Этноцентризм.
Социальная психология
Но в психологии имеются и другие объяснения национальной гордыни и этнического высокомерия. Его дают теории глубинной психологии, и в частности Альфред Адлер и Вильгельм Райх, которые полагают, что как национальное, так и индивидуальное самовозвеличивание вкупе с уничижительным отношением к другим является бессознательной компенсацией чувства зависти, обиды, беспомощности, униженности, словом… Читать ещё >
Этноцентризм. Социальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одна из фундаментальных причин непонимания и конфликтов, возникающих в межгрупповых отношениях, была установлена еще в начале XX в. социологом Уильямом Самнером. Изучая этнические группы, он обнаружил, что всем им свойственно одинаковое восприятие себя в окружающем мире как центра мироздания. Другими словами, каждая группа считает свои социальные ценности, представления, традиции, верования и т. д. единственно правильными и, следовательно, полагает себя неким эталоном, образцом, которому должны следовать все остальные группы. Поэтому восприятие образа жизни, ценностей, представлений, даже внешнего облика других этнических групп происходит с позиции сравнения «их» с «нами». Но поскольку другие отличаются, поскольку «они» не такие, как «мы», значит, они «неправильные», плохие. Ведь правильные и хорошие — это «мы». Таким образом, степень их «неправильности» определяется тем, насколько «они» не похожи на «нас».
У. Самнер назвал эту установку этнических групп в отношении себя самих и всех остальных этноцентризмом. Сегодня это понятие широко используется в различных социальных науках.
Как видим, данное явление, по существу, аналогично эгоцентризму, т. е. принципиально такой же установке индивида в отношении себя и окружающих. Действительно, согласно теории социального сравнения Л. Фестингера, люди, причем как индивиды, так и группы, воспринимают и осознают себя, сравнивая себя с другими. И надо отметить, в большинстве случаев сравнение производится в свою пользу. Иначе говоря, в процессе сравнения «Я» или «Мы» чаще всего оказывается лучше, чем «Он» или «Они».
У. Самнер вполне обоснованно утверждает, что каждая группа взращивает в себе гордость и тщеславие, хвастается своим превосходством, постулирует свое божественное происхождение (об этом повествует мифология любого народа) и с презрением или страхом смотрит на всех остальных. Как мы уже знаем, такой же вывод, но только в отношении масс, делает Г. Лебон (см. раздел I). Он объясняет возникновение чувства собственного величия и всемогущества у толпы ее многочисленностью и иллюзиями (Лебон, 1995а, б).
Но в психологии имеются и другие объяснения национальной гордыни и этнического высокомерия. Его дают теории глубинной психологии, и в частности Альфред Адлер и Вильгельм Райх, которые полагают, что как национальное, так и индивидуальное самовозвеличивание вкупе с уничижительным отношением к другим является бессознательной компенсацией чувства зависти, обиды, беспомощности, униженности, словом, ощущения собственной неполноценности. Ярким примером массового компенсаторного процесса В. Райх считает фашистское движение в Германии в 1930;х гг., провозгласившее превосходство немецкой нации над всеми остальными. Напомним, что фашизм стремительно распространился и утвердился в Германии после ее унизительного поражения в Первой мировой войне.