Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологическое изучение старших подростков с ЗПР обнаружило, что наряду с общевозрастными, у них имеют место и специфические особенности восприятия учителя и построения отношений с ним в ходе общения, обусловленные как структурой дефекта, так и влиянием школьной микросреды. Общим для всех подростков с ЗПР является снижение темпа их социальноперцептивного развития, проявляющееся в недостаточности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы восприятия учителя подростками с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися и интеллектуально недостаточными сверстниками в психологических исследованиях
    • 1. 1. Проблема восприятия и понимания человека человеком в психологической литературе
    • 1. 2. Особенности восприятия учителя старшими подростками в исследованиях по возрастной и педагогической психологии
    • 1. 3. Особенности восприятия учителя старшими подростками с ЗПР по результатам исследований в специальной психологии
    • 1. 4. Постановка проблемы исследования. Гипотезы, задачи и методы исследования

    Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей восприятия учителя и формирования эмоционального отношения к нему у старших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися и интеллектуально недостаточными сверстниками.

    2.1. Программа экспериментального исследования и её обоснование.

    2.2. Особенности структуры и полноты образа учителя у старших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися и интеллектуально недостаточными сверстниками по результатам методики свободных словесных описаний.

    2.3 Особенности общения старших подростков с учителем по результатам методики «Незаконченные предложения».

    2.4 Особенности восприятия учителя старшими подростками в зависимости от эмоционального отношения к нему по результатам опросника «TC-I», анкетирования и Шкалы личностных качеств учителя.

    Глава 3. Сравнительный анализ особенностей восприятия учителя и построения отношений с ним у старших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях.

    3.1 Возрастные и специфические особенности восприятия учителя и построения отношений с ним у старших подростков с ЗПР, находящихся в разных условиях обучения.

    3.2 Особенности восприятия учителя подростками с ЗПР в зависимости от их пола и успеваемости.

    3.3 Возможные направления оптимизации восприятия учителя и построения отношений с ним у старших подростков с

Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная педагогическая и специальная психология решительно уходят от субъектно-объектной парадигмы, в которой ученику отводится пассивная роль объекта педагогического воздействия. Обращение к ребенку как к формирующейся в процессе учебной деятельности личности ставит новые научные задачи, связанные с более концептуальным его изучением в социуме, в системе межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Одним из условий построения нового типа отношений является достижение взаимопонимания всех участников общения. В психолого-педагогической литературе широко исследованы многие вопросы восприятия педагогами учащихся, показана его роль в учебно-воспитательном процессе и в формировании педагогических способностей. В меньшей степени изучена проблема восприятия и понимания учителя учащимися. Вместе с тем экспериментально доказано, что содержание представлений об учителе, положительный опыт взаимодействия с ним влияет на формирование эталонов поведения школьников, определяет способ общения, который они выбирают в контактах с окружающими, отражается на развитии их личности, становлении характера, на формировании их как субъектов учебной деятельности (П.Р.Галузо, 1986; Н. Д. Демина, 1976; Х. Э. Лахт, 1982; ЖЛендел, 1979; Л. И. Мнацаканян, 1975; Т. Н. Мальковская, 1977; М. П. Пикельникова, 1970; Н. Г. Полехина, 1972 и др.).

Особое значение имеет общение с учителем для старших подростков. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым выступает как важнейшее новообразование этого возраста и способствует формированию позиции взрослого человека, становлению жизненного самоопределения, что в конечном итоге обуславливает успешность их социальной адаптации и интеграции в обществе.

Рассмотрение с этих позиций проблемы общения с учителем детей, имеющих отклонения в развитии, является особенно актуальным. В научных публикациях последних лет, посвященных реформе специального образования, всё чаще высказываются идеи относительно смены его приоритетов, смещения его смыслового центра в сторону личностного, социальноэмоционального развития детей с отклонениями в развитии, формирования сферы их самосознания и сознательной регуляции поведения в социуме (Р.О.Агавелян, 1999; В. Я. Ляудис, 1996; Н. Н. Малофеев, 2003 и др.). В то же время, поиск наиболее эффективных путей адаптации и интеграции в обществе лиц, имеющих отклонения в развитии, остаётся одной из самых актуальных проблем специальной психологии и педагогики.

Проблема социальной обусловленности сферы самопознания, восприятия окружающих и построения в связи с этим отношений с ними у детей, имеющих отклонения в развитии, является одной из наименее разработанных в специальной психологии. Это положение характерно и для проблемы отношений в ходе учебно — воспитательного процесса в системе «учитель-ученик». Так, в олигофренопсихологии рассматриваются отдельные аспекты процессов восприятия педагога учащимися (О.К.Агавелян, 1995; Р. И. Горожанкина, 1977; Ч. Б. Кожалиева, 1995; Н. Н. Морозова, 1995; Т. И. Янданова, 2000) и его влияния на поведение школьников в конфликтных ситуациях общения (Т.И.Янданова, 2000). Однако целостных исследований, посвященных рассмотрению взаимообусловленности процессов восприятия, формирования отношения и поведения в ходе общения с учителем школьников с интеллектуальной недостаточностью (ИН) нами обнаружено не было. Применительно к детям с задержкой психического развития (ЗПР) ситуация аналогична. Лишь частично этот пробел восполняет работа О. К. Агавеляна (1995), посвященная отдельным аспектам восприятия учителя подростками с ЗПР. Мы считаем неисследованными проблемы восприятия педагога и построения отношений с ним у старших подростков с ЗПР, возрастной динамики этих процессов в разных условиях обучения и воспитания, а также в сравнении с таковыми у подростков с нормальным психическим развитием (НПР) и интеллектуальной недостаточностью. Конкретная проблематика нашего исследования касается этого семантического пространства.

Цель исследования: выявление психологических особенностей восприятия учителя и построения отношений с ним в ходе общения у старших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях, а также специфики у них этих процессов в сравнении с нормально развивающимися и интеллектуально недостаточными сверстниками.

Объект исследования: психологические особенности социально-перцептивной и коммуникативной сферы старших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися и интеллектуально недостаточными подростками того же возраста.

Предмет исследования: общевозрастные и специфические особенности восприятия учителя, эмоционального отношения и поведения по отношению к нему у старших подростков с ЗПР в зависимости от психологопедагогических условий их обученияразработка психологических направлений оптимизации общения с педагогом подростков этой категории.

Гипотезы исследования:

1.Опираясь на важнейшие теоретические положения отечественной психологии о социальной обусловленности становления личности и огромном значении в этом процессе активности самой личности как субъекта деятельности и отношений в социуме, мы предположили, что особенности структуры дефекта при ЗПР, в сочетании с влиянием условий обучения и воспитания и в преломлении через возрастные особенности школьников, приводят к качественному своеобразию восприятия ими учителя.

2.Содержание представлений об учителе у подростков с ЗПР опосредует их эмоциональное отношение к нему, а также определившиеся у них способы общения и поведения с ним.

3.На формирующийся образ учителя и построение эмоциональных отношений с ним у старших подростков с ЗПР оказывает влияние не только содержание совместной деятельности, но и характер организации общения в конкретных психолого-педагогических условиях.

4. Обучение старших подростков с ЗПР в разных педагогических условиях (в массовой школе (классы КРО), в специальной (коррекционной) школе VII вида) оказывает специфическое влияние на формирование системы социальных отношений этих детей, обусловливая качественно специфическое своеобразие, что, в свою очередь, неизбежно влияет на становление их личности.

5. Полученные в исследовании сравнительные результаты изучения старших подростков с нормальным психическим развитием, интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития позволяют определить конкретные направления оптимизации процессов общения и межличностных отношений старших подростков с ЗПР с учителем в условиях учебно-воспитательного процесса.

Задачи исследования:

1 .Проанализировать основные теоретические подходы к разработке проблемы межличностного восприятия и его влияния на построение межличностных отношений в системе «учительученик» в старшем подростковом возрасте.

2.Исследовать особенности восприятия учителя и построения отношений с ним у старших подростков с ЗПР в сравнении со сверстниками, имеющими нормальное психическое развитие и интеллектуальную недостаточность.

3.Выявить общевозрастные и специфические особенности восприятия учителя, формирования эмоционального отношения и поведения по отношению к учителю у старших подростков с ЗПР.

4.Исследовать специфику представлений об учителе и отношения к нему у учащихся с ЗПР в зависимости от их пола и успеваемости.

5. На основе анализа результатов исследования особенностей общения с учителем у старших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях, проследить влияние микросреды на его качественное своеобразие.

6.Разработать психологопедагогические направления оптимизации общения и межличностных отношений в системе «учитель-ученик» у старших подростков с ЗПР.

Методологические позиции исследования определены на основе: достижений современной психологии в области изучения объективных законов развития психики человека, специфики возрастного развития психики подростка (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова,.

А.Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — общетеоретических положений, разработанных при исследовании восприятия человека человеком (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, A.A. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Я. Л. Коломинский, C.B. Кондратьева, Ю. Н. Кулюткин, О. Г. Кукосян, В. А. Лабунская, H.H. Обозов, В. Н. Панферов, A.B. Петровский и др.) — общих закономерностей развития социальной перцепции как регулятора деятельности и поведения учащихся по отношению к учителю (Б.Г. Ананьев, П. Р. Галузо, C.B. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, В. Н. Раздобудько, А. И. Щербаков и др.) — единства возрастных закономерностей при нормальном и аномальном развитии ребенка (Т.А. Власова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, У. В. Ульенкова и др.) — данных о своеобразии психического развития ребенка и подростка с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Г. В. Грибанова, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певнер, У. В. Ульенкова и др.).

В соответствии с целью, гипотезами и задачами исследования были использованы следующие методы: теоретическое осмысление и анализ данных психолого — педагогических исследований по разрабатываемой проблеметеоретико — прикладное моделирование программы изучения специфики восприятия учащихся с ЗПР и их представлений об учителеанализ медицинской и педагогической документациибеседа с учащимися и учителямиконстатирующий экспериментметоды математической обработки и качественный анализ полученных фактических данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— теоретически проанализированы и систематизированы данные об особенностях социальной перцепции, определены категории описания субъекта и объекта межличностного восприятияпрослежены их общие, половозрастные и другие характеристикиконкретизированы существующие взаимосвязи между процессами восприятия, отношения и поведения применительно к общению в системе «учительученик «;

— определены теоретические подходы к построению программы экспериментального изучения образа учителя, особенностей эмоционального отношения и поведения по отношению к нему у старших подростков с ЗПР;

— выявлены общевозрастные особенности восприятия учителя и построения отношений с ним, характерные для старших подростков;

— впервые выявлены специфические возрастные и индивидуальные особенности процессов отражения личности учителя и отношений с ним у школьников с ЗПРвпервые получены результаты, экспериментально подтверждающие влияние условий обучения подростков с ЗПР на восприятие ими учителя и эмоциональное отношение к немуобобщенные результаты исследования конкретизировали важнейший раздел возрастной, педагогической и специальной психологии о психологических механизмах формирования субъектности старшего подростка и значении в этом процессе психологически целесообразно организованной социализации;

— намечены возможные психологопедагогические направления коррекции межличностного восприятия и построения взаимоотношений с учителем у старших подростков с ЗПР.

Практическая значимость:

Результаты исследования могут быть использованы для разработки научных и методических рекомендаций для практических психологов, и дефектологов, педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развитияони дополнят соответствующие разделы специальной психологии и коррекционной педагогики по проблемам личностного развития детей с ЗПР, вопросам их социальной адаптациипомогут в определении квалификационных требований в подготовке, переподготовке педагоговдефектологов, учителей массовых школ и специальных психологов в вузах, институтах повышения квалификации, а также в аттестационных мероприятиях в системе специального образования.

Диагностические методики могут найти применение в работе психологов, учителей-предметников, классных руководителей, администрации школы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Старший подростковый возраст является сензитивным для построения доверительного общения со взрослым, возрастные закономерности которого едины как для НПР, так и для ЗПР.

2. Специально разработанный диагностический комплекс методик позволил впервые получить большой массив фактических данных, характеризующих старшего подростка с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися и интеллектуально недостаточными сверстниками как субъекта восприятия учителя и отношения к нему (выявлены особенности образа учителя, эмоционального отношения к нему, зависимость оценки его образа от пола, возраста, успеваемости учащихся, а также от условий школьной микросреды).

3. Психологическое изучение старших подростков с ЗПР обнаружило, что наряду с общевозрастными, у них имеют место и специфические особенности восприятия учителя и построения отношений с ним в ходе общения, обусловленные как структурой дефекта, так и влиянием школьной микросреды. Общим для всех подростков с ЗПР является снижение темпа их социальноперцептивного развития, проявляющееся в недостаточности полноты, адекватности, обобщенности восприятия учителя. В то же время особенности дефекта, сочетаясь с условиями реального взаимодействия в системе «учительученик «, определяют задержку в возрастной динамике доверительного общения школьников с педагогом.

4. Социальная ситуация развития, в которой находятся старшие подростки с ЗПР, во многом определяет специфику содержания восприятия ими учителя, характер поведения и эмоционального отношения к нему.

5. Условия, существующие в системе обучения подростков с ЗПР в массовой школе, способствуют усугублению их дефекта в плане личностного развития, нарушению этого процесса в связи с неадекватной социальной обстановкой их общения с учителем, которая не отвечает возрастным особенностям подростков с ЗПР и их актуальным потребностям.

6. Обнаруженные общевозрастные и специфические особенности восприятия педагога и построения отношений с ним могут служить основанием для разработки направлений коррекционной работы по оптимизации существующих отношений в системе «учительученик» и, в определенной мере, компенсации личностного развития подростков с ЗПР.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (269 наименований, в том числе 11 на иностранном языке), 15 приложенийтекст диссертации иллюстрирован 30 таблицами, 12 рисунками, 6 диаграммами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты выполненного нами теоретикоприкладного исследования подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Получили развитие и конкретизацию некоторые теоретические положения, связанные с изучаемой проблемой:

— подтверждена возрастная логика развития общения с учителем у старших подростков, проявляющаяся в перестройке всех его структурных компонентов: целей, содержания, мотивов. Общение с педагогом становится менее регламентированным и приобретает направленность на построение отношений, основанных на потребности взаимопонимания, помощи, сочувствия;

— подтвержден описанный в психологической литературе факт увеличения конфликтности, негативизма по отношению к учителю у 14- летних подростков. Обнаружено, что негативные тенденции распространяются и на характер восприятия ими педагога и эмоциональное отношение к нему. Однако, наряду с негативными проявлениями, для учащихся этого возраста характерны значительные изменения общения с учителем, приближающие подростков к юношескому возрастному периоду;

— конкретизированы применительно к системе «учительученик» имеющиеся в психологический литературе сведения относительно возрастной динамики процесса межличностного восприятия. По мере формирования старших подростков как субъектов общения, процесс восприятия ими педагога претерпевает как количественные, так и качественные изменения. Во всех группах испытуемых увеличивается полнота, дифференцированность и объективность восприятия. Одновременно анализ личности учителя становится более разносторонним и обобщенным;

— выявлена специфика содержания представлений о педагоге у старших подростков. Оно формируется под воздействием одних и тех же факторов: деятельности, в ходе которой происходит восприятиесубъектных характеристик учащихся — возраста, пола, успеваемости — и является единым для всех групп испытуемых;

— обнаружены единые для всех категорий испытуемых тенденции в формировании эмоционального отношения к педагогу: в формировании положительного отношения первостепенную значимость имеют его качества, связанные с общением и построением отношений с учащимися, их регуляцией. Подтверждено, что характер отношения учащихся к учителю влияет на направленность и активность восприятия его личности, содержание делаемых обобщений;

— выявлены отличия в восприятии педагога и построении отношений с ним у старших подростков в зависимости от их пола и успеваемости.

Впервые исследован характер этих отличий у школьников с отклонениями в развитии.

2.Впервые получены конкретные данные, касающиеся особенностей восприятия учителя, формирования эмоционального отношения к нему и поведения у старших подростков с ЗПР, обусловленные как характером нарушения их развития, так и влиянием условий школьной микросреды:

— восприятие учителя остаётся недостаточно адекватным, идеализированным и подверженным действию «эффекта ореола» до конца изучаемого периода. Представления об учителе являются также менее обобщенными, чем у старших подростков с НИР, что связано, прежде всего, с недостаточностью у них рефлексии, абстрактно-логического мышления;

— более позднее проявление стремления к нерегламентированному, доверительному общению с педагогом у старших подростков с ЗПР по сравнению со сверстниками, с НИР обусловлено как недостаточно развитыми коммуникативными умениями, так и чрезмерной подверженностью установке (положительной или отрицательной), сформировавшейся под влиянием опыта взаимодействия с учителем.

3. Сравнительный анализ особенностей восприятия педагога и построения отношений с ним у старших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях, дал возможность получить отсутствующие в коррекци-онной психологии и педагогике сведения относительно различий в протекании этих процессов, обусловленных преимущественно влиянием школьной микросреды. Эти различия заключаются в следующем: а) старшие подростки, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе VII вида, отличаются:

— более приближенным к возрастному нормативу содержанием эталона представлений об учителе, что проявляется в иерархии выделяемых качеств, содержании модальностей, отражающих отношение педагогов к школьникам, эмоциональный фон их общения;

— латентной формой кризисных явлений и минимальным их влиянием на процесс взаимодействия с учителем, что связано с чрезмерной внушаемостью, подчиняемостью учащихся, излишней подверженностью положительной установке по отношению к нему;

— высоким уровнем эмпатии по отношению к педагогу и крайне низким уровнем конфликтности во взаимоотношениях, склонностью к использованию по преимуществу адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций;

— самым высоким, среди других испытуемых, уровнем удовлетворенности неформальными отношениями с любимым педагогом, и, в отличие от учащихся классов КРО, выраженной дифференциацией педагогов на любимых и нелюбимых, стойким характером симпатий по отношению к ним;

— менее выраженными, чем у подростков с Hi IP и с ЗПР, обучающихся в классах КРО, межполовыми отличиями в полноте восприятия учителя и степени удовлетворенности отношениями с ним. б) для старших подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО массовой школы, характерно:

— отставание в формировании возрастного эталона образа учителя, проявляющееся в его фиксации на генетически более ранней стадии, характерной для нормально развивающихся младших школьниковкогнитивная неопределённость, недостаточная дифференцированность, ситуативность представлений о нравственных качествах личности учителяотсутствие типичных для старших подростков глобальных обобщающих оценок, характеризующих учителя как человека в целом, оценочного эталона «идеального» педагога;

— иное содержание модальностей, отражающих сферу общения и характер эмоциональных отношений с педагогом: эти подростки гораздо чаще испытывают неудовлетворительное отношение к себе учителя, вследствие чего эмоциональный фон их общения оценивается как нейтральный или отрицательныйследствием недостаточности положительного опыта взаимодействия, его регламентированности является и меньшая дифференцированность восприятия качеств личности педагога, передающих содержание его внутреннего мира, его индивидуальное своеобразие;

— более выраженное, чем у учащихся специальной школы, влияние кризисных явлений на взаимоотношения с учителем. Возрастной кризис у этих учащихся имеет острую форму протекания, с увеличением отрицательных оценок личности учителя и повышенным уровнем конфликтности;

— качественное своеобразие учащихся классов КРО как субъектов общения с учителем, иной характер взаимодействия с ним, отражается:

— в меньшей активности, инициативности в общении с учителемотсутствии возрастающего стремления к равноправному взаимодействию с педагогом, усилении подчинительной позиции в общении к концу старшего подросткового возраста, что противоречит возрастному развитию общения в системе «учительученик «;

— в высоком уровне конфликтности отношений с педагогом, увеличивающемся с возрастом, доминировании установок на использование неадекватных способов разрешения конфликтов, в недостаточной эффективности взаимодействия, осложненной тенденцией к отрицанию трудностей, возникающих в ходе общения, неумении адекватно оценить его результаты;

— в более низком уровне эмпатии по отношению к учителю, отсутствии желания замечать его чувства и переживания;

— значительном снижении уровня удовлетворенности неформальными, теплыми, доверительными отношениями с любимым педагогомснижении удовлетворенности профессиональными качествами предпочитаемого учителя и особенностями его поведения и общения с воспитанниками.

Выявленные отличия позволяют утверждать, что обучение в специальной школе в меньшей, а в классах КРО в большей степени способствует усугублению дефекта психического развития старших подростков с ЗГТР в связи с особенностями их социально-перцептивной сферы и сферы взаимодействия с людьми из ближайшего окружения (с учителем).

4. Впервые обнаружены качественные отличия в восприятии учителя и построении отношений с ним у старших подростков с ИН. Они проявляются в следующем:

— восприятие учителя является менее полным, обобщенным и дифференцированным, чем у старших подростков с НПР и ЗПР. Основную часть содержания представлений об учителе составляют описания внешности, что более типично для нормально развивающихся младших школьников;

— низкая субъективная значимость нравственных качеств личности педагога, узость, недифференцированность и ситуативность этой сферы представлений у подростков с ГШ;

— специфическое развитие старших подростков с ИН как субъектов общения: усиление делового характера взаимодействия к концу старшего подросткового возраста, отсутствие стремления к равноправным, доверительным отношениям с педагогомвысокая конфликтность и склонность к неадекватным способам разрешения конфликтных ситуаций, меньшая осознанность, инициативность общения;

— недостаточная дифференцированность эмоционального отношения к педагогу, показателем чего является низкий уровень удовлетворенности отношениями с предпочитаемым учителем и неадекватно высокая оценка отношений с нелюбимым;

— атипичные проявления восприятия педагога и построения отношений с ним в зависимости от пола и успеваемости старших подростков с ИН.

5. С учетом выявленных общевозрастных и специфических особенностей общения старших подростков с ЗПР с учителем были определены возможные направления оптимизации их взаимодействия, которые ориентированы на использование педагогами и школьными психологами.

Результаты диссертационного исследования могут способствовать пересмотру системы обучения и воспитания детей с ЗПР старшего школьного возраста, а также послужить исходными данными для дальнейшей разработки проблемы в области специальной психологии и педагогики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками // Вопросы психологии.- 1988.-№ 2.-С.96−99.
  2. М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Екатеринбург, 1998.-17с.
  3. O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития.- Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999.- 356 с.
  4. P.O. Социально- перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. — Новосибирск, 1999.-408C.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие. М.: Просвещение, 1990. -240 с.
  6. Актуальные проблемы задержки психического развития /Под ред. К. С. Лебединской. -М.: Педагогика, 1982. 128 с.
  7. И. Стиль педагогического общения как фактор развития личности подростка: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Ростов н/Д, 1994.- 18 с.
  8. Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с ЗПР младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1992.- 16с.
  9. .Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды /Под ред. A.A. Бодалёва, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой: В 2-х т. М.: Педагогика. — Т.2. -1980.-С
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. //Избранные психологические труды /Под ред. A.A. Бодалёва, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой: В 2-х т. -М., 1980.-Т.1.-265 с.
  11. И.Андреев A.A. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке: Дис.. канд. психол. наук.-Л., 1984.-196с.
  12. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии //Вопросы психологии. 1979. — № 6. — С.8 — 15.
  13. З.Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции //Вопросы психологии.-1977.-№ 2.-С.З-14.
  14. Н.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. — 324 с.
  15. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.- М.: Просвещение, 1983.- 94с.
  16. М.Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. И. Учителя и ученики: два мира. М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
  17. М.Ю., Петровская JI.A. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания./ Под ред. А. А. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981.-С.42−55.
  18. И.В. Формирование педагогических способностей у будущих учителей // Теоретические и прикладные проблемы практической психологии: Тезисы докладов к краевой научно-практической конференции.-Краснодар, 1990.- С.13−14.
  19. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Наука, 1984. 105 с.
  20. Е.Ф., Корнева Т. В. О возможности узнавания эмоций по интонационным характеристикам речи // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун- та, 1978.-С.148−163.
  21. JI.C. формирование социально — перцептивных умений у студентов педагогических ВУЗов: Дис. канд.. психол. наук.- Минск, 1984.217 с.
  22. A.A. Поэтапное формирование межличностных отношений у подростков с ЗПР (на материале классов КРО): Дис. .канд. психол. наук.- Казань, 2002.- 222 с.
  23. H.JI. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с ЗПР: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1976.-24с.
  24. H.JI. Дифференциально- диагностическое значение изучения самосознания у детей с ЗПР// Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учеб. пособие для ст-тов факультетов психологии." СПб: Речь, 2003.- 432 е.- С.240 244.
  25. Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М.: Народное образование, 1994.-144с.
  26. Н.Д. Влияние стилей педагогического общения на функционирование мыслительных операций учащихся средней школы.: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ставрополь, 2000.-17 с.
  27. H.A., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. -Минск: БГУ им. В. И. Ленина, 1975. 160 с.
  28. Н. Учитель глазами учащихся // Народное образование, 1973 .-№ 10.-С.81 -82.
  29. В.П. Психологические аспекты взаимоотношений учителя и учащихся: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1970.- 21 с.
  30. A.A. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Личность и общение.-М.: Педагогика, 1983.-С.67−35.
  31. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199 с.
  32. A.A. К проблеме социальной перцепции // Экспериментальная и прикладная психология: Ученые записки ЛГУ им. А. А. Жданова.-1970.-Вып.5.- С.54−58.
  33. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  34. A.A. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1994.-№ 1 .-С. 122−127.
  35. A.A. О состоянии и задачах разработки проблемы психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981.-С.4−16.
  36. A.A. Общение и формирование личности // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1978.-С.З-12.
  37. A.A., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания.-4.1-Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1974.-С. 185−192.
  38. A.A., Криволап Л. И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим людям // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. — Л.: Изд-во ЛГУ им. А. И. Герцена, 1973.-С.16−17.
  39. A.A., Куницына В. Н., Панферов К. С. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Чел. и общество. Л., 1971. Вып. 9.
  40. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности./ Под ред. Д. И. Фельдштейна, — М.: Междунар. педагогич. академия, 1995.- 212 с.
  41. Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с ЗПР //Дефектология.- 1983.- № 3.- С. 9−16.
  42. В.Н. Мотивация учебной деятельности подростков с ЗПР: Дис. .канд. психол. наук.- М., 1999.- 148с.
  43. С.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Дис.канд. психол. наук — Л., 1987.- 268с.
  44. Н.М. Уровни развития нравственных убеждений у учащихся в/шк // Коррекционно воспитательная работа с учащимися в/шк. — Алма-Ата, 1991.-С.24−30.
  45. A.C., Ивончик Г. Ф. Осознание моральных качеств как фактор познания людьми друг друга.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. М., 1979.-С. 173−174.
  46. А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребёнка и школьника // Коррекционная работа во в/шк. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. И. Герцена, 1978.-С.З-7.
  47. В.В. Психология взаимных оценочных отношений учителей и учащихся старшего школьного возраста: Дис. .канд. психол. наук. Киев, 1980.- 184 с.
  48. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Просвещение, 1967.-186 с.
  49. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.В. В. Воронковой. М.: Школа — пресс, 1994. — 416 с.
  50. Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.432 с.
  51. Л.С. Собрание сочинений: в 6- ти т. Т.5. Основы дефектологии/ Под ред.Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  52. А.И. Роль межличностных отношений участников педагогического взаимодействия в его эффективности.- Нижневартовск: Изд-во пед. ин-та, 1995.- С.38−45.
  53. Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков// Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалёва.- М.: Педагогика, 1981.-С.122−138.
  54. П.Р. Понимание младшими подростками своих учителей: Дис. .канд. психол. наук.-Гродно, 1986.-192с.
  55. О.С. Особенности вербализации кинесических знаков под влиянием психологической установки у подростков с у о в условиях традиционного и специально направленного развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2002. 24 с.
  56. Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100−111.
  57. Р.И. Некоторые вопросы восприятия и оценки личности учителя учащимися вспомогательной школы // Изучение личности аномального ребёнка / Под ред. Ю. А. Кулагина, В. И. Лубовского, В. Г. Петровой, Т. В. Розановой.-М.: Педагогика, 1977.-С.32−33.
  58. Г. В. Психологические особенности подростков с явлениями психической неустойчивости и ЗПР: Дис. .канд. психол. наук.- М., 1986.233 с.
  59. Е.А. О самооценке педагога (По материалам зарубежных исследований) // Экспериментальная и прикладная психология. Вып.4: Изд-во ЛГУ, 1971 .-С.90−95.
  60. Е.В. Влияние Я-концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений «учитель- ученик » : Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Сочи, 2000.- 19 с.
  61. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для преподавателей.-Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та- М.: Совершенство, 1997.-171с.
  62. Г. Г. Восприятие и представление младшими школьниками учителя: Дис. канд. психол. наук.- Л., 1971.- 250 с.
  63. Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком//Вопросы психологии.- 1984.-№ 2.-С.100−106.
  64. Л.И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1971.- 14с.
  65. Н.Д. Педагог и воспитанники. М.: Педагогика, 1976.-80с.
  66. Дети с задержкой интеллектуального развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. -М.: Педагогика, 1984.-256с.
  67. Е.Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с ЗПР: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 2000.-22с.
  68. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987.-204с.
  69. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии.-1972.-№ 2 .-С .25−37.
  70. Г. В. Психология педагогического общения. Кировоград, 1992.- 115 с.
  71. A.A. К истории современной дефектологии // Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1959.- Вып.7.-С.3−16.
  72. Т.В. Особенности памяти и мышления у младших подростков, отстающих в развитии.- М.: Педагогика, 1973.- 149с.
  73. .А. О количественном анализе описания человека человеком// Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. — Л.: Изд-во ЛГУ им. А. И. Герцена, 1973, — С.56−57.
  74. .А. Об одном подходе к изучению социальной перцепции // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1977.- С. 12−20.
  75. И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Киев, 1967.-66с.
  76. A.A. Особенности установок учителя на разных этапах овладения мастерством // Психология учителя. М., 1989. — С. 17−18
  77. Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия //Вестник Моск. ун та. Сер. Психология, 1978. — № 1.- С. 13−18.
  78. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казанкиной, Н. Ф. Радионовой и др. М.: Педагогика, 1991,-136с.
  79. Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.-СПб.: Речь, 2003.-391 с.
  80. З.И. Проблема преодоления неуспевемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  81. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М: Просвещение, 1987.- 190 с.
  82. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990.-144с.
  83. Ю.Н. Как дети понимают взрослых. Мн.: Изд — во БГУ, 1981.-206 с.
  84. В.И. Типы общения учителя // Психология учителя. М., 1989.- С. 58−59.
  85. Качественно- количественный анализ документов (контент- анализ) //Методы социальной психологии/ Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова.-Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1977.- 175 с.-С. 43−60.
  86. A.B. Положение детей в системе общения в классном коллективе // Проблемы общения и воспитания.-Ч.2-Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1974.-С.8−16.
  87. .П. Понимание подростком поступка учителя// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалёва, В. Я. Ляудис. -М: Изд-во АПН СССР, 1980.- С. 138−141.
  88. .П. Представления педагогов о понимании их учащимися ПТУ: Дис. .канд. психол. наук. Минск, 1984.-197с.
  89. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979.-243с.
  90. Г. А. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации у человека // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1978.- С. 14−24.
  91. Ч.Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1995.-16с.
  92. Д.Г. Психологические особенности школьных отличников и троечников: от детства до взрослости: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 2000.-23с.
  93. В.И. Профессионально-значимые качества личности учителя и их самооценка //Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1978. — 128 с.
  94. Е.Б. Личность учителя и её влияние на самооценку учащихся // Новые иследования в психологии.-М.: Педагогика, 1986.-№ 1.-С.48−51.
  95. Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев: Рядянська школа, 1978. — 87 с.
  96. Я.Л. Психология детского коллектива. Минск: Народная асвета, 1984. — 234 с.
  97. Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974. — 250с.
  98. Я.Л., Оловникова Н. Г. Исследование взаимоотношений учителей и учащихся в социальной и педагогической психологии ГДР // Вопросы психологии.- 1982.- № 2.- С.86−91.
  99. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  100. М.Ю. Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждениях.: Автореф. дис.. .д-ра психол. наук. М., 1994.-81 с.
  101. Н.П. Особенности личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития.: Автореф. дис. .канд. психол. наук. H Новгород, 2002.-24с.
  102. C.B. Межличностное понимание и его роль в общении (на материале общеобразовательной школы): Дис. .д-ра психол. наук. — Дрогобыч, 1977.-434с.
  103. C.B. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания./ Под ред. А. А. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981.-С. 158−174.
  104. C.B. Учитель ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
  105. C.B., Рапопорт И. А., Токарская Т. С. О социально-психологической совместимости учителя и учащихся // Советская педагогика, 1975.-№ 7.-С.31−39.
  106. Ю.А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении : Автореф. дис. .канд. психол. наук.- СПб, 1998.-18с.
  107. ИЗ. Конева И. А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-Н Новгород, 2002.-26с.
  108. И.А. Нарушения развития и социальная ориентация.- М.: ПЕР СЭ, 2002.- 192 с.
  109. A.A., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии.- 1990.-№ 6.-С.62−69.
  110. М.Ю. Взаимоотношения учителей и учащихся в сфере общения // Проблемы общения и воспитания.-Ч.1-Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1974.-С.193−201.
  111. C.B., Мухаматулина Е. А. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.-М.: Генезис, 1997.-192с.
  112. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения.- JL: Изд-во ЛГУ, 1990.- 208с.
  113. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 254 с.
  114. В.А. Понимание и оценка школьниками некоторых моральных качеств// Вопросы психологии.-1956.-№ 2.-С.74−88.
  115. Н.В. Методы исследования педагогической деятельно-сти.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.-114с.
  116. Н.В. Оценка деятельности и личности учителя учащимися старших классов и руководителями школ // Человек и общество. Л.: ЛГУ им. А. И. Герцена, 1968.-С.206−213.
  117. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ им. A.A. Жданова, 1987. — 184 с.
  118. О.Г. Профессиональные особенности первого впечатления // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун- та, 1978.- С.118−135.
  119. И.Ю. Отношение к учению у детей с ЗПР: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 1989.-15с.
  120. Н.Л. Зависимость познания учителем учащихся от их половых различий.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. M., 1979.-С.140−141.
  121. В.Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками // Экспериментальная и прикладная психология.- JL: Изд-во ЛГУ.- Вып.5, 1973.-С.106−115.
  122. В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис.канд. психол. наук. — Л., 1968.-16с.
  123. В.Н. К вопросу о возрастных особенностях восприятия человека человеком // Чел. и общество. Л., 1973. Вып. 13. — С.21 — 28.
  124. В.А. Анализ процесса опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1977.-С.145−152.
  125. Х.Э. Факторы, влияющие на отношение учащихся к учителю: Дис. .канд. пед. наук. Тарту, 1982.-211с.
  126. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
  127. И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. -М.: Академия, 2000.
  128. . О понимании личности учителей школьниками 8−10 классов: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1979.-166с.
  129. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.-48с.
  130. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.365 с.
  131. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1986.- 192с.
  132. Личность школьника в системе коллективных отношений. М.: Педагогика, 1987. — 156 с.
  133. В.H. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками //Вопросы психологии.- 1986.-№ 1.-С.79−87.
  134. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Просвещение, 1984. — 445 с.
  135. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология.-1971.-№ 6.- С.15−19.
  136. Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показателя развития личности: Дис.. канд. психол. наук.- М., 1990.-123 с.
  137. C.B. Представления учителей разных уровней продуктивности о подростках: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Шуя, 2001.-22 с.
  138. Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника // Вопросы психологии.-1983.-№ 5.-С.42−47.
  139. Т.Н. Влияние взаимоотношений с учителями на самочувствие старшеклассников // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалёва, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во АПН СССР, 1980.- С.114−124.
  140. Т.Н. Учитель- ученик.- М.: Знание, 1977.-64с.
  141. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993.-192с.
  142. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля учителя // Вопросы психологии.- 1987.-№ 5.-С.40−48.
  143. Н.Ф. Стиль педагогического руководства и оптимальность сочетания воспитательных воздействий учителя // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред.
  144. A.А.Бодалёва, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во АПН СССР, 1980.- С. 131−137.
  145. Е.С. К вопросу об оценке качеств личности учащимися // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. М., 1979.-С.58−59.
  146. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии/ Под ред. Г. М. Андреевой,
  147. B.С.Агеева.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-104 с.
  148. Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта: Московский психолого- социологический ин-тут, 1998.-200с.
  149. Л.И. Взаимная симпатия между учеником и учителем как фактор взаимопонимания в учебной работе // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975 .-С.258−259.
  150. С.К. Восприятие и оценка учителями качеств личности учащихся// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. -М., 1979.-С. 145−146.
  151. H.H. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям: Автореф. канд. .психол. наук. М., 1995.-17с.
  152. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  153. М.К. Особенности отношений младшего школьника и учителя // Современные проблемы воспитания и развития личности:
  154. Теория и практика. Тезисы докладов. М.: Ин-тут развития личности РАО, 1997.-С.211−214.
  155. В.Н. Личность и неврозы. JL, 1960. — 315 с.
  156. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии // Социально — психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми /Тез. симп. JI., 1970. — С. 114−116.
  157. .И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. Методическое пособие.- Алма- Ата: Изд-во Казанского пед. ин-та, 1985.-70 с.
  158. .И. Некоторые особенности понимания умственно отсталыми школьниками эмоциональных состояний людей//Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовки аномальных детей. Тез.докл. -М., 1983.- 198 с.
  159. В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.- 128 с.
  160. Ф.М. История воспитания и обучения умственно отсталых детей.-М.: Учпедгиз, 1939.-163с.
  161. H.H. О трёхкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания./ Под ред. А. А. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981.-С.80−92.
  162. H.H. Психология межличностных отношений. -Л., 1985. -187 с.
  163. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика) /Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2000.-272с.
  164. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.-М.: Академия, 1995.- 336 с.
  165. А., Шувалова В., Шиняева О. Микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей // Народное образование.- № 7,8.1993.- С.27−36.
  166. Орн Ю. А. Познание людьми друг друга как условие и задача воспитания // Проблемы общения и воспитания. 4.1.-Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1974.-С.36−59.
  167. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/ Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965.- 343 с.
  168. Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с ЗПР: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1997.- 27 с.
  169. В.Н. Психологическая структура познания человека человеком // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1977.- С.21−28.
  170. В.Н., Стёпкин Ю. П. Социально- психологическая интерпретация личности по внешности // Экспериментальная и прикладная психология.- 1970.- Вып.2.- С.80−91.
  171. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А. И. Кочетова. — Минск: Народная асвета, 1987.-223с.
  172. Л.И., Подобед B.JI. Исследования прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей // Дефектология.-1982.-№ 6.-С. 11 -14.
  173. В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М.: Педагогика, 1977.
  174. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Изд-во «Академия», 2002.- 160 с.
  175. Е. А. Жесты в педагогическом процессе. М.: Моск. гор. пед. об-во, 1998.-222 с.
  176. Петровская J1.A. Компетентность в общении.- М.: Изд-во МГУ, 1989.-216с.
  177. Л.А. Обучение общению как форма социально- психологического воздействия на межличностное восприятие // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун- та, 1978.- С.22−29.
  178. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.-168с.
  179. Л.А., Соловьёва О. В. Обратная связь в межличностном общении // Вестник Московского ун-та,-1982.-№ 3.-С.9−18.
  180. Л.А., Спиваковская A.C. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии.-1983.-№ 2.-С.85−89.
  181. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. Пер. с англ.- Н. Новгород: Изд -во «Ай-Кью», 1992. — 262 с.
  182. М.П. Некоторые особенности понимания школьниками личности учителя // Тезисы Всесоюзного симпозиума. Л., 1970.-С.127−128.
  183. М.П. Понимание учащимися 12- 17 лет своей личности и понимание их другими людьми // Экспериментальная и прикладная психология.- 1970.- Вып.2.- С.91−96.
  184. М.П. К вопросу об оценке себя учащимися и оценке их воспитателями // Человек и общество. Л.: ЛГУ им. А. И. Герцена, 1968.-С.221−224.
  185. Н.Г. Некоторые особенности внимания у детей с ЗПР // Дефектология. 1975. — № 5. — С.34−42.
  186. Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология. — М.: Изд-во «Ин — т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-128с.
  187. Н.Г. К вопросу о взаимоотношении учителей и учащихся старших классов // Экспериментальная и прикладная психология.-Вып.4: Изд-во ЛГУ, 1971.-С. 100−105.
  188. Г. М. Динамика организованности внимания у детей с ЗПР и учащихся вспомогательной школы //Дефектология.- 1979.- № 4.- С. 1620.
  189. Г. С. Учитель в оценке учащимися // Вопросы изучения труда учителя. М., 1935.- С.105−135.
  190. А.О. Психические состояния школьников и учителей в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. -1990.- № 6.-с.68−74.
  191. A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.-48с.
  192. Психологический словарь / Под ред. Н. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981.-445с.
  193. Психология межличностного познания./ Под ред. А. А. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981.-224с.
  194. Психолого- педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-320 с.
  195. В.М. Понимание учителем личности учащихся: Дис. .канд. психол. наук. Дрогобыч, 1973. — 175 с.
  196. Т.Н. Восприятие личности учителя младшими школьниками: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1986.-200с.
  197. М.Г. Задержка психического развития у детей // Дефектология. 1977. — № 2. — С.3−12.
  198. Т.А. Проблемы межличностных отношений дошкольников и их изучение //Дошкольное воспитание. 1975. — № 10.
  199. Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие. Кн.2. — М.: Владос, 1998. — 447 с.
  200. Е.И. Психология общения.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.-336с.
  201. Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. — М: Владос, 1998.-496с.
  202. Г. Я. Взаимосвязь между самопознанием и познанием других людей.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. М, 1979.-С.28−29.
  203. K.M. Психология межличностного познания. Саранск: Изд. МГУ им. Н. П. Огарева, 1993.- 147 с.
  204. С.Я. Психология умственно отсталого школьника.-М.: Просвещение, 1986.- 192 с.
  205. A.A. Влияние взаимоотношений между мастером и учащимися на формирование коллектива учащихся группы ПТУ. М.: Высш. шк., 1968.-37с.
  206. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Учеб. пособие.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- 253 с.
  207. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога.- Н. Новгород: Изд- во ННГУ, 1994.- 164 с.
  208. В.В. Иноязычные способности: Учеб. пособие.-Н.Новгород: Изд- во НГЛУ, 2001.- 193 с.
  209. С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стиля педагогического общения: Дис.канд. психол. наук.-СПб, 1994.- 157с.
  210. З.Ф. Вербальные и невербальные компоненты в формировании образа лица человека: Автореф. дис. .канд психол. наук. Л., 1985.-16с.
  211. Л.Ф. Воспитание профессионально-гуманистической направленности личности будущего учителя- дефектолога: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1992.-17с.
  212. Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: ООО «Речь», 2002.- 350 с.
  213. Г. Е. Развитие коммуникативных умений педагогов // Школьные технологии.- 1997.- № 2.- С. 100−104.
  214. Т.В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и юношеском возрасте. Кишинев: Штиница, 1988. -63 с.
  215. М.А. Психосемантика представлений о другом человеке.: Автореф. дис. .канд. психол. наук, — СПб, 2001.-17 с.
  216. Э.Б. Психологические условия развития позитивного отношения педагогов с подростками: Дис.канд. психол. наук.- М., 1988.-168с.
  217. И.М. Психологические особенности «среднего» ученика: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1994.- 16 с.
  218. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во МГУ, 1992.-112с.
  219. .А. Лабораторный практикум по общей психоло-гии.Учебно- методическое пособие для ст-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. М. Гамезо.- М.: Просвещение, 1979.-156 с.
  220. Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с ЗПР: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1988.-162с.
  221. И.В. Очерки психологии педагогического такта. Саратов, 1961.-230 с.
  222. С.М. Опыт психологического исследования конфликтных взаимоотношений между учителем и подростками // Пути внедрения результатов социально — психологических яявлений в практику коммунистического воспитания. Минск, 1979. — С. 203- 205.
  223. В.А. Духовный мир школьника.- М.: Просвещение, 1961.-222с.
  224. Н.В., Капустин В. И. Особенности усвоения нравственных понятий и понимание оценки поступков человека учащимися в/шк // Исследование личности и познавательной деятельности учащихся в/шк/ Под ред. В. Г. Петровой.-М., 1980.-С.64−71.
  225. М.П. О понимании содержания основных качеств личности учащимися старших классов // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. И. Герцена, 1973.- С. 165 166.
  226. Е.Г. Восприятие человеческих отношений в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1977.-21с.
  227. Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматическим строем речи// Дефектология, — 1987.- № 5.- С. 1217.
  228. У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н. Новгород: НГПУ, 1994.- 230 с.
  229. У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и решения // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1998.- 216 с.-С. 9−20.
  230. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.-С.54−71.
  231. Н.Ф. Познание людьми друг друга в условиях совместной деятельности.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. М., 1979.-С.149−150.
  232. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Педагогика, 1987.187 с.
  233. Ю.Л. Психология общения в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1980.-208с.
  234. М.Ф. Психологические проблемы оценки труда педагога со стороны учащихся // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С.271 — 272.
  235. Е.В. Особенности социально перцептивных процессов у подростков с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — Шадринск, 2002. — 25 с.
  236. Т.Л. Межличностная обратная связь в педагогическом общении: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1996.-129с.
  237. Т.Ф. Исследование структуры профессиональных качеств студентов музыкально-педагогического факультета // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. -М., 1989.-С. 165−166
  238. И.А. Исследование взаимосвязи самоотношения учителя и педагогического взаимодействия в системе «учитель- ученик » : Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Самара, 2000.-20 с.
  239. В.Н., Чернокозов И. И. Этика учителя. Киев: Ря-дяньска школа, 1973. — 175 с.
  240. Т.К. Отношение учеников к учителю// Вопросы изучения учителя. М., 1935.- С. 79 — 96.
  241. О.Л. Влияние стиля педагогического общения на отношение младших школьников к учению: Дис. .канд. пед. наук.- М., 1994.-165с.
  242. К.Д. Экспрессивные движения как индикаторы эмоционального состояния человека // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1977.-С.69−78.
  243. Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Екатеринбург, 1999.-19с.
  244. С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии.-1991 .-№ 1 .-С.44−52.
  245. A.A. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащихся: Дис. .канд. пед. наук. М., 1994.-197с.
  246. И.Л. Школьная дезадаптация как фактор формирования личности умственно отсталого подростка-правонарушителя // Формирование личности аномального ребёнка. Минск, 1990.-С.57−60.
  247. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника / Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1979.-152с.
  248. А.И. О подготовке студентов будущих учителей и исследование педагогических явлений // Психология труда и личности учителя.-Л., 1977.-С. 124−131
  249. И.А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма // Дети с временными задержками развития /Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971.-С.25−31.
  250. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.-Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.-330 с.
  251. Т.И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях: Дис. .канд. психол. наук.- М., 2000.-190с.
  252. Burne D., Griffit W. Interpersonal attraction // Annual review of psychology, 1973, v. 3.
  253. Dowenport K. An investigation into pupil reiting of certain teaching practicer. Studies of higr education. Purdue University, January, 1944.
  254. Gofsels G, Jacson P. University of Chicago. The Teachers Personality and Characteristics // N.L. Gade /ed/ Handbook of Research on Teaching. Chicago, 1963.
  255. Hash R. Pupils Expectations of their teacher // Exploration in Classroom Olservation. London, New-York, Sydney, Toronto, 1976.
  256. Heider F. The psychology of interpersonal relations. N.-Y., 1958.
  257. Kuhn M.H. The empirical investigation of self-attitude // Americ. So-ciolog. Rev., 1954, v. 19.
  258. Tagiuri R. Person perception. Jn: Lindrey J. and Aroson E. (eds.) The Handbook of Social Psychology, 1969, v.3.
  259. Argile M. The Psychology of interpersonal behavior. London, 1975.
  260. United States Corncil for Exceptional Children. The saurus for exap-tional child education. Washington for the Handicapped, 1970.
  261. Triandis H.G. Interpersonal behavior. N.-Y., 1970.
  262. Schutz W.J. Expanding human awareness. N.-Y., 1967.225
Заполнить форму текущей работой