Особенности критичности мышления детей с интеллектуальным недоразвитием
Диссертация
Таким образом, в ходе дифференцированного изучения особенностей i критичности мышления подростков с легкой степенью умственной отсталости были обнаружены заметные тенденции ее качественного изменения — от зарождающегося уровня к констатирующему. Очевидно, позитивные изменения критичности их мышления, с одной стороны, во многом обусловлены закономерными новообразованиями подросткового возраста… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ^ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
- 1. 1. Мышление как деятельность
- 1. 2. Критичность в структуре мыслительной деятельности и социального интеллекта
- 1. 3. Развитие критичности мышления в онтогенезе
- 1. 4. Проявления критичности мышления у детей с интеллектуальным недоразвитием
- ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
- Ф
- 2. 1. Организация и методика изучения критичности мышления учащихся с интеллектуальным недоразвитием
- 2. 2. Сравнительный анализ критичности мышления школьников с интеллектуальным недоразвитием
- 2. 3. Подконтрольность мыслительной деятельности как интегративный показатель критичности мышления подростков с интеллектуальным недоразвитием
- ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
- 3. 1. Педагогические условия оптимизации текущего контроля процесса мышления школьников с недоразвитием интеллекта
- 3. 2. Условия оптимизации личностной подконтрольности мышления учащихся с интеллектуальным недоразвитием
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335с.
- Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. — 288с.
- Айзенберг Б.И. Исследование внушаемости олигофренов. //Дефектология, 1981, № 1. с. 28−32.
- Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации. //Человек и общество. /Под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: ЛГУ, 1971. — с.144−150.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Ленинг. ун-та, 1968.-339с.
- Анцыферова Л.И. Методические проблемы психологии развития. //Принцип развития в психологии. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978. с. 3−20.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979.-151с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 104с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологическогоанализа. Учебник для вузов. М.: МГУ, 1990. — 367с.
- Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. /Под ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко. Киев: Здоровье, 1980. — 90с.
- Байрамов А.С. Психологические этюды. Баку: Азернешр, 1989. — 219с.
- Бакеев В.А. Исследование внушаемости в общей структуре личности. //Вопросы внушенного воздействия в педагогике. /Под ред. В. Н. Донец.-Перьмь: Учен. Записки Перм. гос.пед.инст., 1972. с. 26−46.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. -М.: Педагогика, 1975.-430с.i
- Бгажнокова И.М. Мыслительные операции у умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний. //Дефектология, 1975, № 3.-с.24−29.
- Белопольская H.JI. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: УРАО, 1999. — 148с.
- Бельтюков В.И. Соотношение социальных и биологических факторов в развитии человека. //Дефектология, 1981, № 4. с. 3−10.
- Березанская Н.Б. Роль внушаемости и критичности в процессе целеобразования. //Психологические механизмы целеобразования. М., 1977. — с. 123−142.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М.: Медицина, 1966. 341с.
- Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. Том 2: Объективное изучение личности. СПб.: Алетейа, 1999.- 281с.
- Бизенков Г. И. О формировании критичности и самокритичности у учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. пед. наук (по психологии). М., 1953. — 16с.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976.- 326с.
- Блейхер В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоровье, 1986.- 280с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 345с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311с.
- Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1983.- с. 16−17.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. — 89с.
- Бодал ев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, Наука, 1998. — 165с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М: Междун. пед. академия, 1995. — 209с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии, 1978, № 4. с. 23−34.
- Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс. //Вопросы психологии, 1984, № 5. с. 17−29.
- Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления (философские проблемы психологии). М.: Высшая школа, 1968. — 104с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. — 230с.
- Брушлинский А.В. О детерминации мыслительного процесса. //Советская педагогика, 1965, № 10. с. 23−32.
- Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития. -М.: Знание, 1977. 64с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. -96с.
- Брушлинский А.В. Разработка принципа единства сознания и деятельности в экспериментальной психологии. //Психологический журнал, 1987, № 5. с. 121−128.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2000. — 528с.
- Бутенко А.В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2002. — 173с.
- Васильев И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций. //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд. Московского ун-та, 1979.-с. 55−62.
- Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. //Психологический журнал, Том 19, 1998, № 4. с. 49−59.
- Векслер С.И. Важное качество ума. //Народное образование, 1967, № 1.-с. 52−54.
- Векслер С.И. О некоторых качествах ума и их развитии. //Народное образование, 1972, № 10. с. 51−52.I
- Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. пед. наук. -Киев, 1974.-23с. 5−9.
- Венгер JI.A. О качественном подходе к динамике умственного развития ребенка. //Вопросы психологии, 1974, № 1. с. 116−122.47 .Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М., 1985. — 144с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 175с.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.— 442с.
- Володина И.С. Специфика развития социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. псих. наук. СПб., 2004. — 27с.
- Выготский JI.C. Проблема умственной отсталости. //Хрестоматия по патопсихологии. /Под ред. Б. В. Зейгарник, А. П. Корнилова. М.: МГУ, 1981.-с. 150−157.
- Выготский JI. C Проблемы развития психики. //Психология аномального развития: Хрестоматия. Т. 1 /Под ред. В. В. Лебединского. М., 2002.-с. 10−22.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, I960.-117с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии. /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504с.
- Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978.- 117с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Ф. А. Сохина, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — с. 236−277.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. — 61с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.- 136.
- Гульдан В.В. Исследование некоторых механизмов регуляции поведения при психопатиях: Автореф. дис. на соис. учен, степени, д. псих, наук,-М., 1975.- 18с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986.-239с.
- Да Круш Сампайо Атеро. Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. псих. наук. СПб.,-17с.
- Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. /Под ред. A.M. Волкова. М.: МГУ, 1987. — 215с.
- Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы. /Под ред. В. В. Давыдова. М, 1990. — 180с.
- Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999.-186с.
- Елизарова Л.П. Воспитание самокритичности у старших подростков: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. пед. наук. Рязань, 1979. — 24с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2002.-508с.
- Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте. //Психологический журнал, Том 18,1997, № 3. с. 74−82.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.-140с.
- Иванова Е.А. Особенности критичного отношения к себе учащихся 57-х классов: Автореф. дис. на соис. учен, степени, д. пед. наук (по психологии). М., 1955. — 16с.
- Избранные психологические труды. /Под ред. М. Г. Ярошевского. -Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. 539с.
- Ильницкая И.А. проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Пермь: ПГПИ, 1983.-76с.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие детей. JI.: «Медицина», 1982. -224с.1
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. -М.: Рос. Пед. Агенство, 1997. 191с.
- Карпунина О.Н. Повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов вспомогательной школы (на примере русского языка): Дис. на соис. учен, степени, д. пед. наук.-М" 1996. 164с.
- Керимов О.Ф. Особенности проявления критичности мышления студентов при индивидуальном и групповом решении задач:-Автореф.дис. на соис. учен, степени, к. псих. наук. Тбилиси, 1987. — 22с.
- Клочко В.Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительных задач. //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1979. — с. 87−95.
- Кожалиева Ч.Б. Особенности становления образа Я у умственно отсталых подростков: Автореф дис. на соис. учен, степени к. псих, н.-М., 1995- 16с.
- Кожуховская И.И. Виды нарушения критичности у психически больных: Дис. на соис. учен, степени, д. псих. наук. М., 1978. — с. 4−10.
- Кожуховская И.И. Методика исследования мышления и критичности.I
- Вопросы психологии, 1974, № 1. с. 143−146.
- Конева B.C. Формирование критичности младших школьников в учебной деятельности: Дис. на соис. учен, степени, к. пед. наук. СПб., 1995.-205с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.-М.: Наука, 1980.-256с.
- Копылова Т.Ю. Особенности проявления критичности младших школьников при решении учебных и нравственных задач: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. псих. наук. СПб., 2001. — 19с.
- Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М., Наука, 1991. — 574с.
- Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Автореф. дис. на соис. учен, степени, д. псих. наук. М., 1997. — 41с.
- Коробейников И.А. Психологическая диагностика риска дезадаптивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью: Методические рекомендации. М.: Б.и., 1991. 19с.
- Король С.А. К классификации особенностей критичности мышления. //Вопросы психологии, 1981, № 4.- с. 108−111.
- Кудрявцев Т.В., Концевой Ю. А. К вопросу об изучении структурных компонентов мышления. //Вопросы психологии, 1976, № 1. с. 55−63.
- Кудрявцева И.А., Ерохина М. Б., Лавринович А. Н. Психологические проблемы критичности и некоторые механизмы отклоняющегося поведения. //Психологический журнал, 1986, № 2, Том 7. с. 127−139.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2001. — 183с.
- Куницина В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимодействие. //Теоретические и прикладные вопросы психологии. /Под ред. А. А. Крылова. 4.1. СПб, 1995. — с. 48−59.
- Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. СПб.: Питер, Принт, 2002.-415с.
- ЮО.Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: Теоретическая модель и диагностика. Белгород: Б.и., 2002. — 198с.
- Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития. //Психология аномального развития: Хрестоматия. Т.1. /Под ред. В. В. Лебединского. М.: ЧеРО и др., 2002.-739с.
- Левитов Н.Д. Психология (для преподавателей и мастеров проф.-тех. училищ). М.: Высшая школа, 1964. — 256с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304с.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии, 1972, № 9. с. 95−108.
- Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 142с.
- Юб.Лихтарников Л. М. Занимательные логические задачи. СПб.: Лань, МИК, 1996. — 124с.
- Логические задачи. /Сост. А. Г. Эпельман. М.: Научн.-пед. о-во АЛТА, 1995.-40с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. //Психологический журнал, 1981, № 5, Том 2. с. 3−22.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444с.
- ПО.Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. //Дефектология, 1971, № 6. с. 15−19.111 .Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 100с.
- Луцкина Р.К. Умение умственно отсталых школьников критически относиться к прослушанному тексту. //Дефектология, 1973, № 6. -с. 67−72.
- ПЗ.Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Межд. пед. академия, 1994. — 368с.
- Люблинская А.А. Ранние формы мышления ребенка. //Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Ф. А. Сохина, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — с. 319−348.
- Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. СПб.: Речь, 2004. — 352с.
- Пб.Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 167с. I
- Мамайчук И.И., Трошихина Е. Г. Особенности адаптации учащихся вспомогательной школы-интерната. //Дефектология, 1997, № 3. с. 3−10.
- Мастюкова Е. М. Волков A.M. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск: ИГПИ, 1992. — 159с.
- Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательных школ. Л.: ЛГПУ, 1986. — 73с.
- Матасов Ю.Т. Интегративная характеристика мышления умственно отсталых школьников. //Дефектология, 1997, № 2. с. 3−8.
- Матасов Ю.Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников:I
- Дис. на соис. учен, степени, д. псих. наук. СПб., 1997. — 332с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
- Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. /Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1979. — с. 29−34.
- Методы изучения личности: Методические рекомендации. /Под ред. М. Г. Давлетшина. Ташкент, 1986. — 48с.
- Михайлова Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливеш. СПб.: Иматон, 1996.-51с.
- Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990. — 70с.
- Мургулец JI.B. Социально-психологическая диагностика личности. JL: ЛГУ, 1988.-46с.
- Мышление: процесс, деятельность, общение. /Под ред. А. В. Брушлинского. М., Наука, 1982. — 387с.
- Намазбаева Ж.И. Изучение развития самооценки умственно отсталых школьников 5−8-х классов. //Дефектология, 1971, № 1. с. 24−30.
- Намазбаева Ж.И. Развитие личности умственно отсталых школьников.-Алма-Ата: Мектеп, 1976. 52с.
- Нестандартизированные психологические методики исследования мышления обеспечение сопоставимости и надежности данных: Методич. пособие. — СПб: Психоневрол. ин-т, 1995. — 27с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л.: ЛГУ, 1989.- 191с.
- Пащенко Е. И. Соотношение социального интеллекта, когнитивных и психосоциальных характеристик в период ранней взрослости: Дис. на соис. учен, степени, к. псих. наук. СПб., 2003. — 171с.
- Переслени Л.И. Особенности вероятного прогнозирования у детей вIнорме и патологии. //Вопросы психологии, 1976, № 2. с.115−123.
- Петанова Е.И., Реан А. А. Развитие Я-концепции в подростковом и юношеском возрасте (от 11 до 19 лет), //психология Я-концепции: возрастные особенности развития: Хрестоматия. Часть 2. /Сост. А. В. Иващенко, B.C. Агапова. М.: МГСА, 2002. — 271с.
- Петрова В.Г. Исследования личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М.:Б.и., 1980. — 81с. 64−71.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968. — 158с. I
- Петухов В.В. Психология мышления. М.: МГУ, 1987. — 87с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.- с. 659.
- Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., 1962. — 319с. *
- Пинский Б.И. Развитие целенаправленной деятельности у учащихся вспомогательной школы. //Дефектология, 1979, № 5. с. 39−42.
- Пинский Б.И. О некоторых особенностях самоконтроля у умственно отсталых школьников. //Специальная школа. М., 1960, Вып. 1.-е. 67−73.I
- Платонов К.И. Внушение и гипноз в свете учения И.П. Платонова. М., 1951.-е. 17−23.
- Платонов К.К. Психология личности. М., 1966. — 18с.
- Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. Методическое пособие. /Под ред. Л. В. Шапковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001 -158с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. -с. 271.
- Психологическая диагностика и коррекция личности школьников. Сост. Т. О. Баль. Воронеж: ВГПИ, 1991. — 183с.15 5. Психологические механизмы целеобразования. /Под ред. О. К. Тихомирова и др. М.: Наука, 1977. — 259с.
- Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития: Межвузовский сборник науч. трудов. Горький: ГГПИ, 1988. — с. 14−22.
- Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология). /Под ред. В. Г. Петровой, И. В. Беляковой. М.: РОУ, 1996. — 48с.
- Психология. Учебник для педагогических институтов. /Под ред. А. А. Смирнова. М., 1962. — с. 276−278.
- Психология детства. Учебник. /Отв. Ред Д. Гиппиус. СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-пресс, 2003. — 368с.
- Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5-ти частях. Ч. 3,4. /Под ред. А. С. Батышева.-М., 1993. с. 7−8.
- Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.:Политиздат, 1990. 494с.
- Путляева JI.B. К вопросу о роли эмоциональных состояний в мыслительной деятельности. //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. /Под ред O.K. Тихомирова. М., 1979.-с. 74−81.
- Регуш JI.A. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности: Автореф. дис. на соискание учен, степени д. псих. наук. Л., 1985.-37с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Том 1, 2. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — с. 25,139- 343−348.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. 147с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003. — 713с. l
- Рубинштейн С.Л. Очередные задачи психологического исследования мышления. //Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Ф. А. Сохина, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — с. 225−231.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.-350с.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. //Вопросы психологии, 1986, № 4. с. 101−108.
- Рубинштейн С.Я. Методики экспериментальной патопсихологии. М., 1962.-80с.I
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. — 190с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. М.: Апрель-Пресс, 2004. — 224с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990. — 252с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962.-504с.
- Селиванов В.В. Мышление как личностный процесс. Смоленск, 1995.-47с.
- Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. //Дефектология, 2000, № 1.-с. 66.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб: Речь, 2000. 349с.
- Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М.: РЭА, 1995. — 182с.
- Симоненкова М.Б. Некоторые механизмы нарушения критичности у психопатических личностей: Дис. на соис. учен, степени, д. псих. наук. -М., 1986.-с. 32−40.
- Синельников В.М. Формирование критичности ума у младших школьников в процессе обучения: Дис. на соис. учен, степени, д. псих, наук. М., 1972. — с. 4−29.
- Синицина Е. Логические игры и загадки: Из серии «Дошкольное образование». М.: ЮНВЕС, 2000. — 87с.
- Славская К. А. Детерминация процесса мышления. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Ф. А. Сохина, Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1966. — с. 175−185.
- Смирнов А.А. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том 1. /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1987. — 271с.
- Современные подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью. /Под ред. А. Д. Виноградовой, В. Н. Вовка.-СПб., 1994.- 117с.
- Специализированный кабинет детского психолога. Блок 4: Материалы для проведения психологического обследования учащихся средней школы. -М., 1995.- 196с.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303с.
- Стадненко Н.М. Развитие мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения. //Дефектология, 1984, № 5. с. 25−30.
- Степанова Е.И. Возрастная изменчивость интеллектуальных функций в юношеском возрасте. //Вопросы психологии, 1970, № 1. 78−89.
- Телегина Э.Д., Богданова Т. Г. Соотношение мотивов и целей в структуре мышления. //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1979. — с. 38−44.
- Тепеницина Т.И. К вопросу о роли личностного компонента в структуре мыслительной деятельности. //Психологические исследования. Вып. 37. /Под ред. Б. В. Зейгарник. М.: Изд-во МГУ, 1971. — с. 87−100.
- Теплов Б.М. Психология. Учебник для средней школы. М.: Учпедгиз, 1954.-256с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Академия, 2002. 288с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 304с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2001. — 143с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. -451с.
- Ульенкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития. Горький: Горьк. ГПИ, 1980.-58с.
- Ульенкова У.В. О самостоятельности мышления как умственной способности. //Тезисы докладов научной конференции по психологии.-Горький, 1968. с. 18−22.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.-М.: Педагогика, 1990. 180с.
- Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. М.: Б.и., 1990 — 200с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.:Педагогика, 1989.-206с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. М.: Моск. Психолого-социал. Ин-т: Флинто, 1999. — 670с.
- Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Детский вариант. СПб., 1994. — с. 36−37.
- Халперн Дайана. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. — 503с.
- Холодная М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта: Автореф. дис. на соис. ученой степени д. псих. н. М., 1990. -40с.
- Худик В.А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности. СПб.: Образование, 2000,-300с.
- Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977.-144с.
- Чубаров П.А. Развитие самооценки умственно отсталых школьников: Дис. на соис. учен, степени, к. псих, наук, — Л., 1987. 173с.
- Чу баров П.А. Социально-психологические факторы развития самооценки умственно отсталых школьников. //Дети с проблемами в развитии. Исследование и коррекция. СПб.: Ун-т пед. мастерства, Лен. гос. обл. ун-т, 1999. — с.123−129.
- Шварц И.Е. Внушение в системе методов педагогического воздействия. //Вопросы внушающего воздействия. /Под ред. В. Н. Донец. Перьмь, 1972.-с. 3−16.
- Шварц И.Е. Определение степени внушаемости с помощь теста самооценки. /Под ред. И. Е. Шварц. Перьмь, 1977. — с.3−7.I
- Шевандрин И.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М.: ВЛАДОС, 1999. 512с.
- Шиф Ж. И. Некоторые особенности наглядного мышления детей-олигофренов. //Умственное развитие учащихся вспомогательной школы.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. с.14−40.
- Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности. //Методологические проблемы социальной психологии. /Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. — с. 63−71.
- Элиава Н.Л. Проблема установки в психологии мышления: Автореф.док. пед. наук (по психологии). -Тбилиси, 1966. 39с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. -М.: Учпедгиз, 1960. 328с.
- Юдии Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения. //Вопросы философии, 1976, № 5. с. 62−78.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.-391с.
- Ядов В.А. О дизпозиционной регуляции социального поведения личности. //Методологические проблемы социальной психологии. /Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. — с. 89−105.
- Burkhard Rehwald. Optimale Entwicklung geschadigter Kinder Aufgabe der Sonderpadagogen. //Die Sonderschule, 1985, № 4. — s. 201−212.
- Duncker K. Zur Psychologie des productiven Denkens. Berlin, 1935. -241s.
- Gerda Jun. Kinder, die anders sind. Berlin, 1981. — 142s.
- Hammer Lothar. Allgemeinbildungs und Unterricht intellektuell geschadigter Schuler. //Die Sonderschule, 1987, № 2. s. 65−73.
- Hopf Melitta, Klitzler Horst. Entwicklung der Entscheidungsfahigkeit intellektuell geschadigter Schuler. //Die Sonderschule, 1985, № 1. s. 16−24.
- Klix F. Erwachendes Denken. Berlin, 1980. — 178s.
- Suhrweier Horst. ProzeBimmanente padagogisch-psychologische Diagnostik im Hilfsschulunterricht. //Die Sonderschule, 1986, № 2. s. 69−80.