Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Акмеологическая оценка как средство оптимизации профессиональной деятельности кадров государственной службы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика акмеологической оценки профессиональной компетентности (А.А.Деркач, Ю. В. Бруй, Л.А.Степнова) предназначена8для отбора и последующего выдвижения участников в кадровый резерв, организации их подготовки и переподготовки для работы на должностях руководителей федерального, регионального и муниципального уровней. Методика позволяет: обеспечить индивидуальный подход в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения акмеологической оценки как средства оптимизации профессиональной деятельности кадров государственной службы
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Личностно-профессиональные особенности кадров государственной службы как объекта акмеологической оценки
    • 1. 3. Методы акмеологической оценки в системе профессиональной деятельности государственного служащего
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Результаты экспериментального и эмпирического исследования акмеологической оценки как средства оптимизации профессиональной деятельности кадров
    • 2. 1. Разработка критериев и показателей оценки эффективности деятельности государственных служащих

    2.2. Акмеологическая оценка как средство реализации кадровых процедур в системе профессиональной деятельности государственного служащего аттестация, конкурс на замещение вакантных должностей, испытательный срок, формирование кадрового резерва)

    2.3. Результаты оценки кадров государственной службы с использованием методик акмеологической диагностики 172

    Выводы по второй главе 191

    Заключение 203

    Список использованной литературы 221

    Приложения

Акмеологическая оценка как средство оптимизации профессиональной деятельности кадров государственной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена происходящими на современном этапе реформами в организации государственной службы, которые требуют от кадрового персонала освоения новых знаний, перераспределения своих жизненных ресурсов и резервов, овладения новыми методами и технологиями аттестации государственных служащих с использованием новейших научных психолого-акмеологических разработок. Особенно актуальна задача объективной оценки персонала в настоящее время, когда решающее значение приобретают вопросы выявления и оценки психологических особенностей и качеств личности, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей в органах государственной власти.

Актуальность темы

исследования определяется также необходимостью решения проблемы личностной готовности госслужащих к общественным изменениям, реформированию государственной службы, сознанием необходимости вступления на путь непрерывного самообразования, профессионального мышления, самореализации, саморефлексии, т. е. оценки себя в координатах профессионального роста и реализации потенциальных возможностей.

В сложившейся практике управления при использовании психолого-акмеологической оценки в практике кадровых процедур конкурса на замещение вакантных должностей, аттестации, формировании кадрового резерва существуют противоречия между:

— отсутствием единых методических рекомендаций по проведению оценки и необходимостью проведения данной работы в органах государственной власти;

— необходимостью разработки передовых технологий и методов, позволяющих объективно оценить возможности и перспективность руководителей и специалистов различных уровней, профилей и специализаций, и отсутствием систематизированных исследований по данной теме;

— потребностью в анализе содержания эффективной управленческой деятельности в органах государственной власти и отсутствием описания уровней, психологических свойств, качеств и умений высокопрофессионального управленца, способного работать на уровне высших профессиональных стандартов и поднимать их еще выше.

Все эти аспекты, востребованные при проведении психолого-акмеологической оценки в системе государственной службы, выявляют актуальность проведения данного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Проблемы личностного и профессионального развития являются постоянным предметом акмеологических исследований (A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, О. С. Анисимов, С. А. Анисимов, А. А. Бодалев, Э. В. Сайко, В'.Н.Марков, Е.В.Селезнева). Вопросы подготовки, профессионального становления и форм оценки государственных служащих находятся в центре внимания различных наук: менеджмента (H.A. Волгин, Ю. И. Иванов, A.A. Модин), социологии (В.Н. Воронин, В. Н. Князев, Ю. Д. Красовский, Б. К. Лисин, В.П. Горянов), психологии и акмеологии управления-(A.A. Деркач, A. JL Журавлев,.

B.Г. Зазыкин,.В. И. Лебедев, Г. И. Марасанов, И. Н. Носс, Ю. В. Синягин, A.B. Филиппов и др.). В этом плане проводились прикладные исследования деятельности государственных служащих в отдельных регионах России (М.Г. Малькова, Л. В. Свиридова, Е. И. Швецова, С.Г.Косякова).

Эта проблема является также предметом исследования в контексте самоопределения личности, стратегии ее жизнедеятельности, полноты жизни и удовлетворенности трудом (К.А.Абульханова, В. Г. Асеев, О. С. Анисимов,.

C.А.Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. А. Климов, В.И.Купцов) — профессионального самосознания и личностно-профессионального совершенствования (Е.Н.Богданов, Е. В. Селезнева, С. Л. Кандыбович, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, О. В. Москаленко, Л.А.Степнова) — самопознания, самооценки, самоотношения, саморегуляции и самореализации (В.Н.Маркин, А. С. Огнев, М. Ф. Секач,.

Е.В.Селезнева, Л.А.Степнова) — личных ценностей и ценностных ориентаций (В.Н.Маркин, Е.А. Яблокова). Профессиональная пригодность государственных служащих определяется, исходя из соответствия личностных данных объективным требованиям профессии (Т.Г. Абрамова, В. Н. Абрамова, И. М. Войтик, Е. И. Швецова, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, И. М. Гуськова, В. Н. Меньшова, А. К. Маркова и др.).

Большое внимание придается психолого-акмеологическому исследованию различных видов компетентности государственных служащих, обеспечивающему эффективность достижения акме в различных сферах: духовной (С.А.Анисимов), нравственной (Е.Н.Богданов), психологической (А.А.Деркач, Е. В. Селезнева, Е.В.Куликова), гуманитарно-технической (Л.И. Анищева, А.С.Гусева-Карпенко, Э.А.Манушин), управленческой (А.А.Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. Н. Белова, Г. И. Успенская, В. Н. Марков, Т.М.Закирова), коммуникативной (В.В.Воронин,.

A.Ю.Нанасюк, ЕАЛблокова) — социально-перцептивной (А.А.Бодалев,.

B.Г.Зазыкин, А.П.Федоркина), рефлексивной (О.С.Анисимов, Н. Н. Семенов,.

C.Ю.Степанов, акмеологической (Ю.С. Артемов, A.A. Деркач, И. Н. Дроздов, C.B. Макаров, А. К. Маркова, Е. В. Селезнева и др.), аутопсихологической (Н.В.Кузьмина, А.С.Гусева-Карпенко, Л. А. Степнова, В. Б. Нарушак, Н. В. Афанасьева, Е.А.Науменко).

В научных исследованиях последних лет наиболее результативным выступает психолого-акмеологический подход к процессу оценки (С.А. Аниси-мов, А. А. Деркач, Ш. Н. Дроздов, И. Н. Носс, Л. В. Свиридова Ю.В.Синягин, Е. В. Селезнева, Л. А. Степнова, A.A. Суворова и др.), который позволяет комплексно рассматривать личность специалиста в процессе становления его профессионализма и повышения уровня профессионального мастерства, выявлять акмеологические условия и факторы такого развития, которые могут быть обеспечены в процессе оценки. В этом контексте важны работы по профессиграфированию, профессиограмме, акмеограмме (А.К.Маркова, В. Г. Зазыкин, Л. И. Катаева и.др.).

Психодиагностические методы отбора и развивающе-коррекционные методы подготовки и переподготовки управленцев в системе государственной службы рассматривались в психологических и акмеологических работах (С.А. Анисимов, С. Н. Епифанцев, C.B. Иванова, Е. С. Жариков, А. М. Князев, Е. П. Кондратьева, Н. И. Конюхов, Е. П. Костенко, К. И. Лысенко, В. Н. Марков, Г. И. Марасанов, A.C. Мельничук, О. В. Овчинников, М. Ф. Секач, Ю. В. Синягин, A.A. Суворова, M.JT. Шаккум, Е. Г. Чирковская и др.). Вопросы аттестации, формирования резерва и в целом кадровой работы рассматривали A.B. Беляев, И. Н. Дроздов, С. С. Жидаев, Л. И. Катаева, Е. Б. Касьян, М. А. Ковалева, Т. В. Ковалева, Е. А. Могилевкин, Л. В. Свиридова и др.

Вместе с тем проблема акмеологической оценки как средства оптимизации профессиональной деятельности государственных служащих системно не изучена и требует дальнейшей разработки в связи с практическим ее применением как в целях совершенствования системы оценки и отбора специалистов для формирования кадрового резерва в органах государственной власти, так и для повышения, инновационного потенциала государственной службы в целом. Таким образом, актуальность проблемы исследования, — ее недостаточная разработанность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы, позволили сформулировать цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.

Цель исследования — определить детерминанты эффективности акмеологической оценки как средства оптимизации профессиональной деятельности кадров государственной службы.

Объект исследования — акмеологическая оценка как средство оптимизации профессиональной деятельности кадров государственной службы.

Предмет исследования — пути повышения оптимальности профессиональной деятельности средствами акмеологической оценки.

Гипотезы исследования.

Оптимизация профессиональной деятельности кадров государственной службы зависит от использования в данном процессе акмеологической оценки, которая позволяет выявить и оценить их профессиональную и индивидноличностную компетентность и на этой основе разработать индивидуальные планы профессионального развития.

Повышение эффективности акмеологической оценки как средства оптимизации профессиональной деятельности кадров государственной службы предполагает: разработку акмеологической эталонной модели профессиональной деятельности кадров государственной службы и на ее основе критериальную базу оценкиопределение принципов, форм и методов проведения акмеологической оценки в ходе реализации кадровых процедур замещения вакантных должностей, аттестации, формирования кадрового резерва, адаптацию, апробацию методического комплекса акмеологической оценки.

Исходя из цели, с учетом особенностей объекта и предмета, в рамках выдвигаемых гипотез определены задачи исследования:

Д. Обобщить состояние разработанности исследуемой проблемы.

2. Определить личностно-профессиональные особенности кадров государственной службы как объекта-акмеологической оценки.

3. Систематизировать методы акмеологической оценки в системе профессиональной деятельности государственного служащего.

4. Разработать критерии и показатели акмеологической оценки эффективности деятельности государственных служащих.

5. Доказательно представить акмеологическую оценку как средство реализации кадровых процедур в системе профессиональной деятельности государственного служащего (аттестация, конкурс на замещение вакантных должностей, испытательный срок, формирование кадрового резерва) с использованием методики акмеологической диагностики.

Теоретическую базу исследования составили концептуальные положения системного анализа психолого-акмеологических процессов в управлении (О.С. Анисимов, С. А. Анисимов, A.A. Деркач, Е. М. Иванова, В. Г. Зазыкин и др.), развития коллективного и индивидуального субъекта в условиях целенаправленного сопровождения такого развития* (К.А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, A.A. Бодалев, A.B. Брушлинский, A.A. Деркач,.

Л.И. Катаева, H.B. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, В. Н. Маркин, В. Н. Марков, А. К. Маркова, Э. В. Сайко, В. Д. Шадриков, Е. А. Яблокова и др.), моделирования социальных объектов (О.С. Анисимов, О. И. Генисаретский, Б. А. Глинский, И. В. Дубровина, Л. И. Катаева, Э. А. Смирнов, Г. П. Щедровицкий и др.) — исследования личности и деятельности руководителей организационных и управленческих структур (С.А.Анисимов, Т. Ю. Базаров, В. М. Герасимов, А. С. Гусева, Ю. Н. Емельянов, Е. С. Жариков, А. Л. Журавлев, Е. А. Климов, А. Г. Ковалев, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, Л. Г. Лаптев, А. Л. Свенцицкий, А. В. Филиппов, Р. Х. Шакуров, В. М. Шепель и др.) — работы по психодиагностике (А. Анастази, Дж. Айзенк, A.A. Бодалев, Л. Ф. Бурлачук, В. Н. Дружинин, Н. И. Конюхов, А. Г. Шмелев и др.) — работы, в которых рассматриваются вопросы, связанные с кадровой политикой на государственной службе (В.А. Дятлов, A.B. Оболонский, В. А. Сулемов, В. В'. Травин, А. И. Турчинов и др.) — исследования по профессионализму работников, психологическому обеспечению процесса подбора кадров (О.С. Анисимов, K.M. Гуревич, A.A. Деркач, А. П. Егоршин, Е. А. Климов, Н. И. Конюхов, Б. В. Кулагин, А. К. Маркова, И. Н. Семенов, С. И. Съедин, Е. А. Яблокова и др.), а также работы, в которых рассматриваются вопросы, связанные с использованием диагностических методов (включая акмеологические) при работе с кадрами госслужбы (A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. И. Конюхов, Ю. В. Синягин и др.).

Методы исследования: теоретические (логический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование) — эмпирические методы (экспертные оценки, включенное наблюдение, анкетирование, ранжирование, опрос, тестирование, самоанализ) — методы количественной обработки данных (сравнительный анализ, стандартизация). Использовались такие методики, как метод «360 градусов», тесты специальных знаний, решение проблемных ситуаций, проективное интервью, кейз-стади и др. Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различных показателей, статистических связей. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ с применением пакетов «EXCEL», «Statistika for Windows 98».

Эмпирическая база исследования. Всего в исследовании приняли участие 145 человек, включая 59 руководителей и ведущих специалистов линейного состава, выступающих экспертами (2007; 2009 гг.), в том числе в экспериментальном эмпирическом исследовании — 104 руководителя и специалиста региональной администрации.

Надежность и. достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, комплексностью, применением апробированного методического и математического инструментария, адекватного природе изучаемого явления, репрезентативной выборкой, статистической значимостью полученных данных, что обеспечило ва-лидность и надежность полученных в исследовании результатов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Систематизированы теоретические подходы по проблемам оценки. Уточнены понятия: «отбор" — «оценка" — «субъект оценки и отбора персонала" — «объект оценки и отбора" — «критерии», «показатели», «методы» и «процедуры» оценки и отбора- «компетентность» и ряд других. Понятие «оценка» рассматривается как: измерение, определение чего-либо, кого-либо с целью получения необходимой, достоверной и проверяемой информациирезультат соизмерения, результат сравнения познаваемого с тем, что может выступать в качестве эталонапроцесс установления качества предмета (объекта), оценкине только как процесс, но и как соответствующий метод, а также факт, демонстрирующий отношение к работнику.

В ходе анализа сделан вывод о том, что в системе государственной службы выделяются два основных вида оценки: проводимая при, назначении или переводе на должность (при поступлении на государственную службу, при должностном перемещении госслужащего) — текущая оценка, которая периодически осуществляется, например, в форме аттестации или квалификационного экзамена.

2. Показано, что сложившаяся на сегодняшний день практика государственной службы не может, за исключением конкретных требований к профессионально-квалификационному уровню различных категорий государственных служащих, дать окончательные ориентиры оценки профессионального исполнения служебной деятельности государственными служащими. Вместо этих ориентиров выдвигаются индивидуальные представления руководителей органов государственной власти о профессиональных и моральных качествах государственных служащих. Это затрудняет процесс становления государственной службы как особой профессии и развития технологий акмео-логической оценки. Выявлено, что разработать инструментарий нормативных оценок госслужащих непросто, основная трудность состоит в определении оптимального набора компетенций и качеств, необходимых для госслужащего. Однако оценка государственных служащих на основе выделения профессионально важных качеств на. сегодняшний момент себя исчерпала. Сегодня в системе государственной службы осуществляется переход на разработку критериев и показателей оценки профессиональной результативности государственных служащих. В связи с этим более востребованным становится акмеологический подход к оценке профессиональной служебной деятельности государственных служащих, ориентированный на комплексную оценку профессиональных компетентностей и качеств по различным группам должностей.

3. Обосновано, что методы оценки и отбора — это формализованные способы сбора, обработки и анализа информации, которые призваны установить, есть ли у кандидатов качества, включаемые в содержание его оценки, измерить и отобразить степень их развитости в соответствующей совокупности показателей. Выявлено, что наиболее широко в практике оценки государственных служащих используются следующие качественные методы: биографический метод, заключающийся в оценке работников по данным их личной и трудовой биографиисистема произвольных устных и письменных характеристик, сущность которых сводится к описанию руководителем наиболее выдающихся успехов или упущений в работе подчиненных за определенный период деятельности и выставление им в связи с этим определенной оценкиоценка выполнения работы по результатам деятельности работника за определенный периодсамооценкатестирование. В практику аттестации все шире внедряются количественные методы экспертной оценки и метод кейз-стади.

4. Определено, что в соответствии с перечнем должностей государственной службы разработана система критериев и показателей. Критерий оценки «Результат» — оценка сотрудника по его индивидуальному вкладу в результативность всей организации на своем рабочем месте. Показатели по данному критерию определяются по каждой должности, исходя из должностной инструкции и планов работ (годовых и ежемесячных) — Критерий оценки «Профессионализм» — оценка сотрудника по демонстрации своей профессиональной компетентности в ежедневной работе. Показатели по данному критерию расписываются, по группам должностей, исходя из наборов компетенций, входящих в профессиональную компетентность государственных служащих. Критерий оценки «Потенциал развития» — оценка сотрудника по его способности к саморазвитию и профессиональному совершенствованию и росту. Показателями выраженности этого критерия являются: профессиональное самосовершенствование (способность к саморазвитию, систематическому, непрерывному совершенствованию, управлению собственной профессиональной деятельностью) — инновационный потенциал (способность находить новые решения задач, открытость новым знаниям и опыту).

Разработаны группы компетенций по критерию «Профессионализм» для различных категорий и должностей государственных служащих. По критерию «Результат» формой оценки профессиональной компетентности государственного служащего в рамках аттестации и квалификационного экзамена является отзыв об исполнении должностных обязанностей, который представляется в аттестационную комиссию непосредственным руководителем государственного служащего и утверждается вышестоящим руководителем. Оценка по критерию «Результат» для государственных служащих, относящихся к категории «Руководители», «Специалисты» (главная группа должностей), также осуществляется в виде экспертной оценки эффективности управленческой деятельности по ключевым индикаторам (КПИ) эффективности деятельности.

5. Выявлено, что в системе государственной службы акмеологическая оценка используется при реализации кадровых процедур конкурса на замещение вакантных должностей, аттестации, формирования-кадрового резерва, испытательного срока. При проведении конкурса на замещение вакантной должности в зависимости от категории специалистов возможно использование различных методик оценки: телефонный разговоранализ резюмепервичное собеседованиеситуационное интервью (кейз-интервью).

Показано, что помимо традиционно используемых методов оценки персонала в системе государственной службы (матричный метод, экспертно-балльные оценки, профессиональная самооценка), новыми акмеологическими средствами оценивания и стимулирования профессиональных акме госслужащих в процессе кадровых процедур проведения конкурса на замещение вакантных должностей, аттестации, испытательного срока, формирования кадрового резерва являются личностно-психологическая диагностика, профессио-граммы и акмеограммы.

6.Доказательно представлены результаты оценки кадров государственной службы с использованием методики акмеологической диагностики, позволяющие: выявить функциональное содержание ключевых, базовых и специальных компетенций, значимости (приоритетности) каждой компетенции для групп должностей (руководители и специалисты) и профиля государственной службы. Это необходимо для: составления и уточнений позиций" административных, должностных регламентов и квалификационных требований по каждой категории государственных служащихвыявления уровня понимания руководителями и специалистами профессиональных обязанностейопределения специфики профессионального сознания различных категорий государственных служащихподготовки материалов к проведению процедур аттестации, квалификационного экзамена, формирования кадрового резервауточнения на этой основе планов профессиональной переподготовки и обучения государственных служащих.

Оценка государственных служащих в одной из региональных администраций позволила выявить: дифференцированные результаты по разным группам должностей (заместители губернатора, руководители органов исполнительной власти, заместители органов исполнительной власти) — персональные рейтинги каждого государственного служащего, участвующего в акмеологической оценкеруководителей и заместителей, имеющих наилучшие результатысравнить уровень развития компетенций в каждой их трех групп должностейподготовить персональные характеристики на каждого сотрудникаопределить на основе оценки планы их индивидуально-профессионаьного развития.

Практическая значимость исследования. Акмеологическая оценка может быть использована для оптимизации профессиональной деятельности государственных служащих: для различных уровней руководителей и специалистов при формировании кадрового резерва как низших структур, так и самых высших (за счет усложнения системы критериев оценки) — как в производственном процессе, так и в высших структурах управления в системе государственной службыв ходе адаптации молодых специалистов и индивидуальном консультировании с целью профориентации и профессионального самосовершенствования. Разработанная и используемая в исследовании система критериев акмеологической оценки может быть использована в кадровой и инновационной работе. Для оценки кандидатов в резерв по выделенным критериям апробирована методика акмеологической оценки профессиональной компетентности (А.А.Деркач, Ю. В. Бруй, Л.А.Степнова).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях проблемной группы и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Полученные данные апробированы автором при проведении практических занятий по курсам «Психология профессиональной деятельности», «Аттестация и оценка персонала» в рамках программы дополнительного профессионального образования «Акмеолог кадровой работы». Различные аспекты диссертации, экспериментальные данные, выводы докладывались автором на «круглых столах» руководства и службы управления' персонала и научных конференциях.

Результаты исследования использованы также в практике психологического и профессионального консультирования в органах государственной власти:

Положения, выносимые на защиту.

1. Акмеологическая оценка — это не только констатация факта соответствия и демонстрация отношения, нои проекция на будущее. На основании именно такой комплексности содержания оценки следует строить кадровую работу — влиять на мотивацию, интересы, склонности, чтобы наиболее полно реализовать потенциал государственного служащего для него самого и организации. Анализ литературы показал, что оптимизация акмеологической оценки состоит в: использовании психолого-акмеологических показателей (самосовершенствование, самосознание, самореализация, способности к адекватной самооценке, самоконтролю и саморазвитию) — применении профессио-грамм и акмеограмм, что позволяет решить проблему оценки профессиональных «акме» госслужащих в профессиональном развитии на каждой ступени карьерного ростасоздании благоприятных акмеологических условий и факторов в процессе оценки государственных служащих, что вызывает у них заинтересованность в личностно-профессиональном развитии, активную творческую самореализацию, самосовершенствование и восхождение к профессиональному акме.

2. Личностно-профессиональными особенностями кадров государственной службы являются базовые требования к вступающему в должность: зрелость, государственный подход, деловитость, предприимчивость, компетентность, служебная этика. Профессионализм госслужащего характеризуется наличием как минимум четырех качеств: компетентности (чем она выше, тем больше у работника знаний и опыта) — организаторских способностейчеткости и дисциплинированности в работе, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов. Личностными и деятельностными образованиями, которые могут выступать в качестве акмеологических ресурсов, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности государственного служащего, являются: интеллектуальные, управленческие, психологические и коммуникативные способностипрофессионально важные качества (ПВК) — рефлексивная организация деятельности и рефлексивная культура субъектапрофессиональная самооценкакреативность, творческая самореализациявысокая мотивация достижений и профессиональная самореализация, стремление к достижению вершин (акме) профессионалаформирование профессионального сознанияформирование индивидуального стиля и самоэффективностипрофессиональный акмеологический потенциал, как совокупность акмеологических профессионально важных качеств, сформированных на базе акмеологической культуры личности и профессиональных акмеологических компетенций, реализующихся в форме акмеологического лидерства и акмеологического воздействия.

3. Методы акмеологической оценки в системе профессиональной деятельности государственного служащего разделяются на качественные, комбинированные и количественные. Качественные методы позволяют характеризовать оцениваемых работников, результаты их деятельности и' поведения на описательном уровне (например, биографический метод, личная беседа, метод групповой беседы, матричный метод, анализ рекомендаций, интервьюирование и т. п.). Количественные методы с определенной долей объективности дают характеристики уровня развития качеств оцениваемых работников и результатов их деятельности в числовых выражениях (например, метод бальной оценки, метод рангового порядка). В основу комбинированных методов положены как описательный, так и некоторые количественные измерения, вытекающие из первоначальных, качественных описаний (например, тестирование, анкетирование, метод суммируемых оценок, деловые игры.). По направленности методов оценки можно выделить прямые и косвенные методы. Прямые, или непосредственные — направлены на оценку результатов деятельности руководителей, проявлений его личности в поведении, взаимоотношениях в обычных, естественных условиях. При этом сам руководитель может не принимать участие в процедуре его оценки. Косвенные, или опосредованные методы направлены на оценку деятельности и поведения руководителя в специально созданных условиях и ситуациях. По целевому назначению методы оценки можно разделить на прогностические*и практические. Прогностические методы-(групповая-дискуссия, матричный метод, деловые игры и т. д.) позволяют построить модель профессионального становления, развития, модель профессиональной карьеры. Практические методы (тестирование, анкетирование, метод балльной оценки) оценивают профессионализм государственного служащего по достигнутым результатам.

4. Интегративным критерием и показателем оценки эффективности деятельности государственных служащих является высокая готовность и способность государственного служащего к профессиональной самореализации, умение использовать акмеологические ресурсы и внешние резервы в профессиональной деятельности. Показано, что наиболее надежным способом формирования системы критериев и показателей оценки является профессиои психографирование, представляющее собой психологическое изучение и описание конкретных видов трудовой деятельности государственных служащих, включающее в себя характеристику профессии и требования профессии к человеку.

Группы показателей-компетенций по критерию «Профессионализм» для различных категорий и должностей государственных служащих представляют собой:

Компетенции для должностей категории «Руководители» (высшая группа должностей:) стратегическое мышлениестратегическое планированиеуправленческая подготовка: представительскаяинформационно-аналитическаяорганизационно-исполнительскаяпланирующаярегули-рующе-регламентирующаяконтролирующе-учетнаякоординирующая.

Компетенции для должностей категории «Руководители» (главная группа должностей): оперативное планированиеуправленческая подготовкапредставительскаяинформационно-аналитическаяорганизационно-исполнительскаяпланирующаярегулирующе-регламентирующаяконтролирующе-учетнаякоординирующая.

Компетенции для должностей категории «Помощники (советники)-высшая, главная группы должностей»: планирующаярегулирующе-регламентирующаяконтролирующе-учетнаякоординирующаяинновационно-исследовательскаяэкспертно-консультационнаяинформационно-аналитическаяпредставительская (способность эффективно представлять интересы организации в других звеньях данной организации и в других организациях).

Компетенции для должностей категории «Специалисты» (высшая, главная группы должностей): управленческая подготовкаорганизационно-исполнительскаяпланирующаярегулирующе-регламентирующаяконтролирующе-учетнаякоординирующаяинновационно-исследовательскаяэкспертно-консультационнаяинформационно-аналитическаяпредставительская.

Компетенции для должностей категории «Специалисты» (ведущая группа должностейорганизационно-исполнительскаяпланирующаярегулирующе-регламентирующаяконтролирующе-учетнаякоординирующая з согласовательная) — инновационно-исследовательскаяэкспертно-консультационнаяинформационно-аналитическаяпредставительская.

Компетенции для должностей категории «Обеспечивающие специалисты» (главная, ведущая, старшая группы должностей) — организационно-исполнительскаяпланирующаярегулирующе-регламентирующаяконтро-лирующе-учетнаякоординирующая (согласовательная) (способность координировать действия участников исполнительской деятельности по вертикали и горизонтали управленческой иерархии).

5. Акмеологическая оценка представлена как средство реализации кадровых процедур в системе профессиональной деятельности государственного служащего (аттестация, конкурс на замещение вакантных должностей, испытательный срок, формирование кадрового резерва). Критериальная* база аттестации определяется спецификой деятельности аттестуемого, характером работы и, целями организации, целями аттестации. Обобщенно она состоит из следующих интегральных показателей: качественных и количественных характеристик выполнения профессиональной деятельностиличностных и личност-но-профессиональных качеств, влияющих на индивидуальную и совместную деятельность, профессиональные взаимодействия, отношения и климат в коллективепотенциала для дальнейшего личностно-профессионального развития.

Для оценки профессиональной компетентности работника в рамках испытательного срока используется методика «Экспертная оценка профессиональной компетентности». По результатам оценки составляется персональный профиль профессиональной компетентности работника, который соотносится с эталонным, и на этом основании делаются выводы о его соответствии занимаемой должности.

Дополнительно к анкетным, экспертным и тестовым методам оценки кандидатов в резерв предлагается использовать проведение оценки кандидатов в форме ассессмент-центра на основе вовлечения кандидатов в ситуации, имитирующие управленческую деятельность. Оценка моделей поведения кандидатов в ходе выполнения тренинговых заданий позволит наблюдателям зафиксировать показатели управленческих компетенций по каждому кандидату, на этой основе составить интегративную оценку по каждой компетенции, дать рекомендации о зачислении в кадровый резерв.

6. Результаты оценки кадров государственной службы с использованием методики акмеологической диагностики позволяют оптимизировать профессиональную деятельность государственного служащего за счет: индивидуального подхода в процессе подбораприменения современных технологий диагностики и оценки управленческого персонала: комплексного тестированияситуационного конструирования реальной деятельности кандидатаглубинного интервьюделовых и ролевых игргрупповых дискуссийэкспертной оценки уровня развития* общих, ключевых и специальных компетенцийиндивидуальных деловых упражненийтестов, моделирующих управленческие ситуации. Оптимизирующими факторами являются также возможность: оценить реальный, управленческий потенциал, организаторские способности, стремление к достижению, социальный интереспровести поэтапное обследование кандидатов с выведением интегральной оценки целесообразности допуска к очередному этапу подборавыявить актуальный психический ресурс личности, недостаточно выраженные профессионально важные качества кандидатовоценить уровень знаний и умений, обеспечивающих реализацию творческого подхода в решении задач управленияопределить стиль лидерства и руководстваоценить сформированность навыков стратегического и системного мышлениядиагностировать готовность к управленческой деятельности в экстремальных ситуациях и в особых условияхвыявить способности к руководству большими коллективамиоценить перспективы личностно-профессионального ростаопределить способности кандидата к работе в управленческой структуре, соответствие предполагаемому уровню руководстваповысить вероятность прогноза эффективности управленческой деятельности кандидатов.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

1. Критерии и показатели оценки эффективности деятельности государственных служащих выражают основные признаки ее проявления через восприятие, понимание и оценивание. Наиболее общая оценка дается с помощью интегративного критерия, который свидетельствует о высокой готовности и способности государственного служащего к профессиональной самореализации, умении использовать акмеологические ресурсы и внешние резервы в профессиональной деятельности. Например, анализ категориальной структуры семантического пространства личности госслужащих, отнесенных к категории успешных в плане профессионального развития, свидетельствует о характерном для них: позитивном самовосприятиивысоком уровне интегрированное&tradeличностиналичии инициативы и ответственностистремлении к высоким профессиональным достижениямвысоком уровне развития механизмов саморегуляциипозитивной Я-концепциивысокой степенью удовлетворенности своим трудом и жизнью. Данные показатели могут быть отнесены к интегративному критерию успешности профессионала в сфере государственной службы.

2. Наиболее надежным способом формирования системы критериев и показателей оценки является профессиои психографирование, представляющее собой психологическое изучение и описание конкретных видов трудовой деятельности государственных служащих, включающее в себя характеристику профессии и требования профессии к человеку.

3. В научной литературе выделены шесть конкретных внешних критериев оценки уровня развития профессиональной компетентности кадров управления: ценностная ориентация на управленческую деятельностьстепень развития профессиональных качеств и способностей (в там числе нравственных) — творческая активность в процессе управленияспособность к профессиональному саморазвитиюпризнание компетентности субъекта управления в организационной структуререфлексивная саморегуляция.

4. Классифицированы акмеологические критерии и показатели ак-меологической успешности руководителя, соответствующие разработанной структуре акмеологической успешности: 1) субъективный, ориентирующий на оценку степени осознания себя субъектом своей управленческой деятельности- 2) деятельностный, ориентирующийся на оценку уровня развития управленческих способностей и личностно-профессионального потенциала- 3) объективный, ориентирующийся на выраженность и адекватность самооценки и оценки подчиненными руководителя- 4) акмеологический, ориентирующийся на оценку уровня развития акмеологической составляющей личностно-профессионального развития руководителя.

5. В соответствии с перечнем должностей государственной службы была разработана следующая система критериев и показателей. Критерий оценки «Результат» — оценка сотрудника по его индивидуальному вкладу в результативность всей организации на своем рабочем месте. Показатели по данному критерию определяются по каждой должности, исходя из должностной инструкции и планов работ (годовых и ежемесячных). Критерий оценки «Профессионализм» — оценка сотрудника по демонстрации своей профессиональной компетентности в ежедневной работе. Показатели по данному критерию расписываются по группам должностей, исходя из наборов компетенций, входящих в профессиональную компетентность государственных служащих.

6. Разработаны группы компетенций по критерию «Профессионализм» для различных категорий и должностей государственных служащих. Компетенции для должностей категории «Руководители» (высшая группа должностей:) стратегическое мышлениестратегическое планированиеуправленческая подготовкапредставительскаяинформационно-аналитическаяорганизационно-исполнительскаяпланирующаярегули-рующе-регламентирующаяконтролирующе-учетнаякоординирующая. Компетенции для должностей категории «Руководители» (главная группа должностей): оперативное планированиеуправленческая подготовкапредставительскаяинформационно-аналитическаяорганизационно-исполнительскаяпланирующаярегулирующе-регламентирующаяконтро-лирующе-учетнаякоординирующая 3. Компетенции для должностей категории «Помощники (советники) высшая, главная группы должностей»: планирующаярегулирующе-регламентирующаяконтролирующе-учетнаякоординирующаяинновационно-исследовательскаяэкспертно-консультационнаяинформационно-аналитическаяпредставительская (способность эффективно представлять интересы организации в других звеньях данной организации и в других организациях). Компетенции для должностей категории «Специалисты» (высшая, главная группы должностей)'. управленческая подготовкаорганизационно-исполнительскаяпланирующаярегулирующе-регламентирующаяконтролирующе-учетнаякоординирующаяинновационно-исследовательскаяэкспертно-консультационнаяинформационно-аналитическаяпредставительская Компетенг{ии для должностей категории «Специалисты» (ведущая группа должностейорганизационно-исполнительскаяпланирующаярегулирующе-регламентирующаяконтролирующе-учетнаякоординирующая (согласовательная) — инновационно-исследовательскаяэкспертно-консультационнаяинформационно-аналитическаяпредставительская. Компетенции для долэ/сностей категории «Обеспечивающие специалисты» (главная, ведущая, старшая группы долэ/сностей)-, организационно-исполнительскаяпланирующаярегулирующе-регламентирующаяконтролирующе-учетнаякоординирующая (согласовательная) (способность координировать действия участников исполнительской деятельности по вертикали и горизонтали управленческой иерархии).

7. Критерий оценки «Потенциал развития» — оценка сотрудника по его способности к саморазвитию и профессиональному совершенствованию и росту. Показателями выраженности этого критерия являются: профессиональное самосовершенствование (способность к саморазвитию, систематическому, непрерывному совершенствованию, управлению собственной профессиональной деятельностью) — инновационный потенциал (способность находить новые решения задач, открытость новым знаниям и опыту).

8. По критерию «Результат» формой оценки профессиональной компетентности государственного служащего в рамках аттестации и квалификационного экзамена является отзыв об исполнении должностных обязанностей, который представляется в аттестационную комиссию непосредственным руководителем государственного служащего и утверждается вышестоящим руководителем. Оценка по критерию «Результат» для государственных служащих, относящихся к категории «Руководители», «Специалисты» (главная группа должностей), может также осуществляться в виде экспертной оценки эффективности управленческой деятельности по ключевым индикаторам (КПИ) эффективности деятельности.

9. В системе государственной службы акмеологическая оценка используется при реализации кадровых процедур конкурса на замещение вакантных должностей, аттестации, формирования кадрового резерва, испытательного срока. При проведении конкурса на замещение вакантной должности в зависимости от категории специалистов возможно использование различных методик оценки: телефонный разговоранализ резюмепервичное собеседованиеситуационное интервью (саБе-интервью).

10. Критериальная база аттестации определяется спецификой деятельности аттестуемого, характером работы и целями организации, целями аттестации. Обобщенно она состоит из следующих интегральных показателей: качественных и количественных характеристик выполнения профессиональной деятельностиличностных и личностно-профессиональных качеств, влияющих на индивидуальную и совместную деятельность, профессиональные взаимодействия, отношения и климат в коллективепотенциала для дальнейшего личностно-профессионального развития. В акмеологических исследованиях показано, что наиболее передовым является психолого-акмеологический подход к аттестации госслужащих, который позволяет в процессе аттестации определить профессиональные «акме» госслужащих в профессиональном развитии на каждой ступени карьерного роста, достижение госслужащими высоких уровней профессиональной деятельности, профессионального общенияовладение передовыми знаниями, умениями и навыкамиопределение личностно-профессиональных качеств кадрового персонала (самосовершенствование, самообразование, самореализация, самоконтроль и др.) — формирование новой системы ценностей и мотивовстановление психологической готовности к деятельности. Выявлено, что помимо традиционно используемых методов оценки персонала (матричный метод, экспертно-балльные оценки, профессиональная самооценка), новейшими акмеологическими средствами оценивания и стимулирования профессиональных акме госслужащих в процессе аттестации являются личностно-психологическая диагностика, профессиограммы и акмеограммы.

11. Для^оценки профессиональной компетентности работника в рамках испытательного срока используется методика «Экспертная, оценка профессиональной компетентности». В том случае, если работник в ходе испытаний на замещение вакантной должности не участвовал в процедуре личностно-профессионального тестирования, целесообразно провести оценку его компетенций. По результатам оценки составляется персональный, профиль профессиональной компетентности работника, который' соотносится! с эталонным, и на этом основании делаются выводы о его соответствии занимаемой должности.

12. Акмеологической сущностью работы с кадровым резервом является создание объективных и субъективных акмеологических условий для продуктивного раскрытия личностного потенциала перспективных субъектов труда, обеспечение прогрессивного личностно-профессионального развития, преумножение личностного потенциала.

13. Методика акмеологической оценки профессиональной компетентности (А.А.Деркач, Ю. В. Бруй, Л.А.Степнова) предназначена8для отбора и последующего выдвижения участников в кадровый резерв, организации их подготовки и переподготовки для работы на должностях руководителей федерального, регионального и муниципального уровней. Методика позволяет: обеспечить индивидуальный подход в процессе подбораприменять современные технологии диагностики и оценки управленческого персонала: комплексное тестированиеситуационное конструирование реальной деятельности кандидатаглубинное интервьюделовые и ролевые игрыгрупповые дискуссииэкспертную оценку уровня развития общих, ключевых и специальных компетенцийиндивидуальные деловые упражнениятесты, моделирующие управленческие ситуацииопределить надежность и лояльность кандидатовоценить их реальный управленческий потенциал, организаторские способности, стремление к достижению, социальный интереспровести поэтапное обследование кандидатов с выведением интегральной оценки целесообразности допуска к очередному этапу подборавыявить актуальный психический ресурс личности, недостаточно выраженные профессионально важные качества кандидатовоценить уровень знаний и умений, обеспечивающих реализацию творческого подхода в решении задач управленияопределить стиль лидерства и руководстваоценить сформированность навыков стратегического и системного мышлениядиагностировать готовность к управленческой деятельности в экстремальных ситуациях и в особых условияхвыявить способности к руководству большими коллективамиоценить перспективы личностно — профессионального ростаопределить способности кандидата к работе в управленческой структуре, соответствие предполагаемому уровню руководстваповысить вероятность прогноза эффективности управленческой деятельности кандидатов.

14. Дополнительно к анкетным, экспертным и тестовым методам оценки кандидатов в резерв предлагается использовать проведение оценки кандидатов в форме ассессмент — центра на основе вовлечения кандидатов в ситуации, имитирующие управленческую деятельность. Оценка моделей поведения кандидатов в ходе выполнения тренинговых заданий позволит наблюдателям зафиксировать показатели управленческих компетенций по каждому кандидату и на этой основе составить интегративную оценку по каждой компетенции.

15. Результаты оценки государственных служащих в одной из региональных Администраций по методике «360 градусов» (вариант методики адаптирован Л. А. Степновой для оценки профессиональных компетенций государственных служащих) показали следующее: сравнительный анализ по трем группам показателей (ось X) у трех групп государственных служащих показал, что усредненный показатель по всем компетенциям выше у заместителей Губернатора, однако по компетенциям «Управление деятельностью» и «Управление персоналом» компетентность руководителей органов исполнительной власти является наиболее высокой в сравнении с двумя остальными группами государственных служащих. Среди заместителей Губернатора очевидна дифференцированная оценка — наибольшие оценки получили 4-й и 5-й заместители, наименьшие — 2-й заместитель. Сравнительные данные по двум другим категориям (руководители и заместители руководители) позволили выделить по два десятка лучших государственных служащих.

16. Профессиографический опрос руководителей и специалистов проводится с целью составления должностных регламентов по каждой категории государственных служащих на основе выделенных групп ключевых, базовых и специальных компетенций. Выявление функционального содержания ключевых, базовых и специальных компетенций, значимости (приоритетности) каждой компетенции для групп должностей (руководители и специалисты) и профиля государственной службы может быть полезно для: составления и уточнений позиций административных, должностных регламентов и квалификационных требований по каждой категории государственных служащихвыявления уровня понимания руководителями и специалистами профессиональных обязанностейопределения специфики профессионального сознания различных категорий государственных служащихподготовки материалов к проведению процедур аттестации, квалификационного экзамена, формирования кадрового резервауточнения на этой основе планов профессиональной переподготовки и обучения государственных служащих.

Заключение

.

Проведенное исследование было посвящено оптимизации профессиональной деятельности кадров государственной службы на основе использования акмеологической диагностики.

Современный уровень реформирования государственной гражданской службы формирует потребность в качественно новых подходах и механизмах комплектования кадрового состава госслужбы. Потребность в ориентации на потенциал, на развитие еще не реализованных, резервных возможностей личности, а также недостаток профессионалов-носителей нового типа мышления обусловливают необходимость внедрения в практику кадровой работы акмеологического подхода. Выявлено, что непременным условием проведения оценки госслужащего является наличие следующего инструментария: профессионально-квалификационных требований претендента на замещаемую должностьдолжностных обязанностей, изложенных в должностной инструкции, или описания должностикритериев и индикаторов, по которым происходит оценка. Следует отметить, что разработать инструментарий нормативных оценок государственных служащих непросто. Основная трудность состоит в выявлении оптимального набора качеств, необходимых для государственного служащего. Выявлено несколько видов оценки: оценка контроля и управленияоценка руководства и развитияоценка потенциала, то есть максимально возможной позиции, которую работник может занять в управленческой структуреоценка по критерию, то есть дифференциация работников по какому-либо признаку в связи с определенными задачами.

Обобщение литературы показало, что с помощью методов акмеологической оценки акмеолог может определить, что сотрудник приближается к индивидуальному порогу компетентности, и сформулировать для него новые акмеологические пространства личностно-профессионального развития. Следует активно внедрять технологии акмеологической прогностики индивидуальных траекторий развития персонала в организации. Акмеологическая прогностика основывается на результатах процедур акмеологического оценивания. Проанализированы работы, раскрывающие акмеологическую диагностику как многоуровневую целостную систему исследования профессионально-деятельностного континуума, элементами которой являются: а) методический комплекс средств анализа профессиональной деятельности и моделирования психологических требований к человекуб) акмеологическая оценка уровня лично-стно-профессиональной пригодности людей к деятельности и расстановки сотрудников в соответствии с их уровнем и спецификой возможностей оптимальной самореализации в данной социально-профессиональной организациив) систематический мониторинг динамики акметической профессионализации персонала, выявление функциональных, социальных и организационных факторов, влияющих на профессионализацию, динамику личностного и соматического статуса конкретного работникаг) анализ эффективности профессиональной деятельности кадров, их самосовершенствования, самоактуализации и самореализации на траектории к «акме».

В поисках универсального инструмента оценки и отбора работников, г, позволяющих прогнозировать успешность деятельности оцениваемого, были сформулированы компетенции. Одна из стратегий исследованиякомпетенции заключается в изучении особенностей компетентностей представителей какой — либо одной профессиональной сферы (модели компетенций). При этом профессиональную компетентность исследуют не только как целостное, но и как системно — структурное образование. Суть технологии оценки профессиональной компетентности заключается в определении исходного уровня профессиональной компетентности работника с целью выявления возможной сферы приложения его сил и дальнейшего-профессионального раз-4 вития. Основой технологии является оценка имеющегося профессионального опыта человекабазовой компетентности человекапрофессиональных и личных ресурсов человека с целью их эффективного использованияпошаговое построение профессионального проекта, ориентированное на отдельного человека или организацию, детальный анализ рабочего места и соотнесение имеющегося потенциала работника с требованиями рабочего места. I.

Показано, что выделены шесть конкретных внешних критериев оценки уровня развития профессиональной компетентности кадров управления: ценно} стная ориентация на управленческую деятельностьстепень развития профессиональных качеств и способностей (в там числе нравственных) — творческая активность в процессе управленияспособность к профессиональному саморазвитиюпризнание компетентности субъекта управления в организационной структуререфлексивная саморегуляция.

Классифицированы акмеологические критерии и показатели акмеологической успешности руководителя, соответствующие разработанной структуре акмеологической успешности: 1) субъективный, ориентирующий на оценку степени осознания себя субъектом своей управленческой деятельности- 2) деятельностный, ориентирующийся на оценку уровня развития управленческих способностей и личностно-профессионального потенциала- 3) объективный, ориентирующийся на выраженность и адекватность самооценки и оценки подчиненными руководителя- 4) акмеологический, 'ориентирующийся на оценку уровня развития акмеологической составляющей личностно-профессионального развития руководителя.

Показано, что наиболее передовым является психолого-акмеологический подход к аттестации госслужащих, который позволяет в процессе аттестации определить профессиональные «акме» госслужащих в профессиональном развитии на каждой ступени карьерного роста, достижение госслужащими высоких уровней профессиональной деятельности, профессионального общенияовладение передовыми знаниями, умениями и навыкамиопределение личностно-профессиональных качеств кадрового персонала (самосовершенствование, самообразование, самореализация, самоконтроль и др.) — формирование новой системы ценностей и мотивовстановление психологической готовности к деятельности.

В диссертации доказано, что акмеологической сущностью работы с кадровым резервом является создание объективных и субъективных акмео-логических условий для продуктивного раскрытия личностного потенциала перспективных субъектов труда, обеспечение прогрессивного личностно-профессионального развития, преумножение личностного потенциала.

В качестве научно-практических рекомендаций сформулированы следующие предложения: в органах государственной службы предлагается на базе пси-холого-акмеологических служб оптимизировать профессиональную деятельность с использованием акмеологической оценки, предполагающих: 1) формирование эталонной модели компетенций руководителей и специалистов органов государственной службы- 2) формирование системы критериев и показателей акмеологической оценки- 3) на этой основе конкретизация акмеограмм, профес-сиограмм государственных служащих- 4) внедрение комплексной методики акмеологической оценки профессиональной компетентности государственных служащих.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении предполагают более глубокую проработку акмеологического подхода в оптимизации профессиональной деятельности за счет новых методов акмеологической оценки, предполагающего решение организационных и методических задач, связанных с профессиональным развитием кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Г. Профессиография как подход к работе с муниципальным служащими.- Новосибирск: СибАГС, 2000.- Т. 2.- С. 150
  2. В.Н. Психологические методы в работе с кадрами на АЭС.—М.: Энергоиздат, 1988, — 192 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980 — 224 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  5. B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М.: МГУ, 1986.- 124 с.
  6. Акмеология / Под ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2002. — 681 с.
  7. Акмеолог кадровой работы: Учебное пособие / Под ред. A.A. Дрекача М.: Изд-во РАГС, 2006 — 308 с.
  8. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих. Под общей редакцией А. А. Деркача.-М.Издательство РАГС, 2007- 60с.
  9. Акмеологический мониторинг как средство обеспечения качества подготовки кадров управления Автореферат на соиск. учен. степени канд. психол. наук — М., 2007 — 28 с.
  10. Акмеологический словарь / Под общ.ред.А. А. Деркача М.:Изд-во РАГС, 2004- 161 с.
  11. З.Е. Словарь синонимов русского языка.-М. .-Русский язык, 1989.-493с.
  12. Анищева JI.И.Аттестация педагогических кадров: современное состояние структурных и функциональных компонентов Воронеж: ВГПТК, 2004 — 240с.155.- 299 с.
  13. А.Я., Ковалев B.B. Социально-психологическая оценка персонала М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 с.
  14. Аттестация государственных служащих (юридическо-психологический аспект) / Беляев A.B. и др. М.: ИТПИ, 2001. — 177 с.
  15. И.И. Психологическое содержание управленческих способностей // Прикладная психология и психоанализ 2002 — № 3. — С.23−34.
  16. Д.Ю. Акмеологический мониторинг как средство обеспечения качества подготовки кадров управления Автореферат на соиск. учен. степени канд. психол. наук — М., 2007 — 28 с.
  17. Т.Ю. Технология центров оценки государственных служащих.: Проблемы конкурсного отбора.: Учебное пособие.- М.: ИПК госслужбы, 1995.-144с.
  18. Е.А., Ким Ю.В., Трошкин Б. Г. Проблемы менеджмента в государственных административных структурах. Вып. 1. Методика оценки персонала региональной государственной службы занятости населения -Кемерово: Кузмассвузизд., 1997 68с.
  19. Д. Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1996.- № 12.
  20. E.H. Формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения сферы культуры Автореферат на соиск. учен, степени канд. педаг. наук — Красноярск, 2006 — 23с.
  21. A.B. Психологические особенности аттестации государственных служащих: Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 2001. — 26 с.
  22. A.B. Аттестация государственных служащих: теория и практика. М.: ИТПИ, 2000. — 24 с.
  23. Л.И. Социально-психологическая компетентность руководителя // Политическая элита: состояния и перспективы становления: Информац. бюлл. 1993. — № 7. — С.46−51.1. Лу
  24. И.В. Кадры. Подбор и оценка. М.: Моск. рабочий, 1984.- 159 с.
  25. И.А. Профессиональный акмеологический потенциал руководящих кадров государственной службы Российской Федерации — Автореферат дис.на соискание ученой степени канд. психол. Наук О М., 2008−26 с.
  26. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 10
  27. E.H., Зазыкин В. Г. Прикладная психодиагностика для руководителей и специалистов кадровых служб. Калуга.: МО КГПУ, 2003.
  28. E.H., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. -Калуга: МО КГПУ, 2002. 211 с.
  29. И.В. Психологические особенности преодоления сотрудниками налоговой полиции затруднений в коммуникативной деятельности: Дис. канд. психол. наук. М., 2002. — 168 с.
  30. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта-наука, 1998. — 166с.
  31. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982, — 197 с.
  32. A.A. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития //Мир психологии. 1995. — № 3.
  33. A.A., Ганжин В. Т., Деркач A.A. Предмет акмеологии сегодня // Акмеология. 2001. — № 1. — С. 4−10.15.85 с.
  34. A.A., Столин B.B. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000.-315 с.
  35. A.A. Рудкевич JI.A. Как становятся великими или выдающимися? М.: Ин-т психотерапии, 2003. — 286 с.
  36. Борисова Е. А. Оценка и аттестация персонала СПб: Питер, 2003
  37. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: ИПРАН, 1994.- 109 с.
  38. В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами. Учебно-практическое пособие. М.: ТД «Элит-2000», 2002. — 592 с.
  39. В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. — 26 с.
  40. И. М. Психология труда.- Новосибирск: СибАГС, 2000.94 с.
  41. И. М. Швецова Е. И. Профессионально важные качества управленческих кадров государственной службы // Психология профессиональной деятельности государственных служащих.- Новосибирск: СибАГС, 2000. Гл. 2.-С. 18−27.
  42. Т. А. Оптимизация процесса аттестации государственных служащих регионального уровня Автореферат на соискание уч.степени канд.психол.наук — М., 2008 — 28 с.
  43. Государственная служба / Под ред. В. П. Иванова. М.: Известия, 2003.-410 с.
  44. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации (под ред. С.В.Пирогова). М., РАГС, 1996.288с.252 с.
  45. И.М., Меньшова В. Н. Оценка деятельности и аттестация государственных служащих.— Новосибирск: СибАГС, 1998.-114 с.
  46. A.C., Деркач A.A. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика. -М.: Агентство «КванТ», 1997. 299 с.
  47. О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. М.: МААН, 2000. — 35 с.
  48. A.A. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000. — 532 с.
  49. A.A. Акмеологические основы развития профессионала. -М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
  50. A.A. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 538с.
  51. A.A., Ситник А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., 1993. — 250с.
  52. А. А., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы.- М.: Изд-во РАГС, 1996.- 160 с.
  53. А. А. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика.- М: Изд-во РАГС, 1998.-253 с.
  54. A.A., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего М., 1999.
  55. A.A. Акмеологические основы управленческой деятельности М.:РАГС, 2000.
  56. A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000.- 124 с.
  57. A.A. Акмеологические основы развития профессионала — М: Воронеж, 2004.
  58. A.A., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы. — М., 1996. 45с.
  59. A.A., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров.-М.: РАГС, 1996. 29с.
  60. A.A., Степнова JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственной службы. М.: РАГС, 2003.-297с.
  61. И. М., Меньшова В. Н. Оценка деятельности и аттестация государственных служащих.— Новосибирск: СибАГС, 1998.- 114 с.
  62. Е. С. Вступающему в должность.— М: Знание, 1985.
  63. A.B. Развитие субъектности личности в системе акмеологического мониторинга — Автореф. диссертации канд. психол. наук —1. М., 2004−25 с.
  64. С.С. Психолого-акмеологические аспекты управлениякадровой работой М.:МААН, 2003 — 44 с.
  65. В.Г. Психология проницательности: Методические рекомендации для государственных служащих систем федерального, регионального и муницмпального управления. М.:РАГС, 1997.- 92с.
  66. В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. М.: РАГС, 1999. — 87 с.
  67. В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении М.:Эко, 2004 — 112 с.
  68. А.Н. Организационная психология. М.: ФЛИНТА, МГ1СИ, 2000. — 476с.
  69. Т.М. Развитие акмеологической компетентности руководителя — Автореферат на соискание ученой степени канд.психол.наук -М., 2008−25 с. 128 с.
  70. Т.М. Акмеологические критерии, показатели и уровни акмеологической успешности руководителя как системообразующего фактора профессионализма кадров управления М.: Издательство МААН, 2007−32 с.
  71. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образованиях Высшее образование сегодня: 2003. — № 5 -34с.
  72. Иванова- C.B. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления: персоналом, которые реально работают на практике.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.- 304 с.
  73. Кадровый контроль в системе государственной службы-/ под ред. А. И. Турчинова. M-: PATQ2002. — 176 с.
  74. Кадровый^ маркетинг: технология набора и отбора кадров для государственной службы. Методические рекомендации. Новосибирск: СКЦ, 1996. — 117 с:
  75. Кадры управления: проблемы и системах работы в России- и за рубежом /Под ред. Н. П. Пищулина. М1: РАУ, 1992. — 289 с.
  76. И.В. Стратегия подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. — 25 с. г
  77. Карпенко (Гусева), A.C. Индивидуальная работа с персоналом в государственной службе. Учебно-методическое пособие. /A.C. Карпенко (Гусева), М. А- Ковалева, / Под общ. ред. проф. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 172 с.
  78. Катаева Л. И: Психолого-акмеологическая служба: Учебно-методическое пособие. / Л. И. Катаева, / Под общ. ред. проф. A.A. Деркача. -М.: Изд-во РАГС, 2007. 122 с.
  79. Л.И. Акмеология субъекта профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие / Под общ.ред.А. А. Деркача. -М.:Изд-во РАГС, 2007 88 с. •
  80. Е.Б. Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала крупного акционерного общества: автореф. дис.канд. психол. 19.00.13. /Е.Б.Касьян. М. МААН: 2007. — 26 с.
  81. А.Д. Основы управления персоналом: Учебник для студентов вузов. / А. Д. Кибанов. М.: ИНФРА-М, 1998. — 511 с.
  82. H.H. Групповые экспертные оценки. М.: Знание, 1975.60с.
  83. Е.А. Психология профессий. / Е. А. Климов. // Профессионально-техническое образование, 1973. № 10,12. С. 34
  84. Е. А. Психология профессионального самоопределения. / Е. А. Климов. Ростов-на-Д.: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  85. Е.А. Пути в профессионализм. / Е. А. Климов. 7 М.: Флинта, 2003.-318 с.
  86. Е.А. Психология профессионала. / Е. А. Климов. -Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 400 с.
  87. В.Н. Психологические основы ситуационного подхода в оценке персонала / В. Н. Князев. М.: ГАУ, 1998. — 154 с.
  88. В.К. Комплексная оценка аттестации преподавателей учебных заведений. Концептуальные положения. Учебное пособие. М., 1991.-42с.
  89. Н.И., Шаккум M.JL Акмеология и тестология.-М.:I
  90. Российский салон, 1996.-155с.
  91. М.В., Осетрова Н. В., Самара Н.В. Assesment center для руководителя. -М, С-П., 2007.- 78с.
  92. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества специалистов образования./Н.В. Кузьмина. М.: ИЦ, 2001. — 143 с.
  93. Н.В. Методы акмеологического исследования. /Н.В. Кузьмина. М.: ИЦ, 2002. — 194 с.
  94. Н.В. Предмет акмеологии. / Н. В. Кузьмина.- СПб.: Политехника, 2002. 189с.
  95. Кузьмина HIB: Профессионализм деятельности преподавателя и: мастера производственного обучения. М.:.Высш. школа, 1990. — 191 с.
  96. Н.В. Профессионализм педагогической деятельности: / Н. В. Кузьмина, A.A. Реан. М-: Высшая школа, 1993. — 121 с.
  97. Н.В. Проблемы развития акмеологических наук. / Н. В. Кузьмина, A.M. Зимичев. СПб.: Сайта, 1996. — 27 с.
  98. Е.В. Общее и особенное в развитии профессиональной- компетентности кадров управления — Автореферат на соиск. учен, степени канд. психол. наук-М., 2006 -26 с.
  99. А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. -М.: Педагогика, 1983 .-345с.101- Литвак Б. Г. Экспертные технологии в управлении. М.: Издательство «Дело», 2004 — 398с.
  100. Личностно-профессиональное развитие государственных служащих как объект психолого-акмеологического мониторинга (коллективная монография). /. Под ред. A.A. Деркача. Mi: Изд-во РАГС, 2004.-230 с.
  101. Личностно-профессиональное развитие персонала / Под ред- A.A. Деркача. М.: РАГС, 2002. — 209 с.
  102. .Ф. Методологические и теоретические проблемы- психологии. / Б. Ф. Ломов М.: Наука, 1984. — 448 с.
  103. В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. /В.И Лукьяненко.- М., 2004. 155 с.
  104. JI. Методы оценки результатов административной деятельности // Эффективность органов власти. Реферативный бюллетень, 2004 № 6 — М.-.РАГС, 2005.
  105. М.И. Поиск и отбор персонала. М., 1999.
  106. B.C. Оценка кадров управления.- Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983.-125 с.
  107. В.Н. Личностно-пррфессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: автореф. дис. докт. психол. наук. 19.00.13 / В. Н. Марков, М.: РАГС, 2004. 453 с.
  108. А.К. Психология профессионализма М.: МГФ «Знание», 1996.-204с.
  109. А.К. Психологический подход к построению профессиограммы психолога службы занятости. / А.К. Маркова- М.: РАГС, 1999. 27 с.
  110. О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности: Учебное пособие. /О.В. Москаленко, / Под общ. ред. A.A. Деркача -М.:РАГС, 2007−352 с.
  111. , О.Г. Оценка персонала. Методическое пособие. / О.Г. Мотовилин-М.: Высшая школа психологии, 2005 112 с.
  112. А.П. и Дроздов И.Н. Компетентность руководителя как условие оптимизации управления кадрами. -М.: 1998.
  113. И.Н. Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы Автореферат на соискание уч. степени докт. психол. наук — М., 2007 — 62 с.
  114. И.Н. Акмеологическая диагностика государственных служащих. / Под общ. ред. проф. A.A. Деркача.- М.: Изд-во МГОУ, 2007. -68 с.
  115. И.Н. Психология управления персоналом предприятия (профессиологические аспекты). / И. Н. Носс, Н. В. Носс М.: КСП, 2002. -234 с.
  116. Общая и прикладная акмеология. Часть 1 и 2. / Общ. ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2001. — 209 е., С. 275
  117. Общая теория управления /Под ред. А. А. Беляева, К. И. Варламова, Н. П. Пищулина. М.: РАУ, 1994. — 300 с.
  118. Основы общей и прикладной акмеологии / Под общ. ред. проф. A.A. Деркача. М.: РАГС, 1995. — 388 с.
  119. Основы психодиагностики. /Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов на/Д.: Феникс, 1996. — 327 с.
  120. С.И. и Шведова Н.Ю. Толклвый словарь русского языка.-М.1999.-288с.
  121. А.П. Руководитель: Размышления о стиле управления.-М. .-Политиздат, 1987.-366с.
  122. Ю.И. Аттестация гражданских служащих. /Ю.И. Полетаев. //Вестник отдела кадров. 2005. № 4−6., С. 8
  123. Ю.Н. Аттестация специалистов и руководителей организации, М., 2004 — 243 с.
  124. Питер Шейл Руководство по развитию персонала. /П. Шейл 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 240 с.
  125. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. / Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002.- 160 с.
  126. Психология развития профессионала. /А.А Деркач, В. Г. Зазыкин, A.M. Маркова. -М.: РАГС, 2000. 125 с.
  127. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров государственной службы. Авт.кол. А. А. Деркач, С. А. Анисимов, Н. И. Конюхов, Е. П. Костенко. М. РАГС. 1997.-46с.
  128. Дж. Компетентность в современном обществе. М.: «КОГИТО-ЦЕНТР», 2002. — 394с.
  129. В.Ю. Психодиагностические методики оценки профессионально-важных качеств личного состава ВМФ. / В. Ю. Рыбников.-М.: Воениздат, 2000. 151 с.
  130. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. -С. 265.
  131. JI.B. Эффективность аттестации государственных служащих регионального управления: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996.-24 с,
  132. Е.В. Развитие акмеологической культуры личности: Учебное пособие. / Е. В. Селезнева, /Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2007. — 200 с.
  133. Е.В. Личностно-профессиональное самосовершенствование государственных служащих. /Е.В.Селезнева, Л. В. Маркелова. М.: РАГС, 2003. — 85 с.
  134. С.К. Центр оценки: групповая деятельность, управленческая технология, исследовательская лаборатория. М.: ГУ У, 1999 -144 с.
  135. Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации.- М., Ульяновск, 1996.-145с.
  136. А. Н. Личность как субъект интерпретации. -Дубна: Феникс, 2002. 240с.
  137. С.А. Продуктивность экспертной оценки управленческого персонала организации Автореферат на соискание ученой степени канд.психол.наук — М., 2004 — 24 с.
  138. В.Н., Полянин В. А. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности специалистов инженерного профиля: монография / В. Н. Софьина, В. А. Полянин Ковров: КГТА, 2008 -220 с. 1. Лу
  139. В.Н. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности специалистов инженерного профиля. Монография. /В.Н.Софьина, В. А. Полянин. Ковров: КГТА, 2008. — 220 с.
  140. JI.M. и Сайн М.С. Компетенция на работе -М.: ШРРО, 2003 .-9с.
  141. А. Оценка персонала. Серия «путеводитель по. кадровому менеджменту», выпуск 2.
  142. JI.A. Психолого-акмеологическое обеспечение профессионального развития .государственных служащих. /Л. А. Степнова, // Социология власти. 2007. № 4 С.5−14.
  143. Л.А. Организация акмеологической службы в системе информационной безопасности на предприятии. /Л.А. Степнова, И. З. Краснов, // Акмеология 2007, № 2 — С.68−78.
  144. Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста -Саратов: Изд. Саратовского ун. 1987. 176 с.
  145. A.A. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. / A.A. Татарников, М.:Наука, 1992. 58 с.
  146. В.В. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. / В. В. Травин, В. А. Дятлов. М.: Дело, 1998.- 254 с.
  147. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. / В. В. Травин, В. А. Дятлов. М.: Дело, 1995. — 336 с.
  148. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития, теория и практика. / А. И. Турчинов, М.: Флинта, 1998. -271 с. 1. SuC
  149. Управление персоналом /Под ред. Задоркина В. И., Склярова В. Ф. М.: Союз, 1995.-376 с.
  150. Управление персоналом: Учебник. / Под, ред. А. И. Турчинова. М.: РАГС, 2003.-484 с.
  151. Управление персоналом государственной службы / Под ред. Е. В. Охотского -М.:Изд0во РАГС, 1997.
  152. Управление персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие / Аксенова Е. А., Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Лукьянова Н. Ф., Талан М. В. М.: ИПК госслужбы, 1997. — 223 с.
  153. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под. ред. Р. Марра и Г. Шмидта. М.: МГУ, 1997. — 480 с.
  154. Управление персоналом. Учебник /Общ. ред. Т. Ю. Базарова и Еремина Б. Л. М.: Юнити, 1998. — 276 с.
  155. Управление персоналом. Учебник. /Общ. ред. А. И. Турчинова. -М.: РАГС, 2002. 488 с.
  156. Управление персоналом. Учебно-практическое пособие для вузов: / Под ред. Кибанова А. Я., М.: Дело, 2007. 447 с.
  157. Г. И. Развитие экспертной психологической компетентности кадров государственной службы Автореферат на соискание ученой степени канд.психол.наук — М., 2008 — 26 с.
  158. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональности деятельности. / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982.- 185 с.
  159. Е.И., Косякова С. Г. Психодиагностика в системе управления: учеб. пособие/ Е. И. Швецова, С. Г. Косякова Новосибирск: СибАГС, 2007 — 280 с.
  160. СВ. Управление персоналом современной организации. М.: Дело, 1998. 343 с.
  161. C.B. Управление персоналом в современной организации. / C.B. Шекшня. М.: Интел-синтез, 1998. — 343 с.
  162. А.Ф. Управленческая психология. /А.Ф.Шикун, И. М. Филинова. М.: Аспект-пресс, 2002. — 332 с.
  163. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. / В. И. Шкатулла. М.: Норма-Инфра М, 1998. — 527 с.
  164. А.Г. Основы психодиагностики. /А.Г.Шмелев, и др. -М.:Наука, 1997.-542 с.
  165. А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. / А. Г. Шмелев, А. И. Зеличенко, //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. С. 14−27.
  166. М., Дессель Ш. А. Управление по результатам //Управление знаниями: концептуальные подходы. Реферативный бюллетень 2003 — № 4 — М: РАГС, 2003.
  167. A.A. Должностной переход в профессиональном становлении специалиста: автореф. дис. канд. психол. наук. 19.00.13 / A.A. Щеколдина. М. РАГС, 2002. — 26 с.
  168. Щур Д. Л. Кадры предприятия: 60 образцов положений об отделах и службах. / Д. Л. Щур, Л.В.'Труханович. М.: Дело и Сервис, 2000.
  169. С.П. Развитие управленческих способностей в процессе формирования кадрового резерва: автореф. дис.канд. психол. наук 19.00.13. /С.П.Чередник. М.: РАГС, 2006 — 23с.
  170. В.Н. Человек и персонал в управлении. /В.Н. Чернышев, А. П. Двинин. СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отд. 1997.-568 с.
  171. Е.П. Личностные детерминанты профессиональной успешности стоматологов Автореферат на соиск. учен. степени канд. психол. наук -М., 2007 -26 с.
  172. H.A. Кадровая технология М.: Экзамен, 2000 — 352 с.416с.
  173. Н.А. Руководитель и персонал: технология взаимодействия. /Н.А.Чижов —М.: Изд. «Альфа-Пресс, 2007.- 580 с.
  174. А.И. Кадровая политика государственной службы. /А.И. Черепанов. М.: Наука, 2006. — 469 с.
  175. Г. З. Квалиметрическое оценивание инновационных педагогических проектов как способ повышения качества: Автореф. канд. пед. наук Ижевск, 1999. — 19с
  176. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск Москва, 1997 — 392с.
  177. Эффективный менеджмент: Психолого-акмеологические аспекты Под общей редакцией А. Б. Василенко, Л. А. Федуна -М., 1996.4.1.-263с.
  178. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. -317с.
  179. О.Ю. Формирование профессиональной компетентности чиновников в процессе профессионального образования в России Х1Х-начала XX в.в. / О. Ю. Яльченко. Воронеж: Издательство ИИТОУР, 2007 — с.155−160.
  180. A Memorandum on Life-Long Learning. Working Group «Education and Training Statistics» Meeting, November 13−14, 2000.
  181. Actionaid (1998) Action aid impact assessment workshop. London: action aid, 21pp.
  182. Cizek G.J. Handbook of educational policy. San Diego, CA: Academic Press, 1999.-560 p.
  183. Etzioni A. Modern Organization. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1964.
  184. Feurstein M.T. Partners in evaluation: evaluation development and community programmes with participants, London: Macmillan, 1986 xii+196 pp.
  185. Green A., Wolf, A., Leney, T. Convergence and divergence in European education and training systems. London: Institute of Education, M
  186. University of London, 2002.-296 p.
  187. La Pierre R.T. Social Change. New York, 1965, C 107
  188. Masuda Y., Managing in the Information Society: Releasing synergy Japanese styie.-Oxford, 1990, p. 10
  189. Patton M.(1990) Qualitative evaluation and research methods. London: SAGE, 532 p.
  190. Toffler A. Previews and Premises. New York: Morrow, 1983, 230p, p.50
  191. Wallerstein I. World-System Perspective on the Social Sciences // British Journal of Sociology. 1976. Vol. 27. № 3.
  192. Waters M. Modern Sociological Theory. L.: Thousand Oaus- New Delhi, 19 941. Пример 1.
  193. А) отказать компании, которой уже дали согласие на работу, сделав выбор в пользу второйкомпании
  194. Б) отказать второй компании, т.к. уже приняли предложение первой и договорились о выходе на работу
  195. Выберите вариант, обоснуйте.
  196. В приложении 1 приведены примеры case, они не имеют правильных ответов как таковых, а в большей или меньшей степени ситуации в организации и ее корпоративной культуре.
  197. Cases на проверку знаний и навыков в сфере менеджмента, оценки персоналапп Case Что оценивается
  198. Опишите идеальную команду. Назовите/опишите ваше место в ней Какую команду предпочитает кандидат, знание основ менеджмента
  199. Что лучше: идеальный исполнитель со средним потенциалом или «звезда» с большими амбициями и меньшей стабильностью.-Обоснуйте. Кого бы вы взяли на работу? Способность к анализу, соответствие или несоответствие политики компании
  200. Представьте себе, что к вам в подчинение приходит работник, работавший ранее на должности такой же как у вас. Чем может быть вызван такой переход и каковы будут ваши действия? Склонность к анализу, версионность, навыки практического менеджмента
  201. Опишите идеального для вас подчиненного Соответствие представлений кандидата реальности компании
  202. В команде работает человек, который постоянно просит своих коллег о помощи. Что хорошего и что плохого в этой ситуации? Анализ, обвинительная позиция
Заполнить форму текущей работой