Социальная поддержка как фактор формирования образа «Я» и образа сверстника у старших подростков
![Диссертация: Социальная поддержка как фактор формирования образа «Я» и образа сверстника у старших подростков](https://westud.ru/work/5441758/cover.png)
Диссертация
Образ сверстника у подростков с высоким уровнем восприятия социальной поддержки от друзей и значимых других содержит следующие пять оценочных категорий: «идеальный сверстник», «повышенная эмоциональность», «особенности общения», «самоуважение, любовь к себе и склонность к анализу», «креативность и позитивность одиночества». Три последние категории включают черты, способствующие повышению у них… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Исследования восприятия социальной поддержки, копинг-стратегий и самопознания у подростков
- 1. Понятие социальной поддержки и ее исследования
- 2. Понятие «копинга», теории совладающего поведения
- 3. Личностные ресурсы копинг-поведения
- ГЛАВА II. Эмпирическое исследование. Связь уровня восприятия социальной поддержки с образом «Я» и образом сверстника у подростков
- 1. Организация и методы исследования
- 1. 1. Методы и методики исследования
- 1. 2. Анализ результатов
- 1. 3. Респонденты
- 1. 4. Ход исследования
- 2. Эмпирическое исследование восприятия социальной поддержки
- 2. 1. Изучение связи уровня восприятия социальной поддержки с полом подростка
- 2. 2. Изучение связи шкал восприятия социальной поддержки между собой
- 3. Исследование образа «Я» и образа сверстника у подростков, различающихся по уровню восприятия социальной поддержки
- 4. Изучение связи восприятия социальной поддержки с копинг-стратегиями, локусом контроля, полом и возрастом подростков
- 4. 1. Изучение связи уровня восприятия социальной поддержки с копинг-страте1 иями подростков
- 4. 2. Изучение связи уровня восприятия социальной поддержки с локусом контроля и казуальной атрибуцией подростков
- 4. 3. Изучение копинг-стратегий в группах с разным уровнем восприятия социальной поддержки
- 4. 3. 1. Сравнительный анализ использования копинг-стратегии «Поиск Социальной Поддержки» (ПСП) в группах с разным уровнем восприятия социальной поддержки
- 4. 3. 2. Копинг-стратегия «Разрешение Проблемы» (РП). Сравнительный анализ в группах с разным уровнем восприятия социальной поддержки
- 4. 3. 3. Копинг-стратегия «Избегание». Сравнительный анализ в группах с разным уровнем восприятия социальной поддержки
- 4. 4. Шучение УСК в группах с разным уровнем социальной поддержки
- 4. 5. Изучение каузальной атрибуции (КА) в группах с разным уровнем восприятия социальной поддержки
- 4. 6. Изучение тендерных различий в группах с разным уровнем восприятия социальной с поддержки
- 4. 7. Тендерные и возрастные особенности копинг-стратегий, локуса контроля, каузальной атрибуции, образа «Я» и образа сверстника у подростка
- 4. 7. 1. Изучение связи копинг-стратегий, локуса контроля и каузальной атрибуции подростка
- 4. 7. 2. Изучение тендерных различий в образе «Я» и образе сверстника
- 4. 8. Обсуждение результатов
- 5. Формирующий эксперимент. Развитие самопознания и общения и повышение уровня восприятия социальной поддержки у подростков
- 5. 1. Описание формирующего эксперимента
- 5. 2. Основные результаты эксперимента
- 5. 3. Анализ результатов эксперимента
- 5. 4. Обсуждение результатов формирующего эксперимента
- 1. Организация и методы исследования
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-стр. 19−44.
- Абульханова-Славская К.А. Сгра1егия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Авдеева 11.Н. Развитие эмоционально! о самоощущения у ребенка перво! о юда жизни //Новые исследования в психоло1 ии. 1976, № 2 (15). — стр. 7579.
- Актуальные проблемы психодрамы и социометрии// Материалы международной научно-практической конференции Морено-фестиваль 2001., Рос юв-на Дону, 2001.
- Александровский Ю.А.// Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М. Наука, 1976. с. 272.
- Андреева Г. М. Психология социальною поведения. М.: «Аспект-пресс», 1997, 239 стр.
- Андреева Г. М., Донцов А. И., Хараш А. У. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной деятельности // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Апдрееваой, А. И. Донцова. М., МГУ. — 1981. —cip. 68−85.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психол. журнал, том 15. № 1, 1994.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневноеiи: жизненный мир личности и техники ее бытия. // Психол. журнал, том 14. № 2, 1993.
- Ю.Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эгкинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психологическийжурнал. 1984. Т. 5. N 3.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эшшд A.M. Опросник уровня субъективною контроля (УСК).-М.-Смысл, 1993.-16с.
- Бассин Ф.В. О силе «Я» и «психологической защите» // Вопр. психол. 1969. — № 2. — стр. 13−23.
- Бассин Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. М. Проблема психолошческой защиты // Психол. журнал. 1988. Т.З. № 3
- Белинская H.H. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вести. МГУ, сер. 14, Психология. 1997. — № 4. — стр. 25−30.
- Березина A.B. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков. Авюреф. дис. канд. психол. паук. М., МГУ. 2003. — 23 с.
- Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-421 с.
- Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. Л., 1965, 123 с
- Бодалев A.A. и др. Новые данные к проблеме «социальной перцепции» // Вопр. психолшии.- 19 706.-№ 3,-С. 126−131.
- Бодалев A.A. Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных 'лалонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Человек и общество. -JI., 1971. -Вып. IX. стр. 151−160.
- Бодал ев A.A. Личность и общение. М.: Педаю1ика, 1983.-272 с.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о друюм человеке как личности. Ленишрад, ЛГУ, 1970а. 135 с.
- Бодалев A.A., Ковалев Г. А. О познавательных процессах в общении //
- Koi ншивная психология. Материалы советско-финско1 о симпозиума. М., 1986. стр. 196−204.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. -1979.-№ 4.-стр. 23−24.
- Быков C.B., Шальнова O.A. Уровень субъективною конгроля и противоправное поведение подростков // Вестник Волжскою университет, а им. В. Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 18. Тольятти, 2001.
- Вопросы психоло1 ии личности школьника. Под ред. Л. И. Божович. М., Изд. АПН РСФСР, 1961.
- Выготский Л.С. Педоло1 ия подростка // Собр. Соч. М.: Педаго1 ика, 1984. -176 с.
- Джидарьяи И. Л. О меае по гребное i ей, эмоций, чував в мошвации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. П. В. Шороховой. М.: Наука, 1974.
- Джидарьян H.A. Представление о счастье в российском менталитете / Рос. акад. наук. Ин-т iichxojioi ии. СПб.: Але1ейя, 2001. — 242 с.
- Димитров И.Т. Целостная деятельность и «образ самого себя» у дошкольников // Новые исследования в психологии. 1979. — № 2 (21). -стр.64−69.
- Дра1"унова T.B. IIchxojioiичсские особенности подрос 1ка. В кн.: Возрастная и педаю1ическая iichxojioi ия, ьт. V. М.: «Просвещение».- 1973.
- Дра^нова Т.В. Психоло1 ический анализ оценки иос1упков подрос 1ками. // Вопр. психоло1 ии личносш школьника. / под ред. Л. И. Божович, JI.B. Благонадежной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, сгр. 170−218.
- ЗЗ.Зинкевич-Евстшнеева Т.Д., Грабенко Т. М. Практикум, но креативной ерапии.-Речь.-С116.-2001.
- Карабанова O.A. Игра в коррекции психическою развишя ребенка. М.: Российское Педаю1ическое Aichcibo, 1997.- 192 с.
- Карвасарский Б. Д Медицинская психология.-JI.: Медицина, 1982.-272 с.
- Кардашева О.В., Кокуркина Н. И. Особенной и организации тренинювой pa6oibi с подростками коррекционно-развинающих классов в условиях МПС-центров//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационнон работы. 1997 № 4, стр. 24−35.
- Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368 с.
- Клиническая психология// Материалы первой международной конференции памяти Б. В. Зейгарник, Москва, 2001.
- Коломинский Я.Л. IIchxojioi ия личных взаимоошошений в детском коллективе. Минск, Народная асвета, 1969, 234 с.
- Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984.
- Кон И. С. Категория Я в психологии// Психологический журнал. 1981 .Т. 3.
- Кон И.С. Психоло1ия старшеклассника. М., Просвещение, 1982 — 207 с.
- Кондаков И.М., Нилопец М. Н. Эксперимешальное исследование структуры и личноешо1 о кошекста локуса контроля // Психологический журнал. 1995. Т. 16. N 1.
- Копинг-поведение подростков с наркошческой зависимости), находящихся в воспитательно-трудовых колониях., С-Пб., 1998−48 ар.
- Ксенофонюва Н.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровеньсубъективного контроля»//Психологический журнал. 1999. Т. 20. N2.
- Красило Д.А. Ориентировочный обра* пааавпика в процессе реальною самоопределения (период вхождения во взрослость). Автореф. дис. .капд. псих, наук, М., 2005.
- Куницына В.П. Восприяше подростком дру1 ою человека и самого себя. Авюреф. дис. канд. психол. наук.-Л., 1968.-21 с.
- Либин А. В. Сшлевые и темперамешные свойства в структуре индивидуальности человека. М., 1993.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. Москва, Изда1ельство «Академия». 2001 — 256 стр.
- Лидере А.Г. Тренинг личностного роста с подростками// Журнал практического психолога № 1 1998, сгр. 93−100.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1979
- Малышева C.B. Образ «Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Дис. канд. психол. наук. М., МГУ.-2003.
- Мнацакян Л.И. Личной ь и оценочные способности стршеклассников. М., 1991.- 190 с.
- Муздыбаев К. Стратегии совладапия с жизненными трудностями. Теоретический анализ. // Журнал социоло1 ии и социальной антропологии, юм 1. № 2, 1998.
- Пазыров Р.К. Уровень неврожчносш, особенной и копинг-поведения и предпочитаемый вид медицинской помощи у здоровых жшелей Западной Сибири // Обозрение психиагрии и медицинской психолоши им. В. М. Бехтерева. 1992 (4). — С.90−92.
- Партова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе поняшй психологии личноеIи// психоло1 ический журнал.-1997.-№ 5.-С.20−30.
- Hai аров В.И. Mei одические рекомендации по ведению ipynn социально-психологическою фениша как акшвно! о метода обучения// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилшационной рабо1ы № 3 1997, ар. 3−15.
- Натаров В.И. Методические рекомендации по ведению ipynn социально-психологического тренинга как активного метода обучения// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилишционпой рабош. 1997.- № 4. -стр. 3−17 (продолжение).
- Никитин В.Н. Психологическая коррекция неадекватного образа «Я» в подростковом и юношеском сознании методами тслссно-ориентированною подхода. Авюреф. дис. канд. психол. наук. Ярославль. Ярославский юс. ун-т. 2002. — 22 с.
- Пантелеев С.Р., Столпи В. В. Тест-опросник субъекшвпой локализации контроля. Модификация шкалы I-Е Дж. Роттера // Практикум по психодиа1Нос1ике. М., 1988.
- Петровский A.B. Индивид и личшкиь. Концепция персонализации // Вопросы истории и теории психологии. М.: Педа1 oi ика, 1984. — стр. 228 259.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Петровский В.А. Личность в психолоши: парадж ма субъек-i нос i и. Росюв-па-Допу, 1996.-512 с.
- Писарева Е.А. Знакомство с самим собой/Школьный психолог.-2004.-№ 16.
- Писарева, Е.А. Образ «Я» и образ сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки / H.A. Рождественская, Е. А. Писарева // Вестник МГУ. Серия «Психология».-2006. С. 52−56
- Писаренко В.М., Рождественская H.A. Методы совершенс1вования межличностного познания. // Вестник МГУ сер 14 Психология. 1998 — № 2. -стр. 74−80.
- Проблемы девиантно! о поведения молодежи в современном обществе// Сборник тезисов научной конференции с международным учасчием, C-II6, 2001.
- Психодрама, социометрия и прикладная психология//Матсриалы Второй Междунородной научно-практической и учебной конференции Морено -фестиваль 2002., Ростов-на Дону, 2003.
- Психология подрос 1ка. Хрестоматия // Составитель Ю. И. Фролов. М.: Российское педа1 ог ическое aieHciBO. 1997. — 526 с.
- Психология подростка// под редакцией Реана A.A., Москва, 2003.
- Психоло1ия современного подростка// под редакцией Рсгуш Л. А., Речь, СПб, 2005.
- Реан A.A. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова, 1999.
- Рождественская H.A. Как понять подрос г ка.-М.-1995−75 стр.
- Рождественская H.A. Способы межличностного познания: психолог о-иедаг отческий аспект. М., 2004−281 стр.
- Рождественская H.A. Формирование когнитивною компонента межличностного восприятия у старшеклассников// Дне. .канд. психол. наук. Москва, 1990−191 стр.
- Розен Г. Я. Влияние представления о себе на формирование представления о личности другого человека // Теоретические и прикладные проблемы психологии познапия людьми друг друга. Краснодар, 1975. — стр. 50−52.
- Розен Г. Я. Психология позпапия как самостоятельное направление исследований // В кн. Зар>бежные исследования, но iichxojioi ии познания Москва, 19 776 —356 стр. Стр. 13−61.
- Розен Г. Я. Самопознание как проблема социальной перцепции // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977а. -стр. 169−174.
- Ротенберг B.C., Аршанский В. В. Поисковая активность и адаптация. Москва, «Наука», 1976. 192 с.
- Семенова C.B. Формирование Я-концепции у подростков, страдающих эпилепсией. Автореф. дис. канд. психол. наук. С.-П. Научпо-исслед. психоневралгич. ип-i им. Бемерева В. М. 2001. -18.
- Сиерральта 3. X. В. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте (копитгг-стратет ии, защитные механизмы, социальныйишеллект и общий интеллект): Дис. канд. психол. наук / (СПбГУ). 2000.163 с.
- Силвестру А.И. Основные факюры развития образа самого себя у дошкольников //В кн.: Исследования по проблемам возрастом и педагогической психол oi ни. М., 1980. стр. 119−139.
- Сирота H.A., Ялтонский В. М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования. -Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/1, с.53−59
- Сиро1а H.A., Ялюнский В. М., Хажилипа И. И., Видерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике., Генезис, Москва, 2001.-215 стр.
- Сирота H.A., Ялтонский В. М. Копиш-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/1, с.63−74
- Скрипкина Т.П. Психологические особенное i и доверия в юношеском возрасте. Автор, дисс.. канд. психолог, наук. М., 1984.
- Столиц В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Дисс. д-ра психол. наук. М., 1985. 530 с.
- Столиц В.В. Самосознание личност. МГУ, 1983. 285 с.
- Ташлыков В.А. Личносшые механизмы совладания (копинг-поисдсиие) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. // Медико-психологические аспекты охраны здоровья. Томск, 1990. — С.90−91.
- Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия и социальной адаптации. Под ред Трошихиной Е. Г. -СПб.-Речь.-2001.-215с.
- Фельдплейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар. иед. академия, 1995. — 368 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во Ин-та пракгич. психологии. Воронеж: НПО «МЩДОК», 1996. — 512 с.
- Фельдплейн Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир псичологпи. — 1998. — № 1. — стр. 5−11.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 430 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990 (1986). 238 с.
- Цефель П., Бююль A. SPSS. Искусство обработки информации-DiaSoft.-2005, — 608с.
- Чехлатый Е.И. Копинг-поведеиие у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии // Обзор психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1992 (4). — С. 92−94
- Abend Т.А., WilliamsonG.M. Feeling attractive in the wake of breast cancer: optimism matters, and so do interpersonal relationships// Personality and Social Psychology Bulletin. 2002. Vol.28. P.427−436.
- Amirkhan J. I I. A Factor analytically drived measure of coping: The coping strategy indicator // J. of Person, and Soc. Psychology.-1990.-V.59(5).-P.1066−1074.
- Baron R. M, Fhher J.D. The equity-control model of vandalism: A refinement // Vandalism: Behavior and motivation / Ed. by C. Levy-Leboyer. Amsterdam: IIoth-Holland, 1983.
- Barrera M.J. Social support in the adjustment of pregnant adolescents assessment issues// B. I I. Gottlieb (Eds.) Social network and social support. London: Beverly hills, CA: Sage, 1981. P.69−96.
- Beatty W.W. et. al. Problem-solving deficits in alcoholics // J. Stud, alcohol. 1993.-V.54(6).-P.687−692.
- Billings A.G., Moos R. I I. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression // J. of Person, and Soc. Psychology.-1984.-V.46.-P.877−891.
- Both B.M. et. al. Social support and outcome of alcoholism treatment: an exploratory analysis // Amer. J. on Drug and Alcohol Abuse. 1992.-V.18. -P.87−101.
- Carver C.S., Sheier m.f. Assessing coping strategies // J. of Person, and Soc. Psychology.-1989.-%56.-V.94(2).-p.251−255.
- Cobb R.J., Davila J., Bradbury T.N.Attachment security and marital satisfaction: the role of positive perceptions and social support// Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. Vol.27. P. l 131−1143
- Cohen S., Syme S. Issues in the study and applications of social support // Cohen S., Syme S (eds.) Social support and health.-Orlando, fl., Academic Press, 1985.-P.3−22.
- Cross S.F., Vick N.V.The interdependent self-construal and social support: the case of persistence in engineering// Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. Vol.27. P.820−832
- DuClemente C.C., Prochaska J.O. Coping and competence in smoking behavior chsnge // S. Shiftman, f.A. Wills (l:ds.), coping and substance use. Orlando: Academic Press, 1985.-P.-319−343.
- Fndler N.S., Parker J.D. Multidimensional assessment of coping // J/ of Person, and soc. Psychology.-1990.-V.58(5).-P.844−854.
- Fisher J. D, Baron R.M. An equity-based model of vandalism // Population and Environment. 1982. V. 5. No. 3
- Folkman S. Personal Control and Stress and Coping processes: a Theoretical Analysis //J. of Person, and Soc. Psychology.-1984.-V.46(4).-P.839−852.
- Frazier P.A., Tix A.P., Barnett C.L.I he relational context of social support: relationship satisfaction moderates the relations between enacted support and distress// Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol.29. P. l 133−1146
- Fritz H.L., Nagurney A.J., Helgeson V.S. Social interactions and cardiovascular reactivity during problem disclosure among friends// Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol.29. P.713−725
- Haan N. Coping and defending: Processes of self-enviroment organi/ation.-N.Y., Academic Press/-1977.-457p.
- Heim fv. Coping and adaptivitcd: gibt es geeigneyes oder ungeeignetes copin //Psychother., Psychosom., Med. Psychol.- 1988.-H.1.-S.8.-17.
- Lazarus R.S. Psychological stress and coping process.-N.Y: McGravv, 1966.-29P.
- Lazarus R.S. The stress and coping paradigm //L.A. Bond, J.C. Rosen (Eds.) Competence and coping during adulthood.-l lanover.-1980.-35P.
- Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. gentry (Eds.). The handbook of behavior medicine.-N.Y. Guilford, 1984.-P.282−325.
- Longabaugh R.M. et. al. The effect of Social investment on treatment outcome//J. Stud. Alochol.-1993. V.54(4).-P.465−478.
- Moos R.H. Understanding EnviromentsA the Key to Improving Social Processes and program outcomes // Amer. J. of Community Psychology.-1996.-V.24.(l).-P. 193−201.
- Nakano K. Role of personality characteristics in coping behaviors. // Psychol. Rep. 1991. — V.71,№ 3 Pt. l, pp. 687−690.
- Petrovsky M. Birkimer J. 'I he relationship among locus of control, coping styles and psychological symptom reporting // J. Clinic. Psychol.-1991.-V.47(3).-P.336−345.
- Pines A.M., 7aidman N.Israeli Jews and Arabs. Similarities and differences in the utilization of social support// Journal of Cross-Cultural Psychology. 2003. Vol.34. P.465−480
- Rosenberg M. Society and Adolescent Self-image. Princeton. 1965. — 326
- Rotter J.B., Chance J., PharesE.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972.
- Rotter, J.B. «Generalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforcements,» Psychological Monographs: General and Applied (Vol. 80(1), No. 609, 1966).
- Sarazon B.R. et. al. Interrelations of social support measures: Theoretical and practical implications // J. of Person. And Soc. Psychol. -1987.-V.52.-P.813−832.
- Treharne G. J., Lyons A.C., Tupling R.E. The effects of optimism, pessimism, social support and mood on the lagged relationship between daily stress and symptoms // Current Research in Social Psychology. 2002. Vol 7. N.5
- Wills T.A. Help-seeking as a coping mechanism // C.R. Shyder, C. Ford (Eds.) Coping with Negative Life Events/ N. Y: Plenum. 1987.-P. 19−50.
- Wills T.A. Stress and Coping factors in epidemiology of substance use //1/ Kozlovski et. al. (Ens.) Research advancees in alcohol and drug problems. N.Y.:Plenum, 1990.-P.215−250.
- Wills T.A. Stress and coping in early adolescence: Relation-ships to substanct use in urban school samples // Health psychology.-1985.-№ 5.-P.503.-529.
- Zimet G.D. et. al. The multidimensional scale of perceived social support // J. of Personality assessment/-1988.-V.52.(l).-P.-30−41.