Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из распространенных агрессивных форм проявлений социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте является вербальная агрессия. Вербальная агрессия — форма агрессивного поведения, имеющая специфическое содержание насильственного характера по отношению к другому человеку или группе (угрозы, проклятия, ругань и т. д.) и часто выражающаяся особым экспрессивным образом (ссора… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ литературы и постановка проблемы исследования
    • 1. 1. Теоретические основы изучения агрессии и агрессивности человека
    • 1. 2. Проблема агрессивного поведения в подростковом возрасте
    • 1. 3. Вербальная агрессия как проявление социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте
  • Резюме
  • Глава 2. Стратегия постановки эксперимента и методы исследования
    • 2. 1. Принципы исследования вербальной агрессии как показателя социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте
    • 2. 2. Этапы проведения экспериментального исследования
    • 2. 3. Методы изучения вербальной агрессии в подростковом возрасте
      • 2. 3. 1. Общие подходы к изучению вербальной агрессии в подростковом возрасте
      • 2. 3. 2. Использование опросника А. Басса — А. Дарки
      • 2. 3. 3. Применение шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (адаптированной Ю.Л. Ханиным)
      • 2. 3. 4. Использование методики исследования самооценки Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн (в модификации A.M. Прихожан)
      • 2. 3. 5. Конструирование шкалы выраженности показателей вербальной агрессии в подростковом возрасте
    • 2. 4. Методы изучения социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте
      • 2. 4. 1. Общие подходы к изучению социально-психологическом дезадаптации в подростковом возрасте
      • 2. 4. 2. Конструирование шкалы выраженности показателем социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте
  • Резюме ,
  • Глава 3. Экспериментальное исследование психологических особенностей вербальной агрессии в подростковом возрасте
    • 3. 1. Анализ особенностей вербальной агрессии среди других форм агрессивного поведения в подростковом возрасте
    • 3. 2. Сравнительный анализ выраженности вербальной агрессии по опроснику А. Басса — А. Дарки и по шкале выраженности показателей вербальной агрессии в подростковом возрасте
    • 3. 3. Анализ выраженности различных проявлений вербальной агрессии у подростков
    • 3. 4. Анализ личностных детерминант вербальной агрессии в подростковом возрасте
    • 3. 5. Изучение взаимосвязи вербальной агрессии и социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте
  • Выводы

Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние общественной жизни в России характеризуется сложным материально-экономическим положением, социальной напряженностью, многочисленными конфликтами, актами терроризма и другими негативными явлениями. Подростки — зеркало перемен, происходящих в обществе и микросоциальной среде. Неудивительно, что в настоящее время возрастает количество подростков, склонных к агрессии, которая является фактором риска противоправного поведения. В связи с этим изучение механизмов проявления различных форм агрессивного поведения в подростковом возрасте является актуальной и насущной проблемой современной психологической науки.

Изучению феномена агрессии посвящено значительное число зарубежных и отечественных исследований, разрабатываемых в рамках разных школ и направлений (9, 55, 56, 57, 81, 82, 94, 104, 117, 118, 125, 146, 148, 149, 161). Предметом исследования становились различия в понимании агрессии (9, 24, 88, 122, 129, 162), причины формирования агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков (9, 16, 45, 82, 107, 117), формы агрессивного поведения (81, 129, 149, 161, 172), а также способы его профилактики и коррекции (67, 95, 121, 129).

Вербальная агрессия занимает особое место среди других форм агрессивного поведения подростков. Это одна из актуальных проблем, с которой часто сталкиваются практические психологи. Однако анализ психолого-педагогической литературы показал, что в основном в исследованиях отсутствует анализ механизмов различных форм агрессивного поведения. Работ, посвященных вербальной агрессии, крайне мало (16, 129, 161). Недостаточно исследований, которые посвящены специфике проявления вербальной агрессии у подростков разного возраста и пола, отсутствуют исследования психологических особенностей вербальной агрессии у подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различных типов. Вербальная агрессия часто выступает как неблагоприятный механизм адаптации при неудовлетворении значимых социальных потребностей (99, 121) — основными причинами ее в подростковом возрасте могут выступать нарушение образа Я и самооценки (51, 60, 110), отгороженность от других людей (2, 149), отрицательные переживания (18, 24, 83). В связи с этим необходимо отметить недостаток исследований, раскрывающих взаимосвязь вербальной агрессии, личностных особенностей подростка и социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте.

Таким образом, изучение вербальной агрессии у подростков — одна из актуальных проблем психологии подросткового возраста и психологической практики.

Объектом исследования является вербальная агрессия в подростковом возрасте.

Предмет исследования — специфика вербальной агрессии и ее взаимосвязь с личностными особенностями подростка и проявлениями социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте.

Цель исследования — изучение взаимосвязи вербальной агрессии с личностными особенностями и социально-психологической дезадаптацией у подростков разного возраста, пола, а также у подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различных типов.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что вербальная агрессия, являясь типичной формой агрессивного поведения в подростковом возрасте, обусловлена противоречивым внутриличностным развитием подростка и служит показателем социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте.

Предполагалось также, что проявления и степень выраженности вербальной агрессии зависят от возраста, пола подростка и типа образовательного учреждения, в котором подросток обучается.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения подростков и социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте.

2. Разработать методический комплекс для диагностики вербальной агрессии и социально-психологической дезадаптации у подростков.

3. Выявить личностные факторы, обуславливающие проявление вербальной агрессии в подростковом возрасте.

4. Изучить особенности вербальной агрессии у подростков разного возраста и пола и у подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различных типов.

5. Выявить характер связи вербальной агрессии и социально-психологической дезадаптации у подростков.

Методологическая и теоретическая база исследования. В работе использованы классические теоретические разработки отечественных психологов, в частности принцип развития (41, 43, 86, 122) — принцип единства сознания и деятельности (122).

В исследовании проблемы вербальной агрессии у подростков мы опирались на научные положения о развитии личности (17, 20, 37, 38, 42, 54, 135, 157) — межличностных отношениях (88, 89, 133) — социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте (13, 14, 65, 66, 70) — агрессии и агрессивности личности (2, 9, 56, 57, 82, 94, 104, 123, 125, 126, 149, 161).

Методы исследования. В работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический, методологический анализ психологической, педагогической литературытеоретический анализ и синтез эмпирических данныхкачественный анализ результатов исследованияметоды математической статистики.

В методический комплекс изучения вербальной агрессии как показателя социально-психологической дезадаптации подростков вошли опросник А. Басса и А. Дарки, разработанная нами шкала выраженности показателей вербальной агрессии у подростков, шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (адаптированная Ю. JT. Ханиным), методика исследования самооценки Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн (в модификации A.M. Прихожан), разработанная нами шкала * выраженности показателей социально-психологической дезадаптации у подростков.

Экспериментальная база исследования. В исследовании приняло участие 202 подростка, обучающихся в различных образовательных учреждениях Нижнего Новгорода (в школе-интернате, общеобразовательных школах — общих классах и классах коррекционно-развивающего обучения),-99 мальчиков и 103 девочки в возрасте 11−15 лет.

Научная новизна и теоретическая значимость работы. Вербальная агрессия в подростковом возрасте выступает в качестве специального предмета исследования. Выявлена специфика вербальной агрессии у подростков 11−15 лет, мальчиков и девочек, обучающихся в образовательных ' учреждениях различных типоввыявлены личностные факторы, обуславливающие проявления вербальной агрессии в подростковом возрасте- 1 характер связи вербальной агрессии и социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте.

Практическая значимость работы. На основании проведенного исследования разработан и апробирован методический комплекс для диагностики вербальной агрессии как показателя социально! психологической дезадаптации у подростков. Разработаны методические рекомендации по профилактике и преодолению вербальной агрессии у подростков для педагогов и практических психологов. Полученные v материалы могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации психологов, а также учителей, работающих с учащимися-подростками.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Вербальная агрессия — типичная форма агрессивного поведения в подростковом возрасте, которая отражает дисгармонию внутриличностного развития подростка и его социальное неблагополучие.

2. Вербальная форма агрессивного поведения в подростковом «возрасте обусловлена таким противоречием внутриличностного развития подростка, как сочетание высокой личностной и ситуативной тревожности с высокими самооценкой и уровнем притязаний.

3. В подростковом возрасте проявления и степень выраженности вербальной агрессии зависят от возраста и пола подростка и типа образовательного учреждения, в котором он обучается.

4. Вербальная агрессия служит показателем социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Результаты исследования апробированы при обсуждении их на заседаниях Института психологии НГПУкафедры специальной психологии НГПУ- ¦ кафедры психологии управления НГПУ.

Материалы диссертации докладывались и обсуждались на международных семинарах и конференциях (Oklahoma, 2002; Нижний Новгород, 2002), на всероссийских совещаниях и конференциях (Москва, 2001; Санкт-Петербург, 2001), региональных научно-практических семинарах и конференции (Нижний Новгород, 1999, 2001; Самара, 2001).

Материалы и результаты исследования вошли в содержание курсов «Возрастная психология», «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики», «Изменение проблемного поведения ребенка», «Социальная психология детских и подростковых групп».

выводы.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Вербальная агрессия — это форма агрессивного поведения, имеющая специфическое содержание насильственного характера по отношению к другому человеку или группе (угрозы, проклятия, ругань и т. д.) и часто выражающаяся особым экспрессивным образом (ссора, крик, визг и др.). Вербальная агрессия у подростков проявляется как в активной форме — в открытых ссорах, скандалах, конфликтах, так и в пассивной — в клевете, сплетнях, ябедничанье.

2. Вербальная агрессия у подростков является самой распространенной формой агрессивного поведения и свидетельствует о психологическом и/или социальном неблагополучии подростка. Проявления и степень выраженности вербальной агрессии зависят от пола, возраста и типа образовательного учреждения, в котором обучается подросток.

3. В подростковом возрасте наиболее выраженными являются такие проявления вербальной агрессии, как обвинения, критика, унижающие собеседникаиспользование оскорблений и проклятийиспользование ненормативной лексики. Эти проявления встречаются не менее чем у 48,5% подростков.

4. С возрастом у подростков увеличивается степень выраженности вербальной агрессии: у подростков 11−12 лет средний и низкий уровень проявления вербальной агрессии встречается у каждого третьего, к 13−15 годам почти половина подростков (49%) показывает высокий уровень вербальной агрессии. При этом с возрастом у подростков нарастают более доминантные проявления вербальной агрессии, с помощью которых подросток воздействует на окружающих: обвинения, критика, унижающие собеседникаугрозы, запугивание.

5. Как для мальчиков (82,8% выборки мальчиков-подростков), так и для девочек (79,6% выборки девочек-подростков) характерно проявление выраженной степени вербальной агрессии. При этом для мальчиков-подростков характерны прямые, активные проявления вербальной агрессии, а для девочек — экспрессивные (повышение голоса, переход на крик) и косвенные (ябедничанье и сплетничание) проявления вербальной агрессии.

6. Наиболее выражены проявления вербальной агрессии у подростков, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы и школе-интернате: 89,2% подростков классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы и 79,7% подростков школы-интерната демонстрируют высокую степень проявления вербальной агрессии.

7. Подростки классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы используют активные, прямые формы проявления вербальной агрессии, протестуя против ситуации изоляции и негативного сравнения на фоне учащихся общих классов и пытаясь добиться признания собственной ценности. Подростки школы-интерната занимают более пассивную позицию: проявляя вербальную агрессию в виде оскорблений, проклятий, игнорирования просьб и вопросов, эти подростки демонстрируют свою неудовлетворенность сложившейся ситуацией, но не стремятся изменить ее.

8. Высокий уровень вербальной агрессии в подростковом возрасте обусловлен противоречивым внутриличностным развитием подростка, характеризующимся сочетанием высокой личностной и высокой ситуативной тревожности с высокой самооценкой и высоким уровнем притязаний.

9. Вербальная агрессия служит показателем социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте. Такие проявления вербальной агрессии у подростков, как угрозы, запугивания и оскорбления, проклятия, являются наиболее значимыми маркерами социально-психологической дезадаптации (корреляционная зависимость 0,48 < г < 0,68). Такие проявления вербальной агрессии у подростков, как демонстративное молчание и отказ общаться, показывают нарушения системы взаимоотношений со сверстникамиа использование ненормативной лексики связано с низким ученическим статусом и нарушением поведения подростка в школе.

10. Эффективным способом диагностики вербальной агрессии как показателя социально-психологической дезадаптации является методический комплекс, который объединяет методики, позволяющие проанализировать внутреннюю готовность подростка к агрессивному реагированию в вербальной форме и внешние показатели вербальной агрессии и социально-психологической дезадаптации.

ЗЛКЛЮЧЕНИЕ.

Подростковый возраст является сложным периодом психического развития. Ведущее противоречие подросткового возраста — дифференциация и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации (140, 144). Центральное новообразование подросткового возраста — возникновение чувства взрослости. В подростковом возрасте ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, в это время происходит становление самосознания. Для подросткового возраста характерна направленность деятельности на усвоение социальных и психологических норм взаимоотношений (54, 103, 106, 135, 142, 143).

Подросток стремится играть все более активную роль в группе сверстников и среди взрослых. Однако возрастающая потребность подростка в самоутверждении часто не находит своего удовлетворения, поскольку приходит в противоречие с традиционным отношением взрослых к подростку как к несамостоятельному, еще недостаточно дееспособному субъекту. Во взрослом сообществе утвердилась позиция, которая препятствует социальной активности подростка. При сохранении такого отношения взрослых к подростку перестройка прежних отношений проходит в ситуации кризиса (49, 144, 148).

В последнее время отмечается рост цинизма, грубости, жестокости среди подростков. Известно, что часто за внешними проявлениями подобного поведения подростка стоят внутренние глубинные переживания — тревожность, страх, неуверенность, одиночество (81, 104, 107, 129). Нарушение в развитии, деятельности, взаимоотношениях, поведении на фоне дисгармонии личности подростка обозначается в современной психолого-педагогической литературе термином «дезадаптация» (11, 12. 14, 39, 65, 66. 70. 102).

Социально-психологическая дезадаптация — это интегральное понятие, характеризующее взаимообусловленное нарушение отношений человека с окружающим миром и внутреннюю дисгармонию личности (13, 47, 102, 138).

Наряду с неуспеваемостью, нарушением поведения, нарушением взаимоотношений со сверстниками и взрослыми социально-психологическая дезадаптация в подростковом возрасте выражается агрессивным поведением подростка.

Одной из распространенных агрессивных форм проявлений социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте является вербальная агрессия. Вербальная агрессия — форма агрессивного поведения, имеющая специфическое содержание насильственного характера по отношению к другому человеку или группе (угрозы, проклятия, ругань и т. д.) и часто выражающаяся особым экспрессивным образом (ссора, крик, визг и др.). Вербальная агрессия у подростков проявляется как в активной форме — в открытых ссорах, скандалах, конфликтах, так и в пассивной — в клевете, сплетнях, ябедничанье.

Вербальная агрессия — одна из самых распространенных форм агрессивного поведения подростков, поскольку, с одной стороны, это самый доступный способ разрешения конфликтов и одновременно в меньшей степени наказуемое со стороны взрослых асоциальное поведение, а с другой стороны, именно вербальная агрессия часто служит специфичным доказательством социальной взрослости и компетентности подростка для сверстников и для самого подростка, своеобразным средством получения признания в среде сверстников и завоевания авторитета.

Наиболее выраженные проявления вербальной агрессин — такие, как обвинение, критика, унижающие собеседникаиспользование оскорблений и проклятийиспользование ненормативной лексики, — свидетельствуют о социальном и психологическом неблагополучии современных подростков. Вхождение подростка во взрослый мир сопровождается такой негативной тенденцией, как усиление вербальной агрессии и увеличение доминантных, активных ее проявлений. Все это свидетельствует о конфликтных отношениях подростка с окружающим миром, о нарастании насилия в подростковой среде, когда освоение новой социальной роли подростком сопровождается агрессией.

Вербальная агрессия служит показателем социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте. Взаимозависимость этих двух явлений отмечается у подростков разного пола, возраста, а также у подростков, обучающихся в различных образовательных средах. При этом как вербальная агрессия, так и социально-психологическая дезадаптация наиболее выражены у подростков, обучающихся в школе-интернате и в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы. Условия обучения и воспитания в данных типах учебных учреждений характеризуются изолированностью подростков от своих сверстников, обучающихся в обычных условиях (общие классы общеобразовательной школы), высоким контролем со стороны педагогов, а также неблагоприятной ситуацией сравнения со сверстниками. Все это негативно влияет на развитие подростка.

Выраженная вербальная агрессия свидетельствует о социально-психологической дезадаптации у подростков и позволяет относить эту категорию детей к группе риска делинквентности. В то же время социально-психологическая дезадаптация в подростковом возрасте не является еще глубокой и устойчивой формой нарушения отношений и поведения, что значительно повышает возможности педагогов, психологов в оказании помощи данной категории подростков.

Развитие подростка с социально-психологической дезадаптацией зависит от многих жизненных обстоятельств и во многом от системы воспитания и обучения, от способности взрослого — педагога, психолога — своевременно заметить негативные изменения у ребейка и адекватным способом реагировать на них, создавая условия для перелома негативного развития.

Результаты, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют о недостаточно четком понимании педагогами того, что нарушения поведения, агрессия не всегда носят яркий протестующий, насильственный характер. Такие привычные для школьной практики явления, как ябедничанье, сплетни, высмеивание недостатков и неудач других, также служат показателем неудовлетворенности межличностным общением, социальными условиями, свидетельствуют о внутренней дисгармонии личности подростка и желании получить помощь и поддержку со стороны взрослого.

Изучение специфики вербальной агрессии как показателя социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте ставит перед нами задачу коррекции вербальной агрессии. Разработанная нами программа коррекции вербальной агрессии в подростковом возрасте «Мой защищенный мир» (Приложение 4) является одним из возможных вариантов коррекционной работы по снижению нефизического насилия, вербальной агрессии в подростковой среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. — 2-е изд.-СПб., 1998.-379 с.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М., 1995.
  3. Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение.- СПб., 1998.
  4. С.М. Социальная психология. М., 1996.- 376 с.
  5. Ю.М. Психология убийства.- М., 1997 304 с.
  6. Ю.М., Виноградов М. В., Голумб И. А. Преступность и психические аномалии// Советское государство и право — 1979*.- № 1 — С. 17−26.
  7. Ю.М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений, — М: Юристъ, 1996.- 336 с.
  8. В.М. Социопатогенез личности несовершеннолетних и пути ранней психодиагностики и профилактики // Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности правонарушений несовершеннолетних. Воронеж, 1982. — С. 108−115.
  9. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: изучение воспитания и семейных отношений.- М.: Апрель Пресс: ЭКСМО, 1999.-512 с.
  10. Н.Я. Психологическая коррекция личности младшего подростка с отклонениями в поведении средствами игровой деятельности: Дис. канд. псих. наук. — М., 1997. — 160 с.
  11. Н.Беззубова Е. Б. Типология школьной дезадаптации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков, — М., 1995. С. 33−34.
  12. С.А. Основы превентивной психологии / Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России». М., 1993.
  13. С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной коррекционно-реабилитационной работы. М.: Консорциум, 1995.-№ 1.-С. 13−17.
  14. С.А. Диагностика школьной дезадаптации.— М.: Консорциум, 1995.
  15. А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск: Изд-во СПИ, 1973.- 138 с.
  16. Д., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998.
  17. П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2 т. М., 1978.
  18. С.Н. О внутриличностных детерминантах агрессии // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование: Сб. научных трудов. М., 1989. — С. 75−88.
  19. А.А. Восприятие человека человеком. СПб., 1965. — 121 с.
  20. Л. И. Психология формирования личности. М., 1995.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-С. 299−365.
  22. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1976. № 6.
  23. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1978. -№ 4- 1979.-№ 2- 4.
  24. И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола // Вопросы психологии. 1993.— № 4.— С. 27−30.
  25. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М&bdquo- 1968.
  26. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.
  27. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  28. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. — 207 с.
  29. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. — 136 с.
  30. В мире подростка. М.: Медицина, 1980. — 296 с.
  31. В.П. Юридическая психология. СПб., 1997. -636 с.
  32. Е.В. Некоторые особенности психологической защиты у подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы практической психологии. Н. Новгород, 1994.-С. 102−104.
  33. Введение в психодиагностику / Под. ред. К.М. Гуревича- М.: Академия, 1997.-С.167−181.
  34. JI.H. Основы педагогической диагностики нервно-психических нарушений у детей и подростков.- Кострома, 1994.251 с.
  35. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского .М., 1973.- С. 98−141.
  36. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Д. В. Драгуновой. М., 1967.
  37. Е.Н. Особенности восприятия учителями и учащимися друг друга //Диагностика и развитие педагогических способностей,-Н. Новгород: НГПИ, 1992.
  38. Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ. — Н. Новгород: НИРО, 1998.
  39. Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995.-С. 8−11.
  40. И.В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социальные, средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведения детей и подростков. М., 1996.
  41. JI.C. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. -С. 5−242.
  42. JI.C. Проблемы возрастной периодизации // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
  43. JI.C. Трудное детство // Собрание сочинений. Т. 5.- М., 1983.- 137 с.
  44. С.А. Возрастная психология. Н. Новгород, 1999. — 112 с.
  45. Т.Б. Некоторые нейродинамические предпосылки в коррекции нарушения поведения у детей // Дети с задержкой психического развития. М., 1998.-С. 125−131.
  46. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов.— М: МПА, 1995.-260 с.
  47. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов, для системы компенсирующего обучения / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М., 1995.
  48. Т. Н. Агрессивное поведение подростков // Медицинское обозрение. 1999. — № 4, 9 февр.
  49. Т.В. Кризис объясняли по-разному // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. — 252 с.
  50. Т.В. Некоторые общие вопросы изучения личности подростков// Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении/Отв. ред. И. А. Невский. М., 1969. — С. 17−19.
  51. Т.В. Подросток в кругу сверстников: особенности взаимоотношений // Семья и школа. 1975. — № I.- С. 19−23.
  52. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. С. 25−37.
  53. Н.П., Карпец И. П., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М.: Политиздат, 1982. — 304 с.
  54. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.
  55. Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис.. канд. психол. наук.- М., 1995.167 с.
  56. С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // Личность преступника как объект психологического исследования. — М., 1979.- С. 10−110.
  57. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990.- № 4.-С.14−22.
  58. И. Проблемы агрессивности человека. М., 1990. — 120 с.
  59. З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук, — М., 2002.-21 с.
  60. М.В., Костылев Н. В., Клековкина Н. И. Преодоление школьной дезадаптации у детей с задержкой психического развития// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М.: Грааль, 1996. — С. 83−84.
  61. В.В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства// Вопросы психологии. — 1990. -№ 1.-С. 20−27.
  62. О.И. Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1999.- С. 342−365.
  63. Н.М. Психопатологические механизмы школьной дезадаптации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. — С. 23−24.
  64. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 89−95.
  65. В.Е. Социальная дезадаптация и совладающее поведение// Социальная дезадаптация: нарушения поведения детей и подростков. -М., 1996.
  66. Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 1997. — 200 с.
  67. Кле М. Психология подростка. М., 1991. — 162 с.
  68. В.В. К клинической дифференциации психогенно-обусловленной патологии поведения у детей и подростков в связи со школьной дезадаптацией // Дети с задержкой психического развития. — М., 1998.-С. 20−25.
  69. В.В. К клинической дифференциации психогенно-обусловленной патологии у детей и подростков в связи со школьной дезадаптацией. М.: МПА, 1995. — С. 115−120.
  70. В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. — С. 189 — 206.
  71. П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры агрессивности и агрессивного поведения: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 161 с.
  72. Кон И. С. Открытие «Я». М&bdquo- 1978.
  73. Кон Л.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. — М., 1994. 252 с.
  74. Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 20 с.
  75. Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость // Элементы психологии. М., 1992.
  76. Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 69−82.
  77. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М.: Генезис, 1997.-288 с.
  78. В.А. Возрастные психологические особенности подростка // Советская педагогика. 1970. — № 1. — С. 87−99.
  79. Г. Ф. Педагогические условия преодоления школьной дезадаптации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. — С. 21−22.
  80. Е.В. Преступная агрессивность подростков: социокультурный аспект: Дис.. канд. псих. наук. — Саратов, 1998.— 167 с.
  81. Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. — С. 168−173.
  82. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 118−130.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304 с.
  84. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-392 с.
  85. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 584 с.
  86. Г. Как справиться с гневом. Позитивная стратегия управления сильными эмоциями. М., 1997. — 288 с.
  87. М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследование по проблеме возрастной и педагогической психологии. М., 1980. — 213 с.
  88. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  89. И.А. Педагогический анализ причин правонарушений несовершеннолетних и пути их предупреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1973. — 23 с.
  90. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1979.
  91. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.-С. 15.
  92. В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978. — 24 с.
  93. Г. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1986.
  94. Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. СПб., 1997.-352 с.
  95. Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 93−99.
  96. Н.С. Социально-психологические причины трудного детства // Дети с отклонениями в поведении. М., 1968. — С. 39-^-3.
  97. Т. Д. История детской психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998. — 272 с.
  98. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. — М., 1982.
  99. A.M., Павлов Г. Н., Васильева А. В. Агрессия и порнография. СПб., 1998. — 24 с.
  100. К. Хирургия агрессивности // Диалоги продолжаются: с.
  101. Полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки. М., 1989.-С. 115−122.
  102. Т.Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации подростков: Дис.. докт. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1998.
  103. С.В. Возрастная психология: феноменология развития. Детство. Отрочество. М., 1998. — 456 с.
  104. Г. Агрессивность и аутоагрессивность у детей и подростков // Социология и клиническая психиатрия — 1992.- Т. 2.-№ 4.-С. 13−20.
  105. О дезадаптации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1995.
  106. Л.Ф. Возрастная психология. — М., 1996. С. 285−305.
  107. А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1994. — № 3.
  108. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов //Под ред. Мамайчука.— СПб., 1997. С. 3.
  109. Патохарактерологические исследования подростков f Под. ред. А. Е. Личко.-Л., 1981.-С. 120.
  110. В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Дис.. канд. психол. наук. -Иркутск, 1999.— 195 с.
  111. В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. М., 1998.— Кн. 1-аф. — 304 с.
  112. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой.—М., 1997.—304 с.
  113. Психология и педагогика /Сост. А. А. Радугин. М., 1996.— С. 9−238.
  114. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна.— М., 1987.— 232 с.
  115. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494 с.
  116. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие.— М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 264 с.
  117. А.Р., Ситковская О. Д. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминального психологического исследования.— СПб.- М., 1989.-С. 14−15.
  118. А.А. Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал.— 1996.— № 5.— С. 3 17.
  119. X. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1994.-317 с.
  120. Е. И. Настольная книга практического психолога.— Т.1. -М., 1998.
  121. К. Взгляд на психиатрию. Становление человека. М., 1994.
  122. СЛ. Основы общей психологии. М., 1946.
  123. Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.— 1995.— № 1.
  124. Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии.— 1992.- № 5/6.- С. 35−40.
  125. Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности». Минск, 1982. — 79 с.
  126. Т.Г. Философский анализ методологических концептуальных оснований теорий человеческой агрессивности: Дис.. канд. филос. наук. Минск, 1996. — 280 с.
  127. В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст// Вопросы психологии. -1986.—№ 2.-С. 14—16.
  128. Е.М. К вопросу об органическом инфантилизме // Дети с задержкой психического развития. М., 1998. — С. 46 — 51.
  129. JI. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.— М., 1996.
  130. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  131. Т.В., Дробинская А. О. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.— М., 1995.—С. 47−48.
  132. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин.— Минск, 1998.
  133. Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987.
  134. Г. А. Формирование самосознания и самооценки: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1953.
  135. B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте.— М., 1997.
  136. Н.Г. Психология трудного подростка. — Рига: Знание, 1980.-24 с.
  137. С.Д., Незнанов Н. Г. Психологические особенности лиц с различными вариантами агрессивного поведения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. Бехтерева. — 1993. — № 1.- С. 75−77.
  138. Социальная педагогика / Под ред. В. Ф. Семенова, Б.Н. Алмазо-ва-Свердловск: Ур. ун-т, 1989.— 121 с.
  139. Г. В. Основы математической статистики для психологов: Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998.- 464 с.
  140. Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии.— М., 1994.— 252 с.
  141. Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка // Советская педагогика. 1985. — № 5. — С. 71 -77.
  142. Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных основ личности в подростковом возрасте. — Душанбе: Ирфон, 1966.-98 с.
  143. Д.И. Психология развивающейся личности. М.- Воронеж, 1996.
  144. Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.
  145. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной.— М.: Педагогика, 1987. 181 с.
  146. А. Психология и защитные механизмы. М., 1993.
  147. Фрейд 3. Психология бессознательного.— М.: Просвещение, 1990.—346 с.
  148. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни.— М., 1925. 256 с.
  149. Э. Бегство от свободы.— М., 1990.
  150. И.А. Детская агрессия. Минск, 1996. — 288 с.
  151. А.И. Системный анализ явления агрессии человек— человек. М., 1995.— 78 с.
  152. X. Мотивация и деятельность. М., 1986.— Т.1.
  153. В. Человек и агрессия. М., 1973. — 129 с.
  154. Ю.В. Юридическая психология.— М., 1995.— 258 с.
  155. Л.М. Социально-педагогическая реабилитация девиангного поведения детей и подростков с проблемами в развитии //
  156. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы / Консорциум «Социальное здоровье России».— 1997. № 1. -С. 62—66.
  157. В.М. К проблеме генеза асоциального и антисоциального поведения детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушения поведения детей и подростков. М., 1996.
  158. Д.Б. Детская психология. М., 1960. — С. 328.
  159. С.Г. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 315 с.
  160. Aggression Nalurwissenschaftliche und Kulturwissenschaftliche Perspektiven der Aggressiosforchung / Hilke R., Kempf W.- Hrsg. Bern. 1982.
  161. Berkowitzt L. The concept of Aggression // Multidisciplinari approaches to aggreshion research/ Ed by P.F. Brain, L. Benton.— 1981.— P. 3.
  162. Buss A. The Psychology of Aggression. 1961.- № 4.- P. 1.
  163. Lewin K. The Field Theory Approach to Adolescence «The Adolescent a book of readings», ed. by J.M. Seidman.— N.Y., 1960.
  164. Rosenzweig S. Toward a compre hensive Definition and classi fication of Agression // Multidisciplinari approaches to aggreshion research. N.Y., 1976.
  165. Zilmann D. Yjstility and Aggression. N.Y., 1979. — P. 2 — 3.
Заполнить форму текущей работой