Потребность в уединении и одиночество
Основой способности подростка приобретать новых друзей и сохранять старых является социальная компетентность. По мнению Г. Крайг, она базируется на способности отрока к сравнениям. В подростничестве дети тратят время и силы на то, чтобы найти себя на пестрой «арене равных». Они сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойствах личности, которые делают их популярными… Читать ещё >
Потребность в уединении и одиночество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В подростковом возрасте появляется потребность в уединении, которую А. В. Мудрик называет особой формой общения подростка. Возникшая в критический возраст личностная рефлексия позволяет подростку делать предметом анализа собственное состояние, причины своих поступков, делиться размышлениями с дневником. В большей степени практика ведения дневника присуща девочкам. Главный вопрос, обращенный к самому себе и задающий семантическое напряжение сознания, — вопрос «Кто Я?».
В случае неудовлетворения потребности в общении со сверстником подросток начинает переживать чувство одиночества, ненужности товарищам, сверстникам, а также чувство соперничества.
Основой способности подростка приобретать новых друзей и сохранять старых является социальная компетентность. По мнению Г. Крайг, она базируется на способности отрока к сравнениям. В подростничестве дети тратят время и силы на то, чтобы найти себя на пестрой «арене равных». Они сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойствах личности, которые делают их популярными, например, чувстве юмора или дружелюбии, бесстрашии и храбрости. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств, но лишь некоторые люди становятся близкими друзьями, так как у подростков мало интимности и задушевности в отношениях. Они только учатся дружить. Поэтому субъективное ощущение одиночества часто сопровождается переживанием подростка о том, что никто не в состоянии его понять.
Формы идентификации и обособления в поведении подростков.
Для того чтобы быть «своим» в группе, подростку нужно выглядеть, как все, и разделять общие увлечения. Парадокс моды состоит в том, что она представляет собой стремление выделиться, реализуемое посредством подражания. Ярким примером такого поведения являются неформальные объединения под сленговыми названиями. Обычно для подростков 12—15 лет актуализируется потребность примкнуть к одной из неформальных групп, усвоив ее субкультуру. Любая субкультура, являясь целостным образованием, включает в себя ряд более или менее выраженных признаков. Так, Мудрик выделяет общие для всех субкультур (возрастных, профессиональных, неформальных и др.) признаки: набор ценностных ориентаций, нормы поведения, статусную структуру (равноправное, зависимое или подчиняющее положение человека в системе межличностных отношений), предпочитаемые источники информации, своеобразные увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения, специфику речи (жаргон), фольклор (Мудрик А. В., 1997, с. 121).
Подростковая субкультура отражает все названные признаки, отличаясь своей жестовой культурой. Позы и жесты агрессивны, подчас откровенно циничны. В. С. Мухина называет прохождение подростков через жестовую культуру актом возрастной инициации (посвящения). Так, подростки легко дразнят жестами друг друга, мало интересуясь глубинным смыслом используемых в общении поз и жестов. То, что в большей степени напрягает ребенка, неосознанно транслируется им в ненормативных жестах и позах, демонстрирующих тело в символах тела. В связи с половым созреванием облик подростка и его телесные самоощущения резко меняются, тем более, что молодой человек не может это контролировать. И хотя многое в вербальных и невербальных формах общения определяет культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам, использование подростками сексуально направленных жестов косвенно подтверждает, что пол (в социальнопсихологическом аспекте) становится центром самосознания подростка. Происходит идентификация со своим физическим «Я».