Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологическая детерминация особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Физиологические изменения в пожилом возрасте сопровождаются изменениями в мотивационной и эмоциональной сферах, а также переменами, связанными с потерей друзей, близких, невозможностью продолжения профессиональной деятельности. С одной стороны, физиологические изменения определяют характер протекания мотивационных и эмоциональных реакций, с другой — позитивные или негативные тенденции… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВ, А 1. Социально-психологические аспекты периода 12 геронтогенеза
    • 1. 1. Основные направления и подходы в психологических 12 исследованиях периода геронтогенеза
    • 1. 2. Социально-психологические детерминанты геронтогенеза
    • 1. 3. Социально-психологические особенности мотивационной и эмоциональной сфер пожилых людей
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование социально-психологической детерминации особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей
    • 2. 1. Исследование специфики социально-ролевых позиций в межличностных отношениях пожилых людей
    • 2. 2. Исследование специфики влияния социально-семейного фактора на особенности мотивационной и эмоциональной сфер пожилых людей
    • 2. 3. Структура взаимосвязей особенностей мотивационной и эмоциональной сфер пожилых людей
  • ГЛАВА 3. Социально-психологические основания построения коррекционно-реабилитационной системы мероприятий в работе с пожилыми людьми в условиях специализированных учреждений
    • 3. 1. Методологические основы анализа содержания понятий «компенсация», «поддержка», «адаптация», «реабилитация» и «коррекция» в психологической помощи пожилым людям
    • 3. 2. Коррекционно-реабилитационная система мероприятий в работе с пожилыми людьми в условиях специализированных учреждений
    • 3. 3. Модель социально-психологической поддержки лиц пожилого возраста по активизации позитивной мотивации и стабилизации эмоциональных состояний
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-психологическая детерминация особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном российском обществе имеет место демографическое старение населения, обусловленное во многом неблагоприятной социально-экономической ситуацией, сложившейся в условиях системного кризиса (Е.М. Андреев, 2002; Т. А. Демченко, 2003; И. А. Збарская, 2000; Е. А. Кваша, Т. Д. Харькова, 2002 и др.). В 90-х годах XX века в нашей стране по сравнению с 1959 годом число пожилых людей удвоилось, к 1995 году количество людей в возрасте от 60-ти лет достигло 16,8% (в 1980 году — 13,8%), в 1999 году — 19% (Т.А. Демченко, 2003). В 2000 году доля людей старше 60 лет составила 12,5% от общей численности россиян (мировой стандарт — 7%) (И.А. Збарская, 2000). В связи с этим в последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке вопросы изучения пожилого возраста приобретают важное социально-экономическое, социально-психологическое, медико-социальное значение.

Физиологические изменения в пожилом возрасте сопровождаются изменениями в мотивационной и эмоциональной сферах, а также переменами, связанными с потерей друзей, близких, невозможностью продолжения профессиональной деятельности. С одной стороны, физиологические изменения определяют характер протекания мотивационных и эмоциональных реакций, с другой — позитивные или негативные тенденции мотивационной и эмоциональной сфер усиливают или уменьшают объективное влияние физиологических изменений и условий жизнедеятельности. В ситуации изолированного проживания пожилым людям трудно справиться с одиночеством, личностной тревожностью, озабоченностью, депрессией, что в свою очередь остро ставит вопрос об их социально-психологической адаптации и реабилитации (Р.Ш. Бахтияров, 1999; Н. Ф. Дементьева, 1992; О. В. Краснова, 1998; Т. А. Кузнецова, 2002; А. Ю. Левагина, 2002; С. С. Чернякова, 2001, 2003 и др.). Нахождение в стационарном учреждении усугубляет неустойчивое эмоциональное состояние пожилых людей, вызывая во многих случаях преждевременную смерть (Н.Ф. Дементьева, 1998; А. И. Тащева, 1998; Е. И. Холостова, 1999 и др.). Поэтому направление, связанное с изучением мотивационно-эмоциональных состояний в пожилом возрасте с учетом влияния социальносемейного фактора, приобретает все большую значимость и требует серьезного научно-методического обеспечения (В.Д. Альперович, 1997; Л. И. Анцыферова, 1994, 2001; М. В. Ермолаева, 1999; Т. З. Козлова, 2001, 2003; ОБ. Краснова, 1998; А. С. Милентьев, 1996; С. С. Чернякова, 2003; Н. Ф. Шахматов, 1996; Ю. М. Швалб, 1991; О. А. Шелест, 2003; J.W. Santrock, 1995; A.S. Thompson, 1999; A.M. Zeiss, A. Steffen, 1996; S.H. Zarit, J.M. Zarit, 1998 и др.).

Проблема данного исследования — влияние социально-семейного фактора на особенности мотивационно-эмоциональной сферы пожилого человека.

• Гипотеза исследования — социально-семейный фактор выступает как системообразующий детерминант во влиянии на особенности мотивационно-эмоциональной сферы в пожилом возрасте.

Объект исследования — социально-психологические детерминанты особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей.

Предмет исследования — влияние социально-семейного фактора как системообразующего на особенности мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей.

Цель исследования — изучение социально-психологической детерминации особенностей мотивационно-эмоциональной сферы как основание психокоррекционной программы в работе с пожилыми людьми в условиях специализированных учреждений.

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

1. Выделить социальные, социально-психологические детерминанты особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей.

2. Выявить особенности социально-ролевых позиций в межличностных отношениях пожилых людей.

3. Определить характер влияния социально-семейного фактора на, особенности мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей.

4. Разработать основания коррекционно-реабилитационной системы мероприятий в работе с пожилыми людьми в условиях специализированных учреждений.

5. Разработать и апробировать модель социально-психологической поддержки лиц пожилого возраста в условиях специализированных учреждений.

Теоретико-методологическое основание исследования. Теоретико-методологическим основанием исследования послужили положения, разработанные отечественными и зарубежными исследователями:

— системный подход к изучению индивидуальности и жизненного пути (Б.Г. Ананьев, 1968; А. Г. Асмолов, 1990);

— принципы системно-деятельностного подхода (П.К.Анохин, 1963; В. П. Кузьмин, 1984; Б. Ф. Ломов, 1999) единства личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, 1975);

— концепции социально-психологической адаптации и социализации (Г.М. Андреева, 1988; Б. Д. Парыгин, 1971; P.M. Шамионов, 2001);

— концепция социально-психологического благополучия (Г.С. Никифоров, 2002);

— исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные динамике психологических особенностей лиц пожилого возраста (М.Д.Александрова, 1974; В. Д. Альперович, 1997; Л. И. Анцыферова, 1994, 1996; В. В. Болтенко, 1980; О. А. Воронина, 1999; М. В. Ермолаева, 1999; 2002; Т. В. Зозуля, 2000; О. В. Краснова, 1998; Т. А. Кузнецова, 2002; А. Г. Лидере, 2000; Т. Д. Марцинковская, 1999; М. Р. Минигалиева, 2000; Т. А. Немчин, 1987; А. А. Реан, 2001; К. Рощак, 1990; Н. Ф. Шахматов, 1998; J.E. Birren, 1980; R. Kastenbaum, 1986; I. Rosow, 1974; S.H. Zarit, J.M. Zarit, 1998; A.M. Zeiss, A. Steffen, 1996 и др.);

— подходы к изучению содержания понятий «компенсация», «поддержка», «адаптация», «реабилитация» и «коррекция» (П.К.Анохин, 1963; Б. С. Братусь, 1988; А. И. Воложин, 1987; О. А. Карабанова, 2002; А. А. Осипова, 2000; В. М. Сорокин, 2003; Т. А. Строкова, 2002; А. А. Филозоп, 2002, 2004; Ю. И. Фролов, Э. Н. Тищенко, 2000; С. С. Чернякова, 1999, 2001, 2003 и др.);

— базовые положение психокоррекционной работы (Л.И. Анцыферова, 1996; А. Г. Асмолов, 1990; Т. Н. Розова, 1995; К. А. Страшникова,.

М.М. Тульчинский, 1996; С. С. Чернякова, 1999, 2001, 2003;

Н.Ф. Шахматов, 1996 и др.);

— подходы к организации социально-психологической адаптации и реабилитации пожилых людей (Р.Ш. Бахтияров, 1999; Н.Ф.

Дементьева, 1998, 2000; М. Э. Елютина, 2003; Краснова, 1998; Э.А.

Лоскутова, 2003; Г. А. Парахонская, 2002; Л. И. Платонова, 2003;

К.А. Страшникова, М. М. Тульчинский, 1996; Е. И. Холостова, 1999;

Р.В. Baltes, 1990; Е. Murphy, 1982 и др.).

Методы исследования.

Организация исследования осуществлялась с помощью метода поперечных срезов, в рамках которого проводилось сопоставление психологических особенностей пожилых людей в границах одной возрастной группы по критерию социально-семейного статуса (вдовство, одинокое проживание, проживание в условиях специализированного учреждения, проживание в семье). Основную часть исследования составляли эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование), посредством которых осуществлялся сбор первичных данных. Подбор психодиагностических методик, ориентированных на изучение специфики мотивационной и эмоциональной сфер пожилого человека, определялся, в первую очередь, в соответствии с обозначенными отечественными и зарубежными исследователями типичными возрастными психологическими особенностями. Из числа последних можно отметить пассивность, зависимость, конфликтность, склонность к одиночеству, тревожность, эгоцентризм, стойкое понижение настроения и др.

Для реализации сформулированных целей, проверки гипотезы и решения конкретных эмпирических задач в диагностическую схему были включены методики: «Индекс жизненной удовлетворенности» (B.L. Neugarten), «Склонность к одиночеству» (А.Е. Личко), «Уровень соотношения Ценности и Доступности в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, A.M. Эткинд), «Диагностика самоактуализации» (Шкала «Ориентация во времени») (А.В. Лазукин, в адаптации Н.Ф. Калина), «Эгоцентрические ассоциации» (по Е.П. Ильину), «Уровень личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер), «Шкала сниженного настроения субдепрессии (ШСНС)» (В. Зуиг), «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну)» (по Н. П. Фетискину, В. В. Козлову, Г. М. Мануйлову). Группу количественной и качественной обработки данных составили методы сравнительной и многомерной статистики. Математическая обработка исследовательского материала осуществлялась по стандартным методикам вариационной статистики (Е.В. Сидоренко, 1996; О. Ю. Ермолаев, 2002) с помощью пакета прикладных программ «Statistica» и «Excel». При описании количественных признаков использовались параметры нормального распределения: среднее значение, стандартная ошибка среднего значения, медиана (Е.В. Сидоренко, 1996; О. Ю. Ермолаев, 2002). Для проверки статистических гипотез применялось угловое преобразование ср-Фишера. Оценка характера взаимосвязи показателей психологических особенностей осуществлялась с помощью метода многомерного корреляционного анализа. По значению коэффициента корреляции Пирсона делалось заключение о характере и структуре связей между изучаемыми параметрами.

Для интерпретации значений полученных результатов использовался онтогенетический метод, позволяющий подтвердить закономерности и тенденции исследуемых явлений.

Отдельную группу составили методы коррекционного воздействия, как для индивидуальной, так и для групповой работы с пожилыми людьми в условиях специализированных учреждений.

Этапы и эмпирическая база исследования.

Исследование проводилось в период с 2000 по 2005 гг. в виде последовательности следующих этапов: организационно-подготовительного, эмпирического, коррекционно-реабилитационного. Каждому этапу исследования соответствовали количественные и качественные требования по формированию выборки. Эмпирический сбор данных проводился на базе отделения дневного пребывания центра социально-бытового обслуживания «Участие» (г. Курск) и специализированного учреждения — дома-интерната для ветеранов войны и труда (г. Курск) в рамках федеральной целевой программы «Старшее поколение».

В исследовании приняли участие 176 человек в возрасте от 66 до 72 лет, являвшиеся на момент его проведения неработающими в течение 6 лет городскими жителями, пенсионерами по возрасту, имевшими приблизительно одинаковый размер пенсии. Объем экспериментальной группы одиноко проживающих пожилых людей составил 56 человек (36. женщин и 20 мужчин). В экспериментальную группу пожилых людей, проживающих в специализированном учреждении, вошло 62 человека (32 женщины и 30 мужчин), в контрольную группу — 58 человек (45 женщин и 13 мужчины).

I. Организационно-подготовительный этап (2000;2002 гг.) исследования — обзор и теоретический анализ научных источников по изучению проблем пожилого возраста, формирование концептуального.

• основания, выдвижение гипотез, постановка цели и задач, подбор методов исследования.

II. Эмпирический этап (2002;2003 гг.) исследования — изучение социально-психологической детерминации особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей.

III. Коррекционно-реабилитационный этап (2003;2005 гг.) исследования — разработка в соответствии с полученными результатами и с учетом специфики социально-психологической детерминации оснований коррекционно-реабилитационной системы мероприятий в работе с пожилыми людьми, а также построение модели социально-психологической поддержки лиц пожилого возраста в условиях специализированных учреждений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе проанализированы и систематизированы базовые положения ряда теорий и исследований особенностей мотивационной и эмоциональной сфер пожилых людей, на основе которых научно обосновано построение эффективной стратегии психокоррекционной работы с этой категорией лиц.

Полученные в результате эмпирического исследования данные дают возможность расширить научные представления специалистов о социально-психологических детерминантах особенностей мотивационно-, эмоциональной сферы пожилых людей с целью оптимизации жизнедеятельности и повышения качества жизни.

Научная новизна исследования:

— впервые установлены специфические тенденции во влиянии социально-семейного фактора на особенности мотивационно-эмоциональной сферы и социально-ролевые позиции пожилых людей в межличностных отношениях;

— впервые проанализирована роль социально-семейного фактора как системообразующего детерминанта особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей;

— полученные новые эмпирические данные, свидетельствующие о связях между показателями особенностей эмоциональной и мотивационной сфер, служат основанием для разработки коррекционно-реабилитационной системы мероприятий в работе с пожилыми людьми в условиях специализированных учреждений, а также компонентов модели социально-психологической поддержки лиц пожилого возраста.

Практическая значимость:

— по результатам исследования разработана структура и определено содержание коррекционно-реабилитационной системы мероприятий в работе с лицами пожилого возраста в условиях специализированных учреждений;

— разработана эффективная модель социально-психологической поддержки пожилых людей в условиях специализированных учреждений с целью психокоррекции мотивационно-эмоциональных особенностей;

— предложенные в диссертации подходы, полученные результаты и выводы могут быть использованы в подготовке спецкурсов в высших учебных заведениях по социальной психологии, геронтопсихологии, социальной геронтологии, в психокоррекционной работе с пожилыми людьми, находящимися в условиях специализированных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. В системе социальных (демографических, образовательных, социально-экономических), социально-психологических социально-семейных отношений, социально-ролевых позиций в межличностных отношениях) детерминантов мотивационно-эмоциональных особенностей пожилых людей системообразующую роль выполняет социально-семейный фактор.

2. Влияние социально-семейного фактора проявляется в изменении характера социально-ролевых позиций пожилых людей в межличностных отношениях.

3. Влияние социально-семейного фактора в социально-психологической детерминации особенностей мотивационной и эмоциональной сфер пожилых людей проявляется в дифференциации уровней выраженности и характере взаимосвязей изучаемых показателей мотивационно-эмоциональных особенностей пожилых людей, проживающих одиноко, в условиях специализированного учреждения, в сравнении с пожилыми людьми, проживающими в семьях.

4. Коррекционно-реабилитационный процесс рассматривается как системообразующее основание для построения системы направленных воздействий в работе с пожилыми людьми в условиях специализированных учреждений.

5. Модель социально-психологической поддержки лиц пожилого возраста, направленная на активизацию позитивной мотивации и стабилизацию эмоциональных состояний, является эффективным средством нивелирования негативных личностных особенностей, вызванных влиянием социально-семейного фактора.

Достоверность, надежность результатов и обоснованность выводов базируются на теоретических работах отечественных и зарубежных исследователей в области общей и социальной психологии, геронтопсихологии, социальной геронтологии. Надежность и обоснованность выводов обеспечивается устойчивостью выявленных взаимосвязей и их соответствием поставленным целям и задачам, применением апробированных методов исследования, репрезентативностью выборки, сочетанием количественных и качественных методов исследования, использованием математико-статистических процедур обработки первичных данных, непротиворечивостью промежуточных и основных результатов, практической проверкой полученных результатов, статистической значимостью анализируемых данных.

ВЫВОДЫ.

Проведенное исследование социально-психологической детерминации особенностей мотивационной и эмоциональной сферы пожилых людей и интерпретация полученных данных позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Социально-семейный фактор выступает как производная от социальных детерминантов через статусную позицию и социально-психологических детерминантов через жизненную неудовлетворенность в связи с субъективным переживанием одиночества из-за отсутствия значимых социально-семейных отношений. Влияние социально-семейного фактора выполняет системообразующую роль в детерминации особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей.

2. Влияние социально-семейного фактора, представленное в дифференциации социально-ролевых позиций пожилых людей в зависимости от семейного статуса, определяет специфику межличностных отношений.

3. В изменении мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей с учетом влияния социально-семейного фактора выявлены специфические тенденции, проявляющиеся в усилении негативных явлений мотивационных и эмоциональных особенностей, а также в деструктуризации взаимосвязей изучаемых особенностей.

4. В качестве психологических оснований коррекционно-реабилитационной системы мероприятий в работе с пожилыми людьми выступают выявленные взаимосвязи показателей особенностей мотивационно-эмоциональной сферы.

5. Модель социально-психологической поддержки лиц пожилого возраста по активизации позитивной мотивации и стабилизации эмоциональных состояний позволяет компенсировать негативные изменения, возникающие в пожилом возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный социально-психологический анализ содержания периода геронтогенеза показал степень изученности разных аспектов старости. Исследования имеют широкую проблематику, что позволяет обозначить теоретические и практические перспективы изучения этого возрастного периода, в частности, социально-ролевых позиций в межличностных отношениях и особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей.

Существует множество подходов к изучению проблемы социально-психологической детерминации периода геронтогенеза. На наш взгляд, наиболее целесообразной логикой выступает системный подход к изучению целостного и непрерывного процесса индивидуального развития и жизненного пути человека от рождения до старости (Б.Г. Ананьев, 1968; А. Г. Асмолов, 1990), который заложил концептуальное основание отечественных геронтопсихологических исследований.

Эмпирическое исследование социально-психологической детерминации особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей опиралось на следующие теоретические положения Б. Г. Ананьева (1968), А. Г. Асмолова (1990):

— индивидуальное развитие человека представлено в следующих формах: онтогенетической эволюции психофизиологических функций, жизненном пути человека (истории личности) и субъектно-практической (становлении деятельности и истории развития человека как субъекта труда, общения и познания) (Б.Г.Ананьев, 1968);

— любые психические явления можно понять только в целостности рассмотрения человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, 1968);

— личность представляет собой совокупность ее психосоциальных свойств, связанных со статусом, ролями, ценностными ориентациями, определяющими особенности мотивации (Б.Г. Ананьев, 1968);

— индивидуальность с ее целостной организацией и саморегуляцией представляет собой общий эффект интеграции всех свойств человека как индивида, личности, и субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, 1968);

— образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются важными факторами высокой жизнеспособности (Б.Г. Ананьев, 1968);

— противоречивость индивидуального развития обусловлена наложением фаз жизненного пути на возрастные стадии онтогенеза и, соответственно, неравномерность и гетерохронность являются фактором, усиливающим противоречивость не только онтогенетической эволюции человека, но и формирования и развития его как личности (Б.Г. Ананьев, 1968);

— индивидуальность личности представляет собой совокупность смысловых отношений и установок, которые присваиваются в процессе развития (А.Г. Асмолов, 1990);

— ведущей характеристикой личности выступает система личностных смыслов, являющихся важным условием функционального развития мотивационно-смысловых отношений индивидуальности, специфика которых детерминирована социальной позицией. Ее резкая перемена может привести к глубоким перестройкам всей совокупности личностных смыслов, проявляющимся в утрате смысла существования (А.Г. Асмолов, 1990).

Эмпирическая стратегия исследования включала ряд последовательных и самостоятельных этапов. Каждый этап исследования был построен с использованием той совокупности организационных, эмпирических, статистических методов, которые позволяли реализовать поставленные задачи, соотносимые с целью исследования.

В результате проведенного эмпирического исследования социально-психологической детерминации особенностей мотивационно-эмоциональной сферы одиноко проживающих пожилых людей и проживающих в специализированном учреждении выявлены специфические тенденции во влиянии социально-семейного фактора, представленные: в дифференциации социально-ролевых позиций в межличностных отношениях пожилых людей в зависимости от семейного статуса. Специфика занимаемых пожилыми людьми социально-ролевых позиций представлена значимостью различий изучаемых признаков. Так, сравнительный анализ частоты встречаемости социально-ролевой позиции «Ребенок» позволил выявить значимые различия по уровню выраженности у пожилых людей, проживающих одиноко и в семьях (<р=1,682*), а также у пожилых людей, проживающих в специализированном учреждении и в семьях (<р= 1,707*). Оценка частоты встречаемости социально-ролевой позиции «Родитель» также указала на значимые различия по уровню выраженности у пожилых людей, проживающих одиноко и в семьях (<р=1,690*), а также у пожилых людей, проживающих в специализированном учреждении и в семьях (<р=1,657*). Изучение частоты распространенности социально-ролевой позиции «Взрослый» по уровню ее выраженности у пожилых людей, проживающих одиноко и в семьях, а также у пожилых людей, проживающих в специализированном учреждении и в семьях, значимых различий не подтвердило (ср=0,044- <р=0,084 соответственно). Следует отметить, что в результате сравнительного анализа частоты встречаемости всех трех социально-ролевых позиций в межличностных отношениях пожилых людей, проживающих одиноко, в специализированном учреждении и в семьях, значимых различий выявлено не было (<р=0,019- <р=0,076- <р=0,128 соответственно) — в усилении негативных явлений мотивационных и эмоциональных особенностей, о чем свидетельствует общее снижение локуса контроля у пожилых людей, значимость различий значений показателей локуса контроля (общей интернальности (достоверность различий показателей подтверждают коэффициенты ф-Фишера (р<0,05): ф=1,697*- ф=1,824* соответственно), интернальности в области достижений (ф=1,685*- ф=1,671*), интернальности в области неудач (ф=1,873*- ф=1,883*), интернальности в области семейных отношений (ф=1,891*- Ф=1,824*)), самоактуализации (шкала «Ориентация во времени», Ф=1,765*- ф=1,979*) у пожилых людей, проживающих одиноко и в специализированном учреждении, в сравнении с пожилыми людьми, проживающими в семьяхвысокий уровень выраженности и значимость различий значений показателей внутриличностной конфликтности (ф=1,839*- ф=1,808*) у пожилых людей, проживающих одиноко и в специализированном учреждении, в сравнении с пожилыми людьми, проживающими в семьяхобщее повышение уровня значений показателей эмоциональных особенностей у пожилых людейзначимость различий значений показателей эгоцентризма (достоверность различий показателей подтверждают коэффициенты ф-Фишера (р<0,05): ф=1,731*- Ф=1,801* соответственно), личностной тревожности (ф=1,683*- Ф=1,688*), снижения настроения (ф=1,874*- ф=1,865*)) у пожилых людей, проживающих одиноко и в специализированном учреждении, в сравнении с пожилыми людьми, проживающими в семьях;

— в деструктуризации — в понижении/повышении уровня взаимосвязей изучаемых мотивационных и эмоциональных особенностей пожилых людей. Структура всех взаимосвязей изучаемых показателей мотивационных особенностей характеризуется сравнительно более низкой степенью выраженности у одиноко проживающих пожилых людей. Взаимосвязи показателей особенностей эмоциональной сферы носят более выраженный характер также у пожилых людей, проживающих одиноко. Специфика взаимосвязей показателей особенностей мотивационно-эмоциональной сферы у пожилых людей, проживающих одиноко, в специализированном учреждении и в семьях, заключается в различной степени выраженности связей. В большинстве случаев выявленные корреляционные связи носят более выраженный характер у пожилых людей, проживающих одиноко и в условиях специализированного учреждения.

Обширный эмпирический материал, полученный в результате исследования социально-психологической детерминации особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей, позволил разработать систему коррекционно-реабилитационных мероприятий в работе с пожилыми людьми, а также модель социально-психологической поддержки лиц пожилого возраста в условиях специализированных учреждений. Главным условием эффективной коррекционно-реабилитационной работы с пожилыми людьми является ее комплексно-системная организация.

Комплексно-системная организация коррекционно-реабилитационного процесса способствует расширению объектов воздействия, включая следующие системы «психолог-пожилой человек», «психолог-пожилой человек-администрация», «психолог-пожилой человек-специалисты», «психолог-пожилой человек-родственники». Это, на наш взгляд, расширит границы социально-ролевого диапазона пожилых людей и позволит достичь максимально эффективного результата в формировании адаптационных способностей.

Одной из форм реализации комплексного взаимодействия всех специалистов учреждения служит организация психологического сопровождения коррекционно-реабилитационного процесса, предусматривающего оказание поддержки его участникам: членам администрации, специалистам, родственникам пожилых людей, пожилым людям. Психологическое сопровождение коррекционно-реабилитационного процесса в работе с пожилыми людьми в условиях специализированных учреждений следует рассматривать как комплексно-системную организацию мероприятий по социально-психологической поддержке, направленных, с одной стороны, на создание оптимальных условий жизнедеятельности, с другой — на оказание необходимой психологической помощи через психокоррекционные воздействия.

Концептуальное основание разработанной нами модели социально-психологической поддержки лиц пожилого возраста в условиях специализированных учреждений составили основные социально-психологические подходы к поступательному развитию личности (А.Г. Асмолов, М. Е. Бурно, М. В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г. Г. Горелова,.

О.В. Краснова, Т. Н. Розова, К. А. Страшникова, М. М. Тульчинский, А. А. Филозоп, Н. Ф. Шахматов и др.).

Следует подчеркнуть, что, определяя приоритетную стратегию, мы руководствовались широким и узким значением категории «социально-психологическая поддержка»: опосредованная психологическая поддержка как создание необходимых условий для самореализации (атмосферы доверия и взаимопонимания, участие в группе) с целью формирования личностной позиции как субъекта жизнедеятельностинепосредственная психологическая помощь как использование комплекса средств и методов, обеспечивающих самовыражение и направленных на активизацию позитивной мотивации и стабилизацию эмоциональных состояний (арт-терапии, музыкотерапии, метода экспериментирования ролями, психологического консультирования).

Осуществление социально-психологической поддержки реализовано, в рамках нашей стратегии, через участие пожилых людей в работе различных клубов, функционирующих на базе специализированных учреждений.

Содержание выбранных методов как основных направлений психокоррекционного воздействия определено с учетом специфики социально-ролевых позиций пожилых людей в межличностных отношениях, а также результатов анализа характера взаимосвязей между показателями мотивационной, эмоциональной, мотивационно-эмоциональной сфер.

В качестве системообразующего основания в разработке модели социально-психологической поддержки пожилых людей выступил психокоррекционный процесс, содержащий основные направления комплексного воздействия: формирование жизненной позиции как субъекта жизнедеятельностиэкспериментирование ролямиинтеграцию субъектом всех пройденных им стадийвыработку продуктивной установки на оценку прошлой жизни по критерию успехов, достижений, счастливых моментов, а также соответствующие им методы реализации: методики экспериментирования ролями, психологическое консультирование, арт-терапию, музыкотерапию. Экспериментирование жизненными ролями и интеграция всех пройденных жизненных стадий направлено на активизацию позитивной мотивации у пожилых людей, а выработка продуктивной установки на оценку жизненного пути по критерию успеха и достижений — на стабилизацию эмоциональных состояний.

Апробация модели социально-психологической поддержки с целью.

• активизации позитивной мотивации и стабилизации эмоциональных состояний у пожилых людей, проживающих в специализированном учреждении, показала позитивные результаты: повышен уровень значений показателей локуса контроля (общей интернальности) на 12,50%, локуса контроля (в области достижений) на 27,08%), самоактуализации — на 22,06%- снижен уровень значений показателей эгоцентризма — на 32,50%, личностной тревожности — на 23,88%>, субдепрессии — на 11,71% (достоверность.

• различий показателей до и после психокоррекционного воздействия подтверждают коэффициенты (р-Фишера (р<0,05): 1,658- 1,787*- 2,413*- 1,693*- 1,787*- 2,003* соответственно).

Об эффективности выбранной стратегии психокоррекционных воздействий в работе с одиноко проживающими пожилыми людьми свидетельствуют следующие результаты: повышен уровень значений показателей локуса контроля (общей интернальности) на 18,64%, локуса контроля (в области достижений) на 26,08%, самоактуализации — на 21,94%- снижен уровень значений показателей эгоцентризма — на 13,68%, личностной тревожности — на 20,08%, субдепрессии — на 8,78% (достоверность различий показателей до и после психокоррекционного воздействия подтверждают коэффициенты ф-Фишера (р<0,05): 2,437*- 1,945*- 1,703*- 1,881*- 1,945*- 1,881* соответственно).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 1997.
  2. А. Понять природу человека. — СПб: Академический проект, 1997.
  3. М.Д. Социальная и психологическая геронтология. -Л., 1974. — С.39−41.
  4. Ф.И. Психологические факторы сохранения адаптивности к профессии у лиц пенсионного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб — 2002.
  5. В.Д. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  6. .Г. К проблеме возраста в современной психологии. Избранные психологические труды. В 2 х т. — М.: Педагогика, 1980. — т. 1. — С.186−193.
  7. .Г. Человек как предмет познания. — Л.:ЛГУ, 1968.
  8. А. Психологическое тестирование / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского, в 2х т. -М.: Педагогика, 1982.
  9. Е.М. Возможные причины колебаний продолжительности жизни в России в 90-е годы // Вопросы статистики. 2002. — № 11. -С.3−15.
  10. Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
  11. Г. М. Эмоциональные компоненты социального познания // Мир психологии. 2002. -№ 4(32). — С. 11−21.
  12. П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. -М., 1963.
  13. Л.И. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. 1994. — т. 15 — № 3.-С. 99−105.
  14. Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности // Психологический журнал. 1996. — т. 17. — № 6. — С. 60−71.
  15. Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал.- 2001. т. 22. — № 3. — С. 86−99.
  16. И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. JL: Наука, 1975. — С. 5−67.
  17. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М. Мысль, 1976.
  18. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  19. С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология зрелости и старения. 1998. — № 4. — С.47—64.
  20. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений Люди, которые играют в игры. СПб: Лениздат, 1992.
  21. В.В. Изменение личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах. — Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М.: Изд- во МГУ, 1980.
  22. Л.В., Молчанова О. Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. -Психология. — 1988.-№ 1.-С.23−41.
  23. .С. Аномалия личности. М.: Мысль, 1988.
  24. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  25. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  26. Г. А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. 1988. — т.19. — № 5. — С.3−14.
  27. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
  28. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
  29. В.К. Психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
  30. Д.Г. Старшее поколение как фактор экономического развития // Социс. 2004. — №.4 (240) — С.57−60.
  31. В.П. Психологическая помощь в центре социального обслуживания пенсионеров и инвалидов // Работник социальной службы. 2002. — № 3. — С.44−56.
  32. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация -универсальный биологический механизм приспособления. М.: Прогресс, 1987.
  33. О.А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых // Психология зрелости и старения. 1999. — № 2(6). — С.22−26.
  34. JI.C. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема дефектологии.-М., 1996.
  35. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.
  36. Н.С., Гершкович Т. Б. Механизмы формирования толерантности к старению в условиях современной России. — Екатеринбург: УрГУ, 2002.
  37. А.А. Позитивные и негативные эмоции: взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъективного развития индивида. // Психологический журнал. 2001. — т.22. — № 1. — С.61 — 72.
  38. А.А. Успешность деятельности и эмоции: эскиз модели // Мир психологии. 2002. — № 4(32). — С.48−64.
  39. М. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал // Иностранная психология. 1996. — № 7. — С.55−60.
  40. М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников//Педагогика- 2002. № 9. — С.32−39.
  41. И.В. Что значит стареть. — М.: Знание, 1967.
  42. В.Д. Слово о старости. М.: Просвещение, 1998.
  43. Н.Ф. Жизненные условия пожилых и качество их жизни // Психология зрелости и старения. 1999. — № 4(7−8). -С.133−137.
  44. Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 2. — С.21−28.
  45. Н.Ф. Подходы к вопросу медико-социальной реабилитации пожилых людей в семье и обществе // Психология зрелости и старения. 1998. — № 4. — С.22−23.
  46. Н.Ф., Подкорытов А. В. Социальный портрет и самооценка здоровья граждан старших возрастов, посещающих отделения дневного пребывания центров социального обслуживания // Работник социальной службы. 2002. — № 2. —с.35−41.
  47. Н.Ф., Шаталова Е. Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах: Методические рекомендации. — М., 1992.
  48. Демографический ежегодник России. М.: ГКС РФ. — 2002.
  49. Т.А. Демографический потенциал России в условиях глобализации // РЭЖ. 2003. — № 1. — С.75−84.
  50. В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. СПб: Питер, 2000.
  51. В.Ф., Будза В. Г., Олейникова И. Н., Медведев В. А. Клинические и социальные аспекты одиночества психически больных позднего возраста // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1998. -№ 7. — С.21−24.
  52. А.А., Решетов A.JI. Здоровье и труд в пожилом возрасте. — М., 1988.
  53. И.И., Прокофьева Л. М., Фести П. Влияние развода на межпоколенные контакты // Демографические и социально-экономические аспекты старения (Вторые Валентеевские чтения): В 2-хкн. М.: Диалог-МГУ, 1999. — Кн.1. — С.171−188.
  54. М.Э., Чеканова Э. Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // Социс. 2003. — № 7(231). — С.43−49.
  55. О.Ю. Математическая статистика для психологов. М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.
  56. М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости // Психология зрелости и старения. 1999. — № 1(5). — С.22−48.
  57. М.В. Практическая психология старости. М.:6366.67,68,69,70,71,72,73,74,75,76,1. ЭКСМО, 2002.
  58. B.JI. Депрессии в пожилом возрасте. — JL: Медицина, 1975.
  59. Т.В. К проблеме профилактики психических расстройств пожилого возраста // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 2(10).-С.115−123.
  60. Н.В. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы. Самара: Изд-во СГУ, 1996.-С.7−12, 33−34.
  61. К.Е. Психология эмоций. СПб: Питер, 1999. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб: Питер, 2000. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004.
  62. М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.
  63. Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. 1998. -№ 1. -С.65−75. Калькова B.JI. Бовуар С. Де. Старость (Эссе) // Социальная геронтология: современные исследования. — М.:ИНИОН РАН, 1994.-С. 17−40.
  64. О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции. Дисс. .доктора психол. наук. — М., 2002.
  65. Т.В. Социальная детерминация возрастных фаз человека // Соотношение биологического и социального в человеке. М, 1975. — С.747−756.
  66. Т.В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, старость: Социально-философский аспект // Психология зрелости и старения. 1997. -№ 1.-С.8−12.
  67. Т.В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. М: Наука, 1978.
  68. Е.А., Харькова T.JI. Международное обследование семьи и рождаемости в Европе // Вопросы статистики. — 2002. — № 11.— С.21−29.
  69. И. Легко ли не стареть? М.:Прогресс, 1996.
  70. С.Г. Социальное обслуживание вклад в социальное благополучие граждан пожилого возраста // Работник социальной службы. — 1999. -№ 1−2(5−6). — С.9−15.
  71. М., Гэллатин Б. Одиночество в старости. // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989. -С. 453−485.
  72. Клиническая психология в социальной работе.: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
  73. А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. 1999. — № 2. — С.80−96.
  74. Т.З. Пенсионеры о себе. М.: Институт социологии РАН, 2001.
  75. Т.З. Пенсионеры оценивают свою прошлую жизнь // Психология зрелости и старения. 2001. —№ 2.
  76. Т.З. Переживания времени пожилыми россиянами // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 2.
  77. Т.З. Самооценка пенсионеров // Социологические исследования. 2003. -№ 4(228). — С.58−63.
  78. В.П. Пожилой человек как социокультурный тип. // Пожилые люди взгляд в XXI век / Под ред. З. М. Саралиевой. -Н.Новгород: НИСОЦ, 2000. — С. 140−143.
  79. А.И. Основы арт-терапии. — СПб.: Лань, 1999.
  80. О.В., Калиновская Е. Г., Молотков В. И. Преждевременное старение человека. — Киев: Здоровье, 1979.
  81. Г. В. Взаимосвязь субъективного представления целостности и удовлетворенности жизнью с состоянием когнитивных функций у людей разного возраста // Психология зрелости и старения. 2001. -№ 1(13). -С.97−111.
  82. Н.К., Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. — Психология. — 1995. -№ 1. — С.18−23.
  83. Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2002.
  84. Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000.
  85. О.В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1996.
  86. О.В. Виды и методы исследований в психологии старения // Психология зрелости и старения. 1999. — № 1. — С.5−21.
  87. О.В. Исследование идентификации пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1997. — № 3. — С. 68—84.
  88. О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. — № 2(3). — С.28−51.
  89. О.В. Пожилые люди, умирание и механизмы переноса / Пер. с англ. О. В. Красновой // Психология зрелости и старения. —1998. № 4. — С.65−70.
  90. О.В. Роль бабушки: сравнительный анализ // Психология зрелости и старения. 2000. -№ 2. — С.89 — 114.
  91. О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. —1999.-№ 2.-С. 96- 106.
  92. О.В., Марцинковская Т. Д. Особенности социальнопсихологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. 1998. — № 3. — С. 34 — 59.
  93. Т.А. Медико-психологические факторы приспособления поведения у лиц пожилого возраста с начальными проявлениями деменции. Дисс. .канд. психол. наук .-СПб.-2002.-250с.
  94. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1984.
  95. О.В. Нестационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста: состояние и развитие // Работник социальной службы. 2002. — № 3. — С.24 — 36.
  96. А.Ю. Создание психологически комфортной среды для пожилых людей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. — № 4. — С.47−53.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  98. А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. — М.: Изд-во МГУ, 1971.
  99. А.Н., Лидере А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. -№ 4. — С. 13−22.
  100. А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. — 2000.№ 2(10)-С. 6−11.
  101. И.И., Бахтияров Р. Ш. Академик З.Г. Френкель и становление геронтологии в России // Успехи геронтологии. — 1997. -№ 1. С. 16−19.
  102. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.
  103. Э.А. Концепция качества жизни и возможности психологической коррекции с людьми пожилого возраста. Методические рекомендации. Йошкар-Ола, 2003.
  104. Э.А. Психологическая и психотерапевтическая коррекция с людьми пожилого и старческого возраста в117 118 119 120 121 120,123,124,125,126 127,128,129,130,условиях стационарного проживания. Методические рекомендации. Йошкар-Ола, 2003.
  105. B.C. Здоровье, работоспособность, долголетие. — М.: Медгиз, 1961.
  106. А.Г. Мотивация и личность. — СПб: Евразия, 1999. Медведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. — Л.:Наука, 1984. — С.3−16. Медведева Г. П. Введение в социальную геронтологию. — М.: МПСИ НПО «МОДЭК», 2000.
  107. В.Д. Клиническая и медицинская психология.
  108. Практическое руководство. -М.: «МЕДпресс», 1998.
  109. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
  110. А.С., Гасилин B.C., Гусев Е. И., Мартынов И.В., Рылова
  111. А.К. Гериатрические аспекты внутренних болезней. М.: MedNet, 1996.
  112. С. Психология развития: методы исследования СПб: Питер, 2002.
  113. М. Р. Личностные типы и социальные контакты людей позднего возраста // Психология зрелости и старения. -2000. -№ 2 (10). С. 75−88.
  114. О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. — 1999.-№ 2.-С. 133−141.
  115. Г. М. Социально-культурная активность пенсионеров и их здоровье // Геронтология и гериатрия: Пожилой человек, медицинская и социальная помощь. Киев, 1982. — С. 149−152.
  116. И.Б. Пенсионеры и работающие: труд, здоровье и лечение // Психология зрелости и старения. — 1999. — № 2(6). — С.62−71.
  117. Т. А. Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в позднем возрасте // Вестник ЛГУ. Сер. 6. — Вып. 4.- 1987. — С. 43−51.
  118. Г. С. Психология здоровья. — СПб., 2002.
  119. А.А. Введение в теорию психокоррекции. М.: Московский психолого-социальный институт. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  120. Основы геронтологии / Под ред. А. Бинэ и Ф. Бурльера: пер. с фр. М.: Медгиз, 1960.
  121. Н. В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1980.
  122. Н. В. Роль семьи в проведении досуга пенсионеров и их социальной адаптации // Геронтология и гериатрия: Пожилой человек, медицинская и социальная помощь. Киев, 1982. — С. 156 160.
  123. Г. А. Пожилой человек в семье // Социс. 2002. -№ 6(218).-С.103−110.
  124. .Д. Основы социально-психологической теории -М.:Мысль, 1971.
  125. Л.Н., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. — С. 169—191.
  126. Г. И. Фундаментальные функции эмоций как органа145 146 147.148 149,150,151,152,153,154,155,156,157,158,индивида и индивидуальности // Мир психологии. 2002. — № 4(32).-С.21−30.
  127. В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону.-1993.
  128. А.В. Образ пожилых в современной России // Социс. — 2004. -№ 4(240). С.51−56.
  129. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
  130. К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
  131. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб: Питер, 2000.
  132. Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Мир психологии. 1999. — № 2. — С. 111−123. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. Н. Реана. — СПб: Прайм-Еврознак, 2001.
  133. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 1999.
  134. К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1990.
  135. А.Н. Похвала старости. — М.: Сов. Россия, 1979.
  136. Рук К.С., Пепло JI.H. Перспектива помощи одиноким людям // Лабиринты одиночества. — М: Прогресс, 1989.
  137. Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
  138. .Я., Ковальский Г. Б. Старение. Адаптация. Обратимость: Морфологические аспекты. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1992.
  139. А.И., Глыга Л. Н. Применение методов арт-терапии в социально-психологической коррекции и социальной реабилитации инвалидов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2004. № 1. — С.71−74.
  140. З.М., Балобанов С. С. Пожилой человек в Центральной России // Социологические исследования. — 1999. № 12. -С.54−65.
  141. Л.В. Психотерапевтическая работа с пожилыми в состоянии горя: группы «Тяжелой утраты»: расширенный реферат // Психология зрелости и старения. — 2000. № 4(12). -С.95−103.
  142. Сатина Л. В. Депрессия позднего периода жизни: горе и осложнения, связанные с ним в пожилом возрасте: Расширенный реферат // Психология зрелости и старения. — 2001. — № 1(13). -С.90−96.
  143. В. Как строить себя и свою семью.- М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  144. Н.Н. К вопросу изучения взаимосвязи между состоянием здоровья пожилых людей и их семейным положением // Здравоохранение РФ. 1984. -№ 5. — С. 19−23.
  145. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург. СПб., 1996.
  146. П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975.
  147. П.В. Что такое эмоция. М.: Наука, 1966.
  148. А.Б., Децнер Д. Ф. Отношения между поколениями в американских и российских семьях // Семья на пороге третьего тысячелетия. — М.: Изд-во ин-та социологии РАН, 1995. — С. 108 128.
  149. В.М. Специальная психология: Учебное пособие / Под ред. JI.M. Шипицыной. СПб: Речь, 2003.
  150. М.Я., Дыскин А. А. Пожилой человек в семье и обществе.1. М., 1984.
  151. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Под ред. Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
  152. Социально-экономические причины депопуляции и старения населения // Вопросы статистики. 2000. — № 7. — С. 111−120.
  153. Старость. Справочник. Пер с польского. / Под ред. Л. И. Петровской. — М.: Большая российская энциклопедия, 1996.
  154. К.А., Тульчинский М. М. Социально-психологическая помощь и поддержка в культурной среде // Психологическая помощь и поддержка в клубе пожилых людей (с пограничными нервно-психическими расстройствами). М.: Фолиум, 1996.-С. 14−17.
  155. Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика 2002. —. № 4. — С.20−27.
  156. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. — СПб.: Питер, 2002.
  157. А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким пожилым людям в структуре Министерства труда и социального развития // Психология зрелости и старения. — 1998.4. С.75−87.
  158. А.У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. Л., 1991.
  159. А.В., Ена Л.М. Артериальная гипертензия в пожилом и старческом возрасте. Киев: Здоровье, 1989.
  160. Л.В. Социальное обслуживание пожилых людей:конкретные шаги к становлению учреждений нового типа // Работник социальной службы. — 2002. — № 2. — С.26−35.
  161. JI.B. Социальное обслуживание пожилых людей: новые шаги к инновационным технологиям и созданию благоприятной обстановки // Работник социальной службы. 2002. — № 1. — С. 4957.
  162. Ухтомский А. А. Собрание сочинений. — t.IV. Л.:ЛГУ, 1954
  163. Д.И. Психология взросления. М.: МПСИ, «Флинта», 1999.
  164. К. А. Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. — М.:ИНИОН РАН, 1994. С.41−57.
  165. А.А. Некоторые особенности процесса социализации пожилого человека // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. — № 2. — С.41−47.
  166. А.А. Терапия творческим самовыражением как аспект психологической помощи в домах-интернатах // Психология зрелости старения. Ежеквартальный научно-практический журнал. -2002. № 3. — С.151−162.
  167. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  168. Ю.И., Тищенко Э. Н. Применение психологического принципа компенсации дефекта к анализу старения // Психология зрелости и старения. 2000. — № 1(9). — С.40−65.
  169. В.В. Долголетие: действительное и возможное. Киев: Наукова Думка, 1989.
  170. В.В. Системный подход, саморегуляция и механизмы старения // Геронтология и гериатрия. — Киев: Выща школа, 1985.
  171. Н.В. Философия и психология пола. — Киев: Ника-Центр, 2001.
  172. Т.К. Последний этап: Исторические аспекты зрелости и старости // Социальная геронтология: Современные исследования. М.:ИНИОН РАН, 1994. — С. 104−111.
  173. Е.И. Пожилой человек в обществе. М., 1999. — ч.1.
  174. О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. М.: Академия, 2001.
  175. О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.:Академия, 2002.
  176. Д.Ф. Геронтология и гериатрия. — М.: Знание, 1992.
  177. С.С. Адаптационные возможности лиц старшей возрастной группы. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — СПб, 2003 19 с.
  178. С.С. Геронтология: причины старения и долголетия // Актуальные проблемы современной психологии: Ученые записки. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. — т. VIII. Вып.1. — С.155−156.
  179. С.С. Особенности развития интеллектуальной и личностной сфер у людей позднего возраста // Актуальные проблемы современной психологии: Ученые записки. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. — т. VIII. — Вып. 1. — С.150−152.
  180. С.С. Отечественный и зарубежный опыт социально-психологической поддержки людей старшей возрастной группы // Актуальные проблемы современной психологии: Ученые записки. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. т. VIII. Вып.1. -С.152−154.
  181. С.С., Чермянин С. В. Медико-психологическая коррекция лиц пожилого возраста в условиях дневного стационара // СПб.: ЛГОУ, 1999. t.IV. — С.282−284.
  182. В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мирпсихологии. 1992. — № 2. — С.74−80.
  183. В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. — 2003. № 3. — С.3−14.
  184. Н.И. Эмоциональные сигналы, определяющие выбор жизненного пути // Мир психологии. № 4(32). — 2002. — С.44−47.
  185. Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии. № 4(32). — 2002. — С.30−44.
  186. P.M. Социализация личности: к парадигме многоуровневой детерминации // Проблемы социальной психологии XXI столетия. —ТЗ. Ярославль: МАПН, 2001. — С. 255−258.
  187. В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. — М.: Наука, 1983.-С.51.
  188. В.Д. Человек на пенсии: Социальные проблемы и образ жизни. М.: Мысль, 1980.
  189. И. В. Социальная ситуация развития в позднем возрасте. // Психология зрелости и старения. — 1999. — № 2 (6). С. 27−40.
  190. Н.Ф. Принципиальные положения в определении понятия «психическое старение» // Современные вопросы геронтологии и гериатрии / Тезисы V Закавказской конференции по геронтологии и гериатрии. Баку, 1987.
  191. Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. -М.: Медицина, 1996.
  192. Н.Ф. Старение — время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей // Психология зрелости и старения. 1998. — № 2. — С. 14 — 20.
  193. Ю.М., Дангева О. В. Одиночество: социально-психологическая проблема. — Киев: Украина. 1991.
  194. О.А. Работа психолога с пенсионерами в отделении дневного пребывания // Работник социальной службы. 2003. — № 4. — С.46−65.
  195. Шилова J1.C. Факторы социальной адаптации пожилых в условиях реформ // Психология зрелости и старения. — 1998.3. С.60−74.
  196. Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001.
  197. Энциклопедия психологических тестов. Личность. Мотивация. Потребность.-М.:ACT, 1997.
  198. Э.Г. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000.
  199. И.Е., Хрусталев О. А., Курапин Е. В., Юнонина Л. В., Мельник Н. В., Хохлов А. Л. Особенности лечения артериальной гипертонии у пожилых больных на фоне шейного остеохондроза позвоночника // Клиническая геронтология. — 2003. — № 7. — С.14−16.
  200. Е. В. Торнстон Л. Геронтология в современном динамическом обществе // Социальная геронтология: Современные исследования. М.:ИНИОН РАН, 1994. — С.58−68.
  201. О.Г., Шипотько Д. А., Дубков В. М. Исследование некоторых аспектов общения пожилых людей, проживающих в доме ветеранов // Медицинские и социальные вопросы в геронтологии: Самарские лекции. — Самара, 1996. — ч.1. — С.65−66.
  202. Р.С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. — М.: Владос, 1999.
  203. Aiken L.R. Later Life. Hillsdale, NJ: Lawrence Eribaum Associates. -1989.
  204. Aisenberg R., Treas J. The Family in Late Life. Psychological and Demografic Consideration // Handbook of the Psychology of Aging. -N.Y., 1985. P.169−186.
  205. Asiskal H.S., McKinney W.T. Depressive disorders // Science. -1973. -N5.- P. 20−29.
  206. Atchley R .C. R etirement: leaving t he w orld of w ork IIA nnals о f the American Academy of Political and Social Science. 1982. -v. 464.-P. 120−131.
  207. Baltes P.B. On human ontogeny: Selection, optimization, and compensation as foundation of development theory // American Psychologist. 1997. — v. 52. — P. 366 -380.
  208. Baltes P.B., Baltes М.М. Psychological perspectives on successful aging / P.B. Baltes, M.M. Baltes (eds.). Successful aging. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1990.
  209. Baltes P .В., Kliegl R. Further testing of limits of cognitive plasticity: Negative age differences in a mnemonic skill are robust // Developmental Psychology. 1992. — v. 28. — P. 121−125.
  210. Baltes P.B., Lindenberger U. Emergence of a powerful connection between sensory and cognitive functions across the adult life span: A new window to the study of cognitive aging? // Psychology and Aging. -1997.-v. 12.-P. 21−76.
  211. Beauvoir de S. Old Age Trans / P. O’Brian (ed.). Harmondsworth, 1977.
  212. Beck A.T., Rush A.J., Shaw B.F., Emery, G. Cognitive therapy of depression. N.Y.: Guilford Press, 1979.
  213. Birren J.E., Woods A.M., Williams M.V. Behavioral slowing with age: Causes, organization, and consequences / L.W. Poon (ed.). Aging in the 1980s. — Washington, DC: American Psychological Association, 1980.
  214. Bowling A., F arquhar MGrundy E. With с hanges i n 1 ife s atisfaction among three samples of elderly people living at home // International journal of Geriatric Psychiatry Associations. -1996. v.ll. — P. 10 771 087.
  215. Bromley D.V. The Psychology of Human Ageing. Penguin Books. -England, 1966.
  216. Cook E.A. Effects of reminiscence on life satisfaction of elderly female nursing home residents // Health Care for Women International. — 1998. -N19.-P. 109−118.
  217. Drusker K.L. Swimming Upstream: Art Therapu with the Psychogeriatric in One Health District. Art Therapu in Practice / Liebmann M. (ed.). London: Jessica Kingsley Publishers, 1990. -P.89−103.
  218. Ferster C.B. A functional analysis of depression // American Psychologist. 1973. — N 28. — P. 857−870.
  219. Fry P. A consideration of cognitive factors in the learning and245246,247.248,249,250,251,252,253,254,255,256 257,258259260education of older adults // Inf. Rev. Educ. 1992. — v. 38. — N. 3. — P. 303−325.
  220. George L.K., Bearon L.B. Quality of Life in Older Persons: Meaning and Measurement. — N.Y., 1980.
  221. Graham I.D., Baker P.M. Status, age and gender: perceptions of old and young people // Canadian Journal on Aging. 1989. — N 8. — P. 255 267.
  222. Greenwood H., Layton G. An Out-patient Art Therapy Group // Inscape.- 1987-v. l.l.-N 12.
  223. Kermis M.D. Mental Health in Later Life. The Adaptive Process. — Boston: Jones and Bartlett, 1986.
  224. Kilty K.M., Behling J.H. Predicting the retirement intention attitudes of professional workers // Journal of Gerontology. 1985. — v. 40 — N. 2.-P. 219−227.
  225. Minois G. History of old age in western culture and society. // Ageing and Later Life / J. Johnson, R. Slater (eds.). L., 1999. -P. 327−331.
  226. Moloy F. Art Therapy and Psychiatric Rehabilitation: Harmonious Partnership or Philosophical Collision? // Inscape. Summer. -1984.
  227. Moloy F. Art, Psychotherapy and Psychiatric Rehabilitation. Arts Psychotherapy and Psychosis / Killick K., Schaverien J. (eds.). — London and New York: Rout-ledge, 1997.
  228. Murphy E. The social origins of depression in old age // British Journal of psychiatry. 1982. — N141. — P. 135−142. Myers S. M., Booth A. Men’s retirement and marital quality // Journal of Family Issues. — 1996. — N 77. — P. 336−357.
  229. Naparstek B.R. Staying well with guided imagery. N.Y.: Warner Bros., 1994.
  230. Palmore E.B. The fact of aging quiz: A handbook of uses and results. New York: Springer, 1988.
  231. Peck R.C. Psychological developments in the second half of life / B.L. Neugarten. Middleage and aging. — Chicago: University of Chicago Press, 1968.
  232. Perlman D., Peplau L.N. Towards a Social Psychology of Loneliness / R. Gilmour S. Duck (eds.). Personal Relationships. London: Acad. Press, 1981.
  233. Permutter M., Hall E. Adult Development and Aging. New York: Wiley, 1992.
  234. Ranst van N., Marcoen A. Cognitieve herstructurering en zingeving lij jongbejaarden // Psychology. 1991. — v. 31. — N.l. — P. 53−65.
  235. Rogers C.R. The loneliness of contemporary man as seen in the case of
  236. Ellen West" // Annals of Psychotherapy. 1961. — N 3. — P. 22−27.
  237. Rosow I. Socialisation to Old Age. Berkeley, 1974.
  238. Ryff C.D. Possible selves in adulthood and old age: A tale of shifting horizons // Psychology and Aging. 1991. — N6. — P. 286−295.
  239. Salthouse T.A. The aging of working memory // Neuropsychology. — 1994.-N 8.-P. 535−543.
  240. Salthouse T.A., Babcock R.L. Decomposing adult age differences in working memory // Developmental Psychology. 1991. — N 27. — P. 763−776.
  241. Santrock J.W. Life-span development. Madison. Wisconsin, 1995.
  242. Schonfield D., Robertson E.A. Memory storage and aging // Canadian Journal of Psychology. 1986. -N 20. — P. 228−236.
  243. Schwartz A. Aging and Life: An Introduction to Gerontology. N.Y., 1984.
  244. Seligman M.E. What you can change. N.Y.: Fawcett Columbine, 1993.
  245. Snyder M., Miene P.K. Stereotyping of the Elderly: A functional Approach // British Journal of Social Psychology. 1994. — v. 33. -P. 63−82.
  246. Thompson A.S. Glimpses of a lost history // Ageing and Later Life / J. Johnson, R. Slater, (eds.). L., 1999. — P. 297−309.
  247. Victor K. Old Age in Modern Society: A Textbook of Social Gerontology. L., 1987.
  248. Walsh D., Till R.E., Williams M.V. Age differences in peripheral perceptual processing: A monoptic backward masking investigation // Journal of Experimental Psychology. 1978. — N 4. -P. 232−243.
  249. Weiss R.S. Loneliness: The Experience of emotional and social isolation. Cambridge, Mass: MIT Press, 1973.
  250. Whitbourne S.K. The aging body: Physiological changes and psychological consequences. New York: Springer-Verlag, 1985.
  251. Zarit S.H., Edward A.B. Family caregiving: research and clinical intervention // Psychological Problems of Ageing. Assessment, Treatment and Care / Robert T Woods (eds.). L, 1999. — P. 153 193.
  252. Zarit S.H., Zarit J.M. Mental disorders in older adults. N.Y., London: The Guilford Press, 1998.
  253. Zeiss A.M., Steffen A. Behavioral and cognitive treatments: Social learning in older adults / S.H. Zarit, B.G. Knight (eds.). A guide to psychotherapy and aging. — N.Y.: American Psychological Association, 1996. — P. 35−60.
Заполнить форму текущей работой