ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π¦ΠΈΠΊΠ» дСтско-Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Как ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ Π² ΠΏΠΎΠ΄ΠΏΠ°Ρ€Π°Π³Ρ€Π°Ρ„Π΅ 4.4.5, ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ исслСдования Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ дСтско-Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ стали ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π΅Π΄Π°Π²Π½ΠΎ. Однако тСорСтичСски идСя спСцифичности ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ психологичСского возраста Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° Π›. Π‘. Выготским ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ дСсятилСтий Π½Π°Π·Π°Π΄ (1934), Π° ΠΏΠΎΠ·ΠΆΠ΅ Π±Ρ‹Π»Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Π° Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… Π”. Π‘. Эльконина (1997). ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°Ρ… развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π¦ΠΈΠΊΠ» дСтско-Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘Ρ…Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎ смСну Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ дСтско-Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ взрослСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ[1].

  • 1. Бтадия формирования ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρƒ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Ρ… ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ прСдставлСния ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΡΡ… воспитания, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· идСального родитСля ΠΊΠ°ΠΊ эталон Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°, прСдставлСниС ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ с Π½ΠΈΠΌ. Π­Ρ‚Π° стадия Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΈΡ… Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†.
  • 2. Бтадия «Π²ΡΠΊΠ°Ρ€ΠΌΠ»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡ» (ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ Π΄Π²ΡƒΡ… Π»Π΅Ρ‚, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ «Π½Π΅Ρ‚»), Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ формируСтся пСрвичная ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ сотрудничСства.
  • 3. Бтадия Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π° (Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст), Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ социализации Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ самооцСнку эффСктивности Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… усилий Π½Π° Π΅Π³ΠΎ воспитаниС ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.
  • 4. Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ стадия (младший ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст), Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ происходит пСрСсмотр ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» взаимодСйствия с Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΎΠΉ Π΅Π³ΠΎ компСтСнтности со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ социума (ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹).
  • 5. Бтадия взаимозависимости (подростковый возраст) связана с ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉΠΊΠΎΠΉ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π΅Π³ΠΎ стрСмлСния ΠΊ Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π°Π²Ρ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΠΈ.
  • 6. Бтадия «Ρ€Π°ΡΡΡ‚авания»: Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΡŽΡ‚ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΠΈΡ… ΠΏΡΠΈΡ…ологичСский ΡƒΡ…ΠΎΠ΄, Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ свою Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Как ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ Π² ΠΏΠΎΠ΄ΠΏΠ°Ρ€Π°Π³Ρ€Π°Ρ„Π΅ 4.4.5, ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ исслСдования Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ дСтско-Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ стали ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π΅Π΄Π°Π²Π½ΠΎ. Однако тСорСтичСски идСя спСцифичности ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ психологичСского возраста Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° Π›. Π‘. Выготским ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ дСсятилСтий Π½Π°Π·Π°Π΄ (1934), Π° ΠΏΠΎΠ·ΠΆΠ΅ Π±Ρ‹Π»Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Π° Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… Π”. Π‘. Эльконина (1997). ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°Ρ… развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста основано Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… оТиданиях, ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌΠΈ способностями, знаниями, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΎΠ½ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ. Π­Ρ‚ΠΈ оТидания Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π° Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎ (родитСля) ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π΅ΠΌΡƒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ взаимодСйствия с Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ этапС развития. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ «ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ возраст» прСдставляСт собой своСобразный эталон, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ взрослыС строят ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ, Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ собствСнный возраст. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, сущСствуСт Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ пСриодизация психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ систСм дСтско-Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия.

ΠžΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° психики, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π”. Π‘. Π­Π»ΡŒΠΊΠΎΠ½ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ потрСбностно-ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ развития (усвоСниС смыслов Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ людьми) Π΅Π³ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ условиСм становится принятиС Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ фокусС, Ρ‚. Π΅. ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, интСрСс, Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ аспСктам Π΅Π³ΠΎ развития, приводящСС ΠΊ ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° пСрСТивания ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ аспСкта собствСнной идСнтичности — тСлСсной, Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ, личностной. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ развития (освоСниС способов дСйствий с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅) ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ установлСниС ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ дистанции, вовлСчСнности Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ позволяСт Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π°Π²Ρ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ½Ρ‹ΠΌ.

Π¦ΠΈΠΊΠ» развития дСтско-Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ начинаСтся Π΅Ρ‰Π΅ Π΄ΠΎ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ, прСодолСвая ряд Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‚рансформаций, заканчиваСтся появлСниСм Π΄Π²ΡƒΡ… взрослых, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… личностСй. Π­Ρ‚Π° Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ° обСспСчиваСтся процСссами всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡƒΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° со ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ сСмСйным ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ — ростом Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π³ΠΎ. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ этап развития Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΡƒΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия, Π° ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ этапу процСссы, Π³Π»Π°Π²Π΅Π½ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅, Π½Π΅ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ся, Π° Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ отходят Π½Π° Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ с Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ процСссами Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ стадии (Н. АккСрман, Π”. Π‘. Эльконин, Π­. Эриксон).

Π”Π°Π»Π΅Π΅ прСдставлСн ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ развития, спСцифику общСния родитСля ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ трудности ΠΈ Ρ€Π΅ΡΡƒΡ€ΡΡ‹, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ этапа Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π° дСтско-Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

ΠŸΡ€Π΅Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄. ΠŸΡ€Π΅Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ психология ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΡΠ»ΡŒ психологии развития Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° своС становлСниС с ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ мноТСства вопросов ΠΈ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π· ΠΎ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ΅ психичСской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π°, возмоТностях Π΅Π³ΠΎ общСния с ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΡŒΡŽ, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΌ влиянии ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π° ΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π° ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.

Π“ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ «Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ³ΠΎ рая» (Π‘Ρ‚. Π“Ρ€ΠΎΡ„, Π”ΠΆ. Грэхэм) ΠΈ «Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΉ Π²ΠΎΠΉΠ½Ρ‹» (Π‘. ΠšΠΈΡΡΠΈΠ½Π΄ΠΆΠ΅Ρ€, Π‘. Π€Π°Π½Π³ΠΈ) ΠΎΠ± ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π°, сформулированныС Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ XX Π²., ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ получСния ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π° Π½Π° ΡΡ‚ΠΈ вопросы. Π“ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ, Π½ΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ, Π½ΠΎ ΡΡ…ΠΎΠΆΠΈ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ гротСскности ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго историчСский интСрСс. Богласно Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π΅ «Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ³ΠΎ рая», Π±Π°Π·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ Π½Π° ΠΈΠ΄Π΅Π΅ Сдинства ΠΈ ΡΠ»ΠΈΡΠ½ΠΈΡ, ΠΏΠ»ΠΎΠ΄ Π² Ρ‚Π΅Π»Π΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ находится Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ³ΠΎ блаТСнства ΠΈ Π±Π΅Π·ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ «ΠΎΠΊΠ΅Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ блаТСнство». ИмСнно поэтому Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ интСрпрСтируСтся здСсь ΠΊΠ°ΠΊ самая пСрвая ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠ°Ρ сильная Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΠ° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, подобная изгнанию ΠΈΠ· ΡΠΈΠΌΠ±ΠΈΠΎΡ‚ичСского рая.

Π“ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π° «Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΉ Π²ΠΎΠΉΠ½Ρ‹», основанная Π½Π° ΠΈΠ΄Π΅Π΅ гСнСтичСских Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π° ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Сринского ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°, приводящих ΠΈΡ… ΠΊ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΉ Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅ ΠΈ Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Π΅ Π·Π° Π²Ρ‹ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»Π° Π² ΠΏΡΠΈΡ…оаналитичСской Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ. Π•Π΅ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ эмбрион — сущСство, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚ ΠΌΠ°Ρ‚Сринского ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ собствСнным составом Π±Π΅Π»ΠΊΠΎΠ² ΠΈ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π΅ΡΡ‚Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΡŽ отторТСния, ΠΊΠ°ΠΊ любоС ΠΈΠ½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ Ρ‚Π΅Π»ΠΎ, своСобразный «ΡΠ½Π΄ΠΎΠΏΠ°Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚». Π’Ρ‹ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ½ Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ изощрСнности собствСнных Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΊΠ»Π΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ уровня. Π’ΠΎ «Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΉ Π²ΠΎΠΉΠ½Π΅», длящСйся 9 мСсяцСв, Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ пСрСмирия, Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ равновСсия, ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ дисбаланса, связанныС с Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π°. Когда ΠΎΠ½ Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅Ρ‚ особСнно интСнсивно, ΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ приступы бСспричинной Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΈ, раздраТСния, подавлСнности, Ρ‡Ρ‚ΠΎ являСтся ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ физиологичСской ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π°. Будущая ΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ сСбя ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ сущСствСнных ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π°. Если Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΎΠΉ зрСния, Ρ‚ΠΎ Π²Ρ‹Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ Π±Π΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ являСтся Ρ‡ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ, Π° ΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π²ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π² ΠΈΠ½Ρ‚СнсивныС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π΅Ρ‰Π΅ Π΄ΠΎ ΠΈΡ… Ρ„изичСского раздСлСния.

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ развития ΠΈ ΡΠΌΠΏΠΈΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ исслСдования Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π±Π΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ этап Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… дСтско-Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ кризис, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΡŒΡŽ ΠΈ ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ΠΉ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, основной Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ являСтся принятиС Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π° измСнСния ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации, связанного с ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΈ этом особСнности ΠΏΡ€Π΅Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ основ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ благополучия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ[2]:

постоянная стимуляция Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΉ срСды обСспСчиваСт ΠΏΡ€ΠΈΡ‚ΠΎΠΊ Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ для формирования ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возбуТдСния; этот ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ стимуляции являСтся Π±Π°Π·ΠΎΠΉ для соматичСского ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ состояния ΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ чувства ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π°;

— ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ эмбриона «ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π°Ρ‚ΡŒ» измСнСния Π°Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ состояния ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΠ΅Ρ‚ основу для ΠΏΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠΈΠΎΠ³ΠΎ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ стимуляции ΠΎΡ‚ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ Π² ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ восстановлСния ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π° — Ρ‚. Π΅. ΠΏΠ»ΠΎΠ΄ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ «Π½Π°Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚» Π½Π΅ΠΊΠΈΠ΅ чувствСнныС эталоны состояний ΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π° ΠΈ Π΄ΠΈΡΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π° ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ‚Π°Π»Ρ‹ΡŽ стрСмится ΠΊ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ (ΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ) состояниям;

Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ бСрСмСнности ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ Π½Π° ΡˆΠ΅Π²Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° слуТит основой для формирования сопоставлСния Π΅Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ собствСнной активности, Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎΡ‚ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΈΠΊΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΡ сСбя, ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π° со ΡΡ‚Π΅Π½ΠΊΠΎΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚ΠΊΠΈ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ этих Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π±Π°Π·ΠΎΠΉ для Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ развития пСрСТивания Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΅Π΅ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ.

Π‘ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ матСринство Π½Π΅ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡Π΅Π½ΠΎ инстинктивными ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, это Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΠΌΡƒ сущСству, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, общСния ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия с Π½ΠΈΠΌ (см. ΠΏΠΎΠ΄ΠΏΠ°Ρ€Π°Π³Ρ€Π°Ρ„ 4.4.1). Π‘Π΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ спСцифичСский этап Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π° дСтско-Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ психологичСского кризиса:

  • — Π±Π΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ прСдваряСт ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации, Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ систСмы сСмСйных Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ (Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ…, сиблипговых, ΠΏΡ€Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ…);
  • — ΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ кризиса (бСрСмСнности) Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π½Π΅ ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π΅Π½ ΠΈ Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½;
  • — ΡΠΈΡ‚уация нСопрСдСлСнности связана с ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΈ, обострСниСм ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ Π² ΡΠ»Π΅Π·Π»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΏΠ°Π΄Π°Ρ… настроСния), Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ бСрСмСнности сопровоТдаСтся Π΅Ρ‰Π΅ ΠΈ Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Ρ„изиологичСскими измСнСниями;
  • — Π² ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΠΊΠ΅ формируСтся Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ, Π° ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ утрачиваСтся ΠΈΠ»ΠΈ трансформируСтся (Π›. Π‘. Выготский). НовообразованиС бСрСмСнности ΠΊΠ°ΠΊ кризиса ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Ρ€Π°Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ сСнсорного ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° взаимодСйствия с ΠΏΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ, Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ развиваСтся чувство «ΠΌΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ»[3].

Π˜Π½Π΄ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ качСства прохоТдСния ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ этого Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ кризиса, Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ являСтся принятиС ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации, связанной с ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ психологичСского состояния Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ (Π’. И. Π‘Ρ€ΡƒΡ‚ΠΌΠ°Π½).

  • [1] ΠšΡ€Π°Ρ‚ Π“. ΠŸΡΠΈΡ…ология развития.
  • [2] Π€ΠΈΠ»ΠΈΠΏΠΏΠΎΠ²Π° Π“. Π“. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ матСринства.
  • [3] Π‘Ρ€ΡƒΡ‚ΠΌΠ°Π½ Π’. Π―., Π ΠΎΠ΄ΠΈΠΎΠ½ΠΎΠ²Π° М. Π‘. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ привязанности ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒΠ² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ бСрСмСнности // Вопросы психологии. 1997. № 6. Π‘. 38—48.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ