Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические факторы повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научной литературы (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, И. А. Зимняя, В. Б. Ольшанский, А. А. Реан, В. В. Рубцов и др.) позволяет сделать вывод о том, что проблемы малых групп педагогов дополнительного образования ДОУ, специфика их деятельности на этапе подготовки детей 6−7 лет к школе пока не нашли достаточного внимания исследователей. На этом акцентировала… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные основы изучения группы педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений
    • 1. 1. Общие признаки малой группы в свете современной социально-психологической и педагогической науки
    • 1. 2. Специфика профессиональной деятельности группы педагогов в традиционном коллективе дошкольного учреждения
    • 1. 3. Характеристика старшего дошкольника как предмета профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
  • Глава 2. Форма организации совместной профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования как социально-психологический фактор повышения ее эффективности
    • 2. 1. Реализация психологического потенциала цикла «Развивающие игры» в совместной деятельности педагога- психолога и педагогов дополнительного образования
    • 2. 2. Совместные занятия педагогов на общие темы предметов дополнительного образования как фактор повышения эффективности их профессиональной деятельности
    • 2. 3. Общий праздник как синтез предметов дополнительного образования и фактор повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
  • Глава 3. Критерии оценки эффективности профессиональной деятельности группы педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений
    • 3. 1. Показатели продуктивности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
    • 3. 2. Показатели удовлетворенности совместной профессиональной деятельностью и сверхнормативная активность педагогов дополнительного образования

Социально-психологические факторы повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже веков всегда наблюдалась ломка сложившихся старых социальных систем и структур, о чем свидетельствуют многочисленные документы разных эпох и памятники истории, письменности, культуры, науки и т. д. Не стал исключением и нынешний этап развития человеческого общества, поскольку сегодня встретились не только два столетия, но и два тысячелетия.

Конфликты и разломы в разных регионах мира, реформы и преобразования, нововведения и переоценка социальных ценностей — все это свидетельствует о социальной нестабильности. Социальные психологи сформулировали ситуацию следующим образом: «Единственное постоянство, имеющее место в настоящее время, — постоянство нестабильности» [42, с. 141]. Социальную нестабильность ученые рассматривают на трех уровнях: в обществе в целом, в социальной группе, в индивиде.

Переосмысление социальных ценностей коснулись и образовательной сферы, в том числе — дошкольных коллективов. В последние годы в дошкольном образовании сложилась широкая сеть новых учреждений: от традиционного детского сада — до академий дошкольных наук. Разработаны новые программы («Радуга» — Т. Н. Дороновой, В. В. Гербовой, Т. И. Гризик- «Детство» — В. И. Логиновой, 3. А. Михайловой, JI. М. Гурович- «РекордСтарт» — В. Т. Кудрявцева- «Развитие» — JI. А. Венгер, О. М. Дьяченко). Введены новые предметы с углубленным изучением (ИЗО, драматизация, фольклор родного края, театрализованная деятельность и др.) С новыми предметами в начале девяностых годов XX века в дошкольные коллективы вошли новые профессионалы — педагоги дополнительного образования (ПДО). Ученые Института педагогических инноваций утверждают, что сегодняшние инновации в большинстве своем предполагают существенный сдвиг в профессиональном сознании дошкольных педагогов.

Педагоги дополнительного образования представляют специфическую социальную малую группу, входящую в педагогический коллектив ДОУ. Ее специфика в отличие от основного традиционного состава педагогов ДОУ обусловлена следующими признаками:

Узко-профессиональной, но глубокой подготовленностью по предмету (чаще художественно-эстетического цикла).

Единой предметной основой как системообразующим признаком.

Достаточно богатым и разносторонним опытом деятельности «додетсадовского» периода.

Слабой зависимостью от возрастного ценза (в отличие от традиционных воспитателей детского сада, которые в сравнительно молодом возрасте приходят после учебного заведения в ДОУ и оттуда выходят на пенсию).

Отсутствием специального дошкольного образования,.

Повышенной тревожностью, объясняемой субъективностью выбора предметов дополнительного образования администрацией ДОУ.

Упрощенной квалификацией группы педагогов дополнительного образования в СМИ как «узких специалистов», «дополнительного образования», «помощников воспитателей» и т. д.

Ориентацией (в отличие от воспитателей ДОУ) на референтные группы вне своей социальной группы и коллектива ДОУ.

Социальной незащищенностью, связанной с низкой оплатой труда, отсутствием педагогического стажа (согласно официальных документов о педагогах дополнительного образования) и низким статусным положением в обществе.

Учитывая феномен новой группы педагогов дополнительного образования, мы рассматриваем ее как любую другую малую социальную группу, признаки которой определены современными учеными. Г. М. Андреева отмечает, что малая группа «немногочисленна по составу, члены ее объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [4, с. 166]. Общей социальной деятельностью для педагогов дополнительного образования является их целенаправленная творческая работа, ориентированная на создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию дошкольников, а также расширению границ их социального опыта. Деятельность педагогов дополнительного образования оговорена в их функциональных обязанностях как развитие творческих способностей воспитанников [41].

В отличие от воспитателей ДОУ педагоги дополнительного образования, преподающие дошкольнику предметы художественно-эстетического цикла, пользуются возможностями «образа» как способа отражения и познания действительности, реже — возможностями «понятия». В данном случае «образ» мы рассматриваем не как «психическое множество состояний в структуре субъекта, являющееся более или менее совершенной моделью объекта», а как «наглядное представление в отличие от общих понятий» [56, с. 289], созданное посредством звуков, красок, пластики, слова.

Анализ научной литературы (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, И. А. Зимняя, В. Б. Ольшанский, А. А. Реан, В. В. Рубцов и др.) позволяет сделать вывод о том, что проблемы малых групп педагогов дополнительного образования ДОУ, специфика их деятельности на этапе подготовки детей 6−7 лет к школе пока не нашли достаточного внимания исследователей. На этом акцентировала внимание Г. М. Андреева еще в 1994 году: «До сих пор ДОУ оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получили полного освещения. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольном учреждении, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые бы показали зависимость формирования личности ребенка от того, какой тип социальных институтов включен в процесс социализации в раннем детстве» [4, с. 249]. Актуальность этой проблемы сохраняется и сегодня.

Другую, не менее важную, проблему выделяют ученые-психологи, специалисты по дошкольному образованию. В. Т. Кудрявцев подчеркивает необходимость изучения «генезиса и строения специфически детских видов деятельности: игры, продуктивных деятельностей (рисования, лепки, аппликации, конструирования), музыкальной, театральной деятельностей и др. В плане анализа каждого из этих видов деятельности у нас имеются значительные заделы. Однако дошкольник овладевает ими в их многообразии, они объективно предстают перед ним как своего рода ансамбль, „мир деятельностей“, итогом освоения которого становится некоторый совокупный развивающий эффект. Каков этот эффект? Каким должно быть оптимальное соотношение деятельностей внутри их „ансамбля“ на каждом из этапов дошкольного детства? Обо всем этом мы пока знаем очень мало» [67, с. 18]. «Совокупный развивающий эффект» на современном этапе во многом зависит от совместной деятельности группы педагогов дополнительного образования.

В последние годы появился ряд публикаций педагогов-практиков, в которых отражен интерес к таким группам в ДОУ. Так А. В. Мосягина утверждает: «Педагоги-предметники детскому саду нужны» [91, с. 12]. Есть попытка определить место такой группы в реализации программы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» [178].

Развивающая деятельность рассматриваемой нами группы находит опосредованное отражение в трудах А. В. Савенкова, предложившего специальный курс для совершенствования психосоциального развития детей дошкольного возраста в дополнение к существующим традиционным учебным планам. Автор подчеркивает, что курс «Социальной компетенции» ориентирован специально на развитие аффективной сферы ребенка [149]. Группа педагогов дополнительного образования, владеющая технологиями образного воздействия и призвана в первую очередь развивать аффективную сферу дошкольника.

Наличие ряда современных программ развития дошкольника с ориентацией на XXI век, указанных выше, позволяет активизировать деятельность педагогов дополнительного образования. Среди таких программ мы выделяем «Рекорд-Старт» [67], где поставлены задачи, совпадающие с основной задачей профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования:

— инициирование процессов творческого освоения культуры детьми средствами различных видов деятельности (игры, художественно-эстетической деятельности и др.);

— развитие творческого воображения дошкольников и основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексов и др.);

— расширение перспективы развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом.

Названная программа — альтернатива традиционным программам дошкольных учреждений, в которых, по выводам В. Т. Кудрявцева, «царит дух повседневности. обыденность — отличительная черта традиционного содержания обучения и воспитания ДОУ. В нем получает свое организационно-педагогическое оформление все тот же житейский опыт ребенка. Внутри образовательного процесса ребенок продолжает жить в границах обыденного мира» [67, с. З].

Авторы программы «Рекорд-старт» утверждают, что «образовательное пространство дошкольного учреждения должно стать для детей реальным воплощением духа необыденности. Оно призвано стать миром, который располагается „по ту сторону“ повседневного бытия, хотя и связан с ним многочисленными каналами. В этом другом мире своей другой жизнью должны жить другие дети и другие взрослые» [67, с.4].

Социальную группу педагогов дополнительного образования можно отнести к названному миру «других взрослых», поскольку их предметы — это современные «автономные» области творческого развития дошкольников в рамках деятельности традиционного коллектива ДОУ. Но в официальных документах и в специальной периодике педагоги дополнительного образования до сих пор квалифицируются как «дополнительные», как «помощники воспитателя», как «предметники», хотя примерно за 10 лет со времени введения в штат ДОУ такой группы она стала реальной, активно влияющей на формирование у старших дошкольников основ базовой культуры на этапе подготовки к школе. В защиту педагогов дополнительного образования появился ряд публикаций. Среди авторов и академик РАО С. В. Михалков, озабоченный статусом группы педагогов дополнительного образования: «.. .Почему естественная реализация интересов и возможностей ребенка называется дополнительным образованием по отношению к более узкому и специальному образованию?.. .правомерно было бы назвать образование не дополнительным, а широким. Как же можно, к примеру, чтение стихов и сказок, рассматривание картинок, первые физические упражнения и жадное поглощение ответов на все его (ребенка — МБ) «почему» считать вспомогательным или дополнительным? Да без этого, так называемого дополнительного, он и к школе-то не будет готов"[89, с. 13].

Педагоги дополнительного образования строят свою работу на принципе культуросообразности, используя в первую очередь средства расширения индивидуального сознания, универсализации духовно-практических возможностей ребенка, исходя из оценки базовой культуры, данной в трудах JL С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина [22,23,71,140,177], которые видят в этом орудие вывода ребенка за пределы его узколокального индивидуального опыта в широкую сферу социальной жизни людей.

Этот же принцип доминирует в программе «Рекорд-Старт», где формирование готовности к школе в ДОУ рассматривается прежде всего не как освоение дошкольниками технологий учебной деятельности, а как творческое развитие ребенка через специфические виды его деятельности. Среди приоритетов творческого развития руководитель программы В. Т. Кудрявцев называет формирование эстетической культуры и культуры общения. Эти приоритеты соответствуют и цели совместной деятельности педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений. Наше исследование новых групп в современных образовательных коллективах (ДОУ № 9 г. Курска, Академии дошкольных наук г. Курска, прогимназии № 17 г. Шадринска) показало, что коллективы дошкольных образовательных учреждений работают по разным программам, близким по целям и содержанию к «Рекорд-Старт».

Отсутствие достаточной методологической базы по проблемам специфики группы педагогов дополнительного образования ДОУ, необходимость теоретической разработки основ и направлений их совместной профессиональной деятельности и выявления социально-психологических факторов и условий повышения ее эффективности, а также изучения и обобщения практического опыта групп педагогов дополнительного образования и многолетняя собственная практика работы в такой группе в качестве преподавателя предметов «Развивающие игры», «Драматизация», «Основы экранной культуры» и в должности педагога-психолога ДОУлонгитюдные наблюдения педагогов дополнительного образования и старших дошкольников определили тему нашего исследования «Социально-психологические факторы повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений». Рассматривая эффективность деятельности малой группы педагогов дополнительного образования ДОУ как составную часть групповой динамики, мы определили целью исследования выявление социально-психологических факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности группы педагогов дополнительного образования.

Объект исследования — профессиональная деятельность группы педагогов дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования — эффективность деятельности группы педагогов дополнительного образования и социально-психологические факторы ее повышения.

Для решения обозначенной проблемы была выдвинута гипотеза о том, что эффективность профессиональной деятельности группы педагогов дополнительного образования на этапе подготовки детей к школе детерминируется следующими социально-психологическими факторами: а) спецификой композиции группы педагоговб) характером совместной деятельности на основе единого предмета и общей социально значимой целив) художественно-образными средствами, заключенными в предметах дополнительного образованияг) характером взаимодействия группы с другими участниками образовательного процесса.

Проверка гипотезы на разных этапах исследования (рис.1) требовала решения следующих задач:

1. Проанализировать содержание нормативно-правовых документов и программно-методических материалов современного дошкольного образования с целью выявления его приоритетов, опорных для профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.

2. На основе изучения композиции групп педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений выявить их специфику и социально-психологические факторы повышения эффективности их профессиональной деятельности.

3. Осуществить синтез предметов дополнительного образования как важнейшего образного регулятора профессиональной деятельности педагогов дошкольных учреждений.

4. Выявить и проанализировать этапы перехода группы педагогов дополнительного образования от индивидуальной профессиональной деятельности к совместной.

Рис. 1 Логическая схема исследования.

5. Определить систему показателей традиционных психологических критериев оценки эффективности совместной профессиональной деятельности педагогов дополнительного образованияпроследить динамику показателей на этапах перехода от индивидуальной профессиональной деятельности к совместной.

Методологической основой исследования стал синтез концептуальных положений социальной психологии относительно феномена малой группы и факторов повышения эффективности ее деятельности (Г. М. Андреева, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, Я. JI. Коломинский, Р. С. Немов, JI. И. Уманский, А. С. Чернышев) — профессиональной культуры педагога как единораздельной целостности, гармонично сочетающей в себе четыре образа: культуры труда, культуры познания, культуры общения, культуры самосовершенствования (А.А. Криулина) — возрастание значения образа как психологического регулятора социальных отношений (П. Н. Шихирев) — выводы психологов по проблемам современного дошкольного образования (А. Г. Асмолов, JI. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовался следующий комплекс методов и методик: для сбора эмпирических данных — теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и официальных документовлонгитюдное включенное наблюдениеметод опроса (устный и письменный варианты) — анализ продуктов деятельности дошкольников, педагогов, родителейдля психодиагностики взрослых — социометрический тест Дж. Моренометодика определения уровня самооценки педагогаметодика выявления эталонных и реальных ценностей педагогов (А. И. Донцов, 1979) — методика определения способностей педагога к эмпатии (И. М. Юсупов, 1994) — для психодиагностики детей — методика диагностики эмоционального состояния дошкольников (О. М. Попова, 1990) — комплекс традиционных методик диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

Надежность и достоверность результатов исследования достигалась посредством использования комплекса методов и методик, соответствующих предмету, целям и задачам исследованиярепрезентативностью выборки.

Организационная база исследования. Исследование проводилось в период с 1991 по 2002 год в четыре этапа:

1. Теоретический анализ проблемы, выбор методов исследования и основных критериев оценки психологической готовности детей к обучению в школе (1991 -1998).

2. Анализ предметов эстетического цикла и разработка «Развивающих игр» (1991 -1994).

3. Выявление специфики группы педагогов дополнительного образованиясоциально-психологических факторов, влияющих на эффективность ее профессиональной деятельности (1994 по настоящее время).

4. Отбор критериев и изучение эффективности профессиональной деятельности группы педагогов дополнительного образования (1997 — 2001).

В исследовании принимали участие 47 педагогов дополнительного образования, 24 воспитателя, 472 дошкольника из трех дошкольных образовательных учреждений: ДОУ № 9 г. Курск, Академии Дошкольных Наук г. Курск, прогимназия № 17 г. Шадринск.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем, их научная новизна н теоретическое значение:

— установлено соотношение приоритетов программ современного дошкольного образования с предметным содержанием профессиональной деятельности педагогов дополнительного образованиявыявлены основные характеристики группы педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений, необходимые для дальнейшей разработки проблемы повышения эффективности профессиональной деятельностивыявлены предметная основа и направления интеграции профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования с другими участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;

— определены социально-психологические факторы, усиливающие взаимодействие внутри группы и с другими участниками образовательного процесса;

— прослежены психологические характеристики старшего дошкольника, опорные для взаимодействия педагогов дополнительного образования при реализации основной цели их деятельности;

— предложена система показателей в соответствии с традиционными критериями для оценки эффективности совместной профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений на этапе подготовки детей к школе.

Практическое значение полученных результатов: выявленные и изученные специфика группы педагогов дополнительного образования и социально-психологические факторы, влияющие на повышение эффективности ее профессиональной деятельности, могут быть основой для определения динамики малых групп в рамках разнообразных дошкольных образовательных учрежденийпредложенные показатели критериев оценки эффективности профессиональной деятельности группы педагогов дополнительного образования целесообразно использовать при диагностировании педагогов на предмет их профессионального роста;

— разработанные автором психологически обоснованные развивающие игры и сценарии праздников могут использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений с целью расширения социального опыта дошкольников и взрослых;

— систему синтеза предметов дополнительного образования можно использовать для перспективного планирования деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений в соответствии с новыми концепциями и программами дошкольного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Группа педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений является специфическим новообразованием и характеризуется рядом социально-психологических признаков, отличающих ее от воспитателей.

2. Для профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования характерны следующие приоритеты: конструирование вариативных моделей развивающего дошкольного образования (в том числе в аспекте преемственности дошкольного и начального образования) — поиск способов построения личностно развивающих форм взаимодействия детей и взрослыхформирование у взрослых психологической готовности к организации таких взаимодействий.

3. Социально-психологическими факторами, влияющими на эффективность профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, являются: специфика композиции группы и предмета ее деятельностисовместная деятельность на основе единого предмета и общей социально значимой целиобразная основа (звуковая, цветовая, пластическая) предметов дополнительного образованияхарактер их взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

4. Переход от индивидуальной профессиональной деятельности к совместной осуществляется в три этапа: цикл «Развивающие игры» педагога-психолога и педагогов дополнительного образованиясовместные занятия педагогов на общие темы предметов дополнительного образования, без участия психологавзаимодействие педагогов с другими участниками образовательного процесса при подготовке и проведении общих праздников.

5. В систему показателей для оценки эффективности совместной профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования вошли: уровень психологической готовности детей к школестепень удовлетворенности педагогов совместной деятельностью группы на профессиональном и эмоциональном уровнях и разнообразные виды их сверхнормативной активности.

6. Выявлена тенденция повышения уровня психологической готовности детей к обучению в школе (по всем показателям) и изменения самооценки педагогов (от завышенной к реалистической) в процессе изменения форм организации совместной профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.

Апробация результатов. Результаты исследования докладывались на ежегодных методических семинарах-совещаниях работников дошкольных учреждений г. Курсканашли отражение в докладах и сообщениях автора исследования на Республиканской научной конференции «Психология и образование, современное состояние, проблемы, перспективы» в г. Курске, 1994 г.- на Всероссийской научно-практической конференции «Учебные книги К. Д. Ушинского и современная школа» в г. Курске, 1997 г.- на Всероссийской научно-практической конференции «Диалог истории и искусства (российская провинция: опыт, проблемы, решения») в г. Курске, 2000 г.- на Межрегиональных научно-практических конференциях в г. г. Новомосковске, Воронежев сообщениях на заседаниях педсоветов ДОУ г. г. Курска и Шадринска (1995;2002), в Академии дошкольных наук при Доме Знаний г. Курска (1997 — 2002).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (180 источников) и 8 приложений.

Заключение

.

Таким образом, проведенное нами лонгитюдное включенное наблюдение группы педагогов дополнительного образования в разнообразных ДОУ и изучение детерминант эффективности их профессиональной деятельности позволяет сделать следующие обоснованные выводы:

1. Теоретический анализ показал, что опорными приоритетами (1.1) для профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений являются: конструирование вариативных моделей развивающего дошкольного образования (в том числе в аспекте преемственности дошкольного и начального образования) — поиск способов построения личностно развивающих форм взаимодействия детей и взрослыхформирование у взрослых психологической готовности к организации таких взаимодействий.

2. Изучение психологической литературы и анализ композиции группы педагогов дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения выявили, что эта группа является реальной, обладающей специфическими признаками, отличающими ее от традиционного педагогического состава (воспитателей): узкопрофессиональная, но глубокая подготовленность по предмету дополнительного образованиядостаточно разносторонний и богатый опыт профессиональной деятельности каждого педагога в «додетсадовский» периодслабая зависимость от возрастного цензаединый предмет профессиональной деятельности (все старшие и подготовительные группы) — недостаточность знаний специфики старшего дошкольного возрастаповышенная тревожностьориентация на референтные группы вне дошкольного образовательного учреждения и др.

3. Из множества социально-психологических факторов, наиболее четко анализируемых в данной работе, влияющих на эффективность ее профессиональной деятельности предметом изучения в данной работе являются: специфика группысовместная деятельность на основе единого предмета и общей социально значимой целихудожественно-образные средства, заключенные в предметах дополнительного образованиявзаимодействие группы педагогов дополнительного образования с другими участниками образовательного процесса.

4. Определение образной основы системы предметов дополнительного образования является необходимым условием организации поэтапного перехода группы педагогов дополнительного образования от индивидуальной профессиональной деятельности к совместной. Эта основа позволила определить синтез предметов дополнительного образования, который использовался в совместных занятиях и общих праздниках.

5. Этапами перехода группы педагогов дополнительного образования от совместно-индивидуальной деятельности к совместновзаимодействующей являются: цикл «Развивающие игры» педагога-психолога и педагогов дополнительного образования, направленный на увеличение объема психологических знаний педагогов о старшем дошкольнике и на приобретение опыта взаимодействиясовместные занятия педагогов на общие темы предметов дополнительного образования, без участия психологавзаимодействие педагогов с другими участниками образовательного процесса при подготовке и проведении общих праздников. Критерием перехода служил реальный факт введений новых форм совместной работы.

6. Научно обоснованными психологическими показателями общепринятых в социальной психологии критериев оценки эффективности совместной профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования выступили:

— социально значимый результат в виде готовности старших дошкольников к обучению в школе;

— профессиональная и эмоциональная удовлетворенность педагогов совместной профессиональной деятельностью группы;

— разнообразные виды их сверхнормативной активности.

7. Выявлена тенденция повышения уровня психологической готовности детей к обучению в школе по всем исследуемым показателям (мотивация, саморегуляция, фонематический слух, словарное развитие, кратковременная память, способность к умозаключениям и умственная активность) и изменения самооценки педагогов (от завышенной к реалистической) на этапах перехода педагогов дополнительного образования от индивидуальной профессиональной деятельности к совместной;

8. Исследование позволило выявить ряд направлений, требующих изучения и разрешения на следующем этапе реформирования системы дошкольного образования. Среди них мы выделяем такие как: разработка современной системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования, не имеющих дошкольного образованиявыявление тенденций социально-психологического развития участников образовательного процесса в дошкольных учрежденияхизучение специфики групп педагогов дополнительного образования в различных дошкольных учрежденияхисследование особенностей восприятия современных медиасредств дошкольниками и роль педагогов ДОУ в этом процессеизучение экологической целостности личности дошкольника и формы ее профилактики средствами предметов дополнительного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология : Учеб. Пособие для студентов вузов. — М.: Издательский центр «Академия «, 1997. — 704 с.
  2. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержкаб Сб.метод. мат. / Сост. М. Р. Битянова. М.: Образоват. Центр. Педаг. поиск, 1997. — 112 с.
  3. Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. -М. МГУ, 1988.-430 с.
  4. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Наука, 1994−324 с.
  5. Т. В. Как организовать современную предметно -развивающую среду // Дошк. восп. 1999 — № 5 — С. 32 — 33
  6. А. Г. Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование России в документах и материалах. ~ М: Изд-во ГНОМ и Д., 2001.-С. 226−289
  7. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. 103 с.
  8. С. Н. Напитать душу красотой //Дошк. восп. 1999 — № 6 — С. 47 — 49
  9. В. И. Мир един. //Дошк. восп. 2000 — № 1 — С. 3 — 5
  10. X., Смирнова Е. Общение со сверстниками основной источник психологического развития ребенка // Дошк. восп. — 1991 — № 2 -С. 33−36
  11. И. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. -М.: Совершенство, 1998.-298 с.
  12. М. В. Использование художественно эстетического потенциала прозы К. Д. Ушинского в процессе формирования основ экранной культуры на современном этапе медиаобразования. — Курск: КГПУ, 1997-С. 206−208
  13. М. В. Некоторые проблемы развития личности средствами мультипликационного кино // Психология и образование, современное состояние, проблемы, перспективы: Тез. докл. Республ. науч.-практ. конф. Курск: КГПУ, 1995. — С. 62 — 63
  14. М. В. Роль малой социальной группы педагогов дополнительного образования в формировании основ базовой культуры дошкольника // Воспитание патриота и гражданина XXI века: Материалы науч.- практ. конф. Шадринск: ШГПИ, 2001. — С. 158−159
  15. А. А. Восприятие и понимание человеком человека. М.: Изд-воМГУ, 1892.-200 с.
  16. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -465 с.
  17. Л. А. Путь к развитию детского творчества. М.: Знание, 1983. 92 с. — (Нар. ун-т. Пед. Фак., — № 4).
  18. В. В. Уроки психологического здоровья. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
  19. Л. С. Мышление и речь // Собр. соч., т. 2. М.: Педагогика, 1982. — 360 с.
  20. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991.-91 с.
  21. . М. Человек. Искусство. Техника. / Пробл. синестезии в искусстве. Казань: Изд- во Казан. Ун-та, 1987. — 293 с.
  22. В. И. Нервные дети. Л., 1990.
  23. Е. В. Знакомьтесь : «Выразительное движение «// Дошк. восп. 1999 — № 10. — С. 15−18
  24. Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие. Пер. с англ. М.: Изд -во Моск. Ун-та, 1982. — 464 с.
  25. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  26. В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психологии. 1997 — № 1. — С. 3−18
  27. В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержание деятельности // Психол. журнал. 1998. — Т19 — № 6. — С. 20−27
  28. М. В. Занятия по изобразительной деятельности // Дошк. восп. 1999. — № 7. — С. 55 — 57
  29. Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе / Под ред. Л. И. Акатова. Курск: КГПУ, 1996 — 22 с.
  30. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. С. А. Багрецова. СПб: Лань: Изд-во СПУ МВД России, 1999 — 640с.
  31. Г. и Д., Эйзен С. Как дать ребенку энциклопедические знания / Пер. с англ. М.: Аквариум, 1998. — 320 с.
  32. А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во МГУ, 1979- 126 с.
  33. А. И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984 — 207с.
  34. А. И., Дубовская Е. М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. Вопр. психологии. 1998. -№ 2.-С. 61−71
  35. А. И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопр. психол. 1980. — № 4. — С. 3849
  36. Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошк. восп. -2000. -№ 3.-С.15−18
  37. Дошкольник: Обучение и воспитание. Воспитателям и родителям. — Ярославль: Академия развития, Академия К., 1998. 256 с.
  38. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно -методических материалов. М.: Изд-во ГНОМ и Д., 2001. — 472 с.
  39. Е. М., Тихомандрицкая О. А. О стратегиях работы психолога в школе. / Введение в практическую социальную психологию. -М.: Наука, 1994-С. 137−146
  40. О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопр. психол. 1998. — № 6. — С. 52 — 59
  41. О. М., Веранса Н. Е. Элементы карнавальной культуры в развитии ребенка-дошкольника. // Вопр. психол. 1994. — № 2. — С. 77−87.
  42. Н. Н. Приглашение к творчеству // Дошк. восп. 1999. — № 1.-С. 3−4
  43. П. М. Режиссура как практическая психология. М.: ВТО, 1972 — 96 с.
  44. Т. В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольника в предыдущей фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопр. психол. 1999. — № 1. — С. 62−65
  45. А. Л. Роль системного подхода в исследовании трудового коллектива // Психол. журнал. 1988. — т. 9. — № 6. — С. 53−64
  46. А. Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психол. журнал. 1989. — т. 19. -№ 3. — С. 3−16
  47. А. В. Психическое развитие ребенка /УИзбр. психологические труды в 2-х томах. М: Просвещение, 1986.
  48. А. В., Маркова Т. А. Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1980.-215 с.
  49. А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  50. В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М.: Триволла, 1994. 304 с.
  51. И. А. Педагогическая психология: Учеб. Для студ. Вузов. -2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000. — 384 с.
  52. А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада: психология и практика // Вопр. психол. 2000. — № 5. — С.
  53. Е. А. Основы психологии :Учебник для вузов. М.: :Культура и спорт. Юнити, 1997. — 289 с.
  54. Я. Л. Психология взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная освета, 1976. 217 с.
  55. Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психол. 1989. — № 5. — С. 38−44
  56. Н. Н. Развитие эмоционально нравственной сферы и навыки общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошк. восп. -1999.-№ 10.-С. 41−42
  57. Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения . Л.: ЛГУ- 1990−204 с.
  58. А. А. Психология общения: Учебное пособие по социальной психологии. Курск: Курскинформпечать, 1992. — 128 с.
  59. А. А. Профессиональная культура и система психологической подготовки учителя. Макроэргономический подход: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1996. — 60 с.
  60. А. А. Спасти образование. Как? (Размышления психолога) Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2001 г. — 184 с.
  61. Кричевский P. J1., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М: МГУ, 1991.- 194 с.
  62. Кроник А, А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова думка, 1982 157 с.
  63. В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 688 с.
  64. В. Т. Инновационное дошкольное образование : Опыт, проблемы и стратегия образования // Дошк. восп. 1998. — № 12 — С. 66 — 70
  65. В. Т. Исследование детского развития на рубеже столетий // Вопр. психол. 200. — № 2. — С. 3−21
  66. С. А. Перспективность программ, центрированных на ребенке, в дошкольном образовании / Проблемы проэктирования образования. М. — 1995. — 257с.
  67. С. А. Перспективность программ центрированных на ребенке в дошкольном образовании // Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИЛИ РАО за 1994 г. М., 1995. — С. 107 111.
  68. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность., М.: Политиздат, 1975−302 с.
  69. М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками : общее и различное // Исследования по проблеме возрастной и педагогической психологии. М., 1986.
  70. М. И., Каптеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: Штиница, 1987.
  71. А. И. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1987. -159 с.
  72. А. И. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  73. Г. А. Письма о Монтессори-педагогике: Пособие для педагогов дошк. учреждений. Мн.: НМЦентр, 1998. — 192 с.
  74. Т. А. Исследованик оценки и самооценки в связи с типами совместной деятельности : Автореф. дис. канд. психол наук. Л.: ЛГУ, 1983. — 22 с.
  75. М. Н. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошк. восп. 1999. — № 11. — С. 6 — 8
  76. Е. И. Мы глазами ребенка.(экспресс-диагностика). Брест: БГПУ, 1996. — 25 с.
  77. Д. В. Игра и детское творчество / Воспитание детей в игре. М.: Проф. образ. — 1996. — С. 25−28
  78. В. С. Психология индивидуальности. ~ Москва Воронеж, 1996.- 132 с.
  79. Методики диагностического изучения личности / А С. Чернышев и др., Курск, 1997.
  80. Методические рекомендации по диагностике психологической готовности детей к обучению в школе / Под ред. А. С. Чернышева. Курск, 1993.
  81. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975 — 294 с.
  82. Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1977 — 228 с.
  83. Методы социальной психологии / Под ред.Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977 — 172 с.
  84. С. В. » Скажите, почему .. .» // Внешкольник. 1999. -№ 12.-С. 12−13
  85. Дж. Социометрия / Пер. с англ. М.: Инлит., 1958 — 285 с.
  86. А. В. Педагоги предметники детскому саду нужны // Дошк. восп. 1999 — № 1. — С. 20
  87. В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1975. — 238с.
  88. В. С. К проблеме социального развития ребенка // Психол. журн. 1980. — № 5. — С. 46 — 53.
  89. В. С. Психология изобразительной деятельности. М.: Педагогика, 1981. 238 с.
  90. Т. А. Динамика и «внутренняя позиция «при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1988 — № 1.
  91. Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы псхологии. М.: Просвещение Владос, 1995. — 576 с.
  92. Р. С. Социально психологический анализ эффективности деятельности коллектива. — М.: Педагогика, 1984 — 200 с.
  93. .П. Развивающие игры. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  94. О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Дис. канд. психол. наук/ ЧТУ.- Череповец, 1999.203 с.
  95. Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. — 360 с.
  96. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987 — 300 с.
  97. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М.: Прсвещение, 1985. — 208 с.
  98. В. Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994.-272 с.
  99. Особенности развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1988.
  100. Р. И. Ребенок и сверстники // Дошк. восп. 1985. — № 6. -С. 18−20
  101. И. Н. Подготовка детей к обучению в школе. Фрунзе: Ментеп, 1977. — 43 с.
  102. М. А. Игротерапия общения. М., 1995. — 98 с.
  103. . Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-350 с.
  104. Л. В. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошк. восп. 1999. — № 2. — С. 26−28
  105. Л. М. Психолого-педагогические основы домашнего воспитания. Курск: КГПИ, 1992. — 92 с.
  106. Л. А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. -216 с.
  107. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -253 с.
  108. В. И. Личность начинается с игры // Дет. лит. 1980. -№ 2. — С. 59−60
  109. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  110. К. К. Вопросы психологии труда. Изд. 2 М., 1971.
  111. Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  112. Л. С. Развивающие технологии в практике дошкольного воспитания / Учебные книги К. Д. Ушинского и современная школа. -Курск: КГПУ, 1997. С. 197−199
  113. JI. Б. Подготовка педагогов нового поколения // Дошк. восп. 2000. — № 2. — С. 87−89
  114. Н. К. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопр. психол. 1994. — № 1. — С. 78−80
  115. О. М. Восприятие и конструирование дошкольниками комического. Шадринск: ШГПИ, 1995. — 190 с.
  116. О. М. Диагностика и коррекция нравственного развития дошкольников. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 25 с.
  117. О. М. Диагностика и коррекция познавательной деятельности дошкольников (развитие внимания и памяти). Шадринск: ШГПИ, 1990.-24 с.
  118. О. М. Диагностика эмоциональных состояний дошкольников. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 19 с.
  119. О. М. Диагностические задания для определения познавательной готовности детей к обучению в школе (мышление, речь, воображение). Шадринск: ШГТШ, 1990. — 20 с.
  120. О. М. Диагностика эмоционально-нравственной и волевой готовности к обучению в школе. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 23 с.
  121. О. М. Психодиагностика и психокоррекция сенсорного развития дошкольников. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 22 с.
  122. О. М. Формирование у дошкольников элементов отроумия. Шадринск: ШГПИ, 1987. — 22 с.
  123. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1997. — 528 с.
  124. Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев: Радяньска школа, 1985. — 114 с.
  125. Психолог в детском саду / Под ред. JI. А. Венгера, Е. JI. Агеевой и др. М.: ИНТОР, 1995. — 64 с.
  126. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. 302 с.
  127. Радуга: Прогр. и метод. Руководство по воспитанию и развитию детей 5−6 лет в дет. саду / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.- сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1996. — 271 с.
  128. Радуга: Прогр. и метод. Руководство по воспитанию и образованию детей 6−7 лет в дет. саду / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.- сост. Т. Н. Доронова. М: Просвещение, 1997. — 224 с.
  129. А. И. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 152 с.
  130. Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Педагогика, 1976. 252 с.
  131. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
  132. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1964. — 218 с.
  133. А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая псхология. СПб: ЗАО Питер, 1999. — 416 с.
  134. Развитие социальных эмоций детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца и Я. 3. Неверович. М: Просвещение, 1986.
  135. Резолюция Всероссийского совещания «Проблемы преемственности дошкольного и начального образования» // Дошк. восп. -1999.-№ 10.-С. 7−9
  136. Т. А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопр. психол. 1959. — № 1. — С. 96−98
  137. Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1996.-416 с.
  138. В. В. Межличностное познание и деятельность // Вопр. психол. 1986. — № 4. — С. 76 — 81
  139. С. JI. Основы общей психологии. М., 1940. — 596 с.
  140. В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.
  141. О. В. В поисках новых форм работы с воспитателями // Дошк. восп. 1999. — № 4. — С. 46−48
  142. А. В. К проблеме детской одаренности // Дошк восп. -1999. -№ 12.-С. 2−4
  143. А. В. Концептуальный подход к развитию мышления у дошкольников //Дошк. восп. 1998. — № 10. — С. 12−14
  144. И. Я. Психодиагностика ребенка: за и против // Вопр. психол. 2000. — № 3. — С. 25−27
  145. А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Наука, 1966. -423 с.
  146. Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопр. психол. 1996. — № 3. — С. 5−13
  147. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. A. JI. Журавлева и др. М.: Наука, 1988.
  148. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994.752с.
  149. О. В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ, 1992, — 110 с.
  150. Т. О. Некоторые особенности общения со взрослыми // Дошк. восп. 1980. — № 5. — С. 47−49
  151. Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1979.-341 с.
  152. Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопр. психол. 1983. — № 4. — С. 29−38
  153. Тематическое планирование по изодеятельности детей старшей группы ДОУ № 9 г. Курска. Комп. Набор, 1997−1998 уч. г.
  154. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977. — 204 с.
  155. Тесты для детей / Сб. тестов и развивающих упражнений/. Сост. М. Н. Ильина, JI. Г. Парамонова, И. Я. Головнева. СПб.: Дельта, 1997. — 213 с.
  156. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Дошкольное образование России в документах и материалах. М.: ГНОМ и Д., 2001. — С. 48−57
  157. Л. И. и др. Критерии диагностики общественной активности группы как коллектива: Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. Курск, 1971.
  158. Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. — С. 54−71
  159. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 1995. -291 с.
  160. Ю. А., Тимофеев В. А. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вариант. -СПб, 1993.
  161. Хрестоматия по социальной психологии / Сост. А. С. Силаков, Т. А. Антопольская. Курск: изд-во КГПУ, 2000. — 228с
  162. Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. Перевод с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992
  163. А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -188 с.
  164. А. С. Психологическая подготовка будущего педагога // Вопр. психол. 2001. — № 2. — С. 140−142
  165. А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1980.
  166. Р. Г. Структура и уровни психологической готовности учителя к профессиональной педагогической деятельности: Дис. канд. психол. наук. Б. м., Б. г. — 196 с.
  167. И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  168. П. Н. Современная социальная психология.- Н.: ИП РАН- КСП± Екатеринбург: Деловая книга, 200
  169. А. Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга: КГПУ, 1998. — 308 с.
  170. Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  171. Я, ты, мы (Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста // Дошк. восп. 1999. — № 7. — С. 2−4
  172. В. А., Липов Е. Н. Психология педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1990.
  173. Bettelheim В. The uses of enchantment. The meaning and importance of Fairy Tales.: N.-Y., 1989.
Заполнить форму текущей работой