Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование возрастных мотивационных особенностей детей дошкольного возраста

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования результатов исследования как для изучения, в целом, мотивационных особенностей детей дошкольного возраста, так и для определения мотивационной готовности детей к дальнейшему школьному обучению. Также результаты проведенной диагностики могут быть интересны родителям детей дошкольного возраста. Концепции… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Мотивационная сфера личности и ее развитие в дошкольном возрасте
    • 1. 1. Общее представление о мотивации личности
    • 1. 2. Основные виды мотивации и их особенности
    • 1. 3. Развитие мотивационной сферы в дошкольном возрасте
  • 2. Практическое исследование особенностей развития мотивационной сферы в дошкольном возрасте
    • 2. 1. Обзор диагностических методик
    • 2. 2. Анализ результатов диагностики
    • 2. 3. Выводы и рекомендации
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список использованных источников

Приложение, А Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника Н. И. Гуткиной 54

Приложение Б Методика «Представь себе» для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе 55

Приложение В Проведение исследования с помощью методики изучения соподчинения мотивов по А. В. Запорожцу 56

Приложение Г Содержание двух серий исследования по методике «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» 57

Приложение Д Корреляционные взаимосвязи результатов (подготовительная группа) 58

Исследование возрастных мотивационных особенностей детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности одна из стержневых в психологии. Мотивации и мотивам посвящено большое количество работ как отечественных (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н, Узнадзе), так и зарубежных авторов (ж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку начали появляться в психологической науке начиная с 20-х гг. XX в. Первой была теория мотивации К. Левина. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса. В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотиваций.

В каждой из теорий обсуждалась и проблема определения самой категории «мотива». В ряде работ «мотив» рассматривается просто как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Действительно же, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (Х. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В. С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа). Тем не менее, большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Цель исследования — изучение основных мотивационных особенностей развития детей в дошкольном возрасте.

Его задачи:

1) изучение и анализ литературных источников по проблеме развития детей в дошкольном возрасте;

2) анализ особенностей мотивационной сферы в рассматриваемом возрасте;

3) подбор диагностических методик;

4) проведение исследования по изучению особенностей развития мотивационной сферы детей дошкольного возраста;

5) количественный и качественный анализ полученных результатов.

Объектом исследования выступают две группы детей дошкольного возраста, а именно: средняя и подготовительная к школе группы, по 20 человек в каждой.

Предметом исследования являются особенности развития мотивационной сферы в данном возрасте.

В качестве гипотезы предполагается, что в среднем дошкольном возрасте преобладают личные мотивы, в отличие от детей из подготовительной группы, у которых преобладающими являются общественные мотивы. Также у детей из средней группы детского сада еще не сформировано соподчинение мотивов.

Методами исследования были: анализ научной литературы; наблюдение; анкетирование; тестирование; опрос; сравнение; методы статистической обработки данных.

Научная новизна заключается в том, что впервые была разработана данная диагностическая программа по исследованию мотивационных особенностей детей дошкольного возраста и проведена на данной выборке.

Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования результатов исследования как для изучения, в целом, мотивационных особенностей детей дошкольного возраста, так и для определения мотивационной готовности детей к дальнейшему школьному обучению. Также результаты проведенной диагностики могут быть интересны родителям детей дошкольного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология Текст: учебник. М.: Академический проект, 2006. 701 с. ISBN 5−902 766−13−3
  2. , Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников Текст. СПб.: Речь, 2005. 121 с. ISBN 5−9268−0355−1
  3. , А. С. Основы возрастной педагогики Текст: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с. ISBN 5−7695−0658-Х
  4. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. СПб.: Питер, 2008. 400 с. ISBN 978−5911−808−464
  5. Большая энциклопедия психологических тестов Текст. М.: Эксмо, 2007. 416 с. ISBN 978−5-699−13 698−8
  6. Возрастная и педагогическая психология Текст: учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. М.: МГОПУ АНОО НОУ, 1999. 234 с. — ISBN 5−8288−0190−2
  7. , Б. С. Детская психология в вопросах и ответах Текст / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Сфера, 2004. 256 с. — ISBN 5−89 144−166−7
  8. , М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития Текст / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. М.: Издательство Института практической психологии, 1998. 256 с. — ISBN 5−89 112−048−8
  9. , Н. И. Психологическая готовность к школе Текст. СПб.: Питер, 2004. 208 с. — ISBN 5−94 723−6257
  10. Детская практическая психология Текст: учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. 255 с. — ISBN 5−8297−0038−7
  11. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. СПб.: Питер, 2008. 512 с. — ISBN 978−5-272−28−6
  12. , О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет Текст. Рн/Д: Феникс, 2008. 317 с. — ISBN 978−5-222−12 894−7
  13. , В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии Текст. М.: Форум, 2005. 287 с. ISBN 5−8199−0131−2
  14. Кон, Р. Л. Педагогическая психология: Принципы обучения Текст. М.: Академический проект, 2005. 735 с. ISBN 5−8291−0266−8
  15. , О. О. Психология раннего и дошкольного детства Текст: учеб. пособие. Рн/Д.: Феникс, 2007. 415 с. — ISBN 978−5-222−12 194−8
  16. , И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Сфера, 2001. — 464с. — ISBN 5−89 144−162−4
  17. Е. М. Возрастная психология Текст: Краткий курс лекций для вузов: учебное пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 173 с. ISBN 5−305−193−5
  18. , А. Г. Общая психология Текст: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 693 с. ISBN 5−272−62−5
  19. , А. Мотивация и личность Текст. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. 352 с. ISBN 978−5-91 180−439−8
  20. , В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество Текст: учебник для студ. вузов. М.: Академия. 456 с. — ISBN 5−7695−0185−5
  21. , Р.С. Психология Текст: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. М.: ВЛАДОС, 2008. 608 с. ISBN 978−5691−011−337
  22. , Р.С. Психология Текст: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, 1995. 512 с. — ISBN 5−09−7 343−0
  23. , Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе Текст / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. М.: ВЛАДОС, 2002. 256 с. ISBN 5−6910−0672-Х
  24. , В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольны и школьный возраст Текст. СПб.: Питер, 2006. 237 с. ISBN 5−469−1 071−6
  25. Педагогическая психология Текст: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. 400 с. ISBN 5−305−83−1
  26. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности Текст / Под. ред. Т. В. Лаврентьевой. М.: ГНОМ и Д, 2004. 144 с. ISBN 5−296−173−7
  27. Психологическая диагностика Текст: учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2003. 652 с. ISBN 5−94 723−626−5
  28. Психология дошкольника Текст. Хрестоматия / Под ред. Г. А. Урунтаевой. М.: Академия, 2000. 408 с. ISBN 5−7695−0685−7
  29. Психология человека от рождения до смерти Текст / Под ред. А. А. Реана. М.: Прайм-Еврознак, 2005. 656 с. ISBN 5−93 878−029−2
  30. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы Текст / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с. ISBN 5−88 687−0504
  31. , М. И. Психология обучения и воспитания Текст. М.: Эксмо-Пресс, 2004. 175 с. ISBN 5−699−6 608-Х
  32. , Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология Текст. СПб.: Питер, 2001. 224 с. — ISBN 5−318−252−8
  33. , Е. Е. Психология развития человека Текст: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с. — ISBN 5−7556−0154−0
  34. , С. В. Педагогическая психология Текст / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006. 223 с. ISBN 5−469−921−1
  35. , А. Г. Практикум по общей психологии Текст: учебное пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 224 с. ISBN 5−89 939−024−7
  36. Г. А. Дошкольная психология Текст: учебник. М.: Академия, 2001. 336 с. ISBN 5−7695−0034−4
  37. И. В. Возрастная психология Текст. — М.: Гардарики, 2007. 352 с. ISBN 978−5-8297−0176−5
  38. , Д. Б. Детская психология Текст. М.: Академия, 2005. 384 с. ISBN 5−7695−2405−7
  39. , В. А. Педагогическая психология Текст. М.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 349 с. ISBN 5−8016−0213−5
Заполнить форму текущей работой