Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение синдрома эмоционального сгорания у социальных работников с различным отношением к себе

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Влияние самоотношения на синдром эмоционального сгорания у социальных работников на данный момент мало изучено. Изучение особенностей формирования синдрома эмоционального сгорания у сотрудников данной сферы и влияния на этот процесс самоотношения особенно актуально в свете необходимости разработки конкретных практических программ как предупреждения синдрома эмоционального сгорания, так и снижения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ И САМООТНОШЕНИЯ
    • 1. 1. Основные подходы к пониманию синдрома эмоционального сгорания. Факторы его возникновения и развития
    • 1. 2. Основные подходы к пониманию самоотношения и его структуры
    • 1. 3. Самоотношение и личностный смысл «Я»
  • ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
    • 2. 1. Ход и процедура диагностического исследования. Описание объекта исследования
    • 2. 2. Описание и краткая характеристика методик исследования
    • 2. 3. Анализ и обсуждение результатов исследования
  • ВЫВОДЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Изучение синдрома эмоционального сгорания у социальных работников с различным отношением к себе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кризисное состояние общества, резкие экономические изменения со снижением уровня жизни людей, смена ценностей и ломка жизненных сте-реотипов, межнациональные конфликты, природные и техногенные ката-строфы, вызывающие миграцию людей, ежедневные переутомления и уста-лость, недостаточный отдых, чувство бега по замкнутому кругу проблем существенным образом отражаются на психическом состоянии людей, порождая у них стресс, тревогу, неуверенность, депрессию, невротические расстройства [44].

В настоящее время многие области профессиональной деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением, стрессами. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, переоценка своих сил, желание постоянно оправдывать ожидания, неоправданно долгое терпение, подавление в себе влечения своего сердца, своей натуры, внезапное осознание несовпадения реальности с воображаемой действительностью, страх не успеть, забыть, что-то упустить, коммуникативный стресс, вызванный избытком информации, шум, агрессивная среда, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека.

В современной психологической науке понятие «синдрома эмоцио-нального сгорания» появилось сравнительно недавно. Однако в последнее время оно приобретает все большую популярность [4; 46].

Работа с людьми, как известно, требует больших эмоциональных за-трат. Особенно при взаимодействии с трудным контингентом, в условиях, когда выполняемая работа приносит разочарование. Эмоциональные ресурсы могут постепенно истощиться и тогда, организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. Один из таких психо-логических механизмовэмоциональное сгорание [4; 5; 6; 38; 45; 46]. Симптомы синдрома эмоционального сгорания, накапливаясь, оказывают деструктивное воздействие на психологическое состояние представителей многих профессий социальной сферы. Прежде всего это касается работников сферы «человек-человек», к которым можно отнести социальных работников, педагогов, психологов, консультантов, врачей, юристов и т. д.

Эмоциональное сгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [4]. В этом смысле синдром «сгорания» — это сложное явление, представляющее собой объект междисциплинарного, в том числе и психологического исследования.

Ряд исследователей подчеркивают актуальность и перспективность изучения связи синдрома эмоционального сгорания со стрессом [4; 11; 40; 45].

Профессиональная деятельность социального работника способствует возникновению у него синдрома эмоционального сгорания. Сотрудники социозащитных организаций работают с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, переживающими множество как социальных, так и личностных проблем. Профессиональная деятельность социального работника сопровождается высокой эмоциональной напряженностью, большой потерей психологической энергии, иногда приводит к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. Синдром эмоционального сгорания достаточно распространен, хотя до сих пор нет ясного понимания механизмов его формирования и способов снятия симптомов, технологий создания среды, препятствующей возникновению эмоционального сгорания [1]. Отмечается, что скорость развития и степень сформированности синдрома эмоционального сгорания зависит от многих социально-личностных условий и одним из них является самоотношение личности [36].

Влияние самоотношения на синдром эмоционального сгорания у социальных работников на данный момент мало изучено. Изучение особенностей формирования синдрома эмоционального сгорания у сотрудников данной сферы и влияния на этот процесс самоотношения особенно актуально в свете необходимости разработки конкретных практических программ как предупреждения синдрома эмоционального сгорания, так и снижения его деструктивного влияния.

Введение

таких программ позволит не только повысить эффективность профессиональной деятельности, но и предупредить возникновение симптомов синдрома эмоционального сгорания в различных жизненных сферах сотрудников, в том числе и в профессиональной, то есть повысить их общую резистентность к стрессовым ситуациям. В этом видится практический и научный смысл данного исследования.

Цель работы: исследовать влияние самоотношения на формирование синдрома эмоционального сгорания у социальных работников.

Задачи:

1. Дать сущностную характеристику психологических понятий «син-дром эмоционального сгорания» и «самоотношение».

2. Подобрать методы экспериментального исследования.

3. Провести эмпирическое исследование самоотношения и синдрома эмоционального сгорания у социальных работников.

4. Проанализировать полученные данные и выявить особенности взаимосвязи показателей самоотношения и синдрома эмоционального сгорания социальных работников.

Объект исследования: синдром эмоционального сгорания у социальных работников учреждений социальной защиты населения.

Предмет исследования: показатели самоотношения, влияющие на процесс формирования синдрома эмоционального сгорания социальных работников.

Методы исследования: анализ теоретических работ по избранной теме; психодиагностические методики: методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко; статистические методы обработки данных (программа SPSS).

Гипотеза: между показателями самоотношения и синдрома эмоцио-нального сгорания социальных работников существует определенная взаи-мосвязь, а именно: негативное самоотношение влияет на формирование синдрома эмоционального сгорания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А., Морозова Н. А., Смятских А. Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. Социальная работа /Под ред. И. Зимней. Вып. 2. М., 1992.
  2. Р. Развитие «Я» — концепции и воспитание. М.; 1986. 422 с.
  3. А. А. Личность и общение. М.; 1983. 272 с.
  4. В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. Спб.; 1999.
  5. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.; 1996.
  6. Боллз, Бер Эим. Учитесь жить с синдромом хронической усталости. М., 1995.
  7. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций.
  8. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь — справочник по психо диагностике. Спб.; Питер-КОМ, 1999. 528 с.
  9. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1995.
  10. Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. М.; 1984. — 235 с.
  11. Л.Д. Время стрессов. М., 1991.
  12. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  13. Е.А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Ки-ев, 1987.
  14. М. Практика социальной работы. М., 1995.
  15. Как построить свое «Я». Под редакцией В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. 236 с.
  16. .Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. Спб.: Питер, 1999.
  17. Китаев-СмыкЛ.К. Психология стресса. М.; 1983. — 376 с.
  18. А.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985.
  19. Кон Н. С. Открытие «Я». М.; 1978. 367 с.
  20. Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
  21. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. Вопросы психологии. № 6.1967.
  22. А.Н. Деятельность. Сознания. Личность. М.; 1975. 304 с.
  23. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; 1986. 144 с.
  24. Э. Личность, поведение и профессиональный стресс. Кадры. № 4, стр. 30−31.
  25. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. Вопросы психологии. № 4. 1997. стр. 28−38.
  26. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московских Психолого-социальный институт, 1998. 200 с.
  27. Л.М., Кузминкова О. В. Психологические особенности внутри-личностных противоречий учителя. Вопросы психологии № 3, 1998.
  28. Р.С. Психология. Учебник для студентов выс. пед. учебных заведений. В 3 кн., кн. 3. М., Просвещение: Владос, 1995, 512 с.
  29. Общая психодиагностика. /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.
  30. С. Р. Строение самоотношения как эмоционально оценочной системы. М.; 1988,106 стр.
  31. С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 стр.
  32. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под редакцией Райгородского Д. Я., Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1998.
  33. Психологический словарь. Под редакцией Петровского А. В. М.; 1990.
  34. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2000.
  35. Психология труда в условиях проблемных ситуаций. Под ред. Понукалина А. С. Самара, 1996.
  36. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  37. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы психологической диагностики. М.: Дидакт, 1992, 256 с.
  38. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  39. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагоги-ка. 1976.
  40. Н.В. Преодоление стресса и депрессии в жизни и на работе. // Деньги и кредит. 1999. № 6. С. 70−76.
  41. Г. Стресс без дистресса. М.; 1979.
  42. В.В. Самосознание личности. М.; 1983. 284 с.
  43. В.В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.; 1988, стр. 123 -130.
  44. Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1998.
  45. А.Р. Форма становления личности в процессе её профессионализации. Вопросы психологии № 2, 1997.
  46. Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Вопросы психологии № 6, 1994.
  47. А.У. Личность в общении. Общение и оптимизация со-вместной деятельности. Под ред. Андреевой Н. М., Яноушека Я. М., 1987, стр. 30−41.
  48. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М.; 1995.
  49. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.; 1977.
Заполнить форму текущей работой