Психологические особенности развития субъектности старшеклассников
Диссертация
Методы исследования. Теоретические задачи исследования решались посредством анализа и обобщения философской, педагогической и психологической литературы, связанной с предметом исследования. В соответствии с поставленными целями и в работе использовались следующие методики: опросник диагностики структуры субъектности Е. Н. Волковой, И. А. Сереги-нойтест смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ литературы и постановка проблемы исследования
- 1. 1. Научно-теоретические подходы к проблеме развития субъектности личности
- 1. 2. Психологические особенности развития субъектности в ранней юности
- 1. 3. Влияние эмоционально-личностных особенностей на развитие субъектности в раннем юношеском возрасте
- Глава 2. Экспериментальное исследование развития субъектности и эмоционально-личностных особенностей старшеклассников
- 2. 1. Стратегия постановки эксперимента и методы исследования
- 2. 2. Анализ результатов исследования особенностей развития субъектности старшеклассников
- 2. 3. Анализ результатов исследования эмоционально-личностных особенностей старшеклассников с оптимальной и неоптимальной структурой субъектности
- Глава 3. Психологическая программа развития субъектности в ранней юности
- 3. 1. Психолого-педагогические принципы программы развития субъектности в ранней юности
- 3. 2. Содержание программы развития субъектности в ранней юности
- 3. 3. Оценка эффективности программы развития субъектности в ранней юности
Список литературы
- Абрамова Н.Т. Ценность образования, новые технологии и неявные формы знания// Вопр.философ. — 1998. -№ 6.- С.58−65.
- Абрамова Г. С. О подростках (13−17 лет) //Абрамова Г. С. Возрастная психология.- Екатеринбург, 1999. С.476−505.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.- М., 1996.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. -М.: Наука, 1973.-288 с.
- Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.- Воронеж, 1999.-218 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980. -335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности// Психол. журн.- 1985. -№ 5.-С.3−18.
- Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личностьи как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М., 1989. — С. 10−61.
- Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна /Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания. Материалы к 100-летию со дня рождения. -М., 1989.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. -299 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.-М., 1995.
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: Автореф.дис. канд. Психол. Наук. -М., 1985. -26 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2-х т. Т.1. -230 е.- Т. 2. -287 с. -Л., 1989.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 282
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-264 с.
- Андреева Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихо-мандрицкая O.A. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1997. — № 4. — С. 31−41.
- Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития / Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1982.-434 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. Журнал. -1992. Т.13. № 5. — С. 12−25.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.-159 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. -151с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. 104 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. — 367 с.
- Асмолов А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьников. 1995. -№ 5.
- Бажин Е.Ф., Голынкина С. А., Эткинд А. М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) //Психол. Журн. 1984. -№ 3. -С. 152−162.
- Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». -М.: Знание, 1986. 192 с.
- Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. — 382 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. С англ. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2 т. М., 1978.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.-300 с.
- Бодалев A.A. Психология общения. М., 1996. — 271 с.
- Бодалев A.A. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии. 1999. — № 4. — С. 2629.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. -352 с.
- Брушлинский A.B. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопр. психол. 1984. — № 5. — С. 17−25.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. Журн. 1991. — № 6. С. 3−11- 1992. — № 6. С.3−12- 1993. — № 6. — С.3−15.
- Брушлинский A.B. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психол.журн. 1994. — № 3.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
- Брушлинский A.B. Психология субъекта. Некоторые итоги и перспективы // Изв. РАО. М., 1999.
- Будинайте Г. Л. Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопрлсихологии. 1993. — № 5. — С.99−105.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник психодиагностике. -СПб.: Питер ком, 1999. 528 с.
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 143 с.
- Василюк Ф.Е. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.-200 с.
- Виноградова Е.Г. Юность: социальная ситуация развития и основные новообразования личности./Методическое пособие для педагогов общеобразовательных школ. Н. Новгород, 1999.
- Введение в психодиагностику/Под ред. К. М. Гуревича. М.: Академия, 1997.-С. 167−181.
- Возросшая и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.:1979.
- Волкова E.H. Психологические аспекты субъектности учителя. -Н.Новгород: Изд-во НГЦ. 1997.
- Волкова E.H. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. Дис. .д-ра псих.наук.- М., 1998. 40 с.
- Волкова E.H. Субъектность: философско-психологический анализ. -Н.Новгород, 1997.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т.- М., 1984. Т. 4: Детская психология. — 432 с.
- Ганзен В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1991.
- Гапонова С.А. Возрастная психология. Н. Новгород, 1999. -112 с.
- Гаранькова И.А. Тревожность школьников в условиях социально экономического кризиса: от подростков к юношескому возрасту: Дисс. .канд.психол.наук, — Пермь, 2000.
- Геворкян Г. А. О прблеме понимания // Вопр. философии. -1980. -№ 11. С. 122−131.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр.психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр.психологии. 1994. — № 3. — С.43−52.
- Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.
- Глуздова О.В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте: Дис. .канд.психол.наук. Н.Новгород. 2002.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестн.МГУ. Сер. 14.Психология. — 1982. — № 4.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наук. думка, 1984.-208 с.
- Горшкова В.В. Субъект и объект в психологии. СПб., 1994.63 .Григорьева Е. В., Влияние я-концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений учитель-ученик. Сочи -2000
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 239 с.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопр.психол. 1981. — № 6. — С. 13−26.
- Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи. М., 1992.
- Дальто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
- Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. — 365 с.
- Драгунова Т.В. Подросток в кругу сверстников: особенности взаимоотношений // Семья и школа. 1975. — № 1. — С. 19−23.
- Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976. — 80 с.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики. М., 1991.
- Дунаева Н.И. Психологическая структура субъектности как личностного свойства студента будущего социального педагога. Сочи 2006.
- Дусавицкий А.К. Активность личности и коллектив как развивающаяся система // Психол.журн. 1983. — № 6.
- Зотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной роегуляции поведения //Методологические проблемы социальной психологии / Отв.ред.Е. В. Шорохова. М., 1975. — С.241−254.
- Исаева О.М. Психологические характеристики личностного выбора старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. Дисс. канд.психол.наук. Тамбов, 2006.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопр.психологии. 1989. — № 4. — С. 5−15.
- Кайгородов Б.В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии. 1997. — № 1. — С.129−132.
- Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Монография. Астрахань: Изд-во Астрах.гос.пед.ун-та, 1999.-160 с.
- Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -136 с.
- Кириленко Г. Г. Самосознание и мировоззрение личности. М.: Знание, 1988.-64 с.
- Кле М. Психология подростка / Пер. С фр М.: Педагогика, 1991. -171с.
- Комарова Т.К., Кондратьева C.B. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности // Психол.журнал. 1991. — Т. 12. № 3. — С. 30−37.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.-192с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол.журнал. 1981. -Т.2. № 3. -С. 25−38.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат 1984.-335 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989. -255 с.
- Кон Л.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М, — Воронеж, 1997.-98.Конопкин O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) //Вопр.психологии. -1995. -№ 1.- С. 5−12.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопр. психологии. 1997. — № 6. — С. 58−68.
- ЮО.Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. -304 с.
- Ю1.Крайг Г. Психология развития. СПБ., 2000.
- Ю2.Кривцова C.B. и др. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М.: Генезис, 1997.-288 с.
- ЮЗ.Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшего школьника. -М.: Учпедгиз, 1963. 200 с.
- Ю4.Крутецкий В. А. Самосознание // Педагогическая энциклопедия. -М., 1966. Т. 3.-С. 781−783.
- Ю5.Крутецкий В. А. Возрастные психологические особенности подростка // Советская педагогика. 1970. — № 1. — С. 87−99.
- Юб.Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе //Вопр.психологии. 2001. — № 4. — С. 14−30.
- Г. М. Андреевой, H.H. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984. — С. 180 187.
- ПО.Левитов Н. Д. Психология старшего школьника М.: Учпедгиз, 1955. -216 с.
- П.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1990.- № 3. — С. 33−42.
- З.Лисина М. И. Образ самого себя //Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.-М., 1986.-С. 120−133.
- Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники. М.: Педагогика, 1990. -192 с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. -Л.: Медицина, 1979.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн.-1981.-№ 5.
- Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. С англ. М.: Изд-во Междунар.пед.акад., 1994. -368 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.-144 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С. 108−117.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности /Избр. психол.труды. М., 1996.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопр.психологии. 1988. — № 3. — С. 71−78.
- Михайлова Е.И. Осознание, мотивировка и поведенческие компоненты проявления ответственности на этапе перехода в юношеский возраст // Мир психологии. 1996. — № 2. — С. 164−170.
- Михайлова Е.И. Специфика проявления ответственности при переходе из подросткового в юношеский возраст // Мир психологиии. 1996. — № 4. -С. 149−152.
- Морозова Л.Б. Развитие субъектности подростков в условиях социальной изоляции методом дистантной психологической помощи (на примере воспитательной колонии для несовершеннолетних): Дис.. канд. Психол.наук. -Н.Новгород. 2005.
- Мудрик A.B. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
- Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. С. 176.
- МухинаВ.С. Возрастная психология. М., 1997.-432 с.
- Мухина B.C. Юность //Мухина B.C. Психология детства и отрочества. -М., 1998.-С. 478−483.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Хрестоматия по психологии. М., 1987. — С.146−152.
- Назаретян А.П. Универсальная эволюция субъектности: от ретроспекции к прогностике // Мир психологии. 2000. -№ 1. — С. 230−242.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр.психологии. -1995. № 2. -С.5−19.
- Пантилеев С.Р., Визгина A.B., Зимачева Е. М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта // Психол.обозрение. 1997. -№ 2.-С. 27−30.
- Петровский A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр.психологии. -1987. № 1. — С. 15−26.
- Петровский В.А. Субъектность: Новая парадигма в образовании // Наука и образование. 1996. № 3. — С. 100−105.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
- Погодина Е.В. Морфофункциональные показатели здоровья одаренных детей: Автореферат дис. .канд. медиц.наук. Н.Новгород. — 2005.
- Платонов K.K. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
- Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте //Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.
- Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. -М., 1984.-С. 76−88
- Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М., 1999.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Воронеж, 2000.
- Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А. А. Реана. М., 2003.
- Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.-236 с.
- Психология: Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология и педагогика / Сост. А. А. Радугин. М., 1996. -С. 9−238.
- Психология субъектности педагога / Под ред. Е. Н. Волковой. -Н.Новгород, 2001.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.-303 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. -624 с.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М., Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. -264 с.
- Резниченко М.А. О структуре самооценки старших школьников // Новые исследования в психологии. М., 1985. — № 2(33). — С. 40−44.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. -196 с.
- Реймшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. СПб.: Наука и искусство, 1977. -328 с.
- Руководство практического психолога (психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы) / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1997. 160 с.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
- Сайко Э.В. Субъект действия в реализации «сознательного существования бытия» и формировании исторического содержания социальной эволюции // Субъект действия, взаимодействия, познания. М., 2000.
- Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И. В. Дубровиной. Н. Новгород, 1995.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск: Изд-во Свердл.пед.ин-та, 1986. — 142 с.
- Серегина И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: Дисс. .канд.психол.наук. -М., 1999.
- ПЗ.Сидорова Т. Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопр.психологии. 1987. — № 5. -С. 56−62.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологиию -1986. № 6.
- Слободчиков В.И. Развитие субъектной реальности в онтогенезе: Авто-реф. дис. д-ра психол. наук. М., 1994. -38 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. -М., 2000. -316с.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр.психологии. 1996. — № 5.-С. 38−50.
- Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопр.психологии. 1989. — № 2. — С. 27−35.
- Снегирева Т.В. Старший школьный возраст //Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.-С. 145−159.
- Степанский В.И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения //Вопр.психологии. -1991. № 5. С. 13−18.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.-284 с.
- Столяренко Л.Д. Психология юношеского возраста и формирование самосознания // Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. -С. 102−109.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов: Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998. — 464 с.
- Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. -1995. № 3.- С. 18−21.
- Толстых H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопр. психологии.-1984.-№ 3.-С. 79−86.
- Толстых H.H. Ранняя юность // Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1998. С. 372−426.
- Туревская P.A. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1990. № 4. — С. 57−64.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопр.психологии. -1988. № 6.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. -М. Воронеж, 1996.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды.-М., 1999.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. -592 с.
- Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1987.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. -366 с.
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1925. -256 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. — 253 с.
- Хайкин B.JI. Взаимосвязь деятельности и активности. М., 1997. -279с.
- Хекгаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т. 1. — М., 1986.-391 с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура: Избран. Труды Карен Хорни и Эрика Фрома. М., 1995.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. -М. Рига, 1995.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.-144с.
- Чудновский В.Э. Проблема субъектности в свете современных задач психологии воспитания // Вопр.психологии. 1988. -№ 4. 202. Шумилин Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника// Вопр.психологии. — 1982. -№ 5. — С. 72−79.
- Юность: физическое и умственное развитие, социализация // Развитие личности ребенка / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон / Пер. С англ. М., 1987.-С. 231−266.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопр.психологии. 1989. -№ 6. — С. 5−13.
- Atkinson J.W. Some general implications of conceptual developments in the study of achievement-oriented behaviour // Human Motivation. Lincoln, 1965.
- Bandura A. Behavioural psychotherapy // Scientific American, 1967. V. 216. № 3.
- O.Phillips B.N. School Stress and Anxiety. N.Y., 1978. 21 l. Robbins A. Unlimited Power. N.Y., 1986.
- Rogers C.R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relation-ships, as developed in the client-centred framework // Formulation of the person and the Social Context. V. 3. -N.Y., 1959.
- Spielberger Ch.D. Anxiety as an Emotional State. In: Anxiety-Current Trends in Trends in Theory and Research. N.Y. 1972.
- Spielberger Ch.D., Gorsuch R.L., Lushene R.E. Manual for the State-Trait-Anxiety Inventory. Palo Aito, California: Consulting Psychologist Press, 1970. 215. Weiner I.B. Perspectives on the modern adolescent // Psychiatry. — 1972. -V.35.