Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стадии социального познания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждый человек, которого мы встречаем на своем пути, обладает большим количеством характеристик. Поэтому для его категоризаци могут быть использованы самые разные категории. Доступность категории — легкость, с которой она приходит в голову человеку, — определяется особенностями категории, индивидуальными предпочтениям и предпочтениями окружающих людей. Прайминг оказывает влияние на все стадии… Читать ещё >

Стадии социального познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование представления о другом человеке или событии — это длительный процесс, включающий в себя несколько стадий: от первичного восприятия информации до вынесения окончательного суждени (рис. 1.4).

Стадия восприятия. Сначала человек «кидает» беглый взгляд на партнера или ситуацию. Поскольку наша способность к анализ информации ограничена, мы обращаем на одних людей, явления, события большее внимание, чем на других, легче замечаем одни свойств объектов, чем другие. Вероятность, что объект (отдельные свойства) В привлекут наше внимание и будут восприняты, определяется тремя факторами: выпуклостью, отличием от окружающего и доступностью (рис. 1.5).

Стадии социального познания.

Рис. 1.4. Стадии социального познания.

Факторы восприятия информации.

Рис. 1.5. Факторы восприятия информации.

Стадия первичной категоризации. Тот человек, явление или событие, которые были замечены на первой стадии, подвергаются первичной категоризации. Анализируя свойства объекта, которые привлекли наше внимание, мы подбираем социальную категорию.

Каждый человек, которого мы встречаем на своем пути, обладает большим количеством характеристик. Поэтому для его категоризаци могут быть использованы самые разные категории. Доступность категории — легкость, с которой она приходит в голову человеку, — определяется особенностями категории, индивидуальными предпочтениям и предпочтениями окружающих людей.

Особенности категории. Человек чаще использует категории, классификацию которых можно осуществить на основе хорошо заметных внешних атрибутов: цвета кожи, строения лица или фигуры, одежды акцента — или выделяющегося поведения.

Индивидуальные предпочтения. Каждый человек отдает предпочтение одним категориям перед другими. Например, расисты обращают внимание прежде всего на расовую (этническую) принадлежность партнера.

Предпочтения окружающих. Человек чаще использует категории, которые часто упоминаются в общественных дискуссиях; он чаще категоризует партнера по признаку пола, этнической или религиозной принадлежности, если окружающие делают то же самое.

Первая выбранная категория оказывает большое влияние на анализ информации о человеке, явлении или событии. Она запускает схем и создает ожидания, которые направляют дальнейшую обработк информации. Однако сила воздействия схем зависит от того, каку стратегию анализа информации человек выбирает на следующей стадии.

Праймингом (priming) называют процесс, в ходе которого предъявляемый человеку стимул актуализирует в его сознании отдельные характеристик или социальные категории. Стимулом может стать визуальное изображени (логотип университета, государственный флаг), слово (например, «уверенный в себе» или «неуверенный в себе»), воспоминание (допустим, о первой любви), видеорепоратаж (например, криминальные новости) и т. д. Так демонстрация человеку эмблемы конкретного университета активизируе в его сознании категорию «студенты университета X», а предъявление слов связанных с уверенностью в себе, — соответствующую личностную черту.

Прайминг оказывает влияние на все стадии обработки информации о человеке, явлении, событии. На первой стадии он привлекает внимани к определенным людям, явлениям, событиям. Например, человек, недавн посмотревший репортаж о драках с участием футбольных болельщиков, обратит большее внимание на людей в шарфах с футбольной символикой.

На второй стадии прайминг помогает интерпретировать информацию: человек, недавно посмотревший репортаж о драках с участием футбольны болельщиков, будет ожидать от прохожего в футбольном шарфе агрессивны действий.

И наконец, на третьей стадии он выступает в качестве критерия сравнения интересующего нас человека, явления, события с другими похожими стимулами. Так, человек, недавно посмотревший репортаж о драках с участием футбольных болельщиков, будет сравнивать поведение прохожего в футбольном шарфе с тем, что увидел в новостях.

Как следствие, прайминг может вызывать эффекты ассимиляции и контраста.

В случае ассимиляции человек обращает большее внимание на те характеристики партнера или события, которые соответствуют исходному стимулу, интерпретирует его поведение в соответствии с этим стимулом и приписывают ему соответствующие черты. Например, человек, получивший прай-минг «самодовольный», оценивает партнера (персонажа, о котором он получил информацию после предъявления прайминга) как более самодовольного, чем тот, кто получил прайминг «скромный».

В случае контраста человек приписывает партнеру или событию характеристики, противоположные содержанию исходного стимула. Как правило, человек, получивший прайминг «самодовольный», оценивает партнера ка более скромного; получивший прайминг «уверенный в себе» — как мене уверенного и т. д.

Эффект ассимиляции возникает чаще, чем эффект контраста. В основном эффект контраста появляется, когда человека предупредили о готовящемс на него воздействии или он сам догадался об этом. В данном случае он старается компенсировать возможную предубежденность и приходит к противоположным выводам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой