Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования решались следующие задачи: разработать содержание и технологии процесса развития акмеологической компетенции преподавателясистематизировать диагностический инструментарий для изучения компонентов и критериев акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжареализовать психолого-акмеологический практикум «Акмеологические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа
    • 1. 1. Акмеологическая компетенция преподавателя как проблема психологической и акмеологической науки и практики
    • 1. 2. Психологическая структура акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа
    • 1. 3. Психологические факторы развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Психологическое моделирование процесса развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа
    • 2. 1. Психолого-акмеологическая модель развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа
    • 2. 2. Развитие акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа в условиях практикума «Акмеологические основы личностно-профессионального развития»
    • 2. 3. Анализ результатов развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа в процессе практикума
  • Выводы по второй главе

Развитие акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация образования, потребность общества и самого преподавателя быть профессионально компетентным актуализируют проблему готовности преподавателя профессионального колледжа к личностному и профессиональному развитию (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. А. Коваль, В. В. Кузнецов, И. П. Кузьмин, В. А. Маркелова, А. К. Маркова, М. И. Старов и др.). В связи с этим необходим поиск психолого-акмеологических путей оптимизации данного процесса в условиях постдипломного образования преподавателя профессионального колледжа, порождающий ситуации продуктивной самореализации всех субъектов образовательного процесса (Е.Н. Волкова, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина и др.).

Имеющиеся достижения в области психологии, профессиональной педагогики и акмеологии не в полной мере используют существующую систему дополнительного профессионально-педагогического образования, которая все еще остается приверженной традиционным формам, методам и содержанию обучения зрелых преподавателей (JI.B. Абдалина, Э. Ф. Зеер, В. В. Кузнецов, И. П. Кузьмин, JI.B. Мозгарев, Т. Н. Прохорова и др.).

Решение данной проблемы заключается в том, чтобы не только изучить особенности личностно-профессионального развития преподавателя профессионального колледжа, исследовать акмеологическую компетенцию данного специалиста, но и разработать модель акме-ориентированного процесса ее развития. Подобные исследования необходимы и для обогащения психолого-акмеологической науки и практики.

Состояние и степень разработанности проблемы. Исследование проблемы развития акмеологической компетенции преподавателя подтверждает, что данная область научного знания только начинает оформляться и комплексные теоретико-прикладные исследования все еще остаются за пределами должного изучения (В.И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. В. Хуторской и др.).

Тем не менее, имеется немало работ как отечественных, так и зарубежных ученых, глубоко раскрывающих различные профессиональные компетенции специалиста (А.А. Вербицкий, Н. И. Вьюнова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. А. Корсунский, А. Шелтон, С. Е. Шишов и др.), — образовательную компетенцию (А.В. Хуторской), аутопсихологическую компетенцию (Н.В. Кузьмина, JI.A. Степнова), развивающую компетенцию (Н.С. Толстоухова), акмеологическую компетенцию (Л.В. Абдалина) и др. При этом сущностная характеристика понятия «акмеологическая компетенция преподавателя» профессионального колледжа все еще не изучена и не наполнена должным смыслом и содержаниемне выявлены психологические факторы, способствующие ее оптимальному развитиюне разработана модель ее совершенствования в условиях постдипломного образования преподавателя.

Особая роль в осмыслении понятия «акмеологическая компетенция преподавателя» принадлежит акмеологии, в рамках которой в методологиче—ском, научно-практическом потенциале создаются концепции личностного и профессионального развития специалиста, работающего в различных сферах деятельности (А.А. Деркач, Н. А. Коваль, Н. В. Кузьмина, О. В. Москаленко, Е. В. Селезнева, J1.A. Степнова и др.).

При всей значимости имеющихся исследований в них по-прежнему уделено недостаточное внимание вопросам владения и совершенствования преподавателем стратегиями и способами личностно-профессионального развития в сфере профессиональной деятельности. Это указывает на то, что объективно требуется всесторонний анализ феномена «акмеологическая компетенция преподавателя» профессионального колледжа.

Несмотря на внимание исследователей к проблеме развития профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций преподавателя профессионального колледжа, она еще недостаточно изучена. Возникают противоречия между:

— потребностью общества в преподавателе, готовом к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и отсутствием условий их достижения;

— исследованием личностно-профессионального развития как психо-логоакмеологической проблемы и спецификой ее решения в системе постдипломного образования преподавателя;

— потребностью преподавателя быть компетентным в вопросах лично-стно-профессионального развития, достижениях и невладение им стратегиями и способами самопознания, самовыражения, самосовершенствования и самореализации.

В связи с отмеченными противоречиями существует проблема развития акмеологической компетенции преподавателя, которая проявляется в том, что акмеологическая компетенция преподавателя профессионального колледжа пока еще остается «слабым звеном» в процессе его личностного и профессионального развития: недостаточно изучены и систематизированы методологические подходы к ее исследованиюне выявлены компоненты, критерии и уровни проявления акмеологической компетенции преподавателяне выявлены психологические факторы ее развития в условиях постдипломного профессионального образования. Тем самым ограничиваются развивающие возможности и снижается качество профессионально-образовательного процесса в колледже.

Этим обусловлена актуальность выбранной темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объект исследования: акмеологическая компетенция преподавателя профессионального колледжа.

Предмет исследования: процесс развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа.

Цель исследования: разработать психолого-акмеологическую модель развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа и апробировать ее в ходе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования заключается в том, что акмеологическая компетенция преподавателя, включающая такие компоненты, как рефлексивный, проективный, когнитивный, операциональный, организаторский, коммуникативный, может быть успешно развита на основе владения преподавателем стратегиями и способами личностно-профессионального развития с учетом влияния психологических факторов — самообразование, карьерность, прогно-стичность, инновационность, профессиональное взаимодействие.

Задачи исследования:

1. Изучить акмеологическую компетенцию преподавателя профессионального колледжа как проблему психологической и акмеологической науки и практики.

2. Разработать структуру акмеологической компетенции преподавателя.

3. Выявить уровни акмеологической компетенции преподавателя.

4. Определить психологические факторы развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа.

5. Разработать психолого-акмеологическую модель развития акмеологической компетенции преподавателя и реализовать ее в ходе психолого-ак-меологического практикума.

Методологическую основу исследования акмеологической компетенции преподавателя составили: фундаментальные идеи и принципы психологии — единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), детерминизма и развития (Л.И. Анцыферова, В. Г. Асеев, С. Л. Рубинштейн и др.) — подходы — системный (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин и др.) — личностный (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, В. И. Слободчиков и др.) — субъектный (Г.И. Аксенова, В. А. Брушлинский, А. С. Огнев, В. А. Петровский, В. А. Сластенин и др.) — деятельностный (Е.М. Иванова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — гуманистический (Д.А. Белухин, С. В. Кульневич, А. Маелоу, К. Роджерс, И. А. Якиманская и др.) — акмеологический (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. А. Коваль, Н. В. Кузьмина и др.).

Теоретическим основанием исследования служили: теории развития профессионала (Е.А. Климов, Н. В. Кузьмина, JI.M. Митина, Н. С. Пряжников, Е. В. Селезнева и др.) — положения психологии развития (А.Г. Асмолов, И. В. Дубровина, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, А. А. Реан и др.) — достижения акмеоло-гии (А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. А. Коваль, О. В. Москаленко и др.) — научные принципы профессиографического и акмеграфического подходов (В.Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.) — концептуальные идеи в области исследования психологических и акмеологических стратегий (К.А. Абульханова-Славская, И. А. Зимняя, В. В. Игнатова, B.C. Нургалеев, М. Л. Хуторная и др.) — научные достижения в области профессиональной компетентности преподавателя профессионального колледжа (Л.В. Абда-лина, Л. И. Анищева, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. М. Новиков, Э. Э. Сыманюк и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ научных источниковэмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование. Использовались такие методики, как «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) — «Самоактуализация личности» (А. Шостром) — «16-факторный личностный опросник» (Р.Б. Кетгелл) — «Локус контроля» (Дж. Роттер) — «Стиль саморегуляции поведения — 98» — ССП-98 (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз) — модифицированный вариант «Диагностики уровня парциальной готовности к профессионально-педагогической деятельности. Карта самооценки готовности к самообразовательной деятельности» (Н.П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) — метод экспертных оценок развития акмеологической компетенции преподавателейопросник «Психологические факторы развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа» (Л.В. Абда-лина, Н.А. Филонова), метод факторного анализа. Применялись математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования: программное обеспечение SPSS 16 для Windows, «Статистика», факторный анализ (Varimax), критерии Стьюдента, Вилкоксона, Манна-Уитни.

Научная новизна исследования. Выявлены основные компоненты акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа — рефлексивный, проективный, когнитивный, операциональный, организаторский, коммуникативный, раскрывающие уровень владения им стратегиями и способами личностно-профессионального развития.

Определены критерии акмеологической компетенции преподавателя, а именно: созидательность и гуманизм, проницательность и стратегичность, гибкость и продуктивность мышления, технологичность и творчество, коммуникативность и открытость, активность и ответственность, а также уровни ее проявления — репродуктивный, рационализирующий, творческий.

Найдены психологические факторы акмеологической компетенции преподавателя, включая самообразование, карьерность, прогностичность, ин-новационность, профессиональное взаимодействие, выступающие движущей силой личностно-профессионального развития преподавателя.

Разработаны концептуальные основы процесса развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа в виде пси-холого-акмеологической модели.

Теоретическая значимость. Доказано, что акмеологическая компетенция преподавателя, включающая компоненты — рефлексивный, проективный, когнитивный, операциональный, организаторский, коммуникативный — развивается за счет овладения им стратегиями и способами личностно-профессионального развития с учетом влияния таких психологических факторов, как самообразование, карьерность, прогностичность, инновационность, профессиональное взаимодействие.

Уточнены понятия «акмеологическая компетенция преподавателя», «стратегии личностно-профессионального развития», «самореализация» применительно к объекту и предмету исследования.

Конкретизированы критерии (созидательность и гуманизм, проницательность и стратегичность, гибкость и продуктивность мышления, коммуникативность и открытость, активность и ответственность) и уровни (репродуктивный, рационализирующий, творческий) акмеологической компетенции преподавателя, отражающие степень владения преподавателем стратегиями и способами личностно-профессионального развития.

Систематизированы стратегии и способы личностно-профессионального развития преподавателя: самооценивания, самоотношения, эффективного самоконтроляпрогнозирования, целеполагания, целеосуществленияанализа сильных и слабых сторон, преодоления препятствий в профессиональной деятельности, овладения профессиональной информациейанализа способности преподавателя к личностно-профессиональному развитию, внедрения инновационных способов и приемов личностно-профессионального развития, реализации само-процессовсамомобилизации, самоуправления, обогащения и наращивания преподавателем своего потенциалаперцептивного восприятия, конструктивного взаимодействия в профессиональной среде, создания зоны успеха в социальных контактах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы при разработке комплексных программ и психолого-акмеологических семинаров-тренингов в работе с преподавателями, ориентированными на личностно-профессиональное развитие и самореализацию.

Разработан психолого-акмеологический практикум «Акмеологические основы личностно-профессионального развития преподавателя» с целью совершенствования акмеологической компетенции, включающий диагностический, аналитический, преобразующий, творческий этапы работы, который может быть внедрен в практику модернизации постдипломного образования преподавателей.

Материалы диссертации могут быть использованы при организации обучения в системе повышения квалификации преподавателей, при чтении курсов лекций в вузах, при проведении психолого-педагогических чтений, психологического консультирования в учреждениях среднего профессионального образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Акмеологическая компетенция представляет собой уровень владения преподавателем стратегиями и способами личностно-профессионального развития, обеспечивающий ему наиболее полную самореализацию в профессиональной сфере и жизнедеятельности.

2. Основными структурными компонентами акмеологической компетенции преподавателя выступают: рефлексивный, проективный, когнитивный, операциональный, организаторский, коммуникативный. Критериями акмеологической компетенции преподавателя являются: созидатель-ность и гуманизм, проницательность и стратегичность, гибкость и продуктивность мышления, коммуникативность и открытость, активность и ответственность, раскрывающие степень владения стратегиями и способами личностно-профессионального развития.

3.К уровням владения преподавателем стратегиями и способами личностно-профессионального развития относятся: репродуктивный, рационализирующий, творческий и отражают степень развития и проявления подражания, рационализации, технологичности и творчества в компонентах и критериях акмеологической компетенции.

4. Психологическими факторами развития акмеологической компетенции преподавателя являются: самообразование, карьерность, прогностич-ность, инновационность, профессиональное взаимодействие.

5. Психолого-акмеологическая модель развития акмеологической компетенции преподавателя включает: методологические подходыкомпоненты, критерии, стратегии и уровни акмеологической компетенции преподавателяфакторы, влияющие на ее развитиеэтапы и содержание акмеологического практикумапрогнозируемый результат.

Организация исследования. Базу опытно-экспериментального исследования составили преподаватели Воронежского государственного колледжа профессиональных технологий экономики и сервиса в количестве 70 человек, в возрасте до 50 лет, со стажем работы от 5 до 25 лет. Исследование осуществлялось в 2003;2009 годах.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2003;2004 гг.) — разработка содержания, выбор и обоснование гипотезы, определение задач эксперимента, подбор группы испытуемых, проведение пилотажного исследования.

Второй этап (2005;2006 гг.) — проведение констатирующего эксперимента с помощью метода включенного наблюдения, батареи тестов, анкетирования и индивидуальных беседобработка статистических данных и анализ полученных результатов.

Третий этап (2007;2009 гг.) — проведение формирующего экспериментасистематизация, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работыформулировка выводов, разработка рекомендаций, предлагаемых для внедрения в практику управления организацией, оформление результатов исследования в виде диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования освещались на Всероссийском совещании «Качество среднего профессионального образования как основной фактор совершенствования подготовки специалистов р условиях модернизации российского образования» (г. Воронеж, 2005) — Международной научно-практической конференции «Акмеологические подходы к становлению и развитию профессионала и личности в системе среднего профессионального образования» (г. Воронеж, 2007) — Международной научно-практической конференции «Актуальные направления развития и совершенствования профессионально-образовательных систем» (г. Воронеж, 2008) — Международной научно-практической конференции (г. Тамбов, 2009) — на региональных научно-практических конференциях (г. Воронеж, 2006,.

2008 г.) — на заседании кафедры общей психологии и психологии труда РГСУ (г. Москва, 2009), на заседаниях кафедры социологии, психологии и теории социальной работы РГСУ (филиал в г. Воронеже), кафедры социальной психологии ТГУ им. Г. Р. Державина (2008;2009).

Структура диссертации. Диссертационное исследование содержит введение, две главы, выводы и заключение, библиографический список, приложения.

Выводы по второй главе.

Процесс развития акмеологической компетенции преподавателя в исследовании представлен в виде психолого-акмеологической модели, научная обоснованность которой представляется в наличии четкой цели ее создания и функционирования — совершенствование каждым преподавателем уровня владения стратегиями и способами личностно-профессионального развития, преобразования профессионально и личностно важных качеств, необходимых для достижений в профессии и творческой самореализации в жизнедеятельности.

В настоящем исследовании учитывалось, что модель развития акмеологической компетенции преподавателя должна быть прогностичной, т. е. содержать информацию не только о современном объективно необходимом содержании уровне акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа, но и о той ее характеристике, которая может понадобиться преподавателю через определенный промежуток времени, в будущем, поскольку акмеологическая компетенция преподавателя развивается, совершенствуется. Поэтому в образовательном процессе преподавателей было заложено некоторое опережение, ориентированное на будущие формы самореализации преподавателя в профессии.

При построении модели развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа мы исходили прежде всего из следующих научных установок: акмеологическая компетенция преподавателя не только обусловливает продуктивность саморазвития, самовыражения, самосовершенствования и самореализации, но и сама является результатом развития личности преподавателя, его самоосуществления. Для этого важно учитывать множество социальных, педагогических, психологических обстоятельств, событий, ситуаций, а таюке многообразных способов, которыми преподаватель разрешает возникающие противоречия в сфере собственной жизнедеятельностиразвитие акмеологической компетенции преподавателя по своей сути потенциально вариативно и многообразноразвитие акмеологической компетенции преподавателя не ограничивается одним и тем же периодом: пластичность, способность личности преподавателя к самоизменению, саморазвитию, самореализации сохраняется на протяжении всей жизнедеятельности, хотя и в разной степениакмеологическая компетенция преподавателя — системное образование, включающее ряд взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов, обладающее интегративным свойством целогоособенности процесса развития акмеологической компетенции преподавателя (сензитивность, неравномерность и др.) обусловлены жизненным, субъектным опытом преподавателя, потенциалом его личности. ,.

Учитывались преимущества акмеологической технологии обучения зрелых преподавателей, которые проявляются в следующих прогрессивных чертах: практичность как выражение направленности не на внешний по отношению к исследователю объект, а на «работу с объектом" — целостную ориентацию на критерии истины, добра, красоты, святости, пользы и т. п., в отличие от критериев «объективности», характерных для «академической» психологииадресность, обращенность к акмеологу-практику как его «внут реннему персонажу» и соответствие его внутреннему опытусубъектность, обусловленную заинтересованностью всех участников психотехнической практики в качестве процесса и результатах своей профессиональной деятельностигибкость и многообразие методических средств, обеспечивающих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как участника, так и самого акмеологаличностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а знания о том, «что присутствует во мне или в чем присутствую Я» (А.А. Деркач).

Научная обоснованность настоящей модели представляется в наличии четкой цели ее создания и функционирования — совершенствование каждым преподавателем уровня владения стратегиями и способами личностно-профессионального развития, совершенствования профессионально-важных качеств, необходимых для выполнения конкретной профессии, а таюке творческой самореализации.

Модель развития акмеологической компетенции преподавателя представлена профессионального колледжа, раскрывает концептуальные основы процесса и включает: методологические подходыкомпоненты, критерии, стратегии и уровни акмеологической компетенции преподавателяфакторы, влияющие на ее развитиеэтапы и содержание акмеологического практикумапрогнозируемый результат.

Модель развития акмеологической компетенции преподавателя отражает психологический аспект, поскольку прогнозируемый результат имитирует наиболее существенные характеристики объекта исследования -(акмеологическая компетенция преподавателя), воспроизводит процесс его (объекта) развития и указывает его возможный результат.

Модель выступает акмеологической в силу того, что она, наряду с отражением основных составляющих данного процесса, проектирует соотношение настоящего (стартового) и будущего (финишного) уровня акмеологической компетенции преподавателя, которого еще нет в действительности и, предлагает оптимальный способ движения к этому будущему.

Комплексность и эффективность развития акмеологической компетенции преподавателя обеспечивалась разработанным психолого-акмеологическим практикумом «Акмеологические основы личностно-профессионального развития преподавателя», включающим лекторий (ак-меологическое информирование) и тренинг (акмеологическая практика) этапы обучения.

Целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка разработанной модели с точки зрения оптимальности и эффективности для развития акмеологической компетенции преподавателя в вопросах самопознания, самовыражения, самосовершенствования и самореализации.

Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования решались следующие задачи: разработать содержание и технологии процесса развития акмеологической компетенции преподавателясистематизировать диагностический инструментарий для изучения компонентов и критериев акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжареализовать психолого-акмеологический практикум «Акмеологические основы личностно-профессионального развития преподавателя» (72 часа), включающий два этапа — лекторий (акмеологическое информирование) и тренинг (акмеологическая практика) — проанализировать результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы. При разработке психолого-акмеологического практикума мы исходили из акмеологических положений, которые диалектично учитывают разработанные в исследовании принципы и ориентируют на оптимизацию реальной педагогической практики. В их числе: принцип целенаправленностипринцип личностно-деятельностного единства и развитияпринцип инвариантностипринцип оптимальности. Его основными функциями явились: мотивационная — стимулирующая преподавателей к личностно-профессиональному развитию, достижениям в профессии и жизнедеятельностиобучающая — направленная на усвоение актуальных психологических, акмеологических умений и навыков самосовершенствования, овладение стратегиями самосовершенствованияразвивающая — ориентированная на совершенствование личностно-значимых профессиональных качеств, усвоение новых стратегий, знаний, умений самопознания, самовыражения и самореализациикоррекционная — способствующая эффективным изменениям, возникающим в процессе решения личностных и профессиональных проблем.

Основными этапами реализации психолого-акмеологического практикума явились: диагностический, аналитический, преобразующий и творческий. Ведущей целью диагностического этапа было изучение комплекса факторов и личностных характеристик преподавателя, обозначение проблемы обучения. Аналитический этап предполагал готовность преподавателя принять на себя ответственность за успешность личностно-профессионального развития на фоне психолого-акмеологического сопровождения процесса. На преобразующем этапе осуществлялось перспективное планирование, проектирование области потребного будущего преподавателя, вырабатывались конкретные стратегии поддержания и совершенствования достигнутого уровня акмеологической компетенции, обобщались и анализировались итоги лекционной и тренинговой работы. Творческий этап предполагал разработку преподавателями авторских эвристических программ личностно-профессионального развития, концепций профессионального самосовершенствования, защиту творческих проектов.

Основными видами и формами занятий с преподавателями явились: проблемные лекции, лекции-дискуссии, круглый стол, обучающие игры, ди-агностико-развивающие и психологические упражнения, рефлексия, домашние задания, ведение дневниковых записей и др.

Эффективность практикума оценивалась по динамике роста, покомпонентного совершенствования составляющих уровень развития акмеологической компетенции преподавателя, в двух срезах: до и после обучения. Исследование контрольной группы проводилось в соответствии с теми же временными интервалами, что и исследование участников практикума. Полученные данные обрабатывались и сопоставлялись с помощью методов математической статистики.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что качественные преобразования произошли во всех компонентах акмеологической компетенции преподавателей в ходе их активного участия в практикуме, обнаружив прогрессивную динамику уровня владения большинством преподавателей новыми стратегиями и способами личностно-профессионального развития. А именно: самооценивание, самоотношение, эффективный самоконтрольпрогнозирование, целеполагание, целеосуществлениеанализ сильных и слабых сторон, преодоление препятствий в профессиональной деятельности, овладение профессиональной информациейанализ способности к личностно-профессиональному развитию, внедрение инновационных способов личностно-профессионального развития, реализация самопроцессовсамомобилизация, обогащение и наращивание потенциала, самоуправлениеперцептивное восприятие, конструктивного взаимодействия в профессиональной среде, создание зоны успеха в социальных контактах.

Полученные в исследовании результаты ориентированы на решение проблемы продуктивного развития акмеологической компетенции преподавателя. Вместе с тем они задают направления дальнейшей научной разработки проблемы профессиональной компетентности и профессионализма преподавателя, определяют перспективы их практического использования в условиях постдипломного образования преподавателя профессионального колледжа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Модернизация образования, потребность общества и самого преподавателя быть профессионально компетентным актуализируют проблему готовности преподавателя профессионального колледжа к личностному и профессиональному развитию. В связи с этим необходим поиск психолого-акмеологических путей оптимизации данного процесса в условиях постдипломного образования преподавателя профессионального колледжа, порождающий ситуации продуктивной самореализации всех субъектов образовательного процесса. Решение данной проблемы заключается в том, чтобы не только изучить особенности личностно-профессионального развития преподавателя профессионального колледжа, исследовать акмеологическую компетенцию данного специалиста, но и разработать модель акме-ориентированного процесса ее развития. Подобные исследования необходимы и для обогащения психологической и акмеологической науки и практики.

Методологическую основу исследования акмеологической компетенции преподавателя составили: фундаментальные идеи и принципы психологии — единства сознания и деятельности, детерминизма и развитияподходы — системный, личностный, субъектный, деятельностный, гуманистический, акмеологический.

Основные идеи данных подходов определили своеобразие, несводимость процесса развития акмеологической компетенции преподавателя ни к одному из них, обнаружив его многомерный характер, проявляющийся в многоуровневости и многообусловленности, который отражает динамичный характер этого явления, проявляющийся в постоянном движении, изменении, преобразовании компонентов, составляющих целостность акмеологической компетенции преподавателя и порождающих каждый раз ее новый, качественно иной уровень. Они также указали, что личность преподавателя выступает как ценность, цель, субъект, результат и главный критерий эффективности процесса развития акмеологической компетенциипрофессиональная деятельность преподавателя является важным условием и средством развития акмеологической компетенциикаждый преподаватель способен выступать «причиной самого себя», проявляя «надситуативную» активность (В.А. Петровский) — преподаватель наделен потребностью и потенциалом самореализации. Акмеологический подход позволил отразить прогрессивность, перспективность самореализации преподавателя за счет достижения им творческого уровня акмеологической компетенции.

Исследование проблемы развития акмеологической компетенции преподавателя подтверждает, что данная область научного знания только начинает оформляться и комплексные теоретико-прикладные исследования все еще остаются за пределами должного изучения. Сущностная характеристика понятия «акмеологическая компетенция преподавателя» профессионального колледжа, все еще не изучена и не наполнена должным смыслом и содержаниемне выявлены психологические факторы, способствующие ее оптимальному развитиюне разработана модель ее совершенствования в условиях постдипломного образования преподавателя.

В настоящем исследовании акмеологическая компетенции преподавателя профессионального колледжа понимается, как уровень владения преподавателем стратегиями и способами личностно-профессионального развития, обеспечивающий ему наиболее полную самореализацию в профессии и жизнедеятельности.

На основе анализа актуальной психологической, акмеологической литературы, изучения профессиограммы педагога, проспектограммы инженерно-педагогического работника, акмеограммы преподавателя, проведенных эмпирических исследований было сформулировано определение акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа как уровня владения преподавателем стратегиями и способами личностно-профессионального развития, обеспечивающего ему наиболее полную самореализацию в профессиональной сфере и жизнедеятельности.

На основе вышеизложенного, с учетом анализа актуальной психологической, акмеологической, педагогической литературы и собственного опыта работы выделены основные компоненты акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа: рефлексивный, проективный, когнитивный, операциональный, организаторский и коммуникативный.

Выделенные компоненты обозначили основные стратегии личностно-профессионального развития преподавателя профессионального. К этим стратегиям относятся следующие группы: в рефлексивном компоненте это стратегии — самооценивания, самоотношения, эффективного самоконтроляв проективном — прогнозирования, целеполагания, целеосуществленияв когнитивном — анализа сильных и слабых сторон, преодоления препятствий в профессиональной деятельности, овладения профессиональной информациейв операциональном — анализа способности к личностно-профессиональному росту, внедрения инновационных способов и приемок личностно-профессионального роста, реализации само-процессовв организаторском — самомобилизации, обогащения и наращивания потенциала, самоуправленияв коииуникативном — перцептивного восприятия, конструктивного взаимодействия в профессиональной среде, создания зоны успеха в социальных контактах.

Выделенные компоненты акмеологической компетенции преподавателя обусловлены целями и задачами, которые она призвана решатьотражают возможность собственного движения и преобразованияхарактеризуются приспособленностью к меняющимся условиям профессиональной деятельностиреализуются через механизмы овладения, усовершенствования, развития и коррекции. При этом, каждый компонент обеспечивает выполнение одной задачи и способствует более продуктивному решению других, возложенных на иные компоненты, воссоздавая целостность модели развития акмеологической компетенции преподавателя. Совершенствование указанных компонентов обнаруживается в динамике преобразования их критериев, порождающих в процессе развития акмеологической компетенции преподавателя каждый раз новый, качественно иной уровень владения преподавателем стратегиями и способами личностно-профессионального со} вершенствования.

Решение проблемы развития компонентов акмеологической компетенции преподавателя указывает на необходимость их оценки с помощью следующих критериев: самоценность и гуманизмпроницательность и страте-гичностьгибкость и продуктивность мышлениятехнологичность и творчествоактивность и ответственностькоммуникативность и открытость, которые диалектично отражают взаимодополняемые и взаимообогащающие признаки ее проявления и непосредственно указывают, на сформированность ее уровней.

В исследовании разработаны уровни владения преподавателем стратегиями и способами личностно-профессионального развития — репродуктивный, рационализирующий, творческий и отражают степень проявления подражания, рационализации, технологичности, творчества в компонентах акмеологической компетенции. В выявленных уровнях учитывалось, что они раскрывают различную степень полноты сформированности ее компонентов и критериев с учетом эффективности их использования в решении задач личностно-профессионального развития, когда любой уровень акмеологической компетенции преподавателя при определенных условиях и потенциале его личности обладает перспективным свойством, т. е. способен выступать в качестве основы для последующих уровней, благодаря чему не отвергается, а включается в дальнейший процесс, совершенствуется и развивается.

На развитие акмеологической компетенции преподавателя оказывают влияние психологические факторы: самообразование, карьерность, прогно-стичность, инновационность, профессиональное взаимодействие. Они позволяют более четко представить источники акмеологической компетенции преподавателя: стремление к непрерывному личностному и профессиональному самосовершенствованиюнаправленность на достижение статусности в профессииспособность прогнозировать и планировать самопознание, саморазвитие, самореализациюготовность самопреобразовываться на основе реализации новых стратегий, способов и приемов личностного и профессионального саморазвитиянеобходимость устанавливать успешные профессиональные контакты. Выделенные факторы в совокупности определяли уровень владения преподавателем стратегиями и способами личностно-профессионального развития.

В ходе исследования разработана модель развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа, раскрывающая концептуальные методологические подходы к личностно-профессиональ-ному развитию и включает в себя компоненты, критерии, стратегии, уровни акмеологической компетенциифакторы, влияющие на ее развитиеэтапы, технологии психолого-акмеологического практикума, способствующие достижению каждым преподавателем вершин самореализации в профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Разработанная модель была апробирована в процессе психолого-акмеологического практикума «Акмеологические основы личностно-профессионального развития преподавателя», содержательно-технологическое обеспечение, которого составили: лекторий (акмеологиче-ское информирование) и тренинг (акмеологическая практика).

Целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка разработанной модели с точки зрения оптимальности и эффективности для развития акмеологической компетенции преподавателя в вопросах самопознания, самовыражения, самосовершенствования и самореализации.

Основными этапами реализации психолого-акмеологического практикума явились: диагностический, аналитический, преобразующий и творческий. Ведущей целью диагностического этапа было изучение комплекса факторов и личностных характеристик преподавателя, обозначение проблемы обучения. Аналитический этап предполагал готовность преподавателя принять на себя ответственность за успешность личностно-профессионального развития на фоне психолого-акмеологического сопровождения процесса. На преобразующем этапе осуществлялось перспективное планирование, проектирование области потребного будущего преподавателя, вырабатывались конкретные стратегии поддержания и совершенствования достигнутого уровня акмеологической компетенции, обобщались и анализировались итоги лекционной и тренинговой работы. Творческий этап предполагал разработку преподавателями авторских эвристических программ личностно-профессионального развития, концепций профессионального самосовершенствования, защиту творческих проектов.

Основными видами и формами занятий с преподавателями явились: проблемные лекции, лекции-дискуссии, круглый стол, обучающие игры, ди-агностико-развивающие и психологические упражнения, рефлексия, домашние задания, ведение дневниковых записей и др.

Эффективность практикума оценивалась по динамике роста, покомпонентного совершенствования составляющих уровень развития акмеологической компетенции преподавателя, в двух срезах: до и после обучения. Исследование контрольной группы проводилось в соответствии с теми же временными интервалами, что и исследование участников практикума. Полученные данные обрабатывались и сопоставлялись с помощью методов математической статистики.

Успешность реализации данной модели подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы.

В исследовании подтвердилась гипотеза о том, что акмеологическая компетенция может быть успешно развита на основе владения преподавателем стратегиями, способами и приемами личностно-профессионального роста и формируется под влиянием таких психологических факторов как самообразование, карьерность, прогностичность, инновационность, профессиональное взаимодействие за счет участия в психолого-акмеологическом практикуме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.В. Акмеологический подход в условиях дополнительного профессионального образования / Л. В. Абдалина // Вопросы образования. 2006. — № 3 (23). — С. 49−52.
  2. Л.В. Развитие профессионализма педагога : от теории к практике: монография / Л. В. Абдалина. М.: Изд-во РГСУ, 2008. — 327 с.
  3. Т.И. Личностно-ориентированные тренинги как метод коррекции самоотношения : автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. И. Абрамова. — Ярославль, 2000. 26 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. -335 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова-Славская. СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
  6. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. Методологические проблемы психологии / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  7. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  8. Л.К. Личностный рост : учеб.-метод. пособие / Л. К. Аверченко. Новосибирск: СибАГС, 1998. — 128 с.
  9. Ю.П. Тайны педагогического мастерства : учеб. пособие / Ю. П. Азаров. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004 — 432 с.
  10. Акмеологический словарь / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2008. — 161 с.
  11. Акмеология: учебник / под общ ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2006.-424 с.
  12. Акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  13. Акмеология: методология, методы и технологии / под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 1998. — 232 с.
  14. Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Алферова. — Волгоград, 1998. 22 с.
  15. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 263 с.
  16. А. Психологическое тестирование / А. Анастази. — СПб.: Питер, 2001.-688 с.
  17. В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев: в 2-х кн. Казань: Сфера, 1996. — Кн. 1. — 359 с.
  18. И.П. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. П. Андриади. — М: Академия, 1999.- 160 с.
  19. О.С. Онтологии в рефлексивном пространстве / О. С. Анисимов. М.: РАГС, 2002. — 400 с.
  20. О.С. Основы общей и управленческой акмеологии / О. С. Анисимов, А. А. Деркач. М: РАГС, 1995. — 264 с.
  21. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. — М.: Просвещение, 1982. — 247 с.
  22. Ю.С. Мотивация акмеологической компетентности управленцев : автореф. дис.. канд. психол. наук / Ю. С. Артемов. — М., 2002. 25 с.
  23. А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Академия, 2007. — 528 с.
  24. Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н. А. Асташова. М.: Моск. психолого-социальный ин-т — Воронеж — НПО МОДЭК, 2000. — 272 с.
  25. .Д. Психология в работе учителя : в 2-х кн.: практ. пособие по теории развития, обучения и воспитания / Б. Д. Бадмаев. — М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1. — 240 с.
  26. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности / Т. Ф. Базылевич. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1998. — 248 с.
  27. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики : курс лекций / Д. А. Белухин. М.: ВЛАДОС — Воронеж: НПО МО ДЕК, 1996. -Ч. 1.-318 с.
  28. Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма : учеб. пособие / Д. А. Белухин. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2006. — 128 с.
  29. Н.А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991.445с.
  30. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя : дис.. канд. пси-хол. наук / Л. И. Берестова. М., 1994. — 208 с.
  31. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1995. — 336 с.
  32. М.Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. М.: Меж-дунар. пед. акад., 1994. — 106 с.
  33. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии / Н. Р. Битянова. М.: Генезис, 1998. — 48 с.
  34. Н.Р. Психология личностного роста : практ. пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Н. Р. Битянова. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 64 с.
  35. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. М.: Флинт — Наука, 1998. — 168 с.
  36. А.А. Как становятся великими или выдающимися? / А. А. Бодалев, JI.A. Рудкевич. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. — 417 с.
  37. В.Ю. Психотренинг : социодинамика, игры, упражнения / В. Ю. Большаков. СПб.: Речь, 1994. — 315 с.
  38. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
  39. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С.В. Кульне-вич. Ростов н/Д, 1999.-560 с.
  40. В.П. Социальная синергетика и акмеология / В.П. Бран-ский, С. Д. Пожарский. СПб.: Политехника, 2002. — 476 с.
  41. .С. Психология нравственного сознания в контексте культуры / Б. С. Братусь. — М.: Менеджер: Роспедагенство, 1994. 60 с.
  42. А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский- отв. ред. проф. В. В. Знаков. М.: Ин-т психологии РАН — СПб.: Алетейя, 2003. — 272 с.
  43. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: учеб. пособие / Е. Е. Вахромов. М.: МПА, 2001. — 160 с.
  44. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И. В. Вачков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2003.-224 с.
  45. И.В. Психология тренинговой работы : содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Бачков. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  46. А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 85 с.
  47. С.Г. Андрогогика: этапы становления / С.Г. Вершлов-ский // Новые знания. 1998. — № 2. — С. 28−37.
  48. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А. П. Владиславлев. М.: Молодая гвардия, 1978. — 175 с.
  49. .С. Методы исследований в психологии : учеб.-практ. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Пед. о-во России, 2002. — 208 с.
  50. Т.А. Акмеологические детерминанты развития профессионализма личности учителя : дис. канд. психол. наук / Т. А. Вострикова. -М., 2006. 240 с.
  51. Т.В. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. В. Габай. М.: Академия, 2003. — 240 с.
  52. Н.М. Основы самосовершенствования : тренинг самосознания / Н. М. Гаджиева, Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. — Екатеринбург: ПРИМА, 1998. -144 с.
  53. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.
  54. М.В. Атлас по психологии : информ.-метод, пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Пед. о-во России, 2001.-276 с.
  55. .Н. Самоуправление: потенциал личности / Б.Н. Га-мидуллаев. — 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 589 с.
  56. .С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гер-шунский. М.: Академия, 1998. — 608 с.
  57. Н.С. Практикум по психодиагностике : учеб. пособие / Н. С Глуханюк. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. -192 с.
  58. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
  59. А.С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих : дис.. д-ра психол. наук / А. С. Гусева. — М.: РАГС, 1997.-612 с.
  60. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : Т. 1−4. / В. И. Даль. М.: Рус. яз., 1989. Т. 2: И-О. — 779 с.
  61. А.А. Акмеология : личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. Кн. 4. Развитие ценностной сферы профессионала / А. А. Деркач. М.: РАГС, 2001. — 483 с.
  62. А.А. Акмеология : учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Речь, 2003. — 489 с.
  63. А.А. Методология и стратегия акмелогического исследования / А. А. Деркач, Г. С. Михайлов. М.: РАГС, 1998. — 374 с.
  64. А.А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М: РАГС, 2000. — 125 с.
  65. А.А. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. М.: РАГС, 1998. -250 с.
  66. А.А. Акмеологические основы, развития профессионала ,/ А. А. Деркач. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МО ДЕК, 2004. — 752 с.
  67. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М.: Академия, 1999. — 392 с.
  68. А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: Изд-во РАУ, 1993. — 23 с.
  69. Деятельность мастера производственного обучения среднего профтехучилища / В. А. Маркелова и др. М.: Просвещение, 1983. — 103 с.
  70. И.А. Самосовершенствование личности / И. А. Донцов. — Ростов н/Д: Феникс, 1977. 78 с.
  71. И.Н. Развитие психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала: автореф. дис.. канд. психол. наук / И. Н. Дроздов. М., 1998. — 24 с.
  72. В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 2000. 368 с.
  73. М.И. Краткий психологический словарь / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. М.: РИОР, 1998. — 399 с.
  74. И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих : автореф. дис.. канд. психол. наук/ И. Е. Елина. М., 1999. -34 с.
  75. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /С.Б. Елканов. М.. Академия, 1989.- 189 с.
  76. М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека (вопросы и ответы): учеб. пособие / М. В. Ермолаева. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та- Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. -200 с.
  77. Жук А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. 2-е изд.- Минск: Аверсэв, 2004. 336 с.
  78. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений
  79. В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  80. В.Г. Акмеографичеекий подход в развитии профессионализма государственных служащих. Психологическое воздействие в деловом общении: конспекты лекций / В. Г. Зазыкин,. М.: РАГС, 1999. — 88 с.
  81. В.Г. Менеджер: психологические секреты профессии / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М.: РАГС, 1992.-168 с.
  82. JI.B. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.
  83. Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  84. Э.Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МО ДЕК, 2003. — 480 с.
  85. Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2007.-240 с.
  86. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : авторская версия / И. А. Зимняя. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
  87. И.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. М.: ВЛАДОС, 1999. — 384 с.
  88. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
  89. С.И. Основы андрагогики : учеб. пособие для вузов / С. И. Змеев. М.: Дашков и К, 1999. — 152 с.
  90. Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М.
  91. . М. : ПЕРСЭ, 2006. — 382 с.
  92. С.Б. Акмеологическая теория потребностей : монография / С. Б. Каверин. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. — 300 с.
  93. Е.Г. Психологические условия и факторы профессионального самоопределения будущих рабочих : автореф. дис.. канд. псих, наук / Е. Г. Казьмина Тамбов, 2006. — 24 с.
  94. Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. — СПб.: Питер, 2003. 640 с.
  95. М.М. Психология педагогического мышления : монография / М. М. Кашапов. СПб.: Алетейя, 2000. — 463 с.
  96. Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: ИПП, НПО МОДЭК, 1996. — 400 с.
  97. Н.А. Личностный рост как акмеологическая проблема // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21 марта 2007 г. / отв. ред. Н. А. Коваль. -Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 345 с.
  98. Г. М. Педагогика : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Г. М. Коджаспирова. М.: ВЛАДОС, 2003.-352 с.
  99. Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  100. Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Козберг. М., 2000. — 22 с.
  101. И.А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская — под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. — 288 с.
  102. Коммуникативная компетентность. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / под ред. Е. С. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 234 с.
  103. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Климов. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  104. JI. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 292 с.
  105. Юб.Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2002.992 с.
  106. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высш. шк., 1990. 117 с.
  107. Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб.: Речь — Рыбинск: Дело, 1993. — 134 с.
  108. JI.H. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 264 с.
  109. ПО.Кунаковская JI.A. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.A. Кунаковская. Воронеж, 2003. — 24 с.
  110. Ш. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. СПб.: Питер, 1995. — 158 с.
  111. М.М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  113. Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Академия, 1997. — 176 с.
  114. В.И. Педагогическая технология личностной ориентации / В. И. Лещинский. Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. — 131 с.
  115. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / JI.M. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- под. ред. JI.M. Митиной. — М.: Академия, 2005. — 336 с.
  116. Ю.А. Научные основы творческого развития педагога в системе послевузовского образования / Ю. А. Лобейко. М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 2000. — 271 с.
  117. .Ф. Методологические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. -448 с.
  118. Е.А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости : дис.. канд. психол. наук / Е. А. Лукина. СПб., 2006. -248 с.
  119. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 2.18 с.
  120. С.В. Психолого-дидактические условия и факторы формирования акмеологической компетентности кадров управления : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 21 с.
  121. Л.Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы / Л. Н. Макарова. Белгород, 2000. — 248 с.
  122. В.Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. Г. Маралов. М.: Академия. -2002.-256 с.
  123. Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Мара-санов. М,: Совершенство, 1998. — 208 с.
  124. Л.В. Акмеологические условия и факторы личностно-профессионального самосовершенствования государственных служащих: дис.. канд. психол. наук/Л.В. Маркелова. -М., 2002. 136 с.
  125. А.К. Психология профессионализма / А. К. Макарова. — М.: Знание, 1996. 308 с.
  126. А. Мотивация и личность / А. Маслоу. М.: Смысл, 1989. — 463 с.
  127. B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. — М. — Воронеж: МО ДЕК, 1996. 448 с.
  128. Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лемпел — под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 336 с.
  129. JI.M. Учитель как личность и профессионал / JI.M. Митина. М.: Флинта, 1994. — 181 с.
  130. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Наука, 1981. — 120 с.
  131. Н.Н. Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев. М.: Наука, 1987.-302 с.
  132. Н.А. Технологии профессионального образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. А. Морева. — М.: Академия, 2005. 432 с.
  133. Н.А. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2003. — 304 с.
  134. А.В. Креативная педагогика и психология : учеб. пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. — 560 с.
  135. Д.Ш. Методы воздействия наличность и их психологическая ценность: автореф. дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1990. — 22 с.
  136. М. А. Самореализация личности как феномен культуры : автореф. дис. канд. филос. наук. — Киев, 1990. — 16 с.
  137. Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : Теория и практика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. М.: Академия, 1999. — 284 с.
  138. П.И. Методы и методология психолого-педагогическогоисследования / П. И. Образцов. СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
  139. А.С. Рабочая книга организационного психолога : учеб. пособие / А. С. Огнев, Ю. Н. Гончаров. — Воронеж: Изд-во Фонда «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2000. — 299 с.
  140. С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фра-зеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Рос. акад. наук — Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1999. — 643 с.
  141. В.Г. Образование взрослых : междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб.: Речь — Воронеж: НПО МОДЕК, 1995. -232 с.
  142. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / под ред. И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  143. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- под. ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 368 с.
  144. Педагогическая психология: учеб. пособие / В. Казанская. — СПб.: Питер, 2003. 366 с.
  145. Педагогическая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 406 с.
  146. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад., ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Рос. энцикл., 2002. — 528 с.
  147. Л.А. Компетентность в общении: социальнопсихологический тренинг / JI.A. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  148. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  149. П.И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М.: Генезис, 1996. — 269 с.
  150. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986.-254 с.
  151. О.А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы / О. А. Полищук. М., 1995. — 25 с.
  152. A.M. Психология неудачника : тренинг уверенности в себе / A.M. Прихожан. М.: ТЦ Сфера, 1999. — 192 с.
  153. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А. С. Прудченков. М.: РИОР, 1992. — 45 с.
  154. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учеб.-метод, пособие. — 2-е изд., стер. /Н.С. Пряжников. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. 400 с.
  155. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  156. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: учеб. пособие / Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. — 128 с.
  157. Психология личности: учеб. пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007. — 653 с.
  158. Психология профессиональной деятельности / Н. Самоукина. — 2-е изд. СПб.: Пигер, 2003. — 224 с.
  159. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / под ред. А. А. Реана. М.: ACTf- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.
  160. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  161. А.А. Психология. Психотехника. Психагогика / А. А. Пузырей. М.: Смысл, 2006. — 488 с.
  162. Д. Компетентность в современном обществе / Д. Равен. — М.: Дело, 2002. 224 с.
  163. А.А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2003. — 432 с.
  164. P.P. Альманах психологических тестов / P.P. Римский, С. А. Римская. М.: КСП, 1995. — 400 с.
  165. Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
  166. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995 — 529 с.
  167. К. Взгляд на психотерапию : становление человека / К. Роджерс — пер. с англ. — общ. ред. Е. И. Исениной. — М.: Просвещение, 1994. — 480 с.
  168. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 608 с.
  169. М.М. Проблема учителя : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. М. Рубинштейн — под ред. В.А. Сласте-нина. М.: Академия, 2004. — 176 с.
  170. С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С. Л. Рубинштейн // Хрестоматия по психологии личности. — Т. 2. -Самара, 1999.-277 с.
  171. М.К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / М. К. Рудестам. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  172. Н.В. «Игры, в которые играют.»: психол. практикум / Н. В. Самоукина. Дубна: Феникс+, 2000 — 128 с.
  173. Е.В. Развитие акмеологической культуры личности /
  174. Е.В. Селезнева — под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004. — 670 с.
  175. И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. М.: Прогресс, 1983.-171 с.
  176. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М: Академия, 1999. — 272 с.
  177. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 350 с.
  178. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 192 с.
  179. А.Л. Акмеологический тренинг : теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников М.: Технол. школа бизнеса, 1996. — 428 с.
  180. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность : учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок. М.: Прогресс, 1998. — 102 с.
  181. В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  182. В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Академия, 1997. — 224 с.
  183. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. М.: Генезис, 2004. — 267 с.
  184. Словарь социально-гуманитарных терминов / А. Л. Айзенштадт, В. М. Галкин, Н. А. Котова и др. Минск: Тесей, 1999. — 379 с.
  185. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. -М.: Сов. энцикл., 1984. 1600 с.
  186. Н.В. Акмеологическая система подготовки будущих преподавателей высшей школы к самореализации в условиях педагогической практики / Н. В. Соловьева, B.C. Агапов // Акмеология. 2004. — № 3. — С. 24
  187. В.Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции : автореф. дис.. д-ра психол. наук / В. Н. Софьина. СПб., 2007. — 33 с.
  188. Л.Ф. Общепедагогические умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста /Л.Ф. Спирин, В.В. Со-хранов. Пенза, 1999. — 76 с.
  189. К.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. Б. Старовойтенко М.: Академический Проект: Трикста, 2004. — 256 с.
  190. Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих : дис. д-ра психол. наук. — М., 2003. 643 с.
  191. В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
  192. Г. А. Психология деятельности : учеб. пособие для студентов психол. и пед. вузов / Г. А. Суворова. М.: ПЕРСЭ, 2003. — 176 с.
  193. Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности : практико-ориентированная монография / Э. Э. Сыманюк — под ред. Э. Ф. Зеера. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2005. 252 с.
  194. Теоретические основы непрерывного образования / под ред-В.Г. Онушкина. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  195. Н.С. Развитие акмеологической культуры педагога дополнительного образования : автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. С. Толстоухова. Тамбов, 2006. — 26 с.
  196. Требования к диссертациям по педагогическим наукам: науч.-ме-тод. рекомендации / автор-сост. B.C. Леднев. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. -112 с.
  197. Тренинг развития жизненных целей / М. А. Алиева и др.- под ред.
  198. Е.Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2002. — 216 с.
  199. З.И. Словарь-справочник современного общего образования : акмеологические, валеологические и экологические тайны / З.И. Тю-масева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  200. Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та- Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. — Т. 2. — 456 с.
  201. H.JI. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. — 490 с.
  202. А.Ф. Развитие акмеологической компетентности руководителей общеобразовательных учреждений : дис.. канд. психол. наук / А. Ф. Фоминых. М., 2005. — 247 с.
  203. А.Р. Психология становления личности профессионала : учеб. пособие / А. Р. Фонарев. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. — 240 с.
  204. К. Психологические группы : рабочие материалы для ведущего: практ. пособие / К. Фопель — пер. с нем. М.: Генезис, 1999. — 256 с.
  205. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл — под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  206. Л.И. Профессиональная карьера / Л. И. Хатунцева. Воронеж: НПО МОДЕК, 2001. — 116 с.
  207. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  208. А.В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. М.: Академия, 2008. — 256 с.
  209. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. — 278 с.
  210. P.M. К вопросу о самоактуализации личности учителей / P.M. Шамионов // Психолого-педагогические проблемы развития личностив современных условиях. СПб.: Нева, 1999. — 356 с.
  211. О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы : автореф. дис. канд. пед. наук / О. Н. Шахматова. Екатеринбург, 2000. — 22 с.
  212. Л.Н. Программы социально-психологических тренингов / Л. Н. Шепелева. СПб.: Питер, 2007. — 160 с.
  213. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999.-№ 2.-С. 71−92.
  214. О.М. Развитие педагогического мастерства: овладение педагогическими технологиями, алгоритмами продуктивного решения педагогических задач: учеб. пособие для пед. вузов / О. М. Шиян — под науч. ред. А. А. Деркача. Донецк — М.: РАГС, 1994. — 159 с.
  215. Г. П. Проблемы методологии системного исследования / Г. П. Щедровицкий. М.: Знание, 1964. — 48 с.
  216. Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Шуркова —М.: Пед. о-во России, 2002. 224 с.
  217. Д.Б. Психология развития : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2001. — 144 с.
  218. Энциклопедический словарь / ред. A.M. Прохоров. — М.: РИПОЛ КЛАСИК, 1995. 892 с.
  219. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности : методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391с.
  220. К.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Яковлева Ярославль, 1994. — 20 с.
  221. В.А. Психологическое моделирование образовательных сред / В. А. Ясвин // Психол. журн. 2000. — Т. 21. — № 4. — С. 81−85.
  222. Ackoff L. Creativity in problem solving and planning: a review. -European journal of operational Research / L. Ackoff, E. Vergara. 1981, 7(1), P. 1−13.
  223. Elkins D. Talk at conference of association for humanist psychology / D. Elkins. Princeton- N.Y., 1979.
  224. Guilford J.P. Measurement of creativity. Exploration in creativity / J.P. Guilford. -N. Y., 1967. -P.281−287.
  225. Herzberg F. The Motivation to Work. / F. Herzberg, B. Mausner, В Snyderman. NY.: Transaction Pub, 1993. — 180 p.
  226. Kleiman D. Recruitment: What to look foreign tomorrow’s Employer. // Productivity Digest / D. Kleiman. 1988. February. — P.8−17.
  227. Kryter K. The Effects of Noise on Man. / K. Kryter. New York: Academic Press, 1970. — 663 p.
  228. Lader M. Responses to repetitive stimulation. // In: Society, Stress and Disease. VI. / M. Lader. London: Oxford University Press, 1971. — P. 62−67.
  229. Mansfield B. Competence-based Standards Training and Learning. Hi-fab / В Mansfield, L. Andersson Hammerton Associates, 2004. — P. 45−78.
  230. Methodensammlung: Anregungen und Beispiele fur die Moderation. -Lehrerfortbildung NRW, 1996. P. 245−250
  231. Rogers, C.R. Client-centered therapy / C.R. Rogers. Boston, 1965.560 p.
  232. Smith, P.B. Values // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 3: Social behaviour and applications P.B. Smith, S.H. Schwartz. Boston, 1997. -P. 77−118.
Заполнить форму текущей работой