Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимоотношение перспективных целей и осуществляемой деятельности у психически больных

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточная освещенность этой проблемы является причиной малочисленности методик, пригодных для ее исследования. Поэтому нами была модифицирована методика С. Я. Рубинштейн (1976), применяемая ею к исследованию фактического и желательного использования времени как показателя направленности личноети, 1 Кроме этого мы создали оригинальную методику, разрешающую исследовать характер осуществляемой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. I. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПЕРСПЖЖВНЫХ ЦЕЛЕЙ И
  • ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. II
    • I. Цель, средство и их субъект
    • 2. Перспективная цель и осуществляемая деятельность
    • 3. Взаимоотношение иерархии перспективных целей и осуществляемой деятельности
    • 4. Нарушение иерархии перспективных целей и осуществляемой деятельности у больных эпилепсией и шизофренией
    • 5. Конкретная проблема исследования и его основные гипотезы
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКИ ЭКСПЕРШШТМЬНОч1СИХОЛООНЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ И ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • I. Методика «папок» и «времени»
    • 2. Результаты исследования психически здоровых людей с помощью методик «папок» и «времени»
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЕРАРХИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ И ОСУЩЕСТВИМОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ
    • I. Общая характеристика больных и их исследования
    • 2. Результаты исследования психически больных с помощью методики «папки»
    • 3. Результаты исследования психически больных с помощью методики «времени»
  • ГЛАВА 1. У. ОБСЮЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
    • X. Интерпретация данных, полученных с помощью методики «папки» у психически больных
    • 2. Интерпретация данных, полученных с помощью методики «времени» у психически больных
    • 3. Анализ взаимоотношения нарушении иерархии перспективных целей и осуществляемой деятельности у психически больных
    • 4. Последствия нарушения иерархии перспективных целей и осуществляемой деятельности
  • ЗАКЛКНЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ

Взаимоотношение перспективных целей и осуществляемой деятельности у психически больных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы, ХУ1 съезд КШ и ХШ съезд КПСС поставили задачу дальнейшего улучшения всестороннего и целенаправленного формирования личности человека. Особое внимание было уделено этой проблеме на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, где конкретно выделяется роль психологической науки в разработке этого вопроса.

Исходя из марксистской методологии, советская психология понимает личность как общественно-исторически обусловленное, развивающееся образование, управляемое не только процессами настоящего, но и относительно отдаленными во времени представлениями о возможных достижениях своей деятельности в будущем (Л.С.Выготский, 1983аС.Л.Рубинштейн, 1946; А. Н. Леонтьев, 1977; Б. Г. Ананьев, 1968; Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь, 1980), которые можно назвать перспективными целями. Несмотря на внимание, уделяемое этой проблеме многими авторами, перспективные цели и тем более их взаимоотношение с процессами настоящего, т. е. в данное время осуществляемой деятельностью, до сих пор психологией мало изучены. Менду тем изучение этого взаимоотношения имеет большое значение для углубления понимания механизмов развития и саморегуляции личности. Чем совершеннее наше познание этих процессов, тем эффективнее может быть целенаправленное воздействие, направляющее развитие личности в соответствии с требованиями социалистического общества и повышающее эффективность ее осуществляемой деятельности.

Недостаточная освещенность этой проблемы является причиной малочисленности методик, пригодных для ее исследования. Поэтому нами была модифицирована методика С. Я. Рубинштейн (1976), применяемая ею к исследованию фактического и желательного использования времени как показателя направленности личноети, 1 Кроме этого мы создали оригинальную методику, разрешающую исследовать характер осуществляемой деятельности9 в том числе интенсивность ее мотивации. При модификации и создании указанных методик мы базировались на деятельноетном подходе, выработанном в школе Л. С. Выготского (Л.С.Выготский, 1982а, б- 1983а, б, 1984; А. Н. Леонтьев, 1977, 1981; А. Р. Лурия, 1975а, б, в, гП.Я.Гальперин, 1959, 1976). Поэтому они могут быть применены в исследованиях личности и характера осуществляемой деятельности в рамках этой школы, которая до сих пор недостаточно оснащена конкретными методиками исследования.

Поскольку исследование патологии разрешает глубже понять механизмы психической деятельности в норме (Л.С.Выготский, 1983^, 1984; Б. В. Зейгарник, 1962; С. Я. Рубинштейн, 1982; Ю. Ф. Поляков, 1982), мы выбрали объектом нашего исследования больных эпилепсией и шизофренией. Выявление зависимости нарушения перспективного целеполагания от нарушения осуществляемой деятельности у этих больных имеет большое значение для решения диагностических и разнообразных экспертных задач, также как и для осуществления психокоррекционных мероприятий.

Целью диссертации является исследование взаимоотношения перспективных целей и осуществляемой деятельности у психически больных^ В соответствии с поставленной целью были выделены основные задачи исследования:

I. На основе деятельноетного подхода выработать конкретное представление о возможном характере взаимоотношения перспективяых целей и осуществляемой деятельности"'.

2. Создать и использовать адекватные методики для исследования перспективных целей и осуществляемой деятельности и апробировать их на психически здоровых людях.

3. Исследовать с помощью этих методик группы больных со специфическими нарушениями осуществляемой деятельноети.

4. На основе сопоставления данных исследования психически здоровых и больных людей выявить нарушения регуляции поведения больных и уточнить характер взаимоотношения перспективных целей и осуществляемой деятельности.

Методологической и теоретической основой исследования являются принципы диалектического материализма, разработанные классиками марксизма-ленинизма и реализуемые в школе Л. С. Выготского в форме деятельноетного подхода для исследования и понимания человеческой психики (Л.С.Выготский, 1982а, б, 1983а, б, 1984; А. Н. Леонтьев, 1977, 1981; А. Р. Лурия, 1975а, б, в, гП.Я.Гальперин, 1959, 1976).

Разработка деятельноетного подхода по отношению к психически больным (Б.В.Зейгарник, 1962, 1971, 1976; С. Я. Рубинштейн, 1982; Ю. Ф. Поляков, 1982) стала основой для нашего исследования в этой области.

Методики. При исследовании психически больных людей мы использовали богатый опыт их экспериментально-психологического исследования, накопленный в советской патопсихологии (Б.В. Зейгарник, 1962, 1971, 1976; Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь, 1980; С. Я. Рубинштейн, 1970, 1977, 1982; Ю. Ф. Поляков, 1974, 1982; Б.С.Братуш", 1974; В. В. Николаева, 1970; М. М. Коченов, 1970; М. М. Коченов, В. В. Николаева, 1978; Е. Т. Соколова, 1976).

Кроме этого мы, во-первых, модифицировали методику С. Я. Рубинштейн (1976, 1978), направленную на исследование «фактического» и «желательного» распределения времени, как показателя направленности личностиво-вторых, создали собственную методику, направленную на исследование характера осуществляемой деятельности и интенсивности ее мотивации.

При создании нами модифицированной методики С. Я. Рубинштейн базировалась на гипотезе французского марксистского философа и психолога Л. Сэва (1972) о том, что наиболее общим законом развития личности является соответствие между уровнем способностей и структурой использования времени. Анализируя результаты исследования с помощью созданной ею методики, С.Я.: Рубинштейн (1976, 1978) отмечала, что сравнение фактического и желательного распределения времени, обозначенного самим испытуемым, в некоторой мере отображает структуру его ценностей, конкретное отношение к своему образу жизни, неудовлетворенность одними видами деятельности, склонность к другим, направленность личности. Исходя из нашего представления и перспективных целях, мы сочли возможным применить модифицированный вариант этой методики к их исследованию.

Методика, направленная на исследование характера осуществляемой деятельности и интенсивности ее мотивации, базируется целиком на деятельноетном подходе школы Л. С. Выготского (Л.С. Выготский, 1982а, б, 1983а, б, 1984; А. Н. Леонтьев, 1977, 1981; А. Р. Лурия, 1975а, б, в, гП.Я.Гальперин, 1959, 1976). При ее создании мы конкретно руководствовались тем, что для успешного решения любого задания необходимо, чтобы оно осуществлялось посредством действий с помощью операций в рамках достаточно интенсивно мотивированной деятельности.

Научная новизна. В работе сделана попытка представить возможное взаимоотношение между перспективными целями и осуществляемой деятельностью. Дано определение перспективных целей, выделена их главная функция, заключающаяся в том, что они образуют зону возможного развития личности.

Впервые представлено теоретическое обоснование и экспериментальная апробация одной модифицированной и одной оригинальной методики. Изложены принципы интерпретации данных, полученных с их помощью.

Впервые проведено экспериментально-психологическое исследование взаимоотношения перспективных целей (т.е. представлений о возможных отдаленных во времени результатах своей деятельности) и деятельности, осуществляемой в данное время на материале больных эпилепсией и шизофренией.

В процессе этого исследования получены новые факты. Установлено, что у большинства психически больных при нарушении осуществляемой деятельности в виде патологического увеличения ее инертности (больные эпилепсией) или снижения интенсивности мотивации (больные шизофренией) нарушается иерархия перспективных целей. У части из них это нарушение имеет специфический характер: инертная иерархия перспективных целей у больных эпилепсией и демотивированная иерархия перспективных целей у больных шизофренией.

Обобщение полученных данных разрешает уточнить наше понимание регуляции поведения посредством взаимоотношения перспективных целей и осуществляемой деятельности. Основной вывод в этом направлении заключается в том, что осуществляемая деятельность первична по отношению к перспективному целеполаганию.

Практическая ценность. Теоретические выводы диссертации углубляют наше понимание механизмов регуляции поведения и их нарушения у психически больных. Они могут использоваться в психокоррекционной работе, направленной на возвращение этих больных в производственную и социальную деятельность.

Результаты исследований были применены в курсах лекций «Патопсихология» и «Проблемы регуляции и опосредованноети поведения в норме и патологии», читаемых на психологическом факультете МГУ профессором Б. В. Зейгарник.

В соответствии с задачами исследования перспективного це-леполагания и его взаимоотношения с осуществляемой деятельностью мы модифицировали методику, применяемую С. Я. Рубинштейн (1976, 1978) к исследованию «фактического» и «желательного» распределения времени, как показателя направленности личности и разработали оригинальную методику, разрешающую исследовать характер осуществляемой деятельности.

Модифицированная методика С. Я. Рубинштейн (1976, 1978) может быть широко использована в областях психологии, изучающих личность. Особенно ценным нам представляется ее дальнейшее использование в области патопсихологии при решении дифференциально-диагностических и разнообразных экспертных задач, при исследовании пограничных состояний, при применении психологических исследований в соматических больницах и в области суици-дологии.

Методика, направленная на исследование характера осуществляемой деятельности и интенсивности мотивации может быть использована при определении их изменений у психически больных, особенно при решении разнообразных экспертных задач.

Обе эти методики были использованы автором на протяжении трех лет во время практической работы в психиатрических больницах при составлении экспериментально-психологических заключений о психическом состоянии больных.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1, В регуляции поведения взрослого, психически здорового человека участвует относительно самостоятельное психическое образование — отдаленная во времени иерархия перспективных целей,.

2, Во взаимоотношении иерархии перспективных целей и осуществляемой деятельности, деятельность первична по отношению к перспективным целям.

3. Иерархия перспективных целей функционирует как зона возможного развития личности.

4. Нарушение осуществляемой деятельности специфически нарушает перспективное целеполагание вплоть до его полного разрушения.

6. Результаты исследования позволяют предположить, что данные о нарушении перспективного целеполагания следует учитывать при диагностике и в психокоррекционной работе. Коррекция утраченного перспективного целеполагания может способствовать более успешной социальной и трудовой адаптации больных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., ГИШ1, 1956, с.517−642.
  2. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.1−4.
  3. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Соч. 2-е изд., т.23. -907с.
  4. Энгельс Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Соч. 2-е изд., т.20, с.486−499.
  5. Материалы пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г, М.: Политиздат, 1983. -80с.
  6. Абдулханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981, с.19−44.
  7. H.H. Изучение относительной побудительной силы осознаваемых мотивов различной временной перспективы с применением техники гипноза. Вопросы психологии, 1976, $ 5, с.120−127.
  8. Г. Я., Недува A.A. Лечение психически больных: руководство для врачей. М.: Медицина, 1981. -496с.
  9. А.Ю. Экспериментально психологическое исследование прогнозирующей деятельности больных шизофренией. В кн.: Тезисы к конференции по реабилитации нервно- и психически больных. — Л., 1982, с.87−92.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. -338с.
  11. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981, с.3−19.
  12. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981, с.67−87.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976 (а). -156с.
  14. В.Г. Особенности строения человеческой мотивации.- Автореф. канд. дис. М., 1971. -23с.
  15. В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности. В кн.: Психологические. проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1976 (б), с.172−192.
  16. Л.Н. Некоторые типы ремиссий и дефекта психики при шизофрении с благоприятным течением. Автореф. канд. дис. — М., 1961. -14с.
  17. Е.В. Катамнестическое обследование социально-трудовых возможностей больных шизофренией. В кн.: Вопросы психиатрии. — Алма-Ата: А.-А. ШИ, 1976, с.5−7.
  18. . Проблемы психологии устойчивости личности.- Ашхабад: Ылым, 1981. -87с.
  19. Бестужев-Лада И. В. Опыт разработки методики прогнозирования изменении в системе социальных потребностей. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: Мецниереба, 1981, с.92−96.
  20. Р.Р. Исследование видов целеобразования. Автореф. канд. дис. -М., 1979. -20с.
  21. В.В. Волевые процессы и свойства личноети. В кн.: Психология. Учебное пособие для педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1966, с.308−330.
  22. Л.В., Сагиненко Г. И., Семенов A.A., Ядов В. А. Ценностные ориентации. В кн.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л.: Наука, 1979, с.47−62.
  23. А.И. К вопросу о трудовой компенсации при эпилепсии. Автореф. канд. дис. — Автореф. кавд. дис. — М., i960. -19с.
  24. А.И. Эпилепсия у взрослых. М.: Медицина, 1984. -288с.27.- Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотива-ционной сферы подростков правонарушителей. — Автореф. канд. дис. — М., 1968. -17с.
  25. Т.Н. Роль психологических факторов в социально-трудовой адаптации больных вялотекущей шизофренией. -Журнал Невропатология и психиатрия им. С. С. Коржакова, 1982, т.82, вып.12, с.1837−1843.
  26. .С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 1974.
  27. .С. Психологический анализ одного из видов патологии личности. Автореф. канд. дис. -М., 1972. -24с.
  28. P.C. Развитие мотивационной сферы человека в старшем (студенческом) возрасте. Автореф. канд. дис. -М., 1973. -27с.
  29. Л.С. Вопросы теории и истории психологии. -СС, т.1 -М.: Педагогика, 1982 (а). -487с.
  30. Л.С. Детская психология. СС, т.4 — М.: Педагогика, 1984. — 433с.
  31. Л.С. К проблеме психологии шизофрении. В кн.: Современные проблемы шизофрении. — M.-JI.: Медгиз, 1933, с.19−28.
  32. JI.C. Основы дефектологии. СС, т.5 — М.: Педагогика, 1983 (а). -369с.
  33. JI.C. Проблемы общей психологии. СС, т.2 -М.: Педагогика, 1982 (б). -504с.
  34. I.C. Проблемы развития психики. СС, т. З -М.: Педагогика, 1983 (б). -368с.
  35. Д., Лепешкене В., Шюркуте А. Особенности «эффекта Зейгарник» в психиатрической клинике. Журнал Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова, 1980, т.80, вып.12,с.I837-I84I.
  36. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. -149с.
  37. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в. СССР, т.1 — М.: Акад.пед. наук РСЗСР, 1959.
  38. Гегель. Теология. Соч., т.6. М., 1939, с.189−213.
  39. A.M. Предвидение и цель в развитии общества. -Красноярск: Красноярс. гос.пед. и-нт, 1970. -435с.
  40. В.А. Психиатрия. Руководство для врачей и студентов. М.: Медгиз, 1954. -520с.
  41. П.С. Патология формирования поведения. В кн.: Проблемы принятия решения. — М.: Наука, 1976, с.157−163.
  42. С.А. О психотерапии больных эпилепсией на начальном этапе реабилитации. В кн.: Реабилитация больных эпилепсией. -Л., 1980, с.23−28.
  43. М.О. Психиатрия. М.: Медгиз, 1949. -503с.
  44. Л.А. Целеполагание деятельности как методологическая проблема. В кн.: Методология и теория деятельности. — Горький, 1982, с.31−32.
  45. Дедкова С.-®-. Типы дефектных состояний непрерывно-текущей шизофрении и возможности социальной и трудовой адаптации при них. Автореф. канд. дис. — Л., 1972. -20с.
  46. В.В. Некоторые аспекты взаимосвязей личностии бреда. В кн.: Седьмой Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. Тезисы докладов 26−30 мая 1981. -М., 1981, с.583−584.
  47. Л. Психологическое исследование эффективности деятельности воинов в сложных ситуациях службы в зависимости от направленности их личности. Автореф. кадц. дис. — М., 1974. -29с.
  48. .А. Учебное пособие о деятельности личности по курсу «Общая психология». М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1979. -91с.
  49. М.М., Кавдырович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. -174с.
  50. М.И., эеденко Н.-а>. Военная психология. М.: Военное изд-во МО СССР, 1967. -260с.
  51. А.И. Перспективы школьников и их формирование в процессе обучения и воспитания. Автореф. канд. дис. -Иркутск, 1975. -23с.
  52. Л.З. Проблема направленности личности в советской психологии. Вопросы психологии, 1972, 5, с.157−161.
  53. .В. Личность и патология деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. -100с.
  54. .В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии. Вестник Моск. Ун-та, Серия 14. Психология, 1981 (а), 2, с.9−14.
  55. .В. Патология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та- 1962. -244с.
  56. .В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1976. -238с.
  57. .В. Теория личности К.Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981 (б). -118с.
  58. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 157с.
  59. М.М., Немчин Т. А. Экспериментально-психологическое исследование некоторых свойств личности психически больных в связи с задачами их ресоциализации. В кн.: Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. — Л., 1969, с.190−199.
  60. Т.С. Особенности учебной деятельности студентов, больных некоторыми формами шизофрении. Автореф. канд. дис. — М., 1977. -26с.
  61. Г. Н. Влияние дальности цели на активность личных и общественных мотивов в учебнш работе старшеклассников. -Автореф. канд.дис. М., 1973. -16с.'
  62. З.И. Вялотекущая шизофрения. Автореф.кавд. дис. -М., 1981. -19с.
  63. O.B. Шизофрения. В кн.: Психиатрия. — М.: Медицина, 1968, с.242−289.
  64. М.В. Жизненная программа личности как способ сознательном организации ее жизнедеятельности. В кн.: Стиль жизни личности. — Киев: Науковая думка, 1982, с.228−255.
  65. S.A. Психиатрия. Минск: Вышэйшая школа, 1984. -240с.
  66. Н.К. Апробация варианта методики TAT. В кн.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. -М., 1965, с.213−219.
  67. A.C. Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство больных шизофренией. Минск: Беларусь, 1979.-111с.
  68. А.Г. Личность и ее структура. В кн.: Общая психология п.р. Богословского В. В. и др. — М.: Просвещение, 1981, с.64−79.
  69. В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореф.канд.дис. — М., 1979. -25с.
  70. Ф.М. Материалы по клиническому и экспериментально-психологическому исследованию непрерывнотекущей (прогре-диентной) шизофрении. Автореф.докт.дис. — М., 1971. -47с.
  71. М.В. Эпилепсия. В кн.: Психиатрия. — М.: Медицина, 1968, с.290−308.
  72. А.П. Нарушения целеобразования при шизофрении и эпилепсии. Автореф. канд.дис. -М., 1980. -14с.
  73. К.Н. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1957.-24с.
  74. М.М. Нарушение процесса смыслообразования при шизофрении. Автореф.канд.дис. -М., 1970. -20с.
  75. М.М., Николаева В. В. Мотивация при шизофрении. М.: Изд-во МГУ, 1978. -85с.
  76. Э. Психиатрия. Учебник для студентов и врачей. Часть вторая. С. Петербург: В государственной типографии, 1898. -49Ос.
  77. И.А. К вопросу о вялоапатических состояниях при шизофрении. Автореф.канд.дис. — М., 1968. -20с.
  78. Н.С. Исследование снижения психической активности у больных шизофренией (на материале процессов целеобразова-ния и целедостижения). Автореф.канд.дис. -М., 1982 (а). -22с.
  79. Н.С. Особенности целеобразования у больных шизофренией. -В кн.: Экспериментально-психические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. М., 1982 (б), с.162−185.
  80. В.Н. Роль цели в волевом акте. Автореф. канд.дис. -М., 1954. -16с.
  81. Н.Д. Целеустремленность молодежи, идущей по производственному пути. В кн.: 0 чертах личности нового рабочего. — М.: Изд-во АН СССР, 1963, с.106−117.
  82. А.Н. Анализ деятельности. Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология, 1983 (а), $ 2, с.5−17.
  83. А.Н. Основные процессы психической жизни. -Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология, 1983 (б), Л< 2, с.18−20.
  84. Леонтьев А. Н, Проблемы развития психики, М.: Мзд-во МГУ, 1981. -584с,
  85. .Я. Система перспективных линии как средства формирования общешкольного коллектива. Автореф.канд.дис. -Л., 1967, -19с,
  86. .Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, i960. -279.
  87. С.Б., Рубинштейн С. Я. 0 применении метода «пиктограммы» для экспериментального исследования мышления психически больных. М., 1972. -55с.
  88. Г. Д., Платонов К. К. Психология. -М.: Воениздат, 1964. -344с.
  89. А.Р. Внимание и память. М.: Изд-во МГУ,, 1375 (в). -204с.
  90. А.Р. Ощущение и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 1975 (б). -112с.
  91. А.Р. Речь и мышление. М.: Изд-во МГУ,¿-975 (г). -120с.
  92. А.Р. Эволюционное введение в психологию. М.: Изд-во МХУ, 1975 (а). -127с.
  93. .Д. Клиника и структура личностных изменений (синдром снижения уровня личности) при прогредиентных психозах. -Автореф.док.дис. M., 1973. -32с.
  94. В.А., Шестакова Т. Б., Мазовский C.B. Экспериментально-психологические исследования. В кн.: Клиника, диагностика и хирургическое лечение эпилепсии. — Куйбышев, 1978. -109с".
  95. A.C. Воспитание гражданина. M.: Просвещение, 1968. -373с.
  96. М.Г. Категория «Цель» в марксистской философии и критика теологии. Л.: Наука — Ленингр. отд-ние, 1977. -178с.
  97. С. Время, деятельность, потребность. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: Мецниереба, 1981, с.45-^=9.
  98. Д.Е. Клинические основы прогноза трудоспособности при шизофрении. М.: ПШ, 1963. -198с.
  99. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь, 1971. -120с.
  100. Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1964. -237с.
  101. В.З. Побудительные тенденции в структуре деятельное тил Вопросы психологии, 1982, $ 3, с.5−14.
  102. В.В., Мельничук П. В. Нервные болезни. М.: Медицина, 19Ы.' -543с.
  103. Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни с основами медицинской психологии. М.: Медицина, 1982. -382с.
  104. Л.К. Клинико-психологическое исследование больных вялотекущей шизофренией (особенности клиники, динамики и трудовой адаптации). Автореф.канд.дис. — Ташкент, 1979. -21с.
  105. P.A. Формы течения. В кн.: Шизофрения. Мультидисциплинарное исследование. — М.: Медицина, 1972, с.16−76.
  106. P.A., Вартанян М. Е. Клиника и патогенез шизофрении. В кн.: Актуальные проблемы невропатологии и психиатрии. -М.: Медицина, 1974, с. 196−212.
  107. Л.Н., Головач Д. В., Соловых H.H. Клиника и лечение малых эпилептических припадков. В кн.: Эпилепсия и эпилептические припадки при некоторых других заболеваниях мозга. -ВДоышев, 1979, с.15−28.
  108. В.В. Внутренняя картина болезни при некоторых психических заболеваниях. Автореф.канд.дис. — М., 1970. -18с.
  109. . Мотивация. В кн.: Экспериментальная психология. — М.: Прогресс, 1975, с.16−110.
  110. К. Психологическая теория строения и развития личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, I9OI, с.45−67.
  111. Н.Г. Формирование коммунистических перспективных устремлений советских школьников. Автореф.канд.дис. -М., 1963. -24с.
  112. А.П. Влияние дальности цели на активность мотивов в труде для себя и на общую пользу у старших дошкольников. Канд.дис. — Пермь, 1969. -154с.
  113. Я.С. Особенности эмоциональных и волевых нарушений при простой форме шизофрении. Автореф.канд.дис. -Баку, 1968. 422с.
  114. Н.М. Система понятий психического самоуправления. В кн.: Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. — Казань, 1982, с.5−8.
  115. К.К. Будущее и опосойности. Доклад 180 на УП международном социологическом конгрессе. — М., 1970. -6с.
  116. В.В. Патология мышления при шизофрении.Автореф.док.дис. М., 1974. -42с.
  117. Поляков Особенности методических приемов исследования нарушений познавательных процессов при шизофрении. В кн.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965, с.269−273.
  118. Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.: Медицина, 1974. -168с.
  119. Поляков Ю.^. Проблемы и перспективы экспериментально-психологических исследовании шизофрении. В кн.: Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. — М., 1982, с.5−28.
  120. В.А. Клинико-генеалогическое изучение эпилепсии и ее связи с эпилептоидным складом личности. Автореф. канд.дис. — М., 1975. -26с.
  121. Л.А., Граве П. С. Кибернетика как она есть. -М.: Молодая гвардия, 1975. -208с.
  122. В.М. Культурно-психологическая трактовка потребностей. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: Мецниереба, 1981, с.57−61.
  123. Вубинова -^.С. Эффективность трудовой терапии при психических заболеваниях. Л.: Медицина Ленингр. отд-ние, — 1971. -247с.
  124. СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
  125. С.Я. Использование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности. В кн.: Экспериментальные исследования в патопсихологии. — М., 1976, с.245−253.
  126. С.Я. Использование времени как показатель осознаваемых и неосознаваемых мотивов личности. В кн.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. — Тбилиси: Медицина, 1978, т. З, с.644−650.
  127. С.Я. Обманы слуха. Ташкент, 1977. -98с.
  128. С.Я. Специфика патопсихологических экспериментальных .исследований. Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология, 1982, В 3, с.3−9.
  129. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). М.: Медицина, 1970. -215с.
  130. Т.Д. Изменение характеристик произвольного внимания у больных шизофренией с разной степенью выраженности дефекта. В кн.: Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. — М., 1982, с.149−162.
  131. В.И. Волевые черты нового рабочего. М.: Изд-во АН СССР, 1963, с.20−37.
  132. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. -123с.
  133. П.Г. Вопросы клиники и патогенеза шизофрении. -Л., 1983. -56с.
  134. В.Е. Изменения личности у больных с затяжными формами эпилепсии. Автореф.канд.дис. — М., 1971. -23с.
  135. A.B. Симптоматология и нозология. В кн.: Шизофрения. Клиника и патогенез. — М.: Медицина, 1969, с.5−28.
  136. A.B. Симптоматология психических болезней.В кн.: Психиатрия. М.: Медицина, 1968, с.45−64.
  137. Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во МГУ, 1976. -128с,
  138. З.С. Формирование волевых качеств у подростков при обучении спортивному плаванию. Автореф.канд.дис. -Киев, 1979. -26с.
  139. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972. -598с.
  140. Э.Д., Волкова Т. Г., Шишкина H.H. Формирование целей в связи с особенностями мотивации. В кн.: Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977, с.35−51.
  141. O.K. Понятия «цель» и Чделеобразование" в психологии. В кн.: Психологические механизмы целеобразования, -М.: Наука, 1977, с.5−20.
  142. H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высшая школа, 1968 (обл. 1967). -148с.
  143. Х.Г. Нервные болезни. Глава ХУ. Эпилепсия. -Ташкент: Медицина УзССР, 1981, с.461−483.
  144. Х.Г. Эпилепсия. Сущность болезни, ее симптомы, течение, причины, лечение и предупреждение. Иркутск: Вост. -Сиб. кн. изд-во, 1974. -40с.
  145. А.Б. Нарушение рефлексивной регуляции познавательной деятельности при шизофрении. Автореф.канд.дис.- M., 1983. -17c.
  146. Чеснокова И*И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности. В кн.: Проблемы психологии личности. -М.: Наука, I9O2, с.121−126.
  147. A.A. Категория цели в современном науке и ее методологическое значение. -Л*: Изд-во ЛГУ, 1979. -147с.
  148. Чхартишвили I1I.H. Проблема мотивации волевого поведения. Автореф.док.дис. — Кутаиси, 1955. -52с.
  149. .В. Об отношении больного к своей болезни при эпилепсии и шизофрении. В кн.: Вопросы эпилепсии. -Киев, 1976, с.28−34.
  150. В.В., Глоточкин А. Д., Платонов К. К. Военная психология. М.: Военное изд-во, 1972
  151. A.B. Воля как активно-личностная форма отражения действительности. Автореф.канд.дис. — IL, 1972. -21с.
  152. A.C. К постановке некоторых теоретических проблем шизофрении. В кн.: Современные проблемы шизофрении. -М.-Л.: Медгиз, 1933, с.6−13.
  153. Е.В. Социальная детерминация поведения. -В кн.: Психологические проблемы, социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976, с.5−28.
  154. Э.Я. Новые зарубежные исследования течения и исходов шизофрении. Журнал Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова, 1978, т.78, вып. I, с. 135.
  155. H.A. Социально-пространственная и социально-временная структура жизнедеятельности личности. В кн.: Стиль жизни личности. — Киев: Науковая думка, 1982, с.200−228.
  156. В.А. функционирование диспозиционной системы. -В кн.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведенияличности. Л.: Наука, 1979, с.26−32.
  157. П.И. Психологические проблемы мотивации поведения человека, М.: Просвещение, 1969. -317с.
  158. Sbornik hlavnich dokUmentu XVI. sjezdu KSO. Praha: Svoboda, 1981. — 174s.
  159. Bleuler E. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien. -Leipzig-Wien:Franz Deutieke, 1911. 420 S.
  160. Conrad K. Die beginnende Schizophrenie. Stuttgart: Thieme, 1958. — 165 S.
  161. Karsten A. Motivace a afektivni d? nx. V kn.:Ucebnice experimentalni psychologie. — Pfaha: SPN, 1969, s. 208- 240.
  162. Syristova E. Prispevek k psychologii, psychoterapii, а prevenci schizofrenni psychozy. Praha: Nakl. UK, 1973. — 163 s.
Заполнить форму текущей работой