Когнитивно-стилевые особенности решения сенсорных задач
Диссертация
Когнитивные стили как интериндивидуальные детерминанты различий в показателях эффективности выполнения сенсорных задач были обозначены К. В. Бардиным в рамках обсуждения вопроса о выделении дифференциальной психофизики как «.особого научного направления» {Бардин, 1990, с. 134). Однако, работ выполненных в этом русле, до сих пор крайне мало, практически отсутствуют сколько-нибудь целостные… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Дифференциальная психофизика как исследователь- 10 екая парадигма интериндивидуальных различий эффективности различения/обнаружения сигнала
- 1. 1. Развитие теоретических представлений психофизики: пере- 10 ход от объектной парадигмы к субъектной
- 1. 2. Системно-деятельностный подход в дифференциальной 15 психофизике
- 1. 3. Специфические особенности сенсорных задач и уровень 29 информационной нагрузки
- 1. 4. Сравнительный анализ сенсорных задач
- 1. 5. Когнитивные стили как интериндивидуальные детерминан- 45 ты выполнения сенсорных задач
- 1. 5. 1. Функциональное значение когнитивных стилей
- 1. 5. 2. Операциональные установки как структурные компонен- 54 ты когнитивных стилей
- 1. 5. 3. Когнитивные стили и различия в выполнении сенсорных 59 задач
- 1. 6. Выводы по главе
- Глава 2. Вклад когнитивно-стилевых особенностей личности 67 в сенсорное исполнение задач с разным уровнем информационной нагрузки: экспериментальное исследование
- 2. 1. Цели и гипотезы исследования
- 2. 2. Методика
- 2. 3. Обработка результатов
- 2. 4. Анализ результатов
- 2. 5. Результаты 78 2.5.1. Различия в выполнении сенсорных задач с разным уровнем информационной нагрузки при выделении когнитивностилевых особенностей с помощью медианы
- 2. 5. 2. Различия в выполнении сенсорных задач с разным уровнем информационной нагрузки при выделении когнитивно-стилевых особенностей с помощью кластерного анализа
- 3. 1. Влияние полезависимости/поленезависимости на эффектив- 104 ность выполнения задач с разным уровнем информационной нагрузки
- 3. 2. Влияние гибкости/ригидности познавательного контроля на 115 эффективность выполнения задач с разным уровнем информационной нагрузки
- 3. 3. Влияние импульсивности/рефлективности на эффективность 120 выполнения задач с разным уровнем информационной нагрузки
Список литературы
- Ананьев, Б.Г. Теория ощущений. JL, 1961.
- Асмолов, А.Г., Михалевская, М.Б. От психофизики «чистых ощущений» — к психофизике «сенсорных задач» // Проблемы и методы психофизики. М1974.
- Асмолов, А.Г. Принципы организации памяти человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
- Асмолов, А.Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций // Когнитивные стили / Под ред.
- B. Колга. Таллинн, 1986. С. 21—23.
- Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
- Бардин, К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М: Наука, 1976.
- Бардин, КВ., Горбачева, Т.П., Садов, В.А., Цзен, Н. В. Явление компенсаторного различения // Вопросы психологии. 1983. № 4.1. C.113—119.
- Бардин, КВ. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика//Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 131−136.
- Бардин, КВ., Войтенко, Т.П. Влияние когнитивных особенностей на эффективность различения акустических сигналов // Когнитивные стили / Под ред. В. Колга. Таллинн, 1986. С. 68—72.
- Бардин, КВ., Скотникова, И.Г., Фригиман, Е. З. Психофизика активного субъекта // Мышлением и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль: ЯрГу, 1988. С. 34—46.
- Бардин, КВ., Баша, В.И., Войтенко, В. Г. Использование сенсорно-перцептивных признаков шумящих объектов при обучении гидроакустиков // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 156—161.
- Бардин, К.В., Забродина, Т.Н. Изменения сенсорной чувствительности при решении мыслительных задач // Вопросы психологии. 1988. С. 149—154.
- Бардин, КВ., Индлин, Ю.А. Начала субъектной психофизики. М.: ИПРАН, 1993.
- Блинникова, И.В. Психология познавательных процессов: Внимание // Психология XXI века / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Пер Сэ, 2003.
- Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977.
- Величковский, Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания: В 2 т. М.: Смысл, 2006.
- Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И. М. Фейгенберг, Г. Е. Журавлева. М.: Наука, 1977.
- Головина, Е.В. Категория «уверенности в себе» как когнитивный конструкт личности // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004а.
- Головина, Е.В. Структура уверенности и когнитивные стили. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.: Институт психологии РАН, 2006.
- Гусев, А.Н. Обнаружение звуковых сигналов человеком-оператором в особых условиях: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1989.
- Гусев, А.Н. Психофизика сенсорных задач: системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
- Гусев, А.Н., Измайлов, Ч.А., Михалевская, М. Б. Измерение в психологии. М.: УМК «Психология», 2005.
- Гусев, А.Н. К психофизике сенсорных задач: о возможностях сис-темно-деятельностного подхода // Психофизика сегодня: материалы конференции (9—10 ноября 2006 г). М.: ИП РАН, 2007а.
- Гусев, А.Н. Ощущение и восприятие: Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. М.: Издательский центр «Академия», 20 076. Т. 2.
- Дормашев, Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания. М.: Триво-ла, 1995.
- Забродин, Ю.М., Лебедев, А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука, 1977.
- Забродин, Ю.М., Фришман, Е.З., Шляхтин, Г. С. Особенности решения человеком сенсорных задач. М.: Наука, 1981.
- Забродин, Ю.М. О некоторых направлениях развития отечественной психофизики // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2. С. 55— 69
- Забродин, Ю.М. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. М., 1985а.
- Забродин, Ю.М. Некоторые методологические и теоретические проблемы развития психофизики // Психофизика дискретных и непрерывных задач. М.: Наука, 19 856. С. 3—27.
- Залевский, Г. В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
- Запороэюец, А.В., Зинченко, В.П., Венгер, Л.А., Рузская, А. Г. Восприятие и действие. М., 1967.
- Запорожец, А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1.
- Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология. М.- Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2000.
- Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во УРАО, 1998.
- Иванников, В.А. Подходы к анализу деятельности // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Школа А. Н. Леонтьева / Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 38—47.
- Иган, Дж. Теория обнаружения сигнала и анализ рабочих характеристик. М.: Наука, 1983.
- Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вяткина. М.: Издательство «Институт психологии РАМН», 1999.
- Канеман, Д. Внимание и усилие. М.: Смысл, 2006.
- Кимбл, До1С., Дэ! сармези, Н. Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Отв. Ред. В. В. Петухов. М.: УМК «Психология», 2001.
- Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
- Когнитивные стили: Тезисы научно-практической конференции. Таллинн, 25—27 мая 1986 г. Таллинн, 1986.
- Козловский, С.М. Роль эталонов в психофизических измерениях // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 102−109.
- Колга, В.А. Исследование когнитивных стилей в СССР // Интегральное исследование индивидуальности / Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1992. С. 17—36.
- Корнилова, Т.В., Парамей, Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. 1989. № 6.
- Купер, К Индивидуальные различия. М.: Аспект-Пресс, 2000.
- Кочетков, В.В., Скотникова, И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М.: Наука, 1993.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983, 2004.
- Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
- Мерлин, B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968. Ч. 1, 11.
- Мерлин, B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек—общество» // Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 3—12.
- Мерлин, B.C. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / Отв. ред. B.C. Мерлин. Пермь, 1978. Вып. 2. С. 15—40.
- Мерлин, B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. С. 87—105.
- Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования личности. М., 1986.
- Морозова, И.С. Когнитивный стиль и стратегии решения познавательных задач // Сибирская психология сегодня: Сборник статей. Кемерово, 2002. http://spf.kemsu.ru/portal/psv2002/ogl.shtml
- Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.
- Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981.
- Норакидзе, В.Г. Свойства личности и фиксированная установка // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 130—136.
- Писаренко, В.И. Стилевой подход в изучении познавательной деятельности студентов // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2005. № 2(22).
- Проблемы субъектов в постнеклассической науке // Препринт под ред. В. И. Аршинова, В. Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2007.
- Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
- Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.:1. Изд-во Моск. ун-та, 1987.
- Скотникова, И.Г. Реализация когнитивного стиля в познавательных стратегиях как проявление его содержательной стороны // Когнитивные стили / Под ред. В. Колги. Таллин, 1986. С. 51—55.
- Скотникова, И.Г. Системная взаимосвязь сенсорных стратегий и особенностей индивидуальности: анализ с привлечением категории когнитивного стиля // Системный анализ сенсорно-перцептивных процессов /Ред. К. В. Бардин. М., 1988. С. 149—205.
- Скотникова, И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека: психологический анализ / Под общ. ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998.
- Скотникова, И.Г. Развитие субъектно-ориентированного подхода в психофизике // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского. М.:ПЕР СЭ, 2002. С.220−269.
- Скотникова, И.Г. Психология сенсорных процессов. Психофизика // Психология XXI века / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Пер Сэ, 2003а.
- Скотникова, И.Г. Субъектная психофизика: результаты исследований // Психологический журнал. 20 036. Т. 24. № 2. С. 121—131.
- Скотникова, И.Г., Иванов, МЛ, Проблема восприятия равенства— различия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С.94—120.
- Стиль человека: психологический анализ / Под общ. ред. А.В. Ли-бина. М.: Смысл, 1998.
- Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности как часть проблемы стиля в психологии // Стиль человека: психологический анализ / Под общ. ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998.
- Узнадзе, Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001.
- Уточкин, И.С. Психологические механизмы решения задачи по обнаружению сигнала. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2006.
- Ухтомский, А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.
- Ухтомский, А.А. Избранные труды. М., 1978.
- Холодная, М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 84—93.
- Холодная, М.А. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей // Интеллект и творчество: Сб. научных трудов / Отв. ред. А. Н. Воронин. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. С. 30—48.
- Холодная, М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или другие способности? // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1.С. 61—69.
- Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М.: Пер Сэ, 2002а- М.: Питер-Принт, 2004.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 20 026.
- Худяков, А.И., Зароченцев, К.Д. Обобщенный образ как предмет психофизики. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000.
- Шапирштейн, Г. Я. Роль предметного содержания деятельности в процессе взаимодействия установок субъекта // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 135—139.
- Шиффман, X. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003.
- Шкуратова, И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994.
- Шкуратова, И.П. Исследование стиля в психологии: оппозиция и консолидация // Стиль человека: психологический анализ / Под общ. ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998.
- Шкуратова, И.П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности / Материалы Первой Российской конференции по когнитивной науке. 9—12 октября 2004 года, Казань// http://www.ksu.ru/ss/cog.sci04/science/cogsci04/256.doc.
- Шупта, Н.А. Научно-теоретические подходы к исследованию когнитивных стилей в зарубежной и отечественной науке // Сибирская психология сегодня. Вып. 2. Кемерово, 2004.
- Эджет, X., Янтис, С. Зрительное внимание: управление, репрезентативная основа отбора и временной ход // Annual Review of Psychology. 1997. Vol. 18. P. 269—297 / Перевод В. И. Еременко. Под ред. М. В. Фаликман. Публикации CogLab’a.
- A special issue on applications of Signal Detection Theory to visual perception // Spatial Vision. 2007. Vol. 20. № 1—2. P. l—4.
- Armstrong, S.J., Allinson, C.W., Hayes, J. The Effects of Cognitive Style on Research Supervision: A Study of Student-Supervisor Dyads in Management Education // Academy of Management Learning and Education. 2004. Vol. 3. № 1. P. 41—63.
- Brown, H.D. Principles of Language Learning and Teaching, 3rd ed. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. 1994, P.105—113.
- Chen, Sk, Macredie, R.D. Cognitive Styles and Hypermedia Navigation: Development of a Learning Model // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2002. Vol. 53. № l.P. 3—15.
- Creed, P.A., Patton, W., Bartrum, D. Internal and External Barriers, Cognitive Style, and the Career Development Variables of Focus and Indecision // Journal of Career Development. 2004. Vol. 30. № 4. P. 277—294.
- Curry, L. Learning Styles in Continuing Medical Education. Canadian Medical Association, Ottawa, 1983.
- Davies, M.F. Field dependence-independence and the differentiation of self and other // The Journal of Psychology. 1982. Vol. 112. P. 109—112.
- Felder, R. Cognitive/Learning Styles // http://www4.ncsu.edU/unity/lockers/users/f/felder/public/RMF.html
- Garcia-Perez, M.A., Alcala-Quintana, R. The transducer model for contrast detection and discrimination: formal relations, implications, and an empirical test // Spatial Vision. 2007. Vol. 20. № 1—2. P. 5—43.
- Haga, S., Shinoda, H., Kokubun, M. Effects of Task Difficulty and Time-on-Task on Mental Workload // Japanese Psychological Research. 2002. Vol.44 (3), P. 134—143
- Hart, S.G. Development of NASA-TLX (Task Load Index): results of Empirical and theoretical Research // Human Mental Workload / Eds. P.A. Hancock, N. Meshkati. Amsterdam: North Holland Press, 1988.
- Hart, S.G. NASA-Task Load Index (NASA-TLX). 20 Years Later // Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting Proceedings, General Sessions, 2007. P. 904—908(5).
- Hough, J.R. An Empirical Test of Cognitive Style and Strategic Decision Outcomes // Journal of Management Studies. 2005.Vol. 42(2). P.418— 448.
- Jonassen, D.H., Grabowski, B.L. Handbook of Individual Differences, Learning and InstructionLawrence Erlbaum Associates, 1993.
- Kagan, J. Individual differences in the resolution of response uncertainty // Journal of Personality and Social Psychology. 1965. Vol. 2. P. 154— 160.
- Kagan, J. Matching familiar figures. Cambridge: J. Kagan, 1969.
- Kagan, J. Reflection—impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo // Journal of Abnormal Psychology. 1966. Vol. 71. P. 17— 24.
- Kagan, J., Kogan, N. Individual variation in cognitive processes // Mussen P.H. (Ed.) Carmichael’s Manual of Child Psychology, 3rd Edn, Vol. 1 N.Y., Wiley, 1970.
- Kai-Ming, A. Cognitive style as a factor influencing performance of business students across various assessment techniques. A preliminary study // Journal of Managerial Psychology. 1997. Vol. 12. №. 4. P. 243—250.
- Karp, S, Pard. es, H. Psychological Differentiation (Field Dependence) in Obese Women // Psychosomatic Medicine. 1965. Vol. XXVII. №. 3. P. 238—244.
- Kazumitsu, Sh., Toshiaki, M, Shinnosuke, U. Tapping task as an index of mental workload in a time sharing task // Japanese Psychological Research. 2002. Vol. 44. № 3. P. 144—151.
- Kearsley, G. Explorations in Learning & Instruction: The Theory Into Practice Database // http://tip.psychology.org/styles.html
- Leonard, N.H., Scholl, R.W., Kowalski, K.B. Information processing style and decision making // Journal of Organizational Behavior. 1999. Vol. 20. P. 407—420.
- Liu, Y., Ginther, D. Cognitive Styles and Distance Education // Online Journal of Distance Learning Administration, Volume II, Number III, Fall 1999.
- Miller, A. Cognitive styles: an integrated model // Educational Psychology. 1987. Vol. 7. № 4.
- Mills, T.Y. The Effect of Cognitive Style on External Auditors' Reliance Decisions on Internal Audit Function // Behavioral Research in Accounting. 1996. Vol. 8. P. 50—73.
- Musser, T. Individual Differences: How Field Dependence-Independence Affects Learners // http://www.personal.psu.edu/txm4/paperl.html
- NASA Task Load Index (TLX) v. 1.0 Computerized Version: a Manual. Human Performance Research Group. NASA Ames Research Center. Moffett Field, California, 1995 // http://humansystems.arc.nasa.gov/groups/TLX/
- Parasuraman, R., Davies, D.R. Decision theory analysis of response latencies in vigilance // J. of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1976. Vol. 2. P. 578—590.
- Parasuraman, R., Davies, D.R. A taxomonic analysis of vigilance performance // Vigilance: Theory, operational performance and physiological correlates / Ed. By R.R. Mackie. N.Y.: Plenum Press, 1977. P. 559—574.
- Parasuraman, R., Warm, J.S., Dember, W.N. Vigilance: Taxonomy and utility // Ergonomics and human factors: Recent research / Ed. By L.S. Mark, J.S. Warm, R.L. Huston. N.Y.: Springer-Verlag. 1987. P. 11—32.
- Pelli, D.G., Farrel, B. Psychophysical methods (Chapter 29) // Handbook of Optics: Fundamentals, Techniques & Design. Ed. By M. Bass, E.W. van Stryland, D.R. Williams McGraw-Hill, 1995. Vol. 1.
- Ragan, T.J., Back, K.T., Stansell, V., Ausburn, L.J., Ausburn, F.B. Butler P.A., Huckabay, Т., Burkett, J.R. Cognitive styles: a review of the literature. Air Force Human Resources Laboratory, 1979.
- Sadler-Smith, E. Intuition-analysis cognitive style and learning preferences of business and management students. A UK exploratory study // Journal of Managerial Psychology. 1999. Vol. 14. № 1. P.26—38.
- Sadler-Smith, E., Badger, B. Cognitive style, learning and innovation // Technology Analysis and Strategic Management. 1998. Vol. 10. №. 2. P. 247—265.
- Santo, S.A. Learning Styles & Personality // http://www.usd.edu/~ssanto/index.htin
- Solomon, J.A. Intrinsic uncertainty explains second responses // Spatial Vision. 2007. Vol. 20. № 1—2. P. 45—60/132. iSternberg, R.J., Grigorenko, E.L. Are cognitive styles still in style? // American Psychologist. 1997. July. P. 700—712.
- Stone, E.F. Field Independence and Perceptions of Task Characteristics: A Laboratory Investigation // Journal of Applied Psychology. Jun. 1979. Vol. 64. Issue 3. P. 305—310.
- Swets, J.A., Tanner, W.P., Birdsall, T.G. Decision processes in perception // Psychol. Rev. 68. 1961. P. 301—340.
- Swets, J. Signal detection theory and ROC analysis in psychology and diagnostic. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1996.
- Wapner, J.G., Connor, K. The role of defensiveness in cognitive impul-sivity // Child Development. 1986 Dec. Vol. 57(6). P. 1370—1374 http://search.ebscohost.com/login. aspx? direct=true&db=cmedm&AN=38 029 67&-lang=ru&site=:ehost-live
- Wickens, T.D. Elementary Signal Detection Theory. Oxford University Press, Oxford. 2002.
- Within, H.A., Lewis, H.B., Hertzman, M., Machover, K., Meissner, P.B., Wapner, S. Personality through perception. New York: Harper and Row, 1954.
- Within, H.A., Goodenough, D.R. Field dependence and interpersonal behavior. Princeton, N.J.: Educational Testing Services, 1976.