Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ведущий (тренер) в социально-психологическом тренинге и его квалификация

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако именно такая последовательность вызывала дискуссии и неоднократно оспаривалась (об этом речь пойдет ниже). Предполагается, что в целом учебный процесс идет от более общих вопросов к более частным. Основы необходимых знаний и понимания принципов поведения закладываются при изучении социальной психологии, психологии развития, психологии личности. Обычно после завершения обучения групповому… Читать ещё >

Ведущий (тренер) в социально-психологическом тренинге и его квалификация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любая групповая психологическая работа, включая социально-психологический тренинг, за редким исключением организуется и проводится руководителем (ведущим, тренером). На нем, как правило, лежит ответственность за определение содержания учебного материала, подбор методических средств и разработку критериев достижения поставленных целей обучения.

Однако уже в период бурного развития самых разнообразных форм групповой психологической работы — психокоррекционных и психотерапевтических групп различных направлений — большинство специалистов отмечали важную роль индивидуального стиля руководства группой для общей эффективности совместной деятельности группы и для достижения терапевтических эффектов для каждого отдельного участника. В литературе появились описания стилей руководства психокоррекционной группы, в основу которых были положены классические стили лидерства, изученные в знаменитых экспериментах К. Левина, Р. Липпита и Р. Уайта еще в 1939 г. (табл. 5.3).

Таблица 53

Стили руководства психотерапевтической (тренинговой) группой[1]

Авторитарный.

Демократичный.

Попустительский.

Все аспекты групповой жизни определяет руководитель, он же принимает все необходимые решения.

Политика вырабатывается на основе направляемых руководителем дискуссий и принимаемых в группе решений.

Полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии руководителя.

Все шаги в деятельности группы последовательно диктует руководитель.

В процессе дискуссии определяются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. Руководитель часто предлагает выбор из двух или более возможностей.

Руководитель предоставляет материалы для работы и отвечает на вопросы, если они есть.

Руководитель определяет индивидуальные задания и пары участников для их выполнения.

Распределение обязанностей и выбор партнеров отдаются на усмотрение группы.

Руководитель никак себя не проявляет.

Руководитель хвалит или критикует того, кого сочтет нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-либо показать.

Руководитель хвалит или критикует других, стараясь при этом быть объективным, и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком много.

Деятельность членов группы редко комментируется руководителем, который не пытается оценивать или регулировать ход событий.

Более того, К. Рудестам полагает, что стили руководства в терапевтических группах также можно рассматривать в диапазоне от попустительского, с доминированием рядовых членов группы и низкой организованностью, до автократического, с доминированием руководителя и высокой организованностью, т.с. как линейный конструкт. Автор добавляет, что центрированная на руководителе ориентация группы обычно связана с более четкой структурной организацией работы группы. Это, в свою очередь, дает ему основание использовать для классификации всего многообразия психокоррекционных групп и их сопоставления между собой такие критерии, как структурированность — неструктурированность (целей, норм, процедур), центрированность на руководителе — центрированность на участниках (стиль руководства), сосредоточенность на рациональном либо на аффективном аспекте групповых процессов[2].

Как полагают Л. М. Кроль и Е. Л. Михайлова, если тренерская деятельность претендует на то, чтобы считаться профессиональной, она должна соответствовать общепринятым представлениям, согласно которым любой профессионал является носителем шести видов профессиональной компетентности и пяти профессиональных установок. Следовательно, данные компетентности и установки составляют структуру профессиональной квалификации тренера[3]. К профессиональным компетентностям тренера относятся:

  • техническая компетентность — умение трансформировать цель, поставленную перед тренером организацией-заказчиком (обычно в терминах необходимого результата) в систему конкретных учебных задач, подобрать адекватные им упражнения, суметь провести эти упражнения;
  • межличностная коммуникативная компетентность — развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, чувствительность к групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознавания собственных личностных особенностей, понимание мотивов других людей;
  • контекстуальная компетентность — владение социальным контекстом, в котором существует профессия, т. е. тренер должен понимать, где и кого он обучает, не хуже, чем владеть самим предметом обучения;
  • адаптивная компетентность — способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям тренерской практики в динамичном пространстве организационной культуры;
  • концептуальная компетентность — владение теми общепринятыми знаниями, на которых базируется тренерская практика;
  • интегративная компетентность — умение давать обоснованные профессиональные оценки (включая и собственную работу), т. е. мыслить в логике профессии.

Система профессиональных установок тренеров включает в себя:

  • стремление к востребованности своего труда — установка на реалистичную оценку требований рынка и адаптацию к ним;
  • профессиональную идентичность — степень, до которой человек разделяет и глубоко усвоил нормы профессии;
  • этические стандарты;
  • стремление к совершенствованию основ своей профессии — степень осознания необходимости изучать процессы и продукты своего труда (эта установка может считаться развитой, если профессионал поддерживает исследования, ведущие к лучшему пониманию его предмета);
  • мотивацию к непрерывному обучению.

Подготовка квалифицированных групповых ведущих (тренеров) обычно включает в себя четыре стадии:

  • 1) теоретическую и практическую подготовку;
  • 2) практику самостоятельного ведения групп под супервизией[4] опытного ведущего;
  • 3) наблюдение за работой профессиональных тренеров;
  • 4) получение личного опыта пребывания в группе.

Однако именно такая последовательность вызывала дискуссии и неоднократно оспаривалась (об этом речь пойдет ниже). Предполагается, что в целом учебный процесс идет от более общих вопросов к более частным. Основы необходимых знаний и понимания принципов поведения закладываются при изучении социальной психологии, психологии развития, психологии личности. Обычно после завершения обучения групповому ведущему (тренеру) выдается сертификат соответствующей профессиональной организации, и он поступает на работу в какую-либо организацию или тренинговое (консалтинговое) агентство, что может служить подтверждением приобретенного профессионального статуса.

  • [1] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теорияи практика.
  • [2] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекциоиные группы: теорияи практика.
  • [3] См.: Кроль Л. М. Тренинг тренеров: как закалялась сталь / Л. М. Кроль, Е. Л. Михайлова. М.: Независимая фирма «Класс», 2002.
  • [4] Супервизия — метод образования, повышения квалификации и повышения качестваработы специалистов в сфере помогающих профессий. Это воздействия, осуществляемыеболее опытными профессионалами по отношению к менее опытным. Такие отношения имеютопределенную временную протяженность, предполагают оценку и ставят своей целью улучшение профессионального функционирования, а, кроме того, подразумевают мониторингкачества профессионального обслуживания клиента. При этом супервизор играет роль «привратника на входе в особенную профессию». (BernardJ. М., Goodyear R. G. Fundamentals ofClinical Supervision. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon, 1998.)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой