Развитие любознательности детей 6-8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования
Диссертация
Осознанность собственного стремления к новой информации, способов его реализации. Рассмотрение любознательности как многокомпонентного свойства личности поставило нас перед необходимостью реализации комплексного подхода в практическом исследовании. Для определения характеристик каждого-компонента1 любознательности детей 6—7 и 7−8 лет были использованы различные авторские методики, некоторые… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения любознательности как свойства личности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования
- 1. 1. Проблема развития любознательности детей в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования
- 1. 2. Подходы к изучению любознательности в психологических исследованиях
- 1. 3. Проявление любознательности детей 6−7 и 7−8 лет в различных видах деятельности
- 1. 4. Анализ методического обеспечения системы непрерывного дошкольного и начального общего образования по организации развития любознательности детей 6−8 лет
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальное изучение развития любознательности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования
- 2. 1. Организация диагностики любознательности детей 6−8 лет
- 2. 2. Динамика изменения любознательности детей 6−8 лет как возрастного ф еном ена психики
- 2. 3. Психолого-педагогические условия развития любознательности как свойства личности детей 6−7 и 7−8 лет
- 2. 4. Сравнительный анализ динамики развития любознательности детей 68 лет контрольной и экспериментальной групп
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абраменко, В.Л. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера /В-А. Абраменко /ТВопросы психологии.-1970.-№ 4:-С.53−65.
- Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход) /И-В. Абакумова. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2003.-480 с.
- Амонашвили, Ш. А. Развитие познавательной активности, учащихся в начальной, школе /Ш- А. Амонашвили //Вопросы психологии. -1984. -№ 5. -. С.361.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике /Ш.А. Амонашвили.-М.:Издат. дом. Шалвы-Амонашвили, 1995.-496 е.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Е. Ананьев. -М.: Наука, 1977. -380 с.
- Анисимова, Л. П- Организационно-педагогические условия преемственности в подготовке детей к обучению в школе: дис.. канд. пед. наук: /Л.П. Анисимова. -Самара, 1997. -294 с.
- Анциферова, Л.И. Методологические проблемы психологии развития / Л. И. Анциферова //Принцип развития в психологии. -М.: Наука, 1978. -148 с.
- Аржанова, А.И. Изучение" и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся /А.И. Аржанова //Уч. зап. Андижанского пединститута. —1955. -Вып.2. -С.21−29.
- Асеев, В.Г. О диалектике детерминации психического развития /B.F. Асеев //Принцип развития в психологии. -М.: Наука, 1978. —148 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа /А.Г. Асмолов. -М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. -416 с.
- Бадулина, О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования /О.И. Бадулина //Начальная школа. 2002. —№ 1. — С.101−104.
- Базаркина, Е.В. Национально-психологические особенности проявления любознательности учащихся: дис.. канд. психол. наук. /Е.В. Базаркина. -Барнаул, 2001. —211 с.
- Баранова, Э.А. Особенности формирования познавательного интереса в структуре общих способностей к учению у детей 6−7 лет: дис.. канд. психол. наук /Э:А. Баранова. -Нижний Новгород, 1998. -200 с.
- Белошистая, А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника /А.В. Белошистая //Начальная школа. —2003. № 4.-С.68−72. '
- Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. 1966. —№ 3. -С.54 — 60.
- Богоявленская, Д.Б. О подходе к исследованию интеллектуального творчества /Д.Б. Богоявленская //Вопросы психологии. -1976. —№ 4. -С.69−79.
- Богоявленская, Д.Б. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления /Д.Б. Богоявленская, М. Р. Гинзбург //Советская педагогика. -1977. -№ 1. -G.69−77.
- Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста /З.М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991. -206 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. —М.': Просвещение, 1968. -464 с.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания /Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов-на-Дону: «Учитель», 1999. -560 с.
- Брушлинский, А.В. Деятельностный подход и психологическая наука / А. В. Брушлинский //Вопросы философии. -2001. -№ 2. -С.89−95.
- Вахрушева, Л.Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: дис.. канд. пед. наук /Л.Н. Вахрушева. -М., 1997.-176 с.
- Введение в психодиагностику /под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: Академия, 1997. -192 с.
- Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир /Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2006. -240 с.
- Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования /Н.Ф. Виноградова //Начальная школа. -2000. —№ 1. -С. 7−12.
- Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А. П. Владиславлев. -М.: Молодая гвардия, 1978. -175 с.
- Волкова, А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно-развивающего взаимодействия: автореф. дис.. канд. психол. наук /А.И. Волкова. -Ростов-на-Дону, 1998. —13 с.
- Волошина, Е.А. Современная начальная школа: подходы, которые возможно опробовать уже сегодня /Е.А. Волошина //Школа 2100. -Вып.6. -С. 1427
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991.-479 с.
- Выготский, Л.С. Психология /Л.С. Выготский. -М.: Изд-во «ЭКСМО» -Пресс, 2000.-1008 с.
- Гершунский, Б.С. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования /Б.С. Гершунский //Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования /под ред. Б. С. Гершунского. -М.: АПН СССР, 1987.-182 с.
- Годник, С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования /С.М. Годник //Актуальные проблемы непрерывного образования: сб. научн. тр. -М.: НИИО, 1982. -158 с.
- Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы /С.М. Годник. -Воронеж, 1981.-65 с.
- Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д. Б. Годовикова //Вопросы психологии. -1984. -№ 4. -С.34−40.
- Голицин, В.Б. Познавательная активность дошкольников /В.Б. Голицин, Е. И. Щербакова //Педагогика. -1991. -№ 3. -С.43−48.
- Горлова, Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения /Е.Л. Горлова. -М., 2002. -20 с.
- Горохов, В.А. Основы непрерывного образования в СССР /В.А. Горохова, Л. А. Коханова. -М.: Высшая школа, 1987. -383 с.
- Гусарова, С.В. Формирование представлений о технике как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: дис.. канд. пед. наук /С.В. Гусарова. -М., 2000. -189 с.
- Гусева, Т.А. Влияние стиля понимания на особенности проявления любознательности личности: дис.. канд. психол. наук /Т.А. Гусева. Новосибирск, 1998.-154 с.
- Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней /В.В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев //Вопросы психологии. -1997. -№ 1. -С. 3−18.
- Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте /В.В. Давыдов //Возрастная и педагогическая психология. -М.: Просвещение, 1973.-288 с.
- Давыдов, В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста /В.В. Давыдов //Дошкольное воспитание. -1970. -№ 4. -С. 29−35
- Даллакян, A.M. Роль игровой деятельности в развитии познавательных интересов у детей четвертого года жизни: дис.. канд. пед. наук /A.M. Даллакян. Ереван, 1988. -166 с.
- Данилина, Р.А. Осуществление преемственности дошкольного и начального образования /Р.А. Данилина //Начальная школа. -2002. -№ 9. -С.44−47.
- Даринский, А.В. Непрерывное образование /А.В. Даринский //Советская педагогика. -1975. -№ 1. -С. 16−25.
- Денисенкова, Н.С. Формирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду: дис.. канд. психол. наук / Н. С. Денисенкова. -М., 1991. -129 с.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /под ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой, JT.M. Гурович. -Спб.: изд-во «Акцидент», 1995.-288 с.
- Дорохова, В.Ю. Побуждение школьников к активному учению (1—2 классы): дис.. канд. психол. наук /В.Ю. Дорохова. -М., 1972. -224 с.
- Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. -М.: Изд-во ACT, 1997.-336 с.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология /В.Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 2003.-320 с.
- Дусавицкий, А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения: дис.. канд. психол. наук/А.К. Дусавицкий. -Харьков, 1974. -139 с.
- Дягилева, Л.С. Формирование познавательных интересов младших школьников во внеучебной деятельности: дис.. канд. психол. наук /Л.С. Дягилева.-М., 1976.-234 с.
- Жихарева, Е.В. Влияние типа акцентуации характера на проявление любознательности личности: дис.. канд. психол. наук /Е.В. Жихарева. — Барнаул, 2006.-188 с.
- Жуковская, Р.И. Руководство творческой игрой дошкольников /Р.И. Жуковская. -М.: Изд-во АПН РСФСР- 1953. 96 с.
- Загузов, Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике /Н.И. Загу-зов. -М.: Ореол-Лайн, 1998. -192 с.
- Зайко, В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад — школа»: дис.. канд. пед. наук /В.В. Зайко. -Майкоп, 1999. -200 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст. М.: Изд-во «Ось-89″, 2002. -48 с.
- Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/ А. В. Запорожец //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -256 с.
- Зверев, И.Д. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека / И. Д. Зверев, Е. М. Гвоздырева. -М.: Педагогика, 1971. -90 с.
- Землянухина, Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе /Т.М. Землянухина //Начальная школа. -2002. -№ 6. -С. 50−55.
- Зинченко, В.П. Человек развивающийся /В.П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. -М., 1994.
- Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования /В.П. Зинченко //Педагогика. -1997. -№ 5. -С. 3−16.
- Золотых, Л.К. Особенности формирования учебно-познавательного мотива как одного из новообразований учебной деятельности / Л. К. Золотых. -М., 1979.
- Зубалий, Н.П. Формирование положительного отношения’к учению детей шестилетнего возраста (в условиях подготовительных классов общеобразовательной школы): дис.. канд. психол. наук /Н.П. Зубалий. -Киев, 1986.-161с.
- Иванов, И.П. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы: автореф. дис.. канд. пед. наук /И.П. Иванов. —Л., 1956. -16 с.
- Игра дошкольника /под ред. С. Л. Новоселовой. -М.: Просвещение, 1989. -286 с.
- Изард, К. Э. Психология эмоций /КЗ. Изард. -СПб.: Изд-во „Питер“, 2000. -464 с.
- Из кризиса к достойной жизни. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. //Учительская газета. -2000. -№ 43. -С.6−7.
- Ильина, М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты / М. Н. Ильина. -СПб., 1998.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. -СПб.: Изд-во „Питер“, 2000.-512 с.
- Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника. М.: Издательский дом „Карапуз“, 2001. -303 с.
- Кезикова, И.З. Сравнительный анализ инициативности и любознательности старшеклассников из чистых и зараженных радиацией районов: дис.. канд. психол. наук /И.З. Кезикова. -М., 2002. -144 с.
- Кирсанова, JI.A. К вопросу о психолого — педагогических основах проблемного обучения /JI.A. Кирсанова //Вопросы формирования направленности личности. -Владимир: Владимирский гос. пед. ин-т, 1973. -С. 56−66.
- Кларин, М.В. Обучение на основе целостного личностного опыта /М.В. Кларин //Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Тез. докл. -Ч. 1. -М., 1993. -С. 68−69.
- Козулин, А. Опосредствование: психическая деятельность и психологические орудия /А. Козулин //Вопросы психологии. -1994. -№ 4. -С. 100−108.
- Колесников, В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / В. Н. Колесников. -М.: Изд-во „Институт психологии“, 1996. —224 с.
- Конышева, Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? /Н.М. Конышева//Начальная школа. -2002. -№ 1. -С. 96−100.
- Корзакова, Е.И. Усвоение операций счета детьми дошкольного возраста: дис.. канд. психол. наук/Е.И. Корзакова. -М., 1951.
- Краткий психологический словарь /ред.-сост. Л.А. Карпенко- под общ. ред.-А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -Ростов-н-Д: Изд-во „Феникс“, 1998.-512 с.
- Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф.. дис. канд. пед. наук / Е. Э. Кригер. -Барнаул, 2000. -176 с.
- Крупнов, А.И. Психологические проблемы исследования активности человека / А. И. Крупнов //Вопросы психологии. -1984. -№ 3. -С. 25 33.
- Крупнов, А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств /А.И. Крупнов //Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. -М.: УДН, 1988. -С.28−39. ^
- Кудинов, С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков /С.И. Кудинов //Психологический журнал. -1998. -№ 1. -С. 26−31
- Кудинов, С.И. Сравнительный анализ любознательности у девочек и мальчиков раннего юношеского возраста: дис.. канд. психол. наук /С.И. Кудинов.-М., 1994.-157с.
- Куликова, Т.А. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста (на материале экскурсий в природу): автореф.. дис. канд. пед. наук /Т.А. Куликова. -М., 1978. -22 с.
- Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге /С.Ю. Курганов. -М.: Просвещение, 1989. -127с.
- Кустов, Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы / Ю.А. Кустов- науч. ред. А. А. Кирсанов. -Свердловск: Изд—во Урал. Ун-та, 1990. -117 с.
- Кыверялг, А.А. Преемственность как принцип обучения в среднем ПТУ / А. А. Кыверялг, З. Е. Михайлов //Принципы обучения в среднем профессионально-техническом училище: сб. науч. тр. -М., 1986. -С.70−78.
- Лебедева, С.А. О преемственности дошкольного и начального школьного образования /С.А. Лебедева //Начальное образование. -1996. -№ 3. -С. 2023.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. —М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -573 с.
- Лобова, Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: дис.. канд. психол. наук /Н.Т. Лобова. -Киев, 1986. -192 с.
- Логинова, Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь /Н'.А. Логинова // Принцип развития в психологии: сб. статей. /АН СССР, Ин-т психологии / отв. ред. Л. И. Анциферова. -М.: „Наука“, 1978. -368 с.
- Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии /Б.Ф. Ломов //Вопросы психологии. -1975. -№ 2. -С. 41−44.
- Лыкова, В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы: дис.. докт. пед. наук /В.Я. Лыкова. -Одесса, 1992.-343 с.
- Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка /А.А. Люблинская. -М.': Просвещение, 1972. -256 с.
- A.П. Владиславлева. -М.: Научно-методический кабинет при Правлении Всесоюзного общества „Знание“, 1981. -Ч. 1. -С. 38−43
- Маслоу, А. По направлению к психологии бытия /А. Маслоу- пер. Е. Рач-ковой. -М.: Изд-во „ЭКСМО-Пресс“, 2002. 272 с.
- Матюшкин, A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей //Психологические исследования интеллектуальной деятельности: сб. статей / под. ред. O.K. Тихомирова. -М.: Изд-во МГУ, 1979. -232 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /A.M. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972. -208 с.
- Ш. Мельников, В.М., Введение в экспериментальную психологию личности /
- B.М. Мельников, JI.T. Ямпольский. ,-М., 1985. -319 с.
- Мерк, А.А. Реализация идеи непрерывного образования в комплексе „детский сад лицей — колледж — ВУЗ“: дис.. канд. пед. наук /А.А. Мерк. -Тюмень, 1999.-251 с.
- Методы диагностики и изучения психики ребенка /под ред. Н. И. Непомнящей. М.: НИИОПП, 1975. -280 с.
- Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе /Н.Г. Морозова. —М.: Знание, 1979. с.
- Мурский, Л.И. Физиологический механизм познавательных интересов и потребностей /Л.И. Мурский, В. П. Шуман //Вопросы формирования направленности личности. -Владимир: Владимирский гос. пед. ин-т., 1973.1. C. 3−11.
- Мясоед, П.А. Системно-деятельностный подход в психологии развития / П. А. Мясоед //Вопросы психологии, -1999. -№ 5.
- Невский, А.А. К вопросу о воспитании интересов в начальной и средней школе: дис.. канд. пед. наук /А.А. Невский. -Л., 1941.
- Нечаев, Н.Н. Концепция непрерывного образования /Н.Н. Нечаев //Специалист. -1996. —№ 4. -С. 2−3.
- Низова, A.M. Великий учитель — природа /A.M. Низова: -М.: Знание, 1971.-80 с.
- Новейший философский словарь. — Мн.: интерсервис- книжный Дом. — 2001.-1280 с.
- Образовательная система „Школа 2100″ //Сборник образовательных программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная- и старшая школа, /под научной редакцией А. А. Леонтьева. —М.: Баллас, Изд. дом РАО, 2004. -528 с.
- Овчинникова, Т.Н. Исследование личностных характеристик мыслительной деятельности /Т.Н. Овчинникова //Вопросы психологии. -1981. № 3. -С. 117−121.
- Огарев, Е.И. Непрерывное образование как фактор поступательного развития личности: дис.. канд. пед. наук /Е.П. Огарев. -Ленинград, 1986. -211 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов. -М.: Русский язык, 1988.-750 с.
- Осипов, В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования /В.Г. Осипов. -Ереван: АПН СССР, 1989. -218 с.
- Парфенова, Л.В. Познавательная деятельность как важнейшая основа образовательного процесса /Л.В. Парфенова, http: //festival. 1 september.ru
- Перегудов, Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. / Ф. И. Перегудов. -М.: Знание, 1991.-64 с.
- Перспективы развития системы непрерывного образования /под. ред Б. С. Гершунского. -М.: Педагогика, 1990. -224 с.
- Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив /А.В. Петровский. -М.: Политиздат, 1982. -254 с.
- Петровский, В.А. Личиостно-развивающее взаимодействие /В.А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. -Ростов-н—Д: РИО АО „Цветная пе- ' чать“, -88 с.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности /К.К. Платонов. -М., 1986.
- Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: автореф. дис.. док. психол. наук /А.Н. Поддьяков. -М., 2001. -35 с.
- Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника /Н.Н. Поддьяков. -М.: Педагогика, 1977.-272 с.
- Поддьяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков и др. -М.: Просвещение, 1988. -192 с.
- Поплужный, В.Л. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: дис.. канд. психол. наук /В.Л. Поплужный.-Киев, 1969. ч
- Порембская, Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраст //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. — ' 1956.-Т. 126.-С. 17−21
- Постникова, Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников (в процессе организации труда по выращиванию растений): дис.. канд. пед. наук: /Н.К. Постникова. -Киев, 1967. -197с.
- Программа „Развитие“ (основные положения). -М.: Новая школа, 1994. -64 с.
- Программы четырехлетней начальной школы: „Проект „Перспективная начальная школа“ /Р.Г. Чуракова и др.- Сост. Р. Г. Чуракова. -М.: Академкнига, 2005.-168 с.
- Проколйенко, Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста / Л. Н. Проколиенко. -Киев: Рад. школа, 1979. 88 с.
- Психологический словарь /под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Феникс, 1998.-512 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника /под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. -М.: Просвещение, 1965. 294 с.
- Психология и педагогика развития личности: монография /под ред. Е. Н. Шиянова и др. -Москва: Илекса, 2002. -568 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителя и руководителей общеобразовательных учреждений. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. —544 с.
- Психология личности //Хрестоматия: в 2 т. /сост. Д. Я. Райгородский. — Т. 1. Самара: Издательский дом „БАХРАХ“, 1999. -448 с.
- Рамонова, К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста (нормально слышащих, слабослышащих и глухих): дис.. канд. психол. наук /К.М. Рамонова. Северо-Осетинский гос. пед. ун-т им. К. Хетагурова, 1970. -187 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /под ред. А. В. Запорожца, Я.З. Неверович- НИИ дошк. воспитания АПН СССР. -М.: Педагогика, 1986.-172с.
- Резолюция Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием „Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования“. Москва, октябрь 1999'//Начальная школа. -2000. -№ 1. -С. 5−6.
- Римбург, P.M. Игра как форма активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: дис.. канд. психол. наук /P.M. Рим-бург.-Ленинград, 1952.-301 с.
- Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии /С.Л. Рубинштейн. -М.: Наука, 1997. -463 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л'. Рубинштейн. -СПб.: Изд-во „Питер“, 2000. -712 с.
- Рубцов, В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения /В.В. Рубцов //Вопросы психологии. -1998. -№ 5. -С. 49−59
- Рыбалко, Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в школьном возрасте /Е.Ф. Рыбалко //Ученые записки ЛГУ —№ 265. — Серия философских наук. —Вып. 16. -Психология. -Л.: ЛГУ, 1959. —С. 61— 70.
- Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе /А.И. Савенков. -М.: Академия, 2000. -232 с.155: Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении Н. Г. Салмина. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-286 с.
- Сарычев, В.А. Роль свойств темперамента в проявлении любознательности личности: дис.. канд. психол. наук /В.А. Сарычев. -Красноярск, 2006. -177 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. — М.: Издательская корпорация „Логос“, 1999. -272 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. -СПб: „Речь“, 2003. -350 с.
- Симонов, П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты/П.В. Симонов. —М.: „Наука“, 1975. —175 с.
- Сирбиладзе, П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7—ми лет): дис.. канд. психол. наук /П.Г. Сирбиладзе. -Тбилиси, 1966. —228 с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе /В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
- Сманцер, А.П. Преемственность в системе непрерывного образования: Методические рекомендации для студентов педагогических отделений университетов, слушателей факультетов повышения квалификации учителя / А. П. Сманцер. -Минск, 1992. -41 с.
- Смирнов, Д.В. Индивидуальные проявления игровой активности как предпосылка развития познавательного интереса у детей 6−7 лет: дис.. канд. психол. наук /Д.В. Смирнов. —М., 1991. —187с.
- Смирнов, С. Д- Методологические уроки, концепции А. Н“ Леонтьева /С.Д. Смирнов //Вестник Моск. ун-та. -Серия 14. -Психология. -1993. -№ 2. -С. 16−17.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 2000. -344 с. г
- Соловейчик, С.А. От интересов к способностям /С.А. Соловейчик //Воспитание школьника.-1968. -№ 6. -С. 26−34.
- Сорокина, А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста: дис.. канд. психол. наук/А.И- Сорокина. -Л-, 1945. -128 с.
- Стакина, Ю.М. Индивидуально-типические особенности любознательности- и£ специфика их- проявлении в учебной деятельности' студентов-/Ю.М. Стакина. -М., 2006.-196 с.
- Субетто, А.И. Методология стандартизации- непрерывного-образования: проблемы и пути их разрешения /А.И. Субетто. -М.: СПб., 1998. -70 с.
- Таранова, Т.Н. Дошкольное образование в системе культуры: Монография /Т.Н. Таранова. -М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2004: -360 с.
- Тельнова', Ж. Н. Развитие познавательной активности“ детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах: и методах обучения: дисканд. пед. наук /Ж.Н. Тельнова. -Омск,-1997. —171с.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления /O.K. Тихомиров -М. :Академия, 2002.-288 с.
- Турченко, В.Н. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования /В.Н. Турченко //Актуальные проблемы непрерывного образования: сб. научн. тр. -М.: НИИО, 1983. -158 с.
- Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада /Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. -М.: Просвещение- Владос, 1995. -291 с.
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология /Г.А. Урунтаева. -М.: Академия, 1996.-336 с.
- Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы „Гармония“. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. 144 с.
- Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн.-М., 1995.
- Философский словарь /под ред. М. М. Розенталя. -М*.: Политиздат, 1975. -498 с.
- Фрейд 3. Психоаналитические этюды /3. Фрейд- составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского. -Мн.: ООО „Попурри“, 1997. 606 с.
- Фрумин, Д.И. Образовательное пространство как пространство развития / Д. И. Фрумин, Д. Б. Эльконин //Вопросы психологии. -1993. -№.5 -С. 2432.
- Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении /Г.А. Цукерман. -Томск: Пеленг, 1993.-269 с.
- Цукерман, Г. А. Обучение учебному сотрудничеству /Г.А.» Цукерман и др. //Вопросы психологии. -1993. -№ 2. -С. 35−43.
- Чумичева, P.M. Индивидуальное развитие ребенка’в период детства /P.M. Чумичева //Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции, 20−21 ноября 2001 года. -Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2001. -С. 8 14.
- Шимко, П.Д. Статистика /П.Д. Шимко, М. П. Власов. -Ростов н/Д: Феникс, 2003.-448 с.
- Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации /под научн. ред. А. А. Леонтьева. -Вып. 3. -М.: Баллас, 1999. — 288 с.
- Школа 2100. Пути модернизации начального и среднего образования /под научн. ред. А. А. Леонтьева. -Вып. 6. -М.: Баллас, 2002. 271с.
- Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики /А.Г. Шмелев. -Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -544 с.
- Шумакова, Н.Б. Возраст вопросов / Н. Б. Шумакова. -М.: Знание, 1990. -80 с.
- Шумакова, Н.Б. Вопрос в структуре познавательной активности: автореф. дис.. канд. психол. наук /Н.Б. Шумакова. М., 1985. — 24 с.
- Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития /Б.Д. Эльконин. — М.: Издат. центр «Академия», 1994. -144 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды /Д.Б. Эльконин /под: ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко — АПН СССР. -М. :Педагогика, 1989. -481 с.
- Юдина, Е.Г. Психолого-педагогические условия модернизации образования в России /Е.Г. Юдина //Школа 2100. Пути модернизации начального и среднего образования /под научн. ред. А. А. Леонтьева. -Вып. 6. —М.: Ба-ласс, 2002. -271 с. -С. 101−149
- Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность /Э.Г. Юдин. -М.: ЭДИТОРИАЛ УРСС, 1997. -444 с.
- Юркевич, B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника/B.C. Юркевич //Вопросы психологии. -1980. -№ 2. -С. 83−92.
- Юркевич, B.C. Светлая радость познания /B.C. Юркевич. -М.: Знание, 1977.-64 с.
- Spielberger, C.D. Curiosity and anxiety /C.D. Spielberger, R.A. Peters, F.G. Frain //H.G. Voss & H. Keller (Eds.), Curiosity research: Basik consepts and re-salts. Weinheim, FRG: Belts, 1981.
- Spielberger, C.D. Curiosity and Exploratory Behavior / C.D. Spielberger, L. M. Star IIH.F. O&apos- Neil Jr., M. Drillings (Eds.) Motivation: Teory and Research. Hilsdail, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1994.