Креативность студентов-педагогов как фактор их самоактуализации в обучении
Диссертация
Кроме того, именно образование «создает условия для повышения конкурентноспособности личности, обеспечивает профессиональную и кадровую мобильность, формирование кадровой элиты общества, основанного на свободном развитии личности». Как отмечается в литературе «Поставить в центр личность, перейти к персональному или «штучному» образованию на основе развития эффективных систем. Решение этих… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема актуализации креативности студентов педагогов в процессе профессиональной подготовки
- 1. 1. Креативность как фактор самоактуализации в контексте личностного развития
- 1. 2. Самоактуализация в педагогической деятельности
- 1. 3. Личность как субъект творческой деятельности
- 1. 4. Личностно-образующие циклы как одно из условий решения проблемы актуализации креативности
- 1. 5. Проблема профессионального и личностного становления студентов педагогических вузов
- Выводы
- Глава 2. Организация, предмет и методы экспериментального исследования
- 2. 1. Основные этапы, предмет, цели и задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация и проведение психолого-педагогического эксперимента
- 2. 4. Экспериментальная программа актуализации креативности студентов в логике личностно-образующих творческих циклов
- Выводы
- Глава 3. Результаты исследования и их анализ
- 3. 1. Результаты диагностического этапа исследования
- 3. 1. 1. Исследование возможностей студентов в проявлении креативности в процессе обучения
- 3. 1. 2. Особенности самоактуализации и креативности студентов
- 3. 1. 3. Сформированность у студентов-педагогов субъектности творческой деятельности
- 3. 2. Результаты формирующего этапа исследования
- 3. 2. 1. Показатели уровней креативности и самоактуализации у студентов до эксперимента
- 3. 2. 2. Динамика уровней креативности и самоактуализации у студентов экспериментальной группы после эксперимента
- 3. 2. 3. Динамика уровней креативности и самоактуализации у студентов контрольной группы после эксперимента
- 3. 2. 4. Проверка эффективности формирующего эксперимента
- 3. 2. 5. Типология студентов по результатам эксперимента
- 3. 2. 6. Формирование профессионально важных качеств и успешности обучения студентов в процессе эксперимента
- 3. 1. Результаты диагностического этапа исследования
Список литературы
- Абульханова-Славская A.K. Деятельность и психология личности / АН СССР. Ин-т психологии: отв.ред. В. А. Лекторский. -М.: наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299, (2) с. ISBN 5−244−380−1
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.- 175 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Лен. Университета, 1968. — 339 с.
- Ананьев Б.Г. «Избранные психологические труды / Ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — 284 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
- Анализ изучения социально-психологических условий развития, характерологических особенностей и адаптированности учащихся 6−8 классов Новгородской области.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 151 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984, — 104 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М.: Знание, 1987.-78 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М: Знание, 1981.-95 с.
- Бархаев Б.П., Сыромятников И. В. От учебной деятельности к субъектному подходу // Инновации в образовании. 2003. — № 2. — С. 41−65
- Батракова С.Н. Методологические проблемы становления педагогического процесса формирования целостной личности // Мир психологии. 2004. — № 4. — С. 183−190
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.- 143 с.
- Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1983. — 335 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. М.: Высшая школа, 1970.-300 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М.: Прогресс, 1986.-420 (2) с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М., Педагогика, 1983. — 271 с.
- Бодалев A.A. Воспитание и акме // Мир психологии. 2000. — № 3. -С. 253−260.
- Бодалев A.A., Ганжин В. Т., Деркач A.A. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии//Мир психологии.-2000.-№ 1.-С. 89−108.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Богоявленская Д.Б. интеллектуальная активность как проблема творчества. Р-на-Д: Изд. Ростовского университета, 1983. — 173 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.-464 с.
- Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. 1989. -№ 8. — С. 89−93
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985. -64 с.
- Братусь Б.С., Лишин O.B. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник Московского университета. Сер. Психология. 1982. -№ 1. — С. 12−19.
- Брушлинский A.B. Гуманистичность психологической науки // Психологический журнал. 2000. — № 3. — С. 43−48.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.216 с.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности / Пер. с англ. С. Л. Лойко, Ф. Б. Сарнова. М.: Прогресс, 1990. — 192 е.: ил. ISBN 5−1 001 916−7
- Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. Л.: Лениздат, 1981. — 141 с.
- Вершловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
- Веденов A.B. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. — № 1. — С. 20.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.365 с.
- Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах / Ред. A.A. Бодалева. -М.: Просвещение, 1981. 128 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. — 500 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 150 с.
- Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. — С. 3−7.
- Гликман И. Высшее педагогическое образование сегодня // Народное образование. 2006. — № 1. — С. 78−80.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 259 с.
- Горычева С.Н., Дмитрук Н. Г. Самореализация личности учащихся в процессе учебной деятельности // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2005. — № 31. — С. 36−39.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. JL: ЛГУ, 1988.-564(1) с.
- Гройсман A. J1. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. М.: «Когито-Центр», 2003. — 187 с. — ISBN 5−89 353−098−5.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 542 с. — ISBN- 5−89 404−001−9
- Дайри Н.О. О проблемности обучения // Народное образование. -1973.-№ 1.-С. 119−127.
- Де Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — С. 143.
- Дмитриева E.H. К проблеме определения оснований становления целостной личности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки в вузе // Мир психологии. -2004. -№ 4. С. 179−183.
- Дмитрук Н.Г. Творческие самостоятельные работы как условие самореализации личности учащегося. Дисс.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004. — 235 с.
- Дружнова М.П. Организационно-педагогические условия творческого саморазвития студентов вуза: Дисс.. канд. пед. наук. -Великий Новгород, 2005. 190 с.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 224 с. — ISBN 5−7695−0053−0
- Дьяченко М.И., Кандыбович A.A. Психология высшей школы. -Минск: Изд-во БГУ, 1981. 383 с.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986.- 143 с.
- Елисеев В.К. Становление рефлексивной культуры студента как субъекта педагогической деятельности. // Стандарты и мониторинг в образовании № 1,2005.-С. 26−30.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Приложение к журналу «Директор школы». 2002. — № 7. — С. 97−128.
- Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М.: Изд-во МГУ, 1982.- 119 с.
- Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.-63 с.-ISBN-5−88 415−014−8.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.-301 (2) с.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 207 с.
- Иванов В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. -Киев: «Наук. Думка», 1977. — 251 с.
- Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. СПб.: «Аверс», 2003.-С. 504.
- Ильин B.C., Подберезин И. М. Развитие личности и воспитание. -Ростов н/Д, 1966.-24 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с.
- Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2003. 366 с. — ISBN 5−94 723−490−4
- Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 431с. — (Серия «Педагогическая школа. XXI век»). — ISBN 5−238−432-Х.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: МГУ, 1983.- 168 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. — 140 (2) с. — ISBN 5−7155−0293−4.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. — С. 39
- Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с. — ISBN 5−89 357−079−0.
- Кедров Б. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая Гвардия, 1987.- 192 с.
- Кириллова Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учеб. пособие. СПб.: Образование, 1996. — 135 е.- с ил.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.-М.: Просвещение, 1980, — 159 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1969. — 278 с.
- Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 5−14.
- Ключников C.B. Личностно-образующее взаимодействие воспитателя с социально незащищенными детьми. Дисс.. канд. пед. наук. -Великий Новгород, 2002. 155 с.
- Клюева H.B. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. — 400с. — ISBN — 5305−83−1
- Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: Метод, пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 302 с. — ISBN 5−89 939−083−2.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы // Народное образование. 2006. -№ 1. — С. 243−259.
- Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М.: Академический проект, 2000. — С. 240. — ISBN 5−8291−0091−6.
- Ковалев А.Г. Психология личности. Л.: Просвещение, 1965. -С. 172.
- Кондратьева C.B. Учитель ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
- Коровяковская Е.П., Юдина О. Н. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр // Вопросы психологии. 1980. -№ 1.-С. 112−115
- Крупное Ю. Модернизация образования в развитии страны // Народное образование. 2006. — № 1. — С. 19−20.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. 1981. — С. 20−30.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967. — 183 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Тускарора, 1996. — 175 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. -112 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.584 с.
- Леонтьев А.Н. и современная психология: Сб. статей памяти А. Н. Леонтьева / Ред. А. В. Запорожец. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 288 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-391 е.- Т. 2.-318 с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. — 63 с. ЮЗ. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. — М.:1. Знание, 1976.-64 с.
- Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе. Ташкент, 1986.
- Лук А. Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. 127 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992. 220 (2) с. — ISBN 5−09−3 064−2.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. — 592 с. — ISBN 5−272−62−5.
- Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. -М.: Искусство, 1983. 605 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с. — ISBN 5−09−3 639-Х.
- Ш. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997, — 430 с.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с. ISBN 5−80 710 016−6
- Маслоу А.Г. Психология бытия / Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», 1997.-304 с.
- Матейко А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. — 303 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.-208 с.
- Матюшкин A.M. Как формировать творческую личность? // Вестник высшей школы. 1968. -№ 2. — С. 72−76.
- Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество (монография) -М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 720 с. -(Психологи отечества) ISBN 5−89 502−327−4 (МПСИ) — ISBN 5−89 395−407−6 (НПО «МОДЭК»).
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 125 с. — ISBN 5−88 527−035-Х.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.367 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Акмеология и творчество // Мир психологии. 1999.-№ 2.-С. 23−29.
- Мерлин B.C. очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 253 (1) с.
- Менчинская H.A. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика. 1968. — С. 21−38.
- Митина JT.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. — 216 с. — ISBN 5−85 900−075−8.
- Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971. — 296 с.
- Мудрик A.B. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 191 с. — ISBN 5−9 001 759-Х.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / Ред. А. А. Бодалева. М., Институт практической психологии- Воронеж: МЛДЭК, 1998.-368 с. — ISBN 5−89 112−046−1.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы, наследия, векторы развития. М.: Энгельс, 2000 — 268 (2)с. — ISBN 5−71 148 080-Х.
- Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. чл. АПН СССР JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975. -440 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004. -480с. — ISBN 5−89 144−177−2.1310 приоритетных направлениях образовательной системы российской Федерации // Народное образование. 2005. -№ 10. — С. 221−230.
- Орлов A.A. Формирование педагогического мышления // Советская педагогика. 1990. -№ 1. — С. 82−85.
- Петровский A.B. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 40−46.
- Петровский A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 110 с. -ISBN 5−7155−0156−3.
- Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М.: Международная пед. Академия, 1994. — 630 с. — ISBN — 5−87−977−019−2
- Пиаже Жан О природе креативности // Вестник Московского университета 14 Психология. 1996. -№ 3. — С. 8−15.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества) М., Педагогика. 1972. 184с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255 с.
- Платонов К.К. К теории личности. В кн.: Личность и труд / Под ред. К. К. Платонова. М., 1965.
- Познавательные психические процессы (сост. И общая редакция А. Г. Маклакова.) СПб.: Питер, 2001. — 480с. — ISBN 5−318−614−0.
- Пономарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1983.-336 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1976. — 352 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976. — 280 с.
- Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М., 1971.-350 с.
- Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 83−87- № 5. — С. 94−111.
- Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 287 с.
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-336 с.
- Психология формирования и развития личности: Сб. статей / Отв. ред. Анцыферова. М.: Наука, 1981. — 365 с.
- Психология труда и личности учителя: Сб. науч. тр. / Ред. А. И. Щербакова. Л., 1976. — 134 с.
- Пути повышения эффективности обучения. Ред. Г. А. Победоносцева. -М.: Просвещение, 1973.- 175 с.
- Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. изд. 2-е, доп.). — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. — Т. 1. — 448 с. ISBN 589 570−011-Х.
- Райгородский Д.Я. Психология самосознания. Хрестоматия по специальной психологии личности. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2000. — 672 с. — ISBN 5−89 570−010−1.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб, ПИТЕР, 1999. — 409 с. — ISBN — 5−88 782−424−7
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
- Роджерс Карл Становление человека. Взгляд на психотерапию. -М.: Прогресс, 1994. С. 228. — 479 с. — ISBN 5−01−4 150−2.
- Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов н/Д: Ростовский пед. университет, 1975. — 297 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, Изд-во АН СССР, 1973.-423 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-352 с.
- Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психики. М.: АПН СССР, 1959.- 354 с.
- Рубинштейн C.JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 101 -109.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.-265с.
- Руднева Т.Н. Личность педагога в современном образовательном пространстве // Мир психологии. 2004. — № 4. — С. 193−199.
- Рунин Б.М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Природа. 1971. -№ 9. — С. 2−8.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 е., ил. — ISBN 5−9268−0010−2.
- Симонов П. В. Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984.- 161 с.
- Сироткина И.Е. Понятие «творческая болезнь» в работах И.И.Баженова//Вопросы психологии. 1997.-№ 4.-С. 104−116.
- Ситников В.Л. Знания о профессии учителя как фактор становления профессионального сознания учителя.-Л., 1991.-С. 112−124.
- Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). -СПб: Химиздат 2001. 288 е.: ил. — ISBN — 5−93 808−028−2.
- Смирнова Е. В профиль и анфас // Высшее образование в России. -1999.-№ 2.-С. 107−109.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., Педагогика, 1971. — 206 с.
- Скаткин М. Н. Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. -М.: Знание, 1981.-96 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения / Коммент. Н. Ф. Талызиной / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1984. -471 с.
- Сухобская Г. С. Современная гуманистическая психология и школа: Метод, рекоменд. СПб.: РАО ИОВ, 1995 — 49 с.
- Сухобская Г. С. и др. ориентация молодого учителя на развитие профессиональной творческой направленности. JL, 1986. — 52 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. Шк, 1988. -269 (2) с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (Психологические основы). изд. 2-е. — М.: МГУ, 1984. — 344 с.
- Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. — 319 с.
- Ш. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. Академии пед. Наук РСФСР, 1961. — С. 40. — 536 с.
- Тютюнник В. И Начальные этапы онтогенеза субъекта творческого труда. // Автореф. дисс. канд. психол. Наук. М., 1989. — 18 с.
- Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда. // Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1994. — 41 с.
- Тютюнник В.И. // Ежегодник Российского психологического общества. Вып. 2. — M., 1995. — Т. 1. — С. 214−218.
- Тютюнник В.И. Конференция «Творчество, общение, личность» // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 148−152.
- Тютюнник В.И. О психологическом содержании и методах исследования творчества.// Материалы международной научно-практической конференции «Творчество, общение, личность». Москва — Великий Новгород, 1999.-Т.6.-С. 15−17.- ISBN-5−89 573−054-Х.
- Тютюнник А.И. Деяния как личностно-образующие циклы и единицы анализа человеческой жизни // Вестник Новгородского государственного университета. 1997. — № 6. — С.89−95.
- Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. М.: УМК Психология, 2002. — 208 с. — ISBN — 6−93−692−043−7.
- Тютюнник В.И. Основы психолого-педагогического исследования творческого труда дошкольников, -г- М., 1992. 176с.
- Учитель, которого ждут / Ред. И. А. Зязюна. М.: Педагогика, 1988. -151 (2)с.
- Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. М.: ПЕР СЭ, 2000. 80 с. — ISBN 5−9292−0012−2.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.-366 с.
- Франкл В. теория и терапия неврозов. СПб.: Речь, 2001. 234с. ISBN — 5−9268−0045−5
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.455 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунской, И. И. Каменкович / Ред. В. И. Добренькова. М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО. Изд-во ACT — ЛТД, 1998−568с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с.-ISBN5−88 782−412−3.
- Чернилевский Д.В., Морозов A.B. Креативная педагогика и психология. М.: МГТА, 2001. -301 с. — ISBN 5−89 933−041−4.
- Чепуренко Г. П. Информационный аспект управления процессом подготовки специалистов в вузе. Дисс.. д-ра. пед. наук. Великий Новгород, 2002. — 350 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185 с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. -М.: Логос, 2003. -210я.: ил. ISBN 5−94 010−103−8
- Шамионов P.M. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой // Мир психологии. 2002. -№ 2. — С. 143−147.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. — 287 с. — ISBN — 5−7695−0356−0.
- Шостром Э. Анти Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. А. Малышевой. — Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 128 с. — ISBN 5−78 151 510−0.
- Юнг Карл Густав Аналитическая психология. СПб.: МЦНК и Т «Кентавр" — Институт Личности ИЧП «Палантир», 1994. — 136 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — С. 20. — 224 с. — ISBN — 5−89 502−004−6
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии № 2 1995. с.31−41
- Simonton Dean Keith. Creativity in science: chance, logic, genius, and Seitycist. Cambridge (etc.): Cambridge univ. press, 2004. XV, 216 c.- ISBN 0−521−54 369-c. .
- Sternberg Robert. Wisdom, intelligence and creativity synthesised. Cambridge ect.: Cambridge univ. press, 2003. XVIII, 227 c. — ISBN 0−52 180 238−5.
- Morgan D.N. Creativiti/ Sternberg R.I. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.
- Ceremuchin Aleksei C. The creativity of scientific workers. Moskow Voentechinisdat, 2004 ISBN 5−7474−0299−41. Тест опросник Уортмана
- Инструкция: На каждое из 50 утверждений в бланке ответов следует дать один из 5 вариантов ответов:
- A. В полной мере соответствует мне.
- Б. Соответствует мне при определенных условиях.1. B. Не знаю.
- Г. Чаще не соответствует. Д. Абсолютно не соответствует.1. Текст опросника:
- Я всегда работаю с полной уверенностью, что иду по верному пути.
- Бессмысленно спрашивать, если не надеешься получить ответ.
- Лучший метод решения проблемы последовательность логических шагов.
- Я порой высказываю мнеиие, которое расхолаживает членов группы.
- Много размышляю о том, что обо мне думают другие.
- Мне нравятся хобби, связанные с коллеционированием.
- Дневные грезы дали толчок многим моим начинаниям.
- Если бы мне предложили избрать вместо нынешней другую профессию, я скорее бы согласился стать врачом, чем путешественником.
- Мне легко общаться с людьми своего круга.
- Интуитивные догадки ненадежные путеводители при решении проблем.
- Всегда избегаю унизительных для меня ситуаций.
- При оценке информации источник для меня больше значит чем содержание.
- Мне нравятся люди, девиз которых «сначала дело — потом удовольствие».
- Лишены мудрости те, кто стремится к совершенству.
- Мне нравится работа, входе которой я оказываю влияние на других людей.
- Люди, которые «забавляются» сумасшедшими идеями» непрактичны.17. не люблю задавать вопросы, свидетельствующие о моем невежестве.
- Мне легче изменить свои интересы, если это необходимо для карьеры, чем переменить место работы, следуя своим склонностям.
- К метафорам и аналогиям прибегают часто те, кто умеет остро мыслить.
- Для меня очень важно, чтобы меня считали полезным членом группы.
- Умею сдерживать свои внутренние порывы.
- Целиком полагаюсь на своего руководителя.
- Не люблю нечего неопределенного и непредсказуемого.
- Предпочитаю работать в группе, а не в одиночку.
- Будь я преподавателем, я предпочел бы излагать факты, а не теории.
- Чувствую, что могу внести вклад, сделать что-то в этом мире.
- Важнее правильно поступать, чем получать одобрение.
- Не уважаю неуверенных и нерешительных людей.
- Я готов долго биться над трудной проблемой.
- Временами я способен чрезмерно увлекаться.
- Мои лучшие идеи нередко приходят в часы досуга.
- В ходе решения проблем полагаюсь на интуитивные догадки и на «чутье».
- Я значительно быстрее анализирую материал, чем объединяю разрозненную информацию в целостную картину.
- У меня высокая эстетическая восприимчивость.
- Важнее додуматься до хорошей идеи, чем продать ее другим.
- Самоуважение важнее, чем уважение других.
- Люблю, чтобы каждая вещь имела свое место и находилась на нем.
- Люблю забавляться новыми идеями, даже если от них не практической пользы.
- Если подход к проблеме не удачен, я быстро переключаюсь на другой.
- Проблема зачастую не поддается решению из-за неправильно поставленных вопросов.
- Я часто заранее предвосхищаю решение своих проблем.
- Анализировать свои неудачи бессмысленная трата времени.
- Мне случалось так восхищаться изобретательностью плута, что я внутренне желал ему успеха.
- Я часто начинаю работать над проблемой, которую смутно чувствую, но не могу ясно сформулировать.
- Я часто забываю имена людей, улиц и населенных пунктов.
- Думаю, что основа успеха упорный труд.
- Плохо, что многие люди все воспринимают слишком всерьез.
- Порой меня неотвязно преследует нерешенная проблема, и я не могу освободиться от нее.
- Легко отказываюсь от ближайших выгод ради отдаленных задач и целей.
- Меня привлекает загадка жизни.1. Ключ к опроснику:
- Оформление «Дневника наблюдений»
- Содержит 2 компонента: 1 стремление заниматься творчеством, 2 -осознание отношения людей к потребности в творчестве.
- Для первого мотивационного кохмпонента в виде метода используется естественный эксперимент (наблюдение за учебным процессом на занятии). Если студент активно включается в работу, то в соответствующей графе ставится знак «+», если нет, то знак «-».
- I. Сознание обязательности достижения результата.
- Включает в себя два компонента признаков:
- Стремление довести дело до получения результата. Данные компонент связан с волевыми проявлениями личности. Метод наблюдение: студент не прекращает работать (мыслить), пока не добьется оригинального результата.
- Аффективные переживания достижения оригинального результата. Метод наблюдение. В дневнике фиксируется радостное выражение лица при достижении оригинального результата, или огорченное при невозможности его достижения.1. Владение средствами деятельности.
- V. Ориентировка в межлюдских отношениях.
- Аффективное переживание своего места среди других деятелей. Фиксируется радостное выражение лица в момент осознания оригинального решепия.(+)
- Наблюдение проводилось экспериментатором в течение учебного года на семинарских занятиях каждой группы всех трех курсов.1. Вопросы для интервью
- Вопросы интервью для преподавателей:
- Сколько времени Вы работаете с данной группой.
- Ваше мнение о состоянии группы: на достижение какого результата настроены ваши студенты?
- Назовите студентов, которые, по Вашему мнению, способны сделать что-то так, как Вы не ожидаете, соблюдая при этом, все условия поставленной задачи?
- Как Вы относитесь к их возможностям в дальнейшей самореализации?
- Проявляется ли креативность ваших студентов в их итоговых и других работах (рефераты, курсовые работы, доклады и т. д.), или она не проявляется?
- Назовите студентов, которые, но Вашему мнению, не способны на творческий процесс и результат, а выполняют задания стандартно, как все. Обоснуйте свое мнение.
- В чем Вы видите причину отсутствия таких проявлений?
- Как, по Вашему мнению, насколько необходима творческая атмосфера па занятиях в университете?
- Что может помочь студентам проявить себя в профессии, и реализоваться максимально?
- Как вы видите роль преподавателя, в оказании помощи студентам в наиболее полном их проявлении как творческих личностей?
- Вопросы интервью для студентов:
- Чем мотивирован ваш выбор профессии?
- Какие предметы наиболее интересны (предпочтительнее)?
- Почему? (Это связано с будущей профессией).
- Одинаковая подготовка к предметам или избирательная. Чем мотивируется выбор?
- Что побуждает заниматься этими предметами? (интерес, оценка, одобрение учителя, группы и т. д.)
- Бывает ли такое, что ты пытаешься найти материал по предмету, который тебе интересен сам, без подсказки учителя, просто для того чтобы поделиться тем, что интересно тебе? Чем это мотивировано?
- Ты всегда пытаешься найти интересный, оригинальный ответ, или отвечаешь по учебнику?
- Что чаще всего в твоей работе (ответе) бывает необычным, оригинальным?
- Какую работу в последнее время ты инициировал сам, без подсказки учителя?
- Как ты работаешь над курсовой или рефератом: для тебя это отписка или ты работаешь с интересом?
- Ты всегда пытаешься внести в работу немного оригинальности, или ты считаешь, что главное сделать правильно?
- Часто ли преподаватели поощряют оригинальные решения проблем?
- Ты всегда активно участвуешь в обсуждении какой-либо работы или проекта?
- Ты поддерживаешь чужие идеи, развиваешь их, или всегда выдвигаешьсвою?
- Твои идеи и проекты всегда оригинальны? Кто тебе говорил об этом (учителя, однокурсники, или ты сам в этом уверен).
- У тебя есть определенная ближайшая цель, замысел?
- Что ты делаешь для реализации этих замыслов?19. как ты считаешь самореализация важна для человека или нет?
- Как ты оцениваешь свои возможности для самореализации?
- Есть ли в твоем окружении человек, на которого ты стремишься быть похожим или ты не хочешь ни на кого походить?
- Ты всегда стараешься сделать все по-своему, даже если тебе подсказывают готовый ответ?
- Ответы студентов и их преподавателей фиксировались на диктофои, а в последствии переписывались в тетрадь для обработки.
- Обработка ответов на вопросы интервью производилась посредством процедуры частотно смыслового анализа, которая предполагает выделение смысловых категорий, характеризующих высказывания большинства респондентов, а затем подсчет частоты их использования.