Эмоции как одна из форм влияния на деятельность человека
Наиболее общим и фундаментальным принципом человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энергией и организуют мышление и деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энергии. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретной активности и в этому первый признак того, что эмоция организует мышление и деятельность. Эмоции оказывают непосредственное влияние на восприятие… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- I. Влияние эмоций на деятельность человека
- II. Методы контроля эмоционального поведения
- Заключение
- Список литературы
Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.
Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.
Роль эмоциональных побуждений трудно переоценить. Духовный мир человека не определяется рамками его профессии или образования. Его эмоциональные запросы и отношения могут быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми или бедными, ограниченными.
Знание закона земного тяготения Ньютона, периодической системы элементов Менделеева и других закономерностей расширяет сферу общих знаний, но они не охватывают чувственную природу человека.
Сознание человека, по мнению известного академика В. И. Вернадского, есть особая сила природы среди всех других. Социально-детерминированное сознание человека есть знание, которое может стать достоянием других членов общества. Сознание- это мышление вместе с кем-то. Осознать- значит приобрести потенциальную возможность передать свое сознание другому, более того- сочувствовать ему, сотрудничать с ним.
Стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального настроя обеспечивает здоровье, бодрость и счастье. Для благоприятного, положительного «эмоционального климата» необходимы доброжелательность, культура. Целью данной работы является рассмотрение роли эмоций и чувств в деятельности человека.
I.Влияние эмоций на деятельность человека
«Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоций можно выделить множество. Но, подобно к тому, как разнообразие цветной палитры происходит от смешивания трех или четырех основных цветов, так же и все бесконечное разнообразие эмоциональной жизни обусловлено смешиваниям нескольких первичных, или базисных эмоций. Каждая эмоция имеет свою валентность (модальность, знак). В зависимости. Из этой валентности выделяют четыре пара базисных эмоций, противоположных друг другу по своему значению. Эти пары выглядят следующим образом:
— отвращение радость;
— горе уверенность;
— страх торжество.
Существуют такие эмоции, которые оказывают содействие повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, наоборот, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволяет отнести ту или иную эмоцию к разряду положительных или отрицательных в зависимости от того, как она влияет на личностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением при учете более общих этиологических и экологических факторов.
Базисные (первичные) эмоции человека совпадают с эмоциями животных. Но в отличие от животных у человека на основе эмоций (которые имеют, как правило, ситуативный характер) формируются и более сложные переживания, которые называют чувствами. Чувства определяются не только непосредственно текущим моментом, но также прошлым и будущим человеческой жизни. Традиционно выделяют четыре основных группы чувств: моральные, интеллектуальные, практические и эстетические.
Особенностью эмоций и чувств является их тесная взаимосвязь с нуждами. Например, когда человеку удается получить желаемого, достичь намеченного результата, то он переживает эмоцию удовлетворения, а потому и чувство удовлетворения. И наоборот, если у него это не получается, то он начинает злиться, или впадает в печаль и т. п.
Согласно теории известного советского исследователя П. В. Симонова, эмоция является отображение мозгом человека и животных любой актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического или прежде приобретенного индивидуального опыта.
Смысл этого определения в следующем. И человек, и животные —
это такие существа, которые всегда, в любой момент своей жизни, в чем-то нуждаются, (например, пище, отдыхе, безопасности, общении, признании окружающими и т. п.). Поэтому для удовлетворения своих многочисленных нужд они постоянно как-то действуют. А для того, чтобы эти действия были успешным, индивиду недостаточно иметь объективную информацию о среде (в т.ч. и о внутренней среде его организма) как таковую. Ему необходимо выделить из этой среды то, что значимо для него.
Список литературы
- Греченко Т.Н. Психофизиология памяти // Основы психофизиологии/ Под ред. Ю. И. Александрова, М., 2004
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002
- Данилова Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Наука, 2005
- Душков Б.А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности, М.: Академический проект, 2003
- Климов Е.А. Психология профессионала М.: Модек, 2001
- Кибанов А.Я. и др. Экономика и социология труда, М.: ИНФРА-М, 2003