Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и особенности проявления синдрома эмоционального сгорания у педагогических работников социально-реабилитационных центров

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельность педагога СРЦ способствует возникновению у него синдрома эмоционального сгорания. Сотрудники СРЦ работают с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, пережившими психологическое, физическое, а иногда и сексуальное насилие. Поэтому сложный с медицинской, психологической, педагогической точки зрения контингент детей является одной из наиболее значимых причин развития синдрома… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Эмоциональное сгорание как фактор психологической защиты личности
    • 1. 1. Краткая история изучения синдрома эмоционального сгорания
    • 1. 2. Психологические факторы, способствующие возникновению и развитию синдрома эмоционального сгорания
    • 1. 3. Объяснение синдрома эмоционального сгорания с позиции теории стресса
    • 1. 4. Профессиональная характеристика педагогического состава социально-реабилитационных центров с точки зрения подверженности синдрому эмоционального сгорания
  • Глава 2. Результаты исследования и их обсуждение
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение 7

Формирование и особенности проявления синдрома эмоционального сгорания у педагогических работников социально-реабилитационных центров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной психологической науке понятие «синдрома эмоционального сгорания» появилось сравнительно недавно. Однако в последнее время оно приобретает все большую популярность [3, 44].

В российской науке данная проблема разрабатывается недостаточно объемно, хотя она становится все более значимой для современного общества. Симптомы синдрома эмоционального сгорания, накапливаясь, оказывают деструктивное воздействие на психологическое состояние представителей многих профессий социальной сферы. Прежде всего это касается работников сферы «человек-человек», к которым можно отнести социальных работников, педагогов, психологов, консультантов, врачей, юристов и т. д.

Эмоциональное сгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [3]. В этом смысле синдром «сгорания» — это сложное явление, представляющее собой объект междисциплинарного исследования. Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов: предпосылок внешних и внутренних.

Внешние факторы таковы:

? хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность;

? недостаточная организация профессиональной деятельности;

? неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;

? повышенная ответственность за исполняемые функции и операции;

? психологически сложный контингент, с которым профессионал имеет дело в сфере общении.

Внутренние факторы, обуславливающие синдром эмоционального сгорания:

? склонность к эмоциональной ригидности;

? слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;

? интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности;

? нравственные дефекты и дезориентация личности.

Некоторые исследователи подчеркивают очевидную связь синдрома эмоционального сгорания со стрессом [3, 11, 44, 37]. Эмоциональное сгорание здесь определяется как динамический процесс, возникающий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса и имеет трехфазную природу:

1. нервное (тревожное) напряжение;

2. резистенция (сопротивление);

3. истощение.

Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки или симптомы нарастающего синдрома эмоционального сгорания. Синдром эмоционального сгорания формируется в жизнедеятельности человека, в том числе и в процессе его профессиональной деятельности. Именно этот аспект синдрома эмоционального сгорания и изучается в данной работе, а именно: синдром эмоционального сгорания у сотрудников социально-реабилитационного центра (СРЦ). Сами по себе СРЦ — явление новое в нашей стране. Подобные центры берут на себя заботу о социальной, педагогической, медицинской и психологической реабилитации детей, утративших семейные связи, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию, иначе говоря заботу о социальных сиротах.

Деятельность педагога СРЦ способствует возникновению у него синдрома эмоционального сгорания. Сотрудники СРЦ работают с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, пережившими психологическое, физическое, а иногда и сексуальное насилие. Поэтому сложный с медицинской, психологической, педагогической точки зрения контингент детей является одной из наиболее значимых причин развития синдрома эмоционального сгорания у педагогических работников СРЦ. Их профессиональная деятельность, как показывает анализ настоящего исследования, сопровождается высокой эмоциональной напряженностью, чрезмерной потерей психологической энергии, иногда приводит к психосоматическим и психовегетативным нарушениям.

Изучение особенностей формирования синдрома эмоционального сгорания у сотрудников данной сферы позволяет выйти на разработку конкретных практических программ предупреждения синдрома эмоционального сгорания, а также снижения его деструктивного влияния.

Введение

таких программ позволит не только повысить эффективность профессиональной деятельности, но и предупредить возникновение симптомов синдрома эмоционального сгорания в различных жизненных сферах сотрудников, в том числе и в профессиональной, то есть повысить их общую резистентность к стрессовым ситуациям. В этом видится практический и научный смысл продолжения данного исследования.

Проблема: каким образом проявляется синдром эмоционального сгорания у педагогических сотрудников в СРЦ. Данная проблема легла в основу темы настоящего исследования.

Тема: «Формирование и особенности проявления синдрома эмоционального сгорания у педагогических работников социально-реабилитационных центров».

Цель: настоящей работы — исследовать особенности проявления синдрома эмоционального сгорания у педагогических работников СРЦ.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Дать сущностную характеристику психологического понятия «синдром эмоционального сгорания».

2. Исследовать картину формирования, а также некоторые факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального сгорания у работников СРЦ.

3. Предложить практические рекомендации сотрудникам СРЦ в работе по предупреждению симптомов синдрома эмоционального сгорания у педагогических работников СРЦ.

Объект исследования: педагогические работники СРЦ.

Предмет исследования: особенности формирования и проявления синдрома эмоционального сгорания у педагогических сотрудников СРЦ.

Общая гипотеза данного исследования состояла в том, что синдром эмоционального сгорания у педагогических сотрудников СРЦ проявляется в различных формах и разной степени выраженности.

Научное значение работы:

• Теоретическая значимость:

? Теоретический анализ синдрома эмоционального сгорания;

? Интерпретация факторов, способствующих возникновению синдрома эмоционального сгорания, а также его симптомов;

? Исследование особенностей формирования синдрома эмоционального сгорания у педагогических работников СРЦ;

• Практическая значимость:

? Возможность применения данных, полученных в исследовании, в профилактической работе по предупреждению синдрома эмоционального сгорания;

? Результаты исследования и рекомендации могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки кадров.

База исследования: Муниципальный социально-реабилитацион-ный центр «Подросток». Количество испытуемых: 25 человек.

Этапы исследования:

? Выбор и определение темы;

? Изучение и анализ теории вопроса;

? Подготовка методик исследования;

? Проведение констатирующего эксперимента в СРЦ «Подросток»;

? Обработка данных исследования;

? Компоновка частей дипломной работы;

? Подготовка всего необходимого к предзащите, предзащита;

? Зашита дипломной работы.

Теоретические методы исследования:

? Изучение социально-психолого-педагогических источников по проблеме;

? Анализ опыта работы психологов в данной области по публикациям.

Практические методы исследования: констатирующий эксперимент; методика диагностики уровня эмоционального сгорания В. В. Бойко; методика диагностики коммуникативной установки; наблюдение, беседа, анкетирование.

Структура дипломной работы: введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение, список литературы (49 источников).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
  2. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988.
  3. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.
  4. Боллз, Блер Э. Учитесь жить с синдромом хронической усталости. М., 1995.
  5. И.А. Соотношение познавательных и эмоциональных процессов в американской психологии // Вопросы психологии. 1976. № 2.
  6. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1995.
  7. К.В. Психодиагностика склонности и способности к педагогической деятельности // Вестник МГУ. Серия: психология. 1990. № 2.
  8. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 2.
  9. Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
  10. Ю.Б., Корягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4.
  11. Л.Д. Время стрессов. М., 1991.
  12. . Что такое психология. В 2-х томах. М.: Мир, 1996.
  13. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  14. Э. Преодоление стресса за 60 секунд. М., 1995.
  15. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
  16. Т. // Здоровье. 1997. № 2.
  17. Дональд А. Тьюбсинг Избегайте стрессовых ситуаций. М., 1993.
  18. М. Практика социальной работы. М., 1995.
  19. И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань, 1991.
  20. К. Эмоции человека. М., 1980.
  21. П. Обучаясь у пациента. Воронеж, 1995.
  22. Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985.
  23. Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  24. Э. Личность, поведение и профессиональный стресс.// Кадры. № 4. С. 30−31.
  25. Механизмы развития стресса: Сборник статей. Кишинев, 1987.
  26. В.Г. Невербальный слух и эмпатия //Труды института РАН. 1995. № 2.
  27. Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
  28. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983.
  29. Основы социально-психологической теории / Под редакцией Бодалева А. А. М., 1995.
  30. Практическая психодиагностика: методики и тесты. / Под редакцией Райгородского Д. Я. Самара, 1998.
  31. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под редакцией Никифорова Г. С. СПб., 1991.
  32. Психология труда в условиях проблемных ситуаций / Под редакцией Понукалина А. С. Самара, 1996.
  33. Психология экстремальных ситуаций / Хрестоматия. М., 1998.
  34. Психология: словарь / Под общей редакцией Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., 1990.
  35. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
  36. К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  37. Н.В. Преодоление стресса и депрессии в жизни и на работе. // Деньги и кредит. 1999. № 6. С. 70−76.
  38. Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
  39. А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологического познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977.
  40. Социальная психология личности в вопросах и ответах. / Под редакцией Лабунской В. А. М., 1999.
  41. Стресс жизни: понять, противостоять, управлять им. СПб., 1994.
  42. Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Наука. 1988.
  43. А.Ш., Колымба И. Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты. // Психологический журнал. 1998. № 4. С.41−48.
  44. Т.В. Исследование эмоционального сгорания у учителей // Вопросы психологии. 1994. № 6.
  45. Л.Н., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
  46. М. Как превратить стресс из врага в союзника. М., 1997.
  47. К. Как снять стресс. М., 1993.
Заполнить форму текущей работой