред. Онушкин В. Г. и др. Спб.: Ин-т образования взрослых РАО, 1995.- 143 с.
- Оллпорт Г. Личность в психологии. СПб., 1998. — 345 с.
- Основы возрастно-психологического консультирования/ учебно-методическое пособие/ Лидере А. Г. М.: МГУ 1991 г. 79 с.
- Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.- Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240с.
- Основы общей и прикладной акмеологии./ Под ред. А. А. Деркача, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой и др.- М.: Российская академия государственной службы, ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. 386с.
- Павлуцкий А. Обучение действием: практический опыт в России // Управление персоналом. 2001. — № 8. — С. 45−47.
- Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психолога-практика// Журнал практической психологии и психоанализа.2002. № 4. — С. 58 — 67.
- Пауэлл Дж. Полнота человеческой жизни // Психология человеческих проблем: хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск, 1998. -С. 34−42.
- Педагогическая психология/ Клюева Н. В. М.: Владос-пресс.2003. 400с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренингаМ., МГУ 1982. 168 с.
- Петрушин С.В. «Мастерская психологического консультирования» М., ПЕРСЭ 2003. 143 с.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления личности. УРАО 2002. 160 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., Воронеж, 1996. 246 с.
- Реан А.А. Акмеология личности// Психологический журнал. Т.20. -2000. -№ 4. -С.88−95.
- Реан А.А. Психологические проблемы образования // Психологический журнал Т. 21. -2000. — № 3. — С. 14−29.
- Рудестам К. «Групповая психотерапия» Спб.: Питер 2000. 617 с.
- Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990.360 с.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы психологического становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986.- № 6. — С. 14−22.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития// Вопросы психологии. 1998.- № 6. — С.3−18.
- Сосланд А.И. Харизматическая личность в психотерапии.// Московский психотерапевтический журнал. 1997. — № 3 — С. 152−191.
- Спиркина Е.А. «Новая концепция обучения психотерапии»/ Психологический журнал № 1 2000. С. 13−15.
- Спиркина Е.А. «Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта)"/ Психологический журнал № 6 1994.-С. 121−128.
- Техники консультирования и психотерапии/ Сахаклан У. С. М., Эксмо-пресс, 2001. 203 с.
- Фаерман М.И. Проектная работа как метод обучения и контроля знаний. Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения. Том 1.1/ Международный сборник статей/ Кашапов М. М. — М.- Ярославль: издательство РПО, 2005. — С. 153−155.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2. М., 1996. — 208 с.
- Флоренская Т.А. «Диалог, как метод психологического консультирования»/ Психологический журнал 1994 № 5 С. 44−56.
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982. — С. 118−126.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., Прогресс, 1990. — 368 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. — М., 1993.-447 с.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции М., Академия, 2001. 203 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории лисности. — СПб., Питер,. 2000. — 608 с.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2000.
- Шнейдер Л.Б. «Психологическое консультирование» М. Академия, 2002. 600 с.
- ЮЗ.Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е -30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.- 2-е изд. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1992. — 364 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг игры и упражнения М., Физкультура и спорт. 1988. 272 с.
- Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности// Архетип. — 1995. № 1.
- Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии Спб.: Питер. 2000. 640 с.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., Класс 1998. 575 с.
- Ясперс К. Общая психопатология М.: Практика, 1997. 342 с.
- Baron, Robert A., Byrne, Donn. Social psychology (tenth edition)/ -Pearson Education, 2004. 679 p.
- Bosma H.F. Identity development in adolescence: coping whis commitments. Proefschr. Groningen: Rijksuniv: et Croningen, 1985.
- Corey G. Theory and practice of counseling and psychotherapy. — Monterey: Brook&Cool Pub., 1986.
- Organizational leaning in practice. Mobilizing knowledge in people and systems to obtain effective change. Amsterdam, 1992.
- Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press. 1982.
- Tajfel H. The Social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J.C. Turner// Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986/
- Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Devel. Psychol. 1982. V. 18. N 3. P. 341 358
- Yalom I.D. The Gift of Therapy. An open Letter to a New Generation of Therapists and Their Patients. New-York: Perennial, 2002. — 347 p.