Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические особенности конфликтов дошкольников с родителями в семье и способы их разрешения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития, методологических семинарах, проводимых в Тульском государственном педагогическом университете имени Льва Николаевича Толстого (ежегодно с 1997 по 1999 год), на XXII международной конференции «Толстовские чтения» (Тула, 1996 г… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретико-методологические проблемы конфликта в психолого-педагогической науке
    • 1. 1. Понятие конфликта в психологии и смежных науках
    • 1. 2. Основные подходы к изучению конфликта в отечественной и зарубежной психологии и педагогики
    • 1. 3. Виды конфликтов и основные детерминанты их возникновения
    • 1. 4. Психологические, медицинские и педагогические особенности конфликтов дошкольников в семье
  • Глава II. Дошкольное детство как особый период в развитии психики человека
    • 2. 1. Динамика и основные направления развития личности в дошкольном возрасте
    • 2. 2. Типичные психологические проблемы дошкольного возраста
    • 2. 3. Семья как фактор становления личности и психологических проблем дошкольника
  • Глава III. Исследования психологических причин конфликтов дошкольников с родителями в семье и способов их разрешения
    • 3. 1. Цель, гипотеза и задачи эмпирического исследования
    • 3. 2. Методы и методики эмпирического исследования
    • 3. 3. Организация и проведение эмпирического исследования
      • 3. 3. 1. Констатирующий этап исследования
      • 3. 3. 2. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики и помощи
      • 3. 3. 3. Обоснование эффективности коррекционной работы по преобразованию конфликтов дошкольников с родителями в личностно-развивающие

Психолого-педагогические особенности конфликтов дошкольников с родителями в семье и способы их разрешения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменяющаяся социальная ситуация в нашей стране актуализировала проблему конфликта в семье.

Известно, что существование и развитие всякой организации, малой или большой группы, семьи, личности связано с постоянным возникновением противоречий, противоборством сторон, разрешением одних противоречий и сменой их другими. Диалектика развития зачастую принимает острый характер и протекает в форме перехода противоречия в конфликт.

До недавнего времени к конфликту относились как к нежелательному явлению, а негативная оценка его последствий была господствующей.

Однако исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что конфликт, как правило, несет в себе и позитивные функции. Конфликт, будучи острой формой проявления противоречий, способен конструктивно воздействовать и на внутригрупповую (внутрисемейную) активность, и на развитие отдельной личности.

Актуальность нашего исследования определяется совокупностью факторов, обусловленных сложившейся социальной ситуацией, наиболее тяжело отражающейся на детях дошкольного возраста.

Актуальность проведенного исследования обусловлена и тем, что в оценке психологии личности, изучении индивидуальных черт отдельного члена семьи до сих пор отсутствует системный подход к анализу поведения индивида в конфликтных ситуациях и к поискам способов их разрешения.

На необходимость изучения конфликтов в педагогическом процессе в семье неоднократно указывали отечественные психологи и педагогиВ. М. Бехтерев, П. П. Блонский, А. Р. Лурия, В. Н. Мясшцев, С. Т. Шацкий и др. [19,21,96, 191].

В. М. Бехтерев, А. Р. Лурия и В. Н. Мясшцев предупреждали, что межличностный конфликт психологически переносится детьми трудно и болезненно, особенно, если они оказались его непосредственными.участниками. Авторы отмечали, что конфликты могут оказывать разное влияние на ребенка. С одной стороны, они усложняют психологическую жизнь, способствуют переходу на новые, более сложные уровни ее функционирования, с другой — могут привести к нарушению гармонии взаимоотношений с окружающими людьми, задержать процесс социализации личности. Ведь в дошкольном возрасте у ребенка еще не сформирована способность выходить из неблагополучных ситуаций в семье самостоятельно, без помощи взрослого, неадекватный контакт с которым может спровоцировать возникновение конфликта.

В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос, что в немалой степени объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества.

Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст как весьма сложный и противоречивый, а потому — сопряженный со множеством конфликтных ситуаций. В многочисленных исследованиях рассматривается этот этап развития ребенка, когда формируется его отношение к самому себе, к семье, «дальнему окружению» и миру в целом [11, 25, 29, 36, 131].

Одним из важнейших аспектов проблемы конфликта, протекающего с участием ребенка, является вопрос о конфликтах в семье, возникающих между детьми-дошкольниками и их родителями. Множество тонких наблюдений и описаний такого рода конфликтных ситуаций дает художественная литература и киноискусство. Однако в специальных психологических исследованиях эта категория отношений представлена менее других, например, значительно полнее здесь отражена проблема конфликтов между воспитанниками детских дошкольных учреждений (ДДУ), а также этих детей с их воспитателями [4, 10, 25 и др.].

Проблема конфликтов детей-дошкольников в семье остается недостаточно исследованной и с точки зрения работы практического психолога.

Вместе с тем, именно родители (наряду с педагогами) остаются основными «заказчиками» в педагогическом процессе для психологической службы, когда речь заходит о данном возрасте.

В данной работе мы хотели бы рассмотреть проблему конфликта в семье, с которой сталкиваются родители, работники сферы дошкольного образования в процессе своей профессиональной деятельности, и предложить пути возможной практической коррекции ситуации конфликта.

Следует отметить, что психология не посещающих ДДУ детей, весьма редко оказывается предметом внимания специалистов — педагогов и психологов. Между тем, изучение современных детей-дошкольников актуально еще и потому, что в настоящее время обнаружилась противоречивая тенденция: с одной стороны — высокий уровень подготовки дошкольников в ДДУ, с другой — усиление социальных конфликтов.

Недостаточная изученность проблемы конфликтов в семье и особенностей психического развития детей, не посещающих ДДУ в сравнении с детьми, посещающими ДДУ, и определили тему настоящего исследования.

Состояние научной разработанности исследования.

Проблема конфликтов детей-дошкольников в семье остается недостаточно исследованной с точки зрения практического психолога. Она занимает такое же место в практике психолого-педагогической помощи семье, как внимание в изучении высших психических функций, существует сама по себе, неизбежно включена во все остальное, должна найти достойное место в системе образования и в системе здравоохранения.

Понимание специфики возрастного развития, его содержания и динамики предполагает анализ социальной ситуации развития, одним из существенных элементов которой являются социокультурные условия. С этой точки зрения представляет интерес сравнительное изучение психологических особенностей детей дошкольного возраста, находящихся в семье, с детьми, посещающими детские дошкольные учреждения, а также со школьниками.

В зарубежных психологических исследованиях конфликтов доминировали подходы, основанные на психоаналитической, экзистенциальной, социометрической, социотропной, динамической и интеракционистских парадигмах (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Р. Ленг, В. Франкл, В. Макдугалл, С. Сигеле, К. Левин, Дж. Морено, Г. Блумер, М. Кон, Т. Шибутани и др.).

В отечественных исследованиях конфликтов необходимо отметить, что наряду с накоплением экспериментального материала, в настоящее время идет процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и определение понятия конфликта (А.Я. Анцупов, А. А. Ершов, А. Л. Журавлев, В. В. Бойко и др.). Много исследований было посвящено межличностным конфликтам (В.В. Гришина, А. С. Гусева, Д. Л. Моисеев и др.).

Интерес к детскому неблагополучию, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте начал ярко проявляться в нашей стране в.

1920;1930;е гг. Среди первых работ привлекают внимание теоретические и экспериментальные исследования А. С. Залужным коллективных отношений детей различных возрастов школьного и дошкольного (1928).

Одна из главных идей, отстаивавшихся JI.C. Выготским, заключается в том, что особенности трудного ребенка надо рассматривать не в статике, как сумму его «дефектов», а в динамике.

JLC. Выготский призывал перенести центр тяжести с изучения внешних проявлений на содержание психологических механизмов, перейти от рассмотрения того или иного «дефекта» в поведении как самоцели исследования к изменениям, которые происходят в процессе развития и обнаруживают себя в этих симптомах.

Интерес к исследованию вопросов детского неблагополучия обнаруживаются спустя лишь 20 лет, уже в 1950;е гг., и впервые находят отражения в работе А. И. Аржановой.

В 1970;е гг. значительно возрастает интерес к детским конфликтам, трудному поведению, негативизму. Прежде всего, это исследования Е. Д. Беловой, А. Н. Белкина, В, П. Ивановой, Т. Н. Счастной и др., проведенных с дошкольниками. Акцент в них делается на отношении «взрослый-ребенок».

Исследование Г. С. Инюшина посвящено анализу сущности нравственных конфликтов в русле возрастной периодизации. Выделяя конфликты типа «я-я», «я-семья», «я-группа», автор их причиной считает неудовлетворенные потребности ребенка в признании.

Наиболее полное и последовательное описание конфликта в отечественной психологии принадлежит B.C. Мерлину. Им разработана проблема психологического конфликта, проанализирована мотивация личности в конфликтной ситуации, описаны социально-типичные отношения в конфликтах и их влияние в конфликтной ситуации на формирование характера.

Специфика рассматриваемых конфликтов привела к необходимости уточнения самого понятия внутреннего конфликта прежде всего по той причине, что до сих пор не существует какого-либо дифференцированного подхода к детским конфликтам. И в педагогической и в психологической литературе понятие внутреннего и внешнего конфликтов четко не разграничены. В работах М. И. Лисиной, А. А. Рояк отмечается, что у ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения с взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.

Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе психологический конфликт рассматривается как состояние личности, возникающее вследствие противоречий или столкновения различных образований, что создает необходимую теоретико-методологическую и методическую базу для изучения психолого-педагогических особенностей конфликтов дошкольников с родителями в семье и способов ее разрешения.

Исходя из актуальности проблемы, ее высокой теоретической и практической значимости, ее недостаточной научной разработанности была определена тема диссертационного исследования.

Объект исследованияпсихологические особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста в семье.

Предмет исследования — анализ структуры и особенностей конфликтов дошкольников с родителями в семье и способов их разрешения.

Цель исследования — изучение интегративных условий (социокультурных, общественных, внутрисемейных, возрастных), детерминирующих возникновение конфликтов дошкольников с родителями в семье и способы разрешения конфликтных ситуаций.

Гипотеза исследования: причины возникновения конфликтов дошкольников с родителями в семье многообразны и зависят от типа семьи, от личностных особенностей детей и родителей, от особенностей взаимоотношений в семье, от всей системы общественных отношений.

Частные гипотезы:

А. Способы поведения в конфликтных ситуациях более конструктивны у детей, посещающих детские дошкольные учреждения, по сравнению с детьми, не посещающими детские дошкольные учреждения.

Б. Межличностные конфликты в семье дошкольников с родителями носят закономерный характер и могут быть преобразованы в результате системной работы педагога-психолога в личностно — развивающий конфликт.

Задачи исследования.

1. Провести сравнительный анализ причин возникновения межличностных конфликтов в семьях с детьми дошкольного возраста: не посещающими и посещающими ДДУ.

2. Исследовать интегративные условия (социокультурные, общественные, внутрисемейные, возрастные), детерминирующие возникновение конфликтов дошкольников с родителями в семье и способы разрешения конфликтных ситуаций.

3. Сопоставить по критерию конструктивности способы поведения в конфликтах в семьях с детьми вышеуказанного возраста: не посещающими и посещающими детские сады.

4. Выявить соотношение способов поведения в конфликте дошкольников и их родителей.

5. Проследить зависимость частоты возникновения и характера конфликтов в семье детей дошкольного возраста и родителей от типа родительских отношений.

6. Определить основные направления работы педагога-психолога в ситуации конфликта в семье с детьми дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования стали принципы общей психологии — системности, развития и активности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, С. Л. Рубинштейн и др.) — фундаментальные и прикладные исследования личности и ее развития (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова, Л. П. Буева, А. А. Бодалев, А. Ф. Лазурский, К. К. Платонов и др.) — психологические исследования конфликтов (А. Я. Анцупов, Ф. М. Бородкин, Н. В. Гришина, А. С. Гусева, А. И. Донцов, А. А. Ершов, В. Г. Зазыкин, А. Г. Ковалев, Н. В. Крогиус, А. И. Шипилов, А. В. Филиппов и др.).

Методы исследования. В процессе выполнения диссертационного исследования использовались общенаучные методы (теоретический анализ, обобщение, синтез), психологические методы — наблюдение, беседы, интервью, психологическое тестирование с использованием комплекса конкретных методик: теста-опросника родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), рисуночного теста «Моя семья», цветового теста Люшера (в адаптации А. А. Собчик), специальных анкетнаблюдений за детьми, бесед с родителями, воспитателями, детьми.

Эмпирическую базу исследования составили данные психологического тестирования родителей и дошкольников. Исследование проводилось в 1995;1999 гг. на базе учреждений социального сектора г. Тулы: городской детской поликлиники № 3, детских садов Зареченского района, библиотеки семейного чтения филиала № 20 Центральной библиотечной сети. В исследовании принимали участие 220 детей дошкольного возраста: 110 детей, не посещающих ДДУ, и 110 детей, посещающих ДДУ, а также 220 взрослых (родители этих детей).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями, анализом публикаций по проблеме исследований, применением апробированных и надежных методов исследований, репрезентативностью выборки, проверкой на практике.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Осуществлен теоретико-методологический анализ проблемы психолого-педагогических особенностей конфликтов дошкольников с родителями в семье и способов их разрешения от социального до личностного уровня. Рассмотрены социально-биологические, социально-психологические и социальные концепции конфликта, уточнены операциональные определения психологии конфликтов, обобщены основные классификации конфликтов по различным основаниям, сфере действия, степени включенности, соотношению предмета и объекта, последствия и пр.

2. Проведен анализ существующих концепции и теорий (С. JI. Рубинштейн, Я. JI. Коломинский, Н. В. Гришина, JI. А. Петровская, А. Г. Ковалева, А. Я. Лукьян, Н. А. Алексеева) с точки зрения их применения к изучению конфликтной личности. Обосновано применение различных подходов — ситуационного, личностно — деятельностного и системного к изучению психолого-педагогических особенностей конфликтов дошкольников с родителями в семье.

Показано, что особенности конфликтов дошкольников целесообразно изучать с использованием различных методов, но основной упор следует делать на опосредованные-наблюдения, анализ документов, интервью и беседы. Инструментальные методы психодиагностики при изучении конфликтов дошкольников с родителями в семье применять затруднително.

3.Показано, что психолого-педагогические особенности конфликтов дошкольников с родителями в семье обусловлены в первую очередь их психологической дезинтеграцией и дезадаптацией (по В.С.Мерлину). Данная психологическая дезинтеграция вызвана действием различных факторов от природно обусловленных до социальных, которые формируют систему специфических внутренних условий конфликта.

4. Выявлены и описаны психологические условия и факторы, способствующие снижению конфликтных ситуаций дошкольников с родителями. Основанием для осуществления целенаправленных психологических воздействий на взаимодействие детей с родителями является сравнительный анализ взаимоотношений родителей с ребенком (по А.И.Захарову), способов поведения ребенка и позиций родителей.

Теоретическим вкладом данного диссертационного исследования является дальнейшая разработка концепции психолого-педагогических особенностей конфликтов дошкольников с родителями, выявление условий и факторов, способствующих снижению конфликтов в семье, и тем самым создающих условия для дальнейшего конструктивного взаимодействия дошкольников и родителей в семье, для стимуляции личностного роста .

Практическая значимость заключается в разработке методическго инструментария выявления и описания психолого-педагогических особенностей конфликтов в семье с детьми дошкольного возраста, посещающими детское дошкольное учреждение и не посещающими его, разработке научно-практических рекомендаций по снижению психологической дезинтеграции личности и уменьшению количества конфликтов в семье, имеющих психолого-педагогическую основу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития, методологических семинарах, проводимых в Тульском государственном педагогическом университете имени Льва Николаевича Толстого (ежегодно с 1997 по 1999 год), на XXII международной конференции «Толстовские чтения» (Тула, 1996 г.), международной научно-методической конференции «Обновление содержания и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе» (Тула, 1997 год), на первой областной научно-практической конференции психологов (Тула, 1997 г.), конференции соискателей и аспирантов кафедры психологии развития (январь, 1999 г.).

Материалы диссертационного исследования используются при чтении курсов «Конфликтология», «Психология семьи» на факультете дополнительного высшего образования в Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого.

Методическое пособие «Психокоррекционные игры с дошкольниками», подготовленное по материалам диссертационного исследования, рекомендовано кафедрой психологии развития в качестве учебно-методического пособия по курсам «Конфликтология», «Психология семьи» для студентов и аспирантов ВУЗов, слушателей системы повышения квалификации, воспитателей детских дошкольных учреждений, родителей (утверждена на заседании кафедры психологии развития, протокол № 8 от 22. 03. 98 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Значительное число конфликтов дошкольников с родителями в семье порождается комплексом условий (особенности возраста и личности ребенка, внутрисемейные отношения и социокультурная среда), что составляет в целом социальную ситуацию развития ребенка. Причинами конфликтов дошкольников с родителями в семье могут быть как объективные (возросшая динамика, отражающая становление ведущих потребностей у детей, не посещающих ДЦУ, непроизвольность поведения дошкольников и др.), так и субъективные (индивидуально-психологические особенности родителей, особенности семейного воспитания и др.).

2. В психологическом отношении возникновение конфликтов с родителями в семье связано с типом родительских отношений, основанных на утверждении силы и лишении ребенка любви, которые чаще провоцируют родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к ребенку, и обусловлено разным отношением родителей к жизненным перспективам своих детей и к методам их воспитания.

3. Подавляющее большинство родителей в конфликте с дошкольниками являются носителями образцов неконструктивного поведения, что является следствием их психологической некомпетентности. У детей, посещающих детские дошкольные учреждения, происходит повышение конструктивности способов поведения в конфликтных ситуациях с родителями. Типы конфликтного поведения дошкольников и родителей в семье не имеют однозначного соответствия и могут в равной степени как совпадать, так и быть противоположными.

4. Основными методами снижения уровня конфликтов дошкольников с родителями в семье, компенсации ее дезинтегрированности и дезадап-тивности являются целенаправленные психологические воздействия, соответствующие профессиональным эталонам.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложенийтекст диссертации иллюстрирован рисунками и таблицами. Библиография включает 216 наименований, из них 16 — на иностранных языках.

Заключение

и выводы.

На протяжении ряда лет (1992;1999 гг.) нами изучались психолого-педагогические особенности конфликтов дошкольников в семье и способы их разрешения в условиях детской поликлиники № 3 г. Тулы (кабинет педагога-психолога) и в семьях дошкольников Тулы и Тульской области.

Был проведен теоретический анализ исследований по проблемам взаимоотношений дошкольников с родителями, особенностей протекания и разрешения конфликтов между детьми дошкольного возраста и их родителями. Изучались и способы коррекции поведения и деятельности детей дошкольного возраста как в условиях семьи, так и в случаях обращения родителей к педагогу-психологу или психотерапевту.

В исследовании разработана концепция зависимости причин возникновения конфликтов дошкольников с родителями в семье от типа семьи, от личностных особенностей детей и родителей, от особенностей взаимоотношений в семье, от всей системы общественных взаимоотношений в социуме.

В течение 1995;1998 гг. проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие 220 детей дошкольного возраста и 220 родителей этих детей (110 детейпосещающих ДДУ и 110 детей — не посещающих ДДУ). Был подобран комплекс психолого-педагогических методов и конкретных методик: метод сравнительного анализа с использованием теста-опросника родительского отношения, рисуночного теста «Моя семья», цветового теста Люшера, специальных анкет, наблюдений за детьми, бесед с ними, их родителями и воспитателями, психолого-педагогический обучающий эксперимент.

Проведено изучение комплекса существенных условий (возрастные особенности детей, типы родительского отношения, специфика социокультурной среды и др.), влияющих на частоту возникновения и особенности протекания-разрешения конфликтов в семьях с детьми дошкольного возраста и способы поведения детей в конфликтных ситуациях.

Изучены причины. конфликтов для посещающих и не посещающих ДДУ дошкольников. Установлена зависимость особенностей протекания и разрешения конфликтных ситуаций в семье от типа родительского отношения к ребенку.

Особое внимание уделено автором особенностям менталитета и психики и детей, проживающих в Тульском регионе (зона экологического неблагополучия), где значительное количество детей дошкольного возраста имеет функциональные расстройства, как в соматической, так и в психической сферах, в том числе синдромы ММН (минимальная мозговая недостаточность) и ММД (минимальная мозговая дисфункция).

В изучаемых автором семьях (60 семей) у дошкольников наблюдалась инверсия семейных ролей, многие семьи находились в предразводном состояниив то же время, социокультурная среда во многих семьях не позволяла учитывать возрастные и личностные особенности детей, у многих из них педиатрами, воспитателями и психологами были обнаружены признаки постстрессионного синдрома. Обследование детей проводилось детскими невропатологами, психиатрами, ревматологами, окулистами, J10P-врачами и педиатрами как в условиях поликлиники, так и в стационаре, где и устанавливался квалифицированный диагноз заболевания или каких-либо дисфункций.

Установлено, что в семьях дети, не посещающие ДДУ, чаще вступают в конфликты с родителями, нежели дети, посещающие ДДУ. В целом у дошкольников в конфликтных ситуациях преобладают невербальные способы поведения (особенно у младших дошкольников), однако у детей, не посещающих ДДУ, неконструктивные способы разрешения конфликтов представлены чаще, чем у дошкольников, посещающих ДДУ. Часто возникновения конфликтов в семьях зависит и от типа родительского отношения. При отношениях типа «кооперация» и «симбиоз» частота возникновения конфликтов в семьях дошкольников минимальна. Достоверно чаще возникают конфликты в семьях с типом отношений «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» .

Автором предложена комплексная коррекционная интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики и помощи в рамках психологической службы детской городской поликлиники № 3 г. Тулы. В обучающую систему введены теоретические занятия с родителями (лекции, семинары), деловые игры, социально-психологические тренинги. На занятиях с детьми использовались психотехнические упражнения и игры, элементы сказкотерапии и арттерапии, а также другие современные психотехники.

В результате проведения занятий и упражнений с детьми с аномалиями развития и дисфункциями нервной системы и конструктивного взаимодействия всех потенциальных участников конфликта нами наблюдались достоверно выраженные позитивные изменения в психике детей и во взаимоотношениях в семьях этих детей. В большинстве случаев при успешном выполнении нашей посреднической деятельности (индивидуальной и групповой психотерапии, сказкотерапии, арттерапии и т. д.) конфликтные ситуации в изучаемых семьях из деструктивных преобразовались в личностно-развивающие.

Результаты проведенного нами теоретического и эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Конфликты дошкольников с родителями должны изучаться с учетом комплекса условий (возрастных особенностей детей, их соматического и психического здоровья, внутрисемейных отношений, социокультурной среды и т. д.), являющихся элементами целостной социальной ситуации развития.

2. Возникновение конфликтов дошкольников с родителями зависит от типа семьи, особенностей взаимоотношений в ней, личностных характеристик дошкольников и степени организованности детей (посещают ли они или не посещают детские дошкольные учреждения).

3. Конфликты дошкольников с родителями наиболее часто возникают при таких типах родительских отношений, как «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник», основанных на утверждении силы и лишении ребенка любви. При отношениях типа «кооперация» и «симбиоз» конфликты возникают редко или не возникают совсем, так как эти типы отношений построены на уважении, доверии к дошкольнику и эмпатии.

4. Способы поведения большинства родителей по отношению к детям-дошкольникам неконструктивны.

5. Работа практического педагога-психолога в условиях конфликта дошкольника и родителей должна быть направлена на организацию конструктивного их взаимодействия с целью стимуляции их личностного роста.

6. Проводимая психопрофилактическая и психокоррекционная работа с родителями и их детьми, осуществляемая на основе предложенной нами интегративной модели семейной психодиагностики и помощи, позволяет активизировать их личностный рост и креативность.

На основе результатов исследования предлагаются следующие практические рекомендации:

— в системе дошкольного воспитания целесообразно ввести психологическое тестирование для детей, посещающих детские дошкольные, учреждения. Это позволит выявить конфликтные ситуации в семье, спланировать работу по их разрешению;

— необходимо повышать уровень психологической и конфликтологической грамотности руководителей ДДУ, С этой целью в системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров ввести соответствующие спецкурсы по конфликтологии.

— с целью повышения психолого-педагогической грамотности и компетентности родителей целесообразно разработать программу «Школа для родителей» для снижения конфликтности в семьях на основе методик развития навыков бесконфликтного общения и эмоциональной саморегуляции.

Полученные результаты являются основой для дальнейших исследований, основными направлениями которых могут стать:

— исследование влияния личностных деформаций на конфликты родителей с детьми дошкольного возраста и способы их разрешения;

— разработка научных основ конфликтологической компетентности руководителей;

— разработка психологических методов предупреждения конфликтов с детьми дошкольного возраста в семье.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности //Психологический журнал.-1983.-Е.2, № 1.- 24 с.
  2. В.А. Психология детей и подростков. Монография.-СПб., 1994. 178 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп.-Л.: Просвещение, 1985.- 448с.
  4. Г. А. Сказкотерапия имаготерапевтическая программа для детей. СПБ., 1992 — 16 с.
  5. Ф., Эттери Ф. О целеустремленных системах (человеческого поведения): Пер. с англ.-М.: Сов. радио, 1974.-271 с.
  6. А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: диссерт. канд. психол. наук.-1983.167 с.
  7. Ю.В., Дубовская Е. М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. Ю. В. Алешина, Е. М. Дубовская.- М: Изд. МГУ, 1987
  8. .Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.-380 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект- Пресс, 1996.-367 с.
  10. М., Земнов М. Легко ли быть родителями?: Взрослые и дети: Союз, конфликт, компромисс. М: Велес, 1991.-191с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.-М.: Мысль, 1976.-158 с.
  12. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.
  13. Р. Человеческая память и процесс обучения.:Пер с англ.-М.: Прогресс, 1980.-528 с.
  14. Т.М. Семья: Учебное пособие для 9−10-х кл. средней школы.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988.-284 с.
  15. В.М. К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде // Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы: Сб. научн. трудов/ НИИ общей педагогики.-М., 1974.- 80−85 с.
  16. Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (Методика «включенного» конфликта): автореф. диссерт. канд. психол. наук -М., 1992.- 19 с.
  17. Э. Игры в которые играют люди : Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1988 -400 с.
  18. Р. Развитие Я- концепции и воспитание: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  19. В.М. Объективная психология / Под ред. В. А. Кольцовой АН СССР- М.: Наука, 1991.- 475с.
  20. . Процесс воспитания, приобщения к ценностям.- М., 1996.
  21. П.П. Избранное. Психология. М.: Педагогика, 1 979 301 с.
  22. Е.Н., Прасолова E.JI. Современная педагогика: Ценности, понятия, смыслы: Словарь-справочник. Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 1999−126 с.
  23. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд-во МГУ, 1982.-199 с.
  24. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.- 212 с.
  25. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! / АН СССР-2-е изд., перераб. и доп.- Новосибирск: Наука, 1989.-189 с. (Общество и личность)
  26. .С. Аномалия личности.- М.: Мысль, 1988.-304с.
  27. Д.С. Психология познания.-М.: Прогресс, 1977.- 412 с.
  28. Быт и развитие личности // Ученые записки Рязанского Гос. Пед. Университета.-Т.69.-Рязань, 1969.- 227−241с.
  29. К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-141 с.
  30. А. Я. Столин В.В. Структура и типы родительского отношения.: автореф. диссерт. канд. психол. наук. М., 1987.-25 с.
  31. Д. Дела семейные/ Пер. с венг. Т. Н. Воронкиной.- М.: Педагогика, 1986.-157с.
  32. Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение.- Л.: Наука. Ле-нингр. отд-ние, 1989.-144 с.
  33. В.К., Новиков Н. М. Проблемы создания конфликтной напряженности в групповой деятельности с использованием гомеостатиче-ской методики. М., 1969.
  34. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  35. Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1969. -365 с.
  36. А.И., Венчикова М. А. Методы математической статистики в физиологии и психологии.-М., Просвещение, 1989.
  37. Н.Ф. Конфликт это творчество. — Минск, 1996.
  38. Н.Ф. Психология креативного воспитания.
  39. .С. Детерминистическая природа преступного поведения. -Казань, 1975.-64 с.
  40. Jl.С. Собрание сочинений в 6 томах, т. 4. Детская психология/ Под. ред Д. Б. Эльконина М.: Педагогика, 1984.- 432 с.
  41. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет.- М.: Просвещение, 1992 143 с. — (Б-ка воспит. дет. сада)
  42. П.Я. Введение в психологию.- М.: Изд-во МГУ, 1976.- 156 с.
  43. В.П., Коркин В. Я. предотвращение конфликтов в первичном коллективе // Психология возрастных конфликтов: Тез. док. к Всесоюзному симпозиуму. М., 1978 -31−32 с.
  44. В.И. Нервные дети: Советы врача. Д.: Медицина. Ле-нингр. отд-ние- М.: Ассоц. сов. Книгоиздателей. — 1990.-172 е.- (Науч. -попул. мед. лит. Для матерей).
  45. В.И. практическая психология или Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. — 151 с.
  46. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность себе, истинное достоинство и здоровье. -СПб.: 1994.-158 с.
  47. Д. Любите свою болезнь, она поддерживает ваше здоровье М.: 1976
  48. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Че РО, 1996. -336 с.
  49. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс — Медиа, 1995.-240 с.
  50. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 174 с.
  51. Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей М.: Педагогика, 1971. 200 с.
  52. Н.В. Психология межличностных конфликтов: дисерт. докт. психол. наук СПб, 1995.
  53. X. Мозг и сознание.- М.: Мир, 1971. 264 с.
  54. А. Леви. Семейная психотерапия. СПб, 1993. — 79 с.
  55. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать / Пер. с англ. Б. Е. Волынского. М.: Прогресс. Универс, 1993. — 332 с.
  56. А.Б. Кто в семье психотерапевт. М.: Знание, 1985.
  57. Е.А., Титаренко Т. А. Личность: конфликт- гармония.-Киев: Полит. Изд-во Украины, 1982.
  58. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики М.: Педагогика, 1991. — 230 с.
  59. В.И., Демидова А. Г. Психологическая диагностика умственного развиртия учащихся : Методическое пособие для педагогов, методистов, руководителей школ и отделов образования. Тула: НПО, 1993 -131 с.
  60. А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфилкты в коллективе, их разрешение.- Л.: Изд-во общ-ва «Знание» РСФСР. Ле-нингр. организация, 1976. 40 с.
  61. А.А. Социальные психологические аспекты конфликтов: Соц. психол. в соц. планировании -Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.
  62. А.Н. История психологии: От античности до наших дней. М.: Изд-во МГУ, 1990.-366 с.
  63. В.И. Основы конфликтологии. М.: Просвещение, 1995.
  64. Зазыкин В.Г.5 Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве: психологические аспекты проблемы. М.: МКО, 1998.
  65. А.И. Неврозы у детей. М.: 1995.
  66. Л.В. Психология развития ребенка. М.:1986. -189 с.
  67. В.Д. Самодеятельность. Самостоятельность, самоуправление. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  68. К. Эмоции человека: Пер. с. англ. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 440 с.
  69. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.-351 с.
  70. Т.С. Понимание сущности нравственных конфликтов в тенденции возрастной периодизации: К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности, М., 1979.
  71. История зарубежной психологии, 30 -60-е г. XX века: Тексты/ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1983.— 368с.
  72. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко.- М. Педагогика, 1991.- 131 с.
  73. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1999−223 с.
  74. Китаев Смык Л. А. Психология стресса.- М.: Наука, 1983 -368 с.
  75. И.М. Конфликт: за или против. М.: Мол. гвардия, 1978.-224 с.
  76. В.П. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1983.-302 с.
  77. А.Г. Психология личности М.:Просвещение5 1 970 391с.
  78. С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 1987. 159 с. — (Педагогика- родителям)
  79. С.В. Психология современной семьи: Информ. метод, материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -208 с.
  80. Коломинский Я. Л Психология детского коллектива: система личных отношений. 2-е изд., доп. и перераб. -Минск: Народная асвета, 1984.-239 с.
  81. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  82. Кравцова Е. Е Психологические проблемы готовности детей к школе. М.: Педагогика, 1991. — 150 с.
  83. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.431 с.
  84. Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий: М., 1982.- 219−247 с.
  85. Н.В. О психологии конфликтной деятельности// Искусство, интеллект и психология. М., 1976. — 270−290 с.
  86. В. Я и мы. 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1973. — 288 с.
  87. Н.Д. О психологических состояниях человека М.: Педагогика, 1964.-344 с.
  88. Н.С. Умственные способности и возраст. М.- Педагогика, 1971.-279 с.
  89. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  90. А., Либин А. Уроки для семейных скандалистов // Семья и школа.- 1996.- № 7. -16−18 с.
  91. Линсдей П, Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. —М.: Мир, 1974. 550 с.
  92. М.И. Проблема онтогенеза общения. -М.: Педагогика, 1986.- 143 с.
  93. А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. -3-е изд., доп. -М.: Педагогика, 1990.- 477с.
  94. А .Я. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск: Вышейш. шк., 1986. -202 с.
  95. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 319 с.
  96. А.С. О воспитании: Сборник. -2-е изд. Перераб. и доп. М.: Политиздат, 1990.- 414 с.
  97. А. Ругать можно, а хвалить нужно!: Пометки на полях жизни.//Дошкольное воспитание.-1994.-№ 11. 81−83 с.
  98. А. Как мы разговариваем с детьми // Дошкольное воспитание .- 1994.- № 3. -55−56 с.
  99. И., Шишова Т. Если предрассудок не сдается, его. уважают: О психологии воспитания детей в семье // Дошкольное воспитание. 1995. № 1. — 4−6 с.
  100. Медведева И, Шишова Т. Одна рука карает, другая милует // Семья и школа.- 1994. -№ 1. 4−6 с.
  101. Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  102. B.C. Очерки по теории темперамента.- М.: просвещение, 1964.-304 с.
  103. Л.М. Учитель как личность и профессионал: Психологические проблемы. -М.: Дело, 1994.
  104. В.Д. Ребенок в алкогольной семье: психологический портрет // Вопросы психологии.- 1991.- № 14−6 с.
  105. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1989.-289 е.- (Библиотека для родителей)
  106. B.C. Возрастная психология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Анапа, 1998.-458 с.
  107. У. Познание и реальность. -М.: Прогресс, 1981.-230с
  108. Настольная книга родителей: Хрестоматия по семейному воспитанию. -Минск: Народная асвета, 1987. -173 с.
  109. Е.М. Волшебно- сказочные формы научной фантастики. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. -198 с.
  110. Ш. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос. — 1994- Кн.1 -576 с.
  111. Н.И. Исследование процесса замещения предметных действий у дошкольников // Опыт системного исследования психики ребенка/ -М., 1975. Гл. VIII.- 150−165 с.
  112. В. И. Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. -Минск, 1971.
  113. .В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника психолога. — М.: Школа -Пресс, 1994. -192с.
  114. Норман Д. А Память и научение / Пер. с англ. Н. Ю. Алексеенко. М.: Мир, 1985.-159 с.
  115. О человеческом в человеке / Под общей ред. И. Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991. -382с.
  116. Н.Н. Межличностные отношения. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. -175 с.
  117. Д.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1996.-360 с.
  118. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. Е. Рогов. М. Вла-дос, 1995.-448 с.
  119. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1993. -256 с.
  120. В.Б. практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994. -448 с.
  121. Д.В. «Я-сам!»: очерки становления и развития детского «Я». -М.: Знание, 1986. -93с. -(Нар. ун-т. Пед.фак.:1986/11).
  122. Л 23. Орлова Е. А. Формирование психологической готовности к ПО у будущих учителей: диссерт. док. психол. наук. МД998. -323 с.
  123. Орлова Э. А Диагностическая функция конфликта: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. -Краснодар, 1975.
  124. Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: автор, диссерт д-ра психол. наук. -М., 1988.-41 с.
  125. Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. пере-раб. и доп. -ML: Просвещение, 1990. -159 с.
  126. В.Д. Основы социально- психологической теории. -М., 1971.-178 с.
  127. Педагогика и психология.- М.: Изд-во «Центр», 1996. —332 с.
  128. В., Кошелева А. Гиперактивные дети: как помочь им и их родителям // Дошкольное воспитание. -1994.- № 8- 73−76 с.
  129. Л.А. Компетентность в общении: Социал. психол. тренинг. -М.: Изд-во МГУ, 1989. -212 с.
  130. А.Б. Быть личностью. -М.: Педагогика, 1990−112 с.
  131. А.Б. Личность. Деятельность. Коллектив. -Политиздат, 1982.-255 с.
  132. В. П. Таран л.н. Колыбель неврозов. -М.: Педагогика1988.
  133. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика. -1977−271с.
  134. Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология. — М.- Воронеж, 1996. -128 с.
  135. Л.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976−302с.
  136. Популярная психология для родителей: Сборник / Сост. А. С. Спиваковская, Г. А. Ковалев- Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1988. -253 с.-(Библиотека для родителей)
  137. Проблемы космической медицины.- М., 1966.
  138. Психология в семье. -М.: Педагогика, 1994.
  139. Психология воспитания: Пособие / Под ред. В. А. Петровского. -2-е изд. ~М.: Аспект пресс, 1995.-152 с.
  140. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964. -325 с.
  141. Психология индивидуальных различий: Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1982.-319 с.
  142. Психология личности: Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1982. -288 с.
  143. Психология: Словарь. -2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.-495с.
  144. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гип-пенрейтер. -2-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1993.-304 с.
  145. Развитие общения у дошкольников: Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет / Под редакцией А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  146. Н.В. Психокоррекционные игры с дошкольниками: Метод. пособие для воспитателей дошкольных учреждений, практических психологов, родителей. Тула, 1998. -21с.
  147. в.и. настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996 529 с.
  148. А.А. Психологический конфликт, особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. -118 с.
  149. С.Л. Основы общей психологии, В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика,-1989.-485 с.
  150. Н. Дом на полпути: О женском обращении с детьми в семьях // Семья и школа. -1993. -№ 4 -17−20 с.
  151. В.М. Биологические основы индивидуально психологических различий. -М.: Наука, 1979. -352 с.
  152. М.М. Конфликт и взаимоотношения в педагогическом процессе. Пособие для воспитателей. -2-е-изд. испр. и доп. -М.: Просвещение, 1982.-208 с.
  153. Е.А. Знаем ли мы их?: О проблемах взаимоотношений родителей и детей в семье // Семья и школа .- 1994. -№ 7. 8−9 с.
  154. Н.П., Комарова Г. С. Изодеятельность в детском саду: Пособ. для воспитателей. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1982. -208 с.
  155. Е.Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Приок. изд-во., 1992. -208 с. (Кн. для родителей).
  156. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. -М.: Политиздат, 1990. -319 с.
  157. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / НИИ Общ. и пед. Психологии АПН СССР- Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. -М.: Педагогика, 1989. -206 с.
  158. П.В. Мотивированный мозг. -М.: Наука, 1987. -266с.
  159. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984.-161 с.
  160. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. —М.: Школа -Пресс, 1995.-384 с.
  161. Советский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1982.
  162. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987. -224 с.
  163. А.С. Игра- это серьезно. -М.: Педагогика, 1981. -141 с. (Библиотека для родителей)
  164. Способности и наклонности: комплексные исследования. -М.: Педагогика, 1989. -197 с.
  165. Стресс жизни: Понять, противостоять и управлять им: Сборник. -СПб, 1994,384 с.
  166. Е.В. Ребенок открывает мир: М.: Просвещение, 1991−270 с.
  167. O.K. Психология мышления. -М.: Изд-во МГУ, 1984. -270 с.
  168. В.В. Личностные аспекты школьной адепты: автор, диссерт. канд. психол. наук. М., 1998. -25 с.
  169. Д.Н. Формы поведения человека // Кзнадзе Д. Н. Психологические исследования. -М., 1966. -334 С.
  170. Флейк Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. -М: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511 с.
  171. Ф.И. Сюжетно ролевая игра и психическое развитие ребенка. // Психология и педагогика игры дошкольника -М.: Просвещение, 1966. С. 49−56.
  172. В. Человек в поиске смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. -М.: Прогресс, 1990. -366 с.
  173. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. -М.: Наука, 1989.-455с. (Классики науки)
  174. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. -М.: Просвещение, 1990. -117 с.
  175. Фрейд 3. Избранное: в 2 кн. М.: Московский рабочий, 1990. Кн. 1−2.
  176. Д. Ваш умный ребенок // Семья и школа. -1996.- № 3 с. 10.13.
  177. Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М.: Республика, 1994.
  178. Э. Душа человека: Сборник. -М.: Мир, 1992. -429 с.
  179. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция Минск, 1996 — 192 с.
  180. К. Память, импринтинг и мозг: Исслед. Механизмов: пер. с англ. -М.: Мир, 1988. 343с.
  181. К. Женская психология. Восточно-европейский институт, 1993 -222 с.
  182. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Коструктивная теория невроза. // Психоанализ и культура. -М.: «Юность», 1995.
  183. Хрестоматия по вниманию. —М.: Изд-во МГУ, 1976. —259с.
  184. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. В. Петухова. -М. Изд-во МГУ, 1981. -400с.
  185. Хрестоматия по ощущению и восприятию. -М.: Изд-во МГУ, 1975.-400 с.
  186. Д.И. Психологические основы формирования практического мышления учителя. Тула, 1997, 151 с.
  187. А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической деятельности / под редакцией Н. Н. Лебедевой. -М. 1997.-160 с.
  188. В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологические исследования. -М.: Педагогика, 1981. -208 с.
  189. Р.Х. Социально педагогические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М.: Педагогика 1988. -248с.
  190. С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. -М.: Изд-во АПН РСФСР. 1962.-503 с.
  191. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Педагогика, 1997.
  192. У. Анализ конституциональных различий // Психология индивидуальных различий: Сборник. -М., 1982. -248−262 с.
  193. В. Психология раннего детства. М., 1922.
  194. X. Каким должен быть твой ребенок? Дети и семейный конфликт: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987, -141 с.
  195. Э.Г. и Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
  196. Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. -328 с.
  197. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. -М.: Просвещение, 1985, -175 с.
  198. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. -Изд-во МГУ, 1990.-197с.
  199. М.Г. История психологии. -3-е изд., перераб. -М: Мысль, 1985. -197 с.
  200. Kosc L. Vseobecna patopsychologia. -Bratislava: UK, 1974.
  201. Ztvin K. Group physiotherapy: practice and development.- New York
  202. Kulka J. Osobnost diete a handicap // Psychologia a patopsychologia dietata, 1993.-№ 2,-s/121−132.
  203. Systrova E. A kol. Normalita osobnosti. Praha: Avicenum, 1972/
  204. Blank M. Teaching Learning the Preschool. -Ohio, 1993. p. 25 100.
  205. Davis M. S. Intimate Relation. -H.I.Z., 1983. 294 p.
  206. Flanders N. Analyzing Teacher Behavior. Amsterdam, 1970.
  207. Gibson G. Psychology for the Classroom. Englewood Cliffs., 1976. -540 p.
  208. Harper R. G. Wiens A. N., Mattaraso G.D. Houwerbal Communication (The State of the Art). H.G., 1978. — pp. 159−164.
  209. Hassard J. Greating Cooperative Learning Environments. Melno Park. California, 1987.
  210. Ittfin K., Ratton B.R. Personal Communications in Human Relations. Columbus. Ohio, 1974. — 51 p.
  211. Kellerman H. Group psychotherapy and personality. New York: Grune & Strattou, 1979. p. 220.
  212. Levin B. Group psychotherapy: Practice and development. New York: Prentice-Hall, 1979. -p. 170.
  213. Malinovski B. Phatic Communication. In: Communication in Face to Face Interaction. Harmonds- worth. 1972, — pp. 146−152.
  214. Nixon H.Z.II, N4, 1991, pp. 472−496.
  215. Shaw M.E. Group dinamics. New York: Mc Graw-Hill, 1976, p.180k-О
Заполнить форму текущей работой