Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Младенческий возраст. 
Психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй половине первого года жизни сон и бодрствование в течение дня занимают одинаковое время. В этот период отмечаются уверенное хватание, первые оживленные порывы радости, социальные реакции на сверстников, поиски потерянных игрушек. На основе акта хватания развивается манипулятивная деятельность. Манипуляции выступают как способ общения ребенка со взрослым. Особенностью развития малыша… Читать ещё >

Младенческий возраст. Психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период младенчества у ребенка можно наблюдать новые проявления практически во всех сферах. Возникают лепет, активная деятельность органов чувств, социальные реакции — комплекс оживления. Ребенок проявляет внимание к чувственным раздражениям, собственным движениям, звуку вообще и собственным звукам, к другому человеку. В младенческом возрасте происходит интенсивное развитие моторики от первых движений, позволяющих изменять положение головы, туловища и конечностей, к целенаправленным осознанным движениям. Лицо приобретает выражение внимательности и готовности к восприятию внешних впечатлений. Ребенок тянется к предметам, касается их руками, губами, языком. В этот период развиваются задатки ручной активности, имеющей большое значение для всего психического развития. Таким образом, к началу младенчества возникает определенный интерес к внешнему миру.

Во второй половине первого года жизни сон и бодрствование в течение дня занимают одинаковое время. В этот период отмечаются уверенное хватание, первые оживленные порывы радости, социальные реакции на сверстников, поиски потерянных игрушек. На основе акта хватания развивается манипулятивная деятельность. Манипуляции выступают как способ общения ребенка со взрослым. Особенностью развития малыша в этот период является также появление подражания голосовым реакциям и движениям, которого ранее не наблюдалось.

Ведущий вид деятельности ребенка на первом году жизни — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

На основе анализа особенностей развития ребенка в первый год жизни Л. С. Выготский подразделил его на два периода: период пассивности и период активного интереса. Поворотным пунктом является 10-й месяц, когда на смену исчезающих бесцельных движений приходят более сложные формы поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание.

Л. С. Выготский обозначил два момента, отражающих своеобразную социальность ребенка в младенческом возрасте.

Первый момент — полная биологическая беспомощность ребенка. Младенец не в состоянии сам удовлетворить ни одной жизненной потребности. Питание и перемещение ребенка осуществляются не иначе, как в сотрудничестве со взрослым. Младенец всегда находится в ситуации, связанной с заботой взрослого. Благодаря этому возникает своеобразная форма социальных отношений между ребенком и взрослым. Таким образом, первый контакт ребенка с действительностью оказывается полностью социально опосредованным. Зависимость младенца от взрослых создает своеобразный характер его отношения к действительности.

Второй момент — ребенок в первый год жизни еще лишен основных средств социального общения в виде человеческой речи. Всей организацией жизни он принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение бессловесное, часто безмолвное.

Основным новообразованием этого периода являются мотивирующие представления (Л. И. Божович), способствующие становлению личности ребенка и появлению независимости от окружающих. Мотивирующее представление — это удерживаемый ребенком образ объекта действия, побуждающий его действовать в ситуации отсутствия объекта в непосредственном восприятии. Это означает, что малыш становится способным действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений. Мотивирующие представления принципиально изменяют поведение ребенка и его взаимоотношения с окружающей действительностью, они превращают его из объекта в субъект, хотя младенец еще не осознает этого. Игнорирование новых потребностей ребенка, а также их прямое подавление может стать причиной фрустрации и негативно отразиться на взаимоотношениях со взрослыми и дальнейшем формировании его личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой