Структура, роль и функции парламентского лидерства
Ценностно-обоснованное поведение. Поддержка парламентского лидера основывается на сознательной вере в идеологическую, религиозную, этическую или иную ценность определенного поведения независимо от того, насколько оно связано с достижением успеха. Ценностно-обоснованная поддержка парламентского лидера массами строится на основе соблюдения людьми определенных заповедей, норм, ценностей… Читать ещё >
Структура, роль и функции парламентского лидерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопрос о структуре лидерских, рациональных, эмоциональных, рационально-эмоциональных отношений между субъектом лидерства и депутатами, избирателями, народными массами, государственными и общественными институтами имеет важное значение не только с точки зрения теоретического анализа феномена парламентского лидерства, но и в научно-прикладном плане, поскольку преимущественно на этих знаниях базируются конкретные исследования общественно-психологических процессов, связанных с формированием и функционированием данного явления.
В парламентском лидерстве структура лидерских отношений характеризуется социально-психологической доминантой, что, собственно, и позволяет говорить о нем как о первенстве в политической конкуренции, достижение которого основано на неформальных властных зависимостях политического характера. Административный срез в этих отношениях, отражающий наличие в них определенных формализованных силовых факторов, связан не только с утверждением определенных норм и правил во взаимоотношениях лидера с массами, но и возможным применением принудительного воздействия.
К структуре парламентского лидерства относятся факторы зрелости субъекта и объекта лидерства, объективные и субъективные обстоятельства, формирующие на сознательном и подсознательном уровне потребность в установлении отношений руководства и подчинения. Сюда же следует отнести прямые и опосредованные политико-психологические отношения между субъектом и объектом парламентского лидерства, наличие системы коммуникации — прямого или опосредованного обмена информацией.
Применительно к сфере парламентской деятельности взаимосвязь лидерства и руководства проявляется в том, что оба являются содержательными характеристиками процесса реализации субъектом парламентской деятельности своих властных полномочий. В отечественной и зарубежной науке неслучайно очень много внимания уделяется раскрытию сущности руководства как формального лидерства и лидерства как неформального руководства. Таким образом, авторитет и руководство — категории, характеризующие статическую и динамическую модели лидерства в Государственной Думе РФ.
В структуру парламентского лидерства входит и политическое поведение. Под политическим поведением мы понимаем целенаправленные действия политического характера, субъекты которых приписывают им определенное ценностное значение и па основе этого значения соотносят их с окружающей действительностью. Несмотря на многообразие целей и форм политического поведения оно обладает доступными эмпирическому наблюдению относительно устойчивыми характеристиками, которые раскрывают направленность и интенсивность поддержки или отвержения действий лидера.
Особенность субъектной структуры парламентского лидерства заключена в том, что лидерство может носить не только индивидуальный, но и групповой характер. Действия коллективных структур в массовом сознании воспринимаются как деятельность некоего целостного политического института, не носящего яркого персонифицированного выражения.
Поскольку в структуру парламентского лидерства входит парламентская деятельность, следует обратить внимание на четыре типа политического действия по отношению к парламентскому лидеру.
- 1. Целерациональное поведение. Оно возникает в тех случаях, когда действия в поддержку парламентского лидера базируются на понимании тех выгод, которые принесет деятельность парламентария по достижении им политического первенства. В основе этой поддержки лежат: анализ социально-политической и психологической ситуации; просчет возможных вариантов, связанных с лидерством других политиков; оценка последствий успеха или неуспеха деятельности тех или иных парламентариев (критерием рациональности является выгода, достижение успеха).
- 2. Ценностно-обоснованное поведение. Поддержка парламентского лидера основывается на сознательной вере в идеологическую, религиозную, этическую или иную ценность определенного поведения независимо от того, насколько оно связано с достижением успеха. Ценностно-обоснованная поддержка парламентского лидера массами строится на основе соблюдения людьми определенных заповедей, норм, ценностей, доминирующих в массовом сознании и принятых ими. То есть цель действия (поддержка политика) и само это действие со стороны масс совпадают, побочные следствия не принимаются в расчет.
- 3. Эмоционально-аффективное поведение. Поддержка парламентского лидера основывается на чувственно-эмоциональных переживаниях, связанных с его личностными качествами, взглядами и поступками.
- 4. Традиционное поведение. Оно возникает тогда, когда поддержка парламентского лидера основывается на традициях, привычках, утвердившихся в политической жизни общества или у определенной его части.
Таким образом, парламентский лидер — это такой политик, который в определенных социальных общностях обладает наибольшей легитимностью, способностью создавать массовую базу поддержки своим действиям и формировать по отношению к ней позитивное сознание масс.
В массовом политическом сознании отражаются все наиболее важные текущие события политической жизни. При этом та часть социально-психологического отражения политической жизни, которая непосредственно связана с конкретным парламентским лидером, и составляет основу социально-психологического «среза» лидерских отношений. Она, конечно, не является неким слепком в массовом сознании действий или взглядов парламентского лидера, а представляет собой отражение того отношения, в каком этот лидер отвечает потребностям, интересам, ожиданиям, мотивам деятельности тех или иных социальных групп. По своей социально-психологической форме эта реакция на поведение и деятельность парламентского лидера в массовом сознании может быть:
- • когнитивно-рациональной, т. е. может представлять собой определенные знания, сведения, анализ взглядов и действий парламентского лидера. Ее индикатор — соответствие поступков лидера интересам, потребностям, ожиданиям той или иной социальной группы;
- • аксиолого-оценочной, представляющей собой отношение в форме оценок, мнений, суждений, выводов о взглядах и действиях парламентского лидера;
- • эмоционально-чувственной — как эмоциональная реакция в форме переживаний, настроений, чувств по поводу взглядов и действий парламентского лидера (чувственноэмоциональное восприятие политической действительности);
- • регулятивно-волевой — как результат активного отражения в массовом сознании взглядов и действий парламентского лидера и готовности масс поддерживать их (или противодействовать им).
По тому, какие из этих компонентов доминируют в массовом сознании различных социальных групп, общества в целом, какую направленность и интенсивность имеют эти доминанты по отношению к взглядам и действиям лидера, можно судить:
- • об общем характере массовой поддержки парламентского лидера;
- • о структуре и стратификации этой поддержки;
- • об устойчивости конкретного парламентского лидерства.
На различных этапах развития парламентского лидерства композиционность форм социально-психологического отражения этого процесса в массовом сознании различна. На этапе завоевания парламентского первенства общественность более склонна оценивать действия лидера чувственно-эмоциональным образом. Причем интенсивность именно такого отражения может регулироваться особенностями специализированного массового сознания. Рост авторитаризма, этноцентризма иррационализирует массовое сознание и поведение. Отношение масс к лидеру в этом случае формируется преимущественно в эмоционально-волевой плоскости. Рациональные знания, анализ взглядов и поведения лидера в этом случае не имеют решающего значения. Более того, попытка такого анализа может быть расценена как прямое покушение на «достоинство» парламентского лидера, «оскорбление чести» тех, кто поддерживает его действия. В этих условиях массовое политическое поведение в большей степени детерминировано инстинктами, предрассудками и т. д., нежели расчетом и анализом.
Таким образом, политическая психология является мощным фактором не только формирования и развития конкретного парламентского лидерства, но и общего хода политического процесса. Именно поэтому деятельность того или иного парламентского лидера всегда может быть подвергнута прогнозу и оценена с точки зрения связей и корреляции доминирующих политико-психологических типов ориентации, установок.
Современный парламентский лидер обладает особым менталитетом, характером и типом поведения, которые в ряде случаев обусловлены не сформулированными явно и не вполне осознаваемыми в обществе коллективными психологическими установками. Психологические характеристики: особая воля, энергичность, деловитость, в определенной мере жесткость, патриотизм и социальная ангажированность, ораторское мастерство — отражают и выражают природу, внутреннюю сущность парламентского лидерства, его качественные особенности.
Социально-психологические функции парламентского лидерства трудно охарактеризовать без учета того, что обеспечивает функционирование данного феномена. И здесь в первую очередь следует выделить такие специфические функции, как:
- • мировоззренческая функция прежде всего связана со спецификой воздействия парламентского лидера на массовое сознание;
- • регулятивная функция проявляет себя посредством взаимодействия с мировоззренческой функцией парламентского лидерства на основе применения определенных административных санкций на базе неписаных, но общепринятых в данном обществе или социальных группах политических норм;
- • целеполагающе-законотворческая функция как основная, определяющая формирование общественных целей и их правовое закрепление путем законотворческой деятельности;
- • компенсаторная функция во многом опосредована представительной функцией парламента, призванного снимать в массовом сознании противоречия между стремлением людей изменить, улучшить свои жизненные условия и возможностями, предоставленными для этого политической системой государства, парламентом;
- • коммуникативная функция парламентского лидерства способствует массовому общению людей, совместному их действию не только в рамках парламента, определенных политических организаций, но и в различных неформальных видах общения;
- • интегрирующая функция парламентского лидерства может рассматриваться как на уровне общества в целом, так и на уровне тех общественно-политических групп, в границах которых оно проявляется.
Социально-психологические функции парламентского лидерства во многом совпадают с функциями лидера, но далеко не тождественны им. Социальные функции парламентского лидерства характеризуют специфику этого явления как подсистемы всего общества, в то время как функции лидера отражают главным образом его особенности как компонента той функционально-целевой системы, каковой является само парламентское лидерство.
К числу специфических социально-психологических функций парламентского лидера можно отнести социальнопреобразующую и социально-мобилизующую функции. Эти функции отражают специфику самой парламентской практики лидера, которую можно рассматривать в двух аспектах:
- 1) как деятельность, связанную с преобразованием социально-политической среды;
- 2) как деятельность, направленную на завоевание своего места среди других властвующих субъектов, а также на усиление влияния среди членов общества. Для выполнения этой функции требуется осуществление определенных мобилизационных шагов — интеллектуальных (изучение ситуации с точки зрения интересов политических общностей, формирования концепции решения проблемы) и ресурсных (мобилизация в руках политика необходимых материальных человеческих, информационных, организационных, финансовых ресурсов).
Ключевое значение в этом процессе играет соотношение технологии и стратегии лидерства, каждая из которых представляет собой определенную последовательность действий для достижения намеченных результатов. Искусство политической деятельности парламентского лидера определяется способностью найти такой вариант соотношения тактики и стратегии, при котором эффективное решение социально политических проблем сочетается с повышением статуса и ростом его влияния в политической жизни общества.
В числе функций, осуществляемых парламентским лидером, следует назвать и такие, как:
- • аналитическая — изучение, обобщение и осмысление информации о состоянии массового сознания, оценка деятельности всех ветвей власти отдельных организаций, территорий;
- • прогностическая — прогнозирование развития политических процессов в стране и парламенте, особенностей деятельности и возможных результатов (в том числе и отрицательно влияющих на общее состояние дел в данной сфере деятельности) отдельных акций, работы, поведения депутатов;
- • информативная, которая носит характер обратной связи, — обеспечение субъектов и объектов политической деятельности информацией об их взаимодействии об общественном мнении, общественных настроениях, отношениях к конкретным действиям, поступкам, акциям;
- • консультативная — оказание помощи субъектам политической деятельности, депутатским группам и отдельным депутатам по совершенствованию их деятельности, консультирование в системе отношений депутат — избиратель.
Психологические характеристики субъекта парламентского лидерства. Личность парламентского лидера является сложнейшим многомерным образованием и состоит из множества различных взаимосвязанных структурных элементов. Об этом со всей убедительностью свидетельствуют данные многолетнего включенного наблюдения, контент-анализа выступлений парламентских лидеров, результаты социальнопсихологических опросов и другие исследования поведения лидеров Государственной Думы. Исследования показывают, что каждый парламентский лидер обладает специфическими чертами характера, особыми приемами руководства и воздействия на массы, владеет нестандартными способами достижения поставленных целей и другими психологическими особенностями. В большинстве своем парламентские лидеры — личности сильные, обладают особым менталитетом, необходимыми для парламентской деятельности качествами, способностями и умениями. Для осуществления парламентской деятельности лидеру необходимо иметь сформированные политические качества организатора, аналитика, законодателя, прогнозиста, идеолога, оратора. Среди психологических характеристик основными являются волевые качества, коммуникабельность, стрессоустойчивость, самообладание, быстрая реакция, адаптивность и др.
Личностные и профессиональные характеристики субъекта влияют на результативность парламентского лидерства. Объективную детерминацию парламентского лидерства характеризует степень проявления властных полномочий парламентского лидера, которые обусловлены его статусом, уровнем легитимности, сферой и масштабом деятельности.
Субъективная детерминация парламентского лидерства характеризуется комплексом индивидуально-психологических особенностей, качеств, способностей его представителя, в том числе стратегией его развития, профессиональным опытом, жизненной позицией.
Наиболее широко применяемой классификацией типов лидеров является выделение авторитарного и демократического стилей. Данная классификация дает возможность охарактеризовать наиболее типичный в настоящее время в Государственной Думе РФ стиль руководства.
Исследование выявило, что с позиций классификации лидеров, предложенной К. Ясперсом, парламентские лидеры либо подпадают сразу под два признака (лидер — выразитель ситуации и лидер-демагог), либо вообще не вписываются в эту систему.
В то же время классификация стиля поведения, предложенная Г. Лассуэллом, показывает ситуативность поведения всех нынешних парламентских лидеров, «специализирующихся», эксплуатирующих. Вступление в эпоху рыночных отношений коренным образом изменило принципы организации управления страной и обществом, но не устранило причин, порождающих лоббистскую деятельность.
В новом тысячелетии роль и место парламента в политической жизни общества, его функции существенно изменяются. И все же главная особенность функционирования всех без исключения парламентов мира остается неизменной. Парламенты любой страны постоянно находятся в фокусе общественно-политической жизни общества и государства, являются средоточием существующих в обществе многочисленных интересов, мотивов, потребностей. Их необходимо отстаивать, т. е. лоббировать в парламенте в процессе законотворческой деятельности.