Индивидуально-типологические особенности подростков с художественно-изобразительными и языковыми способностями
![Диссертация: Индивидуально-типологические особенности подростков с художественно-изобразительными и языковыми способностями](https://westud.ru/work/2858014/cover.png)
Диссертация
В современном мире происходит осознание того, что способности, одаренность, талант — существенное богатство для каждой страны и каждого общества. Поэтому одной из актуальных задач для современной системы образования является — как воспитать и подготовить творчески мыслящих, инициативных и широко образованных людей (Г.Ревеш, Г. Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн). По словам Террела X. Белла (США), «лидирующей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методолгические и теоретические проблемы общих и специальных способностей
- 1. 1. Понятия общих и специальных способностей в общей и дифференциальной психологии
- 1. 2. «Языковые способности: коммуникативные и когнитивные компоненты языковых способностей
- 1. 3. Специальные художественно-изобразительные способности
- Глава 2. Организация и методы комплексного исследования
- Глава 3. Языковые способности: типологический и нейропсихологический подход
- 3. 1. Результаты комплексного изучения типологии языковых способностей у подростков в общеобразовательной школе и школе с углубленным изучением английского языка
- 3. 2. Языковые способности у подростков-художников
- Глава 4. Исследование типов художественной одаренности
- 4. 1. Интлеллектуальные компоненты способностей
- 4. 2. Личностные компоненты способностей
- 4. 3. Сравнительный анализ специальных языковых и художественно-изобразительных способностей
Список литературы
- Акимова М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: Автореферат докт. дисс. — М., 1999. — 44 с.
- Александровская Э.М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кэттелла (Методическое пособие). -М.: Фолиум, 1993.-40 с.
- Александровская Э.М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттелла (Методическое пособие). М.: Фолиум, 1993. — 40 с
- Аминов Н.А. Дифференциальная психодиагностика педагогических стилей. -М., 1997.- 167 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л, 1969.
- Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество. Сборник. Л., 1982, с. 236−242.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Книги 1 и 2 / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. -М.: Педагогика, 1982.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.-184 с.
- Арцишевская Е.В. Индивидуально-типологические особенности подростков с художественно-изобразительными способностями // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 28: Научный журнал. СПб. — 2008. с. 8−17.
- Арцишевская Е.В. К типологии художественной одаренности // РПО Ростов-на-Дону, 2007.
- Балонов Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и не доминантного полушарий. Л., 1976. — 218с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Из-во МГУ, 1990, 367с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424с
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Издательство: МПСИ, 2004. 240 с.
- Безруких М. М. Дети с трудностями обучения письму и чтению //Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати (Серия «Психология детства») Екатеринбург, «У-Фактория», 2006, Часть II, стр.307−371.
- Белый Б.И. Особенности переработки информации в правом и левом полушарии мозга человека// Журнал неврологии и психиатрии. -1982.-Т.82.- Вьга.7, — С. 66−81.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., Просвещение, 1965. 211 с.
- Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. /Издание подгот. Вал. А. Луков, Богданов Н. Типология индивидуальности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. — 384 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Выпуск I. М.: МИОО, 2005. — 176 с.
- Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию // Известия АПН РСФСР. Вып.З. М., 1946. С. 98−104.
- Большунова Н.Я. Взаимосвязь индивидуальных различий по параметру произвольность-непроизвольность регуляции с особенностями соотношения сигнальных систем./Автореферат./ М., 1982. 20 с.
- Борисова М.Н. Методика определения соотношения первой и второй сигнальных систем в условиях зрительного запоминания // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1956. С.307−332.
- Брагина Н.И., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. -М., 1981.-288 с.
- Брехт Р.Ф., Дэвидсон Д. Е., Гинсберг Р. Б. Эмпирические исследования развития речевой компетенции в условиях изучения иностранного языка за рубежом (на примере американских студентов, изучающих русский язык) //
- Доклады американской делегации на VII Международном Конгрессе МАПРЯЛ. 10−17 августа 1990. -М., 1990. С.123−152.
- БСЭ. Т. 9, Т 12. М.: Советская энциклопедия, 1972
- Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М., 1954, стр. 118—119.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. — 320 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. (Проблемы общей психологии). Т.2. -М.: Педагогика, 1982. 504 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. (Проблемы развития психики). Т.З. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта Законы и последствия М.:Мысль, 1996.
- Гельвеций К.А. Соч. В 2-х т. М.: 1974.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 320 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М.: М Ир, 1999.
- Голицын Г. А,. Данилова О. Н., Каменский B.C., Петров В. М. Факторы межполушарной ассиметрии в творсеском процессе (опыт колличественного анализа) // Вопросы психологии. 1988. № 5. с. 150−156.
- Голицын Г. А., Петров В. М. Показатели межполушарной ассиметрии творхеского процесса в изобразительном искусстве // Вопросы психологии. 1989. № 5. с. 148−153.
- Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность- Дубна «Феникс», 2005.-512 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность-М.: Прометей, 1993.306 с.
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти. М., 1980.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970-
- Гуружапов В.А. Развитие понимания младшими школьниками искусства в процессе обучения живописи: Автореф. канд. дис. -М., 1983. 17 с.
- Гуружапов В. А. Понимание школьниками образа человека в произведениях живописи и графики // Вопросы психологии, 1995. № 4. с.28−35,
- Гуружапов В.А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста (на материале живописи и графики): Автореф. доктр. Дисс. М., 2002.
- Гусева Е.П., Левочкина И.А, Печенков В. В., Тихомирова И. В. Эмоциональные аспекты музыкальности // Художественный тип человека. Комплексные исследования /Научные редакторы В. П. Морозов, А. С. Соколов.-М., 1994. С. 122−138.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. 423 с.
- Дидро Д. Избранные сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1986.
- Дружинин В.Н. Психология способностей. М.: Институт психологии РАН, 2007. 544 с.
- Дружинин В. Н Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) // Психология общих способностей" 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.-368
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
- Егорова М.С., Марютина Т. М. Онтогенетика индивидуальности человека // Вопросы психологии, 1990. № 3. с. 9−16.
- Егорова М.С. Генотип. Среда. Развитие.- М.: ОГИ, 2004.- 576с.
- Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизио-логические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. 1989.№ 6. с. 128−135.
- Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество (Избранные труды). М.: Лабиринт, 1998.-368 с.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979. -184 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке М.- Просвещение, 1978. 160 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Е.И.Игнатьев, Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению // Психология рисунка иживописи М.: Из-во Академии пед. наук СССР. 1954. с. 69 — 105.
- Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. -М.: Наука, 1995. 382 с.
- Имедадзе Н.В. Экспериментально-психологическое исследование овладения и владения вторым языком. Тбилиси, 1979. -230 с.
- Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности // Способности и склонности. М., 1989. С. 103−128.
- Кабардов М.К. Коммуникативный и лингвистический типы овладения иностранным языком в разных условиях обучения // Школа здоровья. 1997. № 1. С.72−86.
- Кабардов М.К. О диагностике языковых способностей //Психологические и психофизиологические исследования речи. -М.: Наука, 1985. С. 176−202.
- Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные состовляющие языковых способностей.: Автореф док. дисс.: М., 1983. 54 с.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е. В. Типология языковых способностей // Способности: К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова) /Под ред. Э. А. Голубевой. Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. С.259−288.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е. В. Языковые и коммуникативные способности и компетенции // Вопросы психологии. № 1. 1996. С. 34−39.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е. В. Языковые способности: технологии обучения и стратегии усвоения // 1-я Всероссийская психологическая конференция. 31 янв.-2 февр.-М., 1996.
- Кабардов М.К., М.А. Матова. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей //Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 106−115.
- Калмыкова З.И. Продуктивность мышления как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Каспарова М.Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитие у школьников // Иностранные языки в школе, N5, 1986а. С. 17−21.
- Кепалайте А.П. Знак эмоциональности и особенности интеллекта в плане межполушарных отношений: Автореф. канд лис. -М., 1982. 24 с
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости оттипологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969.-278 с.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 303 с.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. / Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 1987.—176.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Том II: Способности. Л.:Изд-во Ленинградского университета, 1960. — 304 с.
- Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. с. 128−135.
- Конопкин О.А., Осницкий А. К. Логика развития общей способности к осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Материалы IV съезда Всероссийского общества психологов. СПб., 2003.
- Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека. Автореф. док. дис. М. 1984.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М.:Просвещение, 1968.-430с.
- Кузьмичева И.А. Психологический анализ развития иноязычной речи в ходе коммуникативного обучения: Автореф. канд. дисс. М, 1975. -24 с.
- Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 864 с.
- Лабунская Г. В. Работа с детьми по изобразительному искусству. М., Изд.акад.пед.наук РСФСР, 1955.
- Лакин Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биол. спец. вузов 4-е изд., перераб. и доп. — М.: высш. шк., 1990. — 352 с.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М.: Педагогика, 1960. — 216с.
- Лейтес Н. С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982
- Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М. Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-448 с.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Смысл, 1997.-365 с.
- Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 53
- Леонтьев А. Н Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
- Лурия А. Р. Курс общей психологии. Лекции. Эволюционное введение в психологию. М., 1970.
- Мактамкулова Г. А. Возрастные и индивидуально-типические различия учащихся в усвоении иностранного языка: Автореф. канд. дис. М., 1996. -24 с.
- Малешина М.С. Индивидуально-типологические предпосылки овладения иностранным языком: Автореф. канд. дисс. М., 1992. — 18 с.
- Малых С.Б. Проблема наследственности в современных психологических исследованиях//вопросы психологии. 2004. № 2. с. 136−148.
- Малых С.Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998. — 742 с.
- Маркова А. К., Абрамова Г. С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 99.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989, № 6.
- Мейман Э. Учение об одаренности и характере на психологической основе // Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей. Классические тексты / Под ред. A.M. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. 368 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как художественной одаренности: Автореф. канд. дис. М., 1976.-18 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 22−30.
- Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. 1998. № I.e. 76−82.
- Мелик-Пашаев А.А. психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. С. 15−23.
- Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -271 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. М., 1985. — 28 с.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н., Адаскнна А. А., Чубук Н. Ф. /Под ред. А.А. Мелик-Пашаева. Психология одаренности: художественная одаренность. Выпуск 2. — М: МИОО, 2005. С. 56.
- Мелхорн Г. и Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. М., 1987.
- Мельников В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности / Под редакцией Е. А. Климова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.
- Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы // Художественный тип человека. Комплексные исследования /Научные редакторы В. П. Морозов, А. С. Соколов.-М., 1994. С. 86−102.
- Небылицын В. Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.- 1982.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 255с.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Московского университета, 1972. — 155 с.
- Одаренные дети: теория и практика /Общ. Ред. В. И. Панова. М., 2001. -212 с.
- Одаренные дети. Пер. с агл./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991.-376 е.
- Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Под общей редакцией А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. с. 5−19.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.-Нальчик, 1996.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. с. 5−19.
- Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. проф. Д. Б. Богоявленской. Составители: Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская. -М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.
- Павлов И.П. Полное собрание трудов, т. III. М., 1949, стр. 567.
- Панов В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности. //Прикладная психология. 1998. № 3. с 33−48.
- Печенков В.В. Проблемы индивидуальности: общие и специально человеческие типы ВНД // Способности: к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. -М., 1997. С.189−218.
- Пешковский A.M. Сборник статей. Л.: ГИЗ, 1925. — 189 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 528 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
- Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выготского о детском художественном творчестве // Вопросы психологии. 1997. № 1. с. 98−106.
- Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2 класс. (Система Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова): Пособие для учителя. -М.: Вита-Пресс, 2004. 256 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 304
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.
- Проблемы способностей в советской психологии. Сб. науч. ст. /Редкол.: А. А. Бодапев (отв. ред.), А. М. Матюшкин (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1984. — 144 с.
- Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, т 2, 1960. — 653с.
- Психологические основы обучения неродному языку: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. М.: Издательство Московского психолого-социальногоинститута- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 448 с. (Серия «Библиотека психолога»).
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.
- Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. -М.: ИПРАН, 2000.
- Рабочая концепция одаренности. / Отв. редактор Д. Б. Богоявленская, науч. редактор В. Д. Шадриков 2-е изд. расш. и перераб. — М., 2003. — 94 с.
- Равич-Щербо И.В. О природных предпосылках индивидуальности // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
- Равич-Щербо И. В. Роль среды и наследственности. М.: Педагогика, 1988.
- Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991.
- Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. Классические тексты / Под ред. A.M. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. 368 с.
- Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. М., 1980.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека /Под ред И.В.Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988.
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение, 1981 192 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. М.: Педагогика, 1989
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. 352 с
- Сабурова Г. Г. К сопоставлению процессов чтения и аудирования // Научные труды IМГПИИЯ, М., 1973. Т.З. 4.1. С.62−70.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. -М.: Изд-во МГУ, 1978. 73 с.
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. -М.: Прогресс, 1976. 350 с.
- Смирнова-Бауэр Е. А. Межполушарная асимметрия мозга и технологии обучения иностранному языку. Монография. М.: Издательство МГОУ, 2007.-154 с.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Асимметрия мозга. М., 1983.-256 с.
- Соссюр Ф де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 696 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.-232 с.
- Сыэрд Ю. О влиянии типологических особенностей по соотношению сигнальных систем на усвоение знаний в IV-V классах: Автореф. канд. дисс. Вильнюс, 1970. 54 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 531 с
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Под ред. Э. А. Голубевой и др. М.: Наука, 2003.
- Теплов Б.М. Способность и одаренность // Избранные труды: В 2-х тт. М., 1985.
- Тихомирова И.В. Типологический и димензиональный подходы в изучении ориентировочной активности // Способности: к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. М., 1997. — С.219−230.
- Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа // Психологический журнал. Т. 10. № 1. 1989. с. 107−115.
- Ушаков Д.В. Три теории тестов интеллекта // Одаренные дети: теория и практика. Материалы российской конференции (Москва, 28−30 марта 2001 г.) /Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО МГППИ, 2001.- С. 205−207.
- Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности. -Рязань: «Узоречье», 2002. 362 с.
- Холодная М.А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С.66−75.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
- Хомская Е. Д. Ефимова И.В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Российское пед. агентство, 1997.
- Флоренский П.А. Собр. Сочинений в 4-х тт. М.: Правда, 1990.
- Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
- Художественный тип человека. Комплексные исследования /Научные редакторы В. П. Морозов, А. С. Соколов. М., 1994.
- Чепель T. J1. Индивидуально-типические способы и предпосылки овладения школьниками орфографией родного (русского) языка: Канд. дисс. -М., 1988.
- Червонцева М.В. Соотношение креативности с профилями функциональной асимметрии и когнитивными стилями // Одаренные дети: теория и практика /Под общ. ред. В. И. Панова. М., 2001. С. 212.
- Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. A.M. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. 368 с.
- Черемошкина J1.B. Психология памяти: Структура и развитие мнемических способностей. М., 2001.
- Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1986. № 3. с. 78−89.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию (способности человека). М.: МОСУ, 2001.-66 с.
- Шадриков В.Д. Интеллектуальные операции. Издательство Логос, 2006. — 108 с. Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В. Н. Дружинин.
- Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / /В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991.
- Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П.Болтунова- Под ред. В. А. Лукова. — СПб., 1997. -127 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.- 428 с.
- Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 448 с.
- Щегаль Г. Колорит в живописи. Заметки художника. М., Изд. «Искусство», 1957.
- Шнейдерман Б. Психология программирования: Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М., 1984
- Эльконин Д.В. и Драгунова Т.В. (ред.). Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967. — 360 с
- Экземплярский В.М. Проблема одаренности. М., 1923.
- Юнг К. Г. Феномен одаренности. Классические тексты / Под ред. A.M. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. 368 с.
- Юркевич B.C. Другая одаренность // Семья и школа. 1995. № 9.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
- Якобовиц Леон Н. Изучение иностранного языка. (Опыт психолингвистического анализа) // Методика преподавания иностранного языка за рубежом. -М., 1976. Вып.2. С.109−123.
- Argyl М., Dean J. Eye contact, distance and. affiliation // Sociometry, v. 28, 1965, pp. 302−305.
- O’Boyle M.W., Hellige J.B. Hemispheric asymmetry & individual differences in cognition // Learning & Ind. Diff., 1989. -No.l
- Burke B.F., Chrisler J.C. The creative thinking, environmental frustration & self-concept of left & right-handers// Creativity Research J., 1989. N 2.
- Camugli S. Intuition, et reflexion dans Tenseignement des langues vivantes //Les langues modernes, 1931, n°.2, pp. 124−128.
- Cartel R.B. Eber H.W. Tatsuoka M.M. Handbook for the 16 personality factor questionnaire. Champaigh, II., IP AT, 1970.
- Coren S. Differences in divergent thinking as a function of handedness & sex// Am. J. of Psychol. 1995. — V. 108. — N 3.
- Fries Ch.C. Teaching and learning English as a foreign language. By Charles C. Fries. Ann Arbor, Univ. of Michigan, 1947. YII, 153 p.
- Gauvenet H., Guberina P., Neveu P., Rivenc P., Vettier B. Le framais par la methode audio-visuelle. (Grammaire). Paris, Didier. 1965. — 55 p.
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. McGraw Hill, N.Y., 1967, 538 p.
- Kawszynski A.S. The two Psychological Types of language.- Students // The Modern Language J. 1951. No.2, pp.113−118.
- Kimura D. Cerebral dominance and the perception of verbal stimuli // Canadian J. Psychol. 1965. V. 15 P. 166—178.
- Lado R. Language Teaching. A scientific approach. N.Y., San Francisco, Toronto, London: McGraw-Hill, Inc., 1964, XIY.- 239 p.
- Lado R. Language testing. The construction and use of language foreign tests. London: Longmans, 1961, XXIII, 389 p.
- Loehlin J.C., Willerman L., Horn J.M. Personality resemblance in adoptive families: A 10-year follow-up // J. Personality & Social Psychology. 1987. 53, pp.961−969.
- Mauger G., Brueziere M. Le fran3ais accelere', (Methode intensive de fran3ais parle1 pour adultes). Paris, Librairis Hachette, 1979 186 p.
- Methode audio-visuelle de Fran3ais. Ce cours a ete realise' selon les principes structuraux globaux audio-visuels definis par P. Gouberina et P. Rivenc, Paris -Bruxelles, 1962.- 103 p.
- Bach, G. & Niemeier, S. (Hg.): Bilingualer Unterricht. Grundlagen, Methoden, Praxis, Perspektiven (3. Aufl.). Frankfurt am Main, 2005.
- Bildungsstandards fur die erste Fremdsprache (Englisch/Franzosisch) fur den Hauptschulabschluss (Jahrgangsstufe 9). Miinchen: Kluwer, 2005.
- Europarat: Gemeinsamer europaischer Referenzrahmen fur Sprachen: Lernen, lehren, beurteilen. Berlin: Langenscheidt, 2001.
- Europeische {Commission: Der Fremdsprachenunterricht an den Schulen in Europa. Brussel, 2001.
- Europeisches Portfolio der Sprachen. Weitere Informationen unter: http ://culture2 .сое .int/portfolio
- Jaffke, C.: Fremdsprachenunterricht auf der Primarstufe. Seine Begrtindung und Praxis in der Walldorfpadagogik (2. Aufl.). Weinheim, 1996.
- Maier, W.: Fremdsprachen in der Grundschule. Eine Einfuhrung in ihre Didaktik und Methodik. Berlin, Miinchen, 1996.
- Schmid-Schonbein, G.: Didaktik: Grundschulenglisch. Berlin, 2001.
- Zydatifl, W.: «Bilingualer Sachfachunterricht in Deutschland: eine Bilanz». Fremdsprachen Lehren und Lernen 36 (2007), 8−25.b