Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Субъективное благополучие замужних работающих женщин на стадии ухода детей из семьи

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: сравнительный метод, констатирующий эксперимент, комплекс методов психологической диагностики, методы первичной и вторичной обработки результатов обследования. Вся первичная статистика: расчет моды, медианы, вычисление средних, определение нормального распределения и т. д. производились при помощи SPSS версии 11.05. Для… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия
    • 1. 1. Основные теоретические модели субъективного благополучия
    • 1. 2. Понятие и факторы удовлетворенности
    • 1. 3. Удовлетворенность и субъективное благополучие личности
  • 2. Осмысленность жизни и субъективное благополучие личности
    • 2. 1. Понятие осмысленности жизни
    • 2. 2. Понятие психологического благополучия личности
    • 2. 3. Семья как ведущий фактор влияния на субъективное и психологическое благополучие личности
  • Заключение

Субъективное благополучие замужних работающих женщин на стадии ухода детей из семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние десятилетия проблема субъективного блгополучия все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано острой для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.

Благополучие и здоровье личности представляют собой непрерывный процесс восхождения и осуществления личностной самоактуализации; неблагополучие и болезнь влекут за собой неспособность стать полноценным человеком. Изучение субъективного благополучия позволит существенно продвинуться в решении проблемы выбора личностью адекватных копинг-стратегий, помогающих сохранению физического и психического благополучия, повышающих качество жизни и способствующих более полной самоактуализации личности.

Выявление взаимосвязи субъективного благополучия и самоактуализации важно для изучения проблемы, связанной с направленностью личностной активности. Речь идет о благополучии, понимаемом по-разному в зависимости от общественно или индивидуально ориентированной личности, в зависимости от эгоистической или альтруистической направленности. Можно быть «благополучным», удовлетворяя лишь свои собственные амбиции, реализуя притязания и не соотнося ни своих желаний, ни последствий их реализации с микрои макросоциумом. Следствие этого внутренняя пустота и социальная изоляция, что приводит к невозможности реализации высших потребностей и снижению индекса субъективного благополучия в будущем. Вероятно, также ущербна и противоположная личностная позиция — альтруистическая.

Выявление механизмов формирования и развития субъективного благополучия и их взаимосвязи с процессом самоактуализации позволит определить их влияние на процесс самоактуализации, и в частности на такие ее компоненты как потребность в познании, в общении, в самоуважении, в самопринятии. Можно предположить, что поведенческий компонент субъективного благополучия связан с процессом самоактуализации: конкретные формы поведения, которые позволяют улучшать качество жизни на всех уровнях (физическом, оциальном и духовном) позволяют, очевидно, достигать высокой степени самореализации.

Целью данной дипломной работы является теоретическое и экспериментальное обоснование роли субъективного благополучия в самоактуализации личности и определение на этой основе копинг-стратегий, помогающих в движении к самореализации своего личностного потенциала.

Объект исследования: самоактуализация взрослых 35−45 лет.

Предмет работы: взаимосвязь субъективного благополучия с параметрами самоактуализации личности.

Теоретическая гипотеза: Высокий уровень субъективного благополучия оказывает влияние на общий уровень самоактуализации и определяет выбор эффективных стратегий решения жизненных проблем.

Эмпирические гипотезы:

— эмоционально-оценочный компонент как наиболее значимый в структуре субъективного благополучия проявляется в самовосприятии и самоотношении, что является главным условием самоактуализации личности;

— высокая степень значимости социального окружения снижает уровень самооценки, самопринятия и самоуважения (эмоциональный компонент субъективного благополучия) и препятствует проявлению аутентичности как важного механизма самоактуализации;

— представления о субъективном благополучии (когнитивный компонент) связаны с темпоральной характеристикой самоактуализации, проявляющейся в способности жить «настоящим» и видеть свою жизнь целостной во временном континиуме.

Теоретическую и методологическую основу работы составили:

— идеи самоактуализации личности в рамках психологии смысла жизни (Б.С. Братусь, Д. А. Леонтьев, Н. Л. Карпова, В. Э. Чудновский и др.); исследования в области достижения человеком вершины в своем развитии как индивида, личности, субъекта деятельности (К.А. Абульханова, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, В. И. Страхов и др.); концепция психологии целостной личности, определяющая феноменологию самосознания и Я-концепции (W. James, 1890; Р. Берне, 1986; Э. Эриксон, 1996; М. Rosenberg, 1979);

— исследования счастья, субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в зарубежной психологии Аргайла, Кэмпбелла, Конверса, Роджерса, Канмана, Динера, Шварца и в отечественной науке Р. М. Шамионова, Т. А. Молодиченко и др.

Для достижения цели работы решались ледующие задачи:

— определить показатели и проанализировать содержание, структуру и уровни субъективного благополучия pаботающих замужних женщин35−45 лет;

— определить показатели и проанализировать содержание, структуру и уровни самоактуализации личности;

— выявить наличие или отсутствие корреляционной зависимости между основными параметрами субъективного благополучия и самоактуализации личности;

— определить особенности в характере связи между параметрами самоактуализации и типом субъективного благополучия личности;

— определить доминирующий тип стратегии преодоления жизненных препятствий у лиц с разным уровнем субъективного благополучия.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: сравнительный метод, констатирующий эксперимент, комплекс методов психологической диагностики, методы первичной и вторичной обработки результатов обследования. Вся первичная статистика: расчет моды, медианы, вычисление средних, определение нормального распределения и т. д. производились при помощи SPSS версии 11.05. Для статистической обработки данных использовались корреляционный и факторный анализы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.Д. Введение в теорию динамических систем: язык основных понятий; основная стратегия метамоделирования // Синергетика и психология. Тексты. Вып.1. — М.: МГСУ «Союз», 1997. — С. 252−276.
  2. А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 2005. — № 6. С.107−115.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология замужних работающих женщин. -М.: Наука, 1980.-336 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типология активности замужних работающих женщин в социальной психологии // Психология замужних работающих женщин и образ жизни. — М.: Наука, 1987.-С. 10−14.
  5. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. — М.: Наука, 1989. — 289 с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление замужних работающих женщин // Психологический журнал, 1994. — № 4 — С. 39−56.
  7. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание замужних работающих женщин. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-246 с.
  8. Абульханова-Славская К.А., Воловикова М. И., Елисеев В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психологический журнал, 1991.-№ 4.-С.З-14.
  9. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е. В. Представления замужних работающих женщин об отношении к ней значимых других // Психологический журнал, 2001.-№ 5.-С.11−18.
  10. Е.Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности замужних работающих женщин: Дисс.канд. психол. наук. — М., 2001. -194 с.
  11. Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в
  12. процессе профессиональной подготвки: Дисс… д-ра пед. наук. — М., 1998. ;
  13. с.
  14. М. Психология счастья М.: Наука, 1990.- 624 с.
  15. Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. 1969. — № 2. С.118−125.
  16. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. — № 3. С.78−86.
  17. А.К. Психология времени в межличностных отношениях. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 120с.
  18. Е.Н. Субъективное благополучие как интегративное свойство замужних работающих женщин педагога: Дис… канд. психол. наук. — М., 1992. — 205 с
  19. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова Думка, 1984. 207с.
  20. Р.М., Никольская И. М. Защита замужних работающих женщин: психологические механизмы. СПб.: Знание, 2008. 331с.
  21. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии замужних работающих женщин // Психологический журнал. 1997. — № 5. — С.20−30.
  22. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. — М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. 496с
  23. В.Д. Психология девиантного поведения. — М.: МЕДпресс, 2001. 432 с.
  24. Ю.И. Индивидуализация и деиндивидуализация как состояния самосознания // Актуальные проблемы практической психологии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского, гос. ун-та. 1992. С.35−42.
  25. В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. 456с.
  26. Р.В. Технологии работы практического психолога образования. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 528с.
  27. А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 512с.
  28. А. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте.: Автореф. дис… канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 1991. — 200 с.
  29. сницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии, 1996, № 1. — С. 5−11.
  30. сницкий А. К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии, 1999, № 1. — С. 92−104.
  31. А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: Дисс. д-ра психол. наук — М, 2001. — 370 с.
Заполнить форму текущей работой