Развитие толерантности в подростковом возрасте
В течение жизни, общаясь с разными людьми в личном и профессиональном плане, человек расширяет и обогащает собственные представления и суждения о самом себе. Формирование собственного образа приводит к возникновению ощущения себя, а закрепление описания самого себя по различным оценкам, полученным в свой адрес от другх, выстраивает некое обобщенное представление, заключающееся в углубленном… Читать ещё >
Содержание
- План
- Введение
- Основная часть
- 1. Определение понятия «толерантность»
- 2. Толерантность как психологическая концепция
- 3. Компоненты и критерии толерантности
- 4. Психологические особенности подростков
- Заключение
- Список литературы
Актуальность данной темы реферата неоспорима, что подтверждается неспокойной обстановкой в мире, в котором все меньше и меньше придается значению толерантности как основы для мирного сосуществования и делового сотрудничества всего человечества на общественных началах.
Утрата и сведение на нет терпимости и благожелательности к другим людям, отличающимся от нас по социальному положению, национальности, вероисповеданию, своим образом мировоззрения и даже, в некоторых случаях, половой принадлежностью становится проблемой одной из основных.
Наш реферат посвящен попыткам раскрыть смысловые значения понятия «толерантность», выделить из имеющейся психологической литературы основные положения, относящиеся к этому термину, представить все его многообразие и актуальность применительно к подростковому возрасту.
Воспитание подрастающего поколения на основе толерантности сейчас имеет не меньшее значение, чем стремление научить его различным общественным дисциплинам в образовательных учреждениях любых типов.
Поэтому эта тема представляет интерес не только для психологов, интересующихся проблемами личностного развития человека, его коммуникативных способностей, но и для педагогов и родителей, на которых возлагается серьезная задача показать своим примером образец толерантности младшему поколению.
1. Определение понятия «толерантность»
В зависимости от накопленного исторического опыта различных народов, наличия многообразных культур, меняется содержание понятия «толерантность».
Если проследим толкования этого понятия в некоторых языках, убедимся в своеобразности его понимания их носителями. Так, у англичан, по Оксфордскому словарю, толерантность «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», французы понимают это как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». Для китайцев быть толерантным, значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». Для арабов толерантность это «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим». Персы толерантность воспринимают как «терпение, выносливость, готовность к примирению». Для нас, русских, слово «толерантность» имеет синоним «терпимость». Термин «толерантность» часто встречается в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость» используемое в просторечии, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [14].
В научном мире толерантность понимается как уважение и признание равенства, отказ от превосходства над другими и насилия как физического, так и психического, принятие многогранности и многообразия человеческой культуры, этических норм, личных верований и отказ от культивирования узкого мышления, чаще всего ограниченного, стремящегося к преобладанию какой-то одной точки зрения.
Толерантность означает нашу безусловную готовность принять другого человека, который не похож на нас, имеет иное мировоззрение и устанавливать с ним ровные, деловые или дружеские отношения. Она строится на основе взаимоуважения сторон, и может обеспечить здоровое общение при условии заинтересованности каждого в непосредственном контакте и продуктивном сотрудничестве.
Толерантность является ценной составляющей жизненной позиции зрелого человека со своими моральными установками и интересами и готового отстоять свои убеждения без нанесения психологической травмы другому собеседнику или без давления на личность [14].
В переводе с латинского, толерантность означает ерпение. В словаре С. И. Ожегова [10] есть три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть, это значит безропотно и стойко переносить что-нибудь, мириться с наличием чего-либо, испытывать что-то неприятное, тяжелое, откладывать какие либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому нибудь, чему нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Первое значение толерантности, как свойство личности связано с терпением, терпимостью, но это лишь одна сторона трактовки.
Второе значение включает элемент основного процесса приспособления человека к чему-либо, кому-либо, т. е. невосприимчивость или спокойное реагирование индивида на конкретный неблагоприятный фактор.
Третье значение толерантности связано с устойчивостью: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.
Четвертое значение включает понятие позволения, а именно, быть толерантным означает допускать, что есть люди, отличные от нас, что у других есть собственное мнение, ценности, идеалы, что другие способны на иные эмоциональные способы реагирования, то есть признание самого факта многообразия. Но данная трактовка может быть связанной с определенным безразличием к особенностям других и пассивным терпением.
Пятое значение толерантность как признание. В отличие от позволения принятие характеризуется направленностью на другого человека.
Шестое представляет толерантность как стремление человека достичь консенсуса с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства [14].
Графически все перечисленные взгляды на толерантность можно условно представить так: в центре — толерантность, от которой отходят два полюса: агрессивность и безразличие.
Таким образом, толерантность являет собой гармонию многообразия, критерий развития и культуры человека. Терпимость способствует воспитанию индивиуальной ответственности, ответственности за свое предназначение и ответственности за судьбу мирового сообщества.
Нельзя допускать адаптации и привыкания к агрессии и безразличию. Сейчас очень актуальна потребность в новой философии безопасности, основой которой станут толерантные принципы, основанные не на силе, а на гармонии интересов, проявлениях нравственности и духовности для современного мира.
Интересную иллюстрацию толерантности в виде огромного цветка с лепестками представили Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова [13].
Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия. Только если мы сами будем взращивать этот прекрасный цветок, оберегая его от иссушающей нетерпимости, можем быть уверены, что толерантность сделает мир добрее.
2. Толерантность как психологическая концепция
Концепция толерантности подразумевает существование двух линий ее развития: во-первых, через формирование мотивов в период воспитания человека, во-вторых, путем целенаправленного осознанного изменения ценностных ориентацией взрослых людей, что довольно сложно, так как усвоенные и принятые нормы и ценности в какой-то степени поддаются коррекции путем обучения или самообучения [2]. Нужна сильная внешняя поддержка или пережитый индивидом личностный стресс, чтобы началось движение к толерантности.
Всем известно, что в детстве многое усваивается гораздо легче, чем во взрослом состоянии. Следовательно, на систему образования, а в частности, на учителей ложится серьезная нагрузка по выстраиванию новых отношений в обществе и только толерантный преподаватель может способствовать становлению этого качества у своих подопечных. Но для этого необходимо, чтобы толерантность стала основной личностной особенностью педагогов.
Вычленим основные пути формирования толерантности в процессе обучения и воспитания молодого поколения. [2,4].
1. Развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия других народов, признание ценности многообразия культур и истории. Средствами развития являются подробные и переработанные с позиций педагогики толерантности программы и курсы по истории, разработка учебников по политиеской географии, этнической истории с целью подготовки молодежи к предупреждению ситуаций, порождающих межэтническую, эмоциональную напряженность.
2. Обучение по использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов, отказ от насилия.
3. Формирование умений и навыков конструктивного общения в ситуациях проявления различий между людьми, разногласий и конфликтов, развития умений эффективного взаимодействия с представителями различных этнических культур. Диалог не только рассматривается в качестве приема усвоения знаний и умений, но и определяет стиль межличностного взаимодействия в учебном процессе.
Поскольку толерантность является характеристикой личности и проявляется при взаимодействии с окружающими людьми или предметами деятельности, определим с позиций психологии, каким образом появляется толерантность и что является тормозом на пути ее проявления.
Психология толерантности включает адекватное познание самого себя, своего мировоззрения, убеждений и установок, переживаний и эмоций, получение опыта толерантного действия, построение толерантных отношений и продолжение нашего толерантного отношения к миру в других людях [2].
Установка это особый психический механизм, наличие которого выражает способность индивида к опережающему отражению действительности. Содержанием установки является нечто в психике, «заданное наперед"[15].
Список литературы
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект-Пресс, 2001.- 376 с.
- Безюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум, 2003.-168 с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1996. 352 с.
- Бондырева С.К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). — М.: НПО МОДЭК, 2003. — 240 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Т. В. Драгуновой, Д. Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1967. 360 с.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте // Дисс. канд. псих. наук. 1983.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1999. № 2
- Назаров О.В. Возрастная психология. М.: 2002. — 224 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 442 с.
- Ожегов С.И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: АЗЪ, 1993.- 960 с.
- Петровский В.А., Брушлинский А. В., Зинченко В. П. Общая психология. — М.: Просвещение, 1986.- 464 с.
- Ремшмидт Х. Психотерапия детей и подростков. М.: «Мир», 2000. 656 с.
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М.: Генезис, 2001. -112 с.
- Толерантность // Вестник психологической службы школы, май № 3 (6), 2006.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки. — М.: НПО МОДЭК, 1997- 448 с.
- Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1988. № 6. — с. 31.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.