Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Креативность студентов-педагогов как фактор их самоактуализации в обучении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, именно образование «создает условия для повышения конкурентноспособности личности, обеспечивает профессиональную и кадровую мобильность, формирование кадровой элиты общества, основанного на свободном развитии личности». Как отмечается в литературе «Поставить в центр личность, перейти к персональному или «штучному» образованию на основе развития эффективных систем. Решение этих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема актуализации креативности студентов педагогов в процессе профессиональной подготовки
    • 1. 1. Креативность как фактор самоактуализации в контексте личностного развития
    • 1. 2. Самоактуализация в педагогической деятельности
    • 1. 3. Личность как субъект творческой деятельности
    • 1. 4. Личностно-образующие циклы как одно из условий решения проблемы актуализации креативности
    • 1. 5. Проблема профессионального и личностного становления студентов педагогических вузов
  • Выводы
  • Глава 2. Организация, предмет и методы экспериментального исследования
    • 2. 1. Основные этапы, предмет, цели и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация и проведение психолого-педагогического эксперимента
    • 2. 4. Экспериментальная программа актуализации креативности студентов в логике личностно-образующих творческих циклов
  • Выводы
  • Глава 3. Результаты исследования и их анализ
    • 3. 1. Результаты диагностического этапа исследования
      • 3. 1. 1. Исследование возможностей студентов в проявлении креативности в процессе обучения
      • 3. 1. 2. Особенности самоактуализации и креативности студентов
      • 3. 1. 3. Сформированность у студентов-педагогов субъектности творческой деятельности
    • 3. 2. Результаты формирующего этапа исследования
      • 3. 2. 1. Показатели уровней креативности и самоактуализации у студентов до эксперимента
      • 3. 2. 2. Динамика уровней креативности и самоактуализации у студентов экспериментальной группы после эксперимента
      • 3. 2. 3. Динамика уровней креативности и самоактуализации у студентов контрольной группы после эксперимента
      • 3. 2. 4. Проверка эффективности формирующего эксперимента
      • 3. 2. 5. Типология студентов по результатам эксперимента
      • 3. 2. 6. Формирование профессионально важных качеств и успешности обучения студентов в процессе эксперимента
  • Выводы

Креативность студентов-педагогов как фактор их самоактуализации в обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования.

В данный момент в России складывается такая ситуация, при которой кризис в экономической и социальной сферах сочетаются с процессами демократизации общества и привлечением внимания к человеку как личности. Возрастание меры социальной свободы для активной творческой личности и раскрытие индивидуальности позволяет говорить о необходимости как личностного, так и профессионального развития современного человека в процессе его профессиональной деятельности. В современных условиях нестабильности найти себя как личность и профессионала может только самоактуализирующийся субъект, имеющий активную жизненную позицию как по отношению к внешним условиям жизни, так и к тем внутренним процессам, которые связаны с самосознанием, самопопиманием, самоактуализацией и самореализацией.

На это обращали внимание ученые еще в середине прошлого века, разрабатывая научные подходы к пониманию развития личности (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев), рассматривая идеи творческого развития и саморазвития личности (Я.А. Пономарев, СЛ. Рубинштейн, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина, и др.). В настоящее время, в период роста конкурентноспособности специалиста проблема креативности выходит на первый план, что подчеркивается в научной литературе о высшем педагогическом образовании (Ф.Н. Гоноболин, A.A. Деркач, E.H. Дмитриева, А. К. Маркова, JI.M. Митина, В. Н. Карандашев, В. Г. Казанская и др).

Система общего и высшего образования в целом в настоящее время реформируется. Правительством РФ третьего сентября 2005 года утверждена «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 20 062 010 годы» № 1340-р, в обосновании которой подчеркивается, особая роль образования в решении задач социально-экономического развития России.

Кроме того, именно образование «создает условия для повышения конкурентноспособности личности, обеспечивает профессиональную и кадровую мобильность, формирование кадровой элиты общества, основанного на свободном развитии личности» [85, С. 250−251]. Как отмечается в литературе «Поставить в центр личность, перейти к персональному или „штучному“ образованию на основе развития эффективных систем. Решение этих и других стратегических задач образования, направленных, прежде всего, на обеспечение роста конкурентноспособности страны и повышения благосостояния ее граждан связано с адекватной реакцией системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики» [90, С. 19].

Наличие реформ общеобразовательной и профессиональной школы, а также обновление содержание образования, требует принципиальных изменений во всей образовательной системе, перемещая актуальные проблемы педагогической психологии в плоскость индивидуально-личностного потенциала учащихся и педагогов. Исследователько-творческая подготовка студентов необходима в современном педагогическом вузе. «Обучение следует построить таким образом, чтобы студенты могли на семинарах проводить самостоятельный анализ, включаться в собственную исследовательскую деятельность. По педагогике это, прежде всего, выполнение творческих проектов, подготовка докладов, курсовых и дипломных работ» [43, С. 77].

Реформа образования делает акцент на гуманизацию образования, т. е. на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночной экономики. Это в целом не противоречит одному из первых требований к содержанию образования, отраженном в статье 14 «Закона об образовании Российской федерации» обеспечению самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. [58, С. 106] В принципах же государственной политики в области образования подчеркивается гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности. [58, С. 98].

Личность становится активным субъектом профессионального развития и личностного роста. Поэтому, чтобы соответствовать требованиям времени, студент — будущий педагог, в процессе обучения должен не только приобрести фундаментальные знания, но и сформировать в себе потребность в самосовершенствовании, в овладении знаниями в течение всей своей активной жизнедеятельности.

Современное образование на настоящий момент является той сферой, где задача становления целостной творческой личности является одной из первых. Особенно важно это в педагогическом образовании учителя, т.к. для формирования целостной личности учащегося сам педагог должен достигать целостности собственной личности, чтобы быть способным к осуществлению основной деятельности. Именно это позволит выйти человеку на качественно новый уровень как личностного, так и профессионального развития. Как показывают исследования, проведенные Государственным образовательным учреждением «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» с 2004 по 2006 год, одной из основной причин потери интереса к учебе, и, как следствие, неуспешности в данном виде деятельности у школьников является отсутствие возможности реализовать себя, свои способности и возможности.

Социальная ситуация подготовки педагогов обусловливает наличие в ней противоречия: подготовка педагогов основывается на получение знаний, умений и навыков по предметам в рамках «Образовательного стандарта» с одной стороны, с другой стороны общественная ситуация требует того, чтобы каждый человек стремился к самореализации и творчеству. Разрешение данного противоречия возможно в том случае, если при сохранении необходимого содержания образовательного процесса формы и методы обучения и подготовки специалистов будут способствовать развитию креативной самоактуализирующейся личности.

Цель: исследование креативности студентов-педагогов как фактора их самоактуализации в процессе обучения, построенного в логике личностно-образующих творческих циклов.

Объект исследования: студенты психолого-педагогического, исторического факультетов и факультета психологии и педагогики развития ребенка Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Предмет исследования: креативность как фактор самоактуализации студентов и ее динамика в процессе реализации личностно-образующих творческих циклов в обучении.

Гипотеза: обучение, построенное в логике личностно-образующих творческих циклов, актуализирует креативность студентов-педагогов, способствует развитию у них самоактуализации и компонентов субъекта творческой деятельности.

Цель, предмет и гипотеза обусловили решение следующих задач исследования:

— определить условия актуализации креативности студентов в процессе обучения;

— выявить у студентов-педагогов признаки субъектности творческой деятельности;

— определить типы студентов в зависимости от сформированное&tradeу них креативности, самоактуализации и субъектности в обучении;

— разработать модель преподавания в логике личностно-образующих творческих циклов «Основы педагогического мастерства», способствующую развитию самоактуализации и креативности студентов.

В качестве методов исследования были использованы: анкеты, опрос (интервью), тесты (самоактуализационный тест САМОАЛ и тест-опросник Уортмана), контент-анализ самоотчетов творческой деятельности студентов, включенное и невключенное наблюдение с фиксацией результатов в дневнике наблюдений, констатирующий и формирующий эксперименты, методы математической обработки полученных данных.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются:

— системный подход к анализу исследуемого материала с позиций его целостного рассмотрения (К.А. Абульханова-СлавскаяВ.И. Тютюнник и др.).

— идеи творческого развития и саморазвития личности (Д.Б. Богоявленская, Г. Д. Кириллова, Ю. Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина, и др.) и представления о субъекте деятельности и его формировании (Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев);

— представления о личности и ее самоактуализации (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс);

— научные подходы к пониманию развития личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Маклаков, B.C. Мерлин).

— концепция о творческом содружестве поколений и совместной творческой социально полезной деятельности И. П. Иванова;

— представления о психологических закономерностях формирования профессиональной деятельности учителя (Б.Г. Ананьев, Ф. Н. Гоноболин,.

A.A. Деркач, E.H. Дмитриева, В. Г. Казанская, В. Н. Карандашев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, и др.) и акмеологических подходах к его самоактуализации и креативности (A.A. Бодалев, Ю. А. Гачин, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, A.A. Реан и др.);

— представления о развитии личности в обучении (В.В. Давыдов,.

B.Г. Казанская, H.A. Менчинская, A.M. Матюшкин);

— понимание креативности и ее развития в деятельности (Д.Б. Богоявленская, Ю. Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин, А. Матейко, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Е.Л. Яковлева).

Исследование проводилось в несколько этапов:

— поисково-теоретический (1999 — 2000 гг.) предполагал изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияформирование понятийного аппарата, выделение основных направлений и методики исследования, формулирование цели, задач, рабочей гипотезы исследования, составление программ исследовательской работы.

— диагностический (2000;2001 гг.) был связан с проведением серии констатирующих срезов с целью подготовки формирующего эксперимента.

— опытно-экспериментальный (2002;2004 гг.) — проведение формирующего эксперимента.

— обработка, анализ и систематизация полученных результатов, уточнение теоретических, экспериментальных выводов, оформление диссертационной работы (2005;2006 гг.).

Научная новизна.

• разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель преподавания педагогической дисциплины в логике личностно-образующих творческих циклов;

• выявлена динамика развития креативности студентов, как предпосылки их самоактуализации в процессе обучения, построенного в логике личностно-образующих творческих циклов;

• определены психологические особенности студентов как субъектов творческой деятельности в зависимости от уровня актуализации у них креативности;

Теоретическая значимость.

• уточнены условия развития креативности, способствующие самоактуализации студентов в обучении;

• установлено влияние креативности на формирование профессионально важных качеств будущего педагога в процессе обучения;

• рассмотрена связь креативности и самоактуализации в формировании будущего педагога;

• получены новые данные о субъектности, самоактуализации и креативности студентов;

• научно обоснована программа учебного курса, включающая блоки, соответствующие логике личностно-образующих творческих цикловПрактическая значимость.

— выявлены критерии сформированности субъектности творческой деятельности;

— разработана модель преподавания курса «Основы педагогического мастерства», актуализирующего креативность студентов и влияющего на их самоактуализацию;

— выявлены типы студентов с признаками субъектности творческой деятельности;

— выявлены причины, препятствующие актуализации креативности студентов — педагогов;

— полученные данные могут быть использованы при обучении в высшей школе, при чтении лекций по возрастной и педагогической психологии, на курсах повышения квалификации.

Положения, выносимые на защиту:

— одним из эффективных условий развития креативности студентов является их обучение в логике личностно-образующих творческих циклов;

— креативность студентов как субъектов творческой деятельности актуализируется в процессе обучения, построенного на основе курса «Основы педагогического мастерства» в логике личностно-образующих творческих циклов;

— существует взаимосвязь между креативностью, самоактуализацией, академической успеваемостью студентов и формированием их профессионально важных качеств в процессе обучения;

— уровень сформированности у студентов креативности, самоактуализации и субъектности позволяют определить типологию студентов в обучении.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, внутренней непротиворечивостью логики исследования, применением совокупности методов, адекватных природе изучаемого явления, целям и задачам исследования репрезентативностью выборки, сочетанием количественного и качественного анализа результатов, проведением статистической обработки данных с помощью программы STATISTICA.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе формирующего эксперимента, путем публикации материалов исследования в научных сборниках «Новые исследования в педагогике и психологии» (Великий Новгород, 1999), «Ученые записки ИНПО» (Великий Новгород, 2001 — 2005), в городском профессиональном педагогическом журнале «Ментор» (№ 4, 1999г- № 1, 2001 г.) а также в журнале «Aima mater» («Вестник высшей школы» № 10, М., 2006 г.). Материалы исследования были представлены на конференции «Практическая психология в образовательных учреждениях города» (Великий Новгород, 1999;2004) — международной научно-практической конференции «Творчество, общение, личность» (Москва — Великий Новгород 1999). Материалы теоретической части исследования явились основой для работы творческой группы педагогов-психологов образовательных учреждений г. Великого Новгорода по изучению креативности. Практические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологического обеспечения образовательного процесса, кафедры психологии ИНПО НовГУ им. Я. Мудрого и кафедры практической психологии Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина (Санкт-Петербург). Элементы программы используются преподавателями НовГУ при преподавании дисциплин «Педагогическое мастерство», «Педагогика», «Методика воспитательной работы», «Теория воспитания».

Результаты исследования могут быть использованы психологами, методистами и преподавателями вузов при разработке обучающих и развивающих программ, направленных на формирование целостной творческой личности будущего преподавателя школы, практика, работающего с детьми.

При составлении обучающих и развивающих программ в логике личностно-образующих творческих циклов необходимо соблюдать цикличность программы и поэтапное развитие у студентов каждого из компонентов субъекта творческой деятельности.

1. Развитие мотивации к творческой деятельности. Предполагает стимулирование студентов:

— к активной познавательной деятельности и эмоциональной включенности не только на семинарских, но и на лекционных занятиях (со-лекторство, воспроизведение основных положений и понятий студентами при завершении лекции, формулирование и озвучивание основных вопросов на понимание в процессе лекционного или семинарского занятия).

— к сознательному выбору предмета потребности (организация семинаров, ведущими которых являются сами студенты);

— к активному развитию рефлексивного компонента основной деятельности;

— к развитию перцептивных способностей;

— к формированию активных жизненных позиций личности;

— к развитию ценностей и мотивов;

— к включенности в систему общественных отношений.

2. Ориентировка на будущий результат. Включает в себя:

— развитие интуитивного компонента субъекта деятельности;

— развитие и актуализацию основных мыслительных операций: анализ-синтез, абстрагирование — конкретизация, индукция-дедукция и т. д.

— развитие эмоционального компонента;

— проектирование будущей деятельности.

3. Установка на обязательное достижение желаемого результата. Включает в себя:

— развитие ответственности как организации, регуляции и регламентации поведения (наличие домашних заданий с формулированием основных идей прошедшего занятия, подготовки творческого отчета или мини-сочинения);

— преодоление в процессе достижения результата фрустрирующих сентенций (консультирование с педагогом, приглашенными экспертами, однокурсниками (одногруппниками);

— осознание целевого выбора (выход в образовательные учреждения, знакомство с трудовыми постами специалистов с подготовкой макета мини-сочинения по результатам);

— развитие способности к саморегуляции осознанных действий.

4. Получение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для получения желаемого результата (показ педагогических миниатюр, выполнение педагогических упражнений и организация проблемных лабораторий).

— формирование познавательной активности;

— развитие гностического компонента деятельности;

— получение необходимых моторных навыков;

— актуализация понимания связи обучения с жизнью;

— актуализация имеющегося опыта (круглые столы, проблемные семинары, дискуссии);

— построение и отработка пооперационной структуры умения,.

5. Получение навыка представления собственного оригинального результата (коммуникативная рефлексия, работа в творческих группах). понимание результата своей деятельности проведение итогового анализа деятельности, достижений и ошибокпонимание отличий своего результата от результата других людейпроведение рефлексии собственной деятельностиполучение навыков экспертного оцениванияполучение навыков анализа сложившейся ситуации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская A.K. Деятельность и психология личности / АН СССР. Ин-т психологии: отв.ред. В. А. Лекторский. -М.: наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299, (2) с. ISBN 5−244−380−1
  3. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.- 175 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Лен. Университета, 1968. — 339 с.
  5. .Г. «Избранные психологические труды / Ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — 284 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  7. Анализ изучения социально-психологических условий развития, характерологических особенностей и адаптированности учащихся 6−8 классов Новгородской области.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  9. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 151 с.
  10. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984, — 104 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  12. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М.: Знание, 1987.-78 с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  14. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М: Знание, 1981.-95 с.
  15. .П., Сыромятников И. В. От учебной деятельности к субъектному подходу // Инновации в образовании. 2003. — № 2. — С. 41−65
  16. С.Н. Методологические проблемы становления педагогического процесса формирования целостной личности // Мир психологии. 2004. — № 4. — С. 183−190
  17. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.- 143 с.
  18. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1983. — 335 с.
  19. В.П. Программированное обучение. М.: Высшая школа, 1970.-300 с.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М.: Прогресс, 1986.-420 (2) с.
  21. A.A. Личность и общение. М., Педагогика, 1983. — 271 с.
  22. A.A. Воспитание и акме // Мир психологии. 2000. — № 3. -С. 253−260.
  23. A.A., Ганжин В. Т., Деркач A.A. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии//Мир психологии.-2000.-№ 1.-С. 89−108.
  24. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  25. Д.Б. интеллектуальная активность как проблема творчества. Р-на-Д: Изд. Ростовского университета, 1983. — 173 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  27. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. 1989. -№ 8. — С. 89−93
  28. .С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985. -64 с.
  29. .С., Лишин O.B. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник Московского университета. Сер. Психология. 1982. -№ 1. — С. 12−19.
  30. A.B. Гуманистичность психологической науки // Психологический журнал. 2000. — № 3. — С. 43−48.
  31. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  32. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.216 с.
  33. П. Десять заповедей творческой личности / Пер. с англ. С. Л. Лойко, Ф. Б. Сарнова. М.: Прогресс, 1990. — 192 е.: ил. ISBN 5−1 001 916−7
  34. С.Г. Воспитание активной позиции личности. Л.: Лениздат, 1981. — 141 с.
  35. С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
  36. A.B. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. — № 1. — С. 20.
  37. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.365 с.
  38. К.Н. Психологи о педагогических проблемах / Ред. A.A. Бодалева. -М.: Просвещение, 1981. 128 с.
  39. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. — 500 с.
  40. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 150 с.
  41. .С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. — С. 3−7.
  42. И. Высшее педагогическое образование сегодня // Народное образование. 2006. — № 1. — С. 78−80.
  43. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 259 с.
  44. С.Н., Дмитрук Н. Г. Самореализация личности учащихся в процессе учебной деятельности // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2005. — № 31. — С. 36−39.
  45. P.M. Элементы практической психологии. JL: ЛГУ, 1988.-564(1) с.
  46. Гройсман A. J1. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. М.: «Когито-Центр», 2003. — 187 с. — ISBN 5−89 353−098−5.
  47. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 542 с. — ISBN- 5−89 404−001−9
  48. Н.О. О проблемности обучения // Народное образование. -1973.-№ 1.-С. 119−127.
  49. Де Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — С. 143.
  50. E.H. К проблеме определения оснований становления целостной личности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки в вузе // Мир психологии. -2004. -№ 4. С. 179−183.
  51. Н.Г. Творческие самостоятельные работы как условие самореализации личности учащегося. Дисс.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004. — 235 с.
  52. М.П. Организационно-педагогические условия творческого саморазвития студентов вуза: Дисс.. канд. пед. наук. -Великий Новгород, 2005. 190 с.
  53. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 224 с. — ISBN 5−7695−0053−0
  54. М.И., Кандыбович A.A. Психология высшей школы. -Минск: Изд-во БГУ, 1981. 383 с.
  55. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986.- 143 с.
  56. В.К. Становление рефлексивной культуры студента как субъекта педагогической деятельности. // Стандарты и мониторинг в образовании № 1,2005.-С. 26−30.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Приложение к журналу «Директор школы». 2002. — № 7. — С. 97−128.
  58. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М.: Изд-во МГУ, 1982.- 119 с.
  59. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  60. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.-63 с.-ISBN-5−88 415−014−8.
  61. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.-301 (2) с.
  62. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 207 с.
  63. В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. -Киев: «Наук. Думка», 1977. — 251 с.
  64. И.П. Созидание: теория и методика воспитания. СПб.: «Аверс», 2003.-С. 504.
  65. B.C., Подберезин И. М. Развитие личности и воспитание. -Ростов н/Д, 1966.-24 с.
  66. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с.
  67. В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2003. 366 с. — ISBN 5−94 723−490−4
  68. И.П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 431с. — (Серия «Педагогическая школа. XXI век»). — ISBN 5−238−432-Х.
  69. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: МГУ, 1983.- 168 с.
  70. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  71. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. — 140 (2) с. — ISBN 5−7155−0293−4.
  72. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. — С. 39
  73. В.Н. Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с. — ISBN 5−89 357−079−0.
  74. . О творчестве в науке и технике. М.: Молодая Гвардия, 1987.- 192 с.
  75. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учеб. пособие. СПб.: Образование, 1996. — 135 е.- с ил.
  76. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.-М.: Просвещение, 1980, — 159 с.
  77. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1969. — 278 с.
  78. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 5−14.
  79. C.B. Личностно-образующее взаимодействие воспитателя с социально незащищенными детьми. Дисс.. канд. пед. наук. -Великий Новгород, 2002. 155 с.
  80. H.B. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. — 400с. — ISBN — 5305−83−1
  81. В.В. Работа с кризисной личностью: Метод, пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 302 с. — ISBN 5−89 939−083−2.
  82. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  83. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  84. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы // Народное образование. 2006. -№ 1. — С. 243−259.
  85. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М.: Академический проект, 2000. — С. 240. — ISBN 5−8291−0091−6.
  86. А.Г. Психология личности. Л.: Просвещение, 1965. -С. 172.
  87. C.B. Учитель ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
  88. Е.П., Юдина О. Н. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр // Вопросы психологии. 1980. -№ 1.-С. 112−115
  89. Ю. Модернизация образования в развитии страны // Народное образование. 2006. — № 1. — С. 19−20.
  90. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  91. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. 1981. — С. 20−30.
  92. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967. — 183 с.
  93. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Тускарора, 1996. — 175 с.
  94. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. -112 с.
  95. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  96. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.584 с.
  97. А.Н. и современная психология: Сб. статей памяти А. Н. Леонтьева / Ред. А. В. Запорожец. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 288 с.
  98. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-391 е.- Т. 2.-318 с.
  99. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47 с.
  100. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  101. В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. — 63 с. ЮЗ. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. — М.:1. Знание, 1976.-64 с.
  102. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе. Ташкент, 1986.
  103. Лук А. Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. 127 с.
  104. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  105. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992. 220 (2) с. — ISBN 5−09−3 064−2.
  106. А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. — 592 с. — ISBN 5−272−62−5.
  107. К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. -М.: Искусство, 1983. 605 с.
  108. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с. — ISBN 5−09−3 639-Х.
  109. Ш. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997, — 430 с.
  110. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с. ISBN 5−80 710 016−6
  111. А.Г. Психология бытия / Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», 1997.-304 с.
  112. А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. — 303 с.
  113. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  114. A.M. Как формировать творческую личность? // Вестник высшей школы. 1968. -№ 2. — С. 72−76.
  115. A.M. Мышление, обучение, творчество (монография) -М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 720 с. -(Психологи отечества) ISBN 5−89 502−327−4 (МПСИ) — ISBN 5−89 395−407−6 (НПО «МОДЭК»).
  116. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 125 с. — ISBN 5−88 527−035-Х.
  117. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.367 с.
  118. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  119. Мелик-Пашаев A.A. Акмеология и творчество // Мир психологии. 1999.-№ 2.-С. 23−29.
  120. B.C. очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 253 (1) с.
  121. H.A. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика. 1968. — С. 21−38.
  122. JT.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. — 216 с. — ISBN 5−85 900−075−8.
  123. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971. — 296 с.
  124. A.B. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 191 с. — ISBN 5−9 001 759-Х.
  125. В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / Ред. А. А. Бодалева. М., Институт практической психологии- Воронеж: МЛДЭК, 1998.-368 с. — ISBN 5−89 112−046−1.
  126. A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы, наследия, векторы развития. М.: Энгельс, 2000 — 268 (2)с. — ISBN 5−71 148 080-Х.
  127. Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. чл. АПН СССР JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975. -440 с.
  128. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004. -480с. — ISBN 5−89 144−177−2.1310 приоритетных направлениях образовательной системы российской Федерации // Народное образование. 2005. -№ 10. — С. 221−230.
  129. A.A. Формирование педагогического мышления // Советская педагогика. 1990. -№ 1. — С. 82−85.
  130. A.B. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 40−46.
  131. A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 110 с. -ISBN 5−7155−0156−3.
  132. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М.: Международная пед. Академия, 1994. — 630 с. — ISBN — 5−87−977−019−2
  133. Пиаже Жан О природе креативности // Вестник Московского университета 14 Психология. 1996. -№ 3. — С. 8−15.
  134. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества) М., Педагогика. 1972. 184с.
  135. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255 с.
  136. К.К. К теории личности. В кн.: Личность и труд / Под ред. К. К. Платонова. М., 1965.
  137. Познавательные психические процессы (сост. И общая редакция А. Г. Маклакова.) СПб.: Питер, 2001. — 480с. — ISBN 5−318−614−0.
  138. Я.А. Исследование проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1983.-336 с.
  139. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1976. — 352 с.
  140. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  141. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976. — 280 с.
  142. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М., 1971.-350 с.
  143. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 83−87- № 5. — С. 94−111.
  144. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 287 с.
  145. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-336 с.
  146. Психология формирования и развития личности: Сб. статей / Отв. ред. Анцыферова. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  147. Психология труда и личности учителя: Сб. науч. тр. / Ред. А. И. Щербакова. Л., 1976. — 134 с.
  148. Пути повышения эффективности обучения. Ред. Г. А. Победоносцева. -М.: Просвещение, 1973.- 175 с.
  149. Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. изд. 2-е, доп.). — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. — Т. 1. — 448 с. ISBN 589 570−011-Х.
  150. Д.Я. Психология самосознания. Хрестоматия по специальной психологии личности. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2000. — 672 с. — ISBN 5−89 570−010−1.
  151. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб, ПИТЕР, 1999. — 409 с. — ISBN — 5−88 782−424−7
  152. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
  153. Роджерс Карл Становление человека. Взгляд на психотерапию. -М.: Прогресс, 1994. С. 228. — 479 с. — ISBN 5−01−4 150−2.
  154. Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов н/Д: Ростовский пед. университет, 1975. — 297 с.
  155. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, Изд-во АН СССР, 1973.-423 с.
  156. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-352 с.
  157. C.JI. Принципы и пути развития психики. М.: АПН СССР, 1959.- 354 с.
  158. C.JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 101 -109.
  159. C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.-265с.
  160. Т.Н. Личность педагога в современном образовательном пространстве // Мир психологии. 2004. — № 4. — С. 193−199.
  161. .М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Природа. 1971. -№ 9. — С. 2−8.
  162. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 е., ил. — ISBN 5−9268−0010−2.
  163. П. В. Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984.- 161 с.
  164. И.Е. Понятие «творческая болезнь» в работах И.И.Баженова//Вопросы психологии. 1997.-№ 4.-С. 104−116.
  165. В.Л. Знания о профессии учителя как фактор становления профессионального сознания учителя.-Л., 1991.-С. 112−124.
  166. В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). -СПб: Химиздат 2001. 288 е.: ил. — ISBN — 5−93 808−028−2.
  167. Е. В профиль и анфас // Высшее образование в России. -1999.-№ 2.-С. 107−109.
  168. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., Педагогика, 1971. — 206 с.
  169. М. Н. Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  170. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения / Коммент. Н. Ф. Талызиной / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1984. -471 с.
  171. Г. С. Современная гуманистическая психология и школа: Метод, рекоменд. СПб.: РАО ИОВ, 1995 — 49 с.
  172. Г. С. и др. ориентация молодого учителя на развитие профессиональной творческой направленности. JL, 1986. — 52 с.
  173. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. Шк, 1988. -269 (2) с.
  174. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (Психологические основы). изд. 2-е. — М.: МГУ, 1984. — 344 с.
  175. Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. — 319 с.
  176. Ш. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. Академии пед. Наук РСФСР, 1961. — С. 40. — 536 с.
  177. Тютюнник В. И Начальные этапы онтогенеза субъекта творческого труда. // Автореф. дисс. канд. психол. Наук. М., 1989. — 18 с.
  178. В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда. // Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1994. — 41 с.
  179. В.И. // Ежегодник Российского психологического общества. Вып. 2. — M., 1995. — Т. 1. — С. 214−218.
  180. В.И. Конференция «Творчество, общение, личность» // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 148−152.
  181. В.И. О психологическом содержании и методах исследования творчества.// Материалы международной научно-практической конференции «Творчество, общение, личность». Москва — Великий Новгород, 1999.-Т.6.-С. 15−17.- ISBN-5−89 573−054-Х.
  182. А.И. Деяния как личностно-образующие циклы и единицы анализа человеческой жизни // Вестник Новгородского государственного университета. 1997. — № 6. — С.89−95.
  183. В.И. Основы психологических исследований. М.: УМК Психология, 2002. — 208 с. — ISBN — 6−93−692−043−7.
  184. В.И. Основы психолого-педагогического исследования творческого труда дошкольников, -г- М., 1992. 176с.
  185. Учитель, которого ждут / Ред. И. А. Зязюна. М.: Педагогика, 1988. -151 (2)с.
  186. Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. М.: ПЕР СЭ, 2000. 80 с. — ISBN 5−9292−0012−2.
  187. В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.-366 с.
  188. В. теория и терапия неврозов. СПб.: Речь, 2001. 234с. ISBN — 5−9268−0045−5
  189. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.455 с.
  190. Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунской, И. И. Каменкович / Ред. В. И. Добренькова. М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
  191. Э. Психоанализ и этика. М.: ООО. Изд-во ACT — ЛТД, 1998−568с.
  192. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с.-ISBN5−88 782−412−3.
  193. Д.В., Морозов A.B. Креативная педагогика и психология. М.: МГТА, 2001. -301 с. — ISBN 5−89 933−041−4.
  194. Г. П. Информационный аспект управления процессом подготовки специалистов в вузе. Дисс.. д-ра. пед. наук. Великий Новгород, 2002. — 350 с.
  195. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  196. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. -М.: Логос, 2003. -210я.: ил. ISBN 5−94 010−103−8
  197. P.M. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой // Мир психологии. 2002. -№ 2. — С. 143−147.
  198. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. — 287 с. — ISBN — 5−7695−0356−0.
  199. Э. Анти Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. А. Малышевой. — Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 128 с. — ISBN 5−78 151 510−0.
  200. Юнг Карл Густав Аналитическая психология. СПб.: МЦНК и Т «Кентавр" — Институт Личности ИЧП «Палантир», 1994. — 136 с.
  201. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — С. 20. — 224 с. — ISBN — 5−89 502−004−6
  202. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии № 2 1995. с.31−41
  203. Simonton Dean Keith. Creativity in science: chance, logic, genius, and Seitycist. Cambridge (etc.): Cambridge univ. press, 2004. XV, 216 c.- ISBN 0−521−54 369-c. .
  204. Sternberg Robert. Wisdom, intelligence and creativity synthesised. Cambridge ect.: Cambridge univ. press, 2003. XVIII, 227 c. — ISBN 0−52 180 238−5.
  205. Morgan D.N. Creativiti/ Sternberg R.I. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.
  206. Ceremuchin Aleksei C. The creativity of scientific workers. Moskow Voentechinisdat, 2004 ISBN 5−7474−0299−41. Тест опросник Уортмана
  207. Инструкция: На каждое из 50 утверждений в бланке ответов следует дать один из 5 вариантов ответов:
  208. A. В полной мере соответствует мне.
  209. Б. Соответствует мне при определенных условиях.1. B. Не знаю.
  210. Г. Чаще не соответствует. Д. Абсолютно не соответствует.1. Текст опросника:
  211. Я всегда работаю с полной уверенностью, что иду по верному пути.
  212. Бессмысленно спрашивать, если не надеешься получить ответ.
  213. Лучший метод решения проблемы последовательность логических шагов.
  214. Я порой высказываю мнеиие, которое расхолаживает членов группы.
  215. Много размышляю о том, что обо мне думают другие.
  216. Мне нравятся хобби, связанные с коллеционированием.
  217. Дневные грезы дали толчок многим моим начинаниям.
  218. Если бы мне предложили избрать вместо нынешней другую профессию, я скорее бы согласился стать врачом, чем путешественником.
  219. Мне легко общаться с людьми своего круга.
  220. Интуитивные догадки ненадежные путеводители при решении проблем.
  221. Всегда избегаю унизительных для меня ситуаций.
  222. При оценке информации источник для меня больше значит чем содержание.
  223. Мне нравятся люди, девиз которых «сначала дело — потом удовольствие».
  224. Лишены мудрости те, кто стремится к совершенству.
  225. Мне нравится работа, входе которой я оказываю влияние на других людей.
  226. Люди, которые «забавляются» сумасшедшими идеями» непрактичны.17. не люблю задавать вопросы, свидетельствующие о моем невежестве.
  227. Мне легче изменить свои интересы, если это необходимо для карьеры, чем переменить место работы, следуя своим склонностям.
  228. К метафорам и аналогиям прибегают часто те, кто умеет остро мыслить.
  229. Для меня очень важно, чтобы меня считали полезным членом группы.
  230. Умею сдерживать свои внутренние порывы.
  231. Целиком полагаюсь на своего руководителя.
  232. Не люблю нечего неопределенного и непредсказуемого.
  233. Предпочитаю работать в группе, а не в одиночку.
  234. Будь я преподавателем, я предпочел бы излагать факты, а не теории.
  235. Чувствую, что могу внести вклад, сделать что-то в этом мире.
  236. Важнее правильно поступать, чем получать одобрение.
  237. Не уважаю неуверенных и нерешительных людей.
  238. Я готов долго биться над трудной проблемой.
  239. Временами я способен чрезмерно увлекаться.
  240. Мои лучшие идеи нередко приходят в часы досуга.
  241. В ходе решения проблем полагаюсь на интуитивные догадки и на «чутье».
  242. Я значительно быстрее анализирую материал, чем объединяю разрозненную информацию в целостную картину.
  243. У меня высокая эстетическая восприимчивость.
  244. Важнее додуматься до хорошей идеи, чем продать ее другим.
  245. Самоуважение важнее, чем уважение других.
  246. Люблю, чтобы каждая вещь имела свое место и находилась на нем.
  247. Люблю забавляться новыми идеями, даже если от них не практической пользы.
  248. Если подход к проблеме не удачен, я быстро переключаюсь на другой.
  249. Проблема зачастую не поддается решению из-за неправильно поставленных вопросов.
  250. Я часто заранее предвосхищаю решение своих проблем.
  251. Анализировать свои неудачи бессмысленная трата времени.
  252. Мне случалось так восхищаться изобретательностью плута, что я внутренне желал ему успеха.
  253. Я часто начинаю работать над проблемой, которую смутно чувствую, но не могу ясно сформулировать.
  254. Я часто забываю имена людей, улиц и населенных пунктов.
  255. Думаю, что основа успеха упорный труд.
  256. Плохо, что многие люди все воспринимают слишком всерьез.
  257. Порой меня неотвязно преследует нерешенная проблема, и я не могу освободиться от нее.
  258. Легко отказываюсь от ближайших выгод ради отдаленных задач и целей.
  259. Меня привлекает загадка жизни.1. Ключ к опроснику:
  260. Оформление «Дневника наблюдений»
  261. Содержит 2 компонента: 1 стремление заниматься творчеством, 2 -осознание отношения людей к потребности в творчестве.
  262. Для первого мотивационного кохмпонента в виде метода используется естественный эксперимент (наблюдение за учебным процессом на занятии). Если студент активно включается в работу, то в соответствующей графе ставится знак «+», если нет, то знак «-».
  263. I. Сознание обязательности достижения результата.
  264. Включает в себя два компонента признаков:
  265. Стремление довести дело до получения результата. Данные компонент связан с волевыми проявлениями личности. Метод наблюдение: студент не прекращает работать (мыслить), пока не добьется оригинального результата.
  266. Аффективные переживания достижения оригинального результата. Метод наблюдение. В дневнике фиксируется радостное выражение лица при достижении оригинального результата, или огорченное при невозможности его достижения.1. Владение средствами деятельности.
  267. V. Ориентировка в межлюдских отношениях.
  268. Аффективное переживание своего места среди других деятелей. Фиксируется радостное выражение лица в момент осознания оригинального решепия.(+)
  269. Наблюдение проводилось экспериментатором в течение учебного года на семинарских занятиях каждой группы всех трех курсов.1. Вопросы для интервью
  270. Вопросы интервью для преподавателей:
  271. Сколько времени Вы работаете с данной группой.
  272. Ваше мнение о состоянии группы: на достижение какого результата настроены ваши студенты?
  273. Назовите студентов, которые, по Вашему мнению, способны сделать что-то так, как Вы не ожидаете, соблюдая при этом, все условия поставленной задачи?
  274. Как Вы относитесь к их возможностям в дальнейшей самореализации?
  275. Проявляется ли креативность ваших студентов в их итоговых и других работах (рефераты, курсовые работы, доклады и т. д.), или она не проявляется?
  276. Назовите студентов, которые, но Вашему мнению, не способны на творческий процесс и результат, а выполняют задания стандартно, как все. Обоснуйте свое мнение.
  277. В чем Вы видите причину отсутствия таких проявлений?
  278. Как, по Вашему мнению, насколько необходима творческая атмосфера па занятиях в университете?
  279. Что может помочь студентам проявить себя в профессии, и реализоваться максимально?
  280. Как вы видите роль преподавателя, в оказании помощи студентам в наиболее полном их проявлении как творческих личностей?
  281. Вопросы интервью для студентов:
  282. Чем мотивирован ваш выбор профессии?
  283. Какие предметы наиболее интересны (предпочтительнее)?
  284. Почему? (Это связано с будущей профессией).
  285. Одинаковая подготовка к предметам или избирательная. Чем мотивируется выбор?
  286. Что побуждает заниматься этими предметами? (интерес, оценка, одобрение учителя, группы и т. д.)
  287. Бывает ли такое, что ты пытаешься найти материал по предмету, который тебе интересен сам, без подсказки учителя, просто для того чтобы поделиться тем, что интересно тебе? Чем это мотивировано?
  288. Ты всегда пытаешься найти интересный, оригинальный ответ, или отвечаешь по учебнику?
  289. Что чаще всего в твоей работе (ответе) бывает необычным, оригинальным?
  290. Какую работу в последнее время ты инициировал сам, без подсказки учителя?
  291. Как ты работаешь над курсовой или рефератом: для тебя это отписка или ты работаешь с интересом?
  292. Ты всегда пытаешься внести в работу немного оригинальности, или ты считаешь, что главное сделать правильно?
  293. Часто ли преподаватели поощряют оригинальные решения проблем?
  294. Ты всегда активно участвуешь в обсуждении какой-либо работы или проекта?
  295. Ты поддерживаешь чужие идеи, развиваешь их, или всегда выдвигаешьсвою?
  296. Твои идеи и проекты всегда оригинальны? Кто тебе говорил об этом (учителя, однокурсники, или ты сам в этом уверен).
  297. У тебя есть определенная ближайшая цель, замысел?
  298. Что ты делаешь для реализации этих замыслов?19. как ты считаешь самореализация важна для человека или нет?
  299. Как ты оцениваешь свои возможности для самореализации?
  300. Есть ли в твоем окружении человек, на которого ты стремишься быть похожим или ты не хочешь ни на кого походить?
  301. Ты всегда стараешься сделать все по-своему, даже если тебе подсказывают готовый ответ?
  302. Ответы студентов и их преподавателей фиксировались на диктофои, а в последствии переписывались в тетрадь для обработки.
  303. Обработка ответов на вопросы интервью производилась посредством процедуры частотно смыслового анализа, которая предполагает выделение смысловых категорий, характеризующих высказывания большинства респондентов, а затем подсчет частоты их использования.
Заполнить форму текущей работой