Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта на разных этапах профессионализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы практикующими психологами-консультантами, преподавателями вузов, системы дополнительного профессионального образования для повышения эффективности подготовки и деятельности психолога-консультанта. Апробация работы Результаты исследования были обсуждены на международной конференции ««Методология, теория и практика профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта, как объект психологического исследования
    • 1. 1. Сущность психологического консультирования как особого вида психологической практики
    • 1. 2. Требования к личностным качествам и профессиональным навыкам психолога-консультанта
    • 1. 3. Ценностно-смысловые основания в работе психологаконсультанта
  • Глава 2. Профессиональное развитие психолога-консультанта
    • 2. 1. Этапы профессионализации психолога-консультанта
    • 2. 2. Социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта как предмет психологического изучения
  • Глава 3. Исследование динамики профессионального становления и развития студентов специализации «консультационная психология» и психологов-консультантов с различным опытом работы
    • 3. 1. Изучение необходимых личностных качеств и профессиональных навыков студентов, обучающихся на специализации «консультационная психология» и психологов-консультантов с различным опытом работы
    • 3. 2. Изучение ценностно-смысловой сферы студентов обучающихся на специализации «консультационная психология» и психологов-консультантов с различным опытом работы
    • 3. 3. Изучение мотивационной сферы студентов обучающихся на специализации «консультационная психология» и психологов-консультантов с различным опытом работы
    • 3. 4. Анализ современных образовательных подходов
      • 3. 4. 1. Акмеологический подход к обучению
      • 3. 4. 2. Андрагогический подход к обучению
      • 3. 4. 3. Инновационный подход в обучении
      • 3. 4. 4. Проектный подход в образовании
      • 3. 4. 5. Процессное консультирование в образовании
    • 3. 5. Основные принципы подготовки психологов-консультантов

Социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта на разных этапах профессионализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Потребность в действенной психологической помощи людям, переживающим кризис ценностей и отношений, постоянно растет. В российском обществе намечается тенденция постепенного роста числа людей, готовых обратиться за помощью в психологическую консультацию. Как следствие, увеличивается число специалистов, оказывающих такие услуги. На сайте Профессиональной психотерапевтической лиги, по данным на 2009 год, зарегистрировано 1155 психотерапевтов и психологов-консультантов, которые являются действительными членами лиги и прошли сертификацию. Подсчитать общее число практических психологов в Российской Федерации достаточно сложно. По данным, расположенным на федеральном портале российского образования (URL:http://www. edu.ru дата обращения 24.09.2009) порядка 294 ВУЗов имеют факультеты и отделения, готовящие психологов. Однако практической работой в сфере психологиивпоследствии занимается лишь около 30% выпускников. Вместе с тем, не все практикующие специалисты имеют базовое психологическое образование.

Одним из основных видов практической деятельности психолога является консультирование. Актуальным направлением исследований в социальной, организационной и педагогической психологии является исследование сущности профессиональной деятельности психолога-консультанта, этапов профессионального становления, требований к личности и профессиональным навыкам специалиста. Особое внимание в современной психологии уделяется научно-теоретическому и методическому обоснованию подходов к обучению психолога-консультанта.

Проблема профессионального становления специалиста является многосторонней. В настоящее время наблюдается повышение интереса к проблеме становления профессиональной идентичности (Белинская Е. П.,-Гузь А.В., Гульяц Э. К., Донцов А. И., Ермолаева Е. П., Жданов Е. А., Климов Е. В, Кудрявцев Т. В, Любимова Г. Ю., Митина JI.M., Павленко В. Н, 4.

Пряжников Н.С. и др.). Среди наиболее значимых работ в этом направлении можно отметить исследования Ю. П. Поваренкова, в которых показана динамика и соотношение социальных и индивидуальных профессиональных идеалов на протяжении пяти лет обучения в вузе.

Один из наиболее значимых этапов профессионального становления специалистов, деятельность которых подразумевает наличие высшего образования, является обучение в вузе. По мнению многих авторов, в студенческом возрасте уже сформированы основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность к полу, социальной группе, этнической группе и другим (Буякас Т. М., Дмитриева Н. В., Иванова Н. Л., Рыженков П. Е, Ронгинский М. Ю., Собкин B.C. и др.). В то же время студенческий возраст — это период, когда человек стремится занять определенное место в жизни, в обществе, в отношениях с взрослыми, а также оценить самого себя в системе «Я — общество». В этот период формируется не просто профессиональная идентичность как система связанных с трудом ролей и ценностей, а более широкая характеристика: социально-профессиональная идентичность. Для психолога-консультанта это обусловлено тем, что в его профессиональном становлении и практической работе особое место уделяется его личностным качествам, ценностно-смысловой и мотивационной сфере.

Под социально-профессиональной идентичностью нами понимается система представлений профессионала о себе, своих личностных качествах, ценностях, смыслах и мотивах деятельности в соответствии с требованиями к профессии.

Изучение социально-профессиональной идентичности проводится нами в связи с необходимостью решения задач совершенствования системы подготовки психологов-консультантов. Проблематика социально-профессиональной идентичности имеет большое значение для изучения барьеров в самосознании, которые мешают людям понимать и анализировать новые реалии жизни в соответствии с ценностными приоритетами.

Расформированная социально-профессиональная идентичность может стать барьером на пути роста их профессионализма.

В настоящее время в психологии существует ряд сформированных подходов к изучению профессионального развития специалиста. Среди них работы Деркача А. А., Зайферта К., Карпова А. В., Климова Е. А., Марковой А. К., Митиной Л. М., Решетовой З. А., Шадрикова В. Д. и др. Специфика практической деятельности психолога, в частности психолога-консультанта, отражена в работах Абрамовой Г. С., Бюдженталя Дж., Кочюнаса Р., Клюевой Н. В., Макарова В. В., Мэя Р., Немова Р. С., Петрушина С. В., Страшенбаум Г. В., Шнейдер Л. Б., Ялома И. и др.

Современные образовательные подходы и этапы профессионального становления психолога рассмотрены в работах Бодалева А. А. Борисовой С. Е, Братуся Б. С., Вербицкого А. А., Дудченко B.C., Змеева С. И., Кузьминой Н. В., Климова Е. А. и др.

С нашей точки зрения, особое внимание следует уделить личности психолога-консультанта и ее формированию в непрерывном образовательном процессе. По словам С. Л. Братченко, в подготовке консультанта собственно образовательная составляющая не является решающей, хотя, безусловно, без нее не обойтись. Уровень профессионализма зависит, прежде всего, от собственного личностного роста специалиста, его становления как человека, приобретения им житейской мудрости, глубины, знания самого себя, владения своими возможностями, ресурсами и способностями.

Анализ литературных данных позволил выделить нам ряд противоречий:

— отсутствует доказательная база для понимания наиболее значимых личностных качеств, профессиональных навыков, ценностей и мотивов, влияющих на эффективность консультативной деятельности;

— не достаточно исследований, которые могли бы показать, какие изменения происходят с личностью психолога-консультанта, его ценностями и мотивами, когда он проходит различные этапы профессионального становления;

— отсутствие целостного взгляда на деятельность психолога-консультанта мешает пониманию требований, которые предъявляет профессия к личности специалиста.

Необходим поиск эффективных подходов к обучению психолога-консультанта на разных этапах профессионализации. При этом следует отметить, что в России только начинает формироваться система вузовского и поствузовского образования психологов-консультантовсуществующие учебные программы, планы и методические разработки в большей степени направлены на подготовку специалистов в психологии как таковой, нежели на такой специфический вид деятельности — консультирование.

Таким образом, целью работы является выявление особенностей формирования социально-профессиональной идентичности психолога-консультанта на разных этапах профессионализации, что позволит теоретически и методически обосновать пути совершенствования его подготовки на этапе вузовского обучения.

Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

1. провести теоретический анализ деятельности психолога-консультанта, особенностей и этапов профессионализации;

2. выявить основные требования к личности психолога-консультанта;

3. провести теоретический анализ понятия социально-профессиональной идентичности;

4. выявить качественные различия в восприятии личностных особенностей, профессиональных навыков, ценностей, смыслов и мотивов профессиональной деятельности студентами, специализирующимися в консультационной психологии, начинающими и опытными психологами-консультантами;

5. выявить наиболее значимые личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности психолога-консультанта;

6. определить основные принципы инновационных образовательных подходов к подготовке психолога-консультанта;

7. обосновать цели, задачи, принципы и методы подготовки психолога-консультанта на этапе обучения в ВУЗе.

Объект исследования: социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта.

Предмет исследования: социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта на разных этапах профессионализации.

Гипотеза исследования: по мере профессионального развития и формирования социально-профессиональной идентичности психолога-консультанта, а также накопления опыта консультативной деятельности возрастает осознанность в понимании необходимых для профессиональной деятельности личностных характеристик, а представление о них становится более согласованным.

Частные гипотезы:

1.Для эффективных психологов-консультантов характерна сформированная положительная социально-профессиональная идентичностьдля менее эффективных психологов-консультантов характерна несформированная социально-профессиональная идентичность;

2.У эффективных и неэффективных психологов-консультантов наблюдаются различия в понимании наиболее значимых личностных качеств, ценностей, смыслов и мотивов профессиональной деятельности;

3.В ходе профессионального развития изменяются представления о значимости отдельных компонентов (составляющих) социально-профессиональной идентичность для профессиональной деятельности:

• по мере накопления профессионального опыта происходит снижение значимости профессиональных навыков для формирования социально8 профессиональной идентичности. Наибольшее значение для работы приобретает ценностно-смысловая сфера психолога-консультанта- • по мере накопления профессионального опыта происходит повышение степени взаимной согласованности личных и профессиональных мотивов.

Теоретико-методологическую основу работы составили работы по описанию сущности консультативной деятельности и профессиональной подготовки психологов-консультантов Айви А. Е., Айви М. Б., Бьюдженталь Дж., Василюка Ф. Е., Вачкова И. В., Кочюнаса Р., Мэй Р., Немов Р. С., Спиркина Е. А, Шнейдер Л. Б., Ялома И. и др. В описании основных требований к личности психолога-консультанта мы опираемся на работы Карпова А. В., Меновщикова В. Ю., Петрушина С. В., Рудестама К. и др. Рассмотрению ценностно-смысловой сферы деятельности психолога-консультанта посвящены работы Бахтина М. М., Бубера М., Дружинина В. Н., Леонтьева Д. А., Сержантова В. Ф., Флоренской Т. А., Франкла В. и др. Анализу и рассмотрению современных образовательных подходов посвящены работы Бодалева А. А., Борисовой С. Е, Братуся Б. С., Вербицкого А. А., Деркача А. А., Дудченко B.C., Змеева С. И., Кузьминой Н. В. и др. Описание этапов и закономерностей профессионализации психолога-консультанта представлены в трудах Вачкова И. В., Климова Е. А., Марковой А. К., Поваренкова Ю.П.

Методы исследования: анкетирование, методика предельных смыслов, направленная на выявление ценностно-смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев), методика Мильмана В. Э. для изучения мотивационной сферы личности, методы статистической обработки данных (факторный анализ, кластерный анализ, оценка значимости различий по критерию Вилкоксана и Манна-Уитни).

Научная новизна: в работе дано авторское определение социально-профессиональной идентичности психолога-консультанта. Показано, что социально — профессиональная идентичность — интегрирующая личностные качества, профессиональные навыки, ценностно-смысловую и 9 мотивационные сферы характеристика, проявляющаяся в профессиональной деятельности. Выявлена динамика становления и изменения составляющих социально-профессиональной идентичности психолога-консультанта в зависимости от этапа профессионализации и эффективности деятельности. Выявлены механизмы, лежащие в основе развития и формирования идентичности на разных этапах профессионализации. Выявлена динамика изменений в структуре социально-профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации психолога-консультанта (увеличение значимости ценностно-смысловой сферы, согласованности личных и профессиональных мотивов, снижение значимости профессиональных навыков).

Теоретическая значимость исследования:

• доказано, что в структуре социально-профессиональной идентичности психолога-консультанта ценностно-смысловая и мотивационная составляющие подвержены наибольшим изменениям в процессе профессионального развития.

• конкретизированы механизмы, лежащие в основе развития и формирования социально-профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации: сравнение себя со значимым другимвыбор сферы и самосознания через глубокий личностный анализзнакомство и наблюдение за различными стилями деятельности и отнесение их к себеформирование рефлексивной позиции в процессе решения учебно-практических задач.

• внесен вклад в обоснование целей, задач и принципов профессиональной подготовки психолога-консультанта.

• обосновано использование методов подготовки психолога-консультанта, включающих в себя инновационную методологию, проектный подход, андрагогику, акмеологию и процессное консультирование.

Практическая значимость исследования:

• выявлены основные факторы (управление процессом консультирования, психотехника общения, оказание поддержки клиенту, психологическое здоровье), по которым оценивают себя и психолога-консультанта студенты и специалисты с различным опытом работы.

• сформулированы основные принципы профессиональной подготовки психолога-консультанта на этапе вузовского обучения.

• содержание диссертационной работы явилось основой для разработки учебного курса «Этика в работе психолога-консультанта» для студентов факультета психологии (специализация «консультационная психология»).

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы практикующими психологами-консультантами, преподавателями вузов, системы дополнительного профессионального образования для повышения эффективности подготовки и деятельности психолога-консультанта. Апробация работы Результаты исследования были обсуждены на международной конференции «„Методология, теория и практика профессиональной деятельности психолога-консультанта“» (Казань, 2009), «Психология 21 века» (Санкт — Петербург 2006, 2007), Зимней психологической школе (Санкт-Петербург 2006, 2007, 2008), Летней психологической школе (Ярославль 2008, 2009), Международном симпозиуме «Психология в 21 столетии» (Ярославль 2007, 2008). Основные теоретические положения и полученные практические результаты были изложены на методологическом семинаре кафедры консультационной психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова. По теме диссертации опубликовано 7 работ. Основные положения, выносимые на защиту:

• Профессиональное становление психолога-консультанта предполагает формирование социально-профессиональной идентичности.

Социально-профессиональная идентичность выступает как интегрирующая личностные особенности, профессиональные навыки, ценностно.

11 смысловую и мотивационную сферы характеристика.

• Существует ряд закономерностей в становлении социально-профессиональной идентичности на разных этапах профессионального развития психолога-консультанта:

— в ходе профессионализации наибольшие изменения происходят в ценностно-смысловой и мотивационной сферах;

— по мере накопления профессионального опыта происходит снижение значимости профессиональных навыков для формирования социально-профессиональной идентичности;

— по мере накопления профессионального опыта наибольшее значение для работы приобретает ценностно-смысловая сфера психолога-консультанта;

— по мере накопления профессионального опыта происходит согласование личных и профессиональных мотивов.

• На эффективность деятельности психолога-консультанта большее влияние оказывает степень сформированное&tradeсоциально-профессиональной идентичности, в то время как опыт профессиональной деятельности не оказывает однозначного влияния.

• Целевым ориентиром в построении системы обучения психолога-консультанта в вузе является представление о нем как о профессионале со сложившимся мировоззрением, устойчивой системой ценностей, свободно ориентирующегося в современных консультативных подходах, владеющего умениями и навыками взаимодействия с клиентом/группой/организацией и являющегося психологически зрелой личностью.

• Профессиональная подготовка психолога-консультанта предполагает интеграцию трех планов: изучение психологии как области научного знания и как практико-ориентированной помогающей дисциплинысамоисследования себя, своих возможностей и ограничений как профессионалаосвоения технологий консультативной работы с опорой на инновационную методологию, проектный подход, андрагогику и процессное консультирование.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы (всего 116 наименований, из них 8 на иностранном языке) и 9 приложений. Текст диссертации изложен на 163 страницах, включает в себя 7 рисунков и 21 таблицу.

Основные выводы:

1. социально-профессиональной идентичность — система представлений профессионала о себе, своих личностных качествах, ценностях, смыслах и мотивах деятельности в контексте решения профессиональных задач. Сформированная положительная социально-профессиональная идентичность определяет эффективность работы психолога-консультанта.

2. Для студентов со сформированной социально-профессиональной идентичностью значимым является формирование коммуникативных навыков, углубленное самопознание и открытость новой информации и опыту. Успешное освоение и формирование данных качеств в будущем будет способствовать эффективности профессиональной деятельности.

3. Эффективные психологи-консультанты сочетают в себе способность к рефлексии происходящего в консультативном взаимодействии и способность планировать и реализовывать действия направленные на помощь клиенту, для них значимы другие люди, что проявляется в уважительном отношении к жизни и проблемам человека, безоценочности.

4. Для неэффективных психологов-консультантов и студентов с несформированной социально-профессиональной идентичностью характерно преобладание рефлексивных процессов, размышлений о работе над самими действиями, меньшая значимость другого человека, концентрация на своих проблемах, переживаниях и трудностях, негативное восприятие себя и окружающего мира.

5. Для эффективных психологов-консультантов и студентов со сформированной социально-профессиональной идентичностью характерно единство рабочих и общежитейских мотивов, то есть их мотивационный профиль более согласован. Для группы неэффективных психологов-консультантов и студентов с несформированной социально-профессиональной характерна несогласованность мотивационной сферы.

6. Для неэффективных психологов-консультантов и студентов с несформированной социально-профессиональной идентичностью наиболее важным является поддержание комфорта, общение и социальный статус.

7. Целевым ориентиром в построении системы обучения психолога-консультанта в вузе, может стать выработанное нами в ходе теоретического анализа и эмпирического исследования представление о нем как о профессионале со сложившимся мировоззрением, устойчивой системой ценностей, свободно ориентирующегося в современных консультативных подходах, владеющего умениями и навыками взаимодействия с клиентом/группой/организацией и являющегося психологически зрелой личностью.

8. Сформулированы основные принципы подготовки психолога-консультанта: непрерывности образования, диалогичности, инновационности, многопозиционности и гибкости позиции преподавателя, индивидуальной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За последние годы число образовательных учреждений в стране, которые готовят психологов, и прежде всего, психологов-практиков, готовых заниматься консультативной работой, заметно увеличилось. В силу ряда причин за этот же промежуток времени наблюдается рост потребностей в получении психологической помощи. Расширился спектр психологических проблем. Реализация научных знаний в различных областях практики, возросшая степень влияния современной психологической науки на социальные, экономические и др. процессы, повысили ее значение для общества в целом. Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрели специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-консультанта, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Одним из важных факторов в профессиональной деятельности психологов-консультантов является их теоретическая подготовка. Без наличия необходимых профессиональных знаний невозможно решать никакие практические задачи. Вместе с тем большое значение на работу психолога-консультанта оказывают его личностные особенности, ценностно-смысловая и мотивационная сферы. В нашей работе рассмотрены особенности деятельности психолога-консультанта.

Основные особенности консультирования, как профессиональной деятельности заключается в следующем:

• Основой работы психолога-консультанта является его личность. Для эффективной консультативной работы необходимо наличие специальных профессиональных знаний и собственного опыта прохождения жизненных трудностей.

• Разные психологические подходы предъявляют различные требования к личностным качествам и профессиональным навыкам психолога-консультанта.

• Контент-анализ авторских подходов к пониманию личности психолога-консультанта и требований, предъявляемых к психологу-консультанту психологическими подходами позволил выделить наиболее часто встречаемые личностные качества и профессиональные навыки психолога-консультанта.

• Осознанность ценностей и смыслов являются базой для работы психолога-консультанта.

• Важным аспектом деятельности психолога-консультанта является признание ценности (самоценности) другого человека: уважительное отношение к жизни и проблемам человека, безоценочность.

• Психолог-консультант сочетает в себе способность к рефлексии происходящего в консультативном взаимодействии и способность планировать и реализовывать действия, направленные на помощь клиенту.

Учитывая специфику работы психолога-консультанта, рассмотренную нами в первой главе, мы можем отметить, что для консультанта социальная и профессиональная идентичность неразрывно связаны. Идентифицируя себя с определенными личностными качествами, ценностями, убеждениями, психолог-консультант вносит их и в свою профессию. Поэтому применительно к психологу-консультанту мы можем говорить о социально-профессиональной идентичности.

Таким образом, главными компонентами идентичности являются цели, ценности, убеждения, в чем проявляется единство активизирующего, оценочного и смыслового функционального значения идентичности. Социально-профессиональная идентичность носит динамичный характер.

Социально-профессиональная идентичность отражает то, как индивид воспринимает, характеризует, оценивает и переживает самого себя в качестве своеобразного объекта, т. е. деятеля, носителя общественных отношений.

Структура идентичности внутренне противоречива, она отражает, с одной стороны, стремление человека к уникальности, с другой стороны, желание быть понятым и принятым значимым социальным окружением.

Можно предположить, что социально-профессиональная идентичность психолога отражает наиболее значимые личностные качества, профессиональные навыки, а также ценностно-смысловую и мотивационные сферы личности.

В своем становлении социально-профессиональная идентичность психолога имеет ряд закономерностей: На этапе обучения в ВУЗе:

• происходит дифференциация профессиональной группы, формируется способность идентифицироваться с одной из них.

• происходит профессиональная персонализация, заключающаяся в идентификации со своим сообществом и обособлении от других общностей.

• происходит профессиональное самоопределение. При успешном развитии оно может быть завершено в общем виде, начинается профессиональная самоорганизация.

• социально-профессиональная идентичность может формироваться уже в полном объеме.

На этапе начала профессиональной деятельности:

• приобщается к самостоятельной профессиональной деятельности.

• происходит более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов.

• дифференцирует и упорядочивает образ «идеального профессионала», который дополняется образом «себя как профессионала».

По мере накопления опыта профессиональной деятельности: происходит смена стереотипов поведения в типичных обстоятельствах на моделей продуцирования творческих решений в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в труде. В этот период.

152 трансформируется профессиональное самоопределение (наполняется личностным, теоретическим, ситуативным и инструментальным содержанием), продолжается профессиональная самоорганизация.

В нашем исследовании акцент сделан на. изучение особенностей социально-профессиональной идентичности психолога-консультанта на разных этапах профессионализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Психологическое консультирование: теория и опыт- М.: Академия 1996. 132 с.
  2. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетея, 2001. 304.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.229 с.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.- 175 с.
  6. А.Е., Айви М. Б., Саймек-Даунинг JI. Консультирование и психотерапия. Сочетание теории и практики, /перевод с англ. БНТИ СО АН СССР. Новосибирск, 1987. — 482 с.
  7. Акмеология: учебник под общ. Ред. А. А. Даркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650 с.
  8. Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1992. — № 5. — С. 104−111.
  9. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. — т.5. — № 5. -С. 63−70.
  10. .Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. М., 1980. — 232 с.
  11. .Г. Проблемы современного человекознания. М., 1976.439 с.
  12. В.Г. Социальная психология., 2е изд., М., 1988. — 432 с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 423 с.
  14. А.В. О предмете акмеологии // Психологический журнал.- 1993.-№ 5.-с. 73−80.
  15. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. — С. 3 — 26.
  16. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — М., Независимая фирма «Класс», 2001. 336 с.
  17. С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга// Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С.52−58.
  18. .С. Аномалии личности. М., 1988. — 301 с.
  19. .С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. 1997. — № 5 — С.3−19.
  20. М. Два образа веры М., Республика 1995. 464с.
  21. М. Я и Ты М., Высшая школа. 1993.- 175 с.
  22. Г. Д., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. 1993.- т. 14. — № 5. — С. 99−105.
  23. Дж. Искусство психотерапевта СПб.: Питер, 2002.304 с.
  24. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. — 200 с.
  25. И. В. Введение в профессию психолог: учебно-методическое пособие для вузов. М.: Воронеж- МПСИ: Модек, 2004. 436 с.
  26. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. С. Соловьевой. -М.: Смысл, 1996. -373с.
  27. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие.- М.: Высш.шк., 1991. 207с.
  28. Вопросы практической психодиагностики и практического консультирования в ВУЗе/Обозов Н.Н. Л., ЛГУ, 1984. 153 с.
  29. Групповая психотерапия/ Карвасарского Д. Б. М., Медицина 1990.384 с.
  30. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Луч, 1993.- 32с.
  31. А.А., Михайлов Г. С. Методология акмеологии, // Психологический журнал. 1999. — Т. 19. — № 4. — С.56−65.
  32. В. Описательная психология. СПб., 1995. — 160 с.
  33. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 272 с.
  34. В.Н. Об опыте аттестации практических психологов в институте психологии РАН/ В. Н. Дружинин, А.Г. Фомин// Современные направления психотерапии и их клиническое применение. М., 1996 — 135с.
  35. B.C. Программа инновационной игры. Ярославль: ЯФ ИПК НЕФТЕХИМ, 1987. — 107с.
  36. B.C. Онтосинтез жизни. М., 1998. — 294 с.
  37. B.C. Абсолютный консультант: секреты успешного консультирования. — М., 2004. — 341 с.
  38. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности// Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 6. — С.35−44.
  39. С.И. Андрагогика: теоретические основы обучения взрослых / Ин-т общ. Образования. М., 1999. — 215 с.
  40. С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. — М.: издательский центр «Академия», 2002. 128с.
  41. В.А. Проблемы подготовки психологов// Вопросы психологии. 2006.- № 1. — с. 48−52.
  42. С.А. «Психотерапия и психокорекция детей и подростков» М., институт психотерапии, 2000. 108 с.
  43. Г. Л. Проективное образование и становление личности// Высшее образование в России. — 2001. № 4. — С.85−93.
  44. А.В. Структура ключевых компетенций специалиста психолога. Высшая школа на современном этапе: психология преподавания иобучения. Том 1.// Международный сборник статей/ Кашапов М. М. М.- Ярославль: издательство РПО, — 2005. — с. 30−39.
  45. Т.А., Олейник Ю. Н. взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студента-психолога// Психологический журнал. 2002 г. № 6. — с. 48−52
  46. В.В. Границы возможностей психологического консультирования//Вопросы психологии № 5 1993.- с. 50−55.
  47. Е.А. К молодежи, посвятившей себя психологии// Вопросы психологии. — 1989. № 3. С. 5 — 11
  48. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа//Психол. журн. 1993. — т.14. — № 4. — С. 130−136.
  49. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.400 с.
  50. Н.В., Дмитриенко Е. В. Психолог-консультант как ресурсная личность//Сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей «Научный поиск № 6». — Ярославль 2005 г. С. 86−89.
  51. Н.В., Дмитриенко Е. В. Психолог-консультант: ресурсность личности и образование // Материалы 13 международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» Том 2. МГУ 2006. — С. 436−437.
  52. Н.В., Дмитриенко Е. В. Психолог-консультант: ресурсность личности и образование// Психология 21 века. Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Санкт-петербург 2006. — С. 252−254.
  53. Н.В. «Социально-психологический тренинг: руководство для ведущего» Ярославль Психодиагностика 1998. 68 с.
  54. Н.В. Процессное консультирование в обучении взрослых// Качество образования. Современные подходы и технологии. Сб. трудов по материалам Y межрегиональной конференции. Ярославль: ГОУДПО ЯР ИПК, 2004. — С.62−66.
  55. В.В. Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование/ Вопросы психологии № 6 1998. — С. 3540.
  56. Р. Групповая психотерапия: теория и опыт М.: Академический проект 2000. 240 е.,
  57. Л., Пуртова Е. Тренинг и консалтинг. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 320с.
  58. Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности/ Т. В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова// Вопросы психологии. 1981. — № 2.
  59. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. — 304с.
  60. Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / вступит, стат. к книге В. Франкл. Человек в поисках смысла. М., 1990. — С. 5−22.
  61. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. Т.21. 2000. — № 1. -С.15−26.
  62. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 190с.
  63. В.Ю. «Психотерапевтическая практика: мифы клиентов"/ Вопросы психологии № 1 1999 г. с. 63−77.
  64. Н.А. Воспитание ответственностью. М., 1990. — 144 с.
  65. М. В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии// Психологический журнал. 1998. — № 2. — С. 79 — 93.
  66. Мэй Р. Искусство психологического консультирования М., Класс 2001 г. 133с.
  67. Р.С. Психологическое консультирование М., Владос 2001 г. 528с.
  68. Образование взрослых на рубеже XXI века: проблемы и перспективы / Ред. Онушкин В. Г. и др. Спб.: Ин-т образования взрослых РАО, 1995.- 143 с.
  69. Г. Личность в психологии. СПб., 1998. — 345 с.
  70. Основы возрастно-психологического консультирования/ учебно-методическое пособие/ Лидере А. Г. М.: МГУ 1991 г. 79 с.
  71. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.- Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240с.
  72. Основы общей и прикладной акмеологии./ Под ред. А. А. Деркача, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой и др.- М.: Российская академия государственной службы, ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. 386с.
  73. А. Обучение действием: практический опыт в России // Управление персоналом. 2001. — № 8. — С. 45−47.
  74. В.М. Динамика профессионального самосознания психолога-практика// Журнал практической психологии и психоанализа.2002. № 4. — С. 58 — 67.
  75. Дж. Полнота человеческой жизни // Психология человеческих проблем: хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск, 1998. -С. 34−42.
  76. Педагогическая психология/ Клюева Н. В. М.: Владос-пресс.2003. 400с.
  77. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренингаМ., МГУ 1982. 168 с.
  78. С.В. «Мастерская психологического консультирования» М., ПЕРСЭ 2003. 143 с.
  79. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления личности. УРАО 2002. 160 с.
  80. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., Воронеж, 1996. 246 с.
  81. А.А. Акмеология личности// Психологический журнал. Т.20. -2000. -№ 4. -С.88−95.
  82. А.А. Психологические проблемы образования // Психологический журнал Т. 21. -2000. — № 3. — С. 14−29.
  83. К. «Групповая психотерапия» Спб.: Питер 2000. 617 с.
  84. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990.360 с.
  85. В.И. Психологические проблемы психологического становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986.- № 6. — С. 14−22.
  86. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития// Вопросы психологии. 1998.- № 6. — С.3−18.
  87. А.И. Харизматическая личность в психотерапии.// Московский психотерапевтический журнал. 1997. — № 3 — С. 152−191.
  88. Е.А. «Новая концепция обучения психотерапии»/ Психологический журнал № 1 2000. С. 13−15.
  89. Е.А. «Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта)"/ Психологический журнал № 6 1994.-С. 121−128.
  90. Техники консультирования и психотерапии/ Сахаклан У. С. М., Эксмо-пресс, 2001. 203 с.
  91. М.И. Проектная работа как метод обучения и контроля знаний. Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения. Том 1.1/ Международный сборник статей/ Кашапов М. М. — М.- Ярославль: издательство РПО, 2005. — С. 153−155.
  92. Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2. М., 1996. — 208 с.
  93. Т.А. «Диалог, как метод психологического консультирования»/ Психологический журнал 1994 № 5 С. 44−56.
  94. В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982. — С. 118−126.
  95. В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., Прогресс, 1990. — 368 с.
  96. М. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. — М., 1993.-447 с.
  97. О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции М., Академия, 2001. 203 с.
  98. Л., Зиглер Д. Теории лисности. — СПб., Питер,. 2000. — 608 с.
  99. Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2000.
  100. Л.Б. «Психологическое консультирование» М. Академия, 2002. 600 с.
  101. ЮЗ.Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е -30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.- 2-е изд. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1992. — 364 с.
  102. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг игры и упражнения М., Физкультура и спорт. 1988. 272 с.
  103. Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности// Архетип. — 1995. № 1.
  104. И. Теория и практика групповой психотерапии Спб.: Питер. 2000. 640 с.
  105. И. Экзистенциальная психотерапия М., Класс 1998. 575 с.
  106. К. Общая психопатология М.: Практика, 1997. 342 с.
  107. Baron, Robert A., Byrne, Donn. Social psychology (tenth edition)/ -Pearson Education, 2004. 679 p.
  108. Bosma H.F. Identity development in adolescence: coping whis commitments. Proefschr. Groningen: Rijksuniv: et Croningen, 1985.
  109. Corey G. Theory and practice of counseling and psychotherapy. — Monterey: Brook&Cool Pub., 1986.
  110. Organizational leaning in practice. Mobilizing knowledge in people and systems to obtain effective change. Amsterdam, 1992.
  111. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press. 1982.
  112. Tajfel H. The Social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J.C. Turner// Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986/
  113. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Devel. Psychol. 1982. V. 18. N 3. P. 341 358
  114. Yalom I.D. The Gift of Therapy. An open Letter to a New Generation of Therapists and Their Patients. New-York: Perennial, 2002. — 347 p.
Заполнить форму текущей работой