Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стили эмоциональной активности в структуре интегральной индивидуальности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анализе стилей, идущих от Adler (1927), многими когнитивными психологами были описаны различные типы когнитивных структур, несущих в себе субъективное своеобразие психической деятельности- стили эмоционального реагирования изучаются и при рассмотрении индивидуальных различий устойчивости к стрессу. Р. Лазарус в проблеме coping styles («способов преодоления» или «совладения… Читать ещё >

Содержание

  • Наименование глав и разделов Стр
  • Глава 1. Теоретический анализ понятия и структуры стиля эмоциональной активности
    • 1. 1. Основные положения концепции интегральной индивидуальности
    • 1. 2. Категории активности и стиля в современной психологии
    • 1. 3. Стиль активности как системообразующий фактор интегральной индивидуальности
    • 1. 4. Эмоциональные стили: основные традиции психологического анализа
    • 1. 5. Понятие эмоции в психологии
    • 1. 6. Понятия эмоциональности и эмоциональной напряженности
    • 1. 7. Понятия эмоциональной активности и чувства
    • 1. 8. Определение понятия и структуры «стиль эмоциональной активности» и оснований для классификации
  • Глава 2. Эмпирическое исследование стиля эмоциональной активности
    • 2. 1. Методики исследования
    • 2. 2. Организация исследования
    • 2. 3. Интерпретация результатов
      • 2. 3. 1. Интерпретация результатов статистического анализа
      • 2. 3. 2. Содержательная характеристика паттернов переживаний эмоциональной активности
      • 2. 3. 3. Содержательная характеристика стилей эмоциональной активности и их классификация
      • 2. 3. 4. Вегетативная динамика стилей эмоциональной активности
      • 2. 3. 5. Сравнительный анализ содержательных характеристик стилей эмоциональной активности с экспертными оценками
  • Глава 3. Эмпирическое исследование интегральной индивидуальности по стилевым проявлениям эмоциональной активности
    • 3. 1. Методики исследования
    • 3. 2. Организация исследования
    • 3. 3. Интерпретация результатов
      • 3. 3. 1. Характеристика интегральной индивидуальности представителей активного уровня стилей эмоциональной активности
      • 3. 3. 2. Характеристика интегральной индивидуальности представителей пассивно-противоречивого уровня эмоциональной 105 активности

Стили эмоциональной активности в структуре интегральной индивидуальности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль эмоций в жизни человека трудно переоценить. Они являются мощнейшим регулятором функционирования жизнедеятельности.

Данное исследование посвящено изучению влияния эмоциональной сферы человека на формирование его индивидуальности. Проблема заключается в том, что это влияние неоднозначно, оно может носить как конструктивный, так и деструктивный характер, гармонизировать структуру индивидуальности или, наоборот, усиливать противоречия между индивидуальными свойствами человека, что влияет на продуктивность деятельности и общения. Анализ общей постановки проблемы в контексте интегративной парадигмы показывает, что на данном этапе мы имеем дело с теоретической проблемой, которая не имеет готового решения в психологической практике.

Актуальность диссертации обусловлена ее теоретической и практической значимостью.

Теоретическая значимость.

В разработке проблем новейшей психологии индивидуальности теория интегральной индивидуальности (Мерлин В.С., 1986) занимает достойное место. Принципиальным условием существования интегральной индивидуальности как системной сущности является наличие одного или нескольких опосредующих звеньев промежуточных переменных, выполняющих связывающую, гармонизирующую или системообразующую функцию. В качестве основного звена, опосредующего переменные подсистем, в лаборатории B.C. Мерлина выделялись стили деятельности и общения, однако отмечалось, что могут существовать и иные системообразующие детерминанты [104]. Последующие научные изыскания позволили выделить другие переменные, являющиеся опосредующими звеньями межуровневых свойств индивидуальности. Так, Б. А. Вяткин (1992) ввел в понятийный аппарат теории интегральной индивидуальности понятие индивидуального стиля активности. В исследованиях, проведенных под его руководством, были подтверждены положения об обусловленности стилей активности разноуровневыми индивидуальными свойствами, об их системообразующей функции, об условиях их формирования и развития в спортивной деятельности [36]. Накопленная эмпирия — основание для * дальнейшего теоретического анализа и конкретно-психологических исследований.

Третьяк В.Г. (2002) в разработанной им модели стиля активности как системного образования стилевых свойств интегральной индивидуальности показал, что ведущее положение в иерархии звеньев стиля психической активности принадлежит трем основным подсистемам, обеспечивающим реализацию трех основных регуляторных функций: мотивационной, ф эмоциональной и когнитивной (интеллектуальной). Каждая из указанных подсистем в свою очередь состоит из собственных звеньев, имеющих относительно самостоятельное значение в ее функциональной активности [146].

Немногие работы по эмоциональным стилям активности принципиально можно разделить на две основные группы, отражающие две основные традиции психологического анализа стиля — в рамках теории ^ деятельности и в рамках личностного подхода.

С точки зрения деятельностной парадигмы проблему индивидуального эмоционального стиля наиболее успешно развивает Л. Я. Дорфман (1994). Отмечая, что индивидуальность, являясь носителем системных свойств, может направлять свою деятельность на себя как на объект (и предмет) этой деятельности, автор приходит к выводу о возможности расширения предмета деятельности до «самодеятельности», л иначе организованной и структурированной, чем традиционно понимаемая категория деятельности. Учитывая детерминацию этой специфической деятельности свойствами индивидуальности, он выдвигает идею существования индивидуального стиля самодеятельности. Конкретная реализация этой гипотезы нашла свое выражение в разработке индивидуального эмоционального стиля на материале художественных профессий. Осмыслив индивидуальные эмоциональные стили как индивидуальные детерминанты, характеризующиеся различиями как в предпочтении определенных переживаний, так и в способах их выражения, в структуре эмоциональных стилей было выделено несколько звеньев: эмоциональные представления — когнитивные операции — материальные модели эмоциональных представлений, обеспечивающие художественную коммуникацию [56].

При анализе стилей, идущих от Adler (1927), многими когнитивными психологами были описаны различные типы когнитивных структур, несущих в себе субъективное своеобразие психической деятельности [5]- стили эмоционального реагирования изучаются и при рассмотрении индивидуальных различий устойчивости к стрессу. Р. Лазарус в проблеме coping styles («способов преодоления» или «совладения» с психотравмирующей ситуацией (Lasarus, 1966,1991)) выделяет два типа стиля реагирования — субъектно-ориентированный и проблемно-ориентированный. При психологическом анализе вовлеченности человека в позитивные и негативные жизненные события мы находим факты, имеющие прямое отношение к тем или иным стилевым эмоциональным проявлениям [120].

Тем не менее, существует ряд нерешенных и спорных вопросов, которые не позволяют сформировать ясное представление о стиле эмоциональной активности. Такой срез эмоциональной реальности ранее не изучался. Количество и качество исследований в данном направлении, их глубина и степень разработанности несопоставимы с иными направлениями научного поиска по стилевой проблематике. В качестве исключения необходимо отметить названную выше и иные работы Л. Я. Дорфмана [56].

Это является следствием более общей проблемы в изучении эмоциональной сферы, так как «феноменологический материал, объяснить который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание» [53].

Практическая значимость.

Практическая значимость работы определяется тем, что оптимизация эмоционального процесса в условиях основного вида деятельности (учения и выполнения определенных служебных задач, связанных со статусом сотрудника милиции) позволяет повысить эффективность процесса подготовки специалистов для системы МВД (составляющая эмоциональной продуктивности при воздействии психических вредностей профессиональной деятельности) и сформировать психологическую толерантность обучаемого к учебному процессу.

Работа выполнена на примере сотрудников органов внутренних дел (курсантов, офицеров — слушателей академии МВД), получающих высшее юридическое образование. Основной вид деятельности — учение, однако курсанты и слушатели как сотрудники милиции привлекаются к выполнению задач по охране общественного порядка и иных служебных мероприятий. Деятельность обучаемых строго регламентирована служебным распорядком, в процессе подготовки специалистов большой объем времени выделен для физической (в основном силовые виды спорта и борьба) и тактико-специальной подготовки. Особое внимание уделяется стрельбе из табельного оружия и психологической готовности к применению оружия и спецсредств в разрешенных законом ситуациях.

Предыдущие исследования показывают, что обучаемые испытывают значительные нервно-психические нагрузки службы [43]. Для более успешной адаптации в образовательных учреждениях МВД России создана служба психологического сопровождения учебного процесса, где на каждого курсанта и слушателя академии заводится психологическая карта, в которой отражаются результаты психологического мониторинга в период обучения в академии [119].

Решение проблемы повышения эмоциональной продуктивности как на уровне теоретического анализа, так и в психологической практике предопределило выбор темы, цели, объекта и предмета научной работы.

Основная цель диссертации.

Основная цель диссертации заключается в раскрытии одного из необходимых условий существования интегральной индивидуальности как системной сущности — стилевого пространства эмоциональной активности.

Задачи исследования Уточнить содержание понятия эмоциональной активности и на этой основе раскрыть психологическую природу и сущность стиля эмоциональной активностиразработать методическую процедуру и обосновать подбор тестовых и аппаратурных методик, позволяющих исследовать стилевые свойства и их взаимодействие в едином стилевом пространстве эмоциональной активности, а также уровневые свойства интегральной индивидуальности;

— дать психологическую интерпретацию симптомокомплексов стилевых свойств эмоциональной активности/пассивностипоказать характер влияния активных и пассивных стилей эмоциональной активности на межуровневое взаимодействие свойств интегральной индивидуальности. Объект исследования Эмоциональная активность.

При осуществлении эмоциональной активности, будучи закономерно связанным с иными контурами регуляции человеческого поведения, стиль эмоциональной активности имеет свое собственное функциональное значение и может быть предметом конкретно-психологического исследования.

Предмет исследования.

Стилевое пространство эмоциональной активности в структуре интегральной индивидуальности. Гипотезы исследования.

1. Интегральный эффект устойчивого сочетания качественных, формально — динамических и психофизиологических характеристик эмоциональных переживаний человека может быть описан в терминах стилей эмоциональной активности, имеющих содержательную психологическую интерпретацию.

Первая гипотеза имеет следующее доступные эмпирической проверке следствия:

— могут быть выделены группы испытуемых, обладающих сходными способами эмоционального реагирования, составляющими целостные и доступные интерпретации паттерны эмоциональной активности — стили;

— выделенные по стилевым характеристикам эмоциональной активности группы будут различаться по основным стилеобразующим критериям: продуктивности и гармоничности.

2. Стиль эмоциональной активности выполняет системообразующую функцию интегральной индивидуальности.

Эмпирическая проверка сформулированных гипотез о существовании стилевого пространства эмоциональной активности и его характеристиках определило научную новизну исследования. Научная новизна исследования Предложена концептуальная модель эмоционального стиля активности, которая включает в себя новое понимание регуляторно-стилевой структуры эмоционального пространства индивидуальности, объясняет функциональные зависимости содержательных и формально-динамических характеристик различных уровней эмоциональной активности, позволяет выявлять симптомокомплекс стилевых особенностей эмоциональной активности;

— в рамках концептуальной схемы стиля активности сформулировано понятие «стиль эмоциональной активности», который представляет собой предрасположенность субъекта активности к определенным эмоциональным переживаниям в конкретных условиях деятельности (общения), выполняющего функцию непроизвольного компонента регуляции поведениясодержательно раскрыты и уточнены с концептуальных позиций интегративной парадигмы исходные понятия и категории: «эмоция», «чувство», «эмоциональность», «активность», «стиль», «эмоциональное напряжение" — показано своеобразие структур интегральной индивидуальности у носителей различных стилей эмоциональной активности континуума «активность — пассивность».

На защиту выносятся следующие положения 1. Стиль эмоциональной активности как системно организованные стилевые свойства эмоциональных паттернов личностного и индивидного уровней в единстве их содержательных и формально-динамических характеристик с учетом динамики изменений свойств физиологического уровня (вегетативные и экспрессивные (психомоторика) показатели).

2. Фиксированные паттерны эмоциональных переживаний пространства стилевых свойств индивидуальности являются вариативными организациями стиля эмоциональной активности.

3. Классификация стилей эмоциональной активности определяется характером взаимосвязи содержательных и формально-динамических характеристик стилевых свойств различных уровней эмоциональной активности в континууме «активность — пассивность».

4. Активные стили детерминированы балансом представленности модальностных структур эмоциональных переживаний, пассивнопротиворечивые — наличием значимой противоречивой тенденции качественных или формально-динамических характеристик эмоциональности или слабой выраженностью стилевых эмоциональных свойств.

5. Организация интегральной индивидуальности носителей активных стилей эмоциональной активности более эффективна.

Методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования являются диалектический метод научного познания и системный подход к изучению психических явлений.

При применении системного подхода к исследованию эмоциональной активности наряду с соблюдением общенаучных принципов детерминизма и развития мы опирались на принцип субъектности (C.JI. Рубинштейн, А.В. Брушлинский).

Индивидуальность человека рассматривалась с концептуальных позиций теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина.

Теоретическими источниками системного анализа эмоциональной сферы человека явились работы Б. И. Додонова, В. К. Вилюнаса, Е. П. Ильина, К. Изарда.

Методы исследования.

Использовалась комплексная методика, включающая в себя: теоретический анализ литературных источников, математическое моделирование, экспертный метод, психологическое тестирование, исследование физиологических переменных с помощью аппаратурной методики, психологический анализ учебной деятельности курсантов и слушателей.

Практическая реализация математических моделей осуществлялась методами корреляционного, факторного, кластерного и регрессионного исчислений на основе применения пакета SPSS 10.0 (Statistical Package for Social Science).

База исследования.

Испытуемыми явились курсанты первого и слушатели старших курсов (офицеры милиции) Краснодарской академии МВД России. Всего было обследовано 353 человека, из них 285 юношей и 68 девушек.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 160 источников, приложения. Материал изложен на 127 листах, иллюстрирован 11 таблицами, схемами и рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование выполнено в концептуальной схеме, известной в отечественной психологии как «теория интегральной индивидуальности». Ее теоретические основания были разработаны B.C. Мерлиным и развиты его учениками и последователями.

В основе проведенного исследования лежит идея о том, что необходимым условием существования интегральной индивидуальности как системной сущности, является наличие стилевого поля активности (Б.А. Вяткин, 1993).

В исследовании высказаны и были подвергнуты экспериментальной проверке предположения о том, что существуют стили эмоциональной активности и они могут выполнять системообразующую функцию интегральной индивидуальности.

Используя методологию субъекта и системного подхода, эмоциональная активность была осмыслена как мера проявления эмоционального отношения, обусловленного особенностями жизнедеятельности и реальной ситуацией функционирования человека. Эмоциональная активность рассматривается как системное психовегетативное образование, состоящее из импрессивного, экспрессивного и вегетативного компонентов. Данный вид активностисквозное образование индивидуальности, выполняющее роль связующего звена между динамикой эмоционального процесса личности, индивида и физиологической активацией.

Стиль эмоциональной активности, являясь подсистемой более обширного образования — стиля активности, представляет собой предпочтение субъектом активности определенных эмоциональных переживаний в конкретных условиях деятельности (общения) и выполняет функцию непроизвольного компонента регуляции поведения. В рамках концептуальной схемы стиля активности (В.Г.Третьяк, 2000) структура.

Ill стиля эмоциональной активности являет собой системно организованные стилевые свойства эмоциональных паттернов личностного и индивидного уровней в единстве их содержательных и формально-динамических характеристик с учетом динамики изменений свойств физиологического уровня (вегетативные и экспрессивные показатели).

Элементной базой стиля эмоциональной активности являются фиксированные паттерны эмоциональных переживаний. Результаты математической обработки данных и их психологическая интерпретация выявили паттерны эмоциональных переживаний базальных эмоций (радости, гнева, страха и печали) и более сложных эмоциональных состояний конституциональной и социальной тревожности. Взаимодействие связанных систем эмоциональных переживаний определяет пространство ее стилевой структуры.

Стили эмоциональной активности, как одна из форм проявления ситуативной активности, образуют определенную классификацию в диапазоне «эмоциональная активность — эмоциональная пассивность». Пассивность в данной работе понимается как одна из форм существования активности, представляющая более низкий уровень функционирования психического.

С точки зрения критериев конструктивности, продуктивности, степени выраженности качественных и формально-динамических признаков, характера взаимосвязи их между собой выявленные математическим анализом восемь стилей эмоциональной активности распределились равномерно в обозначенном континууме на две отличающиеся классификационные группы (уровни) — активные (гармоничный, импрессивныйкомпенсаторныйгармоничный, экспрессивныйсоциально тревожный) и пассивно-противоречивые стили эмоциональной активности (аффективно-лабильныйастеническийтревожныйпротиворечивый.

Получены данные, что признаками активных стилей эмоциональной активности являются гармоничность, продуктивность, эффективность, оптимальное сочетание эмоций по знаку и стенических и астенических форм эмоционального реагирования, средние значения формально-динамических эмоциональных характеристик.

Экспрессия у активных адекватна ситуации, и висцеральная динамика имеет тенденцию к снижению.

Обобщающими признаками пассивно-противоречивых стилей эмоциональной активности являются: наличие противоречия эмоциональных свойств, субъективная фиксация на отрицательном влиянии эмоций на деятельность, объективно низкие ее показатели. Доминированию в стилевом рисунке социальной и конституциональной тревожности сопутствуют или выраженная слабость эмоционального процесса, или, наоборот, выраженность формально-динамических показателей базальных эмоций и производных эмоциональных реакций.

Экспрессивный компонент преимущественно проявляется в крайних своих значениях излишней или невыразительной экспрессии. Пассивно-противоречивые формы стилевых эмоциональных проявлений вызывают более значимые вегетативные сдвиги.

Все стили (инвариант) — это проявление единого пространства стиля эмоциональной активности, а оригинальный набор стилевых рисунков индивидуальности зависит от своеобразия интегральной индивидуальности, выбор же предпочтения эмоциональной стратегии реагирования диктуется интегральной оценкой взаимодействия этой индивидуальности со средой.

Такой характер переживаний выделенных стилевых групп опосредует своеобразие интегративных структур интегральной индивидуальности. При сходной выраженности и представленности индивидуальных свойств принципиальное различие наблюдается в характере их взаимосвязи между собой. У представителей стилей эмоциональной активности, отнесенных к высоким уровням проявления активности, более эффективны механизмы компенсации, коррекции и адаптации.

Стилевые проявления эмоциональной активности не являются чем — то абсолютно упорядоченным и неподвижным, они противоречивы и динамичны, но все же отражают преимущественно главные, существенные, стержневые взаимозависимости интегральной индивидуальности с миром. Полученные данные являются определенным вкладом в познание такого сложнейшего явления внутреннего мира человека, как его чувственная сфера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни М.1991
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  3. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии // Психол. журн. 1980. Т.1, № 4. С. 11—28.
  4. Абулъханова-Славская К. А. Проблемы активности личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988.
  5. В.Н. Стиль действования: импульсивность—управляемость // Вопросы психологии. 1982. № 3.
  6. С.А., Енюков И, С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Финансы и статистика, 1983,
  7. Л.Ф. Проблема активности личности в психологии деятельности: Дис. д -р. психол. наук. Томск, 1997.
  8. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  9. .Г. Психологическая структура как субъект // Человек и общества JI. 1967 выпуск 2
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  11. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  12. . К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  13. Ъ.Анциферова Л. И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях // Психологический журнал. 1996. Т. 12. № 1.
  14. Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  15. .Г. Категория формы и содержания в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988.
  16. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж: Институт практической психологии, 1996.
  17. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  18. В.В. Обусловленность психологического симптомокомп-лекса типом нервной системы // Вопросы психологии. 1968. № 6. С.77−86.2.Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990. 119с.
  19. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
  20. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: РГУ, 1983.
  21. А.А. Психология общения. -М., 1996. С.68
  22. В.А. Психология стресса. М.: Институт психологии РАН, 1995.
  23. М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности // Вопросы психологии. 1997, № 5. С.129−135.
  24. А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 6. С. З—12.
  25. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций -М., 1998.31 .Варламов В. А., Варламов Г. В. Психофизиология полиграфных проверок. Краснодар, 2000.32 .Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций М.1984
  26. JI.M. Психические процессы: В 3 т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. Т. 3.
  27. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. -М., 1984. С.3−28.
  28. Ъ5.Выготский JT.C. Избранные психологические произведения / Под ред. Б. М. Теплова и А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  29. ЪЬ.Вяткин Б. А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральные исследования индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.
  30. ЪТТоловаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности Киев, 1984.
  31. ЪЪ.Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1995.
  32. Ъ9.Горская Г. Б. Жизненная среда и бытие личности. И Личность и бытие: теория и методология. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2003.
  33. АО.Гришина Н. В. Психосоциальные ситуации //Вопр. психол. 1997. № 1.41 .Грэй Д. А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2. С.24−37.
  34. У. Психология. — СПб., 1911.
  35. И. А. Категория активности и ее место в системе психологических знаний. Категории метериалистической диалектики в психологии. М., 1988.
  36. Л. Г. Мохнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования.// Психол.ж.1996.№ 3.
  37. Л.Г., Семина В. В., Щедрое В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции эмоционального состояния. // Психол. журн. 1994. Т.15, № 6. С.28—37.
  38. . И. В мире эмоций. — Киев: Политиздат, 1987.
  39. Л. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопр. психол. 1989. № 5 С.88−95.
  40. Л. Я. Соотношение психологических характеристик эмоциональных переживаний с биоэлектрическими процессами мозга // Актуальные проблемы психологии в свете современных требований общественной практики. — Пермь, 1986. — С. 61−62.
  41. Л. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль как самодеятельность. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992
  42. Л. Я. Эмоциональные предпочтения как фактор приспособления индивидуальности студента к требованиям учебной деятельности // Интегральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические аспекты. — Пермь, 1988.-С. 70−79.
  43. В.И. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1993.58Дьяченко М. К, Пономаренко В, А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости// Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 106−113.
  44. ., Оделл Л. Кластерный анализ. М.: Статистика, 1977.
  45. М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.61 .Елфимова Н. В. Функции эмоций в создании мотивационного компонента деятельности // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. — М., 1987. — С. 24−31.
  46. ЫЖамкочъян М.С., Палей И. М. О связях интеллекта с индивидуальными особенностями тревожности и экстраверсии // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 8. Л., 1977.
  47. Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск, 1993.
  48. К. Психология эмоций. СПб., 2000.
  49. Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты // Вопр. психологии. 1988. № 6. С.85—93.
  50. Е.П. Эмоции и чувства. С Пб., 2001
  51. Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988.71 .Кадыров Б. Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психологической активности// Вопросы психологии. 1976 № 4.
  52. А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. М., 2001
  53. Т.Е. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен //Психол.ж. 1988. № 5.
  54. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977.
  55. А.Н., Улько Е. В. Субъектная интерпретация ситуации общения /Психология общения: социокультурный анализ. Ростов на Дону., 2003. С. 155 158.
  56. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.
  57. .И. Пластичность нервной системы. М.: Наука, 1986.
  58. Коул М, Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.
  59. Н.С. О психофизиологических основах активности// Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1975.
  60. Леонгард К, Акцентуированные личности. Киев, 1981.
  61. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М: Политиздат, 1977.
  62. А.Н. Проблемы развития психики. Изд-е 4-е. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  63. В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992
  64. А.В. (Ред.) Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998 (в).94 .Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечение европейских, российских и американских традиций. М., 2000
  65. А.В. Единая концепция стиля — метафора или реальность? //Либин А.В. (Ред.) Стиль человека: психологический анализ. М: Смысл, 1998(a).
  66. А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами?//Либин А.В. (Ред). Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.
  67. А.В. Стиль человека: от изучения индивидуальных различий к анализу общепсихологических закономерностей // Мир индивидуальности. Смоленск: СПГУ, 1995. С.74—82.
  68. А.В., Либин В. В. Интегральные параметры взаимодействия человек—среда. // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие, том 2. М.: Институт психологии РАН, 1995.
  69. Е.В. Изучение стилей совладания человека со сложными жизненными ситуациями с позиций интерактивного подхода // Мир индивидуальности. Смоленск, 1995(a).
  70. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии. 1982 № 4
  71. М.А. Жизненный путь человека как проблема психологии//Вопр.психол. 1985 № 1.
  72. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  73. Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психол.ж. 1983№ 2
  74. В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  75. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  76. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
  77. В.Н. Личность и неврозы. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.
  78. В.Д. Основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1966.
  79. Нишикян Э, А. Типология интонации эмоциональной речи. — Киев- Одесса, 1986.
  80. Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. — Днепропетровск, 1975.
  81. Э. JI., Елъчанинов П. Е., Крылова Н. В., Петрухин Е. В. О возможности оценки эмоциональной устойчивости человека по характеристикам его речи // Вопросы психологии. — 1977. — № 3.1. С. 46- 56.
  82. А. Е. Диагностические возможности вопросника по эмоциональной экспрессии // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. X. — М., 1981. — С. 124−137.
  83. А. Е. Знак доминирующих эмоций и фоновые ЭЭГ-параметры у подростков // Новые исследования в психологии.1974. — № 1/9. — С. 60−62.
  84. А. Е. К психологической диагностике эмоциональности // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978. — С. 93−105.
  85. А. Е., Паирвичус И. В. Роль индивидуально-типичных характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности // Психологический журнал, — 1981. № 1. — С. 70−81.
  86. А. Е., Рабинович Л. А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности// Вопросы психологии. — 1974. — № 3. — С. 65−74.
  87. А. Е., Семенов В. В., Смирнов Л. М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность (опыт использования статистических закономерностей распределения показателей) // Вопросы психологии. — 1976. — № 5. — С. 103−113.
  88. А. Е., Ямполъский Л. Т. О структуре качественных характеристик эмоциональности (оценка гипотезы средствами факторного анализа) // Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М., 1977. — С. 155−164.
  89. Организация профессионально психологической подготовки сотрудников ОВД: Методическое пособие ГУК МВД России/ под ред. Марьина М. И. М., 2003
  90. С. А. Психологический анализ вовлеченности человека в позитивные и негативные жизненные события. Дипломная работа. Краснодар: Куб. ГУ, 2000.
  91. А. И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль // Вопросы психологии. — 1982. — № 1. — С. 118−126.
  92. А. И. О функциональном значении эмоций // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. — М., 1979. —С. 52−58.
  93. А. И. Соотношение эмоциональных и когнитивных характеристик индивидуальности и их электроэнцефалографические корреляты: Автореф. дис. .канд. наук.-М., 1983.
  94. И. В, Соотношение индивидуально-типичных характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. дис. .канд. наук. М., 1980.
  95. А.В. К пониманию личности в психологии // Вопр. психологии. 1981. № 2. С.40−46.
  96. Принцип развития в психологии / ред. Л. И. Анцыферовой, М., 1978
  97. Психология индивидуального и группового субъекта/ под ред. Брушлинского А. В., Воловиковой М. И. М., 2002.
  98. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  99. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  100. C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1967.
  101. С.Л. Человек и мир. М., 1997.
  102. В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психол. журн. 1991. Т.12. № 5. С. З—17.
  103. З.И. Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире.// Личность и бытие: теория и методология. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2003.
  104. Н.Д. Возрастные особенности проявления смелости // Спортивная и возрастная психофизиология. Л., 1974.
  105. Стиль жизни личности. Киев, 1982.
  106. Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М., 1998
  107. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  108. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования. Пермь, 1994.
  109. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  110. В. А. Интегральная индивидуальность и индивидуальный стиль // Тез. Всерос. науч. конф. «Природа психического» (22—24 июня 1994 г., Пермь). Пермь, 1994. С. 122— 124.
  111. В. А. Исследования индивидуального стиля деятельности //Вопр. психологии. 1991. № 3. С. 53—60.
  112. В.А. Проблема «стиля» в психологии // Тез. I Всерос. конф. по психологии «Психология сегодня», 31 янв.—2 февр. 1996 г. М., 1996.
  113. В.А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: Измайлово, 1992.
  114. В.Г. Стили активности в структуре интегральной индивидуальности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 7 т. Спб., 2003
  115. В.Г. Стиль активности: методология и стратегия психологического исследования // Личность и ее бытие. Краснодар 2002.
  116. В.Г. Типология учебной активности и индивидуальные особенности обучаемых юридических вузов МВД: Дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 1997.
  117. В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности, обучаемых юридического института МВД: Научно-методическое пособие. Краснодар, 1996
  118. Е.В. Психофизиология человека. М., 1978.
  119. А.В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психол. ж. 1988 № 1.
  120. JСайкин B.JI. Активность (характеристики и развитие). М., 2000.
  121. X. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М-: Педагогика, 1986.
  122. К. Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2.
  123. О. А. Исследование условий закрепления отрицательных эмоциональных реакций при выполнении физических упражнений//Психология спорта. М., 1959.
  124. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
  125. М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовойдеятельности //Вопр. психологии. 1984. № 6.
  126. М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условий его формирования.: Дис. д -р. психол. наук. Пермь, 1994.
  127. П. Психология лжи. М., 2001
  128. Bodumlddeker I., Stemmler G. Who responds how and when to anger? Theassessment of actual anger response styles and their relation to personality Cognition and emotion, 2000
  129. Cattell R.B., Eber H.W. a. Tatsuoka M.M. Handbook for the sixteen Personality Factor Questionaire (16 PF). Minos, 1970. P.257.
  130. Grey J.A., The psychology of fear and stress. New York, 1971
Заполнить форму текущей работой