Социально-психологические факторы повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений
Диссертация
Анализ научной литературы (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, И. А. Зимняя, В. Б. Ольшанский, А. А. Реан, В. В. Рубцов и др.) позволяет сделать вывод о том, что проблемы малых групп педагогов дополнительного образования ДОУ, специфика их деятельности на этапе подготовки детей 6−7 лет к школе пока не нашли достаточного внимания исследователей. На этом акцентировала… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Концептуальные основы изучения группы педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений
- 1. 1. Общие признаки малой группы в свете современной социально-психологической и педагогической науки
- 1. 2. Специфика профессиональной деятельности группы педагогов в традиционном коллективе дошкольного учреждения
- 1. 3. Характеристика старшего дошкольника как предмета профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
- Глава 2. Форма организации совместной профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования как социально-психологический фактор повышения ее эффективности
- 2. 1. Реализация психологического потенциала цикла «Развивающие игры» в совместной деятельности педагога- психолога и педагогов дополнительного образования
- 2. 2. Совместные занятия педагогов на общие темы предметов дополнительного образования как фактор повышения эффективности их профессиональной деятельности
- 2. 3. Общий праздник как синтез предметов дополнительного образования и фактор повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
- Глава 3. Критерии оценки эффективности профессиональной деятельности группы педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений
- 3. 1. Показатели продуктивности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
- 3. 2. Показатели удовлетворенности совместной профессиональной деятельностью и сверхнормативная активность педагогов дополнительного образования
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология : Учеб. Пособие для студентов вузов. — М.: Издательский центр «Академия «, 1997. — 704 с.
- Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержкаб Сб.метод. мат. / Сост. М. Р. Битянова. М.: Образоват. Центр. Педаг. поиск, 1997. — 112 с.
- Андреева Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. -М. МГУ, 1988.-430 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Наука, 1994−324 с.
- Анохина Т. В. Как организовать современную предметно -развивающую среду // Дошк. восп. 1999 — № 5 — С. 32 — 33
- Асмолов А. Г. Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование России в документах и материалах. ~ М: Изд-во ГНОМ и Д., 2001.-С. 226−289
- Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. 103 с.
- Афанасьева С. Н. Напитать душу красотой //Дошк. восп. 1999 — № 6 — С. 47 — 49
- Ашиков В. И. Мир един. //Дошк. восп. 2000 — № 1 — С. 3 — 5
- Бедильбаева X., Смирнова Е. Общение со сверстниками основной источник психологического развития ребенка // Дошк. восп. — 1991 — № 2 -С. 33−36
- И. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. -М.: Совершенство, 1998.-298 с.
- Блинкина М. В. Использование художественно эстетического потенциала прозы К. Д. Ушинского в процессе формирования основ экранной культуры на современном этапе медиаобразования. — Курск: КГПУ, 1997-С. 206−208
- Блинкина М. В. Некоторые проблемы развития личности средствами мультипликационного кино // Психология и образование, современное состояние, проблемы, перспективы: Тез. докл. Республ. науч.-практ. конф. Курск: КГПУ, 1995. — С. 62 — 63
- Блинкина М. В. Роль малой социальной группы педагогов дополнительного образования в формировании основ базовой культуры дошкольника // Воспитание патриота и гражданина XXI века: Материалы науч.- практ. конф. Шадринск: ШГПИ, 2001. — С. 158−159
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человеком человека. М.: Изд-воМГУ, 1892.-200 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -465 с.
- Венгер Л. А. Путь к развитию детского творчества. М.: Знание, 1983. 92 с. — (Нар. ун-т. Пед. Фак., — № 4).
- Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч., т. 2. М.: Педагогика, 1982. — 360 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991.-91 с.
- Галеев Б. М. Человек. Искусство. Техника. / Пробл. синестезии в искусстве. Казань: Изд- во Казан. Ун-та, 1987. — 293 с.
- Гарбузов В. И. Нервные дети. Л., 1990.
- Горшкова Е. В. Знакомьтесь : «Выразительное движение «// Дошк. восп. 1999 — № 10. — С. 15−18
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие. Пер. с англ. М.: Изд -во Моск. Ун-та, 1982. — 464 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психологии. 1997 — № 1. — С. 3−18
- Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержание деятельности // Психол. журнал. 1998. — Т19 — № 6. — С. 20−27
- Давыдова М. В. Занятия по изобразительной деятельности // Дошк. восп. 1999. — № 7. — С. 55 — 57
- Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе / Под ред. Л. И. Акатова. Курск: КГПУ, 1996 — 22 с.
- Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. С. А. Багрецова. СПб: Лань: Изд-во СПУ МВД России, 1999 — 640с.
- Доман Г. и Д., Эйзен С. Как дать ребенку энциклопедические знания / Пер. с англ. М.: Аквариум, 1998. — 320 с.
- Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во МГУ, 1979- 126 с.
- Донцов А. И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984 — 207с.
- Донцов А. И., Дубовская Е. М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. Вопр. психологии. 1998. -№ 2.-С. 61−71
- Донцов А. И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопр. психол. 1980. — № 4. — С. 3849
- Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошк. восп. -2000. -№ 3.-С.15−18
- Дошкольник: Обучение и воспитание. Воспитателям и родителям. — Ярославль: Академия развития, Академия К., 1998. 256 с.
- Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно -методических материалов. М.: Изд-во ГНОМ и Д., 2001. — 472 с.
- Дубовская Е. М., Тихомандрицкая О. А. О стратегиях работы психолога в школе. / Введение в практическую социальную психологию. -М.: Наука, 1994-С. 137−146
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопр. психол. 1998. — № 6. — С. 52 — 59
- Дьяченко О. М., Веранса Н. Е. Элементы карнавальной культуры в развитии ребенка-дошкольника. // Вопр. психол. 1994. — № 2. — С. 77−87.
- Егорова Н. Н. Приглашение к творчеству // Дошк. восп. 1999. — № 1.-С. 3−4
- Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М.: ВТО, 1972 — 96 с.
- Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольника в предыдущей фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопр. психол. 1999. — № 1. — С. 62−65
- Журавлев А. Л. Роль системного подхода в исследовании трудового коллектива // Психол. журнал. 1988. — т. 9. — № 6. — С. 53−64
- Журавлев А. Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психол. журнал. 1989. — т. 19. -№ 3. — С. 3−16
- Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка /УИзбр. психологические труды в 2-х томах. М: Просвещение, 1986.
- Запорожец А. В., Маркова Т. А. Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1980.-215 с.
- Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М.: Триволла, 1994. 304 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. Для студ. Вузов. -2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000. — 384 с.
- Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада: психология и практика // Вопр. психол. 2000. — № 5. — С.
- Климов Е. А. Основы психологии :Учебник для вузов. М.: :Культура и спорт. Юнити, 1997. — 289 с.
- Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная освета, 1976. 217 с.
- Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психол. 1989. — № 5. — С. 38−44
- Колпакова Н. Н. Развитие эмоционально нравственной сферы и навыки общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошк. восп. -1999.-№ 10.-С. 41−42
- Крижановская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения . Л.: ЛГУ- 1990−204 с.
- Криулина А. А. Психология общения: Учебное пособие по социальной психологии. Курск: Курскинформпечать, 1992. — 128 с.
- Криулина А. А. Профессиональная культура и система психологической подготовки учителя. Макроэргономический подход: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1996. — 60 с.
- Криулина А. А. Спасти образование. Как? (Размышления психолога) Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2001 г. — 184 с.
- Кричевский P. J1., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М: МГУ, 1991.- 194 с.
- Кроник А, А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова думка, 1982 157 с.
- Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 688 с.
- Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование : Опыт, проблемы и стратегия образования // Дошк. восп. 1998. — № 12 — С. 66 — 70
- Кудрявцев В. Т. Исследование детского развития на рубеже столетий // Вопр. психол. 200. — № 2. — С. 3−21
- Леонов С. А. Перспективность программ, центрированных на ребенке, в дошкольном образовании / Проблемы проэктирования образования. М. — 1995. — 257с.
- Леонов С. А. Перспективность программ центрированных на ребенке в дошкольном образовании // Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИЛИ РАО за 1994 г. М., 1995. — С. 107 111.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность., М.: Политиздат, 1975−302 с.
- Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками : общее и различное // Исследования по проблеме возрастной и педагогической психологии. М., 1986.
- Лисина М. И., Каптеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: Штиница, 1987.
- Лутошкин А. И. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1987. -159 с.
- Лутошкин А. И. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Любина Г. А. Письма о Монтессори-педагогике: Пособие для педагогов дошк. учреждений. Мн.: НМЦентр, 1998. — 192 с.
- Маталина Т. А. Исследованик оценки и самооценки в связи с типами совместной деятельности : Автореф. дис. канд. психол наук. Л.: ЛГУ, 1983. — 22 с.
- Маханева М. Н. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошк. восп. 1999. — № 11. — С. 6 — 8
- Медведевская Е. И. Мы глазами ребенка.(экспресс-диагностика). Брест: БГПУ, 1996. — 25 с.
- Менджерицкая Д. В. Игра и детское творчество / Воспитание детей в игре. М.: Проф. образ. — 1996. — С. 25−28
- Мерлин В. С. Психология индивидуальности. ~ Москва Воронеж, 1996.- 132 с.
- Методики диагностического изучения личности / А С. Чернышев и др., Курск, 1997.
- Методические рекомендации по диагностике психологической готовности детей к обучению в школе / Под ред. А. С. Чернышева. Курск, 1993.
- Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975 — 294 с.
- Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1977 — 228 с.
- Методы социальной психологии / Под ред.Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977 — 172 с.
- Михалков С. В. » Скажите, почему .. .» // Внешкольник. 1999. -№ 12.-С. 12−13
- Морено Дж. Социометрия / Пер. с англ. М.: Инлит., 1958 — 285 с.
- Мосягина А. В. Педагоги предметники детскому саду нужны // Дошк. восп. 1999 — № 1. — С. 20
- Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1975. — 238с.
- Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка // Психол. журн. 1980. — № 5. — С. 46 — 53.
- Мухина В. С. Психология изобразительной деятельности. М.: Педагогика, 1981. 238 с.
- Нежнова Т. А. Динамика и «внутренняя позиция «при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1988 — № 1.
- Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы псхологии. М.: Просвещение Владос, 1995. — 576 с.
- Немов Р. С. Социально психологический анализ эффективности деятельности коллектива. — М.: Педагогика, 1984 — 200 с.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Дис. канд. психол. наук/ ЧТУ.- Череповец, 1999.203 с.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. — 360 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987 — 300 с.
- Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М.: Прсвещение, 1985. — 208 с.
- Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994.-272 с.
- Особенности развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1988.
- Островская Р. И. Ребенок и сверстники // Дошк. восп. 1985. — № 6. -С. 18−20
- Палагина И. Н. Подготовка детей к обучению в школе. Фрунзе: Ментеп, 1977. — 43 с.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., 1995. — 98 с.
- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-350 с.
- Пенькова Л. В. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошк. восп. 1999. — № 2. — С. 26−28
- Перминова Л. М. Психолого-педагогические основы домашнего воспитания. Курск: КГПИ, 1992. — 92 с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. -216 с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -253 с.
- Петрушин В. И. Личность начинается с игры // Дет. лит. 1980. -№ 2. — С. 59−60
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
- Платонов К. К. Вопросы психологии труда. Изд. 2 М., 1971.
- Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
- Подымова Л. С. Развивающие технологии в практике дошкольного воспитания / Учебные книги К. Д. Ушинского и современная школа. -Курск: КГПУ, 1997. С. 197−199
- Поздняк JI. Б. Подготовка педагогов нового поколения // Дошк. восп. 2000. — № 2. — С. 87−89
- Поливанова Н. К. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопр. психол. 1994. — № 1. — С. 78−80
- Попова О. М. Восприятие и конструирование дошкольниками комического. Шадринск: ШГПИ, 1995. — 190 с.
- Попова О. М. Диагностика и коррекция нравственного развития дошкольников. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 25 с.
- Попова О. М. Диагностика и коррекция познавательной деятельности дошкольников (развитие внимания и памяти). Шадринск: ШГПИ, 1990.-24 с.
- Попова О. М. Диагностика эмоциональных состояний дошкольников. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 19 с.
- Попова О. М. Диагностические задания для определения познавательной готовности детей к обучению в школе (мышление, речь, воображение). Шадринск: ШГТШ, 1990. — 20 с.
- Попова О. М. Диагностика эмоционально-нравственной и волевой готовности к обучению в школе. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 23 с.
- Попова О. М. Психодиагностика и психокоррекция сенсорного развития дошкольников. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 22 с.
- Попова О. М. Формирование у дошкольников элементов отроумия. Шадринск: ШГПИ, 1987. — 22 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1997. — 528 с.
- Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев: Радяньска школа, 1985. — 114 с.
- Психолог в детском саду / Под ред. JI. А. Венгера, Е. JI. Агеевой и др. М.: ИНТОР, 1995. — 64 с.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. 302 с.
- Радуга: Прогр. и метод. Руководство по воспитанию и развитию детей 5−6 лет в дет. саду / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.- сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1996. — 271 с.
- Радуга: Прогр. и метод. Руководство по воспитанию и образованию детей 6−7 лет в дет. саду / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.- сост. Т. Н. Доронова. М: Просвещение, 1997. — 224 с.
- Раев А. И. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 152 с.
- Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Педагогика, 1976. 252 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1964. — 218 с.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая псхология. СПб: ЗАО Питер, 1999. — 416 с.
- Развитие социальных эмоций детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца и Я. 3. Неверович. М: Просвещение, 1986.
- Резолюция Всероссийского совещания «Проблемы преемственности дошкольного и начального образования» // Дошк. восп. -1999.-№ 10.-С. 7−9
- Репина Т. А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопр. психол. 1959. — № 1. — С. 96−98
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1996.-416 с.
- Романов В. В. Межличностное познание и деятельность // Вопр. психол. 1986. — № 4. — С. 76 — 81
- Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. М., 1940. — 596 с.
- Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.
- Рященко О. В. В поисках новых форм работы с воспитателями // Дошк. восп. 1999. — № 4. — С. 46−48
- Савенков А. В. К проблеме детской одаренности // Дошк восп. -1999. -№ 12.-С. 2−4
- Савенков А. В. Концептуальный подход к развитию мышления у дошкольников //Дошк. восп. 1998. — № 10. — С. 12−14
- Селеверстова И. Я. Психодиагностика ребенка: за и против // Вопр. психол. 2000. — № 3. — С. 25−27
- Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Наука, 1966. -423 с.
- Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопр. психол. 1996. — № 3. — С. 5−13
- Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. A. JI. Журавлева и др. М.: Наука, 1988.
- Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994.752с.
- Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ, 1992, — 110 с.
- Сорокина Т. О. Некоторые особенности общения со взрослыми // Дошк. восп. 1980. — № 5. — С. 47−49
- Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1979.-341 с.
- Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопр. психол. 1983. — № 4. — С. 29−38
- Тематическое планирование по изодеятельности детей старшей группы ДОУ № 9 г. Курска. Комп. Набор, 1997−1998 уч. г.
- Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977. — 204 с.
- Тесты для детей / Сб. тестов и развивающих упражнений/. Сост. М. Н. Ильина, JI. Г. Парамонова, И. Я. Головнева. СПб.: Дельта, 1997. — 213 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Дошкольное образование России в документах и материалах. М.: ГНОМ и Д., 2001. — С. 48−57
- Уманский Л. И. и др. Критерии диагностики общественной активности группы как коллектива: Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. Курск, 1971.
- Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. — С. 54−71
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 1995. -291 с.
- Филимоненко Ю. А., Тимофеев В. А. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вариант. -СПб, 1993.
- Хрестоматия по социальной психологии / Сост. А. С. Силаков, Т. А. Антопольская. Курск: изд-во КГПУ, 2000. — 228с
- Чейпли Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. Перевод с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992
- Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -188 с.
- Чернышев А. С. Психологическая подготовка будущего педагога // Вопр. психол. 2001. — № 2. — С. 140−142
- Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1980.
- Шакирова Р. Г. Структура и уровни психологической готовности учителя к профессиональной педагогической деятельности: Дис. канд. психол. наук. Б. м., Б. г. — 196 с.
- Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
- Шихирев П. Н. Современная социальная психология.- Н.: ИП РАН- КСП± Екатеринбург: Деловая книга, 200
- Штейнмец А. Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга: КГПУ, 1998. — 308 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Я, ты, мы (Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста // Дошк. восп. 1999. — № 7. — С. 2−4
- Якунин В. А., Липов Е. Н. Психология педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1990.
- Bettelheim В. The uses of enchantment. The meaning and importance of Fairy Tales.: N.-Y., 1989.