Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие любознательности детей 6-8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осознанность собственного стремления к новой информации, способов его реализации. Рассмотрение любознательности как многокомпонентного свойства личности поставило нас перед необходимостью реализации комплексного подхода в практическом исследовании. Для определения характеристик каждого-компонента1 любознательности детей 6—7 и 7−8 лет были использованы различные авторские методики, некоторые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения любознательности как свойства личности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования
    • 1. 1. Проблема развития любознательности детей в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования
    • 1. 2. Подходы к изучению любознательности в психологических исследованиях
    • 1. 3. Проявление любознательности детей 6−7 и 7−8 лет в различных видах деятельности
    • 1. 4. Анализ методического обеспечения системы непрерывного дошкольного и начального общего образования по организации развития любознательности детей 6−8 лет
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное изучение развития любознательности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования
    • 2. 1. Организация диагностики любознательности детей 6−8 лет
    • 2. 2. Динамика изменения любознательности детей 6−8 лет как возрастного ф еном ена психики
    • 2. 3. Психолого-педагогические условия развития любознательности как свойства личности детей 6−7 и 7−8 лет
    • 2. 4. Сравнительный анализ динамики развития любознательности детей 68 лет контрольной и экспериментальной групп
  • Выводы по второй главе

Развитие любознательности детей 6-8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

На современном этапе развития общества необходимость, целесообразность и даже неизбежность построения системы непрерывного образования не вызывают сомнения. В тоже время острую актуальность приобретают исследования механизмов непрерывного развития личности в структуре такой образовательной системы. Одним из аспектов выделенных тенденций является развитие мотивационно-ценностных основ непрерывного образования личности, которые с одной стороны детерминируют этот процесс, а с другой — определяют степень его эффективности. Теоретиками и практиками подчеркивается, что познавательная деятельность в системе непрерывного образования должна опираться на активность самой личности в поиске и освоении информации. В этой связи необходимо определение динамики свойств личности, ориентирующих ее на непрерывное образование. Анализ нормативных документов и авторских работ с целью обнаружения такой составляющей личности ребенка в условиях перехода со ступени дошкольного на ступень начального общего образования вывел нас на феномен любознательности. В работах Л. И. Божович, 1968; С. В. Гусаровой, 2000; В. В. Давыдова, 1973; А. В. Запорожца, 1994; В. В. Зайко, 1999; Н. П. Зубалий, 1986; Н. Г. Морозовой, 1979; Е. Ф. Рыбалко, 1959 и других находит свое подтверждение положение о том, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру, что является предпосылкой развития познавательного интереса как ведущего мотива учебной деятельности. Работы Ш. А. Амонашвили, 1984; Т. И. Бабаевой, 2001, Л. И. Божович, 1968 и других свидетельствуют, что у части учащихся младших классов познавательный интерес не имеет характера действенной мотивации и не играет существенной роли в общей структуре мотивов учения. Одной из причин такого положения, отмечают исследователи, является неудовлетворительная организация педагогической деятельности в дошкольных учреждениях в плане развития детской любознательности, обусловленной в свою очередь слабой теоретической и методической разработанностью этой проблемы.

В фокусе нашего исследования оказывается «переход» личности ребенка со ступени дошкольного на ступень начального общего образования, что требует рассмотрения вопроса преемственности. В большинстве работ преемственность определяется как принцип реализации непрерывного образования и механизм развития личности, действующий на физиологическом, психологическом и педагогическом уровнях. Сущность преемственности психического развития отражена в диалектическом контексте понятий «новообразование», «зона актуального развития», «зона ближайшего развития» (JI.G. Выготский, 1991, 2000), в теоретических позициях о процессах дифференциации и интеграции психических структур (Б.Ф.5 Ломов, 1975; Е. И. Исаев, 2000; В. И. Слободчиков, 2000), включении исходных элементарных психических функций в более сложные при изменении взаимодействия человека с окружающей действительностью (Л.И. Анциферова, 1978; Л. С. Выготский, 2000; С. Л. Рубинштейн, 1997, 2000). В ряде Методических писем Министерства образования РФ [54], в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [28] важнейшим основанием преемственности, компонентом психологической готовности ребенка к школе, целью дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования, рассматривается развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика. С опорой на любознательность ребенка «формируются учебно-познавательная активность и интерес к экспериментированию"[28, С. 18].

Итак, показателем познавательного отношения к окружающей действительности, в дошкольном возрасте является любознательность, которая определяется как психологическое основание реализации преемственности в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования. Не смотря на признание нормативного статуса любознательности в психическом развитии ребенка дошкольного возраста, в современной научной литературе нет единой точки зрения на сущность изучаемого психического явления. Это порождает трудности и в диагностике, и в управлении развитием любознательности. Исследователи определяют данный феномен как:

— форму проявления инстинкта детской сексуальности (3. Фрейд, 1997) — познавательную потребность (С.Л. Рубинштейн, 2000; С. А. Соловейчик, 1968),.

— познавательный мотив (Д.Е. Берлайн, 1966; В. Ю. Дорохов, 1972; В.Л. По-плужный, 1969),.

— интеллектуальное чувство (П.И. Иванов, 1956; А. И. Аржанова, 1955; В. В. Давыдов, 1973),.

— активное познавательное отношение к окружающему (Н.Ц. Купарадзе, 1988; Е. Ф. Рыбалко, 1959),.

— ступень в развитии познавательного интереса (Г.Н. Щукина, 1984; Н. Г. Морозова, 1979; B.C. Юркевич, 1980; К. М. Рамонова, Л. Н. Проколиенко, 1979; Куликова Т. А., 1978; Е. М. Гвоздырева, 1971; И. Д. Зверев, 1971; A.M. Даллакян, 1988),.

— ступень в развитии познавательной активности (О.П. Саулина, Д.Б. Годови-кова, 1984),.

— системное качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию (Е.В. Базаркина, 2001; Т. А. Гусева, 1998; Е. В. Жихарева, 2006; И.З. Кезикова-2002; A.M. Матюшкин, 1972; Н. Т. Лобова, 1986; С. И. Кудинов, 1994, 1998, В. А. Сарычев, 2006; Ю. М. Стакина, 2006).

На сегодняшний день в психологической науке достаточно основательно разработана проблематика формирования и развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте (Э.А. Баранова, 1998; А. К. Дусавицкий, 1974; Л. С. Дягилева, 1976; Н. Г. Морозова, 1979 и других). Исследователи Н. Г. Морозова, 1979; Г. Н. Щукина, 1984; B.C. Юркевич, 1980 и другие, указывая на «генетическую» связь любознательности и познавательного интереса, подчеркивают, что последнему свойствен более высокий уровень организации и более сложные функции. В качестве «границы» преобразования любознательности в познавательный интерес определяют переход от дошкольного к младшему школьному возрасту, ознаменованный сменой ведущих видов деятельности и социальных ситуаций развития. Ряд исследований посвящен изучению формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте (Э.А. Баранова, 1989; Л. Н. Вахрушева, 1997; С. В. Гусарова, 2000; A.M. Даллакян, 1988; Т. А. Куликова, 1978). При этом неясность, что происходит с любознательностью в младшем школьном возрасте, как протекает дальнейшее преобразование этого психического явления нарушает логику в системе научных знаний о процессе развития личности ребенка. Косвенным подтверждением необходимости восполнить этот пробел, на наш взгляд, являются работы, посвященные изучению любознательности в более поздних возрастных периодах: подростковом и юношеском (Е.В. Базаркина, 2001; Т. А. Гусева, 1998; Е. В. Жихарева, 2006; И. З. Кезикова, 2002; С. И. Кудинов, 1994, 1998; Н. Т. Лобова, 1986; В. А. Сарычев, 2006; Ю. М. Стакина, 2006).

В качестве условий, стимулирующих детскую любознательность, или близкие по природе и направленности психические проявления (познавательная активность, исследовательская активность, познавательная потребность) психологи рассматривали ознакомление детей с художественной литературой (Н.Ц. Купарадзе, 1988), трудовую деятельность по выращиванию растений (Н.К. Постникова), общение со взрослыми и со сверстниками (Д.Б. Годовикова, 1984; Т. М. Землянухина, 2002; М. И. Лисина, 1980; Т. Д. Сарториус, 1980), игровую деятельность (Д.В. Смирнов, 1991; P.M. Римбург, 1952), процесс обучения (Ж.Н. Тельнова, 1997). При этом целостная познавательная деятельность детей до сих пор оказывается вне поля зрения исследователей любознательности. Заметным исключением является фундаментальная работа А. Н. Поддьякова (2001) посвященная изучению исследовательской инициативности детей в процессе экспериментирования со сложными многосвязными объектами, построенными по типу сложных динамических систем.

Изложенные аспекты актуальности высветили противоречия:

— между требованием современного образования необходимости развития любознательности как основы познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста и недостаточной изученностью динамики изменения любознательности детей в возрасте 6−8 лет,.

— между актуальностью прикладной разработки проблематики развития любознательности детей 6−8 лет в системе непрерывного образования и различием теоретических позиций исследователей в определении природы и сущности данного психического феномена,.

— между рассмотрением любознательности как нормы психического развития ребенка в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования и недостаточной разработанностью критериев, показателей и уровней ее развития,.

— между определением любознательности в качестве психологического основания реализации преемственности в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий ее развития на обозначенных образовательных ступенях.

Целью исследования является выявление особенностей любознательности детей 6−8 лет и определение психолого-педагогических условий ее развития как свойства личности в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования.

Объект исследования: дети 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования.

Предмет исследования: любознательность как свойство личности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования.

В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1) любознательность детей 6−8 лет может быть определена как развивающееся многокомпонентное мотивационно-стилевое свойство личности, направленное на реализацию познавательной деятельности и включающее в себя следующие компоненты: потребностно-мотивационный, эмоциональный, операциональный, когнитивный, волевой и рефлексивный;

2) динамика изменения любознательности детей 6−8 лет, как возрастного феномена психики, проявляется в тенденции снижения показателей мотиваци-онно-потребностного и эмоционального компонентов;

3) развитие любознательности как свойства личности детей 6−8 лет в сис-. теме непрерывного дошкольного и начального общего образования будет осуществляться при соблюдении определенных психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию познавательной деятельности детей по типу исследовательской в ходе занятий на ступени дошкольного образования и вне уроков на ступени начального общего образования.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать необходимость и возможность развития любознательности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования.

2. Уточнить сущность любознательности детей 6−8 лет.

3. На основе теоретического анализа определить характер влияния различных видов деятельности на развитие любознательности детей 6−7 и 7−8 лет.

4. Осуществить анализ методической обеспеченности системы непрерывного дошкольного и начального общего образования по организации развития любознательности детей 6−8 лет.

5. Определить критерии, показатели и уровни развития любознательности детей 6−7 и 7−8 лет.

6. Выявить динамику изменений любознательности детей 6−8 лет, как возрастного феномена психики.

7. Определить-особенности познавательной деятельности детей 6−7 и 7−8 лет, обусловливающие развитие любознательности как свойства личности на ступенях дошкольного и начального общего образования.

8. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития любознательности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились: философские категории свойства и качествапринципы гуманизма, развития, детерминизмасодержательный подход в рассмотрении психического явления, качественный и количественный подходы, феноменологический и сущностный подходы, целостный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), личностно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), целостно-функциональный подход к анализу свойств личности (А.И. Крупнов) — культурно-историческая концепция формирования высших психических функций (Л.С. Выготский), теория деятельностной обусловленности развития личности (А.Г. Асмолов, М. Я. Басов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), положение об амплификации психического развития (А.В. Запорожец), концепция' непрерывного образования (А.П. Владиславлев, А. А. Мерк, Е. И. Огарев, Ф. И. Перегудов, А. И. Субетто и др.), концепция вневозрастной и возрастной форм развития в образовательном пространстве (Б.Д. Эльконин, И. Д. Фрумин и др.), работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению любознательности (А.И. Аржанова, Е. В. Базаркина, Д. Е. Берлайн, Е. М. Гвоздырева, Д. Б. Годовикова, Т. А. Гусева, A.M. Даллакян, В. Ю. Дорохов, Е. В. Жихарева, И. Д. Зверев, И. З. Кезикова, С. И. Кудинов, Н. Ц. Купарадзе, Н. Т. Лобова, Н. Г. Морозова, В. Л. Поплужный, Л. Н. Проколиенко, К. М. Рамонова, В. А. Сарычев, Ю. М. Стакина, Г. Н. Щукина, B.C. Юркевич и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотетических положений были использованы следующие методы:

— теоретические: анализ и обобщение теоретических и практических положений изучаемой литературы, нормативных и программных документовабстрагирование и конкретизация, сравнение, моделирование;

— эмпирические: анкетирование педагогов дошкольных и общеобразовательных учрежденийбеседа с детьми 6−8 летэксперимент для контрольной и экспериментальной групп, направленный на апробацию психолого-педагогических условий развития любознательности детей 6−8 лет и оценку их эффективности;

— психодиагностические: для диагностики компонентов любознательности методики «Реакция на новизну» (Д. Берлайн, B.C. Юркевич), «Провокация лени» (B.C. Юркевич), «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова), «Про самое интересное» (B.C. Мухина, Н.Ф. Талызина), «Волшебный телевизор» (B.C. Юркевич);

— статистические: хПирсона, G-критерий знаков.

Организация исследования: теоретико-экспериментальная работа осуществлялась в период с 2003 по 2007гг. в несколько этапов.

Подготовительный этап (2003 — 2004гг.) — разрабатывался методологический аппарат исследования, проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме, определялись исходные теоретические позиции исследования, осуществлялась разработка плана экспериментального исследования.

Экспериментальный этап (2004 — 2006гг.) — реализация экспериментального исследования для двух групп испытуемых в возрасте от 6 до: 8 лет, который включал в себя констатацию уровня развития любознательности, разработку и апробацию психолого-педагогических условий ее развития в системе непрерывного образования, повторную диагностику изучаемого психического феномена.

Обобщающий этап (2007г.) — статистическая обработка и содержательная интерпретация полученных диагностических данных, формулирование выводов, оформление рукописи диссертации.

Экспериментальная база исследования: Дошкольное подразделение Ставропольского государственного педагогического института и МОУ СОШ № 21, 27 г. Ставрополя.

Характеристика выборки. На констатирующем этапе исследования для выявления динамики изменения любознательности как возрастного феномена в качестве испытуемых выступили 60 детей 6−7 лет и 70 детей 7−8 лет. Контрольная и экспериментальная группы, участвовавшие в целостном экспериментальном исследовании в течение 2-х лет, включили в себя по 30 детей 6−8 лет. В опросе приняли участие 30 воспитателей подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений № 54, 58, 62, 64, 70 и 30 учителей начальных классов общеобразовательных школ № 10, 14, 15, 17, 20, 21, 27, 29, 35, 42 г. Ставрополя.

Научная новизна исследования:

1) выявлена динамика развития любознательности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования;

2) охарактеризованы уровни развития любознательности как свойства личности детей 6−8 лет;

3) обоснована необходимость и возможность развития любознательности как свойства личности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования;

4) определены психолого-педагогические условия развития любознательности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования.

Теоретическая значимость исследования:

1) пересмотрена позиция, в соответствии с которой любознательность детей 6−8 лет — это возрастная особенность их психики, которая должна быть преодолена;

2) уточнена сущность и структура любознательности детей 6−8 лет;

3) определены критерии и показатели любознательности как свойства личности детей 6−8 лет.

Практическая значимость исследования:

1) осуществлен подбор методик диагностики любознательности детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов как многокомпонентного свойства личностиприменение данных методик позволяет не только констатировать проявления этого феномена у детей, но и обнаруживать уровень развития каждого структурного компонента, что делает возможным индивидуализацию процесса управления развитием любознательности;

2) апробированы и внедрены психолого-педагогические условия развития любознательности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования;

3) теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть использованы для разработки преемственных программ познавательного развития личности на ступенях дошкольного и начального общего образования, а также в ходе профессиональной подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: тщательностью и глубиной теоретико-методологической разработки изучаемой проблемыобщей логикой исследования и целостным подходом к решению проблемыподбором комплекса диагностических методик и корректной организацией опытно—экспериментальной работырепрезентативностью выборки испытуемых и статистическими методами обработки полученных в ходе исследования диагностических данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Теоретическая модель любознательности как свойства личности детей 6−8 лет включает всебя следующие компоненты: 1) потребностно-мотивационный, 2) эмоциональный, 3) когнитивный, 4) операциональный, 5) волевой, 6) рефлексивный и соответствующие им критерии: 1) сила и устойчивость познавательных потребности и мотива, 2) пристрастность к процессу и результату познания, 3) широта осведомленности об объектах любознательности, точность и дифференцированность имеющихся о них представлений, 4) владение способами познания, 5) целенаправленность, настойчивость, самостоятельность в процессе познания, 6) осознанность собственного стремления к новой информации, способов его реализации.

2. Динамика изменения любознательности детей 6−8 лет, как возрастного феномена психики, представлена снижением устойчивости и сужением содержательного аспекта потребностно-мотивационного компонента, уменьшением проявления показателей эмоционального компонента при незначительном росте динамики показателей операционального, когнитивного, волевого и рефлексивного компонентов. 3. Развитие любознательности детей 6−8 лет как свойства личности выражается в следующей тенденции: в старшем дошкольном возрасте интенсивно функционируют потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный и операциональный компоненты, на элементарном уровне проявляются волевой и рефлексивный компоненты любознательностив младшем школьном возрасте усиливаются внутриструктурные связи любознательности как личностного свойства, происходит интеллектуализация потребностно-мотивационного, эмоционального, операционального компонентов, расширение и* дифференциация когнитивного и рефлексивного компонентов, совершенствование волевого компонента.

4. Психолого-педагогическими условиями развития любознательности как свойства личности детей 6−8 лет являются:

— интериоризация и экстериоризация целостной познавательной деятельности по типу исследовательской, в структуру которой включены следующие этапы: обнаружение и осознание недостаточности имеющихся представлений об объектевыдвижение предположений о содержании недостающего знания-, выбор средств и способов познавательной деятельности, их реализациясопоставление полученного знания с ранее выдвигавшимися предположениями, принятие нового знания;

— организация познавательной деятельности детей по типу исследовательской в ходе занятий на ступени дошкольного образования и вне уроков на ступени начального общего образования,.

— преемственное усложнение объектов любознательности, и способов их познания детьми 6−7 и 7−8 лет,.

— освоение и реализация детьми 6−8 лет различных способов познания: наблюдения, экспериментирования, обсуждения познавательной проблемы;

— постепенное снижение содействия взрослого и увеличение доли самостоятельной деятельности детей при организующей роли педагога от ступени дошкольного к ступени начального общего образования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались на научных и научно-методических конференциях Международного, Всероссийского и регионального уровней (Ставрополь, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007; Ростов-на-Дону, 2003, 2005; Пятигорск, 2005) Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и психологии высшей школы СГУ, психологии СГПИ. Внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации автора в научных изданиях, размещении научной статьи в Интернет — журнале МГУКИ Культура & обществов ходе непосредственного взаимодействия с педагогами дошкольных образовательных учреждений и начальных школ г. Ставрополя в процессе экспериментальной работы, заседаниях круглых столов, педагогических советовв рамках преподавания психологических дисциплин в Ставропольском государственном педагогическом институте.

Публикации. По проблеме диссертации опубликовано 13 работ, в том числе 2 статьи в научных изданиях, зарегистрированных ВАК МО РФ: Интернет-журнале МГУКИ Культура & общество, журнале «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки». <

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Основное содержание работы изложено на 160 страницах. В основной части работы содержится 14 таблиц.

Список литературы

включает 199 наименований, в том числе 2 на иностранном языке.

Выводы по главе 2.

Исходной теоретической посылкой для* реализации практического' исследования выступили компоненты, любознательности каксвойства5 личности: 1). потребностно-мотивационный, 2) эмоциональный,. 3) когнитивный, 4): операциональный, 5) волевой, 6) рефлексивный и соответствующие им критерии: 1) силаи устойчивость познавательных потребности и мотива, 2) пристрастность к процессу и результату познания, 3) широта осведомленности об объектах-любознательности и глубина имеющихся знаний, 4) владение способами познания,.

5) целенаправленность, настойчивость, самостоятельность в процессе познания,.

6) осознанность собственного стремления к новой информации, способов его реализации. Рассмотрение любознательности как многокомпонентного свойства личности поставило нас перед необходимостью реализации комплексного подхода в практическом исследовании. Для определения характеристик каждого-компонента1 любознательности детей 6—7 и 7−8 лет были использованы различные авторские методики, некоторые из них были незначительно модифицированы нами. Реализация практического исследования позволила уточнить общие характеристики и возрастные особенности любознательности детей 6−7 и 7—8 лет. На констатирующем этапе эксперимента были обнаружены структурно-функциональные различия любознательности как среди детей 6−7 лет, так и внутри выборки детей 7−8 лет. Это явилось основанием для выделения уровней развития любознательности у детей обеих возрастных категорий. Низкий уровень развития-любознательности у детей 6−7 лет (21% всей выборки данного возраста) и 7—8 лет (36%) свидетельствует о недоразвитии у них познавательной мотивации и не владении таким стилем поведения, который позволяет ребенку удовлетворять познавательные стремления. Как уже было отмечено, на констатирующем этапе эксперимента было выявлено несколько общих характеристик любознательности, присущих детям как 6−7 лет, так и 7−8 лет. Аспекты действительности, на которые направлена любознательность детей 6—7 и 7−8 лет оказались почти одинаковы. Это — природа, техника, неучебные виды деятельности. Общность выявлена и в перечислении детьми способов реализации любознательности (операциональный и рефлексивный компоненты). Доминирующую позицию в ответах детей обеих возрастных категорий в качестве способа познания заняло «задавание вопросов» близким родственникам. Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали недостаточность освоения и применения детьми 6−7 и 7−8 лет практических способов познания: наблюдения и экспериментирования, которые определены многими исследователями как ведущие в обусловливании развития любознательности детей.

Обнаруженная динамика компонентов любознательности от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту на констатирующем этапе эксперимента оказалась представленной следующими изменениями. У детей 7−8 лет выявлено усложнение компонентов любознательности: когнитивного (обобщение-и усложнение представлений о действительности), операционального (усложнение структуры вопросов познавательного характера, переход к самостоятельному чтению книг), волевого (увеличение числа детей, готовых прикладывать волевые усилия для получения новой информации) наряду со снижением познавательной инициативы, эмоциональной пристрастности к процессу и результату познания, сужением перечня интересующих детей объектов и явлений действительности. Это свидетельствует о недостаточной опоре на любознательность детей в процессе обучения в школе. Акцент делается на когнитивный компонент, что в некоторой степени отражается и на показателях операциональной стороны любознательности, например, направленности и форме вопросов.1 Полученные эмпирические данные были использованы для разработки методик развития любознательности у детей 6−8 лет как свойства" личности на ступенях дошкольного и начального общего образования.

Содержательный анализ и математическая обработка диагностических данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента с помощью критерия х2 —Пирсона и G критерия знаков подтвердили эффективность разработанной и апробированной программы поддержки и развития любознательности детей 6—7 лет и 7—8 лет. В основу создания и реализации программы формирующего этапа эксперимента легли принципы, отражающие общие и возрастные закономерности психического развития. Ведущим условием развития любознательности как многокомпонентного свойства личности явилось освоение и выполнение детьми целостной познавательной деятельности по типу исследовательской совместно со взрослым и со сверстниками. Развитие потребност-но-мотивационного компонента любознательности обеспечивалось свободой детей в выборе объекта и способов познания, фиксацией взрослым результативности познавательной деятельности детей как успешной, демонстрацией педагогом собственной заинтересованности в получении нового знания совместно с детьми, созданием ситуаций обнаружения новизны или когнитивного конфликта в представлениях детей. Развитие когнитивного компонента, расширение и углубление представлений детей о действительности происходило благодаря открытию детьми новых знаний, обмену мнениями, уточнению имеющихся представлений в ходе познавательной деятельности. Развитие операционального компонента осуществлялось в ходе освоения и реализации различных способов познавательной деятельности: наблюдения, экспериментирования, диалога, чтения. В качестве источников новой информации дети использовали непосредственно объекты действительности, а также знания-других людей, телевидение, радио, познавательную-литературу. Позитивная динамика волевого компонента любознательности осуществлялась в связи с обучением детей планированию собственной познавательной деятельности и ее реализации до момента получения требуемой информации, а также выполнением детьми совместной со сверстниками или самостоятельной познавательной деятельности без непосредственного участия в ней педагога. В качестве средства волевой регуляции делительное&tradeиспользовались знаково-символические обозначения. Закрепление в структуре любознательности рефлексивного компонента происходило в процессе обсуждения и оценки хода и результатов познавательной деятельности детьми совместно со. взрослым, а также благодаря применению знаково— символических. изображений фиксирующих этапы, средства, способы деятельности в сознании детей. Следует отметить, что на контрольном этапе эксперимента у детейэкспериментальной группы было выявлено значительное по сравнению с детьми контрольных групп увеличение объектовj действительности, на которые направлена их любознательность. Их представления отличались большей содержательностью, точностью и дифференцированностью, что указывает на более высокий уровень развития когнитивного и рефлексивного компонентов любознательности. Дети экспериментальной группы называли большее количество используемых ими способов познавательной деятельности, что свидетельствует о более интенсивном развитии операционального и рефлексивного компонентов любознательности. У детей экспериментальной группы также зафиксировано значительное проявление устойчивости потребност-но-мотивационного компонента любознательности по сравнению с их сверстниками из контрольной группы. Сопоставление значений уровней развития любознательности детей экспериментальной группы, выявленных на констатирующем, контрольном! и контрольном2 этапах эксперимента с помощью G — критерия знаков обнаружило статистически значимую тенденцию развития данного феномена, чего не было зафиксировано в контрольной группе. Все это с одной стороны подтверждает возможность развития любознательности как свойства личности у детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования, а с другой — позволяет определять освоение и> реализацию познавательной деятельности по типу исследовательской в качестве важнейшего условия развития любознательности как свойства личности детей обозначенной возрастной категории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ концептуально-нормативных документов и научной литературы позволил определить любознательность как показатель нормального психического развития в дошкольном возрасте, психологическое основание реализации преемственности между дошкольной и начальной общей ступенями непрерывного образования, компонент готовности личности к дальнейшему развитию в системе непрерывного образования. С позиций личностно ориентированного образования любознательность рассматривается как ценность, показатель пристрастного, личностного отношения ребенка к окружающему миру, устремленного познать и-проявить себя в нем специфически человеческим способом, в качестве субъекта познания.

Психологами изучались различные аспекты общения, игровой и трудовой деятельности детей дошкольного возраста, которые выступают в качестве условий развития любознательности. В тоже время целостная познавательная деятельность детей в этом направлении была изучена недостаточно. Анализ работ, посвященных психологии младшего школьного возраста, также указал на необходимость поиска условий развития любознательности детей 7−8 лет.

В ходе исследования установлена недостаточность методического обеспечения дошкольного и начального общего образования по организации развития любознательности детей. Проанализированные федеральные программы («Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детство», программа дошкольной подготовки в образовательной системе «Школа 2100») и региональные программы («Детский сад — дом радости», «Из детства в отрочество») дошкольного образования неравноценны в отношении комплексности предусмотренных условий, способствующих развитию любознательности детей 6−7 лет. Так во всех перечисленных программных документах были отражены следующие условия: — широта границ, очерчивающих круг объектов окружающей действительности, включенных в содержание образования;

— стратегии сотрудничества педагогов с детьми, реализующие поддержку познавательных поисков детей, признающие их личностное достоинство, достижения в деятельности;

— предметная среда, содержащая средства и объекты деятельности детей.

В тоже время программы неодинаковы по перечню предлагаемых для освоения детьми способов познания. Наиболее полно этот компонент определен в программах «Детство» и «Истоки», далее по-нисходящей следуют программы «Радуга», «Школа 2100», «Развитие». В программах «Детский сад — дом радости» и «Из детства в, отрочество» не дается четких указаний о необходимых для постижения детьми способов познания. Выявлена недостаточность внимания авторов программ к важнейшим способам познания: наблюдению и экспериментированию, в то время как психологами отмечается сензитивность дошкольного и младшего школьного периодов для освоения этих познавательных действий, их непреходящее значение для развития детской любознательности.

В федеральных комплектах программ начального общего образования «Гармония», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа» в целях и задачах декларируетсязадача развития< познавательного интересасредствами различных учебных курсов, рекомендовано стимулировать и поощрять обращение детей к дополнительным источникам информации, создавать условия для реализации и совершенствования теоретических способов познания в> процессе учебной деятельности детей. В некоторых программах комплектов «Перспективная начальная школа» и «Школа 2100» имеются указания на необходимость педагогической поддержки познавательных инициатив детей, уважения к эрудиции и предметной компетентности. Однако большинство-программ не предусматривает освоение детьми эмпирических способов познания.

Анкетирование педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений выявило наличие у них представлений о сущности любознательности, некоторых ее показателях. В качестве условий развития любознательности детей 6−8 лет были упомянуты следующие: поощрение интеллектуального труда детей и достижения ими новых знанийдоступность нужной детям информацииумение читать и находить нужную литературу. Однако освоение детьми целостной познавательной деятельности как условия развития любознательности, ее закрепления в структуре личности в ответах педагогов не рассматривалось. Кроме того, практиками отмечено отсутствие методической литературы, раскрывающей вопросы диагностики и развития любознательности детей 6−8 лет.

Принятая методологическая основа, анализ и обобщение результатов предшествующих исследований, собственные рассуждения позволили пересмотреть позицию, в соответствии с которой любознательность детей'6−8 лет — это возрастная особенность их психики, которая должна быть преодолена и преобразована в учебно-познавательный интерес в младшем школьном возрасте. Уточнение сущности любознательности детей 6−8 лет привело к его рассмотрению в качестве’многокомпонентного мотивационно-стилевого свойства личности, направленного на реализацию познавательной деятельности для получения новой информации или преобразования уже имеющейся.

В результате экспериментального изучения любознательности как развивающегося свойства личности детей 6−8 лет мы пришли к следующим выводам.

1. Вне экспериментальных условий у детей 6−8 лет отмечается снижение устойчивости потребностно-мотивационного компонента, отрицательная динамика показателей эмоционального компонента и содержательного аспекта потребностно-мотивационного компонента при незначительном росте динамики показателей операционального, когнитивного, волевого и рефлексивного компонентов любознательности. Выявлена* низкая степень использования детьми 6−8 лет наблюдения и экспериментирования как способов получения нового знания. Обнаружена дифференциация детей по уровню развития любознательности как в возрасте 6−7 лет, так и в период 7—8 лет.

2. Развитие любознательности как свойства личности детей 6−8 лет предполагает возникновение и закрепление в его структуре компонентов, обеспечивающих стремление и готовность детей к поиску и открытию нового знания, а также постепенное усложнение этих компонентов.

3. Развитие любознательности как свойства личности детей 6−8 лет осуществляется в процессе освоения и реализации познавательной деятельности по-типу исследовательской как под руководством взрослого, так и самостоятельной. Это положение подтверждено сравнением результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп детей 6−8 лет констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

4. Преемственность в условиях развития любознательности заключается в постепенном снижении содействия взрослого и увеличении доли самостоятельной деятельности детей при его организующей роли.

5. Динамика развития любознательности детей 6−8 лет в условиях реализации познавательной деятельности по типу исследовательской представляет собой следующую тенденцию: в старшем дошкольном возрасте интенсивно функционируют потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный и операциональный компоненты, на элементарном уровне проявляются" волевой и рефлексивный компоненты любознательностив младшем школьном возрасте усиливаются внутриструктурные связи свойства, происходит интеллектуализация потребностно-мотивационного, эмоционального, операционального компонентов, расширение и дифференциация когнитивного и рефлексивного компонентов, совершенствование волевого компонента.

6. Развитие любознательности детей 7−8 лет как свойства личности в условиях реализации познавательной деятельности по типу исследовательской осуществляется вне основной учебной деятельности.

Результаты выполненного исследования открывают перспективу создания преемственных программ познавательного развития детей на ступенях дошкольного и начального общего образования, нацеленных на развитие любознательности как свойства личности. Значимым для теории и практики может явиться прослеживание динамики любознательности как свойства личности и психолого-педагогических условий ее поддержки и развития на других ступенях непрерывного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Л. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера /В-А. Абраменко /ТВопросы психологии.-1970.-№ 4:-С.53−65.
  2. , И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход) /И-В. Абакумова. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2003.-480 с.
  3. , Ш. А. Развитие познавательной активности, учащихся в начальной, школе /Ш- А. Амонашвили //Вопросы психологии. -1984. -№ 5. -. С.361.
  4. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике /Ш.А. Амонашвили.-М.:Издат. дом. Шалвы-Амонашвили, 1995.-496 е.
  5. , Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Е. Ананьев. -М.: Наука, 1977. -380 с.
  6. Анисимова, Л. П- Организационно-педагогические условия преемственности в подготовке детей к обучению в школе: дис.. канд. пед. наук: /Л.П. Анисимова. -Самара, 1997. -294 с.
  7. , Л.И. Методологические проблемы психологии развития / Л. И. Анциферова //Принцип развития в психологии. -М.: Наука, 1978. -148 с.
  8. , А.И. Изучение" и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся /А.И. Аржанова //Уч. зап. Андижанского пединститута. —1955. -Вып.2. -С.21−29.
  9. , В.Г. О диалектике детерминации психического развития /B.F. Асеев //Принцип развития в психологии. -М.: Наука, 1978. —148 с.
  10. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа /А.Г. Асмолов. -М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. -416 с.
  11. , О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования /О.И. Бадулина //Начальная школа. 2002. —№ 1. — С.101−104.
  12. , Е.В. Национально-психологические особенности проявления любознательности учащихся: дис.. канд. психол. наук. /Е.В. Базаркина. -Барнаул, 2001. —211 с.
  13. , Э.А. Особенности формирования познавательного интереса в структуре общих способностей к учению у детей 6−7 лет: дис.. канд. психол. наук /Э:А. Баранова. -Нижний Новгород, 1998. -200 с.
  14. , А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника /А.В. Белошистая //Начальная школа. —2003. № 4.-С.68−72. '
  15. , Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. 1966. —№ 3. -С.54 — 60.
  16. , Д.Б. О подходе к исследованию интеллектуального творчества /Д.Б. Богоявленская //Вопросы психологии. -1976. —№ 4. -С.69−79.
  17. , Д.Б. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления /Д.Б. Богоявленская, М. Р. Гинзбург //Советская педагогика. -1977. -№ 1. -G.69−77.
  18. , З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста /З.М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991. -206 с.
  19. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. —М.': Просвещение, 1968. -464 с.
  20. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания /Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов-на-Дону: «Учитель», 1999. -560 с.
  21. , А.В. Деятельностный подход и психологическая наука / А. В. Брушлинский //Вопросы философии. -2001. -№ 2. -С.89−95.
  22. , Л.Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: дис.. канд. пед. наук /Л.Н. Вахрушева. -М., 1997.-176 с.
  23. Введение в психодиагностику /под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: Академия, 1997. -192 с.
  24. , Н.Ф. Окружающий мир /Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2006. -240 с.
  25. , Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования /Н.Ф. Виноградова //Начальная школа. -2000. —№ 1. -С. 7−12.
  26. , А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А. П. Владиславлев. -М.: Молодая гвардия, 1978. -175 с.
  27. , А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно-развивающего взаимодействия: автореф. дис.. канд. психол. наук /А.И. Волкова. -Ростов-на-Дону, 1998. —13 с.
  28. , Е.А. Современная начальная школа: подходы, которые возможно опробовать уже сегодня /Е.А. Волошина //Школа 2100. -Вып.6. -С. 1427
  29. , Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  30. , Л.С. Психология /Л.С. Выготский. -М.: Изд-во «ЭКСМО» -Пресс, 2000.-1008 с.
  31. , Б.С. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования /Б.С. Гершунский //Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования /под ред. Б. С. Гершунского. -М.: АПН СССР, 1987.-182 с.
  32. , С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования /С.М. Годник //Актуальные проблемы непрерывного образования: сб. научн. тр. -М.: НИИО, 1982. -158 с.
  33. , С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы /С.М. Годник. -Воронеж, 1981.-65 с.
  34. , Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д. Б. Годовикова //Вопросы психологии. -1984. -№ 4. -С.34−40.
  35. , В.Б. Познавательная активность дошкольников /В.Б. Голицин, Е. И. Щербакова //Педагогика. -1991. -№ 3. -С.43−48.
  36. , Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения /Е.Л. Горлова. -М., 2002. -20 с.
  37. , В.А. Основы непрерывного образования в СССР /В.А. Горохова, Л. А. Коханова. -М.: Высшая школа, 1987. -383 с.
  38. , С.В. Формирование представлений о технике как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: дис.. канд. пед. наук /С.В. Гусарова. -М., 2000. -189 с.
  39. , Т.А. Влияние стиля понимания на особенности проявления любознательности личности: дис.. канд. психол. наук /Т.А. Гусева. Новосибирск, 1998.-154 с.
  40. , В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней /В.В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев //Вопросы психологии. -1997. -№ 1. -С. 3−18.
  41. , В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте /В.В. Давыдов //Возрастная и педагогическая психология. -М.: Просвещение, 1973.-288 с.
  42. , В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста /В.В. Давыдов //Дошкольное воспитание. -1970. -№ 4. -С. 29−35
  43. , A.M. Роль игровой деятельности в развитии познавательных интересов у детей четвертого года жизни: дис.. канд. пед. наук /A.M. Даллакян. Ереван, 1988. -166 с.
  44. , Р.А. Осуществление преемственности дошкольного и начального образования /Р.А. Данилина //Начальная школа. -2002. -№ 9. -С.44−47.
  45. , А.В. Непрерывное образование /А.В. Даринский //Советская педагогика. -1975. -№ 1. -С. 16−25.
  46. , Н.С. Формирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду: дис.. канд. психол. наук / Н. С. Денисенкова. -М., 1991. -129 с.
  47. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /под ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой, JT.M. Гурович. -Спб.: изд-во «Акцидент», 1995.-288 с.
  48. , В.Ю. Побуждение школьников к активному учению (1—2 классы): дис.. канд. психол. наук /В.Ю. Дорохова. -М., 1972. -224 с.
  49. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. -М.: Изд-во ACT, 1997.-336 с.
  50. , В.Н. Экспериментальная психология /В.Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 2003.-320 с.
  51. , А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения: дис.. канд. психол. наук/А.К. Дусавицкий. -Харьков, 1974. -139 с.
  52. , Л.С. Формирование познавательных интересов младших школьников во внеучебной деятельности: дис.. канд. психол. наук /Л.С. Дягилева.-М., 1976.-234 с.
  53. , Е.В. Влияние типа акцентуации характера на проявление любознательности личности: дис.. канд. психол. наук /Е.В. Жихарева. — Барнаул, 2006.-188 с.
  54. , Р.И. Руководство творческой игрой дошкольников /Р.И. Жуковская. -М.: Изд-во АПН РСФСР- 1953. 96 с.
  55. , Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике /Н.И. Загу-зов. -М.: Ореол-Лайн, 1998. -192 с.
  56. , В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад — школа»: дис.. канд. пед. наук /В.В. Зайко. -Майкоп, 1999. -200 с.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст. М.: Изд-во «Ось-89″, 2002. -48 с.
  58. , А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/ А. В. Запорожец //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -256 с.
  59. , И.Д. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека / И. Д. Зверев, Е. М. Гвоздырева. -М.: Педагогика, 1971. -90 с.
  60. , Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе /Т.М. Землянухина //Начальная школа. -2002. -№ 6. -С. 50−55.
  61. , В.П. Человек развивающийся /В.П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. -М., 1994.
  62. , В.П. О целях и ценностях образования /В.П. Зинченко //Педагогика. -1997. -№ 5. -С. 3−16.
  63. , Л.К. Особенности формирования учебно-познавательного мотива как одного из новообразований учебной деятельности / Л. К. Золотых. -М., 1979.
  64. , Н.П. Формирование положительного отношения’к учению детей шестилетнего возраста (в условиях подготовительных классов общеобразовательной школы): дис.. канд. психол. наук /Н.П. Зубалий. -Киев, 1986.-161с.
  65. , И.П. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы: автореф. дис.. канд. пед. наук /И.П. Иванов. —Л., 1956. -16 с.
  66. Игра дошкольника /под ред. С. Л. Новоселовой. -М.: Просвещение, 1989. -286 с.
  67. , К. Э. Психология эмоций /КЗ. Изард. -СПб.: Изд-во „Питер“, 2000. -464 с.
  68. Из кризиса к достойной жизни. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. //Учительская газета. -2000. -№ 43. -С.6−7.
  69. , М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты / М. Н. Ильина. -СПб., 1998.
  70. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. -СПб.: Изд-во „Питер“, 2000.-512 с.
  71. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника. М.: Издательский дом „Карапуз“, 2001. -303 с.
  72. , И.З. Сравнительный анализ инициативности и любознательности старшеклассников из чистых и зараженных радиацией районов: дис.. канд. психол. наук /И.З. Кезикова. -М., 2002. -144 с.
  73. , JI.A. К вопросу о психолого — педагогических основах проблемного обучения /JI.A. Кирсанова //Вопросы формирования направленности личности. -Владимир: Владимирский гос. пед. ин-т, 1973. -С. 56−66.
  74. , М.В. Обучение на основе целостного личностного опыта /М.В. Кларин //Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Тез. докл. -Ч. 1. -М., 1993. -С. 68−69.
  75. , А. Опосредствование: психическая деятельность и психологические орудия /А. Козулин //Вопросы психологии. -1994. -№ 4. -С. 100−108.
  76. , В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / В. Н. Колесников. -М.: Изд-во „Институт психологии“, 1996. —224 с.
  77. , Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? /Н.М. Конышева//Начальная школа. -2002. -№ 1. -С. 96−100.
  78. , Е.И. Усвоение операций счета детьми дошкольного возраста: дис.. канд. психол. наук/Е.И. Корзакова. -М., 1951.
  79. Краткий психологический словарь /ред.-сост. Л.А. Карпенко- под общ. ред.-А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -Ростов-н-Д: Изд-во „Феникс“, 1998.-512 с.
  80. , Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф.. дис. канд. пед. наук / Е. Э. Кригер. -Барнаул, 2000. -176 с.
  81. , А.И. Психологические проблемы исследования активности человека / А. И. Крупнов //Вопросы психологии. -1984. -№ 3. -С. 25 33.
  82. , А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств /А.И. Крупнов //Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. -М.: УДН, 1988. -С.28−39. ^
  83. , С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков /С.И. Кудинов //Психологический журнал. -1998. -№ 1. -С. 26−31
  84. , С.И. Сравнительный анализ любознательности у девочек и мальчиков раннего юношеского возраста: дис.. канд. психол. наук /С.И. Кудинов.-М., 1994.-157с.
  85. , Т.А. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста (на материале экскурсий в природу): автореф.. дис. канд. пед. наук /Т.А. Куликова. -М., 1978. -22 с.
  86. , С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге /С.Ю. Курганов. -М.: Просвещение, 1989. -127с.
  87. , Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы / Ю.А. Кустов- науч. ред. А. А. Кирсанов. -Свердловск: Изд—во Урал. Ун-та, 1990. -117 с.
  88. , А.А. Преемственность как принцип обучения в среднем ПТУ / А. А. Кыверялг, З. Е. Михайлов //Принципы обучения в среднем профессионально-техническом училище: сб. науч. тр. -М., 1986. -С.70−78.
  89. , С.А. О преемственности дошкольного и начального школьного образования /С.А. Лебедева //Начальное образование. -1996. -№ 3. -С. 2023.
  90. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. —М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  91. , А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -573 с.
  92. , Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: дис.. канд. психол. наук /Н.Т. Лобова. -Киев, 1986. -192 с.
  93. , Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь /Н'.А. Логинова // Принцип развития в психологии: сб. статей. /АН СССР, Ин-т психологии / отв. ред. Л. И. Анциферова. -М.: „Наука“, 1978. -368 с.
  94. , Б.Ф. О системном подходе в психологии /Б.Ф. Ломов //Вопросы психологии. -1975. -№ 2. -С. 41−44.
  95. , В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы: дис.. докт. пед. наук /В.Я. Лыкова. -Одесса, 1992.-343 с.
  96. , А.А. Воспитателю о развитии ребенка /А.А. Люблинская. -М.': Просвещение, 1972. -256 с.
  97. A.П. Владиславлева. -М.: Научно-методический кабинет при Правлении Всесоюзного общества „Знание“, 1981. -Ч. 1. -С. 38−43
  98. , А. По направлению к психологии бытия /А. Маслоу- пер. Е. Рач-ковой. -М.: Изд-во „ЭКСМО-Пресс“, 2002. 272 с.
  99. , A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей //Психологические исследования интеллектуальной деятельности: сб. статей / под. ред. O.K. Тихомирова. -М.: Изд-во МГУ, 1979. -232 с.
  100. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /A.M. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972. -208 с.
  101. Ш. Мельников, В.М., Введение в экспериментальную психологию личности /
  102. B.М. Мельников, JI.T. Ямпольский. ,-М., 1985. -319 с.
  103. , А.А. Реализация идеи непрерывного образования в комплексе „детский сад лицей — колледж — ВУЗ“: дис.. канд. пед. наук /А.А. Мерк. -Тюмень, 1999.-251 с.
  104. Методы диагностики и изучения психики ребенка /под ред. Н. И. Непомнящей. М.: НИИОПП, 1975. -280 с.
  105. , Н.Г. Учителю о познавательном интересе /Н.Г. Морозова. —М.: Знание, 1979. с.
  106. , Л.И. Физиологический механизм познавательных интересов и потребностей /Л.И. Мурский, В. П. Шуман //Вопросы формирования направленности личности. -Владимир: Владимирский гос. пед. ин-т., 1973.1. C. 3−11.
  107. , П.А. Системно-деятельностный подход в психологии развития / П. А. Мясоед //Вопросы психологии, -1999. -№ 5.
  108. , А.А. К вопросу о воспитании интересов в начальной и средней школе: дис.. канд. пед. наук /А.А. Невский. -Л., 1941.
  109. , Н.Н. Концепция непрерывного образования /Н.Н. Нечаев //Специалист. -1996. —№ 4. -С. 2−3.
  110. , A.M. Великий учитель — природа /A.M. Низова: -М.: Знание, 1971.-80 с.
  111. Новейший философский словарь. — Мн.: интерсервис- книжный Дом. — 2001.-1280 с.
  112. Образовательная система „Школа 2100″ //Сборник образовательных программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная- и старшая школа, /под научной редакцией А. А. Леонтьева. —М.: Баллас, Изд. дом РАО, 2004. -528 с.
  113. , Т.Н. Исследование личностных характеристик мыслительной деятельности /Т.Н. Овчинникова //Вопросы психологии. -1981. № 3. -С. 117−121.
  114. , Е.И. Непрерывное образование как фактор поступательного развития личности: дис.. канд. пед. наук /Е.П. Огарев. -Ленинград, 1986. -211 с.
  115. , С.И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов. -М.: Русский язык, 1988.-750 с.
  116. , В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования /В.Г. Осипов. -Ереван: АПН СССР, 1989. -218 с.
  117. , Л.В. Познавательная деятельность как важнейшая основа образовательного процесса /Л.В. Парфенова, http: //festival. 1 september.ru
  118. , Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. / Ф. И. Перегудов. -М.: Знание, 1991.-64 с.
  119. Перспективы развития системы непрерывного образования /под. ред Б. С. Гершунского. -М.: Педагогика, 1990. -224 с.
  120. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив /А.В. Петровский. -М.: Политиздат, 1982. -254 с.
  121. , В.А. Личиостно-развивающее взаимодействие /В.А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. -Ростов-н—Д: РИО АО „Цветная пе- ' чать“, -88 с.
  122. , К.К. Структура и развитие личности /К.К. Платонов. -М., 1986.
  123. , А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: автореф. дис.. док. психол. наук /А.Н. Поддьяков. -М., 2001. -35 с.
  124. , Н.Н. Мышление дошкольника /Н.Н. Поддьяков. -М.: Педагогика, 1977.-272 с.
  125. , Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков и др. -М.: Просвещение, 1988. -192 с.
  126. , В.Л. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: дис.. канд. психол. наук /В.Л. Поплужный.-Киев, 1969. ч
  127. , Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраст //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. — ' 1956.-Т. 126.-С. 17−21
  128. , Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников (в процессе организации труда по выращиванию растений): дис.. канд. пед. наук: /Н.К. Постникова. -Киев, 1967. -197с.
  129. Программа „Развитие“ (основные положения). -М.: Новая школа, 1994. -64 с.
  130. Программы четырехлетней начальной школы: „Проект „Перспективная начальная школа“ /Р.Г. Чуракова и др.- Сост. Р. Г. Чуракова. -М.: Академкнига, 2005.-168 с.
  131. , Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста / Л. Н. Проколиенко. -Киев: Рад. школа, 1979. 88 с.
  132. Психологический словарь /под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Феникс, 1998.-512 с.
  133. Психология личности и деятельности дошкольника /под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. -М.: Просвещение, 1965. 294 с.
  134. Психология и педагогика развития личности: монография /под ред. Е. Н. Шиянова и др. -Москва: Илекса, 2002. -568 с.
  135. Психолого-педагогический словарь для учителя и руководителей общеобразовательных учреждений. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. —544 с.
  136. Психология личности //Хрестоматия: в 2 т. /сост. Д. Я. Райгородский. — Т. 1. Самара: Издательский дом „БАХРАХ“, 1999. -448 с.
  137. , К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста (нормально слышащих, слабослышащих и глухих): дис.. канд. психол. наук /К.М. Рамонова. Северо-Осетинский гос. пед. ун-т им. К. Хетагурова, 1970. -187 с.
  138. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /под ред. А. В. Запорожца, Я.З. Неверович- НИИ дошк. воспитания АПН СССР. -М.: Педагогика, 1986.-172с.
  139. Резолюция Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием „Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования“. Москва, октябрь 1999'//Начальная школа. -2000. -№ 1. -С. 5−6.
  140. , P.M. Игра как форма активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: дис.. канд. психол. наук /P.M. Рим-бург.-Ленинград, 1952.-301 с.
  141. , С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии /С.Л. Рубинштейн. -М.: Наука, 1997. -463 с.
  142. , С.Л. Основы общей психологии /С.Л'. Рубинштейн. -СПб.: Изд-во „Питер“, 2000. -712 с.
  143. , В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения /В.В. Рубцов //Вопросы психологии. -1998. -№ 5. -С. 49−59
  144. , Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в школьном возрасте /Е.Ф. Рыбалко //Ученые записки ЛГУ —№ 265. — Серия философских наук. —Вып. 16. -Психология. -Л.: ЛГУ, 1959. —С. 61— 70.
  145. , А.И. Одаренные дети в детском саду и школе /А.И. Савенков. -М.: Академия, 2000. -232 с.155: Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении Н. Г. Салмина. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-286 с.
  146. , В.А. Роль свойств темперамента в проявлении любознательности личности: дис.. канд. психол. наук /В.А. Сарычев. -Красноярск, 2006. -177 с.
  147. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. — М.: Издательская корпорация „Логос“, 1999. -272 с.
  148. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. -СПб: „Речь“, 2003. -350 с.
  149. , П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты/П.В. Симонов. —М.: „Наука“, 1975. —175 с.
  150. , П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7—ми лет): дис.. канд. психол. наук /П.Г. Сирбиладзе. -Тбилиси, 1966. —228 с.
  151. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе /В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
  152. , А.П. Преемственность в системе непрерывного образования: Методические рекомендации для студентов педагогических отделений университетов, слушателей факультетов повышения квалификации учителя / А. П. Сманцер. -Минск, 1992. -41 с.
  153. , Д.В. Индивидуальные проявления игровой активности как предпосылка развития познавательного интереса у детей 6−7 лет: дис.. канд. психол. наук /Д.В. Смирнов. —М., 1991. —187с.
  154. Смирнов, С. Д- Методологические уроки, концепции А. Н“ Леонтьева /С.Д. Смирнов //Вестник Моск. ун-та. -Серия 14. -Психология. -1993. -№ 2. -С. 16−17.
  155. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 2000. -344 с. г
  156. , С.А. От интересов к способностям /С.А. Соловейчик //Воспитание школьника.-1968. -№ 6. -С. 26−34.
  157. , А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста: дис.. канд. психол. наук/А.И- Сорокина. -Л-, 1945. -128 с.
  158. , Ю.М. Индивидуально-типические особенности любознательности- и£ специфика их- проявлении в учебной деятельности' студентов-/Ю.М. Стакина. -М., 2006.-196 с.
  159. , А.И. Методология стандартизации- непрерывного-образования: проблемы и пути их разрешения /А.И. Субетто. -М.: СПб., 1998. -70 с.
  160. , Т.Н. Дошкольное образование в системе культуры: Монография /Т.Н. Таранова. -М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2004: -360 с.
  161. Тельнова', Ж. Н. Развитие познавательной активности“ детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах: и методах обучения: дисканд. пед. наук /Ж.Н. Тельнова. -Омск,-1997. —171с.
  162. , O.K. Психология мышления /O.K. Тихомиров -М. :Академия, 2002.-288 с.
  163. , В.Н. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования /В.Н. Турченко //Актуальные проблемы непрерывного образования: сб. научн. тр. -М.: НИИО, 1983. -158 с.
  164. , Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада /Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. -М.: Просвещение- Владос, 1995. -291 с.
  165. , Г. А. Дошкольная психология /Г.А. Урунтаева. -М.: Академия, 1996.-336 с.
  166. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы „Гармония“. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. 144 с.
  167. , Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн.-М., 1995.
  168. Философский словарь /под ред. М. М. Розенталя. -М*.: Политиздат, 1975. -498 с.
  169. Фрейд 3. Психоаналитические этюды /3. Фрейд- составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского. -Мн.: ООО „Попурри“, 1997. 606 с.
  170. , Д.И. Образовательное пространство как пространство развития / Д. И. Фрумин, Д. Б. Эльконин //Вопросы психологии. -1993. -№.5 -С. 2432.
  171. , Г. А. Виды общения в обучении /Г.А. Цукерман. -Томск: Пеленг, 1993.-269 с.
  172. , Г. А. Обучение учебному сотрудничеству /Г.А.» Цукерман и др. //Вопросы психологии. -1993. -№ 2. -С. 35−43.
  173. , P.M. Индивидуальное развитие ребенка’в период детства /P.M. Чумичева //Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции, 20−21 ноября 2001 года. -Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2001. -С. 8 14.
  174. , П.Д. Статистика /П.Д. Шимко, М. П. Власов. -Ростов н/Д: Феникс, 2003.-448 с.
  175. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации /под научн. ред. А. А. Леонтьева. -Вып. 3. -М.: Баллас, 1999. — 288 с.
  176. Школа 2100. Пути модернизации начального и среднего образования /под научн. ред. А. А. Леонтьева. -Вып. 6. -М.: Баллас, 2002. 271с.
  177. , А.Г. Основы психодиагностики /А.Г. Шмелев. -Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -544 с.
  178. , Н.Б. Возраст вопросов / Н. Б. Шумакова. -М.: Знание, 1990. -80 с.
  179. , Н.Б. Вопрос в структуре познавательной активности: автореф. дис.. канд. психол. наук /Н.Б. Шумакова. М., 1985. — 24 с.
  180. , Б.Д. Введение в психологию развития /Б.Д. Эльконин. — М.: Издат. центр «Академия», 1994. -144 с.
  181. , Д.Б. Избранные психологические труды /Д.Б. Эльконин /под: ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко — АПН СССР. -М. :Педагогика, 1989. -481 с.
  182. , Е.Г. Психолого-педагогические условия модернизации образования в России /Е.Г. Юдина //Школа 2100. Пути модернизации начального и среднего образования /под научн. ред. А. А. Леонтьева. -Вып. 6. —М.: Ба-ласс, 2002. -271 с. -С. 101−149
  183. , Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность /Э.Г. Юдин. -М.: ЭДИТОРИАЛ УРСС, 1997. -444 с.
  184. , B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника/B.C. Юркевич //Вопросы психологии. -1980. -№ 2. -С. 83−92.
  185. , B.C. Светлая радость познания /B.C. Юркевич. -М.: Знание, 1977.-64 с.
  186. Spielberger, C.D. Curiosity and anxiety /C.D. Spielberger, R.A. Peters, F.G. Frain //H.G. Voss & H. Keller (Eds.), Curiosity research: Basik consepts and re-salts. Weinheim, FRG: Belts, 1981.
  187. Spielberger, C.D. Curiosity and Exploratory Behavior / C.D. Spielberger, L. M. Star IIH.F. O&apos- Neil Jr., M. Drillings (Eds.) Motivation: Teory and Research. Hilsdail, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1994.
Заполнить форму текущей работой