Сравнение показателей в соответствии с тремя использованными психологическими методиками проводилось, во-первых, для совокупной выборки в 258 человек, где основным внешним критерием, или аналогом независимой переменной, или влияющим на психологические показатели фактором, выступал фактор «принадлежность к группе».
В качестве шкал психологических показателей анализировались: 21 показатель синдромов по полустандартизованному интервью (шкалы I—XXI); суммарный показатель психопатии по опроснику П. Фрика (обе эти методики впервые апробировались на российских выборках); шкалы опросника Т. Ахенбаха, по которым ранее были опубликованы сравнительные данные для российской и американских выборок.
Список переменных, получаемых с помощью использования K-SADS, дан в названиях шкал методики и раскрывается нами по ходу обсуждения установленных эффектов.
В главе 4 приведены те переменные внешних условий, которые рассматривались как шкалы нарушений социальной (и семейной) экологии, т. е. условий жизни ребенка.
При обработке данных использовался анализ частотных данных, а также схемы однофакторного и многофакторного дисперсионного анализа. С его помощью определись эффекты изменений психологического профиля подростков, связанные:
- 1) с принадлежностью их к выбранным по внешнему критерию группам;
- 2) уровнями переменных «внешних условий»;
- 3) выраженностью психопатологической симптоматики.
Специально анализировался ряд коморбидных (сопутствующих поведенческим отклонениям) переменных. Для подростков психиатрической выборки дополнительно проанализированы эффекты попадания их в группу с тем или иным диагнозом, а также внутригрупповые эффекты условий жизни. Соответственно в отдельные главы были выделены результаты решения нами конкретных задач, определивших направления обработки данных.