Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития
Психологическое изучение старших подростков с ЗПР обнаружило, что наряду с общевозрастными, у них имеют место и специфические особенности восприятия учителя и построения отношений с ним в ходе общения, обусловленные как структурой дефекта, так и влиянием школьной микросреды. Общим для всех подростков с ЗПР является снижение темпа их социальноперцептивного развития, проявляющееся в недостаточности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние проблемы восприятия учителя подростками с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися и интеллектуально недостаточными сверстниками в психологических исследованиях
- 1. 1. Проблема восприятия и понимания человека человеком в психологической литературе
- 1. 2. Особенности восприятия учителя старшими подростками в исследованиях по возрастной и педагогической психологии
- 1. 3. Особенности восприятия учителя старшими подростками с ЗПР по результатам исследований в специальной психологии
- 1. 4. Постановка проблемы исследования. Гипотезы, задачи и методы исследования
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей восприятия учителя и формирования эмоционального отношения к нему у старших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися и интеллектуально недостаточными сверстниками.
2.1. Программа экспериментального исследования и её обоснование.
2.2. Особенности структуры и полноты образа учителя у старших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися и интеллектуально недостаточными сверстниками по результатам методики свободных словесных описаний.
2.3 Особенности общения старших подростков с учителем по результатам методики «Незаконченные предложения».
2.4 Особенности восприятия учителя старшими подростками в зависимости от эмоционального отношения к нему по результатам опросника «TC-I», анкетирования и Шкалы личностных качеств учителя.
Глава 3. Сравнительный анализ особенностей восприятия учителя и построения отношений с ним у старших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях.
3.1 Возрастные и специфические особенности восприятия учителя и построения отношений с ним у старших подростков с ЗПР, находящихся в разных условиях обучения.
3.2 Особенности восприятия учителя подростками с ЗПР в зависимости от их пола и успеваемости.
3.3 Возможные направления оптимизации восприятия учителя и построения отношений с ним у старших подростков с
Список литературы
- Абрамова Г. С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками // Вопросы психологии.- 1988.-№ 2.-С.96−99.
- Агавелян М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Екатеринбург, 1998.-17с.
- Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития.- Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999.- 356 с.
- Агавелян P.O. Социально- перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. — Новосибирск, 1999.-408C.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М.: Просвещение, 1990. -240 с.
- Актуальные проблемы задержки психического развития /Под ред. К. С. Лебединской. -М.: Педагогика, 1982. 128 с.
- Альаджи И. Стиль педагогического общения как фактор развития личности подростка: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Ростов н/Д, 1994.- 18 с.
- Альрахааль Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с ЗПР младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1992.- 16с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды /Под ред. A.A. Бодалёва, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой: В 2-х т. М.: Педагогика. — Т.2. -1980.-С
- Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. //Избранные психологические труды /Под ред. A.A. Бодалёва, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой: В 2-х т. -М., 1980.-Т.1.-265 с.
- И.Андреев A.A. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке: Дис.. канд. психол. наук.-Л., 1984.-196с.
- Андреева Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии //Вопросы психологии. 1979. — № 6. — С.8 — 15.
- З.Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции //Вопросы психологии.-1977.-№ 2.-С.З-14.
- Н.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. — 324 с.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.- М.: Просвещение, 1983.- 94с.
- Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. И. Учителя и ученики: два мира. М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
- Арутюнян М.Ю., Петровская JI.A. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания./ Под ред. А. А. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981.-С.42−55.
- Арцимович И.В. Формирование педагогических способностей у будущих учителей // Теоретические и прикладные проблемы практической психологии: Тезисы докладов к краевой научно-практической конференции.-Краснодар, 1990.- С.13−14.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Наука, 1984. 105 с.
- Бажин Е.Ф., Корнева Т. В. О возможности узнавания эмоций по интонационным характеристикам речи // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун- та, 1978.-С.148−163.
- Базилевская JI.C. формирование социально — перцептивных умений у студентов педагогических ВУЗов: Дис. канд.. психол. наук.- Минск, 1984.217 с.
- Байбародских A.A. Поэтапное формирование межличностных отношений у подростков с ЗПР (на материале классов КРО): Дис. .канд. психол. наук.- Казань, 2002.- 222 с.
- Белопольская H.JI. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с ЗПР: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1976.-24с.
- Белопольская H.JI. Дифференциально- диагностическое значение изучения самосознания у детей с ЗПР// Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учеб. пособие для ст-тов факультетов психологии." СПб: Речь, 2003.- 432 е.- С.240 244.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М.: Народное образование, 1994.-144с.
- Бережнова Н.Д. Влияние стилей педагогического общения на функционирование мыслительных операций учащихся средней школы.: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ставрополь, 2000.-17 с.
- Березовин H.A., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. -Минск: БГУ им. В. И. Ленина, 1975. 160 с.
- Биктимиров Н. Учитель глазами учащихся // Народное образование, 1973 .-№ 10.-С.81 -82.
- Битуев В.П. Психологические аспекты взаимоотношений учителя и учащихся: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1970.- 21 с.
- Бодалёв A.A. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Личность и общение.-М.: Педагогика, 1983.-С.67−35.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199 с.
- Бодалёв A.A. К проблеме социальной перцепции // Экспериментальная и прикладная психология: Ученые записки ЛГУ им. А. А. Жданова.-1970.-Вып.5.- С.54−58.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Бодалёв A.A. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1994.-№ 1 .-С. 122−127.
- Бодалёв A.A. О состоянии и задачах разработки проблемы психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981.-С.4−16.
- Бодалёв A.A. Общение и формирование личности // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1978.-С.З-12.
- Бодалёв A.A., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания.-4.1-Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1974.-С. 185−192.
- Бодалёв A.A., Криволап Л. И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим людям // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. — Л.: Изд-во ЛГУ им. А. И. Герцена, 1973.-С.16−17.
- Бодалев A.A., Куницына В. Н., Панферов К. С. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Чел. и общество. Л., 1971. Вып. 9.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности./ Под ред. Д. И. Фельдштейна, — М.: Междунар. педагогич. академия, 1995.- 212 с.
- Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с ЗПР //Дефектология.- 1983.- № 3.- С. 9−16.
- Брайтфельд В.Н. Мотивация учебной деятельности подростков с ЗПР: Дис. .канд. психол. наук.- М., 1999.- 148с.
- Братченко С.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Дис.канд. психол. наук — Л., 1987.- 268с.
- Буфетов Н.М. Уровни развития нравственных убеждений у учащихся в/шк // Коррекционно воспитательная работа с учащимися в/шк. — Алма-Ата, 1991.-С.24−30.
- Васильева A.C., Ивончик Г. Ф. Осознание моральных качеств как фактор познания людьми друг друга.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. М., 1979.-С. 173−174.
- Виноградова А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребёнка и школьника // Коррекционная работа во в/шк. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. И. Герцена, 1978.-С.З-7.
- Власенко В.В. Психология взаимных оценочных отношений учителей и учащихся старшего школьного возраста: Дис. .канд. психол. наук. Киев, 1980.- 184 с.
- Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Просвещение, 1967.-186 с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.В. В. Воронковой. М.: Школа — пресс, 1994. — 416 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.432 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6- ти т. Т.5. Основы дефектологии/ Под ред.Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Выражемская А.И. Роль межличностных отношений участников педагогического взаимодействия в его эффективности.- Нижневартовск: Изд-во пед. ин-та, 1995.- С.38−45.
- Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков// Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалёва.- М.: Педагогика, 1981.-С.122−138.
- Галузо П.Р. Понимание младшими подростками своих учителей: Дис. .канд. психол. наук.-Гродно, 1986.-192с.
- Гольдфарб О.С. Особенности вербализации кинесических знаков под влиянием психологической установки у подростков с у о в условиях традиционного и специально направленного развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2002. 24 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100−111.
- Горожанкина Р.И. Некоторые вопросы восприятия и оценки личности учителя учащимися вспомогательной школы // Изучение личности аномального ребёнка / Под ред. Ю. А. Кулагина, В. И. Лубовского, В. Г. Петровой, Т. В. Розановой.-М.: Педагогика, 1977.-С.32−33.
- Грибанова Г. В. Психологические особенности подростков с явлениями психической неустойчивости и ЗПР: Дис. .канд. психол. наук.- М., 1986.233 с.
- Григорьева Е.А. О самооценке педагога (По материалам зарубежных исследований) // Экспериментальная и прикладная психология. Вып.4: Изд-во ЛГУ, 1971 .-С.90−95.
- Григорьева Е.В. Влияние Я-концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений «учитель- ученик » : Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Сочи, 2000.- 19 с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для преподавателей.-Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та- М.: Совершенство, 1997.-171с.
- Гусева Г. Г. Восприятие и представление младшими школьниками учителя: Дис. канд. психол. наук.- Л., 1971.- 250 с.
- Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком//Вопросы психологии.- 1984.-№ 2.-С.100−106.
- Даргивичене Л.И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1971.- 14с.
- Дёмина Н.Д. Педагог и воспитанники. М.: Педагогика, 1976.-80с.
- Дети с задержкой интеллектуального развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. -М.: Педагогика, 1984.-256с.
- Дзугкоева Е.Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с ЗПР: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 2000.-22с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987.-204с.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии.-1972.-№ 2 .-С .25−37.
- Дьяконов Г. В. Психология педагогического общения. Кировоград, 1992.- 115 с.
- Дьячков A.A. К истории современной дефектологии // Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1959.- Вып.7.-С.3−16.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления у младших подростков, отстающих в развитии.- М.: Педагогика, 1973.- 149с.
- Еремеев Б.А. О количественном анализе описания человека человеком// Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. — Л.: Изд-во ЛГУ им. А. И. Герцена, 1973, — С.56−57.
- Еремеев Б.А. Об одном подходе к изучению социальной перцепции // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1977.- С. 12−20.
- Ерёменко И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Киев, 1967.-66с.
- Ерошенко A.A. Особенности установок учителя на разных этапах овладения мастерством // Психология учителя. М., 1989. — С. 17−18
- Жуков Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия //Вестник Моск. ун та. Сер. Психология, 1978. — № 1.- С. 13−18.
- Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казанкиной, Н. Ф. Радионовой и др. М.: Педагогика, 1991,-136с.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.-СПб.: Речь, 2003.-391 с.
- Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспевемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М: Просвещение, 1987.- 190 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990.-144с.
- Карандышев Ю.Н. Как дети понимают взрослых. Мн.: Изд — во БГУ, 1981.-206 с.
- Карикаш В.И. Типы общения учителя // Психология учителя. М., 1989.- С. 58−59.
- Качественно- количественный анализ документов (контент- анализ) //Методы социальной психологии/ Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова.-Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1977.- 175 с.-С. 43−60.
- Киричук A.B. Положение детей в системе общения в классном коллективе // Проблемы общения и воспитания.-Ч.2-Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1974.-С.8−16.
- Ковалёв Б.П. Понимание подростком поступка учителя// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалёва, В. Я. Ляудис. -М: Изд-во АПН СССР, 1980.- С. 138−141.
- Ковалёв Б.П. Представления педагогов о понимании их учащимися ПТУ: Дис. .канд. психол. наук. Минск, 1984.-197с.
- Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979.-243с.
- Ковалёв Г. А. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации у человека // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1978.- С. 14−24.
- Кожалиева Ч.Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1995.-16с.
- Козин Д.Г. Психологические особенности школьных отличников и троечников: от детства до взрослости: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 2000.-23с.
- Кознев В.И. Профессионально-значимые качества личности учителя и их самооценка //Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1978. — 128 с.
- Колмогорцева Е.Б. Личность учителя и её влияние на самооценку учащихся // Новые иследования в психологии.-М.: Педагогика, 1986.-№ 1.-С.48−51.
- Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев: Рядянська школа, 1978. — 87 с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск: Народная асвета, 1984. — 234 с.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974. — 250с.
- Коломинский Я.Л., Оловникова Н. Г. Исследование взаимоотношений учителей и учащихся в социальной и педагогической психологии ГДР // Вопросы психологии.- 1982.- № 2.- С.86−91.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
- Кондратьев М.Ю. Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждениях.: Автореф. дис.. .д-ра психол. наук. М., 1994.-81 с.
- Кондратьева Н.П. Особенности личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития.: Автореф. дис. .канд. психол. наук. H Новгород, 2002.-24с.
- Кондратьева C.B. Межличностное понимание и его роль в общении (на материале общеобразовательной школы): Дис. .д-ра психол. наук. — Дрогобыч, 1977.-434с.
- Кондратьева C.B. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания./ Под ред. А. А. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981.-С. 158−174.
- Кондратьева C.B. Учитель ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
- Кондратьева C.B., Рапопорт И. А., Токарская Т. С. О социально-психологической совместимости учителя и учащихся // Советская педагогика, 1975.-№ 7.-С.31−39.
- Конев Ю.А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении : Автореф. дис. .канд. психол. наук.- СПб, 1998.-18с.
- ИЗ. Конева И. А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-Н Новгород, 2002.-26с.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная ориентация.- М.: ПЕР СЭ, 2002.- 192 с.
- Коротаев A.A., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии.- 1990.-№ 6.-С.62−69.
- Красовицкий М.Ю. Взаимоотношения учителей и учащихся в сфере общения // Проблемы общения и воспитания.-Ч.1-Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1974.-С.193−201.
- Кривцова C.B., Мухаматулина Е. А. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.-М.: Генезис, 1997.-192с.
- Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения.- JL: Изд-во ЛГУ, 1990.- 208с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 254 с.
- Крутецкий В.А. Понимание и оценка школьниками некоторых моральных качеств// Вопросы психологии.-1956.-№ 2.-С.74−88.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельно-сти.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.-114с.
- Кузьмина Н.В. Оценка деятельности и личности учителя учащимися старших классов и руководителями школ // Человек и общество. Л.: ЛГУ им. А. И. Герцена, 1968.-С.206−213.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ им. A.A. Жданова, 1987. — 184 с.
- Кукосян О.Г. Профессиональные особенности первого впечатления // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун- та, 1978.- С.118−135.
- Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с ЗПР: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 1989.-15с.
- Кулешова Н.Л. Зависимость познания учителем учащихся от их половых различий.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. M., 1979.-С.140−141.
- Куницина В.Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками // Экспериментальная и прикладная психология.- JL: Изд-во ЛГУ.- Вып.5, 1973.-С.106−115.
- Куницина В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис.канд. психол. наук. — Л., 1968.-16с.
- Куницина В.Н. К вопросу о возрастных особенностях восприятия человека человеком // Чел. и общество. Л., 1973. Вып. 13. — С.21 — 28.
- Лабунская В.А. Анализ процесса опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1977.-С.145−152.
- Лахт Х.Э. Факторы, влияющие на отношение учащихся к учителю: Дис. .канд. пед. наук. Тарту, 1982.-211с.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. -М.: Академия, 2000.
- Лендел Ж. О понимании личности учителей школьниками 8−10 классов: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1979.-166с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.-48с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.365 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1986.- 192с.
- Личность школьника в системе коллективных отношений. М.: Педагогика, 1987. — 156 с.
- Лозовцева В.H. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками //Вопросы психологии.- 1986.-№ 1.-С.79−87.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Просвещение, 1984. — 445 с.
- Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология.-1971.-№ 6.- С.15−19.
- Лубовский Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показателя развития личности: Дис.. канд. психол. наук.- М., 1990.-123 с.
- Львова C.B. Представления учителей разных уровней продуктивности о подростках: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Шуя, 2001.-22 с.
- Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника // Вопросы психологии.-1983.-№ 5.-С.42−47.
- Мальковская Т.Н. Влияние взаимоотношений с учителями на самочувствие старшеклассников // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалёва, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во АПН СССР, 1980.- С.114−124.
- Мальковская Т.Н. Учитель- ученик.- М.: Знание, 1977.-64с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993.-192с.
- Маркова А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля учителя // Вопросы психологии.- 1987.-№ 5.-С.40−48.
- Маслова Н.Ф. Стиль педагогического руководства и оптимальность сочетания воспитательных воздействий учителя // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред.
- A.А.Бодалёва, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во АПН СССР, 1980.- С. 131−137.
- Махлах Е.С. К вопросу об оценке качеств личности учащимися // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. М., 1979.-С.58−59.
- Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии/ Под ред. Г. М. Андреевой,
- B.С.Агеева.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-104 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта: Московский психолого- социологический ин-тут, 1998.-200с.
- Мнацаканян Л.И. Взаимная симпатия между учеником и учителем как фактор взаимопонимания в учебной работе // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975 .-С.258−259.
- Морозов С.К. Восприятие и оценка учителями качеств личности учащихся// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. -М., 1979.-С. 145−146.
- Морозова H.H. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям: Автореф. канд. .психол. наук. М., 1995.-17с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Муртузалиева М.К. Особенности отношений младшего школьника и учителя // Современные проблемы воспитания и развития личности:
- Теория и практика. Тезисы докладов. М.: Ин-тут развития личности РАО, 1997.-С.211−214.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. JL, 1960. — 315 с.
- Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии // Социально — психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми /Тез. симп. JI., 1970. — С. 114−116.
- Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. Методическое пособие.- Алма- Ата: Изд-во Казанского пед. ин-та, 1985.-70 с.
- Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности понимания умственно отсталыми школьниками эмоциональных состояний людей//Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовки аномальных детей. Тез.докл. -М., 1983.- 198 с.
- Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.- 128 с.
- Новик Ф.М. История воспитания и обучения умственно отсталых детей.-М.: Учпедгиз, 1939.-163с.
- Обозов H.H. О трёхкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания./ Под ред. А. А. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981.-С.80−92.
- Обозов H.H. Психология межличностных отношений. -Л., 1985. -187 с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика) /Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2000.-272с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.-М.: Академия, 1995.- 336 с.
- Овсянников А., Шувалова В., Шиняева О. Микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей // Народное образование.- № 7,8.1993.- С.27−36.
- Орн Ю. А. Познание людьми друг друга как условие и задача воспитания // Проблемы общения и воспитания. 4.1.-Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1974.-С.36−59.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/ Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965.- 343 с.
- Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с ЗПР: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1997.- 27 с.
- Панфёров В.Н. Психологическая структура познания человека человеком // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1977.- С.21−28.
- Панфёров В.Н., Стёпкин Ю. П. Социально- психологическая интерпретация личности по внешности // Экспериментальная и прикладная психология.- 1970.- Вып.2.- С.80−91.
- Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А. И. Кочетова. — Минск: Народная асвета, 1987.-223с.
- Переслени Л.И., Подобед B.JI. Исследования прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей // Дефектология.-1982.-№ 6.-С. 11 -14.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М.: Педагогика, 1977.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Изд-во «Академия», 2002.- 160 с.
- Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе. М.: Моск. гор. пед. об-во, 1998.-222 с.
- Петровская J1.A. Компетентность в общении.- М.: Изд-во МГУ, 1989.-216с.
- Петровская Л.А. Обучение общению как форма социально- психологического воздействия на межличностное восприятие // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун- та, 1978.- С.22−29.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.-168с.
- Петровская Л.А., Соловьёва О. В. Обратная связь в межличностном общении // Вестник Московского ун-та,-1982.-№ 3.-С.9−18.
- Петровская Л.А., Спиваковская A.C. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии.-1983.-№ 2.-С.85−89.
- Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. Пер. с англ.- Н. Новгород: Изд -во «Ай-Кью», 1992. — 262 с.
- Пикельникова М.П. Некоторые особенности понимания школьниками личности учителя // Тезисы Всесоюзного симпозиума. Л., 1970.-С.127−128.
- Пикельникова М.П. Понимание учащимися 12- 17 лет своей личности и понимание их другими людьми // Экспериментальная и прикладная психология.- 1970.- Вып.2.- С.91−96.
- Пикельникова М.П. К вопросу об оценке себя учащимися и оценке их воспитателями // Человек и общество. Л.: ЛГУ им. А. И. Герцена, 1968.-С.221−224.
- Поддубная Н.Г. Некоторые особенности внимания у детей с ЗПР // Дефектология. 1975. — № 5. — С.34−42.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология. — М.: Изд-во «Ин — т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-128с.
- Полехина Н.Г. К вопросу о взаимоотношении учителей и учащихся старших классов // Экспериментальная и прикладная психология.-Вып.4: Изд-во ЛГУ, 1971.-С. 100−105.
- Понарядова Г. М. Динамика организованности внимания у детей с ЗПР и учащихся вспомогательной школы //Дефектология.- 1979.- № 4.- С. 1620.
- Прозоров Г. С. Учитель в оценке учащимися // Вопросы изучения труда учителя. М., 1935.- С.105−135.
- Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителей в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. -1990.- № 6.-с.68−74.
- Прутченков A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.-48с.
- Психологический словарь / Под ред. Н. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981.-445с.
- Психология межличностного познания./ Под ред. А. А. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981.-224с.
- Психолого- педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-320 с.
- Раздобудько В.М. Понимание учителем личности учащихся: Дис. .канд. психол. наук. Дрогобыч, 1973. — 175 с.
- Разуваева Т.Н. Восприятие личности учителя младшими школьниками: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1986.-200с.
- Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей // Дефектология. 1977. — № 2. — С.3−12.
- Репина Т.А. Проблемы межличностных отношений дошкольников и их изучение //Дошкольное воспитание. 1975. — № 10.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие. Кн.2. — М.: Владос, 1998. — 447 с.
- Рогов Е.И. Психология общения.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.-336с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. — М: Владос, 1998.-496с.
- Розен Г. Я. Взаимосвязь между самопознанием и познанием других людей.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. М, 1979.-С.28−29.
- Романов K.M. Психология межличностного познания. Саранск: Изд. МГУ им. Н. П. Огарева, 1993.- 147 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.-М.: Просвещение, 1986.- 192 с.
- Русалинова A.A. Влияние взаимоотношений между мастером и учащимися на формирование коллектива учащихся группы ПТУ. М.: Высш. шк., 1968.-37с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Учеб. пособие.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- 253 с.
- Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога.- Н. Новгород: Изд- во ННГУ, 1994.- 164 с.
- Рыжов В.В. Иноязычные способности: Учеб. пособие.-Н.Новгород: Изд- во НГЛУ, 2001.- 193 с.
- Рябченко С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стиля педагогического общения: Дис.канд. психол. наук.-СПб, 1994.- 157с.
- Семёнова З.Ф. Вербальные и невербальные компоненты в формировании образа лица человека: Автореф. дис. .канд психол. наук. Л., 1985.-16с.
- Сербина Л.Ф. Воспитание профессионально-гуманистической направленности личности будущего учителя- дефектолога: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1992.-17с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: ООО «Речь», 2002.- 350 с.
- Смирнова Г. Е. Развитие коммуникативных умений педагогов // Школьные технологии.- 1997.- № 2.- С. 100−104.
- Снегирева Т.В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и юношеском возрасте. Кишинев: Штиница, 1988. -63 с.
- Соболева М.А. Психосемантика представлений о другом человеке.: Автореф. дис. .канд. психол. наук, — СПб, 2001.-17 с.
- Соковикова Э.Б. Психологические условия развития позитивного отношения педагогов с подростками: Дис.канд. психол. наук.- М., 1988.-168с.
- Соколова И.М. Психологические особенности «среднего» ученика: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1994.- 16 с.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во МГУ, 1992.-112с.
- Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психоло-гии.Учебно- методическое пособие для ст-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. М. Гамезо.- М.: Просвещение, 1979.-156 с.
- Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с ЗПР: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1988.-162с.
- Страхов И.В. Очерки психологии педагогического такта. Саратов, 1961.-230 с.
- Сулейменова С.М. Опыт психологического исследования конфликтных взаимоотношений между учителем и подростками // Пути внедрения результатов социально — психологических яявлений в практику коммунистического воспитания. Минск, 1979. — С. 203- 205.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника.- М.: Просвещение, 1961.-222с.
- Тарасенко Н.В., Капустин В. И. Особенности усвоения нравственных понятий и понимание оценки поступков человека учащимися в/шк // Исследование личности и познавательной деятельности учащихся в/шк/ Под ред. В. Г. Петровой.-М., 1980.-С.64−71.
- Тихонова М.П. О понимании содержания основных качеств личности учащимися старших классов // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. И. Герцена, 1973.- С. 165 166.
- Товбаз Е.Г. Восприятие человеческих отношений в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1977.-21с.
- Тригер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматическим строем речи// Дефектология, — 1987.- № 5.- С. 1217.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н. Новгород: НГПУ, 1994.- 230 с.
- Ульенкова У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и решения // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1998.- 216 с.-С. 9−20.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.-С.54−71.
- Федотова Н.Ф. Познание людьми друг друга в условиях совместной деятельности.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов 11 Всесоюзной конференции в г. Краснодаре. М., 1979.-С.149−150.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Педагогика, 1987.187 с.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1980.-208с.
- Хижуховская М.Ф. Психологические проблемы оценки труда педагога со стороны учащихся // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С.271 — 272.
- Хлыстова Е.В. Особенности социально перцептивных процессов у подростков с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — Шадринск, 2002. — 25 с.
- Худякова Т.Л. Межличностная обратная связь в педагогическом общении: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1996.-129с.
- Цыгульская Т.Ф. Исследование структуры профессиональных качеств студентов музыкально-педагогического факультета // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. -М., 1989.-С. 165−166
- Чайковская И.А. Исследование взаимосвязи самоотношения учителя и педагогического взаимодействия в системе «учитель- ученик » : Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Самара, 2000.-20 с.
- Чернокозова В.Н., Чернокозов И. И. Этика учителя. Киев: Ря-дяньска школа, 1973. — 175 с.
- Чугуев Т.К. Отношение учеников к учителю// Вопросы изучения учителя. М., 1935.- С. 79 — 96.
- Шабалина О.Л. Влияние стиля педагогического общения на отношение младших школьников к учению: Дис. .канд. пед. наук.- М., 1994.-165с.
- Шафранская К.Д. Экспрессивные движения как индикаторы эмоционального состояния человека // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания.- Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1977.-С.69−78.
- Шевченко Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Екатеринбург, 1999.-19с.
- Шейн С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии.-1991 .-№ 1 .-С.44−52.
- Шибаева A.A. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащихся: Дис. .канд. пед. наук. М., 1994.-197с.
- Шинкарёв И.Л. Школьная дезадаптация как фактор формирования личности умственно отсталого подростка-правонарушителя // Формирование личности аномального ребёнка. Минск, 1990.-С.57−60.
- Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника / Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1979.-152с.
- Щербаков А.И. О подготовке студентов будущих учителей и исследование педагогических явлений // Психология труда и личности учителя.-Л., 1977.-С. 124−131
- Юркова И.А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма // Дети с временными задержками развития /Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971.-С.25−31.
- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.-Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.-330 с.
- Янданова Т.И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях: Дис. .канд. психол. наук.- М., 2000.-190с.
- Burne D., Griffit W. Interpersonal attraction // Annual review of psychology, 1973, v. 3.
- Dowenport K. An investigation into pupil reiting of certain teaching practicer. Studies of higr education. Purdue University, January, 1944.
- Gofsels G, Jacson P. University of Chicago. The Teachers Personality and Characteristics // N.L. Gade /ed/ Handbook of Research on Teaching. Chicago, 1963.
- Hash R. Pupils Expectations of their teacher // Exploration in Classroom Olservation. London, New-York, Sydney, Toronto, 1976.
- Heider F. The psychology of interpersonal relations. N.-Y., 1958.
- Kuhn M.H. The empirical investigation of self-attitude // Americ. So-ciolog. Rev., 1954, v. 19.
- Tagiuri R. Person perception. Jn: Lindrey J. and Aroson E. (eds.) The Handbook of Social Psychology, 1969, v.3.
- Argile M. The Psychology of interpersonal behavior. London, 1975.
- United States Corncil for Exceptional Children. The saurus for exap-tional child education. Washington for the Handicapped, 1970.
- Triandis H.G. Interpersonal behavior. N.-Y., 1970.
- Schutz W.J. Expanding human awareness. N.-Y., 1967.225