Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие компонентов психологической структуры социального интеллекта младших подростков в условиях школьного и дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социокультурной развивающей среды, предоставляющей возможность содержательного общения младших подростков со сверстниками и с учителем в учебной деятельности, являются: организация атмосферы открытости, доверия, ненасилия и положительных переживанийбезоценочное позитивное принятие учителем ответов детейсоздание креативной среды по таким параметрам, как проблемность, информационная… Читать ещё >

Содержание

  • I глава. Теоретический анализ исследований по проблеме изучения 9 социального интеллекта и особенностей его развития у детей в современной отечественной и зарубежной педагогической психологии
    • 1. 1. Понятие, сущность и структура социального интеллекта
    • 1. 2. Взаимосвязь социального интеллекта и социальной 21 компетентности. Новый подход к проблеме социального интеллекта в отечественной педагогической психологии
    • 1. 3. Анализ психологических условий развития социального 29 интеллекта в старшем дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте
    • 1. 4. Психолого-дидактический анализ современного дополнительного 55 образования как социально-психологической развивающей среды
    • 1. 5. Постановка проблемы исследования 58 Цель, предмет, гипотезы, задачи работы
    • 1. 6. Выводы по I главе
  • II глава. Исследование особенностей коммуникативно-личностного 69 развития младших подростков в образовательной среде
    • 2. 1. Цель, задачи и методы констатирующего исследования 69 Общая характеристика испытуемых
    • 2. 2. Интерпретация результатов констатирующего исследования
    • 2. 3. Выводы по II главе
  • III глава. Развитие основных компонентов социального интеллекта 122 младших подростков в условиях неформального общения со значимыми взрослыми и сверстниками
    • 3. 1. Задачи и основные направления формирующего эксперимента
    • 3. 2. Результаты формирующего исследования по изучению 153 особенностей развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков
    • 3. 3. Выводы по III главе 1
  • Заключение 173 Библиографический
  • список
  • Приложения

Актуальность исследования. Проблема развития социального интеллекта в настоящее время активно обсуждается в трудах отечественных и зарубежных психологов (М.И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, A.JI. Южанинов, Р. Стернберг, Р. Селман и др.), причем предметом специального рассмотрения данная тематика стала сравнительно недавно. Отдельные вопросы, касающиеся развития социального интеллекта, изучались в исследованиях, близких по значению понятий: «коммуникативная компетентность» (H.A. Аминов, A.A. Кидрон, Е. В. Коблянская, М. В. Молоканов, JI.A. Петровская, Р. Стернберг), «социальная компетентность» (A.A. Бодалев, Ю. М. Жуков, O.K. Тихомиров), «социальная одаренность» (В. Сиск), «коммуникативный потенциал» (В.В. Рыжов, Г. В. Сорокоумова).

В начале XX века Э. Торндайк (1920 год), впервые употребил понятие «социальный интеллект», обозначив его как способность к мудрости и дальновидности в человеческих отношениях. Г. Оллпорт (1937) описывает социальный интеллект как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях.

Многие авторы (Д. Китинг, Дж. Гилфорд) определяют социальный интеллект как самостоятельную группу основных ментальных способностей в противовес способностям академического или формального интеллекта. Р. Селман (1995), изучая этапы развития социального интеллекта, пришел к выводу о том, что для достижения высшего уровня его развития желательно, но не обязательно, чтобы ребенок достиг высшей стадии интеллектуального развития. Автор утверждает, что дети с поведенческими проблемами зачастую обнаруживают высокую успешность в заданиях на общий интеллект, но не справляются с заданиями на социальный интеллект.

Имеющиеся в отечественной психологии работы затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности (H.A. Аминов, М. В. Молоканов, М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов и др.), а также описывают предполагаемую структуру и функции социального интеллекта.

Новый подход к проблеме социального интеллекта разработан в трудах В. Н. Куницыной (1991). Автор считает возможным выделить отдельный аспект этого сложного явления — коммуникативно-личностный потенциал, который является достаточно обобщенным и позволяет приблизиться к пониманию специфической структуры социального интеллекта, особенностей его функционирования на разных возрастных этапах.

Развитие компонентов психологической структуры социального интеллекта младших подростков в условиях школьного и дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таким образом, вопросы о том, какое по содержанию и форме общение со сверстниками и взрослыми необходимо младшему подростку, какие особенности социального интеллекта детей могут служить механизмом реализации такого взаимодействия и какие психологические условия для 4 этого необходимы, составляют главную проблему нашего исследования. Существенной, актуальной и малоизученной можно также назвать проблему преемственности в развитии основных компонентов социального интеллекта от младшего школьного возраста к подростничеству.

Мы рассматриваем социальный интеллект как совокупность социально-личностных возможностей младшего подростка, обеспечивающих его адаптацию в обществе, встраивание в социальные отношения, обусловливающих успешность социального взаимодействия. Являясь согласованной группой ментальных способностей, обеспечивающих самопознание, саморазвитие, умение прогнозировать межличностные отношения, социальный интеллект играет значительную роль в процессе социализации. В работах A.A. Бодалева, В. Н. Дружинина, Ю. Н. Емельянова, М. М. Кашапова, M.JI. Кубышкиной, H.A. Кудрявцевой, В. Н. Куницыной, Д. В. Ушакова, A.JI. Южаниновой, Дж. Гилфорда, О. Джона, С. Космитского, Н. Кэнтора, Г. Оллпорта, Э. Торндайка, Р. Селмана, Р. Стернберга подробно рассматривается проблема формирования и развития социального интеллекта, анализируется его структура, функции, роль в профессиональной деятельности, соотношение с академическим интеллектом.

Мы разделяем точку зрения отечественного психолога H.A. Кудрявцевой (1994), которая утверждает, что существует неоднозначная картина взаимосвязи общего и социального интеллекта: как оказалось, социальный интеллект относительно независим по отношению к общему. Поэтому мы предположили, что в период младшего подросткового возраста необходимо создание специальных психологических условий для становления и развития социального интеллекта детей.

Переход на новые Федеральные государственные стандарты образования предполагает новое качество начального образования: смещение акцентов на воспитание нравственного, инициативного, ответственного гражданина.

России, на развитие компетенций, составляющих основу развития личности, усвоение основных базовых ценностей, сформулированных в 5 государственной программе «Наша новая школа», «Федеральной государственной программе развития образования на 2011;2015 г. г.».

Основываясь на анализе фундаментальных достижений отечественной психологической науки по проблеме развития общения, мы предположили, что наиболее продуктивной социальной средой для развития социального интеллекта в младшем подростковом возрасте является целенаправленное содержательное личностно-ориентированное взаимодействие младших подростков со значимым социальным окружением в форме внеситуативно-личностного общения.

Цель исследования: изучение особенностей социального интеллекта у младших подростков в условиях школьного и дополнительного образования, а также определение эффективных психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие основных структурных компонентов социального интеллекта подростков.

Объект исследования — социальное развитие младших подростков.

Предмет исследования — психологическая специфика, критерии и уровни развития основных компонентов социального интеллекта у младших подростков в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в условиях формального и неформального образовательного пространства.

Гипотезы исследования:

Основная:

В младшем подростковом возрасте складываются уникальные субъективные и объективные предпосылки для развития социального интеллекта, отличные от особенностей младшего школьного возраста и периода зрелого подростничества: появление и дальнейшее развитие личностной значимости учебной деятельности и, на этой основе, новых социальных потребностей взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками.

Частные:

1) социальный интеллект в младшем подростковом возрасте обладает своеобразием психологической структуры, содержательный аспект которой определяется важнейшим психическим новообразованием возрастапотребностью в самопознании — и формированием самоотношенияосновными компонентами психологической структуры социального интеллекта в младшем подростковом возрасте являются: коммуникативно-личностный, включающий в себя возможности осуществления гибкого, личностно-ориентированного взаимодействия с окружающими людьмипсихологические характеристики самосознания (Я-образа, Я-концепции), особенности самоотношения', особенности социальной перцепции, выражающиеся в возможности младших подростков прогнозировать перспективы развития социальных контактов и управлять ими;

2) важнейшим психологическим условием продуктивного развития основных компонентов социального интеллекта у младших подростков является интенсивное внеситуативно-личностное общение со значимыми взрослыми и разновозрастной детской группой в процессе инновационного психологического сопровождения школьного и, особенно, дополнительного образования.

Задачи работы:

1. Изучить и систематизировать психологические исследования по данной проблеме.

2. Определить, применительно к целям работы, понятие «социальный интеллект младших подростков», разработать его структуру, критерии и уровни развития в младшем подростковом возрасте.

3. Разработать диагностическую программу констатирующей части исследованияизучить особенности развития коммуникативной деятельности подростков, их потребностной сферы.

4. Обосновать принципы построения инновационного содержания, а также основные направления его апробации с целью формирования 7 основных структурных компонентов социального интеллекта младших подростков.

5. Проследить динамику изменения уровней развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков в учебной и внеучебной деятельности (дополнительное образование).

6. Изучить особенности развития социально-педагогической компетентности у педагогов дополнительного образования как важнейшего психологического условия успешного развития социального интеллекта младших подростков.

3. Результаты исследования свидетельствуют о том, что наибольшим позитивным изменениям подверглись особенности самоинтерпретации учащихся Э группы, несмотря на незначительный рост уровня развития такой ее составляющей, как самопринятие, что объясняется возрастными изменениями процесса самооценивания, происходящими в младшем подростковом возрасте. Самопредставление учащихся, находившихся в условиях экспериментальной программы, характеризует преимущественно высокий уровень развития, в отличие от испытуемых, не принимавших участие в эксперименте, большинство из которых находится на среднем уровне развития данной составляющей самоинтерпретации. В развитии интерпретации жизненной ситуации учащиеся Э группы также показали более высокие результаты, по сравнению с учащимися К группы. Таким образом, можно сделать вывод, что позитивные изменения, произошедшие у младших подростков под влиянием экспериментальной развивающей программы коснулись обоих структурных компонентов Я-концепции и нашли свое отражение в особенностях поведения учащихся Э группы.

В процессе работы с подростками произошли также изменения в плане углубления профессиональной компетентности педагогов-предметников и педагогов дополнительного образования. Содержание новой компетентности касается проявления у педагогов психологической культуры общенияони овладели внеситуативно-личностной формой общения с младшими подростками, которая является наиболее продуктивной в работе со школьниками изучаемого возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного нами теоретико-экспериментального исследования позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Получены подтверждение и конкретизация исходных гипотез исследования. Установлено, что выделение предподросткового (младшего подросткового) возраста как периода интенсивного развития их социального интеллекта правомерно. Изучена специфика развития важнейших личностных характеристик младших подростков — особенности их Я-концепции и ее составляющих — самоинтерпретации (самопредставления), самопринятия и интерпретации жизненной ситуации как субъективного восприятия своего жизненного опыта и пространства, выражающей действия, направленные на себя и других. В нашем исследовании нашла свое подтверждение мысль Г. А. Цукерман (1995) и других отечественных психологов о том, что отроки 10 — 12 лет обладают высокой самостоятельностью и инициативностью при недостаточной критичности и невозможности осознать отдаленные последствия своих поступковавторы определяют эту особенность как парадоксальность самосознания младших подростков. Результаты нашей работы обосновали необходимость в организации на границе детства и отрочества — в предподростковом возрасте — особой помощи школьникам: в поиске собственной самости, в постановке задач саморазвития. Помощь взрослых в данный возрастной период определяет зону ближайшего развития новой способности — личностной самостоятельности, потребности в самопознании и саморазвитии, что, по нашему мнению, и составляет сущность социального интеллекта младших подростков. В период яркой подростковой проблематики — 13 — 16 летпомощь взрослых уже может быть невостребованной.

2. Наше исследование показало, что продуктивное развитие личностных составляющих психологического здоровья не может происходить стихийно, под влиянием ситуации, и требует создания специальной среды, являющейся стимулом для саморазвития ребенка. Условиями создания гуманистической.

173 социокультурной развивающей среды, предоставляющей возможность содержательного общения младших подростков со сверстниками и с учителем в учебной деятельности, являются: организация атмосферы открытости, доверия, ненасилия и положительных переживанийбезоценочное позитивное принятие учителем ответов детейсоздание креативной среды по таким параметрам, как проблемность, информационная неопределенность, сотрудничество. Поэтому в учебный процесс необходимо включать особым образом построенную службу психологического сопровождения, которую осуществляет психолог совместно с педагогами, особенно — классными руководителями.

3. Анализ результатов исследования убедительно продемонстрировал, что разработанная и реализованная в диссертации стратегия развития основных психологических компонентов социального интеллекта достигла своей цели — по всем выделенным направлениям получены позитивные результаты. Работа с подростками, организованная как система полисубъектного взаимодействия детей (младших подростков) со значимыми взрослыми и сверстниками в школе и особенно в условиях дополнительного образования способствовала развитию важнейших личностных образований, составляющих, по нашему мнению, сущность и возрастную специфику социального интеллекта испытуемых. Попытки некоторых родителей ограничить социальный опыт младших подростков только лишь школьной средой, как убедительно доказало наше исследование, лишило подростков возможности расширить сферу своих коммуникаций, своей социальной практики.

4. В диссертационном исследовании установлено, что важнейшим условием достижения позитивных результатов в развитии основных компонентов социального интеллекта у младших подростков явилась социально-педагогическая компетентность педагогов и психологов образования, которая, в свою очередь, успешно совершенствуется в процессе интегративного профессионального общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Введение в практическую психологию Брест: Изд-во Брестского ГПИ, 1993.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности: Сб. статей / АН СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1997.
  4. , Б. Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально дезадаптированных подростков: Научн. докл. докт. дис. -Екатеринбург, 1997.-С. 17.
  5. , Ш. А. Школа жизни. М., 2000.
  6. , Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1982. Т. 2.
  7. , Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психологич. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2.
  8. , В. А. Введение в психологию здоровья. СПб., 1998.
  9. , А. А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье. Н. Новгород, 2001.
  10. , Л. И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал. Т. 18.-1998.-№ 5.-С. 3.
  11. , Т. В. Самосознание и Я-концепция ребенка. Великий Новгород, 2002.
  12. , Е. С. Развитие эмоциональной гибкости учителя посредством социально-психологического тренинга // Психологическая наука и образование. 2000. — № 1.
  13. , А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
  14. , А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. — Воронеж, 1996.
  15. , Р. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия // Психологическая наука и образование. 2007. — № 1. — С. 93 — 102.
  16. Багданов1ч, I. Метадычныя шлях1 фарм1равання у школьшкау пстарычнай эмпатьп // Пстарыя: праблемы выкладання. 2007. — № 4. — С. 26 — 29.
  17. , И. А. Психологическая безопасность в образовании: теоретические основы и практика внедрения // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы I Международной научно-практической конференции. М., 2004. — С. 414 — 415.
  18. , Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психологический журнал. Т. 1. — 1997. — № 5. — С. 20−23.
  19. , С. С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2004.
  20. , Г. С., Лобзин, В. С., Копылова, И. А. Психологическая саморегуляция. Л., 1987.
  21. , Н. Л. Актерская психотехника как психологическое условие развития эмпатии личности // Вестник Московского государственного ун-та культуры и искусств. 2007. — № 2. — С. 111−114.
  22. , Н. А. Истина и откровение: Пролегомены к критике откровения / Послесл. В. Безносова.- Рус. христиан, гуманитар, ин-т. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманитар, ин-та, 1996. — 383 с.
  23. , Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
  24. , Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческихвзаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческойсудьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского- Послесл. Л. Г. Ионина,
  25. М. С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. — 399 с.176
  26. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступит, ст. с. 5 24.В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  27. , М. В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 170 с.
  28. , Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. М., 2003.
  29. , М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
  30. , А. А. Личность и общение. Избр. труды. М., 1983.
  31. , Л. И. Проблемы формирования личности. М. — Воронеж, 1995.
  32. , В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -М., 1994.
  33. , Б. С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985.
  34. , Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 5 — 6.
  35. , Н. В. Влияние суверенности личностных границ на проявление эмпатии у будущих педагогов и психологов // Психология в вузе. -2008.-№ 1.- С. 47−56.
  36. , Г. В., Карабанова, О. А., Лидере, А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. -М., 1990.
  37. , Т. М. Личностное развитие в условиях самопонимания, опосредованного символами // Вопросы психологии. 2007. — № 1. — С. 93 -102.
  38. , Ф. Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. -2000.-№ 1.
  39. , И. А., Егорова, Е. В., Корте, А. К. и др. Ранняя диагностика -раннее вмешательство: Программа работы с детьми и подростками. Вып. 2. -СПб., 1998.-С. 5.
  40. , Е. П. К человеческому в человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1997. — 239 е.: ил.
  41. , Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  42. , А. Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении.-М.: Знание, 1982.
  43. , А. В. Оценка психологического благополучия школьников // Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25 28 июня 2003 г. Т. 2. — СПб., 2003. — С. 198 — 202.
  44. , JI. С. Антология гуманной психологии. М., 1996.
  45. , JI. С. Детская психология. Собр. соч. в 6 т. Т. 4 М., 1984.
  46. , JI. С. Педагогическая психология. М., 1991.
  47. , JI. С. Проблема возрастной периодизации // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
  48. , JI. С. Проблема возраста: Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., 1984.
  49. , JI. С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т. М., 1983.
  50. , Т. П. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога // Психологическая наука и образование. 1998. -№ 2.-С. 33−38.
  51. , С. А. Возрастная психология. Н. Новгород, 1999.
  52. , В. И. Практическая психология, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: АО «Сфера», 1994.-160 с.
  53. , А. Д. Психологическая компетентность учителя // Высшее педагогическое образование. М., 1991.
  54. , Д. В лабиринте эмоционального интеллекта // Отдел кадров. -2004.-№ 8.-С. 98−100.
  55. , Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004.
  56. , В. В., Слободчиков, В. И., Цукерман, Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. -№ 3−4.
  57. , О. И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен // Психологический журнал. 1988. — Т. 9. — № 2. — С. 108 — 117.
  58. , С. Д. Диагностика образовательной среды: Пособие для учителя / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Пановой. М.: РАО Центр комплексного формирования личности — Черноголовка, 1997. — 190 с.
  59. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. -М., 2000.
  60. , А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987.
  61. , И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. 1988. — № 5.
  62. , И. В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  63. , И. В. Практическая психология. Образование. М.: ТЦ Сфера, 1997.
  64. , И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991. — 232 с.
  65. , Е. А. Формирование социального мышления личности как задача современного образования // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Сер. 1. Педагогические науки. 2005. — № 11. — С. 14−23.
  66. , М. Эмпатия: пережить за другого // Смена. 2007. — № 6. — С. 56−59.
  67. , Ж. Е. Способность к самоопределению как показатель социальной зрелости старшего школьника // Адукацыя в1хаванне. 2006. -№ 10.-С. 35−42.
  68. , В. В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды. В 2-х т. М., 1986.
  69. , А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. — 248 с.
  70. , А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -СПб., 1997.
  71. , Л. И. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993.
  72. Здоровье как фактор социализации личности: Программа Северного учебного округа // Классный руководитель. 1977. — № 5. — С. 49 — 59.
  73. , В. П. Принципы и заповеди психологической педагогики // Магистр. 1996. — № 2.
  74. , В. П., Моргунов, Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М, 1998.
  75. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Вопсович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972.
  76. , Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  77. , И. А. Сокровища духовного опыта // Психологический журнал. 1993.-№ 2.
  78. , И. А. О здоровье // Собр. соч. В 10 т. М.: Русская книга, 1994. -Т. З.-С. 264−269.
  79. , Т. Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста // Психология. 2002. — № 3. — С. 78 — 85.
  80. , А. М. Эмпатия и толерантность как важные составляющие педагогического процесса // Актуальные проблемы современной науки. -2008.-№ 2.-С. 115−117.
  81. , А. В. Опыт психологического исследования феномена эмпатии у младших школьников 9−11 лет // Пс1халопя. 2005. — № 2. — С. 31−37.
  82. , Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994. С. 173 — 175.
  83. , Е. А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей. М., 1997.
  84. , Я. Л. Психология детского коллектива. М., 1984.
  85. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1974.
  86. Кон, И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  87. , С. В. Психологические типы учителей и учащихся // Психологическая наука и образование. 2000. — № 3.
  88. , И. А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002.
  89. , Н. В. Проблема соотношения академического исоциального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии //
  90. Прикладная психология и психоанализ. 2006. — № 4. — С. 3 — 6.181
  91. , Я. Воспитание личности. М.: Просвещение, 1992.
  92. , Е. Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. Т. 22. 2001. — № 4.
  93. , Г., Бокум, Д. Психология развития. СПб., 2004.
  94. , С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С. В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
  95. , Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника: Сб. научных трудов. М., 1983. С. 4 — 11.
  96. , В. Т. Исследование детского развития на рубеже столетий // Вопросы психологии. 2001. — № 2.
  97. , Е. Н., Вотчин, И. С. Мониторинг качества образования в адаптивной модели школы // Развитие личности в современном образовательном пространстве: Сб. научных трудов / Под ред. Н. Я. Болыпуновой. Новосибирск, 2001. С. 95 — 111.
  98. , А. В. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии: Монография / А. В. Курпатов, А. Н. Алехин. М.: Олма Медиа Групп, 2007. — 372 с.
  99. , Г. М. Социальное мышление как форма познавательной активности // Психологический журнал. 2006. — № 1. — С. 10−17.
  100. , М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  101. , В. Искусство быть собой. Луганск, 2000.
  102. , А. А. Психология общения. Тарту, 1975.
  103. , В. Т. Психологические механизмы мотивации. -Новосибирск, 1993.
  104. , Ч. И. Социально-психологические аспекты эмпатии личности // Журнал прикладной психологии. 2003. — № 4 — 5. — С. 100 — 103.
  105. , М. И. Мнение различных участников образовательногопроцесса о критериях эффективности деятельности психологической службы
  106. Психологическая наука и образование. 2000. — № 3.182
  107. , М. И. Взаимодействие школьного психолога с учителями -основа развития их компетентности // Психологическая наука и образование. -1999.-№ 3−4.
  108. , М. И. Противоречия практики взаимодействия школьного психолога с педагогами: анализ результатов исследования // Психологическая наука и образование. 1999. — № 2.
  109. , Л. С. Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки // Педагогическое образование и наука. 2007. — № 2. — С. 13−16.
  110. , Н. Развиваем воображение, рефлексию, эмпатию // Воспитание школьников. 2005. — № 9. — С. 54−56.
  111. , А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  112. , А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. В. Формирование мотивации учения.-М., 1990.
  113. , А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1997.
  114. , А. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья. СПб., 1999.
  115. , О. А., Львова, Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V — VI классов // Психологическая наука и образование. 2001.
  116. , В. С. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: МПО «МОДЭК», 1996.-448 с.
  117. , О. И. В гармонии с собой и миром // Школьный психолог. —1998.-№ 21−22.-С. 8−9.
  118. , Ю. Р. Характеристика толерантных отношений современных подростков к учителям // Вестник Башкирского университета. 2007. — № 3. -С. 212−214.
  119. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.183
  120. , JI. Н. Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Т. 14. -2008. -№ 1. С. 71 — 75.
  121. , Р. С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.
  122. , Л. В. Возрастная психология. М., 1996.
  123. , М. В. Дидактические условия становления социального интеллекта старшего подростка в процессе решения учебно-познавательных задач: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
  124. , А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекция, практика. М., 1995.
  125. , Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  126. , Е. И. Психологическая защищенность подростка в воспитательном пространстве школы как фактор предупреждения подростковой агрессивности // Вопросы совершенствования воспитания, образования: Сб. научных трудов. Хабаровск, 2004. С. 193 — 198.
  127. , Н. Магические метафоры: 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей / Пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 320 с.
  128. , С. А. Развитие толерантности как условие сохранения психологического здоровья подростков: Дис.. канд. психол. наук. -Ставрополь, 2007. 258 с.
  129. , М. А. Эмпатыя у структуры сацыяльнай перцэпцьп дзяцей старэйшага дашкольнага узросту // Весщ Б ДНУ. Сер. 1. Педагопка. Шхалопя. Фшалогш. 2006. — № 1 (147). — С. 54 — 57.
  130. , В. Э. Школьный психолог и педагогический консилиум // Вопросы психологии. 1990. — № 2.
  131. , А. И. Поиск ресурсов повышения психоэмоционального благополучия подростков // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы I Международной научно-практической конференции. М., 2004. С. 50 — 52.
  132. , А. И. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. — № 1.
  133. , К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. — № 1.
  134. , К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  135. , Н. И., Ермакова, И. В. Образовательная среда урока: психологическая характеристика // II Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. М., 2000. С. 205 — 207.
  136. , В. А. Психология духовности. М., 1998.
  137. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М, 1997- СПб., 2004.
  138. Практическая психология: Учебно-методическое пособие / Под ред. C.B. Кондратьевой. Мн.: «Адукацыя i выхаванне», 1997.-212 с.
  139. , А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
  140. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994.
  141. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с.
  142. Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.
  143. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. — СПб, 1998.
  144. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  145. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
  146. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И. В. Дубровиной. М.- Тула, 1993.
  147. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 240−241.
  148. , А. А. Школьная психология: проблемы, теория, практика // Тезисы Всероссийской конференции «Практическая психология в школе: цели и средства». СПб., 1996.
  149. , Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. В 2-х кн. -М., 1999.
  150. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
  151. , К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. 1987. — № 10. — С. 21 — 24.
  152. , В., Ступницкая, М. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль, 2001.
  153. , В. В., Малых, С. Б., Кобозева, В. Г. Анализ развития служб практической психологии образования Москвы // Психологическая наука и образование. 2002. — № 2.
  154. , В. В. Духовно-ориентированный диалог и диалогическая личность // Гуманизм и духовность в образовании: Сб. научных трудов I Нижегородской научной конференции. Н. Новгород: НГЛУ, 1998.
  155. , А. И. Концепция социального интеллекта // Одаренный ребенок. 2006. — № 1. — С. 6 — 18.
  156. , В. Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии. 1995. — № 2.
  157. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И. В. Дубровиной. Н. Новгород, 1995.
  158. , Н. А. Особенности коммуникативной компетентности в подростковом возрасте // Вестшк Маплёускага дзяржаунага ун-та 1мя А. А. Куляшова. 2005. — № 1. — С. 149 — 152.
  159. , В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Тезисы II Российской конференции по экологической психологии. М., 2000. С. 172 — 176.
  160. , В. И., Исаев, Е. И. Психология развития человека. М., 2000.
  161. , В. И., Шувалов, А. В. Антропологический подход в исследовании детской психологии здоровья // Вопросы психологии. 2001. -№ 4.
  162. , В. И., Шувалов, А. В. Антропологический принцип в психологии здоровья // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 91 — 105.
  163. , В. М. Влияние оценки взрослого на формирование отношения к себе у детей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986.
  164. , П. В. Роль социального интеллекта в становлении профессиональной идентичности // Одаренный ребенок. 2006. — № 2. — С. 24−29.
  165. , Н. Роль сказки в формировании эмпатии у детей // Здаровы лад жыцця. 2008. — № 9. — С. 59 — 62.
  166. , Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя начальной школы: Дис.. д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2003.
  167. , Т. Г. Теоретические аспекты проблем социального интеллекта // Весщ БДПУ. Сер. 1. Педагопка. ПЫхалопя. Фшалопя. 2007. -№ 3(53).-С. 53−55.
  168. , Т. В. Уроки жизни (занятие по развитию социального интеллекта у школьников) // Сацыяльна-педагапчная работа. 2005. — № 8. -С. 40−42.
  169. , М. Л. Влияние социального интеллекта студентов на адаптацию к учебному процессу в вузе // Психотерапия. 2007. — № 7. — С. 32−34.
  170. , О. К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  171. , Т. Н., Ушаков, Д. В. Измерение социального интеллекта у школьников. М., 2006.
  172. , М. Развитие эмпатии у подростков // Социальная педагогика. 2004. — № 3. — С. 50 — 59.
  173. , У. В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.
  174. , А. А. Духовное наследие // Психологический журнал. -1994.-№ 2.
  175. , Д. В. Мышление и интеллект // Психология XXI века / Под ред. В. Н. Дружинина. -М.: Пер Сэ, 2003. С. 291 353.
  176. , Д. В. Интеллект: структурно-динмамическая теория. М.: Изд-во ИП РАН, 2003.
  177. Ю. Пряжниковой. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. -С. 274−276.
  178. , Е. А. Социальный интеллект как фактор формирования отношения к социально значимым объектам у представителей различных этнических групп: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2009.
  179. , Т. А. Диалог как метод психологического консультирования (духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. — № 5.
  180. , С. JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
  181. , В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. JI. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  182. , А. Теория и практика детского психоанализа: Пер. с англ. и нем. М.: Апрель-Пресс- ЭКСМО-пресс, 1999. — Т. 1. — 382 е.- Т. 2. — 398 с.
  183. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
  184. , Л. М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. 2000. — № 1.
  185. , Е. В. Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов самооценки у младшего школьника: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1989.
  186. , Г. А. Психология подростка. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 160 с.
  187. , О. В., Кирилина, Т. Ю., Федорова, О. В. Счастливый подросток: Программа профилактики нарушений психологического здоровья. М.: Апрель-Пресс- ЭКСМО-Пресс, 2000. — 224 с.
  188. , Г. А. Десяти двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 3.
  189. , Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. — № 5.
  190. , Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М. — Рига, 1995. — 239 с.
  191. , О. Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. 2005. — № 6. — С. 35 — 45.
  192. , О. Б. Методы диагностики социального интеллекта в детском возрасте // Психологическая диагностика. 2008. — № 3. — С. 57 — 80.
  193. , В. Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.
  194. , С. А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. — 1991. — № 1.
  195. , О. В. Тендерные особенности формирования социального интеллекта младших школьников: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2008.
  196. , А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопросы психологии. 2001. — № 6.
  197. , А. В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2000.
  198. , И. М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское книжное изд-во, 1991.
  199. , В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
  200. Albee, G. W. Revolutions and counterrevolutions in prevention // American Psychologist. 1996. — V. 51. — P. 1130 — 1133.
  201. Becker, P. Primare Pravention. In L. R. Schmidt (Hrsg.), Lehrbuch der Klinischen Psychologic. Stuttgart: Enke. 1984. — S. 355 — 389.
  202. Bower, G. H. Mood and memory // American Psychologist. 1981. — V. 36. -P. 129−148.
  203. Bower, G. H. How might emotions affect learning // S.-E. Christiansen (Ed.) The handbook of emotion and memory: Research and theory. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1992.-P. 3−31.
  204. Berry, D., Broadbent, D. Implicit learning in the control of complex systems // P. Frensch, J. Funke (Eds.). Complex problem solving. 1995. — P. 131 — 150.
  205. Ellis, A. The Impossibility of achieving consistently Good Mental Health // American Psychologist. 1987. — V. 42. — № 4.
  206. Gibbs, John C., Karen, S. Basinger, Dick Fuller. Moral maturity: measuring the Development of Sociomoral Redaction. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum associates publisher- London, 1992.
  207. Donald Wood Winnicott. Babies and mothers. A Merloyd Lawrence Book, 1998.
  208. Mechanic, D. Health and behavior: perspectives on risk prevention // Prevention in health psychology / Ed. by: J. C. Rosen, L. I. Solomon. Hanover L. University Press of New England, 1985. P. 6 — 17.
  209. Prokop, C. K., Bradley, Burish T. G., Anderson, K. O., Fox, I. E. Health psychology: Clinical methods and research. NY: Macmillan Publ., 1991. — XVII. — 509 p.
  210. Schwartz, Sh. H., Bilsky, W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Soc. Ps. 1987. — V. 53 (3). — P. 550 -562.
  211. Simon, H. Making management decisions: the role of intuition and emotion // Academy of management executive. 1987.
  212. Taylor, S. S., Brown, J. D. Positive illusion and well-being revisited: separating fact from fiction // Psychological Bulletin. 1994. — V. 116. — № 1. — P. 21−27.
Заполнить форму текущей работой