Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Религиозно-шаманское сознание в современных условиях Хакасии как психологическое явление раскрывается в ключе национальной и культурно-исторической парадигмы, представляя в своем содержании базисные ценности культуры, социальный опыт многих поколений, бессознательные механизмы поведения людей и мн. др. Как мировоззренческая целостная система, не имеющая письменного закрепления, она включает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологическая природа религиозно-шаманского сознания личности
    • 1. 1. Изучение религиозно-шаманского сознания в психологии
    • 1. 2. Психологические аспекты проявления религиозно-шаманского сознания личности
    • 1. 3. Психологические условия формирования религиозно-шаманского сознания личности
  • Глава 2. Мотивация и религиозно-шаманское сознание личности
    • 2. 1. Методологические принципы изучения мотивации в психологии
    • 2. 2. Теоретический анализ проблемы мотивации в современной психологии
    • 2. 3. Мотивация как фактор религиозно-шаманского сознания ^ личности
    • 2. 4. Изучение влияния мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности
  • Глава 3. Экспериментальное исследование влияния мотивационного фактора на формирование религиозно- шаманского сознания личности I 3.1. Организация и методы исследования
    • 3. 2. Экспериментальное исследование влияния доминирующих мотивов формирующих религиозно-шаманское сознание личности
    • 3. 3. Экспериментальное исследование изменение мотивационной сисф темы религиозно-шаманского сознания личности

Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития нашего общества в России отмечен стремлением народов сохранить и развивать свою этнокультурную самобытность. Актуализировалось историческое и религиозное сознание народов России, идут процессы их духовного возрождения, характеризующиеся пристальным вниманием к своему прошлому, к традиционным системам ценностей, формам общения и быта, национальной культуре.

В условиях системного кризиса российского общества происходит возрастание психологической роли религии, что отвечает определенным потребностям общества. Указанные процессы имеют место и в современной Республике Хакасия.

В истории человечества смена тысячелетий, стык веков никогда не проходил без социальных, природных катастроф, межэтнических конфликтов, войны, расширения пограничных состояний в психике человека, резкий рюст деструктивного поведения: аддиктивного (уход от настоящих эмоций становится привычкой), антисоциального (вызов обществу или внутренняя пустота), суицидного (отказ от жизни), конформистского (лицо превращается в маску), фанатического (идея подменяет жизнь), нарцистического (ставка на лидера) аути-стического, а главное потеря духовности (Ц. П. Короленко, Г. А. Донских 1990, Р. Д Санжаева 1997).

Человек, как высшее существо на Земле, стремится компенсировать потерю душевных качеств поисками гармонии. Это приводит к поведенческим изменениям, к преобразованию своего внутреннего «Я», т. е. к трансформации личности — процессу, где основной его характеристикой является категория мотивации" (Р.Д.Санжаева, 1997). «Проблемы мотивации невозможно решать без анализа социальных норм, ценностей, без анализа общественных условий, противоречий общества, места личности в нем «(В.Г.Леонтьев, 1992, с. 7).

Так как исторически для хакасского этноса существенной составляющей его духовной жизни наряду с христианством является шаманизм, одной из главных функций которого выступает регулирование поведения людей. В связи с этим вытекает необходимость исследования личности и деятельность шамана .

В данном исследовании предпринимается попытка рассмотрения влияния мотивационных факторов на формирование религиозно-шаманского сознания в современном функционировании института шаманизма среди коренного населения Республики Хакасия.

В наши дни для определенной части населения в экзистенциальных ситуациях сохраняется роль шамана в качестве посредника между членами группы и миром духов, в существование которого люди верят, он влияет на отношения и поведение людей, выступает хранителем веры и идеалов, их толкователем, миротворцем и лекарем, защитником рода (племени) от враждебных внешних сил.

Стихийный процесс возрождения шаманизма дополняется активными усилиями представителей хакасской интеллигенции, ученых деятелей по его пропаганде в массах и приданию ему неких институциональных форм. Зарегистрированы две религиозные организации: Центр хакасского шаманизма, Местная религиозная организация традиционной религии хакасского народа «Хан тигир» .

В настоящее время происходящая в отечественной психологической науке смена парадигмальных и методологических оснований и подходов выдвинула, в качестве наиболее актуальных, изучение таких проблем, которые длительное время скрывались или оставались просто не замеченными психологами и считались по идеологическим соображениям не существующими вообще. К их числу относятся и проблемы древних духовных систем, сохранившиеся в архаичных традициях определенных этносов, которые в отечественной науке преимущественно изучались этнографами, религиоведами и историками. Среди подобных явлений заметное место занимает шаманизм, исторически укорененный в социальной и духовной жизни хакасов, как и в ряде других народов Сая-но-Алтайского нагорья, регионов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Шаманизм все более заметно влияет на социально-психологическую атмосферу в республике Хакасия и это влияние имеет как отрицательное так и положительные стороны. В то же время отношение государственных структур и общества к этому явлению неоднозначны и противоречивы, поскольку неясны его причины, масштабы, социально-психологическая роль и последствия.

Необходимость исследования условий формирования религиозно-шаманского сознания обусловлена не только научными, но и социальными проблемами: во-первых, потребностью более глубокого познания сущности и направленности духовных процессов, происходящих на современном этапе в хакасском обществе: все больше людей обращаются к древним и архаичным формам знания, проявляющимся в религиозных представлениях, мифах, а также в национальных ритуалах, обрядах и обычаях из потребности социального познания, а не только из религиозных мотивовво-вторых, возрождением национального самосознания в современной этносоциальной, этнополитической ситуации Хакасии, при этом механизмы этнической идентификации выполняют интегрирующую рольв-третьих, слабо поставленной системой психотерапевтической службы, которая не в состоянии полностью удовлетворить потребности населения на фоне кризисных явлений. Существующий дефицит психотерапевтической помощи заполняется целителями, знахарями, шаманами и т. д.

Признание значимости научного исследования в области формирования религиозно-шаманского сознания личности, вместе с тем научная и методологическая неразработаннасть его формирования под влиянием мотивационного фактора обусловили выбор темы диссертационного исследования «Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности» .

Объектом исследования является религиозно-шаманское сознание личности. Изучение объекта осуществлялось на основе деятельности 40 действующих хакасских шаманов.

Предметом исследования являются мотивационные факторы, влияющие на формирование религиозно-шаманского сознания.

Цель. Целью нашей работы является выявление психологических средств и механизмов формирования религиозно-шаманского сознания личности и на основе этого выявить её доминирующие мотивы.

Гипотеза исследования:

В основу исследования были положены следующие допущения гипотезы:

1 .Дифференциация религиозно-шаманского сознания является следствием этнокультурной традиции, влияния внешних и внутренних факторов на формирование мотивационных систем религиозно-шаманского сознания личности;

2. Существует прямая и обратная связь между религиозно-шаманским сознанием и мотивационными факторами;

3. Допускаем целенаправленное формирование религиозно-шаманского сознания путем постепенной замены отрицательной мотивации на положительную, исходя из общественных потребностей;

Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психические особенности религиозно-шаманского сознания личности.

2. Исследовать мотивацию как фактор формирования религиозно-шаманского сознания личности.

3. Разработать программу эмпирического исследования влияния мотива-ционного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности.

4. Выявить психологические средства и механизмы формирования религиозно-шаманского сознания личности.

5. Выявить эффективность воздействия мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности.

Методологическая база исследования. Методологическую базу исследования составили принципы: единство исторического и логического, социального и психологического, эмпирического и теоретического в постижении сущности социально-психологических явлений (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л.Рубинштейн) — единства теории и практики (Б.М.Кедров, К. К. Платонов, Г. П.Щедровицкий), системного подхода к изучению психологических феноменов (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Б.Ф.Ломов).

Для психологического изучения религиозно-шаманского сознания методологической предпосылкой является система психологических, философских и социологических знаний, раскрывающих природу данного феномена, обобщенно представленная в психологии религии. В своей работе автор опирается на труды и идеи видных философов, разрабатывавших проблемы общественного сознания и бессознательного.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Выбор методик определялся, с одной стороны, задачами исследования, с другой стороны, предметом и объектом исследования. В комплекс методик входили личностные опросники, специальные тесты для измерения уровня различных типов мотивации, среди этих методик были проективные методы (психографический тест В.Г. Леонтьева) и методика определения доминирующего мотива, разработанная и апробированная М.Н. Чарко-вой.

Также были использованы: экспертная оценка, теоретический анализ психологической, этнологической, исторической, философской и религиоведческой литературы, публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, республиканской (местной) печати на хакасском и русском языках, сбор психологических данных в полевых условиях, наблюдение, индивидуальная беседа, анкетирование по методике, разработанной автором. Психологические исследования проводились в период с 1997 по 2000 год на территории Республики Хакасия.

Научная обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечивалась теоретико-методологической проработанностью проблемы, реализацией комплекса методик исследования с привлечением апробированных психологических методов, применением методов математической статистики.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили:

1. Интервью, анкетирование действующих шаманов Хакасии (40 человек).

2. Выборка населения Хакасии, подвергнутая анкетному опросу, составила в общем 380 человек, из них по национальности — 299 хакасов, 71 русских, 10 человек других национальностей, по полу — 147 мужчин, 233 женщины.

Научная новизна.

1. В диссертации впервые обоснована специфика психологического подхода к анализу влияния мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности.

2.Условием формирования религиозно-шаманского сознания личности выступает система традиционных верований, ценностей, мировоззренческих, политических и нравственных установок, стереотипов поведения и культовых действий, а также социально-экономические потребности.

3. Предложенная в диссертации схема анализа мотивационных механизмов на уровне индивидуально-личностной психологии, позволяет выявить и определить взаимосвязь между мотивационными факторами и религиозно-шаманским сознанием.

Практическая значимость. На основе психологического анализа проявления религиозно-шаманского сознания и механизмов его формирования в современных условиях можно решать стратегические и управленческие задачи в сфере национального и культурного строительства, межнациональных и государственно-церковных отношений.

Материалы диссертации, разработанные и апробированные автором методики, и категориальный аппарат исследования влияния мотивационных факторов на формирование религиозно-шаманского сознания личности могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения современного шаманизма как психологического феномена, а также в учебных программах по ак-меологии, этнопсихологии, религиоведению и культурологии, в системе психологических служб и консультаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены: 1) на научно-практической конференции: «Дни тюркской письменности» (г.Туран РТ, ИГИРТ 21−24 июня 2000) — 2) Международной научной конференции «Проблемы кочевых цивилизаций центральной Азии» (Улан-Удэ, 28 июня по 2 июля 2000 г.). Материалы исследования использовались в лекциях для учителей и воспитателей, проходящих переподготовку и повышение квалификации в ХРИПК и ПРО, а также для студентов психолого-педагогического факультета ХГУ.

Результаты исследования отражены в 5 публикациях.

Положения выносимые на защиту:

1.Сознание шамана отличается от сознания адептов шаманизма качественно и структурно;

2. Каждому структурному типу сознания личности соответствует определённая мотивационная система;

3. Формирование религиозно-шаманского сознания личности является следствием этнокультурной традиции, но вместе с тем его формирование идет под влиянием внешних и внутренних факторов;

4. Существует прямая и обратная связь между религиозно-шаманским сознанием и мотивационными факторами, формирующие его.

5. Существует возможность формирования религиозно-шаманского сознания через коррецию доминирующих мотивов, исходя из потребностей общества.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, за ключения, библиографии, включающего 202 наименования отечественных ра бот и 26 зарубежных авторов, десяти приложений.

3. Результаты исследования показали, что возможно целенаправленное формирование религиозно-шаманского сознания путем постепенной замены негативной мотивации на позитивную, исходя из общественных потребностей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были решены поставленные задачи: а) изучили психологические особенности религиозно-шаманского сознания личностиб) исследовали мотивацию, как фактор формирования религиозно-шаманского сознания личностив) разработали программу эмпирического исследования влияния мотива ционных факторов на формирование религиозно-шаманского сознанияг) выявили психологические средства и механизмы формирования рели гиозно-шаманского сознания личностид) выявили эффективность воздействия мотивационного фактора на фор мирование религиозно-шаманского сознания личности.

На основе изучения религиозно-шаманского сознания личности, мы уточняем её содержание и соотношение с социальной средой, раскрываем условия формирования религиозно-шаманского сознания личности.

Нами выявлены мотивационные факторы оказывающие влияние на формирование религиозно-шаманского сознания.

Изучение проявлений религиозно-шаманского сознания личности дало возможность подтвердить, что шаманская деятельность имеет мотивационную направленность.

Полученные выводы по результатам исследовательской работы подтверждают выдвинутую гипотезу, позволяют считать основные задачи исследования выполненными и свидетельствуют о теоретической новизне и практической значимости диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ литературы и результаты эмпирического исследования влияния мотивационных факторов на формирование религиозно-шаманского сознания позволяют сделать следующие выводы:

1. Проведенное нами исследование показало, что шаманские верования и ритуально-обрядовая практика постепенно становятся все более заметным фактором общественной жизни республики, а также неотъемлемой частью психологии коренного населения современной Хакасии. В настоящее время в республике Хакасия наблюдаются тенденции нового переосмысления древнего значения шаманизма как опыта переживания своего бытия, как опыта социального познания, которое находит отклик в глубинном бессознательном этноса.

2. Религиозно-шаманское сознание в современных условиях Хакасии как психологическое явление раскрывается в ключе национальной и культурно-исторической парадигмы, представляя в своем содержании базисные ценности культуры, социальный опыт многих поколений, бессознательные механизмы поведения людей и мн. др. Как мировоззренческая целостная система, не имеющая письменного закрепления, она включает в себя концепцию представлений о мире, основанную на мифологическом миропонимании. Также анимистическое понимание природы сказывается и на поклонении духам-хозяевам лесов и гор, рек и озер, а также деревьев и родовых мест. Все это безусловно влияет на формирование мотивационного ядра современного шамана. Несмотря на свою, на первый взгляд, упрощенность и незатейливость, эта «примитивная» философия утверждает экологический, природный баланс во взаимоотношениях человека и среды его обитания, где никто не имеет права возвышаться над остальными — все являются равными членами — частицами космоса, Вселенной.

3. Процесс влияния шаманских традиций на формирование религиозно-шаманского сознания индивида связан с формированием в нем типических черт на основе выработанных в процессе исторического развития этносом, племенем, родом того мировоззрения и религиозных представлений о мире, которые закреплены в шаманизме на протяжении многих тысячелетий.

По нашим наблюдениям в настоящее время процесс возрождения шаманизма развивается в двух направлениях: а) происходит возрождение традиционного хакасского шаманизма, возвращаются к ритуальной практике сохранившиеся шаманы и потомки шаманских родовб) возникают, главным образом в среде интеллигенции, группы людей, тяготеющих к шаманизму, представляющему собой попытку соединения традиционных шаманских верований и психотехник с достижениями современной науки, эзотерическими знаниями, парапсихологией и т. д.

На основе анализа и сопоставления различных подходов к изучению религиозно-шаманского сознания, мы уточняем его содержание и его соотношение с природой индивида, с его социальной группой, а также комплекс ритуально-обрядовых действий, центральной фигурой которых является шаман. При таком подходе раскрываются условия формирования религиозно-шаманского сознания, выражающий его практическую, деятельную (обрядовую и ритуальную стороны).

Мотивационные факторы, влияющие на формирование сознания рассматриваются через призму общественных потребностей и специфических запросов хакасского общества. При этом особое внимание уделяется компенсаторной функции, которая на психологическом уровне выступает как страховочная, врачевательная и психотерапевтическая функции.

Таким образом, шаманизм как знаково-символическая система по своей сущности, содержанию и социальным функциям оказывает существенное влияние на разные уровни общественного сознания. В современных условиях он выступает одной из форм психологической защиты, психотерапии и целитель-ства на основе традиционной народной медицины для определенных социальных групп хакасов. В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения условий и средств формирования социально направленных доминирующих мотивов личности.

В диссертации обоснована специфика психологического подхода к анализу шаманизма, который — в отличие от этнологического и религиоведческогосостоит, по нашему мнению, в изучении психологических функций хакасского шаманизма, в раскрытии психологических механизмов его воздействия на людей. В результате проведенных исследований было выявлено, что с изменением мотивационных факторов религиозно-шаманского сознания возникают изменения направленности деятельности шамана. Существует прямая и обратная связи между религиозно-шаманским сознанием и мотивационным ядром шамана.

Необходимость исследования современного состояния и психологических аспектов религиозно-шаманского сознания личности обусловлена не только внутринаучными, но и социальными проблемами: во-первых, потребностью более глубокого познания сущности и направленности духовных процессов, происходящих на современном этапе в хакасском обществе: все больше людей обращаются к древним и архаичным формам знания, проявляющимся в религиозных представлениях, мифах, а также в национальных ритуалах, обрядах и обычаях из потребности социального познания, а не только из религиозных мотивовво-вторых, возрождением национального самосознания в современной этнополитической ситуации Хакасии, при этом механизмы этнической идентификации выполняют интегрирующую рольв-третьих, слабо поставленной системой психотерапевтической службы, которая не в состоянии полностью удовлетворять потребности населения на фоне кризисных явлений. Существующий дефицит психотерапевтической помощи заполняется целителями, знахарями, шаманами и т. д.

Все это делает актуальным научное исследование состояния хакасского шаманизма, его общественной роли, влияния на общественное сознание. Подобное исследование отвечает потребностям государственного строительства в Республике Хакасия, которое должно опираться не только на общепризнанные демократические принципы и нормы, но и на вековой духовный опыт хакасского этноса, учитывать процессы, имеющие место в сфере общественной психологии.

Изучение разнообразных проявлений религиозно-шаманского сознания дало возможность увидеть, что это есть особая направленность личности в виде шаманской деятельности во всем её многобразии.

Анализ основных направлений изучения мотивации в зарубежной и отечественной психологии, позволяет сделать выводы о том, что вопросы формирования религиозно-шаманского сознания с позиции психологии мотивации не рассматривались.

Результаты диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Дифференциация религиозно-шаманского сознания является следствием этнокультурной традиции, влияния внешних и внутренних факторов на формирование мотивационных систем религиозно-шаманского сознания личности.

2. Изучение психологической природы религиозно-шаманского сознания и влияния мотивационного фактора на его формирование показало, что между ними имеется прямая и обратная связь.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году Записки Русского Географического общества (по общей географии). Т. 11. -СПб., 1888.- 381 с.
  2. Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992. — 239 с.
  3. Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984.-233 с.
  4. А. А. Специфика потребности у человека // Проблемы формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1974.-С. 5−8.
  5. А. А. Специфика человеческих потребностей и функциональная тенденция организма // Проблемы формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1981.-С. 8−12.
  6. . Г. Ощущения и потребности // Ученые записки ЛГУ.-1979.-№ 244, — С. 62.
  7. П. К. Электроэнцефалографический анализ условного рефлекса.-М, 1958.
  8. Г. М. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная | социальная психология на Западе (теоретическое направление).-М., 1978.-271 с.
  9. Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии.-М, 1969, — С. 57−117.
  10. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.: Мысль. 1976.-157 с.
  11. В. Г. Проблемы мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. -М., 1974.-С. 123−124.
  12. В. Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психол. журн.-1981.-Т. 2, № 6.-С. 28−37.
  13. А. Г. Деятельность и установка.-М.: Изд-во МГУ, 1979.-151 с.
  14. Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980. -128с.
  15. А.Г. Психология личности: Принципы психологического анализа. -М.: МГУ, 1990. 367 с.
  16. А.Г., Кузнецов И. М., Шлягина Е. И. Психологическая служба и задачи этнопсихологии //Психологическая наука и практика. Новосибирск, 1987.
  17. А.Г., Шлягина Е. И. Национальный характер и индивидуаль-ность//Психологические проблемы индивидуальности. М., 1984.
  18. А.Г., Шлягина Е. И. Этнопсихология методологическая основа психологической службы межнациональных отношений//Проблема комплексного изучения межэтнических отношений в СССР. — М.: МГУ, 1989.
  19. Е. М., Иванников В. А. О природе побуждения // Вопр. психоло-гии.-1983.-№ 4.-С. 146−154.
  20. Д. Черная вера или шаманство у монголов. СПб., 1891. — С. 1−46.
  21. В.Н. Среднеазиатское шаманство: Доклад на IX международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М., 1973.
  22. В.Н. Некоторые проблемы исследования домусульманских культов в Средней Азии // Атеизм и современность. М., 1974.
  23. В.Н. Пережитки шаманства у туркмен човдуров// Домусульман-ские верования и обряды у народов Средней Азии. — М.: Наука, 1975.
  24. В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. — 208 с.
  25. В.Н. Шаманство как ранняя форма мистицизма//Вопросы научного атеизма: Вып. 38: Мистицизм: проблемы, анализа и крити-ки/Акад.обществ.наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма- Редкол.: В. И. Гараджа (отв. ред.). М.: Мысль, 1989. — С. 94−108.
  26. В.Н. Что такое шаманство? // ЭО, 1997. № 5. С.3−16.
  27. Беляев-Сергеев М. Опытъ установки понят1я «шаманизмъ». Прибавлешя къ Иркутскимъ Епарх1альнымъ Въдомостямъ. Ноябрь 1 № 21, 1907. — С.499.
  28. Д. А. К вопросу о природе ориентировочной реакции. В сб.: «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность». М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  29. П.П. Психологические очерки. М., 1927.
  30. П.П. Избранные психологические произведения. М., «Прос -вещение», 1964.
  31. Л. И. Психологические закономерности формирования (личности в онтогенезе//Вопр. психологии.-1976.-N6. -С. 45−53.
  32. В.Г. К психологии шаманства у народов северо-восточной Азии // ЭО.-М" 1910, кн.1−2, С.1−26.
  33. Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.
  34. В.Р. Социальная психология и религия//Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965. — 470 с.
  35. В.Я. Хакасы//Материалы к серии «Народы Советского Союза» Выпуск III, М. 1990, С. 93.
  36. С.В. Мир кочевников Центра Азии. М., 1991. — 296 с.
  37. М.Н. Психофизиологические исследования одной из форм (мотивации у человека//Вопр. психологии.-1970.-N4-C. 127−131.
  38. Е.Е. Уровни развития познавательной потребности//Вопр. психологии. 1984.-N5.-C. 125−131.
  39. И.С. О шаманах и их социальной роли в обществе. Заключительная статья//Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. (По материалам второй пол. XIX нач. ХХв.). — Л.: Наука, 1981.- 284 с.
  40. .М. Современная когнитивная психология.-М., 1982.-336С.
  41. .М., Зинченко В. П. Методологические проблемы современной когнитивной психологии //Вопр. психологии.-1979.-N7.-С. 67−79.
  42. В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации//А.Н. Леонтьев и современная психология.-М., 1983.-С.191−200.
  43. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.-М, изд-во. МГУ, 1980.-С.283.
  44. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации.-М., изд-во. МГУ, 1986.-С.208.
  45. Н.А. Материалы для изучения шаманства у якутов. ЗВСОРГО по этнографии, 1890, т. П, вып.2.
  46. В. Очерки психологии. СПб., 1897.
  47. В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912.
  48. JI.C. Избранные психологические исследования.-М, 1956.,-520.
  49. Л.С. Собр. соч.:В 6 т.-М., 1983.-Т. 1,2,5.
  50. Г. Р. Традиционные ценности бурят и современность //Доклады и тезисы международного симпозиума «Бурят монголы накануне III тысяча-летия: опыт кочевой цивилизации, Россия-Восток-Запад в судьбе народа», 24−28 августа, 1997, С. 70−71.
  51. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. «Психологическая наука в СССР», т. I. М., изд-во АПН РСФСР, 1959.
  52. М. Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы// Вопр. психологии.-1976.-№ 4.-С. 128−132.
  53. И.Р. Пророки «новой истины». М.:Изд. полит, лит-ры, 1983.
  54. Н. Понятие души и психической энергии в психологии Вопросы философии и психологии., т.37,38. М., 1897.
  55. С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993. — 504 с.
  56. И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности .-М.: Наука, 1974.-С. 146−169.
  57. Г. И. Шаман-психотерапевт//Шаман и Вселенная. СПб, 1997. -С. 51−61.
  58. Н. Ф. Проблема активности личности и общественной значимости в психологии // Вопросы психологии личности / Под ред. Е. И. Игнатова.- М., I960, — С. 87.
  59. Н. Ф. Проблема значимости в психологии // Сборник материал-лов совещания по психологии 1955.-М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.
  60. . И. Эмоция как ценность.- М., 1978.- 271 с.
  61. . И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопр. психологии.- 1984, — № 4, — С. 126−130.
  62. . И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопр. психологии, — 1973, — № 5, — с. 18−29.
  63. М.А. Шаманский бубен лечит//Сила духа. 1997, № 2, 21−22. С.34−37
  64. Н. В. Пути исследования мотивации когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопр. психологии.- 1985.- № 5, — С. 162−168.
  65. Э.П. Проблема неосознанного в религиозной психологии. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Киев, 1970.
  66. Д.К. Идеология сибирского шаманизма. Изв. АН СССР, отд. обществ. наук. М-Л., 1935, № 8. — С. 709−743.
  67. Е. П. О сущности и структуре мотива // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: Тез. докл. конф.-Новосибирск, 1985, — С. 25−26.
  68. И. В. Полимотивация и принцип соответствия мотива и деятельности II Проблема формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1981.-С. 31−39.
  69. И. В. Проблема полимотивации поведения // Вопр. психологии.-1984,-№ 6, — С. 87−94.
  70. И. В. Потребность и установка // Психол. журн.- 1984.-Г. 5.-№ 3.-С. 35−45.
  71. История религии А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский, С.Булгаков. (Репринтное воспроизведение издания 1909 года). М.: Центр «Руник», 1991. -249 с.
  72. В.К. О действии камлания на кама/Доклад в Томском отделении Императорского Русского Технического общества 25 февраля 1909 года // Сибирская газета, 1909, № 50.
  73. Н.Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней. ИОИАЭ, т. XII, вып. 2. Казань, 1894. — 235 с.
  74. Н.Ф. Письма из Сибири и Восточного Туркестана// Зап. имп. Акад.наук. СПб., 1893. — Т.53, № 8.
  75. Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание, — М.: Мысль, 11 968.150 с.
  76. В. И. К проблеме мотивов // Психол. журн.- 1981, — Т. 2.-lNoL-C.29−44.
  77. В. И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. журн. 1982.- Т. 3.-№ 6.- С. 35−44.
  78. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности.- М.: Наука, 1980, — 255 с.
  79. Г. А. Воздействие как психологическая категория// Психология воздействия. М.: изд. АПН СССР, 1989. -С. 4
  80. JI.A. Шаманство как социо-культурный феномен народной культуры. Автор, соиск. уч. ст. к. филос. н. М., 1995. — 17 с.
  81. М. Шаманство с физиологической точки зрения. — Светоч, 1861, № 8. С. 1−26 (или в ж.: Наше время, 1863, № 43).
  82. Г. В. Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме/К вопросу об «умирающем и воскресающем боге». Предисловие А.П.Окладникова/ Иркутск, 1929. — 19 с.
  83. Г. В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. Изд.2, допол. и перераб., с предисл. С. А. Токарева. М., 1930. — С .126
  84. Н. Н. Психологические исследования. Одесса, 1893
  85. А. Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология, — М., 1962, — С. 362−383.
  86. А. Н. Потребности и мотивы деятельности: Конспект лекций.- М.: Изд-воМГУ, 1971.
  87. А. Н. Потребности, мотивы, эмоции.- М., 1971.
  88. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, — 304
  89. В. Г. Стимулы познавательной потребности // Проблемы формирования духовных потребностей школьников / Под ред. Ю. В. Шарова.- Новосибирск, 1976, — С. 86−99.
  90. В. Г., Макаренко А. А. Психофизиологическая характеристика и ее влияние на профессиональную направленность личности // Формирование духовных потребностей учащейся молодежи / Под ред. В. Г. Леонтьева, — Новосибирск, 1979, — С. 96−116.
  91. В. Г., Жмыриков А. Н. Адаптация человека к новой деятельности как условие формирования профессиональной направленности // Условия формирования профессиональной направленности молодежи / Под ред. В. Г. Леонтьева.- Новосибирск, 1982.- С. 6−26.
  92. В. Г. Профессиональная направленность как фактор повышения производительности труда // Роль трудовых коллективов в повышении эффективности производства: Тез. докл. науч.- практ. конф.- Новосибирск, 1984- С. 45−48.
  93. В. Г. Закономерности проявления содержательных и динамических характеристик мотивации // Психологические закономерности формирования мотиваций учебной деятельности / Под ред. А. К. Марковой.
  94. M., 1986, — С. 206−228, — Деп. в ОЦНИ 26.06.86, — № 148- 86, — Информационный сборник № 6.
  95. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск: НГПИД992 С.:6
  96. . Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн.-1981.-Т. 2.-№ 5.-С. 12.
  97. Ли А. Г. Разработка способов управления состоянием мозга для повышения эффективности восприятия стимулов малой интенсивности и создания систем управления в биологических и медицинских системах. М., 1995.
  98. С.Е. Памятники древне-тюркской письменности. М.-Л., 1951.
  99. И.А. Шаманизм и шаманство//В сб. О некоторых религиозных культах и их сущности. Улан-Удэ, 1961. — С. 4−29.
  100. В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте.- М.: Просвещение, 1984.- 191с.
  101. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте, — М., 1983, — 96 с.
  102. А. К. Мотивация учебной деятельности.- М., 1978.- С. 5.
  103. А. К. Проблема формирование мотивации учебной деятельности // Сов. педагогика, — 1979.- № 11, — С. 65.
  104. А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопр. психологии, — 1980, — № 5.- С. 48−57.
  105. А. К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопр. психологии.- 1978, — № 3, — С. 138−141.
  106. А.С. Психология целительства или оккультной медицины. М., 1990.
  107. М. В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Мотивация учения.- Волгоград, 1976.- С. 5−15.
  108. М. В. Мотивация учения младших школьников.- М., 1984.-144с.
  109. A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии, — 1982, — № 4.- С. 5−17.
  110. М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, — Казань, 1983.
  111. О.А. Магия целительства. СПб.: Комплект, 1996.
  112. В. С. Лекции по психологии мотивов человека.- Пермь,, 1971.-120с.
  113. Г. Ф. История Сибири. Т.1. М., 1937. — 607 с.
  114. В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворение трудом//Психол. журн, — 1985.-Т. 6.-№ 5.-С.62−72.
  115. В.Э. Динамическая структура мотива, цели и плана//Х1Х Всесоюзный симпозиум по кибернетике: Целеполагание и модели поведения. М., 1981.-Т. З.-С. 89−94.
  116. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельно-сти//Вопр. психол.-1987.- № 5, — С. 129−138.
  117. Минделл Эмили. Психотерапия как духовная практика/Пер. с англ. М.: Независ, фирма «Класс». 1997. — 102 с.
  118. В.М. Шаманство/Сравнительно-этнографические очерки. Вып.1. М., 1892. — 116 с.
  119. Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: наука 1987, С. 165.
  120. В.П. Мотивация деятельности и структура личости//Под. ред. В. Г. Леонтьева.- Новосибирск, 1980.-С. 37−44.
  121. В.Ф., Кулагина И. Ю. Некоторые проблемы полимотивации учебной деятельности//Новое в психологии.-М., 1976.-Вып. 2.-С. 73−81.
  122. В.Ф. Типология мотивов учебной деятельности// Исследование мотивационной сферы личности//Под, ред. В. Г. Леонтьева, — Новосибирск, 1984.-С. 47−52.
  123. С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях.-Киев, 1975.-С. 32−33.
  124. В.Н. Проблема потребностей в системе психолии//Ученые записки ЛГУ.-1957.- № 244. -С. 4.
  125. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии.-Тбилиси: Мецниереба, 1974.-170 с.
  126. Ш. А. О взаимосвязи психологии установки и психологии деятельности//Актуальные проблемы истории и теории психологии, — Ереван, 1976.
  127. Ш. А. Установка и деятельность.-Тбилиси: Мецниереба, 1987
  128. Ш. А. Фиксированная установка и перцептивно-моторная активность //Эксперементальные исследования по психологии установки.-Тбилиси, 1971.-Т.5.
  129. Ш. А. О формировании и смене социальных установок лич-ности/УВопр. психологии. -1978. -N З.-С. 32−39.
  130. Р. С., Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности //Психол. журн,-1987.-Т. 8.-№ 1.-С. 46−54.
  131. Е.М. Исследование устойчивости и переключаемое&trade- внимания при решении задач в заданном темпе. В сб.: «Экспериментальное исследование внимания». «Уч. зап. МГПИ им. В.И. Ленина», 1970.
  132. В.Г. Свойства личности и фиксированная установка." Тбилиси, 1966, — 190с.
  133. . Мотивация // Экспериментальная психология/ Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже, — М., 1975.-Вып. 5, — С. 15−10.
  134. К. Психология влечений человека.-М., 1972.
  135. Т.А. Психологические функции шаманизма в современных соци- i альных и политических условиях Тывы // Диссертация на соискание уч. степени кпех. н. 1998, С .64.
  136. Ю.М. Психология врачевания. М.: Имирит-Гольфстрим, 1997.
  137. Ю.М., Макаров А. В. Мотивационные особенности индивидуального стиля учебной деятельности и удовлетворенность учением //Психологическая наука и практика: Тез. конф.- Новосибирск, 1987.- С. 4.
  138. И.П. Избранные труды.-М.: АПН РСФСР. 1951.-С 365.
  139. А.В. История советской психологии. М., «Просвещение», 1967.
  140. В.А. К построению модели развития личности в пе-(реходном возрасте// Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников.-М., 1984, — С. 36−45.
  141. В.Ф. Психосемантические исследования мотивации//Вопр. психологии, — 1983.-№ 3.- С. 29−39.
  142. Т.А. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации: Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 1980.23 с. I
  143. К.К., Шингаров Г. Х. Эмоции, чувства и воля как формы отражения действительности// Ленинская теория отражения и современность.- i София, 1969.-С 172−188.
  144. Прангишвили А. С. Установка и деятельность//Вопр. психологии.-1972.-№ 1. ^
  145. А.С., Герсамия Е.А. О некоторых интерпретациях «Эффекта
  146. Узнадзе» современной когнитивной психологии//Психол. журн.-|1980.-Т. 1,№ 1.-С. 30−44. |
  147. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, i 1971.- 352 с. |
  148. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966. — 216 с.
  149. Л.П. К изучению шаманизма у народов Саяно-Алтайского нагорья //Филология и история монгольских народов: Памяти акад. Б. Я. Владимирцова. М., 1958.
  150. Л.П. Некоторые аспекты изучения сибирского шаманства (Доклад на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук). М., 1973.
  151. JI.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
  152. Л.П. Исторические корни алтайского шаманизма// Краткое содержание докладов сессии Института этнографии АН СССР. Л., 1980.
  153. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX нач. XX вв). — Л.: Наука, Ленингр. отделение. 1976.
  154. Т.А. Динамика творческой мотивации//Психол. журн. -I1987.-T.8.-№ 1.-С. 136−140.
  155. М.С. Предмет и теоретические основы когнитивной психологии/Зарубежные исследования по психологии познания.-М., 1977, — С.62−125.
  156. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  157. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., Г959.-354 с.
  158. В.Б., Ли А.Г. Зависимость особых состояний сознания от профиля функциональной ассиметрии мозга// Парапсихология в СССР. 1991-n.l.
  159. Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл, Тув. кн. изд. 1971. -482 с.
  160. Серебрякова Е. А .Уверенность в себе и условия её формирования// Авто-реф. дис. канд. психол. наук.-М., 1987.,-С. 61−71.
  161. Е.Е. К вопросу о норме и патологии в оценке личности шама-на//Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск, 1980.
  162. А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура).- М.:Наука, 1991. 280 с.
  163. Е.Н. Ориентировочный рефлекс, его структура и механизмы. В сб.: «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно- исследовательская деятельность». М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  164. В.И. О мотивации достижения успеха и избегания неудчи //Вопр. психологии.-1981.-№ 6.-С. 59−74.
  165. К.В. Биологические мотивации. М., 1971.
  166. Г. С. Потребности, цели и мотивы в структуре деятельно-сти//Мотивация познавательной деятельности. JL, 1972.-С.8.
  167. О.Н., Авилова И. К. Шаманизм : опыт сравнения отечественных и зарубежных исследований//Материалы Международной конференции «Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции». Якутск, 1522 августа, 1992. — С. 31−32.
  168. Ч.М. Шаман и Вселенная // Шаман и Вселенная/Отв. ред. Ч. М. Таксами, В.П.Дьяконова/. Спб, 1997. — С. 6−16.
  169. Г. Законы подражания. СПб., 1892.
  170. Теоретическая и прикладная социальная психология. М: Мысль., 1988. -251 с.
  171. Э.Д. Мотивы и задачи интеллектуальной деятельности //Исскуственный интеллект и психология.-М.: Наука, 1976.-С. 41−95.
  172. Э.Д., Волкова Т. Г. Мотивации и процессы целеобразования //Психологические механизмы целеобразования.-М., 1977.
  173. .М. Психология. М., Учпедгиз, 1957.
  174. O.K., Богданова Т. Г. Исследование структурирующей функции мотивов/Психол. журн.- 1983.-Т. 4.-№ 6.-С. 54−61.
  175. С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.:Наука, 1964. -401с.
  176. А.А. Мерячение и болезнь судорожных подергиваний. М., 1890.
  177. Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997.- 384 с.
  178. В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980, — 144 с.
  179. Д.М. Введение в религоведение //Под ред. И. Н. Яблокова. Изд. 2-е, доп., М.: Мысль, 1985, С.99
  180. Д.Н. Основные положения теории установки //Экспериментальные основы психологии установки.- Тбилиси, 1961.
  181. Д.Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966.-i450c.
  182. А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологические исследования.- М., 1968.
  183. К.Д. Сбор, соч., т. 8. М., Изд-во АПН РСФСР, 1952.
  184. А.А. Принятия мотива личности/Психол. журн.-.1985.-Т. 6.-№ 4.-С. 87−96.
  185. Е.К. Измененные состояния сознания. М., 1993. — 136 с.
  186. М. Путь шамана или шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству. М.: ИЧП «Палантир», 1994. — 110 с.
  187. Ш. Н. Потребность и установка//Вопр. психологии. -1966.-№ 5.
  188. А.И. Практикум по общей психологии. М., 1979.-С.19−33.
  189. С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Ученые записки историко-филологического факультета. Вып.1 Владивосток, 1919.
  190. Е.В. Социальная детерминация //Психологические проблемы социальной регуляции поведения М., 1976. С.20−21
  191. Г. Введение в этническую психологию. М.: Гос. академия худ. наук. Вып.1, 1927.
  192. Л.Я. Первобытная религия. Л., 1936. — 571 с.
  193. Н.С. Шаманство у народов Северной Азии/Б-ка для чтения. СПб., 1848, т. 91. — С. 25−44- 1849, т. 92.
  194. М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. — 312 с.
  195. Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. — 466 с.
  196. Юнг К. Архетипы и символы. М. Ренессанс, 1991. — 290 с.
  197. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «„
  198. Прогресс“, „Универс“, 1994. 336 с.
  199. Юнг К. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.- 256 с.
  200. Юнг К. О современных мифах. М.: Практика, 1994. — 252 с. 201. Яблоков И. Н, Основы религоведения — М.: Высшая школа, 1998. — С.57
  201. Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. -СПб., 1891. 308 с.
  202. Allport F.H. The nature of Personality: Selected Papers. Combridge, 1950.
  203. Allport F.H. Social Psychology. Boston: Houghton, 1924. 453 p
  204. Atkinson J.W. The Achievement Motive and Recall of Interrupted and Com pleted Tasks//J. Exp. Psych., 1958, vol. 46.
  205. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. Princeton, N. Y., 1964.
  206. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk- taking behavior//Psychological1. Review, 1957. 64.
  207. Cattell R.B. Personality and Motivation: Structure and Measurement. Yonkers, N.Y., 1957.
  208. P.J. „Stagers in the Development of Mental Acts“ in „A Handbook of Contemporary Soviet Psychology“. Ed. by M. Cole and I. Maizman. Basic Books, inc., N.Y. -L., 1969.
  209. Fraiss P. Psychologie du temps. Paris, 1967.
  210. Fraud S. Pulsions et destins de pulsions. Metapsychologie. N. Y., 1946. P. 18
  211. GuilfordJ. Personality. N. Y» 1959.
  212. Kabilnizkaja S. Die experimentelle Herausbildung der Aufmerksamfeit. Jin «Pro-bieme der Ausbildung Geistiger Handlungen», Hersusg. j. Lompsher. Berlin, 1972.
  213. Kabilnizkaja S. Formatione sperimentale delFatenzione. Boll, di Psicol. Applic.1972, No. 109−111.
  214. Heckhausen H. Selbstdewertung nach erwartungswidrigem flLeistungsverlauf: Einflub von Motiv. Kausalattribution und Zielsetzung // Zeitschtift fur Entwick-lungspsychologie und Padagogische Psychologie, 1978. S. 210.
  215. Hoppe F. Eflog und Misserfolg / Psychologische Forschung, 1930. Bd. 14.
  216. Hull C. L. Principles of Behavior. New. York: London, 1943
  217. Lewin K. Vorbemerkungen uber die psychischen Krate und Energie und uber die Struktur der Seele // Psychhologische Forschung, 1926. Bd. 7.
  218. Lewin К Versatz, Wille und Bedurfnis. Berlin, 1926.
  219. Le Ny I. F. Apprentissage et Activites psychologiques. Paris, 1968.
  220. Lissner K. Die Entspannung von Bedurfnissen durch Ersatzhandlungen Pscholo-gische, 1933. Bd. 18. Heft 3−4.
  221. Madsen К. B. Theories of Motivation. (A Compsrsive Study of Aodern Theories of Motivation) Kent State Uni Pres. N. Y., 1968.
  222. Maslow A. Motivation and Personality. N. Y., 1954. P. 200.
  223. Me Clelland D. C. The Achieving Society. Prinseton: Van Nostrang,
  224. Merphy G. Social motivation // Handbook of Social Psychology. G. indzey (ed.) Cambridge (Mass.), 1959.
  225. Nuttion J. Orogonness et de vellopements des motifs // La Mativation. mposium de I/Association de psychologie scientifique de langue francaise. ris, 1959.
  226. Wilkinson R. Evoked response and reaction time. «Attention and •erformance», I.
Заполнить форму текущей работой