Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная поддержка как фактор формирования образа «Я» и образа сверстника у старших подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образ сверстника у подростков с высоким уровнем восприятия социальной поддержки от друзей и значимых других содержит следующие пять оценочных категорий: «идеальный сверстник», «повышенная эмоциональность», «особенности общения», «самоуважение, любовь к себе и склонность к анализу», «креативность и позитивность одиночества». Три последние категории включают черты, способствующие повышению у них… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Исследования восприятия социальной поддержки, копинг-стратегий и самопознания у подростков
    • 1. Понятие социальной поддержки и ее исследования
    • 2. Понятие «копинга», теории совладающего поведения
    • 3. Личностные ресурсы копинг-поведения
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование. Связь уровня восприятия социальной поддержки с образом «Я» и образом сверстника у подростков
    • 1. Организация и методы исследования
      • 1. 1. Методы и методики исследования
      • 1. 2. Анализ результатов
      • 1. 3. Респонденты
      • 1. 4. Ход исследования
    • 2. Эмпирическое исследование восприятия социальной поддержки
      • 2. 1. Изучение связи уровня восприятия социальной поддержки с полом подростка
      • 2. 2. Изучение связи шкал восприятия социальной поддержки между собой
    • 3. Исследование образа «Я» и образа сверстника у подростков, различающихся по уровню восприятия социальной поддержки
    • 4. Изучение связи восприятия социальной поддержки с копинг-стратегиями, локусом контроля, полом и возрастом подростков
      • 4. 1. Изучение связи уровня восприятия социальной поддержки с копинг-страте1 иями подростков
      • 4. 2. Изучение связи уровня восприятия социальной поддержки с локусом контроля и казуальной атрибуцией подростков
      • 4. 3. Изучение копинг-стратегий в группах с разным уровнем восприятия социальной поддержки
        • 4. 3. 1. Сравнительный анализ использования копинг-стратегии «Поиск Социальной Поддержки» (ПСП) в группах с разным уровнем восприятия социальной поддержки
        • 4. 3. 2. Копинг-стратегия «Разрешение Проблемы» (РП). Сравнительный анализ в группах с разным уровнем восприятия социальной поддержки
        • 4. 3. 3. Копинг-стратегия «Избегание». Сравнительный анализ в группах с разным уровнем восприятия социальной поддержки
      • 4. 4. Шучение УСК в группах с разным уровнем социальной поддержки
      • 4. 5. Изучение каузальной атрибуции (КА) в группах с разным уровнем восприятия социальной поддержки
      • 4. 6. Изучение тендерных различий в группах с разным уровнем восприятия социальной с поддержки
      • 4. 7. Тендерные и возрастные особенности копинг-стратегий, локуса контроля, каузальной атрибуции, образа «Я» и образа сверстника у подростка
        • 4. 7. 1. Изучение связи копинг-стратегий, локуса контроля и каузальной атрибуции подростка
        • 4. 7. 2. Изучение тендерных различий в образе «Я» и образе сверстника
      • 4. 8. Обсуждение результатов
    • 5. Формирующий эксперимент. Развитие самопознания и общения и повышение уровня восприятия социальной поддержки у подростков
      • 5. 1. Описание формирующего эксперимента
      • 5. 2. Основные результаты эксперимента
      • 5. 3. Анализ результатов эксперимента
      • 5. 4. Обсуждение результатов формирующего эксперимента

Социальная поддержка как фактор формирования образа «Я» и образа сверстника у старших подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное общество находится на переломном этапе развишя, характеризующемся глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями. Перестройка уклада жизни порождает ощущения нестабильности, неустойчивости, неустроенности и неуверенности в завтрашнем дне у mhoihx людей. Анализ положения разных групп населения показывает, чго в этой сигуации больше всего страдают менее защищенные слои общества, в том числе подростки (Вершаловский С.Г., 1996; Ремшмидт X., 1994; Умарова JI.X., 1997). В этой связи, внимание педагогических психологов, как и многих других специалистов, должно быть направлено на изучение проблемы социальной поддержки подростков, способствующей повышению стрессоустойчивоеги и эффективной адашации к социуму у них, в целом.

Проблема социальной поддержки исследуется в отечественной и зарубежной литературе (Сирота H.A., Ялтонский В. М., Хажилина И. И., Видерман Н. С., 2001; Cobb S., 1976; Wills. Т. А, 1985; Cohen S., Syme S, 1985; Betty W.W., 1993; Both B.M., 1992; Longabaugh R.M., 1993; J.W.Green, L.S.Walker, 1997; Cobb R.J., Davila J., Bradbury T.N., 2001; Cross S.E., Vick N.V., 2001 — Treharne G.J., Lyons A.C., Tupling R.E., 2002; Frtz H.L., Nagurney A.J., Helgeson V.S., 2003; и др.). Большинство специалистов отмечают, что социальная поддержка является необходимым ресурсом эффективного совладающего поведения и позволяет индивиду противостоять стрессовому влиянию, сохраняя при этом душевное и физическое здоровье.

По данным H.A. Сироты и В. М. Ялтонского, наркозависимые дети воспринимают социальную поддержку от семьи как отсутствующую1. Они характеризуются также неэффективными коппинг-стратегиями, определенными негативными характеристиками Я-копцепции и экстернальностью. Практически те же особенности характеризуют детей-сирот (Сирота H.A., Ялтонский В.М.).

1 Здесь и далее по тексту выражения «низкий уровень восприятия социальной поддержки» и «восприятие социальной поддержки как отсутствующей (или дефицитной)», а также «высокий уровень восприятия социальной поддержки» и «восприятие социальной поддержки как достаточной» используются как синонимы.

Проблема исследования: до сих пор практически остается нерешенной проблема изучения положительных сторон этих детей. Не ясно, какие оценочные категории, структурирующие образы «Я» и сверстников, являются положительным ресурсом для проведения развивающей работы с ними, какое влияние на них может оказать психоло1ический тренинг самопознания и общения.

Цель исследования — сравнить содержание образов «Я» и сверстника, а также особенности копингового поведения и УСК, у двух групп подростковвоспринимающих социальную поддержку как отсутствующую и как достаточную, а также исследовать влияние тренинга самопознания и общения на развише личностных особенностей подростков, воспринимающих социальную поддержку как отсутствующую.

Объектом исследования являются внутренние и внешние условия развития личности в подростковом возрасте.

Предметом исследования выступает связь уровней восприятия социальной поддержки с особенностями образов «Я» и сверстника.

Гипотезы исследования.

1. Образы «Я» и сверстника у подростков, воспринимающих социальную поддержку как отсутствующую, содержат оценочные категории, относящие их в группу риска.

2. В образе «Я» подростков, воспринимающих социальную поддержку как отсутствующую, содержатся также такие оценочные категории, которые раскрывают потенциальные возможности развития их личности.

3. Образ сверстника подростков, воспринимающих социальную поддержку как 01сутствующую, менее адекватный, по сравнению с образом сверстника подросI ков, воспринимающих социальную поддержку как достаточную.

4. Психологический тренинг самопознания и общения оказывает положительное воздействие на развитие личностных особенностей подростков, воспринимающих социальную поддержку как отсутствующую.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы восприятия подростками социальной поддержки и изучить специфику личностных особенностей подростков, воспринимающих социальную поддержку как отсутствующую.

2. В эмпирическом исследовании сравнить оценочные категории образа сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки.

3. В эмпирическом исследовании сравнить оценочные категории образа «Я» у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки.

4. Изучить взаимосвязь копинг-стратегий и УСК (уровня субъективного контроля) с уровнем восприятия социальной поддержки у подростков.

5. Изучить влияние психологического тренинга самопознания и общения на развитие личностных особенностей у подростков, воспринимающих социальную поддержку как дефицитную.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы социальной и деятельностной детерминации психического развития, разработанные в трудах отечественных психологов (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн) — учение отечественных психологов о социальной ситуации развития (JI.C. Выготский, Л. И. Божович, O.A. Карабанова) — концепция периодизации психического развития Д. Б. Эльконинаконцепция формирования самосознания как ведущего психического новообразования подросткового возраста (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Д.Б. Кон) — положения зарубежных и отечественных психологов о механизмах социальной поддержки, копинг-стратегиях и УСК (Сирота H.A., Ялтонский В. М., Cobb S., Wills. Т.А.).

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследованияконстатирующий эксперимент — метод срезовформирующий экспериментпсихологический тренинг развития личностных свойств. Методики, используемые в исследовании: «Многомерная шкала восприятия социальной поддержки» (MSPSS) Г. Зимета (адаптированная Сиротой H.A.) — «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирханамодифицированная методика исследования «Уровня субъективного контроля» Бажина Е.Ф.- модифицированная методика семантического дифференциала Малышевой C.B. и Рождественской H.A.- модифицированная методика Story Complection Techniques, адаптированная Онучиным. А. Н. Тренинг развития самосознания и общения для подростков.

Экспериментальной базой исследования стали подростки — учащиеся 8 -11 классов средних образовательных школ г. Москвы (1862, 1535, 1532, 791) и гимназии № 12 г. Саранска в возрасте 13−17 лет, в количестве 617 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость.

В исследовании обобщены и систематизированы работы, посвященные изучению проблемы восприятия подростками социальной поддержки от семьи, друзей и значимых других. Впервые проведен сравнительный анализ оценочных категорий, структурирующих образ сверстников и образ «Я» у подростков, воспринимающих социальную поддержку как отсутвующую и как достаточную. Установлено, что образ сверстника у подростков, воспринимающих социальную поддержку как отсутствующую, содержит оценочные категории, относящие их в группу риска. Это — положительное отношение к алкоголю и наркотикам, слабость эмоциональных переживаний, безынициативность. В образе «Я» этих подростков, помимо категорий, относящих их в группу риска, содержится также категория, говорящая о наличии у них потенциальных возможностей для личностного роста. Позитивным свойством их самовосприятия является положительное отношение к знаниям в области культуры и искусства.

Практическая значимость.

Результаты исследования могут быть использованы в практической работе с подростками «группы риска»: в психологических тренингах, программах психологического сопровождения и индивидуальном консультировании. Помимо этого, — в обучающих программах по педагогической и возрастной психологии в процессе обучении студентов-психологов, будущих педагогов и социальных работников. Результаты исследования позволяют также углубить содержание профилактической работы с подростками, не относящимися в группу риска.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретические положения психологических теорий, эмпирические данные исследований в области педагогической и возрастной психологии, использованием адекватных методов и валидных методик, применением адекватных методов статистической обработки данных, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Образ сверстника у подростков с низким уровнем восприятия социальной поддержки от друзей и значимых других включает шесть категорий: «идеальный сверстник», «воспитанность и внешняя привлекательность», «негативное отношение к одиночеству и особенносш общения», «позишвное самоогношение и положительное отношение к наркотикам и алкоголю», «противоречивость в отстаивании принципов и преобладание негативных эмоций», «отходчивость и зависимость от окружения».

Категория «позитивное самоогношение и положи 1ельное отношение к наркотикам и алкоголю» говорит о том, что подростки с дефицитом социальной поддержки рассматривают сообщество сверстников, как референтную группу людей, положительно относящихся к аддиктивным веществам, что говорит о наличии у них тенденции к вхождению в группу риска. Остальные оценочные категории либо усиливают эту тенденцию, либо нейтральны по отношению к ней.

2. Образ сверстника у подростков с высоким уровнем восприятия социальной поддержки от друзей и значимых других содержит следующие пять оценочных категорий: «идеальный сверстник», «повышенная эмоциональность», «особенности общения», «самоуважение, любовь к себе и склонность к анализу», «креативность и позитивность одиночества». Три последние категории включают черты, способствующие повышению у них резистентности к вхождению в группу риска (например, значимость мнения взрослых, соответствие поведения общепризнанным социальным нормам, самоуважение и любовь к себе, преобладание позишвных эмоций, переживание радости жизни, поиск творческого решения и некоторые другие).

3. Образ сверстника подрос I ков, воспринимающих социальную поддержку как отсутствующую, менее адекватный, по сравнению с образом сверстника подростков, воспринимающих социальную поддержку как достаточную.

4. Образ «Я» подростков с низким уровнем восприятия социальной поддержки содержит пять оценочных катеюрий: «идеальное Я», «общительность и позитивное самоотношение», «пассивность и положительное отношение к наркотикам и алкоголю» «особенности переработки информации», «ценность знаний, принципиальность и стремление к анализу событий».

Категория (фаетор) «пассивность и положительное отношение к наркотикам и алкоголю», содержит черты, относящие подростков с дефицитом социальной поддержки в группу риска: «положительное отношение к наркотикам и алкоголю», «ведомость», «слабость переживаний» и «отсутствие стремления к достижению целей». Категория «ценность знаний, принципиальность и стремление к анализу событий» говорит о наличии у них потенциальных возможностей для личностного роста. Остальные две оценочных категории либо усиливают у них тенденцию к вхождению в группу риска, либо нейгральны по отношению к ней.

5. Образ «Я» подростков с высоким уровнем восприятия социальной поддержки содержит также пять оценочных категорий: «идеальное Я», «повышенная эмоциональность и импульсивность», «соответствие социальным нормам и ожиданиям взрослых», «самосовершенствование и негативное отношение к своей внешности», «позитивное самоотношение и принципиальность». Последние три категории содержат черты, способствующие повышению у них резистентности к вхождению в группу риска (например, «значимость мнения взрослого, соответствие поведения общепринятым нормам, направление усилий на повышение своего культурного уровня, самоуважение и любовь к себе, принципиальность).

Апробация результатов диссертационной работы состоялась на заседании кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им М. В. Ломоносова (2005 г.), на межрегиональной юбилейной научно-праетической конференции «B.C. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека» (2005 г.), на методических объединениях в детском доме № 2 г. Москвы (2005 г.).

Основные результаты исследования отображены в публикациях:

1. Писарева, Е. А. Знакомство с самим собой. Методы психологической коррекционно-развивающей работы с воспитанниками детских домов / Е.А. Писарева//Школьный психолог. — 2004. — № 16. — С. 12−15.

2. Писарева, Е. А. Особенности личности подростков, испытывающих дефицит социальной поддержки / Е. А. Писарева // XX Мерлинские чтения: «B.C. Мерлип и системное исследование индивидуальности человека»: Материалы межре1иональной юбилейной научно-праетической конференции, 19−20 мая.

2005 г./ [ под. ред. Б.А. Вяткина]. — Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь.- 2005. -Ч.2. С.264−266.

3. Писарева, Е. А. Развитие и формирование образа «Я» подростков, испытывающих дефицит социальной поддержки/ Е. Л. Писарева // Психология сеюдня-2005: Ма1ериалы VII Региональной студенческой научно-практической конференции 21−22 апреля 2005 г. — Екатеринбург: Факультет психологии Рос. гос. проф.- пед. Уи-та.- 2005. — 4.2. — С.52−55.

4. Писарева, Е. А. Образ «Я» и образ сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки / H.A. Рождественская, Е. А. Писарева // Вестник МГУ. Серия «Психология».-2006. — С. 52−56.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав — обзора литературы и описания эмпирического исследования, списка литературы, состоящего из 143-х наименований (из них 37 на иностранных языках) — текст диссертации иллюстрирован 39-ю диаграммами и содержит 26 таблиц, в конце даны 8 приложений.

Вывод.

Таким образом, сравнительный анализ результатов нашего исследования и данных, приводимых в обзоре литературы, показывает, что первые:

• расширяют научные представления об образе «Я» и сверстника у подростков, воспринимающих социальную поддержку как дефицитную и как достаточную,.

• подтверждают и конкретизируют данные литературных источников о связи восприятия социальной поддержки с копинг-стратегиями и УСК у них,.

• углубляют научные представления о содержании психологической работы с подростками, воспринимающими социальную поддержку как дефицитную.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-стр. 19−44.
  2. Абульханова-Славская К.А. Сгра1егия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  3. Авдеева 11.Н. Развитие эмоционально! о самоощущения у ребенка перво! о юда жизни //Новые исследования в психоло1 ии. 1976, № 2 (15). — стр. 7579.
  4. Актуальные проблемы психодрамы и социометрии// Материалы международной научно-практической конференции Морено-фестиваль 2001., Рос юв-на Дону, 2001.
  5. Александровский Ю.А.// Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М. Наука, 1976. с. 272.
  6. Г. М. Психология социальною поведения. М.: «Аспект-пресс», 1997, 239 стр.
  7. Г. М., Донцов А. И., Хараш А. У. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной деятельности // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Апдрееваой, А. И. Донцова. М., МГУ. — 1981. —cip. 68−85.
  8. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психол. журнал, том 15. № 1, 1994.
  9. Л.И. Психология повседневноеiи: жизненный мир личности и техники ее бытия. // Психол. журнал, том 14. № 2, 1993.
  10. Ю.Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эгкинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психологическийжурнал. 1984. Т. 5. N 3.
  11. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эшшд A.M. Опросник уровня субъективною контроля (УСК).-М.-Смысл, 1993.-16с.
  12. Ф.В. О силе «Я» и «психологической защите» // Вопр. психол. 1969. — № 2. — стр. 13−23.
  13. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. М. Проблема психолошческой защиты // Психол. журнал. 1988. Т.З. № 3
  14. H.H. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вести. МГУ, сер. 14, Психология. 1997. — № 4. — стр. 25−30.
  15. A.B. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков. Авюреф. дис. канд. психол. паук. М., МГУ. 2003. — 23 с.
  16. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-421 с.
  17. A.A. Восприятие человека человеком. Л., 1965, 123 с
  18. A.A. и др. Новые данные к проблеме «социальной перцепции» // Вопр. психолшии.- 19 706.-№ 3,-С. 126−131.
  19. A.A. Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных 'лалонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Человек и общество. -JI., 1971. -Вып. IX. стр. 151−160.
  20. Бодал ев A.A. Личность и общение. М.: Педаю1ика, 1983.-272 с.
  21. A.A. Формирование понятия о друюм человеке как личности. Ленишрад, ЛГУ, 1970а. 135 с.
  22. A.A., Ковалев Г. А. О познавательных процессах в общении //
  23. Koi ншивная психология. Материалы советско-финско1 о симпозиума. М., 1986. стр. 196−204.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. -1979.-№ 4.-стр. 23−24.
  26. C.B., Шальнова O.A. Уровень субъективною конгроля и противоправное поведение подростков // Вестник Волжскою университет, а им. В. Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 18. Тольятти, 2001.
  27. Вопросы психоло1 ии личности школьника. Под ред. Л. И. Божович. М., Изд. АПН РСФСР, 1961.
  28. Л.С. Педоло1 ия подростка // Собр. Соч. М.: Педаго1 ика, 1984. -176 с.
  29. И. Л. О меае по гребное i ей, эмоций, чував в мошвации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. П. В. Шороховой. М.: Наука, 1974.
  30. H.A. Представление о счастье в российском менталитете / Рос. акад. наук. Ин-т iichxojioi ии. СПб.: Але1ейя, 2001. — 242 с.
  31. И.Т. Целостная деятельность и «образ самого себя» у дошкольников // Новые исследования в психологии. 1979. — № 2 (21). -стр.64−69.
  32. Дра1"унова T.B. IIchxojioiичсские особенности подрос 1ка. В кн.: Возрастная и педаю1ическая iichxojioi ия, ьт. V. М.: «Просвещение».- 1973.
  33. Дра^нова Т.В. Психоло1 ический анализ оценки иос1упков подрос 1ками. // Вопр. психоло1 ии личносш школьника. / под ред. Л. И. Божович, JI.B. Благонадежной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, сгр. 170−218.
  34. ЗЗ.Зинкевич-Евстшнеева Т.Д., Грабенко Т. М. Практикум, но креативной ерапии.-Речь.-С116.-2001.
  35. O.A. Игра в коррекции психическою развишя ребенка. М.: Российское Педаю1ическое Aichcibo, 1997.- 192 с.
  36. Карвасарский Б. Д Медицинская психология.-JI.: Медицина, 1982.-272 с.
  37. О.В., Кокуркина Н. И. Особенной и организации тренинювой pa6oibi с подростками коррекционно-развинающих классов в условиях МПС-центров//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационнон работы. 1997 № 4, стр. 24−35.
  38. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368 с.
  39. Клиническая психология// Материалы первой международной конференции памяти Б. В. Зейгарник, Москва, 2001.
  40. Коломинский Я.Л. IIchxojioi ия личных взаимоошошений в детском коллективе. Минск, Народная асвета, 1969, 234 с.
  41. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984.
  42. Кон И. С. Категория Я в психологии// Психологический журнал. 1981 .Т. 3.
  43. Кон И.С. Психоло1ия старшеклассника. М., Просвещение, 1982 — 207 с.
  44. И.М., Нилопец М. Н. Эксперимешальное исследование структуры и личноешо1 о кошекста локуса контроля // Психологический журнал. 1995. Т. 16. N 1.
  45. Копинг-поведение подростков с наркошческой зависимости), находящихся в воспитательно-трудовых колониях., С-Пб., 1998−48 ар.
  46. Н.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровеньсубъективного контроля»//Психологический журнал. 1999. Т. 20. N2.
  47. Д.А. Ориентировочный обра* пааавпика в процессе реальною самоопределения (период вхождения во взрослость). Автореф. дис. .капд. псих, наук, М., 2005.
  48. В.П. Восприяше подростком дру1 ою человека и самого себя. Авюреф. дис. канд. психол. наук.-Л., 1968.-21 с.
  49. А. В. Сшлевые и темперамешные свойства в структуре индивидуальности человека. М., 1993.
  50. А.Г. Психологический тренинг с подростками. Москва, Изда1ельство «Академия». 2001 — 256 стр.
  51. А.Г. Тренинг личностного роста с подростками// Журнал практического психолога № 1 1998, сгр. 93−100.
  52. А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1979
  53. C.B. Образ «Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Дис. канд. психол. наук. М., МГУ.-2003.
  54. Л.И. Личной ь и оценочные способности стршеклассников. М., 1991.- 190 с.
  55. К. Стратегии совладапия с жизненными трудностями. Теоретический анализ. // Журнал социоло1 ии и социальной антропологии, юм 1. № 2, 1998.
  56. Р.К. Уровень неврожчносш, особенной и копинг-поведения и предпочитаемый вид медицинской помощи у здоровых жшелей Западной Сибири // Обозрение психиагрии и медицинской психолоши им. В. М. Бехтерева. 1992 (4). — С.90−92.
  57. Партова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе поняшй психологии личноеIи// психоло1 ический журнал.-1997.-№ 5.-С.20−30.
  58. Hai аров В.И. Mei одические рекомендации по ведению ipynn социально-психологическою фениша как акшвно! о метода обучения// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилшационной рабо1ы № 3 1997, ар. 3−15.
  59. В.И. Методические рекомендации по ведению ipynn социально-психологического тренинга как активного метода обучения// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилишционпой рабош. 1997.- № 4. -стр. 3−17 (продолжение).
  60. В.Н. Психологическая коррекция неадекватного образа «Я» в подростковом и юношеском сознании методами тслссно-ориентированною подхода. Авюреф. дис. канд. психол. наук. Ярославль. Ярославский юс. ун-т. 2002. — 22 с.
  61. С.Р., Столпи В. В. Тест-опросник субъекшвпой локализации контроля. Модификация шкалы I-Е Дж. Роттера // Практикум по психодиа1Нос1ике. М., 1988.
  62. A.B. Индивид и личшкиь. Концепция персонализации // Вопросы истории и теории психологии. М.: Педа1 oi ика, 1984. — стр. 228 259.
  63. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  64. В.А. Личность в психолоши: парадж ма субъек-i нос i и. Росюв-па-Допу, 1996.-512 с.
  65. Е.А. Знакомство с самим собой/Школьный психолог.-2004.-№ 16.
  66. , Е.А. Образ «Я» и образ сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки / H.A. Рождественская, Е. А. Писарева // Вестник МГУ. Серия «Психология».-2006. С. 52−56
  67. В.М., Рождественская H.A. Методы совершенс1вования межличностного познания. // Вестник МГУ сер 14 Психология. 1998 — № 2. -стр. 74−80.
  68. Проблемы девиантно! о поведения молодежи в современном обществе// Сборник тезисов научной конференции с международным учасчием, C-II6, 2001.
  69. Психодрама, социометрия и прикладная психология//Матсриалы Второй Междунородной научно-практической и учебной конференции Морено -фестиваль 2002., Ростов-на Дону, 2003.
  70. Психология подрос 1ка. Хрестоматия // Составитель Ю. И. Фролов. М.: Российское педа1 ог ическое aieHciBO. 1997. — 526 с.
  71. Психология подростка// под редакцией Реана A.A., Москва, 2003.
  72. Психоло1ия современного подростка// под редакцией Рсгуш Л. А., Речь, СПб, 2005.
  73. A.A. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова, 1999.
  74. H.A. Как понять подрос г ка.-М.-1995−75 стр.
  75. H.A. Способы межличностного познания: психолог о-иедаг отческий аспект. М., 2004−281 стр.
  76. H.A. Формирование когнитивною компонента межличностного восприятия у старшеклассников// Дне. .канд. психол. наук. Москва, 1990−191 стр.
  77. Г. Я. Влияние представления о себе на формирование представления о личности другого человека // Теоретические и прикладные проблемы психологии познапия людьми друг друга. Краснодар, 1975. — стр. 50−52.
  78. Г. Я. Психология позпапия как самостоятельное направление исследований // В кн. Зар>бежные исследования, но iichxojioi ии познания Москва, 19 776 —356 стр. Стр. 13−61.
  79. Г. Я. Самопознание как проблема социальной перцепции // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977а. -стр. 169−174.
  80. B.C., Аршанский В. В. Поисковая активность и адаптация. Москва, «Наука», 1976. 192 с.
  81. C.B. Формирование Я-концепции у подростков, страдающих эпилепсией. Автореф. дис. канд. психол. наук. С.-П. Научпо-исслед. психоневралгич. ип-i им. Бемерева В. М. 2001. -18.
  82. Сиерральта 3. X. В. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте (копитгг-стратет ии, защитные механизмы, социальныйишеллект и общий интеллект): Дис. канд. психол. наук / (СПбГУ). 2000.163 с.
  83. А.И. Основные факюры развития образа самого себя у дошкольников //В кн.: Исследования по проблемам возрастом и педагогической психол oi ни. М., 1980. стр. 119−139.
  84. H.A., Ялтонский В. М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования. -Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/1, с.53−59
  85. Сиро1а H.A., Ялюнский В. М., Хажилипа И. И., Видерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике., Генезис, Москва, 2001.-215 стр.
  86. H.A., Ялтонский В. М. Копиш-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/1, с.63−74
  87. Т.П. Психологические особенное i и доверия в юношеском возрасте. Автор, дисс.. канд. психолог, наук. М., 1984.
  88. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Дисс. д-ра психол. наук. М., 1985. 530 с.
  89. В.В. Самосознание личност. МГУ, 1983. 285 с.
  90. В.А. Личносшые механизмы совладания (копинг-поисдсиие) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. // Медико-психологические аспекты охраны здоровья. Томск, 1990. — С.90−91.
  91. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия и социальной адаптации. Под ред Трошихиной Е. Г. -СПб.-Речь.-2001.-215с.
  92. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар. иед. академия, 1995. — 368 с.
  93. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во Ин-та пракгич. психологии. Воронеж: НПО «МЩДОК», 1996. — 512 с.
  94. Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир псичологпи. — 1998. — № 1. — стр. 5−11.
  95. Э. Душа человека. М., 1992. 430 с.
  96. Э. Иметь или быть? М., 1990 (1986). 238 с.
  97. П., Бююль A. SPSS. Искусство обработки информации-DiaSoft.-2005, — 608с.
  98. Е.И. Копинг-поведеиие у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии // Обзор психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1992 (4). — С. 92−94
  99. Abend Т.А., WilliamsonG.M. Feeling attractive in the wake of breast cancer: optimism matters, and so do interpersonal relationships// Personality and Social Psychology Bulletin. 2002. Vol.28. P.427−436.
  100. Amirkhan J. I I. A Factor analytically drived measure of coping: The coping strategy indicator // J. of Person, and Soc. Psychology.-1990.-V.59(5).-P.1066−1074.
  101. Baron R. M, Fhher J.D. The equity-control model of vandalism: A refinement // Vandalism: Behavior and motivation / Ed. by C. Levy-Leboyer. Amsterdam: IIoth-Holland, 1983.
  102. Barrera M.J. Social support in the adjustment of pregnant adolescents assessment issues// B. I I. Gottlieb (Eds.) Social network and social support. London: Beverly hills, CA: Sage, 1981. P.69−96.
  103. Beatty W.W. et. al. Problem-solving deficits in alcoholics // J. Stud, alcohol. 1993.-V.54(6).-P.687−692.
  104. Billings A.G., Moos R. I I. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression // J. of Person, and Soc. Psychology.-1984.-V.46.-P.877−891.
  105. Both B.M. et. al. Social support and outcome of alcoholism treatment: an exploratory analysis // Amer. J. on Drug and Alcohol Abuse. 1992.-V.18. -P.87−101.
  106. Carver C.S., Sheier m.f. Assessing coping strategies // J. of Person, and Soc. Psychology.-1989.-%56.-V.94(2).-p.251−255.
  107. Cobb R.J., Davila J., Bradbury T.N.Attachment security and marital satisfaction: the role of positive perceptions and social support// Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. Vol.27. P. l 131−1143
  108. Cohen S., Syme S. Issues in the study and applications of social support // Cohen S., Syme S (eds.) Social support and health.-Orlando, fl., Academic Press, 1985.-P.3−22.
  109. Cross S.F., Vick N.V.The interdependent self-construal and social support: the case of persistence in engineering// Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. Vol.27. P.820−832
  110. DuClemente C.C., Prochaska J.O. Coping and competence in smoking behavior chsnge // S. Shiftman, f.A. Wills (l:ds.), coping and substance use. Orlando: Academic Press, 1985.-P.-319−343.
  111. Fndler N.S., Parker J.D. Multidimensional assessment of coping // J/ of Person, and soc. Psychology.-1990.-V.58(5).-P.844−854.
  112. Fisher J. D, Baron R.M. An equity-based model of vandalism // Population and Environment. 1982. V. 5. No. 3
  113. Folkman S. Personal Control and Stress and Coping processes: a Theoretical Analysis //J. of Person, and Soc. Psychology.-1984.-V.46(4).-P.839−852.
  114. Frazier P.A., Tix A.P., Barnett C.L.I he relational context of social support: relationship satisfaction moderates the relations between enacted support and distress// Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol.29. P. l 133−1146
  115. Fritz H.L., Nagurney A.J., Helgeson V.S. Social interactions and cardiovascular reactivity during problem disclosure among friends// Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol.29. P.713−725
  116. Haan N. Coping and defending: Processes of self-enviroment organi/ation.-N.Y., Academic Press/-1977.-457p.
  117. Heim fv. Coping and adaptivitcd: gibt es geeigneyes oder ungeeignetes copin //Psychother., Psychosom., Med. Psychol.- 1988.-H.1.-S.8.-17.
  118. Lazarus R.S. Psychological stress and coping process.-N.Y: McGravv, 1966.-29P.
  119. Lazarus R.S. The stress and coping paradigm //L.A. Bond, J.C. Rosen (Eds.) Competence and coping during adulthood.-l lanover.-1980.-35P.
  120. Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. gentry (Eds.). The handbook of behavior medicine.-N.Y. Guilford, 1984.-P.282−325.
  121. Longabaugh R.M. et. al. The effect of Social investment on treatment outcome//J. Stud. Alochol.-1993. V.54(4).-P.465−478.
  122. Moos R.H. Understanding EnviromentsA the Key to Improving Social Processes and program outcomes // Amer. J. of Community Psychology.-1996.-V.24.(l).-P. 193−201.
  123. Nakano K. Role of personality characteristics in coping behaviors. // Psychol. Rep. 1991. — V.71,№ 3 Pt. l, pp. 687−690.
  124. M. Birkimer J. 'I he relationship among locus of control, coping styles and psychological symptom reporting // J. Clinic. Psychol.-1991.-V.47(3).-P.336−345.
  125. A.M., 7aidman N.Israeli Jews and Arabs. Similarities and differences in the utilization of social support// Journal of Cross-Cultural Psychology. 2003. Vol.34. P.465−480
  126. Rosenberg M. Society and Adolescent Self-image. Princeton. 1965. — 326
  127. Rotter J.B., Chance J., PharesE.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972.
  128. , J.B. «Generalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforcements,» Psychological Monographs: General and Applied (Vol. 80(1), No. 609, 1966).
  129. Sarazon B.R. et. al. Interrelations of social support measures: Theoretical and practical implications // J. of Person. And Soc. Psychol. -1987.-V.52.-P.813−832.
  130. Treharne G. J., Lyons A.C., Tupling R.E. The effects of optimism, pessimism, social support and mood on the lagged relationship between daily stress and symptoms // Current Research in Social Psychology. 2002. Vol 7. N.5
  131. Wills T.A. Help-seeking as a coping mechanism // C.R. Shyder, C. Ford (Eds.) Coping with Negative Life Events/ N. Y: Plenum. 1987.-P. 19−50.
  132. Wills T.A. Stress and Coping factors in epidemiology of substance use //1/ Kozlovski et. al. (Ens.) Research advancees in alcohol and drug problems. N.Y.:Plenum, 1990.-P.215−250.
  133. Wills T.A. Stress and coping in early adolescence: Relation-ships to substanct use in urban school samples // Health psychology.-1985.-№ 5.-P.503.-529.
  134. Zimet G.D. et. al. The multidimensional scale of perceived social support // J. of Personality assessment/-1988.-V.52.(l).-P.-30−41.
Заполнить форму текущей работой