Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное восприятие и самосознание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Довольно типичными и распространенными являются обвинения в адрес изнасилованных женщин. Вину за случившееся, как правило, возлагают на саму жертву. При этом чаще эти обвинения следуют от мужчин, чем от женщин. Вероятно, это связано с тем, что женщинам в большей мере самим угрожает опасность разделить участь жертвы. Осознание этой опасности служит сдерживающим фактором против обвинений женщин… Читать ещё >

Социальное восприятие и самосознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как видим, диспозиционная атрибуция может часто использоваться как прием психологической защиты Я-концепции. Особой разновидностью этого механизма является вера в то, что наш мир основан на справедливых принципах и каждый человек в конечном итоге получает в жизни то, что заслужил. Эту веру разделяют большинство людей, поэтому в данном случае можно говорить не об индивидуальном, а о массовом, социальном механизме психологической зашиты.

Социальное восприятие с позиций «теории справедливого мира»

Феномен «веры в справедливый мир» был открыт в 1960;х гг. канадским социальным психологом Мелвином Лернером, который и описал его в своей теории справедливого мира. Согласно Лернеру, вера в справедливый мир является выражением общественного мировоззренческого, даже философского взгляда на устройство мира. Но вера эта не только и даже не столько мыслительная конструкция, сколько психическая потребность, т. е. необходимость и желание верить в то, что мир справедлив. Лернер полагает, что относительное благополучие одних (большинства) на фоне неблагополучия других (меньшинства) требует каких-то объяснений и оправданий. Вера в «справедливый мир» как раз и позволяет человеку, достигшему определенного уровня достатка и комфорта, считать, что он свое благополучие заработал и заслужил. В то же время и другие также имеют то, что заслужили и заработали, а в конечном итоге каждый получает то, чего он достоин: ведь мир справедлив! Таким образом, участь каждого — это справедливое воздаяние или возмездие «по делам его».

В повседневной жизни вера в справедливый мир сплошь и рядом оборачивается тем, что жертвы обманов, ограблений, избиений, изнасилований и т. д. вместо сочувствия и поддержки со стороны окружающих слышат осуждения и обвинения в свой адрес. Именно на них возлагается вина и ответственность за случившееся. Первое, что обманутый человек слышит даже от самых близких людей, это высказывания типа «Нельзя же быть таким наивным и доверчивым!», «Ну почему ты такой ротозей?», «Зачем ты поверил?» По сути, все это означает — «сам виноват». В правоохранительных органах ограбленного человека обязательно станут спрашивать: «Почему в вечернее время вы ходите в такой дорогой одежде?», «Зачем вы носите с собой столько денег?», «Почему у вас такие слабые замки на дверях?» За всеми этими вопросами кроется откровенное осуждение: ведь если бы ты шел днем и не в шубе, а в ватнике и без копейки денег, то разве стали бы тебя грабить? Следовательно, сам виноват!

Довольно типичными и распространенными являются обвинения в адрес изнасилованных женщин. Вину за случившееся, как правило, возлагают на саму жертву. При этом чаще эти обвинения следуют от мужчин, чем от женщин. Вероятно, это связано с тем, что женщинам в большей мере самим угрожает опасность разделить участь жертвы. Осознание этой опасности служит сдерживающим фактором против обвинений женщин со стороны женщин.

В целом те, кому приходилось оказываться в положении жертв различных несчастий, или те, кто опасается попасть в такое положение, проявляют больше осмотрительности и милосердия к жертвам, они менее склонны столь рьяно отстаивать веру в «справедливый мир».

Вспомните, как часто вам доводилось вслед за сообщением о террористическом акте против политического или общественного деятеля, об убийстве журналиста или предпринимателя слышать от окружающих: «Допрыгался!», «Довыступался!», «Доборолся за правду!» и т. д. В этих заявлениях проявляются психологические и социальные патологии, но они являются еще и выражением веры в «справедливый мир». Так, например, в апреле 1968 г., сразу после убийства известного американского общественного деятеля, проповедника расового мира и терпимости Мартина Лютера Кинга был проведен опрос по репрезентативной выборке 1337 взрослых американцев по поводу покушения на доктора Кинга. На вопрос «Когда вы услышали о теракте, то какие чувства и мысли у вас возобладали: гнев, грусть, стыд, страх или же вы подумали „сам виноват“?» около одной трети респондентов (426 человек) выбрали последний вариант ответа — «сам виноват» (Rokeach, 1970).

Заявления типа «допрыгался» или «сам виноват» имплицитно содержат следующее нехитрое рассуждение: если бы он сидел тихо и не высовывался, как делаю я, то никто бы его не тронул! Ведь никому же, слава богу, не приходит в голову убивать меня. Я веду себя умно, а он нет, вот и допрыгался. Каждый получает то, что заслужил, и добивается того, чего хочет.

Итак, люди испытывают потребность верить в справедливое основание мира. Эта вера дает им опору в жизни, ощущение надежности и стабильности, избавляет от ненужных тревог и мучительных раздумий и сомнений. Чтобы сохранить и поддержать эту веру, можно просто закрывать глаза на все случаи несправедливости. Правда, полагает Лернер, если какое-то событие не встраивается в нашу концепцию «справедливого мира» и воспринимается как явная несправедливость, то оно может побудить нас к каким-то реальным действиям, чтобы эту несправедливость устранить. Мы можем начать оказывать помощь жертвам несправедливости, можем даже постараться искоренить источник зла и несправедливости. И уже в том случае, когда мы оказываемся не в состоянии победить зло и несправедливость, вновь прибегаем к спасительной вере в «справедливый мир», пытаемся просто убедить себя, что ничего несправедливого вообще не бывает. Это удобно еще и в том отношении, что позволяет избавиться от страха самим оказаться жертвами несправедливости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой