Развитие акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа
Диссертация
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования решались следующие задачи: разработать содержание и технологии процесса развития акмеологической компетенции преподавателясистематизировать диагностический инструментарий для изучения компонентов и критериев акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжареализовать психолого-акмеологический практикум «Акмеологические… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа
- 1. 1. Акмеологическая компетенция преподавателя как проблема психологической и акмеологической науки и практики
- 1. 2. Психологическая структура акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа
- 1. 3. Психологические факторы развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Психологическое моделирование процесса развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа
- 2. 1. Психолого-акмеологическая модель развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа
- 2. 2. Развитие акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа в условиях практикума «Акмеологические основы личностно-профессионального развития»
- 2. 3. Анализ результатов развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа в процессе практикума
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдалина Л.В. Акмеологический подход в условиях дополнительного профессионального образования / Л. В. Абдалина // Вопросы образования. 2006. — № 3 (23). — С. 49−52.
- Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога : от теории к практике: монография / Л. В. Абдалина. М.: Изд-во РГСУ, 2008. — 327 с.
- Абрамова Т.И. Личностно-ориентированные тренинги как метод коррекции самоотношения : автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. И. Абрамова. — Ярославль, 2000. 26 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. -335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова-Славская. СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. Методологические проблемы психологии / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1973. — 288 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Аверченко Л.К. Личностный рост : учеб.-метод. пособие / Л. К. Аверченко. Новосибирск: СибАГС, 1998. — 128 с.
- Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства : учеб. пособие / Ю. П. Азаров. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004 — 432 с.
- Акмеологический словарь / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2008. — 161 с.
- Акмеология: учебник / под общ ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2006.-424 с.
- Акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
- Акмеология: методология, методы и технологии / под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 1998. — 232 с.
- Алферова Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Алферова. — Волгоград, 1998. 22 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 263 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. — СПб.: Питер, 2001.-688 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев: в 2-х кн. Казань: Сфера, 1996. — Кн. 1. — 359 с.
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. П. Андриади. — М: Академия, 1999.- 160 с.
- Анисимов О.С. Онтологии в рефлексивном пространстве / О. С. Анисимов. М.: РАГС, 2002. — 400 с.
- Анисимов О.С. Основы общей и управленческой акмеологии / О. С. Анисимов, А. А. Деркач. М: РАГС, 1995. — 264 с.
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. — М.: Просвещение, 1982. — 247 с.
- Артемов Ю.С. Мотивация акмеологической компетентности управленцев : автореф. дис.. канд. психол. наук / Ю. С. Артемов. — М., 2002. 25 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Академия, 2007. — 528 с.
- Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н. А. Асташова. М.: Моск. психолого-социальный ин-т — Воронеж — НПО МОДЭК, 2000. — 272 с.
- Бадмаев Б.Д. Психология в работе учителя : в 2-х кн.: практ. пособие по теории развития, обучения и воспитания / Б. Д. Бадмаев. — М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1. — 240 с.
- Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности / Т. Ф. Базылевич. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1998. — 248 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики : курс лекций / Д. А. Белухин. М.: ВЛАДОС — Воронеж: НПО МО ДЕК, 1996. -Ч. 1.-318 с.
- Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма : учеб. пособие / Д. А. Белухин. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2006. — 128 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991.445с.
- Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя : дис.. канд. пси-хол. наук / Л. И. Берестова. М., 1994. — 208 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1995. — 336 с.
- Битянова М.Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. М.: Меж-дунар. пед. акад., 1994. — 106 с.
- Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии / Н. Р. Битянова. М.: Генезис, 1998. — 48 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста : практ. пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Н. Р. Битянова. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 64 с.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. М.: Флинт — Наука, 1998. — 168 с.
- Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися? / А. А. Бодалев, JI.A. Рудкевич. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. — 417 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг : социодинамика, игры, упражнения / В. Ю. Большаков. СПб.: Речь, 1994. — 315 с.
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
- Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С.В. Кульне-вич. Ростов н/Д, 1999.-560 с.
- Бранский В.П. Социальная синергетика и акмеология / В.П. Бран-ский, С. Д. Пожарский. СПб.: Политехника, 2002. — 476 с.
- Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры / Б. С. Братусь. — М.: Менеджер: Роспедагенство, 1994. 60 с.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский- отв. ред. проф. В. В. Знаков. М.: Ин-т психологии РАН — СПб.: Алетейя, 2003. — 272 с.
- Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: учеб. пособие / Е. Е. Вахромов. М.: МПА, 2001. — 160 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И. В. Вачков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2003.-224 с.
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы : содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Бачков. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
- Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 85 с.
- Вершловский С.Г. Андрогогика: этапы становления / С.Г. Вершлов-ский // Новые знания. 1998. — № 2. — С. 28−37.
- Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А. П. Владиславлев. М.: Молодая гвардия, 1978. — 175 с.
- Волков Б.С. Методы исследований в психологии : учеб.-практ. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Пед. о-во России, 2002. — 208 с.
- Вострикова Т.А. Акмеологические детерминанты развития профессионализма личности учителя : дис. канд. психол. наук / Т. А. Вострикова. -М., 2006. 240 с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. В. Габай. М.: Академия, 2003. — 240 с.
- Гаджиева Н.М. Основы самосовершенствования : тренинг самосознания / Н. М. Гаджиева, Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. — Екатеринбург: ПРИМА, 1998. -144 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.
- Гамезо М.В. Атлас по психологии : информ.-метод, пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Пед. о-во России, 2001.-276 с.
- Гамидуллаев Б.Н. Самоуправление: потенциал личности / Б.Н. Га-мидуллаев. — 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 589 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гер-шунский. М.: Академия, 1998. — 608 с.
- Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике : учеб. пособие / Н. С Глуханюк. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. -192 с.
- Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
- Гусева А.С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих : дис.. д-ра психол. наук / А. С. Гусева. — М.: РАГС, 1997.-612 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : Т. 1−4. / В. И. Даль. М.: Рус. яз., 1989. Т. 2: И-О. — 779 с.
- Деркач А.А. Акмеология : личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. Кн. 4. Развитие ценностной сферы профессионала / А. А. Деркач. М.: РАГС, 2001. — 483 с.
- Деркач А.А. Акмеология : учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Речь, 2003. — 489 с.
- Деркач А.А. Методология и стратегия акмелогического исследования / А. А. Деркач, Г. С. Михайлов. М.: РАГС, 1998. — 374 с.
- Деркач А.А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М: РАГС, 2000. — 125 с.
- Деркач А.А. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. М.: РАГС, 1998. -250 с.
- Деркач А.А. Акмеологические основы, развития профессионала ,/ А. А. Деркач. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МО ДЕК, 2004. — 752 с.
- Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М.: Академия, 1999. — 392 с.
- Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: Изд-во РАУ, 1993. — 23 с.
- Деятельность мастера производственного обучения среднего профтехучилища / В. А. Маркелова и др. М.: Просвещение, 1983. — 103 с.
- Донцов И.А. Самосовершенствование личности / И. А. Донцов. — Ростов н/Д: Феникс, 1977. 78 с.
- Дроздов И.Н. Развитие психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала: автореф. дис.. канд. психол. наук / И. Н. Дроздов. М., 1998. — 24 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 2000. 368 с.
- Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. М.: РИОР, 1998. — 399 с.
- Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих : автореф. дис.. канд. психол. наук/ И. Е. Елина. М., 1999. -34 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /С.Б. Елканов. М.. Академия, 1989.- 189 с.
- Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека (вопросы и ответы): учеб. пособие / М. В. Ермолаева. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та- Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. -200 с.
- Жук А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. 2-е изд.- Минск: Аверсэв, 2004. 336 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений
- В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. — 208 с.
- Зазыкин В.Г. Акмеографичеекий подход в развитии профессионализма государственных служащих. Психологическое воздействие в деловом общении: конспекты лекций / В. Г. Зазыкин,. М.: РАГС, 1999. — 88 с.
- Зазыкин В.Г. Менеджер: психологические секреты профессии / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М.: РАГС, 1992.-168 с.
- Занина JI.B. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МО ДЕК, 2003. — 480 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2007.-240 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : авторская версия / И. А. Зимняя. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. М.: ВЛАДОС, 1999. — 384 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
- Змеев С.И. Основы андрагогики : учеб. пособие для вузов / С. И. Змеев. М.: Дашков и К, 1999. — 152 с.
- Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М.
- Иванова. М. : ПЕРСЭ, 2006. — 382 с.
- Каверин С.Б. Акмеологическая теория потребностей : монография / С. Б. Каверин. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. — 300 с.
- Казьмина Е.Г. Психологические условия и факторы профессионального самоопределения будущих рабочих : автореф. дис.. канд. псих, наук / Е. Г. Казьмина Тамбов, 2006. — 24 с.
- Капрара Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. — СПб.: Питер, 2003. 640 с.
- Кашапов М.М. Психология педагогического мышления : монография / М. М. Кашапов. СПб.: Алетейя, 2000. — 463 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: ИПП, НПО МОДЭК, 1996. — 400 с.
- Коваль Н.А. Личностный рост как акмеологическая проблема // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21 марта 2007 г. / отв. ред. Н. А. Коваль. -Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 345 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Г. М. Коджаспирова. М.: ВЛАДОС, 2003.-352 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
- Козберг Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Козберг. М., 2000. — 22 с.
- Колесникова И.А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская — под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. — 288 с.
- Коммуникативная компетентность. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / под ред. Е. С. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 234 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Климов. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Коростылева JI. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 292 с.
- Юб.Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2002.992 с.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высш. шк., 1990. 117 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб.: Речь — Рыбинск: Дело, 1993. — 134 с.
- Куликова JI.H. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 264 с.
- ПО.Кунаковская JI.A. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.A. Кунаковская. Воронеж, 2003. — 24 с.
- Ш. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. СПб.: Питер, 1995. — 158 с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Академия, 1997. — 176 с.
- Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации / В. И. Лещинский. Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. — 131 с.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / JI.M. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- под. ред. JI.M. Митиной. — М.: Академия, 2005. — 336 с.
- Лобейко Ю.А. Научные основы творческого развития педагога в системе послевузовского образования / Ю. А. Лобейко. М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 2000. — 271 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. -448 с.
- Лукина Е.А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости : дис.. канд. психол. наук / Е. А. Лукина. СПб., 2006. -248 с.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 2.18 с.
- Макаров С.В. Психолого-дидактические условия и факторы формирования акмеологической компетентности кадров управления : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 21 с.
- Макарова Л.Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы / Л. Н. Макарова. Белгород, 2000. — 248 с.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. Г. Маралов. М.: Академия. -2002.-256 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Мара-санов. М,: Совершенство, 1998. — 208 с.
- Маркелова Л.В. Акмеологические условия и факторы личностно-профессионального самосовершенствования государственных служащих: дис.. канд. психол. наук/Л.В. Маркелова. -М., 2002. 136 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Макарова. — М.: Знание, 1996. 308 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. М.: Смысл, 1989. — 463 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. — М. — Воронеж: МО ДЕК, 1996. 448 с.
- Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лемпел — под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 336 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал / JI.M. Митина. М.: Флинта, 1994. — 181 с.
- Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Наука, 1981. — 120 с.
- Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев. М.: Наука, 1987.-302 с.
- Морева Н.А. Технологии профессионального образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. А. Морева. — М.: Академия, 2005. 432 с.
- Морева Н.А. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2003. — 304 с.
- Морозов А.В. Креативная педагогика и психология : учеб. пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. — 560 с.
- Надирашвили Д.Ш. Методы воздействия наличность и их психологическая ценность: автореф. дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1990. — 22 с.
- Недашковская М. А. Самореализация личности как феномен культуры : автореф. дис. канд. филос. наук. — Киев, 1990. — 16 с.
- Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : Теория и практика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. М.: Академия, 1999. — 284 с.
- Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогическогоисследования / П. И. Образцов. СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
- Огнев А.С. Рабочая книга организационного психолога : учеб. пособие / А. С. Огнев, Ю. Н. Гончаров. — Воронеж: Изд-во Фонда «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2000. — 299 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фра-зеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Рос. акад. наук — Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1999. — 643 с.
- Онушкин В.Г. Образование взрослых : междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб.: Речь — Воронеж: НПО МОДЕК, 1995. -232 с.
- Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / под ред. И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- под. ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 368 с.
- Педагогическая психология: учеб. пособие / В. Казанская. — СПб.: Питер, 2003. 366 с.
- Педагогическая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 406 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад., ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Рос. энцикл., 2002. — 528 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социальнопсихологический тренинг / JI.A. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М.: Генезис, 1996. — 269 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986.-254 с.
- Полищук О.А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы / О. А. Полищук. М., 1995. — 25 с.
- Прихожан A.M. Психология неудачника : тренинг уверенности в себе / A.M. Прихожан. М.: ТЦ Сфера, 1999. — 192 с.
- Прудченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А. С. Прудченков. М.: РИОР, 1992. — 45 с.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учеб.-метод, пособие. — 2-е изд., стер. /Н.С. Пряжников. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. 400 с.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: учеб. пособие / Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. — 128 с.
- Психология личности: учеб. пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007. — 653 с.
- Психология профессиональной деятельности / Н. Самоукина. — 2-е изд. СПб.: Пигер, 2003. — 224 с.
- Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / под ред. А. А. Реана. М.: ACTf- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.
- Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика / А. А. Пузырей. М.: Смысл, 2006. — 488 с.
- Равен Д. Компетентность в современном обществе / Д. Равен. — М.: Дело, 2002. 224 с.
- Реан А.А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2003. — 432 с.
- Римский P.P. Альманах психологических тестов / P.P. Римский, С. А. Римская. М.: КСП, 1995. — 400 с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995 — 529 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию : становление человека / К. Роджерс — пер. с англ. — общ. ред. Е. И. Исениной. — М.: Просвещение, 1994. — 480 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 608 с.
- Рубинштейн М.М. Проблема учителя : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. М. Рубинштейн — под ред. В.А. Сласте-нина. М.: Академия, 2004. — 176 с.
- Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С. Л. Рубинштейн // Хрестоматия по психологии личности. — Т. 2. -Самара, 1999.-277 с.
- Рудестам М.К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / М. К. Рудестам. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют.»: психол. практикум / Н. В. Самоукина. Дубна: Феникс+, 2000 — 128 с.
- Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности /
- Е.В. Селезнева — под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004. — 670 с.
- Семенов И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. М.: Прогресс, 1983.-171 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М: Академия, 1999. — 272 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 350 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 192 с.
- Ситников А.Л. Акмеологический тренинг : теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников М.: Технол. школа бизнеса, 1996. — 428 с.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность : учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок. М.: Прогресс, 1998. — 102 с.
- Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Академия, 1997. — 224 с.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. М.: Генезис, 2004. — 267 с.
- Словарь социально-гуманитарных терминов / А. Л. Айзенштадт, В. М. Галкин, Н. А. Котова и др. Минск: Тесей, 1999. — 379 с.
- Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. -М.: Сов. энцикл., 1984. 1600 с.
- Соловьева Н.В. Акмеологическая система подготовки будущих преподавателей высшей школы к самореализации в условиях педагогической практики / Н. В. Соловьева, B.C. Агапов // Акмеология. 2004. — № 3. — С. 24
- Софьина В.Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции : автореф. дис.. д-ра психол. наук / В. Н. Софьина. СПб., 2007. — 33 с.
- Спирин Л.Ф. Общепедагогические умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста /Л.Ф. Спирин, В.В. Со-хранов. Пенза, 1999. — 76 с.
- Старовойтенко К.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. Б. Старовойтенко М.: Академический Проект: Трикста, 2004. — 256 с.
- Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих : дис. д-ра психол. наук. — М., 2003. 643 с.
- Столин В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
- Суворова Г. А. Психология деятельности : учеб. пособие для студентов психол. и пед. вузов / Г. А. Суворова. М.: ПЕРСЭ, 2003. — 176 с.
- Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности : практико-ориентированная монография / Э. Э. Сыманюк — под ред. Э. Ф. Зеера. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2005. 252 с.
- Теоретические основы непрерывного образования / под ред-В.Г. Онушкина. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Толстоухова Н.С. Развитие акмеологической культуры педагога дополнительного образования : автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. С. Толстоухова. Тамбов, 2006. — 26 с.
- Требования к диссертациям по педагогическим наукам: науч.-ме-тод. рекомендации / автор-сост. B.C. Леднев. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. -112 с.
- Тренинг развития жизненных целей / М. А. Алиева и др.- под ред.
- Е.Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2002. — 216 с.
- Тюмасева З.И. Словарь-справочник современного общего образования : акмеологические, валеологические и экологические тайны / З.И. Тю-масева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та- Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. — Т. 2. — 456 с.
- Фетискин H.JI. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. — 490 с.
- Фоминых А.Ф. Развитие акмеологической компетентности руководителей общеобразовательных учреждений : дис.. канд. психол. наук / А. Ф. Фоминых. М., 2005. — 247 с.
- Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала : учеб. пособие / А. Р. Фонарев. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. — 240 с.
- Фопель К. Психологические группы : рабочие материалы для ведущего: практ. пособие / К. Фопель — пер. с нем. М.: Генезис, 1999. — 256 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл — под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
- Хатунцева Л.И. Профессиональная карьера / Л. И. Хатунцева. Воронеж: НПО МОДЕК, 2001. — 116 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. М.: Академия, 2008. — 256 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. — 278 с.
- Шамионов P.M. К вопросу о самоактуализации личности учителей / P.M. Шамионов // Психолого-педагогические проблемы развития личностив современных условиях. СПб.: Нева, 1999. — 356 с.
- Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы : автореф. дис. канд. пед. наук / О. Н. Шахматова. Екатеринбург, 2000. — 22 с.
- Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов / Л. Н. Шепелева. СПб.: Питер, 2007. — 160 с.
- Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999.-№ 2.-С. 71−92.
- Шиян О.М. Развитие педагогического мастерства: овладение педагогическими технологиями, алгоритмами продуктивного решения педагогических задач: учеб. пособие для пед. вузов / О. М. Шиян — под науч. ред. А. А. Деркача. Донецк — М.: РАГС, 1994. — 159 с.
- Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования / Г. П. Щедровицкий. М.: Знание, 1964. — 48 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Шуркова —М.: Пед. о-во России, 2002. 224 с.
- Эльконин Д.Б. Психология развития : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2001. — 144 с.
- Энциклопедический словарь / ред. A.M. Прохоров. — М.: РИПОЛ КЛАСИК, 1995. 892 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности : методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391с.
- Яковлева К.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Яковлева Ярославль, 1994. — 20 с.
- Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред / В. А. Ясвин // Психол. журн. 2000. — Т. 21. — № 4. — С. 81−85.
- Ackoff L. Creativity in problem solving and planning: a review. -European journal of operational Research / L. Ackoff, E. Vergara. 1981, 7(1), P. 1−13.
- Elkins D. Talk at conference of association for humanist psychology / D. Elkins. Princeton- N.Y., 1979.
- Guilford J.P. Measurement of creativity. Exploration in creativity / J.P. Guilford. -N. Y., 1967. -P.281−287.
- Herzberg F. The Motivation to Work. / F. Herzberg, B. Mausner, В Snyderman. NY.: Transaction Pub, 1993. — 180 p.
- Kleiman D. Recruitment: What to look foreign tomorrow’s Employer. // Productivity Digest / D. Kleiman. 1988. February. — P.8−17.
- Kryter K. The Effects of Noise on Man. / K. Kryter. New York: Academic Press, 1970. — 663 p.
- Lader M. Responses to repetitive stimulation. // In: Society, Stress and Disease. VI. / M. Lader. London: Oxford University Press, 1971. — P. 62−67.
- Mansfield B. Competence-based Standards Training and Learning. Hi-fab / В Mansfield, L. Andersson Hammerton Associates, 2004. — P. 45−78.
- Methodensammlung: Anregungen und Beispiele fur die Moderation. -Lehrerfortbildung NRW, 1996. P. 245−250
- Rogers, C.R. Client-centered therapy / C.R. Rogers. Boston, 1965.560 p.
- Smith, P.B. Values // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 3: Social behaviour and applications P.B. Smith, S.H. Schwartz. Boston, 1997. -P. 77−118.