Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности и условий ее формирования в процессе вузовской подготовки специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Динамика социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности у студентов различных курсов носила поливариативный характер, т. е. не имела четких однонаправленных тенденций и выражалась в следующих типах: 1) Динамика социально-психологической готовности имела волнообразный характер. С первого по третий курс наблюдалось увеличение, в основном мотивационных показателей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Концептуальный анализ социально-психологических особенностей предпринимательской деятельности
    • 1. 1. Специфика направленности исследований в психологии предпринимательства
    • 1. 2. Социально — психологические явления в предпринимательских объединениях
    • 1. 3. Структура и динамика мотивов в предпринимательской деятельности
    • 1. 4. Социально-психологические и личностные особенности предпринимателей
    • 1. 5. Основные направления формирования социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности
      • 1. 5. 1. О сущности социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности
      • 1. 5. 2. О специфике формирования профессионально-психологической готовности у предпринимателей в зарубежной практике
      • 1. 5. 3. Особенности психологической готовности у современных предпринимателей в России
  • Глава II. Исследование личностных и социально-психологических потенциалов у будущих предпринимателей
    • 2. 1. Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
    • 2. 2. Изучение мотивационных потенциалов у будущих предпринимателей
    • 2. 3. Самооценка профессионально-значимых качеств у будущих предпринимателей
    • 2. 4. Исследование личностных потенциалов у будущих предпринимателей
    • 2. 5. Сравнительный анализ социально-психологических деятельностных особенностей у опытных и будущих предпринимателей
    • 2. 6. Моделирование профессионально-психологической готовности к предпринимательской деятельности у студентов в процессе вузовского обучения
  • Глава III. Специфика формирования социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности (на примере студентов факультета ^ технологии и предпринимательства)
    • 3. 1. Особенности формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности у студентов в процессе вузовской подготовки
    • 3. 2. Практико-ориентированные психотехнологии подготовки будущих предпринимателей к профессиональной деятельности
    • 3. 3. Исследование эффективности влияния психологического сопровождения процесса вузовской подготовки на социально-психологическую готовность к профессиональной деятельности у будущих предпринимателей

Исследование социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности и условий ее формирования в процессе вузовской подготовки специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основными атрибутами рыночной экономики являются возрастание роли личной инициативы каждого отдельного человека и широкая включенность населения в предпринимательскую деятельность как особый вид экономической деятельности, деловой активности субъекта, связанный с распоряжением ресурсами, находящимися в собственности субъекта, и направленный на извлечение прибыли в условиях риска, неопределенности, владением собственностью на средства производства, работой на себя, участием в распределении прибыли и высокой ответственностью за ее результаты. (В.П. Позняков, 2001). Следует отметить, что успех экономических преобразований в стране в существенной мере зависит от наличия предпринимателей, способных эффективно трудиться в условиях рыночной экономики, владеющих современными знаниями и профессионализмом.

Исходя из этого, можно заметить, что стать продуктивным предпринимателем может далеко не каждый человек. Не случайно в ряде отечественных работ выделены своеобразные типы «случайного предпринимателя», «предпринимателя по неволе», «предпринимателя неудачника» (A.J1. Журавлев, В. П. Позняков, 2001). Значительная роль в эффективности предпринимательской деятельности, несомненно, принадлежит психологическим факторам: психологическим отношениям, мотивации, удовлетворенности, степени риска, стратегиям поведения в случае неудачи, конкурентоспособности, принятию нестандартных решений и др. (Д. Макклеланд, 1969; Р. Брокхаус, 1982; А. Л. Журавлев, 1999; В. В. Новиков, 2000; В. П. Позняков, 2001 и др.).

Вместе с тем, несмотря на наличие многочисленных прикладных исследований этой проблемы до сих пор нет единой теории, позволяющей ответить на вопрос, какие психологические особенности обуславливают выбор предпринимательской деятельности и успешность ее осуществления.

На наш взгляд, решение данного вопроса в немалой степени зависит от разработки такого значимого аспекта, как социально-психологическая готовность к предпринимательской деятельности и условий ее формирования.

В связи с этим, в данной работе предпринята попытка исследования социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности у будущих предпринимателей, выявления ее потенциалов и преодоления личностных ограничений, связанных с успешностью их профессиональной деятельности. Нам представляется, что от своевременного выявления социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности и целенаправленных формирующих условий можно достичь существенного повышения эффективности вузовской подготовки у будущих предпринимателей.

Цель исследования. Изучение социально-психологической готовности к профессиональной деятельности и условий ее формирования в процессе вузовской подготовки будущих предпринимателей.

Под социально-психологической готовностью мы будем понимать целенаправленный процесс формирования профессионально-значимых социально-психологических и личностных качеств у будущего предпринимателя, обусловливающих эффективную продуктивность его деятельности.

Объект исследования. Будущие предприниматели с различным уровнем социально-психологической готовности к профессиональной деятельности (студенты технолого-предпринимательского профиля II-IV курсов обучения).

Предмет исследования. Социально-психологическая готовность к предпринимательской деятельности и условия ее формирования у будущих предпринимателей в процессе вузовской подготовки.

Гипотеза исследования. Социально-психологическая готовность к предпринимательской деятельности определяется уровнем развития профессионально-значимых предпринимательских качеств и психологическими условиями их формирования в процессе профессиональной подготовки будущих предпринимателей.

В соответствии с целью и гипотезой в диссертационном исследовании определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ исследований по психологии предпринимательства и сформулировать концептуальный подход к исследованию социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности.

2. Выделить социально-психологические и личностные особенности, определяющие социально-психологическую готовность к предпринимательской деятельности.

3. Определить динамику социально-психологической готовности у будущих предпринимателей в процессе вузовской подготовки.

4. Сравнить показатели социально-психологической готовности у опытных и потенциальных предпринимателей.

5. Разработать основы психологического сопровождения в формировании социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности у студентов в процессе вузовской подготовки.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической и методологической базой при разработке концептуального подхода и организации эмпирического исследования явились фундаментальные работы отечественных и зарубежных психологов по проблемам психологии предпринимательства (Д. Макклеланд, Р. Хизрич, М. Питере, В. В. Новиков, И. Шумпетер, Р. Брокхаус, М. Кете, А. Л. Журавлев, В. П. Позняков, А. В. Карпов, Т. Ю. Базаров, В. В. Марченко и др.) — социальной психологии (Г.М. Андреева, В. В. Новиков, А. И. Донцов, А. Л. Свенцицкий, А. Л. Журавлев, И. П. Волков, Е. В. Шорохова и др.) — экономической психологии (А.И. Китов, С. В. Малахов, В. М. Соколянский, О. Дайнека и др.) — социологии предпринимательства (B.C. Автономов, Т. Н. Заславская, В. В. Радаев, В.А. Ядов) — социально-психологических особенностей российского менталитета и национального самосознания (К.А. Абульханова-Славская, В. В. Знаков, Е. Н. Резников, П. Н. Шихирев и др.).

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы применялся комплекс методов: наблюдение, опрос, тестирование, беседа. В качестве диагностических методик изучения социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности были использованы личностные опросники Р. Кеттелла, Г. Айзенка, В. В. Бойко, Е. Е. Туник, К. Томаса, сокращенная и модифицированная методика ценностных ориентации М. Рокича и сокращенная методика социальных установок О. Ф. Потемкиной, изучение мотивации достижения по методике А. Мехрабиана. Дополнительно, для изучения мотивационно-личностной и социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности, использовался интегральный опросник исследования предпринимательской деятельности, разработанный в ИП РАН, под руководством А. Л. Журавлева и В. П. Познякова.

В обработке результатов исследования применялись методы корреляционного анализа и сравнения двух выборок по критериям Пирсона и Фишера.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социально-психологическая готовность к предпринимательской деятельности представляет собой совокупность разноуровневых особенностей: а) личностных (устойчивая предпринимательская направленность, выраженность продуктивнодеятельностных мотивов и предпочтений, оптимальная уверенность, сила воли) — б) социально-психологических (наличие коммуникативных и организаторских способностей, оптимального стиля управления и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, склонность к деловому риску, конкурентоспособность, доминировании нормативных терминальных и инструментальных ценностей) — в) индивидных (эмоциональная устойчивость, ригидность).

2. Социально-психологическая готовность к предпринимательской деятельности характеризуется неоднозначностью динамики ее составляющих у будущих предпринимателей в процессе вузовской подготовки.

3. Социально-психологическая готовность у опытных и потенциальных предпринимателей имеет различные количественные и качественные проявления.

4. Включение в процесс подготовки будущих предпринимателей элементов активных психологических методов способствует повышению социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности.

Научная новизна исследования. Теоретическая новизна работы состоит в развитии представлений о социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности, как значимом психологическом феномене. Впервые проведено теоретико-эмпирическое исследование феномена социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности. Выделены и проанализированы социально-психологические и личностные факторы готовности будущих предпринимателей к профессиональной деятельности.

Выявлены различия в уровне социально-психологической готовности к профессиональной деятельности у опытных и потенциальных предпринимателей. Определена динамика социально-психологической деятельности у будущих предпринимателей в процессе вузовской подготовки.

Разработаны технологические компоненты формирования социально-психологической готовности у будущих предпринимателей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе профессиональной подготовки будущих предпринимателей.

Кроме того, данные о фоновом уровне социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности могут стать основой для профилактики психологических ограничений, обуславливающих эффективность предпринимательской деятельности. Сделанные теоретические обобщения могут быть использованы в учебном процессе по дисциплинам психолого-педагогического и профессионально-ориентированных курсов.

Апробация результатов исследования. Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры психологии Костромского госуниверситета им. Н. А. Некрасова, конференциях «Психологические основы управления малого и среднего бизнеса (Ереван, 1997, 1998, 1999, 2001) — симпозиумах «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2001, 2002) — «Психотехнологии в образовательном процессе» (Кострома, 1999). Основные положения диссертации отражены в 9 опубликованных работах.

Достоверность результатов обеспечивалась системным теоретическим анализом, репрезентативностью выборки исследования, валидностью методов сбора эмпирических данных и их математико-статистического анализа.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,.

Результаты исследования показывают, что и предприниматели и студенты предпочитают работать в ситуациях с малой и средней степенью риска, т. е. стараются ограничить возможность крупных неудач в работе и считают умеренную степень риска оптимальным вариантам для осуществления предпринимательской деятельности.

Заключение

.

Обобщены результаты проведенного исследования и сформулированы основные выводы:

1. Социально-психологическая готовность к предпринимательской деятельности у будущих специалистов имела неоднозначную уровневую выраженность. Более высокие ее значения были характерны для мотивационно-ценностных предпочтений. Личностные и социально-психологические показатели не превышали среднего уровня.

2. Динамика социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности у студентов различных курсов носила поливариативный характер, т. е. не имела четких однонаправленных тенденций и выражалась в следующих типах: 1) Динамика социально-психологической готовности имела волнообразный характер. С первого по третий курс наблюдалось увеличение, в основном мотивационных показателей, с последующим спадом на четвертом курсе и новом подъеме на пятом. 2) Динамика социально-психологической готовности, относительно мотивов экономической свободы и независимости имела прогрессивно-возрастающий характер (с 40% на втором курсе до 100% - на пятом). Сходная тенденция была характерна и для мотива материального благополучия. 3) Динамика социально-психологической готовности имела нисходящий характер для показателей, характеризующие психологическую компетентность. Это относится к мотивам создания в предпринимательских объединениях благоприятного психологического климата, бесконфликтного поведения. Данные мотивы у выпускников-предпринимателей полностью утрачивали свою значимость. Подобная динамика свойственна и для мотивов совершенствования. Они либо в два раза снижались, либо полностью утрачивали для них значимость. 4) Динамика социально-психологической готовности профессионально-прагматических мотивов (поиск преуспевающей фирмы, проектирование нового направления в предпринимательской деятельности) — имела возрастающий характер (от 5 до 23%).

3. Уровень социально-психологической готовности у опытных предпринимателей был значительно выше, как по устойчивости предпринимательской направленности, так по всем социально-психологическим показателям.

Включение в процесс подготовки элементов психологического сопровождения, включающего инновационные формы подготовки будущих предпринимателей (самоэксперимент, исследовательская включенность в предпринимательскую среду, презентации, социально-психологические тренинги и спецкурс «Основы социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности») способствовали повышению интегральной устойчивости предпринимательской направленности, профессионально-личностному саморазвитию, социальнопсихологической компетентности.

В заключение, следует отметить, что данная работа открывает новые возможности в оптимизации процесса социальнопсихологической подготовки будущих предпринимателей. Это касается и формирования устойчивой предпринимательской направленности, коммуникативной компетентности, личностной самореализации и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. М.: Прогресс, 1994.
  2. К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избр. психол. труды. М.-Воронеж, 1999.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  4. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе / Отв. ред. В. И. Кузнецов. М.: ИМЭМО, 1990. 82 с.
  5. А.И. Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. М: Наука, 1991. 106 с.
  6. Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины». Психология и этика российско-американского делового партнерства. М.: Дело ЛТД, 1994.204с.
  7. Барсукова С. Ю, Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социол. исследование. 1999. № 9.
  8. А.В. Мотивационно-когнитивные характеристики личности молодого предпринимателя. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995.
  9. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.
  10. А.В. Предпринимательство. М., 1994.1 1. Василенко И. В., Дулина Н. В., Токарева В. Д. Социальные установки молодых предпринимателей // СОЦИС. 1995. № 3. С. 170−173.
  11. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. С. б 1−272.
  12. Г. Г. Социально-психологическая регуляция эмоциональных состояний предпринимателей в изменяющихся условиях экономической деятельности. // Автореф. кан.дис. Ярославль, 2001.
  13. Г. Г. Эмоции и психическое здоровье предпринимателей. Чебоксары: Изд. во Чуваш, ун-та, 2002. 114 с.
  14. А.А., Алавидзе Т. Л., Антонюк Е. В. Восприятие частного предпринимательства и частного предпринимателя // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1997.№ 4.
  15. Н.П. Предпринимательские отношение и предпринимательские способности. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. -1999. № 1. — с. 69−77.
  16. Г. К. Предприниматель.- М.: Посев, 1992 255 с.
  17. Е.В., Капцов А. И., Тихонравов Ю. В. Основы предпринимательства. М.: Вестник, 1996. 412 с.
  18. А.В. Предпринимательство в процессе становления гражданского общества. Дисс.. канд. социол. наук. М, 1997.
  19. Ю.Н. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. М., 1994.
  20. А.Е. Предпринимательство как социальный элемент современной российской экономики. Дисс.. канд. социол. наук. Саратов, 1996.
  21. К. Предпринимательство в 90-х годах // Иностранная психология. 1997. № 9. С. 37−45.
  22. С.В., Немировский B.C. Социальный портрет молодого предпринимателя // СОЦИС. 1999. № 5. С.40−43.
  23. O.G. Экономическая психология. СПб., 1999.
  24. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. A. J1. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 1996.
  25. П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М: СП «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992. 349 с.
  26. Душацкий J1.E. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды//СОЦИС. 1998. № 1. С.68−73.
  27. А. Зачем экономике предприниматель? // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 4.
  28. Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. М.: Академия, 1996.
  29. Ю.В. Типология предпринимателей: социологический аспект. Дисс .канд. экон. наук. СПб., 1996.
  30. Журавлев A. J1., Позняков В. П. Социально-психологические проблемы становления российского предпринимательства // Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. М.: 1995. С. 82−102.
  31. А.Л., Позняков В. П. Социально-психологические трудности развития малого бизнеса в России // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6. С. 23−34.
  32. А.Л., Позняков В. П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М.: Институт психологии РАН,. 1995.58с.
  33. А.Л., Позняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. 1994. N. 5. С. 61−68.
  34. Н.А. Динамика ценностных ориентации российских предпринимателей в изменяющемся обществе // Психология управления в современной России. Тверь: Изд-во «Альба», 2001. С. 132−135.
  35. И.Е., Зозулюк А. В. Феномен риска и его современные экономико-психологические интерпретации // Психологический журнал. Т. 15. № 2. 1994. С.26−37.
  36. Т.И. Бизнес-слой российского общества: Сущность, структура, статус //Социологические исследования. 1995. № 3. С. 3−12.
  37. В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. 442 с.
  38. А.И. Предпринимательство как объект социологического изучения. Дисс .канд. социол. наук. М., 1996.
  39. А.В. Психология менеджмента. М., 1999. 630 с.
  40. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. 494 с.
  41. С.Г., Дунаевский Л. В. Новые предприниматели и старая культура // Социол. исслед. 1993. — № 5. С. 19−24.
  42. Компас российского предпринимательства / Под ред. Потемкина В. К. СПб.: Аура, 1992 — 21 1 с.
  43. В.И. Предприниматель. М.: Серия «Знание», 1992. — 60 с.
  44. В.И. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. 1992. № 4.
  45. А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у менеджеров и предпринимателей). Дисс. .канд. психол. наук. М., 2001.
  46. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта / Под ред. А. Ю. Чепуренко. М., 1995.
  47. В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль: МАПН и ЯрГУ, 1996.
  48. М.И., Розин М. В. Формирование позитинного образа предпринимателя в общественном сознании // Вопросы психологии. 1993.№ I.C. 54−60.
  49. И.М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя//СОЦИС. 1997. № 10. С. 10−15.
  50. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М: Дело., 1995.700с.
  51. И.Е., Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства новая область отечественной психологической науки //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1995. № 1. С. 3−8.
  52. П. Возрождение предпринимательства в России // Экономист, 1993. — № 1, — С. 15−23.
  53. В.В., Марченко В. В. История возникновения и становления социальной психологии предпринимательства. Ярославль: МАПН иЯрГУ, 1998.
  54. В.Б. Опыт подготовки предпринимателя // Педагогика. -2001,-№ 2.-с. 58−65.
  55. Основы предпринимательской деятельности. М., 1994.
  56. О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету // СОЦИС. 1995. № 2.
  57. Подготовка молодежи к предпринимательской деятельности. Методические рекомендации. / Под ред. А. С. Потапова. М.: МЦТЗМ «Перспектива», 2000. — 132 с.
  58. В.П. Психология предпринимательства и бизнес -консультирование // Психология и бизнес. М., 1997.
  59. В.П., Филинкова Е. Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. № 5. С. 32−43.
  60. Предпринимательская деятельность в России / Составтель Березин В. А. М.: Концерн, 1991.-351 с.
  61. Предприниматель: Экономико-психологический профиль // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3.
  62. Предпринимательство в конце XX века. / А. А. Дынкин, А. Р. Стерлин, И. В. Тулин и др. М.: Наука, 1992. — 312 с.
  63. Психология предпринимательской деятельности / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Институт психологии РАН, 1995. 175 с.
  64. И.В. Психологические особенности предпринимателя как субъекта деятельности. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1996.
  65. С.К. Психология предпринимательской деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 4.№ 5.
  66. С.К. Психология успешного предпринимательства // Психол. Журн. 1993. — № 5. — С.31 -42.
  67. Р. Культура предпринимательства. М.: Эком, 1992. 154с.
  68. Серван-Шрейбер Ж. Л. Ремесло предпринимателя. М: Прогресс, 1993.
  69. Н. К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: пер. с англ. М.: Дело, 1997. — с. 48−67.
  70. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности//СОЦИС. 1994. № 2. С. 15−22.
  71. Социальная психология руководства и предпринимательства / Отв. ред.: A. J1. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.276с.
  72. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред.: A.JI. Журавлев, Е. В .Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 295 с.
  73. Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред. В. В. Радаев. М.: «Институт экономики РАН», 1993. 248 с.
  74. Г. В., Хащенко В. А. Социально-психологическая характеристика женшин-предпринимателей // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Отв. ред. A.JI. Журавлев. М.:Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. С. 45−49.
  75. Условия и факторы формирования российского предпринимательства / под ред. С. П. Сироткина. Кострома: Изд-во КГТУ, 1997.- 112 с.
  76. Э.Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства//Социологические исследования. 1993.-№ 1.
  77. Е.Б. Взаимоотношения с наемными работниками и удовлетворенность предпринимателей своей деятельностью // Психология управления в современной России. Материалы научной конференции. Тверь: Альба, 2001. С. 144−147.
  78. Е.Б. Мотивация и представления предпринимателей о своей предпринимательской деятельности // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 2000. С. 209−211.
  79. Е.Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью. Дисс. .канд. психол. наук. М., 2001.
  80. Е.Б., Позняков В. П. Некоторые личностные особенности предпринимателей // Там же. С. 172−173.
  81. Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М: Прогресс, 1992. 191с.
  82. Г. П. Предприниматель кто он? Из опыта российского зарубежного предпринимательства. — М.: Междун. Отн., 1992. — 209 с.
  83. А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. Т.20. 1999 № 3. С. 81 -92.
  84. А.Е. Лидеры женского предпринимательства: материалы интервью // Социологический журнал. 1996. № 3 -4.
  85. А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психологический журнал. Т. 19. № 1. 1998. С. 62−74.
  86. А.Е., Кричевская О. Н. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства. М.: Институт психологии РАН, 1996.94с.
  87. Ф. Предпринимательство в России: становление и проблемы развития. М.: ИЭРАН, 1996.
  88. Babb E.M., Babb S.V. Psychological traits of rural entrepreneurs //J. of Socio-Economics. V.21. 1992. N.4. P. 353−362.
  89. Betancourt H., Wiener B. Attributions for achievement-related events, expectancy, and sentiments: A study of success and failure in Chile and the Unaited States//J. ofCross-Cultural Psychology. 1982. V.12. p. 362−374.
  90. Bonnett C.& Furnham A. Who Wants to be an entrepreneur? // J. of Economic Psychology. V.12. 1991. P. 465−478.
  91. Brockhaus R.H. The psychology of entrepreneur // Encyclopedia of Entrepreneurship. NJ.: Prentice-Hall, 1982. P. 39−57.
  92. Furnham A. Economic locus of control // Human Relations. 39. 1986. P. 29−43.
  93. Gibb A. Enterprise culturals meaning and implications for education training // J. of European Industrial Training. VII. 1987. N.3.
  94. Gilad В., Kaish S., Ronen J. Information, search, and entrepreneur-ship: A pilot study // J. of Behavioral Economics. V.18. 1989. N.3. P. 217−235
  95. Herzberg F. Work and nature of man. NY: 1966.
  96. Herzberg F., Mausner В., Snyderman B. The Motivation to Work. NY: Wiley, 1959.
  97. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: An analysis of decision under risk// Econometrica. V.47. 1979. P. 263−291.
  98. Kets de Vries M.F.R. The entrepreneurial personality: A person at the crossroads//J. of Management Studies. V. I 4. 1977. P. 34−57.
  99. Kets de Vries M.F.R. The dark side of entrepreneurship // Harvard Business Revuer. V.63. 1985. P. 160−167.1 13. Kirton M.J. Adaptors and innovators: A description and measure // J. of Applied Psychology. V. 61. 1976. P. 622−629.
  100. Kirton M.J. Adaptors and innovators: Why new initiatives get blocked. Long Range Planning. V.17. P. 137−143.
  101. Kirzner I.M. Perception, Opportunity and Profit. Chicago: Univer. of Chicago Press, 1979.
  102. Langer E.J. The illusion of control // J. of Personality and Social Psychology. V.32. 1975. P. 31 1−328. '
  103. Levin R., Leginsky P. The independent social worker as entrepreneur//., of Independent Social Work. V.5. 1990. N1. P. 81−99.1 18. Lowe E.A., Taylor W.G.K. Creativity in life sciences research // R & D Management. V. 16. 1986. N. 1 P. 45−61.
  104. MacCrimmon K.R. and Werung D.A. Taking Risks: The Management of Uncertainty. NY: Free Press, 1986.
  105. Maslow Jl.H. Motivation and Personality. NY: Harper and Row, 1954.
  106. McClelland D.C. The Achieving Society. NJ: D. Van Nostrand, 1961.
  107. McClelland D. C and Winter D.G. Motivating Economic Achievement. NY: Free Press, 1969.
  108. Miller D., Kets de Vries M.F.R. and J.-M. Toulouse. Top executive locus of control and its relationship to strategy-making structure, and environment //Acad, of Management Jornal. V. 25. 1982. P. 237−253.
  109. Roberts C.B. A basic study of innovators // Research Management^ 11.1968.N.4.
  110. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement// Psychological Monographs: General and Applied. 1966. V.80.
  111. Shapero A., Sokol L. The Social dimensions of entrepreneurship // Encyclopedia of Entrepreneurship. Englewood Cliffs. N.Y.:Prentice-Hall, 1982. P.72−88.
  112. Warneryd K.-E. The Psychology of Innovative Entrepreneurship // Handbook of economic psychology. Dodrecht.1988 P.405−447.
  113. Winslow E.K. The Issue of Motivating Entre (Intra)Prenerial Behavior //J. of Creative Bihavior.V.24.N.4.1990 P.256−262.
  114. J.A. & White J.F. The entrepreneur’s master planning guaide. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall Inc., 1983.
Заполнить форму текущей работой