Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности критичности мышления детей с интеллектуальным недоразвитием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в ходе дифференцированного изучения особенностей i критичности мышления подростков с легкой степенью умственной отсталости были обнаружены заметные тенденции ее качественного изменения — от зарождающегося уровня к констатирующему. Очевидно, позитивные изменения критичности их мышления, с одной стороны, во многом обусловлены закономерными новообразованиями подросткового возраста… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ^ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
    • 1. 1. Мышление как деятельность
    • 1. 2. Критичность в структуре мыслительной деятельности и социального интеллекта
    • 1. 3. Развитие критичности мышления в онтогенезе
    • 1. 4. Проявления критичности мышления у детей с интеллектуальным недоразвитием
  • ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
  • Ф
    • 2. 1. Организация и методика изучения критичности мышления учащихся с интеллектуальным недоразвитием
    • 2. 2. Сравнительный анализ критичности мышления школьников с интеллектуальным недоразвитием
    • 2. 3. Подконтрольность мыслительной деятельности как интегративный показатель критичности мышления подростков с интеллектуальным недоразвитием
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
    • 3. 1. Педагогические условия оптимизации текущего контроля процесса мышления школьников с недоразвитием интеллекта
    • 3. 2. Условия оптимизации личностной подконтрольности мышления учащихся с интеллектуальным недоразвитием

Особенности критичности мышления детей с интеллектуальным недоразвитием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Совершенствование теории и практики обучения и воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием в связи с реализацией личностно-ориентированного подхода вызывает необходимость изучения индивидуально-психологических особенностей их мыслительной деятельности.

Исследования мышления (С.Л.Рубинштейн, Г. И. Бизенков, И. А. Иванова, А. А. Смирнов, O.K. Тихомиров и др.) привели к выделению таких его качеств, которые, с одной стороны, влияют на продуктивность мыслительной деятельности в целом, с другой стороны, получают свое развитие непосредственно в мыслительной деятельности, постепенно превращаясь в устойчивое свойство личности. Среди таких индивидуально-психологических характеристик мышления видное место занимает критичность.

В психолого-педагогических работах было убедительно доказано, что критичность мышления является важным средством адекватного познания учащимися окружающего мира (А.А.Смирнов, С. И. Векслер А.И.Липкина, Л. А. Рыбак, А. С. Байрамов, В. М. Синельников и др.). Изучение критичности в более широком личностном аспекте позволило ученым рассматривать ее в качестве неотъемлемого компонента самосознания, позволяющего человеку контролировать не только отдельные действия, но и поведение в целом (Г.И.Бизенков, М. Б. Ерохина, Б. В. Зейгарник, И. И. Кожуховская, В. С. Конева, Т. Ю. Копылова, И. А. Кудрявцев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Понимание критичности как значимой индивидуально-психологической характеристики, обусловливающей не только продуктивность мыслительной деятельности, но и социальную адекватность личности, делает весьма актуальной проблему изучения критичности мышления детей с недоразвитием интеллекта. В специальной психологии данная проблема исj следовалась в основном в связи с изучением особенностей регуляционных механизмов мышления (Р.К.Луцкина, Ю. Т. Матасов, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн и др.). Результаты исследований однозначно указывают на то, что нарушение критичности является одним из характерных недостатков мыслительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием и проявляется в неумении планировать предстоящие действия, контролировать правильность их выполнения, в неспособности обнаруживать допущенные ошибки. В целом оказывается нарушенной подконтрольность всей мыслительной деятельности (Б.В.ЗейгарникИ.И.Кожуховская, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.).

Однако, как показал анализ психолого-педагогической литературы по проблеме критичности мышления детей с недоразвитием интеллекта, многие аспекты этой проблемы являются недостаточно изученными. Сегодня существует объективная необходимость в исследовании механизмов критичности мышления учащихся, детерминирующих специфику и недостатки текущего контроля отдельных исполнительских действий и личностной подконтрольности процесса мышленияв создании психолого-педагогических условий по оптимизации данного качества мышления у школьников с недоразвитием интеллекта.

Недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы исследования критичности мышления учащихся с недоразвитием интеллекта обусловила необходимость ее выделения как актуальной исследовательской темы.

Объектом исследования выступили индивидуально-психологические характеристики мышления подростков с недоразвитием интеллекта.

Предметом исследования явились особенности критичности мышления подростков с недоразвитием интеллекта.

Цель исследования состояла в изучении специфики критичности мышления подростков с недоразвитием интеллекта и выявлении механизмов, ее детерминирующих.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние проблемы критичности мышления в психолого-педагогической литературе.

2. Разработать и апробировать методику количественной и качественной оценки критичности мышления учащихся с недоразвитием интеллекта.

3. Провести экспериментальное изучение критичности мышления подростков с недоразвитием интеллекта.

4. Разработать методические рекомендации к работе по оптимизации критичности мышления школьников с недоразвитием интеллекта.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что специфика критичности мышления подростков с недоразвитием интеллекта имеет двоякую детерминацию — индивидную и личностную. На индивидном уровне специфика критичности мышления умственно отсталых учащихся обусловлена недоразвитием предпосылок их интеллектуальных возможностей, вызванных органическим дефектом центральной нервной системы. На личностном уровне специфика критичности мышления у подростков с недоразвитием интеллекта обусловлена общей слабостью регуляторных возможностей их мыслительной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения и принципы, разработанные в отечественной психологической науке: принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, принцип личностного изучения (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, М. Я. Басов, Б. Ф. Ломов и др.) — положение об общности важнейших закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В.И. Лубовский).

Цель и задачи исследования

определили выбор следующих методов: теоретический анализ научных источниковнаблюдениебеседа с детьми и учителямииндивидуальный психологический экспериментколичественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента данныхметоды математической статистики.

Положения, выносимые на защиту: i.

1. В процессе мышления у подростков с интеллектуальным недоразвитием отчетливо проявляются снижение интеллектуальной активности, слабость аналитико-синтетической функции, тугоподвижность мыслительной деятельности, которые, в свою очередь, обусловливают недостатки их критичности мышления.

2. Ослабление личностной регуляции мыслительной деятельности подростков с недоразвитием интеллекта снижает подконтрольность процесса их мышления, которая может рассматриваться в качестве важного фактора, определяющего специфику критичности их мышления.

3. У учащихся седьмых и восьмых классов с легкой степенью умствен-: ной отсталости доминирует зарождающаяся критичность, которая связана с недостатками текущего контроля отдельных исполнительских действий и со слабой личностной регуляцией мыслительной деятельности в целом.

4. Подростковый возраст является наиболее чувствительным к возникновению качественных изменений в структуре критичности мышления умственно отсталых школьников по критериям самостоятельности, умения объективно оценивать себя, понимать и прогнозировать действия и поступки других.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана адекватная методика, позволяющая изучить критичность мышления подростков с недоразвитием интеллектавпервые исследована специфика текущего контроля отдельных исполнительских действий и личностной подконтрольности мышления умственно отсталых школьниковвыявлены тенденции качественного изменения критичности мышленияразработаны методические рекомендации по оптимизации критичности мышления учащихся с недоразвитием интеллекта.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены представления о механизмах критичности мышления учащихся с недоразвитием интеллекта, детерминирующих специфику и недостатки текущего контроля отдельных исполнительских действий и личностной подконтрольности их мышления. Выявленные особенности критичности мышления умственно отсталых подростков и разработанные с их учетом методические рекомендации по ее оптимизации открывают перспективы для дальнейшего изучения динамики развития этого качества мышления у школьников в специально организованных педагогических условиях.

Практическая значимость состояла в том, что сконструирована и апробирована экспериментальная методика изучения критичности мышления, которую можно использовать в процессе дифференциальной диагностики нарушений мышления. Разработанные на основе полученных экспериментальных результатов методические рекомендации по оптимизации критичности мышления подростков с недоразвитием интеллекта позволят усовершенствовать систему коррекционно-развивающей работы, направленную на развитие регуляционных механизмов их мышления.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 227 наименований, 20 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 242. Работа содержит 18 таблиц, 13 рисунков.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

В ходе обобщения полученных экспериментальных данных, раскры-Ф вающих специфику и недостатки критичности мышления подростков с недоразвитием интеллекта, оказалось возможным сформулировать рекомендации по оптимизации критичности их мышления. Подходя к пониманию критичности как к сложноорганизованной индивидуально-психологической характеристики мыслительной деятельности, мы сочли правомерным представить рекомендации отдельно для текущего контроля и для личностной подконтрольности всей мыслительной деятельности, хотя, как уже упоминалось, такое деление весьма условно.

С этой целью вначале были уточнены наиболее значимые параметры ф текущего контроля отдельных исполнительских действий и критерии, определяющие его успешность протекания на уровне выделенных параметров. На этом основании были обозначены условия, оптимизирующие текущий контроль умственно отсталых учащихся. В качестве таких условий были признаны следующие: организующая помощь со стороны взрослого, системное использование разнотипных проблемных ситуаций, соответствие их содержания опыту, знаниям школьников и т. п.

Отдельно были рассмотрены важные параметры личностной подкон-ф трольности процесса мышления и представлены рекомендации по ее оптимизации. Существенными рекомендациями явились следующие: создание ситуаций успехаактивизация интереса к самому себе и к личности другогопрактическая направленность решения проблемных заданий, выступающих примером для целенаправленных действий в реально возникающих ситуациI ях и т. п.

В нашем понимании, такой дифференцированный подход в организации педагогических условий по оптимизации критичности умственно отсталых подростков не разрушил единства сущности данного качества мышления и позволил учесть важнейшие механизмы, обеспечивающие текущий контроль за ходом отдельных исполнительских действий и личностную подконтрольность всей мыслительной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе представлены результаты и выводы эксперимен-Ф тального изучения критичности мышления умственно отсталых подростков.

С целью более глубокого и дифференцированного выяснения механизмов, детерминирующих специфику и недостатки критичности мышления учащихся с недоразвитием интеллекта, экспериментальная программа была построена на анализе двух условно выделенных уровней ее проявлений: уровня контролирующей функции, обеспечивающий текущий контроль отдельных исполнительских действий, и уровня личностной подконтрольности, связанной с осознанием средств регуляции и осуществлением мыслительной деятельности. Естественно, в реальной жизни эти два уровня нерасторжимы, Ф, но целесообразность их разведения была определена исследовательскими задачами.

Итогом обобщения и систематизации экспериментальных данных явилось выделение интегративного показателя критичности мышления у подростков с недоразвитием интеллекта. Интегративный показатель критичности мышления учащихся выстраивался с учетом особенностей уровня их контролирующей функции и уровня личностной подконтрольности мышления. Было установлено, что у подростков с легкой степенью умственной отсталости до-ф минирует уровень зарождающейся критичности, который связан в основном со спецификой и недостатками текущего контроля отдельных исполнительских действий и со слабостью личностной регуляции их мыслительной деятельности в целом.

Специфика внутренних механизмов зарождающейся критичности мышления подростков с недоразвитием интеллекта определялась следующими показателями: слабостью интеллектуальной активности, связанной с их низкой осознанностью проблемной ситуациинедостаточностью их аналити-ко-синтетической функции, обусловившей слабость планирования и текущего контроля исполнительских действийтугоподвижностью мыслительных процессов, приводящей к «соскальзыванию» с цели задания, к трудностям переключения с одного способа действия на другой. Внешне все эти недостатки проявились у школьников в большом количестве ошибочных, непродуктивных действий, в неумении давать обоснованную оценку результату деятельности и т. п.

Недостаточность личностной подконтрольности мышления умственно i отсталых школьников выступила в качестве характерного признака, детерминирующего слабую осознанность целей и средств регуляции мыслительной деятельности в целом, трудности объективного обоснования самооценки, дифференциации «своих» и «чужих» мыслей, интерпретации межличностных отношений. Внешне все эти недостатки проявились у учащихся в завышенной и, как правило, необоснованной самооценке, в значительном количестве внушенных действий, в ошибочной трактовке намерений и последствий поведения других людей.

Таким образом, в ходе дифференцированного изучения особенностей i критичности мышления подростков с легкой степенью умственной отсталости были обнаружены заметные тенденции ее качественного изменения — от зарождающегося уровня к констатирующему. Очевидно, позитивные изменения критичности их мышления, с одной стороны, во многом обусловлены закономерными новообразованиями подросткового возраста, связанными с возрастающим интересом учащихся к собственному внутреннему миру, к усилению регуляционных механизмов их мыслительной деятельности и т. п.- с другой стороны, — сложившейся системой обучения и воспитания, нацеленной на создание условий для успешной их адаптации в современном социуме. С этой точки зрения, подростковый возраст является наиболее чувствительным к возникновению качественных изменений в структуре критичности мышления умственно отсталых школьников по критериям самостоятельноста, умения объективно оценивать себя, понимать и прогнозировать поступки I и действия других.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что цель, поставленная перед нами в решении данной проблемы, была достигнута, а выдвинутая гипотеза исследования нашла свое подтверждение в проанализированных объективных данных.

Учет специфики и недостатков критичности подростков с легкой степенью умственной отсталости позволил сформулировать методические рекомендации по оптимизации у них данного качества мышления и представить их дифференцированно для текущего контроля и личностной подконтрольноi ста мыслительной деятельности.

Дальнейшее изучение критичности мышления школьников с недоразвитием интеллекта может быть направлено на изучение динамики качественных изменений текущего контроля и личностной подконтрольности мыслительной деятельности, на разработку и внедрение целостной системы педагогических условий по оптимизации данного качества мышления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335с.
  2. К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. — 288с.
  3. .И. Исследование внушаемости олигофренов. //Дефектология, 1981, № 1. с. 28−32.
  4. .Г. О психологических эффектах социализации. //Человек и общество. /Под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: ЛГУ, 1971. — с.144−150.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Ленинг. ун-та, 1968.-339с.
  6. Л.И. Методические проблемы психологии развития. //Принцип развития в психологии. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978. с. 3−20.
  7. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979.-151с.
  8. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 104с.
  9. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологическогоанализа. Учебник для вузов. М.: МГУ, 1990. — 367с.
  10. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. /Под ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко. Киев: Здоровье, 1980. — 90с.
  11. А.С. Психологические этюды. Баку: Азернешр, 1989. — 219с.
  12. В.А. Исследование внушаемости в общей структуре личности. //Вопросы внушенного воздействия в педагогике. /Под ред. В. Н. Донец.-Перьмь: Учен. Записки Перм. гос.пед.инст., 1972. с. 26−46.
  13. М.Я. Избранные психологические произведения. -М.: Педагогика, 1975.-430с.i
  14. И.М. Мыслительные операции у умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний. //Дефектология, 1975, № 3.-с.24−29.
  15. H.JI. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: УРАО, 1999. — 148с.
  16. В.И. Соотношение социальных и биологических факторов в развитии человека. //Дефектология, 1981, № 4. с. 3−10.
  17. Н.Б. Роль внушаемости и критичности в процессе целеобразования. //Психологические механизмы целеобразования. М., 1977. — с. 123−142.
  18. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М.: Медицина, 1966. 341с.
  19. В.М. Избранные труды по психологии личности. Том 2: Объективное изучение личности. СПб.: Алетейа, 1999.- 281с.
  20. Г. И. О формировании критичности и самокритичности у учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. пед. наук (по психологии). М., 1953. — 16с.
  21. В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976.- 326с.
  22. В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоровье, 1986.- 280с.
  23. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 345с.
  24. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311с.
  25. В.А. Социально-психологические свойства личности. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1983.- с. 16−17.
  26. А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. — 89с.
  27. Бодал ев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, Наука, 1998. — 165с.
  28. Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М: Междун. пед. академия, 1995. — 209с.
  29. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии, 1978, № 4. с. 23−34.
  30. А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс. //Вопросы психологии, 1984, № 5. с. 17−29.
  31. А.В. Культурно-историческая теория мышления (философские проблемы психологии). М.: Высшая школа, 1968. — 104с.
  32. А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. — 230с.
  33. А.В. О детерминации мыслительного процесса. //Советская педагогика, 1965, № 10. с. 23−32.
  34. А.В. О природных предпосылках психического развития. -М.: Знание, 1977. 64с.
  35. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. -96с.
  36. А.В. Разработка принципа единства сознания и деятельности в экспериментальной психологии. //Психологический журнал, 1987, № 5. с. 121−128.
  37. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2000. — 528с.
  38. А.В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2002. — 173с.
  39. И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций. //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд. Московского ун-та, 1979.-с. 55−62.
  40. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. //Психологический журнал, Том 19, 1998, № 4. с. 49−59.
  41. С.И. Важное качество ума. //Народное образование, 1967, № 1.-с. 52−54.
  42. С.И. О некоторых качествах ума и их развитии. //Народное образование, 1972, № 10. с. 51−52.I
  43. С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. пед. наук. -Киев, 1974.-23с. 5−9.
  44. JI.A. О качественном подходе к динамике умственного развития ребенка. //Вопросы психологии, 1974, № 1. с. 116−122.47 .Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М., 1985. — 144с.
  45. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 175с.
  46. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.— 442с.
  47. И.С. Специфика развития социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. псих. наук. СПб., 2004. — 27с.
  48. JI.C. Проблема умственной отсталости. //Хрестоматия по патопсихологии. /Под ред. Б. В. Зейгарник, А. П. Корнилова. М.: МГУ, 1981.-с. 150−157.
  49. Выготский JI. C Проблемы развития психики. //Психология аномального развития: Хрестоматия. Т. 1 /Под ред. В. В. Лебединского. М., 2002.-с. 10−22.
  50. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, I960.-117с.
  51. Л.С. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии. /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504с.
  52. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978.- 117с.
  53. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Ф. А. Сохина, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — с. 236−277.
  54. В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. — 61с.
  55. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.- 136.
  56. В.В. Исследование некоторых механизмов регуляции поведения при психопатиях: Автореф. дис. на соис. учен, степени, д. псих, наук,-М., 1975.- 18с.
  57. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986.-239с.
  58. Да Круш Сампайо Атеро. Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. псих. наук. СПб.,-17с.
  59. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. /Под ред. A.M. Волкова. М.: МГУ, 1987. — 215с.
  60. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы. /Под ред. В. В. Давыдова. М, 1990. — 180с.
  61. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999.-186с.
  62. Л.П. Воспитание самокритичности у старших подростков: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. пед. наук. Рязань, 1979. — 24с.
  63. О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2002.-508с.
  64. Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте. //Психологический журнал, Том 18,1997, № 3. с. 74−82.
  65. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.-140с.
  66. Е.А. Особенности критичного отношения к себе учащихся 57-х классов: Автореф. дис. на соис. учен, степени, д. пед. наук (по психологии). М., 1955. — 16с.
  67. Избранные психологические труды. /Под ред. М. Г. Ярошевского. -Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. 539с.
  68. И.А. проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Пермь: ПГПИ, 1983.-76с.
  69. Д.Н. Психическое недоразвитие детей. JI.: «Медицина», 1982. -224с.1
  70. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. -М.: Рос. Пед. Агенство, 1997. 191с.
  71. О.Н. Повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов вспомогательной школы (на примере русского языка): Дис. на соис. учен, степени, д. пед. наук.-М" 1996. 164с.
  72. О.Ф. Особенности проявления критичности мышления студентов при индивидуальном и групповом решении задач:-Автореф.дис. на соис. учен, степени, к. псих. наук. Тбилиси, 1987. — 22с.
  73. В.Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительных задач. //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1979. — с. 87−95.
  74. Ч.Б. Особенности становления образа Я у умственно отсталых подростков: Автореф дис. на соис. учен, степени к. псих, н.-М., 1995- 16с.
  75. И.И. Виды нарушения критичности у психически больных: Дис. на соис. учен, степени, д. псих. наук. М., 1978. — с. 4−10.
  76. И.И. Методика исследования мышления и критичности.I
  77. Вопросы психологии, 1974, № 1. с. 143−146.
  78. B.C. Формирование критичности младших школьников в учебной деятельности: Дис. на соис. учен, степени, к. пед. наук. СПб., 1995.-205с.
  79. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.-М.: Наука, 1980.-256с.
  80. Т.Ю. Особенности проявления критичности младших школьников при решении учебных и нравственных задач: Автореф. дис. на соис. учен, степени, к. псих. наук. СПб., 2001. — 19с.
  81. .А. Математическая смекалка. М., Наука, 1991. — 574с.
  82. И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Автореф. дис. на соис. учен, степени, д. псих. наук. М., 1997. — 41с.
  83. И.А. Психологическая диагностика риска дезадаптивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью: Методические рекомендации. М.: Б.и., 1991. 19с.
  84. С.А. К классификации особенностей критичности мышления. //Вопросы психологии, 1981, № 4.- с. 108−111.
  85. Т.В., Концевой Ю. А. К вопросу об изучении структурных компонентов мышления. //Вопросы психологии, 1976, № 1. с. 55−63.
  86. И.А., Ерохина М. Б., Лавринович А. Н. Психологические проблемы критичности и некоторые механизмы отклоняющегося поведения. //Психологический журнал, 1986, № 2, Том 7. с. 127−139.
  87. Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2001. — 183с.
  88. В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимодействие. //Теоретические и прикладные вопросы психологии. /Под ред. А. А. Крылова. 4.1. СПб, 1995. — с. 48−59.
  89. X., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. СПб.: Питер, Принт, 2002.-415с.
  90. ЮО.Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: Теоретическая модель и диагностика. Белгород: Б.и., 2002. — 198с.
  91. В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития. //Психология аномального развития: Хрестоматия. Т.1. /Под ред. В. В. Лебединского. М.: ЧеРО и др., 2002.-739с.
  92. Н.Д. Психология (для преподавателей и мастеров проф.-тех. училищ). М.: Высшая школа, 1964. — 256с.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304с.
  94. А.Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии, 1972, № 9. с. 95−108.
  95. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 142с.
  96. Юб.Лихтарников Л. М. Занимательные логические задачи. СПб.: Лань, МИК, 1996. — 124с.
  97. Логические задачи. /Сост. А. Г. Эпельман. М.: Научн.-пед. о-во АЛТА, 1995.-40с.
  98. .Ф. К проблеме деятельности в психологии. //Психологический журнал, 1981, № 5, Том 2. с. 3−22.
  99. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444с.
  100. ПО.Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. //Дефектология, 1971, № 6. с. 15−19.111 .Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 100с.
  101. Р.К. Умение умственно отсталых школьников критически относиться к прослушанному тексту. //Дефектология, 1973, № 6. -с. 67−72.
  102. ПЗ.Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Межд. пед. академия, 1994. — 368с.
  103. А.А. Ранние формы мышления ребенка. //Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Ф. А. Сохина, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — с. 319−348.
  104. И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. СПб.: Речь, 2004. — 352с.
  105. Пб.Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 167с. I
  106. И.И., Трошихина Е. Г. Особенности адаптации учащихся вспомогательной школы-интерната. //Дефектология, 1997, № 3. с. 3−10.
  107. Е. М. Волков A.M. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск: ИГПИ, 1992. — 159с.
  108. Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательных школ. Л.: ЛГПУ, 1986. — 73с.
  109. Ю.Т. Интегративная характеристика мышления умственно отсталых школьников. //Дефектология, 1997, № 2. с. 3−8.
  110. Ю.Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников:I
  111. Дис. на соис. учен, степени, д. псих. наук. СПб., 1997. — 332с.
  112. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
  113. A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. /Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1979. — с. 29−34.
  114. Методы изучения личности: Методические рекомендации. /Под ред. М. Г. Давлетшина. Ташкент, 1986. — 48с.
  115. Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливеш. СПб.: Иматон, 1996.-51с.
  116. Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990. — 70с.
  117. JI.B. Социально-психологическая диагностика личности. JL: ЛГУ, 1988.-46с.
  118. Мышление: процесс, деятельность, общение. /Под ред. А. В. Брушлинского. М., Наука, 1982. — 387с.
  119. .И. Изучение развития самооценки умственно отсталых школьников 5−8-х классов. //Дефектология, 1971, № 1. с. 24−30.
  120. .И. Развитие личности умственно отсталых школьников.-Алма-Ата: Мектеп, 1976. 52с.
  121. Нестандартизированные психологические методики исследования мышления обеспечение сопоставимости и надежности данных: Методич. пособие. — СПб: Психоневрол. ин-т, 1995. — 27с.
  122. Г. С. Самоконтроль человека. Л.: ЛГУ, 1989.- 191с.
  123. Е. И. Соотношение социального интеллекта, когнитивных и психосоциальных характеристик в период ранней взрослости: Дис. на соис. учен, степени, к. псих. наук. СПб., 2003. — 171с.
  124. Л.И. Особенности вероятного прогнозирования у детей вIнорме и патологии. //Вопросы психологии, 1976, № 2. с.115−123.
  125. Е.И., Реан А. А. Развитие Я-концепции в подростковом и юношеском возрасте (от 11 до 19 лет), //психология Я-концепции: возрастные особенности развития: Хрестоматия. Часть 2. /Сост. А. В. Иващенко, B.C. Агапова. М.: МГСА, 2002. — 271с.
  126. В.Г. Исследования личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М.:Б.и., 1980. — 81с. 64−71.
  127. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968. — 158с. I
  128. В.В. Психология мышления. М.: МГУ, 1987. — 87с.
  129. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.- с. 659.
  130. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., 1962. — 319с. *
  131. .И. Развитие целенаправленной деятельности у учащихся вспомогательной школы. //Дефектология, 1979, № 5. с. 39−42.
  132. .И. О некоторых особенностях самоконтроля у умственно отсталых школьников. //Специальная школа. М., 1960, Вып. 1.-е. 67−73.I
  133. К.И. Внушение и гипноз в свете учения И.П. Платонова. М., 1951.-е. 17−23.
  134. К.К. Психология личности. М., 1966. — 18с.
  135. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. Методическое пособие. /Под ред. Л. В. Шапковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001 -158с.
  136. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. -с. 271.
  137. Психологическая диагностика и коррекция личности школьников. Сост. Т. О. Баль. Воронеж: ВГПИ, 1991. — 183с.15 5. Психологические механизмы целеобразования. /Под ред. О. К. Тихомирова и др. М.: Наука, 1977. — 259с.
  138. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития: Межвузовский сборник науч. трудов. Горький: ГГПИ, 1988. — с. 14−22.
  139. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология). /Под ред. В. Г. Петровой, И. В. Беляковой. М.: РОУ, 1996. — 48с.
  140. Психология. Учебник для педагогических институтов. /Под ред. А. А. Смирнова. М., 1962. — с. 276−278.
  141. Психология детства. Учебник. /Отв. Ред Д. Гиппиус. СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-пресс, 2003. — 368с.
  142. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5-ти частях. Ч. 3,4. /Под ред. А. С. Батышева.-М., 1993. с. 7−8.
  143. Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.:Политиздат, 1990. 494с.
  144. JI.B. К вопросу о роли эмоциональных состояний в мыслительной деятельности. //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. /Под ред O.K. Тихомирова. М., 1979.-с. 74−81.
  145. JI.A. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности: Автореф. дис. на соискание учен, степени д. псих. наук. Л., 1985.-37с.
  146. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Том 1, 2. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — с. 25,139- 343−348.
  147. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. 147с.
  148. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003. — 713с. l
  149. С.Л. Очередные задачи психологического исследования мышления. //Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Ф. А. Сохина, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — с. 225−231.
  150. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.-350с.
  151. С.Л. Принцип творческой самодеятельности. //Вопросы психологии, 1986, № 4. с. 101−108.
  152. С.Я. Методики экспериментальной патопсихологии. М., 1962.-80с.I
  153. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. — 190с.
  154. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. М.: Апрель-Пресс, 2004. — 224с.
  155. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990. — 252с.
  156. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962.-504с.
  157. В.В. Мышление как личностный процесс. Смоленск, 1995.-47с.
  158. Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. //Дефектология, 2000, № 1.-с. 66.
  159. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб: Речь, 2000. 349с.
  160. Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М.: РЭА, 1995. — 182с.
  161. М.Б. Некоторые механизмы нарушения критичности у психопатических личностей: Дис. на соис. учен, степени, д. псих. наук. -М., 1986.-с. 32−40.
  162. В.М. Формирование критичности ума у младших школьников в процессе обучения: Дис. на соис. учен, степени, д. псих, наук. М., 1972. — с. 4−29.
  163. Е. Логические игры и загадки: Из серии «Дошкольное образование». М.: ЮНВЕС, 2000. — 87с.
  164. К. А. Детерминация процесса мышления. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Ф. А. Сохина, Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1966. — с. 175−185.
  165. А.А. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том 1. /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1987. — 271с.
  166. Современные подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью. /Под ред. А. Д. Виноградовой, В. Н. Вовка.-СПб., 1994.- 117с.
  167. Специализированный кабинет детского психолога. Блок 4: Материалы для проведения психологического обследования учащихся средней школы. -М., 1995.- 196с.
  168. А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303с.
  169. Н.М. Развитие мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения. //Дефектология, 1984, № 5. с. 25−30.
  170. Е.И. Возрастная изменчивость интеллектуальных функций в юношеском возрасте. //Вопросы психологии, 1970, № 1. 78−89.
  171. Э.Д., Богданова Т. Г. Соотношение мотивов и целей в структуре мышления. //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1979. — с. 38−44.
  172. Т.И. К вопросу о роли личностного компонента в структуре мыслительной деятельности. //Психологические исследования. Вып. 37. /Под ред. Б. В. Зейгарник. М.: Изд-во МГУ, 1971. — с. 87−100.
  173. .М. Психология. Учебник для средней школы. М.: Учпедгиз, 1954.-256с.
  174. O.K. Психология мышления. М.: Академия, 2002. 288с.
  175. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 304с.
  176. Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2001. — 143с.
  177. Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. -451с.
  178. У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития. Горький: Горьк. ГПИ, 1980.-58с.
  179. У.В. О самостоятельности мышления как умственной способности. //Тезисы докладов научной конференции по психологии.-Горький, 1968. с. 18−22.
  180. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.-М.: Педагогика, 1990. 180с.
  181. О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. М.: Б.и., 1990 — 200с.
  182. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.:Педагогика, 1989.-206с.
  183. Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. М.: Моск. Психолого-социал. Ин-т: Флинто, 1999. — 670с.
  184. Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Детский вариант. СПб., 1994. — с. 36−37.
  185. Халперн Дайана. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. — 503с.
  186. М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта: Автореф. дис. на соис. ученой степени д. псих. н. М., 1990. -40с.
  187. В.А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности. СПб.: Образование, 2000,-300с.
  188. И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977.-144с.
  189. П.А. Развитие самооценки умственно отсталых школьников: Дис. на соис. учен, степени, к. псих, наук, — Л., 1987. 173с.
  190. Чу баров П.А. Социально-психологические факторы развития самооценки умственно отсталых школьников. //Дети с проблемами в развитии. Исследование и коррекция. СПб.: Ун-т пед. мастерства, Лен. гос. обл. ун-т, 1999. — с.123−129.
  191. И.Е. Внушение в системе методов педагогического воздействия. //Вопросы внушающего воздействия. /Под ред. В. Н. Донец. Перьмь, 1972.-с. 3−16.
  192. И.Е. Определение степени внушаемости с помощь теста самооценки. /Под ред. И. Е. Шварц. Перьмь, 1977. — с.3−7.I
  193. И.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М.: ВЛАДОС, 1999. 512с.
  194. Шиф Ж. И. Некоторые особенности наглядного мышления детей-олигофренов. //Умственное развитие учащихся вспомогательной школы.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. с.14−40.
  195. Е.В. Социально-психологическое понимание личности. //Методологические проблемы социальной психологии. /Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. — с. 63−71.
  196. Н.Л. Проблема установки в психологии мышления: Автореф.док. пед. наук (по психологии). -Тбилиси, 1966. 39с.
  197. Д.Б. Детская психология. -М.: Учпедгиз, 1960. 328с.
  198. Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения. //Вопросы философии, 1976, № 5. с. 62−78.
  199. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.-391с.
  200. В.А. О дизпозиционной регуляции социального поведения личности. //Методологические проблемы социальной психологии. /Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. — с. 89−105.
  201. Burkhard Rehwald. Optimale Entwicklung geschadigter Kinder Aufgabe der Sonderpadagogen. //Die Sonderschule, 1985, № 4. — s. 201−212.
  202. Duncker K. Zur Psychologie des productiven Denkens. Berlin, 1935. -241s.
  203. Gerda Jun. Kinder, die anders sind. Berlin, 1981. — 142s.
  204. Hammer Lothar. Allgemeinbildungs und Unterricht intellektuell geschadigter Schuler. //Die Sonderschule, 1987, № 2. s. 65−73.
  205. Hopf Melitta, Klitzler Horst. Entwicklung der Entscheidungsfahigkeit intellektuell geschadigter Schuler. //Die Sonderschule, 1985, № 1. s. 16−24.
  206. Klix F. Erwachendes Denken. Berlin, 1980. — 178s.
  207. Suhrweier Horst. ProzeBimmanente padagogisch-psychologische Diagnostik im Hilfsschulunterricht. //Die Sonderschule, 1986, № 2. s. 69−80.
Заполнить форму текущей работой