Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности социальных представлений о русских людях у чехов и американцев

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодняшний день улучшение: российского имиджа стало предметом*внимания* Российского государства. Содействие '"позитивному восприятию России в мире, популяризации русскогоязыка и культуры народов России в иностранных государствах" является одной из важнейших задач российской политики (см.). Постановка данной задачи указывает на-признание того факта, что. проблема имиджа. России и россиян… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы изучения социальных представлений в кросс-культурных исследованиях
    • 1. 1. Генезис теории социальных представлений
    • 1. 2. Функции, структурам механизмы формирования социальных представлений
    • 1. 3. Методологические подходы к исследованию социальных представлений
    • 1. 4. Кросс-культурные исследования социальных представлений
      • 1. 4. 1. Кросс-культурные исследования особенностей конструирования и трансформации социальных представлений
      • 1. 4. 2. Кросс-культурное изучение образных и смысловых характеристик социальных представлений
      • 1. 4. 3. Исследование социальных представлений о гражданах иных государств
      • 1. 4. 4. Изучение социальных представлений в условиях культурной ассимиляции
    • 1. 5. Исследования социальных представлений в контексте коллективной памяти
  • ГЛАВА 2. Основные особенности национальной психологии чехов и американцев
    • 2. 1. Основные аспекты чешской национальной психологии
    • 2. 2. Основные особенности американской национальной психологии
  • ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование социальных представлений о русских людях у американцев и чехов
    • 3. 1. Обоснование программы исследования
    • 3. 2. Программа исследования социальных представлений о русских у чехов и американцев
    • 3. 3. Результаты исследования структурных компонентов социальных представлений о русских людях
      • 3. 3. 1. Структура социальных представлений у чехов в возрасте от 20 до 40 лет
      • 3. 3. 2. Структура социальных представлений у чехов в возрасте от 41 до 70 лет
      • 3. 3. 3. Структура социальных представлений у американцев в возрасте от 20 до 40 лет
      • 3. 3. 4. Структура социальных представлений у американцев в возрасте от 41 до 75 лет
      • 3. 3. 5. Структура социальных представлений у американцев в возрасте от 25 до 45 лет, проживающих в Чехии
    • 3. 4. Изучение коллективной памяти о ключевых исторических моментах, связанных с русскими людьми
    • 3. 5. Изучение взаимосвязей между особенностями гражданской идентичности и социальными представлениями о русских людях
    • 3. 6. Обсуждение результатов исследования
  • Выводы

Особенности социальных представлений о русских людях у чехов и американцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

шсследования.

Стремительный процесс глобализации влечет за собой многократное увеличение количества контактовмежду представителями различных национальностей в сфере общественных отношений, политики и бизнеса. Для успешного взаимодействия и поиска разрешения этнических проблем необходим: анализ процессов и механизмов, участвующих в. кросс-культурном социальном, взаимодействии. В настоящий момент для России это особенно актуально в связи с ее. интеграцией в, мировое сообщество. Успешность такой интеграции, во* многом, связанас решением проблемы имиджа: России и русских людей за< рубежом (Семененко, Ланкин, Пантин, 2006; Королева, 2005, 2006). .

На сегодняшний день улучшение: российского имиджа стало предметом*внимания* Российского государства. Содействие '"позитивному восприятию России в мире, популяризации русскогоязыка и культуры народов России в иностранных государствах" является одной из важнейших задач российской политики (см. [Концепция внешней: политики РФ, 2000]). Постановка данной задачи указывает на-признание того факта, что. проблема имиджа. России и россиян за рубежом существует и требует всестороннего рассмотрения, в том числе и научного. В настоящее время, культурологи, историки и политологи провели много исследований, посвященных анализу факторов и детерминант, объясняющих восприятие современной России за рубежом (Елистратов, 1992; Вайнштейн, 2007; Биелень, 2007; Ямницкая, 2008; Фадеев, 2007; Филиппов, 2007) — Однако немаловажной: составляющей восприятия российской реальности также является и социально-психологический аспект, раскрывающийся при изучении особенностей представлений? граждан других государств о русских людях. (Яеа1о е! а1., 2009; В1е1з1а, 2010; Королева, 2006; Емельянова, Паттисон, 2010).

Важность данного исследования связана и с тем, что для системного понимания, факторов, определяющих те или иные представления о русских людях за рубежом, необходим комплексный подход, выходящий за рамки социологических опросов и исследований стереотипов. Исследование социальных представлений о русских в рамках теории, разработанной Сержем Московичи и его последователями, является относительно новым, мало проработанным подходом к проблеме межкультурного восприятия в отечественной психологии. Он позволяет решить ряд исследовательских задач. Среди них можно выделить расширение методологической базы для изучения социальных представлений путем сопоставления данных, полученных с помощью различных методов, изучение представлений о русских людях «извне» для получения информации о возможных проблемных зонах и разработки рекомендаций по коррекции имиджа русских людей за рубежом, вклад в теорию социальных представлений посредством обнаружения новых закономерностей и феноменов.

Цель данного исследования заключается в выявлении и сравнении-содержания социальных представлений о русских людях у американцев, чехов и американских экспатов.

Предметом исследования являются социальные представления о русских у чехов, американцев, проживающих в США и у американцев, проживающих в Чехии в течение нескольких лет.

Объектом исследования выступали представители двух национальностей: чехи, американцы, проживающие в США и американские экспаты, проживающие в Чехии (экспат — сокр. от англ. «expatriate», происходит от латинского ex patria «вне Родины». Иод экспатами подразумеваются люди, живущие и работающие в стране, гражданами которой они не являются).

В процессе разработки программы исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

Общая гипотеза исследования:

Содержание социальных представлений о русских людях различается в зависимости от национальной принадлежности и возраста респондентов.

Частные гипотезы:

1. Содержание социальных представлений о русских значительно различается у чешских и американских респондентов.

2. Установка и качественные характеристики социальных представлений о русских у американцев и чехов различаются в зависимости от возрастных особенностей респондентов.

3. Структурные элементы социальных представлений о русских различны у американцев, живущих в США, и у американцев, живущих в Чехии.

4. Коллективные воспоминания о травмирующих исторических событиях, ассоциирующиеся у исследуемых групп респондентов с русскими людьми, в различной степени связаны с современными социальными представлениями о русских.

5. Социальные представления о русских взаимосвязаны с гражданской идентичностью респондентов.

Для достижения поставленной в исследовании цели и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ генезиса теории социальных представлений и ее основных положений.

2. Охарактеризовать и систематизировать основные направления кросс-культурных исследований социальных представлений.

3. Раскрыть особенности национальной психологии исследуемых групп респондентов и выявить основные травмирующие исторические события, ассоциирующиеся у изучаемых национальных групп с русскими людьми.

4. Выявить содержание социальных представлений о русских у чехов, американцев, проживающих в США, и у американских экспатов, проживающих в Чехии.

5. Проанализировать межпоколенные особенности трансформации социальных представлений.

6. Определить характер связи содержания социальных представлений с коллективной памятью о травмирующих группы событиях.

7. Проследить взаимосвязи между особенностями гражданской идентичности респондентов и их социальными представлениями.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования послужили принципы системного подхода (Б.Ф. Ломов, A. JL Журавлев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.) — концептуальные положения и методология теории социальных представлений, предложенной С. Московичи и разрабатываемой западными и отечественными исследователями (С. Московичи, Ж.-К. Абрик, В. Вагнер, Г. Дювин, Р. Фарр, Д. Жоделе, И. Маркова, К. Ховарт, У. Флик, Т. П. Емельянова, А. И. Донцов, Г. М. Андреева, К. А. Абульханова, М. И. Воловикова, и др.) — положения и методология психологии социального познания (Г.М. Андреева, П.Н. Шихирев) и кросс-культурной психологии (Н.М: Лебедева, П. И. Гнатенко, Т.Г. Стефаненко) — положения истории психологии (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В.А. Кольцова) — концепция коллективной памяти (М. Хальбвакс, Ф. Барлетт, Д. Паез, Б. Риме, Т. П. Емельянова, Д. Пенебейкер, Б. Л. Банасик и ДР-).

Методы исследования:

1. Для выявления ядра и периферии социальных представлений использовался метод словесных ассоциаций, контент-анализ эссе и приемы раскрытия структуры социальных представлений (Abric, 1993; Verges, 1992; Doise и др., 1992; Lacassagne и др., 2001). Изучение внутренней композиции поля социальных представлений было осуществлено при помощи семантического дифференциала, процедуры завершения предложений и экспрессивного рисунка (Стефаненко, 2006; Емельянова, 2006; Лебедева, Никонорова, Тараканова, 2006).

2. Для исследования установки в структуре социальных представлений применялся контент-анализ эссе и метод экспрессивного рисунка (Мельникова, 2007; Емельянова, 2006).

3. Для изучения коллективной памяти об исторических событиях, связывающих национальные группы респондентов с русскими людьми, применялась. процедура завершения предложений и метод экспрессивного рисунка (Емельянова, 2002; Лебедева, Никонорова, Тараканова, 2006).

4. Для изучения гражданской идентичности респондентов применялся опросник, специально разработанный автором диссертационного исследования.

5. Для определения степени этнической толерантности, присущей тому или иному типу гражданской идентичности, использовалась методика «Типы этнической идентичности», разработанная Р. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой (Солдатова, Шайгерова- 2008).

6. С целью сопоставления гражданской идентичности с аффективными и когнитивными компонентами^ этнической идентичности, применялась шкала этнической идентичности Д'. Финни (Стефаненко, 2006).

Организация исследования.

Для изучения содержания социальных представлений о русских людях за рубежом было организовано комплексное исследование, которое проводилось в течение 2009;2010 годов. В качестве респондентов исследования были выбраны чехи, американцы, проживающие в США, и американцы, проживающие в Чехии в течение нескольких лет (американцыэкспаты). Общее число респондентов составило 259 человек.

Обработка данных, полученных при помощи качественных методов, осуществлялась согласно — принятой схеме. Для обработки количественных данных использовалась статистическая программа к^аЙБЙса 9.0″ и программа автоматического расчета углового преобразования Фишера:

Достоверность результатов исследования обеспечивалась репрезентативным объемом и социально-демографическими характеристиками выборки, адекватными для получения надежных результатов. Программа основывалась на результатах поискового этапа, а затем была опробована и откорректирована с помощью пилотажного исследования. Достоверность эмпирических данных обеспечивалась комплексным подходом, подразумевающим сочетание качественных и количественных методов, адекватных цели и задачам исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Содержание социальных представлений о русских людях значительно различается у чехов и американцев. В структуре социальных представлений чехов наблюдается дисперсия центральных компонентов социальных представлений, указывающая на процессы межпоколенной трансформации представлений о русских. Социальные представления американцев характеризуются • малой дисперсией структурных компонентов, содержат много стереотипных элементов. Основнымиг причинами замедленной межпоколенной^ трансформации социальных представлений американцев являются, их индифферентность по отношению к русским и отсутствие достаточной информационной базы, позволяющей конструировать новые социальные представления о русских людях.

2. Содержание социальных представлений различается в возрастных когортах респондентов. В то время как социальные представления о русских у старшего поколения чехов характеризуются отсутствием внутреннего протеста, сильных эмоциональных переживаний и напряженности, у молодого поколения чешских респондентов отмечается чувство" отчуждения и враждебности по отношению к русским людям. В американской выборке отмечается обратная тенденция. Молодое поколение американцев характеризуется безразличием по отношению к русским людям, а в структуре социальных представлений респондентов старшего поколения американцев присутствуют напряжение и тревожность.

3. Под воздействием чешской культурной и информационной среды социальные представления о русских у американских экспатов, в течение нескольких лет живущих и работающих в Чехии, ситуативно модифицируются, инкорпорируя негативно окрашенные элементы, характерные в большей степени для обыденного сознания чехов, чем американцев, живущих в США. Таким образом, содержание социальных-представлений о русских у американских экспатов обусловлено не столько их национальной принадлежностью, сколько культурой, в контексте которой они длительное время пребывают.

4. Особенности образов коллективной памяти, касающихся травмирующих исторических событий (события августа 1968 года и период нормализации — для чехов и холодная война — для американцев) в различной степени связаны с социальными представлениями о русских у чехов и американцев. Поскольку американцы ощущают свое превосходство по итогам' холодной войны, им свойственно чувство удовлетворенности в отношении этих итогов, которое передается следующему поколению' и обеспечивает минимальную взаимосвязь структурных элементов социальных представлений о русских с коллективной памятью о пережитом событии истории. У чешских респондентов, напротив, отсутствие чувства удовлетворенности в отношении политического итога событий 1968 года влечет за собой эффект «снежного кома», при котором на травмирующие образы коллективной памяти наслаиваются вымыслы, фабрикации, часто несправедливые обвинения и др. Это ведет к тому, что в сознании молодого поколения чехов до сих пор существует определенная связь между восприятием современных русских людей и событиями 1968 года, что порождает преобладание негативных эмоциональных компонентов в структуре социальных представлений.

5. Особенности социальных представлений о русских взаимосвязаны с гражданской идентичностью респондентов. Респонденты, идентифицирующие себя как «граждане Мира», демонстрируют самую высокую степень толерантности в целом и по отношению к русским людям в частности. Таким образом, выбор идентичности «гражданин Мира» влечет за собой отказ от предрассудков и конструирование представлений о людях другой национальности в отрыве от политического или национального контекстов. Респонденты, идентифицирующие себя как «граждане Европы», напротив, характеризуются наименьшей степенью принятия русских людей и более негативными социальными представлениями о русских людях по сравнению с представлениями респондентов остальных групп. Принятие европейской идентичности является фактором усиления дихотомии «свойчужой». Подобная тенденция в итоге ведет к преобладанию негативных элементов в социальных представлениях о русских людях.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработка данной темы позволяет выявить особенности социальных представлений о русских людях у чехов и американцев, проанализировать специфику трансформации таких представлений в возрастных когортах и обнаружить факторы, способствующие возникновению тех или иных социальных представлений, обеспечив тем самым более глубокое понимание феномена социальных представлений в целом. В отличие от традиционных подходов, исследование социальных представлений о русских позволило не только изучить их многоуровневое содержание, но и выявить закономерности конструирования социальных представлений под воздействием различных социально-демографических и социально-психологических аспектов. Таким образом, данное исследование вносит вклад в развитие теории социальных представлений в направлении усиления социальной релевантности результатов исследования. Также, в рамках диссертационного исследования получила дальнейшее развитие идея о связи социальных представлений с образами коллективной памяти.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в самом концептуальном подходе к исследованию представлений о русских людях гражданами других государств, который учитывает динамичную природу социальных представлений, глубину их актуализации и уровень осознания.

Выявлено многоуровневое содержание социальных представлений о русских, изучены особенности их конструирования и трансформации под воздействием различных факторов.

Проведено сопоставление особенностей социальных представлений о русских у двух наций, одна из которых представляет американскую культуру (американцы), а вторая — новоевропейскую, относительно недавно избравшую демократический путь развития (чехи).

Проанализированы межпоколенные особенности социальных представлений у каждой из национальных группвыявлены, определенные изменения содержания социальных представлений" о русских людях в возрастных когортах.

Установлены особенности трансформации социальных представлений американцев под воздействием* чешской культурной и информационной среды.

Впервые в отечественной психологии содержание социальных представлений о русских рассмотрено в связи с особенностями коллективной памяти респондентов отравмирующих событиях новейшей истории" (события 1968 года — для чехов-и холодная война — для американцев).

Произведена апробация метода экспрессивного рисунка с целью изучения образов коллективной памяти о травмирующих исторических событиях.

В диссертационном исследовании впервые в отечественной социальной психологии рассматриваются взаимосвязи социальных представлений с гражданской идентичностьюреспондентов. За счет обнаружения данной связи расширен перечень ранее не изучавшихся факторов, задействованных в конструировании социальных представлений и, таким образом, повышена социальная релевантность исследования.

Практическая значимость.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения полученных результатов для разработки программ, направленных на улучшение межкультурного взаимодействия, поиск разрешения межнациональных проблем и коррекцию имиджа русских людей и России за рубежом.

Теоретические и эмпирическиеданные, полученные в результате исследования социальных представлений о русских людях, могут быть использованы в преподавании курсов «Этническая психология», «Кросс-культурная психология», «Психология социального познания» и «Социальная психология».

Апробация результатов исследования.

Теоретические и эмпирические результаты различных этапов исследования были представлены на II Всероссийской научно-практической конференции, «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России» (Ижевск, 2008), на Международной конференции молодых ученых «Психология — наука будущего» (Москва, 2008), на XII Научной конференции аспирантови докторантов МосГУ (Москва, 2008), на II Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука — реальность и будущее» (Невинномысск, 2009), на* «Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна» (Москва, 2009), на III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы духовно-нравственного возрождения России"-(Краснодар, 2010), на Юбилейной конференции «125 лет Московскому психологическому обществу» (Москва, 2010), на II Всероссийской заочной научно-практической конференции «Молодежный научный поиск: личность в изменяющихся социальных условиях» (Красноярск, 2011), на Всероссийской* научной конференции с международным участием «Актуальные вопросы психологии и педагогики» (Саратов, 2011).

Основное содержание диссертации было отражено в 10 авторских публикациях, 3 из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 222 наименования (129 из которых на иностранных языках), и приложения. Объем основного текста составляет 169 страниц. Работа иллюстрирована 6 таблицами, 5 графиками и 11 рисунками. В приложении представлены результаты обработки данных эмпирического исследования и примеры экспрессивных рисунков.

Выводы?

1. Анализ новейших тенденций в развитии теории социальных представлений, ее понятийного аппаратаи методов, исследования, доказывает целесообразность, применения этой концепции в, теоретико-эмпирическом исследовании межнационального восприятия. 2. Теоретический анализ результатов ранее проведенных работ показывает, что основные направления' кросс-культурныхисследований: социальных представлений содержат выявление закономерностей формирования и детерминант трансформации социальных представлений, изучение их структуры и качественного содержания, исследование особенностей восприятия* граждан иных государств, изучение особенностей социальных, представлений' в условиях культурной? ассимиляции, исследование социальных представлений, в контексте: коллективнойшамяти.

3. Выявлены существенные особенности в национальной психологии чехов и американцев. Данные различия детерминированы рядом факторов, в числе которых этническая однородность или неоднородность изучаемых наций, время их существования, влияние укоренившихся установок и предрассудков, разделяемая система ценностей, социальные ориентации и другие. В истории США и Чехии имели место периоды конфронтации с советским правительством (холодная война-для американцевсобытия 1968 года — для чехов). Данные исторические события имели различную специфику, однако оба конфликта обладали травмирующим характером и вызывали сильные эмоциональные переживания.

4. В процессе эмпирического исследования доказано, что установка и структурные элементы социальных представлений о русских людях значительно различаются у чешских, и американских респондентов. Также, при сопоставлении социальных представлений у американцев, живущих в США и американцев, живущих в Чехии, было выявлено, что компоненты структуры и установка социальных представлений американцев-экспатов видоизменяются под воздействием чешской’социо-культурной среды.

5. Изучение особенностей межпоколенной трансформации социальных представлений о русских показало, — что-социальные представления старшего поколения чехов, в целом, более позитивны, нежели социальные представления молодых чехов. Старшему поколению чехов в меньшей степени присущи внутренний протест, сильные эмоциональные переживания и напряженность. Социальные представления молодого поколения чехов характеризуются сильно выраженной негативной установкой по отношению к русским людям, которая заключает в себе такие эмоции, как беспокойство-и отчуждение. В американской выборке отмечается обратная-тенденция. В то время как у американцев старшего поколения образ русского человека вызывает напряжение и тревожность, молодое поколение американцев характеризуется индифферентностью в отношении русских людей в целом.

6. Показано, что коллективная память является одним из существенных факторов, определяющих современные социальные представления о русских. Обнаружено, что наличие или отсутствие чувства внутреннего комфорта в отношении травматических событий истории предопределяет особенности социальных представлений у последующих поколений.

7. Выявлено, что особенности социальных представлений о русских взаимосвязаны с гражданской идентичностью чешских и американских респондентов. Социальные представления о русских людях видоизменяются под воздействием трансформации мировоззрения членов этнокультурных общностей.

Заключение

.

Исследование социальных представлений о русских людях в рамках теории социальных представлений, предложенной С. Московичи, является весьма перспективным подходом к проблеме межкультурного восприятия. Теоретический анализ кросс-культурных исследований социальных представлений показывает, что немаловажным преимуществом использования теоретической и эмпирической базы теории социальных представлений является ее объяснительный потенциал для интерпретации связей тех или иных компонентов социальных представлений с различными феноменами:

Исследование социальных представлений о русских людях в рамках комплексного подхода, подразумевающего оптимальное сочетание количественных и качественных методов, позволяет не только выявить качественное содержание и структуру социальных представлений, но и рассмотреть феномен в его социально-динамическом измерении. Подобный 1 подход обеспечивает многогранное изучение социальных представлений за счет синтеза* рефлексии исследователей и автоматизированного анализа объективных показателей.

Исследование структуры социальных представлений о русских у чехов и американцев подтвердило гипотезу о том, что содержание социальных представлений о русских значительно различается у чешских и американских респондентов. Также подтвердилась гипотеза о том, что установка и поле социальных представлений о русских варьируют в зависимости от возрастных особенностей респондентов. В частности, было выявлено, что в то время как у американцев старшего поколения образ русского человека вызывает напряжение и тревожность, молодое поколение американцев характеризуется индифферентностью в отношении русских людей. В чешской выборке наблюдается обратная тенденция. Социальные представления о русских старшего поколения чехов, в целом, более позитивны, нежели социальные представления молодых чехов.

Сравнительное исследование социальных представлений о русских у американцев, живущих в США, и у американцев, живущих в Чехии, подтвердило гипотезу о том, что структурные элементы социальных представлений о русских различны у американцев, живущих в США, и у американцев, живущих в Чехии. Под воздействием чешской культурной среды социальным представлениям американцев-экспатов свойственна ускоренная трансформация, характеризующаяся появлением негативно-окрашенных компонентов.

Применение метода экспрессивного рисунка обладает большим потенциалом для комплексного исследованияфеномена социальных представлений. Особенно необходимо подчеркнуть его возможности не только для изучения нерефлексируемых компонентов структуры социальных представлений, но и для раскрытия эмоциональных аспектов восприятия граждан-иных государств.

При изучении образов коллективной памяти подтвердилась гипотеза о взаимосвязи коллективных воспоминаний о — травмирующих исторических событиях с социальными представлениями о русских людях. Степень предопределения содержания социальных представлений о русских историческим контекстом зависит от наличия или отсутствия чувства удовлетворенности в отношении травмирующего момента истории. Американским респондентам свойственно чувство удовлетворенности в отношении итогов холодной войны, которое передается следующему поколению и обеспечивает минимальную взаимосвязь структурных элементов социальных представлений о русских с образами коллективной памяти о травмирующем событии истории. У чешских респондентов наблюдается обратный феномен — отсутствие чувства удовлетворенности в отношении событий 1968 года ведет к тому, что в сознании даже молодого поколения чехов существует взаимосвязь между данным травмирующим событием и современными русскими людьми.

Результаты эмпирического исследования подтвердили гипотезу о взаимосвязи социальных представлений о русских и гражданской идентичностью респондентов. Респонденты, ассоциирующие себя с «гражданами Мира», действительно демонстрируют высокую степень толерантности в целом, и по отношению к русским людям — в частности. Принятие европейской идентичности, возможно, служит фактором усиления дихотомии «свой — чужой», в результате чего происходит значительный перевес оценки национальных групп, не входящих в Европейский Союз, как «чужих». Подобная тенденция в итоге ведет к акцентуации негативной установки в адрес русских, которая отражается на содержании социальных представлений.

Такимобразом, в результате диссертационного исследования" была достигнута цель, которая заключалась в определении и сравнении содержания социальных представлений о русских людях у американцев, чехов и американских экспатов, выявлении особенностей' межпоколенных особенностей социальных представлений и анализе связи различных факторов (в т.ч. коллективной памяти) с особенностями социальных представлений. Результаты данного исследования дают возможность глубокого понимания социальныхпредставлений о русских на Западе. Следует заметить, что образ русских людей в представлениях чехов и американцев далеко не всегда обладает портретным сходством с «оригиналом», однако именно это позволяет взглянуть на проблему имиджа русских людей" по-новому. Знание особенностей социальных представлений о русских особенно важно для практических целей. Поскольку социальные представления формируются под влиянием множества факторов и не являются простым прямолинейным отражением реальности, не следует надеяться на то, что положительный образ русских людей сформируется самостоятельно по мере прогрессирования российского общества в целом. С одной стороны, более прочное овладение русскими людьми навыками европейского этикета послужит достаточно хорошей предпосылкой для постепенной модификации социальных представлений о русских у представителей Запада. С другой стороны, явно наблюдаемая фрустрация, связанная с такими факторами, как чувство неудовлетворенности в отношении травматических моментов истории и дефицит информации, позволяющей лучше понять менталитет русских людей, является достаточно мощным барьером, усложняющим межкультурное общение. Между тем, устранение данной фрустрации весьма достижимо при помощи подходов, предлагаемых самими носителями такой фрустрации. В связи с этим, необходимо подчеркнуть важность создания информационных и коммуникативных программ, охватывающих три основных направления: на государственном образовательном уровне необходимо делать акцент на укоренение идеи о том, что каждый русский человек является культурным послом Россииразработка политических мероприятий для ускорения устранения последствий травматических событий историисоздание информационных источников (сайты, фильмы, книги), направленных на устранение информативной недостаточности в отношении русской национальной психологии и культуры.

Раскрывая связи социальных представлений с различными феноменами, мы. обозначили проблему изменения природы социальных представлений в зависимости от нового уровняразвития общества. Данная проблема представляет научный интерес и требует дальнейших исследований.

Также, немаловажным нам представляется изучение социальных представлений о русских у самих русских людей, поскольку такая информация позволит проследить изменения русского менталитета в условиях трансформации российского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 88 103.
  2. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 373 с.
  3. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
  4. A. JI. Скажите «чи-и-из!»: как живут современные американцы. Изд-во: Энас, 2008. 272 с.
  5. С. Парадоксы в восприятии современной России // Обозрение литовской внешней политики. 2007. № 19. С. 75 98.
  6. Бобраков-Тимошкин А. Е. Символ «чешской судьбы»: 1968 год в контексте «споров о смысле чешской истории» // Неприкосновенный запас. 2008. № 4. С. 69−83.
  7. Г. И. «Россия глазами запада: стереотипы восприятия и реальности интерпретации // Неприкосновенный запас. 2007. № 1. С. 13 -23.
  8. Д. Коллективная память // Междисциплинарные исследования памяти / Под ред. A.JI. Журавлева, H.H. Корж. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2009. С. 33 46.
  9. М. И., Соснина JI. М. Этнокультурное исследование представлений о справедливости // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 85 94.
  10. Ю.Вондрова И. «Пражская весна» 1968 года и гражданское общество // 1968 год. «Пражская весна». Историческая ретроспектива: Сборник статей. М.: РОССПЭН, 2010. 808 с.
  11. П.Выготский JI. С. Мышление и речь / Собр. соч. в 6 тт. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 504 с.
  12. Я. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны: Роман. 4.1. М.: Худож. лит., 1984. Т. 5. 471 с.
  13. Я. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны: Роман. Ч. 2 4. М.: Худож. лит., 1985. Т. 6. 559 с.
  14. Р. Россия глазами американцев // Pro et Contra. 2007. № 2. С. 54.
  15. П. И. Национальная психология. Днепропетровск: Полиграфист, 2000. 213 с.
  16. А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
  17. В. Явление анкеровки //Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 34−52.
  18. М. Э. Конструирование исторического опыта и идентификационная традиция: чешский случай // Крынщазнауства i спецыяльныя гютарычныя дысцыплшы. 2007. № 3. С. 58 70.
  19. JI. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. B.C. Магун. М.: Ин-т социологии РАН, 2006. С. 10−29.
  20. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана. М.: Наука, 1990. 575 с.
  21. Э. О разделении общественного труда // Метод социологии. М., 1991. С. 80.
  22. Э. Представления индивидуальные и представления коллективные // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 23−58.
  23. В. С. Россия как миф (к вопросу о структурно-мифологических типах восприятия России Западом) // Россия и Запад: диалог культур. Вып. 1. М.: Полит, мысль, 1992. С. 67 — 88.
  24. Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской социальной психологии (критический анализ). Диссертация.канд. психол. наук. Москва: МГУ им. Ломоносова, 1985. 191 с.
  25. Т. П. Социальное представление — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 6. С. 39−47.
  26. Т. П. Социальное представление как инструмент коллективной памяти- (на примере воспоминаний о великой отечественной войне) // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 4. С. 49 -59.
  27. Т. П. Конструирование социальных представлений в • условиях трансформации российского^ общества. М.: Изд-во «Институтпсихологии РАН», 2006.400 с.
  28. Т. П., Паттисон. А. С. Особенности социальных представлений о русских у жителей Чехии, и США Электронный ресурс. // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2010. № 5(13). URL: http://psystudy.ru (Дата обращения: 07.01.2011).
  29. С. А. Манипуляции массами и психоанализ. Регрессия и стереотипы Электронный ресурс. // Пси-фактор. 2005. URL: http://psyfactor.org/lib/zell2.htm (Дата.обращения: 02.10.2010).
  30. Ионов.И. Н. Цивилизационные образы России и пути их оптимизации // Общественные науки и современность. 2009. № 3. С. 143 157.
  31. С. В. и др. Имидж России в мире: количественный и качественный анализ // Полис. 2009. № 5. С. 143 157.
  32. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева, JL Анцыферевой. М., 1971. С. 122 — 158.
  33. Концепция внешней политики РФ Электронный* ресурс. // Национальная безопасность. 2000. 28 июня. URL: http://wvm.nationalsecurity.ru/library/14/index.htm (Дата обращения: 04. 09:2009).
  34. Н. В: Чешская/идентичность: об особенностях адаптации к переменам // Социс: социол. исслед. 2006. № 9. С. 102 109.
  35. Д. Память и современность // Междисциплинарные исследования памяти / Под ред. A.JI. Журавлева, H.H. Корж. М: :Издательство «Институт психологии РАН», 2009. О. 58 80.
  36. JI. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Речь, 2006: 336 с.
  37. Н. М1. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учебное пособие. М.: Ключ-С, 1999. 270 с.
  38. Лебедева Н. Ml, Марковская О. В. Взаимосвязь социальных представлений русских и немцев с психологическими характеристиками культур (на примере ситуации гостеприимства) // Психологический журнал. 2006. Т.27. № 4. С. 68 77.
  39. Леви-Брюль JI. Первобытное мышление. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130 -140.
  40. Ф. А. Магия холодной войны. Электронный ресурс. // Россия в глобальной политике. 7.03.2011. URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Magiya-kholodnoi-voiny-15 131 (Дата обращения: 18.03.2011).
  41. И. Социальные репрезентации демократии в обыденном и рефлексивном мышлении // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 58−68.
  42. Мнение американцев о России: Опрос населения США 23.09.2003 Электронный ресурс. // База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/frean/pa0309 (Дата обращения: 13.03.2011).
  43. А. Н. Трансформация образа России на Западе в контексте культуры последней трети XX века // Общественные науки и современность. 2009. № 2. С. 23 35.
  44. С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 82 — 96.
  45. Д. Особенности национальной психологии народов новой Европы: бизнес, общение, успех / Пер. с англ. О. Л. Сергеевой. М.: Астрель: ACT, 2006. С. 231 -235.
  46. В. Л. О «пражской весне» 1968 года Электронный ресурс. // Духовное наследие №№ 12−13. 1994. URL: http://www.pseudology.org/chtivo/Prazhskayavesnal 968. htm (Дата обращения: 13.07.2010).
  47. М. М. Сопоставление шкалирования и свободного описания // Мышление. Общение. Практика. Ярославль, 1986. С. 131 140.
  48. А. П. Судьба цивилизатора: Теория и практика гибели империй. М'.: ЭНАС- СПб.: Питер, 2010. 360 с.174
  49. Отношение чехов к русским и украинцам постепенно портится: соцопрос Электронный ресурс. // Информационное агенство «REX». 23.08.2010. URL: http://www.iarex.ru/news/7836.html (Дата обращения: 10.03.2011).
  50. А. В. Особенности национального характера, или как стать настоящим американцем Электронный ресурс. // Вокруг света. 2003. № 4 (2751). URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/480/ (Дата обращения: 27.11.2010).
  51. Патриотизм американцев Электронный ресурс. // Washington ProFile. 2009. URL: http://www.washprofile.org/ru/node/3520 (Дата обращения: 11.05.2010).
  52. Патриотизм. Made in USA. Электронный ресурс. // Washington ProFile. 2009. URL: http://www.washprofile.org/ru/node/650 (Дата обращения: 13.05.2010).
  53. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 435 с.
  54. JI. F. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросскультурной’психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: СПбГУ, 2005. 281 с.
  55. Е. Н. Теоретические и методологические проблемы этнической психологии. Мн.: Изд. Центр БГУ, 2006. 440 с.
  56. В. Американская улыбка Электронный ресурс. // Чайка. 2009. № 3(134). URL: http://www.chayka.org/article.php?id=2266 (Дата обращения: 03. 11.2010).
  57. С. JI. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 720 с.
  58. И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Образ России на западе: диалектика представлений в контексте мирового развития. К постановке проблемы // Полис. 2006. № 6. С. 110 124.
  59. А. В. Социальные представления как способ познания// Актуальные проблемы психологии и педагогики: Межвузовский сборник научных работ. В 2-х частях/ Отв. ред. Г. М. Коджаспирова. М.: ООО НИЦ «Инженер», 2005. Часть I. С.139−151.
  60. С. В., Зубковская О. Н. // Социальные представления. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. JI: Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 990−992.
  61. Г. У. Шайгерова JI. А. Психодиагностика толерантности личности. Ж.: Смысл, 2008. 172 с.
  62. JI. М. Сравнительное исследование социальных представлений о справедливости в различных этнических общностях : На примере русских, молдаван и, цыган: Дис. канд. психол. наук: М., 2005. 158 с.
  63. Т. Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2006. 208 с.
  64. JI. И возлюби ближнего своего (к вопросу о семейных и прочих ценностях) Электронный ресурс. // Сервер «Заграница». 2006. URL: http://world.lib.ni/l/lanskij Jl/semxja.shtml (Дата'обращения: 12.04. 2010).
  65. П. А. Судоплатов П. А. Спецоперации Лубянка и Кремль 1930−1950 годы. М.: Олма-Пресс, 1997. 687 с.
  66. Н. И. Отражение обыденного сознания в образной языковой картине мира. Киев, 1992. 164 с.
  67. В. А., Сухарев М. В. Психология народов и наций / Донецк: Сталкер, 2006. 398 с.
  68. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 624 с.
  69. А. Демократия в Америке / Пер. с франц. и предисл. Г. Дж. Ласки. М.: Издательство «Весь Мир», 2000. 560 с.
  70. А. Американская политическая система Электронный ресурс. // Золотой Лев. 2005. № 4. URL: http://www.zlev.ni/6143.htm#ftnl (Дата обращения: 03.12.2010).
  71. С. Кто мы?: Вызовы американской, национальной идентичности / Пер. с англ. А. Башкирова. М.: Издательство ACT: ООО Транзиткнига, 2004. 635 с.
  72. В.Ф. Язык социологии. Курс лекций. М.: Изд-во «ОГИ», 2010. 544 с.
  73. Я. Г. Россия в западном восприятии (Специфика образов «пограничных» цивилизаций) // Общественные науки и современность. 2008. № 1.С. 133- 144.
  74. Я. Пражская весна: взгляд через 40 лет Электронный ресурс. // Радио Прага. URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/progulki/prazhskaya-vesnavzglyad-cherez-40-let (Дата обращения: 15.10.2010).
  75. П. Н. Современная социальная психология. М.: РОС-СПЭН, 2000. 446 с.
  76. Шишкина-Фишер Е. М. Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России: Практическое пособие для* российских немцев.
  77. М.: АОО «Международный союз немецкой культуры" — «Готика», 2002. 328 с.
  78. Е. В. Представления о педагогическом общении у разных групп учителей: Дисс.. канд. психол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1996. 182 с.
  79. Н. Мир изменил отношение к России Электронный ресурс. // Взгляд. 04.04.2008. URL: http://www.vz.ni/society/2008/4/4/156 590.html (Дата обращения: 15. 09.2009).
  80. Т. Американская улыбка Электронный ресурс. // Subscribe.Ru. 2009. URL: http://digest.subscribe.ru/business/psychology/n90253991.html (Дата обращения: 9.08.2010).
  81. Abric J.-C. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representations. 1993. Vol.2. P. 75−78.
  82. Amnesty says Czech’schools still fail’Roma-Gypsies Электронный ресурс. // BBC News. 13 Jan, 2010. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/8 456 882.stm (Дата обращения: 8.09.2010):
  83. Arendt H. Essays in understanding: 1930 1954. Harcourt, 1994. 458 p.
  84. Assmann J. Moses the Egyptian: The memory of Egypt in western monotheism. Cambridge- MA: Harvard University Press, 1997. P. 9.
  85. Atkinson P. The tyranny of political correctness Электронный ресурс. // Free Public. May 17, 2007. URL: http://www.freerepublic.c0m/f0cus/fi1ews/l835136/posts (Дата обращения: 18.12.2010).
  86. Bangerter A., Lehmann K. Serial reproduction as a method for studying social representations // Papers on Social Representations. 1997. № 6, Pi 141— 154.
  87. Bardin L. L’analyse de contenu. Paris: PUF, 2007. 291 p.
  88. Bartlett F. C. Remembering: a study in experimental and social psychology. Cambridge: Cambridge university press, 1932. 344 p.
  89. Bean F. et al., Educational and* sociodemographic incorporation among Hispanic immigrants to. theUnited* States // Immigration and Ethnicity / Ed*, by Edmonston В., Passel J': Washington, DC: The’Urban1 Institute Press, 1994. P. 80 82.
  90. Beatty К. M., Walter O: Religious preference and practice: reevaluating their impact on political tolerance // Public opinion quarterly. 1984. Vol. 48. Issue IB: P. 318−329.
  91. Berka P., Palan-.A., Stastny P. Xenophobe’s guide to the Czechs. London: Oval, Books, 2008. 92 p.
  92. Bin Talal P. H. The future of Muslim-Christian relations: A personal view // Islam & Christian Muslim Relations. 2000. Vol. 11. № 2. P. 163 166.
  93. Bosrock M. M. European Business Customs and Manners: a country-by-country guide to European customs and manners. New York: Meadowbrook Press, 2006. 496 p.
  94. G., Canter D. (Eds.) Empirical approaches to social representations. Oxford: Oxford University Press, 1993. 360 p.
  95. Biynda H. Prazske jaro 1968 a probuzeni obcanske spolecnosti Электронный ресурс. // Cesky rozhlas. 03.08.2003. URL: http://www.radio.cz/cz/rubrika/historie/prazske-jaro-1968-a-probuzeni-obcanske-spolecnosti-i (Дата обращения: 20.09.2010).
  96. Carmack J. Tolerance: Principles, Practices, Obstacles, Limits. Salt Lake City: Bookcraft, 1993. 162 p.
  97. Carnegie D. Quotations by author Электронный, ресурс. // The quotations page. URL: http://www.quotationspage.com/quotes/DaleCarnegie/ (Дата обращения: 13.08.2010).
  98. Cermak M. Topolanek mucks up Klaus' New Year celebrations Электронный ресурс. // Czech Account 14 Jan. 2008: URL: http://czechaccount.blogspot.eom/2008/0 l*/topolnek-mucks-up-klaus-new-year.html (Дата обращения: 15.06.2009).
  99. Czech Prime Minister: Czechs are Cowards Электронный ресурс. // ABCPrague. 9 Jan, 2008. URL: http://www.abcprague.eom/2008/1 709/czechprime-minister-czechs-are-cowards (Дата обращения: 10.05.2009).
  100. Czech-Russians relations «friendly» but not open Электронный ресурс. // Prague daily monitor. 13 April, 2010. URL: http://praguemonitor.com/2010/04/13/respekt-czech-russians-relations-friendly-not-open (Дата обращения: 10.12.2010).
  101. Czechs most tolerant towards Slovaks as neighbors Электронный ресурс. // Poll Prague. 2. May, 2005. URL: http://www.romea.cz/english/index.php?id=servis/ zen20050071 (Дата обращения: 14.12.2010).
  102. Davia J. America’s workaholic culture Электронный ресурс. // Gannett news service. May 14, 2004. URL: http://www.enquirer.com/editions/2004/05/14/bizvacationl4.html (Дата обращения: 26.08.2010).
  103. Doise W. Les representations sociales: Definition d’un concept // L’etude des representations sociales / Ed. by .W. Doise, A. Palmonari. Paris: Delachaux etNiestle, 1986. P. 81 94.
  104. Doise W., Clemence A., Lorenzi Cioldi F. Representations sociales et analyses de donnees. Grenoble: PUG, 1992. 261 p.
  105. Doise W., Clemence A., Lorenzi-Cioldi F. The quantitative analysis of social representations. London: Harvester Wheatsheaf, 1993. 170 p.
  106. Doise W. Human Rights: Common Meaning and Differences in Positioning //Psicologia: Teoria e Pesquisa. 2003, Vol. 19-№ 3. P. 201−210:
  107. Dotinga R. Workaholism: It’s No Joking Matter Электронный ресурс. // All Business. Aug. 8, 2003 URL: http://www.allbusiness.com/services/businessservices-miscellaneous-business/4 697 162−1.html*(Дата*обращения: 4.12.2010) —
  108. Duveen G. The development of social representations of gender // Papers on Social Representations-. 1993. № 2. P. 171 177.
  109. Duveen G. Representations, Identities, Resistance // Social Representations: Introductions and Explorations / Ed. by K. Deaux and G.Philogene. Oxford: Blackwell, 2001. P. 257 270.
  110. Edelstein M. Ethics, Education, and. Political. Correctness Электронный ресурс. // Issues in Ethics. 1992. Vol. 5, № 2. ULR: http://www.scu.edu/ethics/publications/iie/v5n2/ (Дата обращения: 28.09.2010).
  111. Т. В. Communication issues between Czechs & Expats Электронный ресурс. Expats.cz. Nov. 2005. URL: http://www.expats.cz/prague/article/booksliterature/czech-communication/
  112. Дата обращения: 18.07.2009).
  113. Erez M., Gati, E. A dynamic, multi-level* model, of culture: From the micro level of the individual to the macro level of a global' culture // Applied Psychology: An International Review. 2004. Vol. 53. № 4. P. 583 598.
  114. Farr R. Social representations as widespread beliefs // The social psychological study of widespread beliefs / Ed. by C. Fraser and G. Gaskell. Oxford: Clarendon, 1990. 230 p.
  115. Farr R. Theory and method in the study of social representations // Empirical approaches to social representations / Ed. by D. Canter, G. Breakwell. Oxford: Oxford University Press, 1993. P. 15 38.
  116. Farr R. The Roots of Modern Social Psychology, 1872 -1954. Oxford: Blackwell, 1996. 208 p.
  117. Fix M., Zimmermann W. After arrival: An overview of federal immigrant policy in the United States // Immigration and Ethnicity / Ed. by Edmonston В., Passel J. Washington. DC: The Urban Institute Press, 1994. P. 257 258.
  118. Flament C. Images des relations amicales dans les groupes hierarchises // Anne Psychologique. 1971. № 1. P. 117 — 125.
  119. Flament C. Pratiques et representations sociales // Perspectives cognitives et conduites sociales / Ed. by J. — L. Baeuvois et. al. Cousset: Delval, 1987. P. 143−150.
  120. Flick U. Qualitative Inquiries into Social Representations of Health. Journal of Health Psychology. 2000. Vol. 5. № 3. P. 315 324.
  121. Friedman J. American identity: Ideas, Not Ethnicity Электронный ресурс. // America.gov. Feb 13, 2008. URL: http://www.america.gov/st/peopleplace-english/2008/February/2 008 030 715 4033ebyessedo0.5 349 237.html (Дата обращения: 20.08.2010).
  122. Г42. Galis R. Srpen 1968: vpad’Rusu sokoval Cechy // Boleslavsky denik. 21. srpna 2006. S. 14.
  123. Halbwachs M. On collective Memory / Trans, and ed. by L. Coser. Chicago: University of Chicago Press, 1992. 254 p.
  124. Havel V. Cesky udel? // Literarni noviny. 2007. № 52. S. 19.
  125. Holy L. Maly cesky clovek a skvely cesky narod: Narodni identita a postkomunisticka transformace spolecnosti. Pr.: SLON, 2010. 234 s.
  126. How vote in the Russian parlament Электронный ресурс. // YouTube. May 25, 2010. URL: http://www.youtube.com/watch7v-CzGtE5SIoA (Дата обращения: 8.10.2010).
  127. Howarth С. A social representation is not a quiet thing: Exploring the critical potential of social representations theory // British Journal' of Social Psychology. 2006. № 45. P. 65 86.
  128. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: Quill, 1992. 538 p.15Г. Huguet P., Latane, B. Social Representations as Dynamic Social Impact //Journal-of Communication. 1996. Vol. 46- № 4'. P: 57 63.
  129. Huntington S ., Who We Are? The Challenges To America 's National Identity. New York: Simonand Schuster, 2004. 448 p.
  130. Jodelet D. Madness and' social representations. London: Harvester-Wheatsheaf, 1991. 310 p.
  131. Johnson L. There weren’t any niggers, then Электронный ресурс. // The Economist. Jan. 7, 2011. URL: http://www.economist.com/blogs/johnson/2011/01/sanitising2huckleberry finn (Дата обращения: 15.09.2010).
  132. Jovchelovitch S. Social representations and narratives: stories of public life in Brazil // Narrative and social psychology / Ed. by Laszlo J., Rogers W. Budapest: New Mandate, 2002. P. 47 58.
  133. Kaes R. Images de la culture chez les ouvriers francais. Paris: Les Editions Cujas, 1968.347 р.
  134. Karic E. Is «Euro-Islam» a myth, challenge or a real opportunity for Muslims and Europe? // Journal of Muslim Minority Affairs. 2002. Vol. 22. № 2. P. 435 442.
  135. Karnas G., Vanandruel M. Representations sociales du soi en interaction avec autrui. Analyse binaire classique du soi, du soi ideal- et du soi social // Bulletin de psychologie. 1980. Tome 34 (1^), № 348. p. 57 64.
  136. Kenney K. Cold War Fears: Communism and the nuclear bomb Электронный ресурс. // Suite 101. Dec. 18, 2008. URL: http://www.smte 101 .com/content/cold-war-fears-a85081 (Дата обращения 12.03.2011).
  137. Kleinfeld A., Kleinfeld J., Cowboy nation and American character // Society. 2007. Vol. 41. № 3, P. 43 50.
  138. Kren J. Odsun Nemcu ve svetle novych pramenu // Cesi, Nemci, odsun. Diskuse nezavislych historiku. Praha: Academia, 1990. S. 7.164*. Kundera M. Cesky udel // Literarni noviny. 2007. № 52. S. 18.
  139. Lacassagne M. F., Wuillemin -.Sales E., Castel P., Jebrane A. La categorisation d’un exogroupe a travers une tache d’association de mots // Papers on social representations. 2001. № 10, P. 1−11.
  140. Levin-Rozalis M., Social’Representations as emerging from social structure: The case of the ethiopian immigrants to Israel // Papers on social representations. 2002. № 9. p- i22.
  141. Lewinter M. Limited Government Электронный ресурс. // Rebirth of reason. 2005. URL: http://rebirthofreason.com/Articles/Author184.shtml (Дата обращения: 15.11.2010).
  142. Lipset S. M. American Exceptionalism. A double Edged Sword Электронный ресурс.' // The Washington Post. 1996. URL: http://www.washingtonpost.com/wpsrv/style/longterm/books/chap 1/americanexceptionalism.htm (Датаобращения: 12.12.2010).
  143. Lipset S. M., Horowitz I. L. The Birth and Meaning of America: A Discussion of The First New Nation // Sociological Quarterly. 1966. Vol. 7. № 1. P. 3−20.
  144. Масек P., Tyrlik M., Kostron L. How do Czech People Perceive Social Changes? // In XIV Biennial ISSBD Conference. Quebec. 1996, P. 376 376.
  145. Machonin P. Tucek M. Ceska spolecnost v transformaci К promenam socialni struktury. Praha: SLON, 1996, 364 s.
  146. Machonin P. Ceska spolecnost a sociologicke poznani: Problemy spolecenske transformace a modernizace od poloviny sedesatych let 20. stoleti do soucasnosti. Pr., 2005. 288 s.
  147. Macura V. Masarykovy boty a jine semi (o)fejetony. Praha: Prazska imaginace, 1993. 96 s.
  148. Markova I. Amedee or How to Get Rid of It: social representations from a dialogical perspective // Culture & Psychology. 2000: Vol. 6(4): P. 419 460.
  149. Markova I. Dialogicality and social representations: the dynamics of mind. Cambridge- New York: Cambridge University Press,.2003. 244 p.
  150. McMahan G. American Culture Электронный, ресурс. // RusUSA.com. 2011. URL: http://www.rususa.com/usa/articles.asp-tc-americanculture-lang-еп (Дата обращения: 02.02.2011).
  151. Milosevic Т. Workaholism in, America: A European’s Perspective Электронный ресурс. // Huffpost Living. Jan 8, 2011. URL: http://www.huffingtonpost.com/tijana-milosevic/workaholism-america-europeb805975.html (Дата обращения: 26.02.2011).
  152. Mlcoch L., Machonin, P., Sojka Mi Economic and social changes in Czech society after 1989: an alternative view. Prague: Karolinum, 2000. 280 p.
  153. Moodie E., Markova, I., Plichtova J. Lay representations of democracy: a study in two cultures // Culture & psychology. 1995. Vol. 1. P. 423 453.
  154. Moreras J. Muslims in Spain: Between the historical heritage and the minority construction // The Muslim World. 2002. Vol. 92. №. ½. P. 129 -142.
  155. Moscovici S. Society and theory in social psychology // The context of social psychology: A critical assessment / Ed. by J. Israel, H. Tajfel. London: Academic Press, 1972. P. 17 68.
  156. Moscovici S. Foreword // C. Herzlich health and Illness: A social psychological analysis. London: academic Press, 1973. P. III-XVII.
  157. Moscovici S. La psychanalyse son image et son public. Paris: PUF, 1976. 506 p
  158. Moscovici S. On Social representations // Social cognition: perspectives on everyday understanding / Ed. by J. P. Forgas. N>. ?.: Academic Press, 1981. P. 181 -209.
  159. Moscovici S. The coming era of representations // Cognitive approaches to social’behavior/Ed. by J.-P. Codol, J.-P. Leyens. Hague: Nijhoff. 1982. P. 115 -150.
  160. Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations / Ed. by R. M. Farr, S. Moscovici. Cambridge University Press. 1984. P. 3−69.
  161. Moscovici S. Notes toward a description-of social representation // European journal of social’psychology. 1988. Vol. 18. P. 211 -250.
  162. Moscovici S. Introductory address // Papers on social representations. 1993. Vol. 2. № 3. P. 160 -170:
  163. Mozny I. Proc tak snadno. Nektery rodinne duvody sametova revoluce. Pr., 1991.81s.
  164. Nejhorsi M. Ceska vlastnost je zavist Электронный ресурс. 13. Duben, 2010. URL: // http://myska.bigbloger.lidovky.cz (Дата обращения: 29.03. 2010).
  165. Parker I. The Crisis in Modern Social Psychology, and how to End it. London: Routledge, 1989. 173 p.
  166. Plon M. Quelques aspect des processusidentification dans une situation experimentale // Bulletin- d’etudes et recherches psychologiques. 1969. № 18(2). P. 99- 116.
  167. Ratner L. Coben S. The Development of an American Culture. New York: St. Martin’s Press, 1983. 371 p.
  168. Realo A. et al. Mechanisms of the national character stereotype: How people in six neighboring countries of Russia describe themselves and the typical Russian // European journal of personality. 2009. № 23. P. 229 249.
  169. Relations between ethnic Czechs and Roma Электронный ресурс. // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/RelationsbetweenethnicCzechsandjRoma? (Дата обращения: 15.07.2010).
  170. Schrecker E. McCarthysm: political repression and the fear of communism // Social Research. 2004. Vol. 71. № 4. P. 1041 1086.
  171. Situation of Roma in Czech Republic Электронный ресурс. // V4: Mayors for roma inclusion forum. 2010. URL: http://www.visegradinclusion.org/page/situation-of-roma-in-czech-republic:72/ (Дата обращения: 16.04.2009).
  172. Suleiman M. W. Islam, Muslims and Arabs in America: The other of the other of the other // Journal of Muslim Minority Affairs. 1999. Vol. 19. № 1. P. 33 47.
  173. Taji-Farouki S. Muslim-Christian cooperation in the twenty-first century: Some global challenges and strategic responses // Islam and Christian-Muslim Relations. 2002. Vol. 11. № 2. P. 167 192.
  174. Terkel S. Working: people talk about what they do all day and how they feel about what they do. NY: New Press, 1997. 640 p.
  175. Tesar J. Traktat о zachrane naroda. Praha, 2006. 381 s.
  176. The declaration of independence Электронный ресурс. // U. S. Constitution Online. URL: http://www.usconstitution.net/declar.html (Дата обращения: 09.10.2010).
  177. The family fallout*shelter Электронный ресурс. // Nebraska Studies. URL: http://www.nebraskastudies.org/0900/stories/9 010 132.htmL (Дата обращения 13.03.2011).
  178. Tucek M. a kol. Ceska rodina v transformaci. Stratifikace, delba roli a hodnotove orientace. Pr., 1998. S. 36.
  179. Updike J: Rabbit at Rest. New York: Alfred A. Knopf, 1990, P. 442 443.
  180. Verges P. L’evocation de l’argent: une methode pour la definition du noyau central de la representation // Bulletin de Psychologie. 1992. 45 (405). P. 203 — 209.
  181. Views of Russia Электронный ресурс. // World Public Opinion. URL: http://www.americans-world.org/digest/regionalissues/russia/russial.cfin (Дата обращения111.03.2011).
  182. Vize rozvoje Ceske republiky do roku. 2015 Электронный ресурс. // Centrum pro socialni a ekonomicke strategie. URL: http://ceses.cuni.cz/CESES-34versionl-vize2015.pdf (Дата обращения: 06.12.2010).
  183. Vlachova К., Rehakova В. Narod, narodni identita a narodni hrdost v Evrope // Sociologicky casopis. 2004. Vol. 40. №. 4. S. 489 508.
  184. Wagner W. The fallacy of misplaced intentionality in social representation research // Journal for the Theory of Social Behavior. 1994. Vol. 24 № 3. P. 243- 165.
  185. Wagner W. Queries about social representations and construction // Journal for the theory of social behavior. 1996. Vol. 26. № 2. P. 95 120.
  186. Wagner W. Social representations and beyond: Brute Facts, symbolic coping and domesticated worlds // Culture and Psychology. 1998 Vol. 4(3). P. 297 -330.
  187. Wagner W., Valencia J., Elejabarrieta F. Relevance, discourse and the «hot» stable core of social representations: a structural analysis of word associations //British journal of social psychology. 1996. Vol. 35. № 3. P. 331 351.
  188. Williams K. The Prague Spring and its Aftermath: Czechoslovak Politics, 1968−1970. Cambridge University Press, 1997. 288 p.
  189. Сводная таблица примеров ассоциаций, использованных для прототипического анализа
Заполнить форму текущей работой