Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Потребность в уединении и одиночество

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой способности подростка приобретать новых друзей и сохранять старых является социальная компетентность. По мнению Г. Крайг, она базируется на способности отрока к сравнениям. В подростничестве дети тратят время и силы на то, чтобы найти себя на пестрой «арене равных». Они сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойствах личности, которые делают их популярными… Читать ещё >

Потребность в уединении и одиночество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В подростковом возрасте появляется потребность в уединении, которую А. В. Мудрик называет особой формой общения подростка. Возникшая в критический возраст личностная рефлексия позволяет подростку делать предметом анализа собственное состояние, причины своих поступков, делиться размышлениями с дневником. В большей степени практика ведения дневника присуща девочкам. Главный вопрос, обращенный к самому себе и задающий семантическое напряжение сознания, — вопрос «Кто Я?».

В случае неудовлетворения потребности в общении со сверстником подросток начинает переживать чувство одиночества, ненужности товарищам, сверстникам, а также чувство соперничества.

Основой способности подростка приобретать новых друзей и сохранять старых является социальная компетентность. По мнению Г. Крайг, она базируется на способности отрока к сравнениям. В подростничестве дети тратят время и силы на то, чтобы найти себя на пестрой «арене равных». Они сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойствах личности, которые делают их популярными, например, чувстве юмора или дружелюбии, бесстрашии и храбрости. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств, но лишь некоторые люди становятся близкими друзьями, так как у подростков мало интимности и задушевности в отношениях. Они только учатся дружить. Поэтому субъективное ощущение одиночества часто сопровождается переживанием подростка о том, что никто не в состоянии его понять.

Формы идентификации и обособления в поведении подростков.

Для того чтобы быть «своим» в группе, подростку нужно выглядеть, как все, и разделять общие увлечения. Парадокс моды состоит в том, что она представляет собой стремление выделиться, реализуемое посредством подражания. Ярким примером такого поведения являются неформальные объединения под сленговыми названиями. Обычно для подростков 12—15 лет актуализируется потребность примкнуть к одной из неформальных групп, усвоив ее субкультуру. Любая субкультура, являясь целостным образованием, включает в себя ряд более или менее выраженных признаков. Так, Мудрик выделяет общие для всех субкультур (возрастных, профессиональных, неформальных и др.) признаки: набор ценностных ориентаций, нормы поведения, статусную структуру (равноправное, зависимое или подчиняющее положение человека в системе межличностных отношений), предпочитаемые источники информации, своеобразные увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения, специфику речи (жаргон), фольклор (Мудрик А. В., 1997, с. 121).

Подростковая субкультура отражает все названные признаки, отличаясь своей жестовой культурой. Позы и жесты агрессивны, подчас откровенно циничны. В. С. Мухина называет прохождение подростков через жестовую культуру актом возрастной инициации (посвящения). Так, подростки легко дразнят жестами друг друга, мало интересуясь глубинным смыслом используемых в общении поз и жестов. То, что в большей степени напрягает ребенка, неосознанно транслируется им в ненормативных жестах и позах, демонстрирующих тело в символах тела. В связи с половым созреванием облик подростка и его телесные самоощущения резко меняются, тем более, что молодой человек не может это контролировать. И хотя многое в вербальных и невербальных формах общения определяет культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам, использование подростками сексуально направленных жестов косвенно подтверждает, что пол (в социальнопсихологическом аспекте) становится центром самосознания подростка. Происходит идентификация со своим физическим «Я».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой