Психолого-педагогические особенности конфликтов дошкольников с родителями в семье и способы их разрешения
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития, методологических семинарах, проводимых в Тульском государственном педагогическом университете имени Льва Николаевича Толстого (ежегодно с 1997 по 1999 год), на XXII международной конференции «Толстовские чтения» (Тула, 1996 г… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Теоретико-методологические проблемы конфликта в психолого-педагогической науке
- 1. 1. Понятие конфликта в психологии и смежных науках
- 1. 2. Основные подходы к изучению конфликта в отечественной и зарубежной психологии и педагогики
- 1. 3. Виды конфликтов и основные детерминанты их возникновения
- 1. 4. Психологические, медицинские и педагогические особенности конфликтов дошкольников в семье
- Глава II. Дошкольное детство как особый период в развитии психики человека
- 2. 1. Динамика и основные направления развития личности в дошкольном возрасте
- 2. 2. Типичные психологические проблемы дошкольного возраста
- 2. 3. Семья как фактор становления личности и психологических проблем дошкольника
- Глава III. Исследования психологических причин конфликтов дошкольников с родителями в семье и способов их разрешения
- 3. 1. Цель, гипотеза и задачи эмпирического исследования
- 3. 2. Методы и методики эмпирического исследования
- 3. 3. Организация и проведение эмпирического исследования
- 3. 3. 1. Констатирующий этап исследования
- 3. 3. 2. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики и помощи
- 3. 3. 3. Обоснование эффективности коррекционной работы по преобразованию конфликтов дошкольников с родителями в личностно-развивающие
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности //Психологический журнал.-1983.-Е.2, № 1.- 24 с.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. Монография.-СПб., 1994. 178 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп.-Л.: Просвещение, 1985.- 448с.
- Азовцева Г. А. Сказкотерапия имаготерапевтическая программа для детей. СПБ., 1992 — 16 с.
- Акофф Ф., Эттери Ф. О целеустремленных системах (человеческого поведения): Пер. с англ.-М.: Сов. радио, 1974.-271 с.
- Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: диссерт. канд. психол. наук.-1983.167 с.
- Алешина Ю.В., Дубовская Е. М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. Ю. В. Алешина, Е. М. Дубовская.- М: Изд. МГУ, 1987
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.-380 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект- Пресс, 1996.-367 с.
- Арутюнян М., Земнов М. Легко ли быть родителями?: Взрослые и дети: Союз, конфликт, компромисс. М: Велес, 1991.-191с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.-М.: Мысль, 1976.-158 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.:Пер с англ.-М.: Прогресс, 1980.-528 с.
- Афанасьева Т.М. Семья: Учебное пособие для 9−10-х кл. средней школы.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988.-284 с.
- Афонькова В.М. К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде // Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы: Сб. научн. трудов/ НИИ общей педагогики.-М., 1974.- 80−85 с.
- Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (Методика «включенного» конфликта): автореф. диссерт. канд. психол. наук -М., 1992.- 19 с.
- Берн Э. Игры в которые играют люди : Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1988 -400 с.
- Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1986.-420 с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология / Под ред. В. А. Кольцовой АН СССР- М.: Наука, 1991.- 475с.
- Битинас Б. Процесс воспитания, приобщения к ценностям.- М., 1996.
- Блонский П.П. Избранное. Психология. М.: Педагогика, 1 979 301 с.
- Богданов Е.Н., Прасолова E.JI. Современная педагогика: Ценности, понятия, смыслы: Словарь-справочник. Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 1999−126 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд-во МГУ, 1982.-199 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.- 212 с.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! / АН СССР-2-е изд., перераб. и доп.- Новосибирск: Наука, 1989.-189 с. (Общество и личность)
- Братусь Б.С. Аномалия личности.- М.: Мысль, 1988.-304с.
- Брунер Д.С. Психология познания.-М.: Прогресс, 1977.- 412 с.
- Быт и развитие личности // Ученые записки Рязанского Гос. Пед. Университета.-Т.69.-Рязань, 1969.- 227−241с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-141 с.
- Варга А. Я. Столин В.В. Структура и типы родительского отношения.: автореф. диссерт. канд. психол. наук. М., 1987.-25 с.
- Варга Д. Дела семейные/ Пер. с венг. Т. Н. Воронкиной.- М.: Педагогика, 1986.-157с.
- Варданян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение.- Л.: Наука. Ле-нингр. отд-ние, 1989.-144 с.
- Васильев В.К., Новиков Н. М. Проблемы создания конфликтной напряженности в групповой деятельности с использованием гомеостатиче-ской методики. М., 1969.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1969. -365 с.
- Венчиков А.И., Венчикова М. А. Методы математической статистики в физиологии и психологии.-М., Просвещение, 1989.
- Вишнякова Н.Ф. Конфликт это творчество. — Минск, 1996.
- Вишнякова Н.Ф. Психология креативного воспитания.
- Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. -Казань, 1975.-64 с.
- Выготский Jl.С. Собрание сочинений в 6 томах, т. 4. Детская психология/ Под. ред Д. Б. Эльконина М.: Педагогика, 1984.- 432 с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет.- М.: Просвещение, 1992 143 с. — (Б-ка воспит. дет. сада)
- Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: Изд-во МГУ, 1976.- 156 с.
- Гамецкий В.П., Коркин В. Я. предотвращение конфликтов в первичном коллективе // Психология возрастных конфликтов: Тез. док. к Всесоюзному симпозиуму. М., 1978 -31−32 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Д.: Медицина. Ле-нингр. отд-ние- М.: Ассоц. сов. Книгоиздателей. — 1990.-172 е.- (Науч. -попул. мед. лит. Для матерей).
- Гарбузов В.И. практическая психология или Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. — 151 с.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность себе, истинное достоинство и здоровье. -СПб.: 1994.-158 с.
- Гаррисон Д. Любите свою болезнь, она поддерживает ваше здоровье М.: 1976
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Че РО, 1996. -336 с.
- Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс — Медиа, 1995.-240 с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 174 с.
- Гордин Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей М.: Педагогика, 1971. 200 с.
- Гришина Н.В. Психология межличностных конфликтов: дисерт. докт. психол. наук СПб, 1995.
- Дельгадо X. Мозг и сознание.- М.: Мир, 1971. 264 с.
- Девид А. Леви. Семейная психотерапия. СПб, 1993. — 79 с.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать / Пер. с англ. Б. Е. Волынского. М.: Прогресс. Универс, 1993. — 332 с.
- Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. М.: Знание, 1985.
- Донченко Е.А., Титаренко Т. А. Личность: конфликт- гармония.-Киев: Полит. Изд-во Украины, 1982.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики М.: Педагогика, 1991. — 230 с.
- Екимова В.И., Демидова А. Г. Психологическая диагностика умственного развиртия учащихся : Методическое пособие для педагогов, методистов, руководителей школ и отделов образования. Тула: НПО, 1993 -131 с.
- Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфилкты в коллективе, их разрешение.- Л.: Изд-во общ-ва «Знание» РСФСР. Ле-нингр. организация, 1976. 40 с.
- Ершов А.А. Социальные психологические аспекты конфликтов: Соц. психол. в соц. планировании -Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.
- Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. М.: Изд-во МГУ, 1990.-366 с.
- Журавлев В.И. Основы конфликтологии. М.: Просвещение, 1995.
- Зазыкин В.Г.5 Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве: психологические аспекты проблемы. М.: МКО, 1998.
- Захаров А.И. Неврозы у детей. М.: 1995.
- Запорожец Л.В. Психология развития ребенка. М.:1986. -189 с.
- Иванов В.Д. Самодеятельность. Самостоятельность, самоуправление. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
- Изард К. Эмоции человека: Пер. с. англ. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 440 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.-351 с.
- Илюшин Т.С. Понимание сущности нравственных конфликтов в тенденции возрастной периодизации: К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности, М., 1979.
- История зарубежной психологии, 30 -60-е г. XX века: Тексты/ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1983.— 368с.
- Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко.- М. Педагогика, 1991.- 131 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1999−223 с.
- Китаев Смык Л. А. Психология стресса.- М.: Наука, 1983 -368 с.
- Кичанова И.М. Конфликт: за или против. М.: Мол. гвардия, 1978.-224 с.
- Клике В.П. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1983.-302 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности М.:Просвещение5 1 970 391с.
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 1987. 159 с. — (Педагогика- родителям)
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ. метод, материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -208 с.
- Коломинский Я. Л Психология детского коллектива: система личных отношений. 2-е изд., доп. и перераб. -Минск: Народная асвета, 1984.-239 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Кравцова Е. Е Психологические проблемы готовности детей к школе. М.: Педагогика, 1991. — 150 с.
- Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.431 с.
- Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий: М., 1982.- 219−247 с.
- Крогиус Н.В. О психологии конфликтной деятельности// Искусство, интеллект и психология. М., 1976. — 270−290 с.
- Леви В. Я и мы. 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1973. — 288 с.
- Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека М.: Педагогика, 1964.-344 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.- Педагогика, 1971.-279 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
- Либина А., Либин А. Уроки для семейных скандалистов // Семья и школа.- 1996.- № 7. -16−18 с.
- Линсдей П, Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. —М.: Мир, 1974. 550 с.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. -М.: Педагогика, 1986.- 143 с.
- Лиханов А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. -3-е изд., доп. -М.: Педагогика, 1990.- 477с.
- Лупьян А .Я. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск: Вышейш. шк., 1986. -202 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 319 с.
- Макаренко А.С. О воспитании: Сборник. -2-е изд. Перераб. и доп. М.: Политиздат, 1990.- 414 с.
- Маркуша А. Ругать можно, а хвалить нужно!: Пометки на полях жизни.//Дошкольное воспитание.-1994.-№ 11. 81−83 с.
- Маркуша А. Как мы разговариваем с детьми // Дошкольное воспитание .- 1994.- № 3. -55−56 с.
- Медведева И., Шишова Т. Если предрассудок не сдается, его. уважают: О психологии воспитания детей в семье // Дошкольное воспитание. 1995. № 1. — 4−6 с.
- Медведева И, Шишова Т. Одна рука карает, другая милует // Семья и школа.- 1994. -№ 1. 4−6 с.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Мерлин B.C. Очерки по теории темперамента.- М.: просвещение, 1964.-304 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: Психологические проблемы. -М.: Дело, 1994.
- Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье: психологический портрет // Вопросы психологии.- 1991.- № 14−6 с.
- Мудрость воспитания: Кн. для родителей. 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1989.-289 е.- (Библиотека для родителей)
- Мухина B.C. Возрастная психология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Анапа, 1998.-458 с.
- Найссер У. Познание и реальность. -М.: Прогресс, 1981.-230с
- Настольная книга родителей: Хрестоматия по семейному воспитанию. -Минск: Народная асвета, 1987. -173 с.
- Неелов Е.М. Волшебно- сказочные формы научной фантастики. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. -198 с.
- Ш. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос. — 1994- Кн.1 -576 с.
- Непомнящая Н.И. Исследование процесса замещения предметных действий у дошкольников // Опыт системного исследования психики ребенка/ -М., 1975. Гл. VIII.- 150−165 с.
- Нефедов В. И. Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. -Минск, 1971.
- Нечипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника психолога. — М.: Школа -Пресс, 1994. -192с.
- Норман Д. А Память и научение / Пер. с англ. Н. Ю. Алексеенко. М.: Мир, 1985.-159 с.
- О человеческом в человеке / Под общей ред. И. Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991. -382с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. -175 с.
- Обухова Д.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1996.-360 с.
- Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. Е. Рогов. М. Вла-дос, 1995.-448 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1993. -256 с.
- Ольшанский В.Б. практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994. -448 с.
- Ольшанский Д.В. «Я-сам!»: очерки становления и развития детского «Я». -М.: Знание, 1986. -93с. -(Нар. ун-т. Пед.фак.:1986/11).
- Л 23. Орлова Е. А. Формирование психологической готовности к ПО у будущих учителей: диссерт. док. психол. наук. МД998. -323 с.
- Орлова Э. А Диагностическая функция конфликта: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. -Краснодар, 1975.
- Осипова Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: автор, диссерт д-ра психол. наук. -М., 1988.-41 с.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. пере-раб. и доп. -ML: Просвещение, 1990. -159 с.
- Парыгин В.Д. Основы социально- психологической теории. -М., 1971.-178 с.
- Педагогика и психология.- М.: Изд-во «Центр», 1996. —332 с.
- Перегуда В., Кошелева А. Гиперактивные дети: как помочь им и их родителям // Дошкольное воспитание. -1994.- № 8- 73−76 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социал. психол. тренинг. -М.: Изд-во МГУ, 1989. -212 с.
- Петровский А.Б. Быть личностью. -М.: Педагогика, 1990−112 с.
- Петровский А.Б. Личность. Деятельность. Коллектив. -Политиздат, 1982.-255 с.
- Петрунек В. П. Таран л.н. Колыбель неврозов. -М.: Педагогика1988.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика. -1977−271с.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология. — М.- Воронеж, 1996. -128 с.
- Пономарев Л.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976−302с.
- Популярная психология для родителей: Сборник / Сост. А. С. Спиваковская, Г. А. Ковалев- Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1988. -253 с.-(Библиотека для родителей)
- Проблемы космической медицины.- М., 1966.
- Психология в семье. -М.: Педагогика, 1994.
- Психология воспитания: Пособие / Под ред. В. А. Петровского. -2-е изд. ~М.: Аспект пресс, 1995.-152 с.
- Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964. -325 с.
- Психология индивидуальных различий: Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1982.-319 с.
- Психология личности: Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1982. -288 с.
- Психология: Словарь. -2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.-495с.
- Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гип-пенрейтер. -2-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1993.-304 с.
- Развитие общения у дошкольников: Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет / Под редакцией А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Ревенко Н.В. Психокоррекционные игры с дошкольниками: Метод. пособие для воспитателей дошкольных учреждений, практических психологов, родителей. Тула, 1998. -21с.
- Рогов в.и. настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996 529 с.
- Рояк А.А. Психологический конфликт, особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. -118 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика,-1989.-485 с.
- Русакова Н. Дом на полпути: О женском обращении с детьми в семьях // Семья и школа. -1993. -№ 4 -17−20 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально психологических различий. -М.: Наука, 1979. -352 с.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимоотношения в педагогическом процессе. Пособие для воспитателей. -2-е-изд. испр. и доп. -М.: Просвещение, 1982.-208 с.
- Савонько Е.А. Знаем ли мы их?: О проблемах взаимоотношений родителей и детей в семье // Семья и школа .- 1994. -№ 7. 8−9 с.
- Сакулина Н.П., Комарова Г. С. Изодеятельность в детском саду: Пособ. для воспитателей. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1982. -208 с.
- Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Приок. изд-во., 1992. -208 с. (Кн. для родителей).
- Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. -М.: Политиздат, 1990. -319 с.
- Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / НИИ Общ. и пед. Психологии АПН СССР- Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. -М.: Педагогика, 1989. -206 с.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. -М.: Наука, 1987. -266с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984.-161 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. —М.: Школа -Пресс, 1995.-384 с.
- Советский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1982.
- Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987. -224 с.
- Спиваковская А.С. Игра- это серьезно. -М.: Педагогика, 1981. -141 с. (Библиотека для родителей)
- Способности и наклонности: комплексные исследования. -М.: Педагогика, 1989. -197 с.
- Стресс жизни: Понять, противостоять и управлять им: Сборник. -СПб, 1994,384 с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: М.: Просвещение, 1991−270 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. -М.: Изд-во МГУ, 1984. -270 с.
- Трубников В.В. Личностные аспекты школьной адепты: автор, диссерт. канд. психол. наук. М., 1998. -25 с.
- Узнадзе Д.Н. Формы поведения человека // Кзнадзе Д. Н. Психологические исследования. -М., 1966. -334 С.
- Флейк Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. -М: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511 с.
- Фрадкина Ф.И. Сюжетно ролевая игра и психическое развитие ребенка. // Психология и педагогика игры дошкольника -М.: Просвещение, 1966. С. 49−56.
- Франкл В. Человек в поиске смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. -М.: Прогресс, 1990. -366 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. -М.: Наука, 1989.-455с. (Классики науки)
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. -М.: Просвещение, 1990. -117 с.
- Фрейд 3. Избранное: в 2 кн. М.: Московский рабочий, 1990. Кн. 1−2.
- Фримен Д. Ваш умный ребенок // Семья и школа. -1996.- № 3 с. 10.13.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М.: Республика, 1994.
- Фромм Э. Душа человека: Сборник. -М.: Мир, 1992. -429 с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция Минск, 1996 — 192 с.
- Хорни К. Память, импринтинг и мозг: Исслед. Механизмов: пер. с англ. -М.: Мир, 1988. 343с.
- Хорни К. Женская психология. Восточно-европейский институт, 1993 -222 с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Коструктивная теория невроза. // Психоанализ и культура. -М.: «Юность», 1995.
- Хрестоматия по вниманию. —М.: Изд-во МГУ, 1976. —259с.
- Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. В. Петухова. -М. Изд-во МГУ, 1981. -400с.
- Хрестоматия по ощущению и восприятию. -М.: Изд-во МГУ, 1975.-400 с.
- Чемоданова Д.И. Психологические основы формирования практического мышления учителя. Тула, 1997, 151 с.
- Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической деятельности / под редакцией Н. Н. Лебедевой. -М. 1997.-160 с.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологические исследования. -М.: Педагогика, 1981. -208 с.
- Шакуров Р.Х. Социально педагогические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М.: Педагогика 1988. -248с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. -М.: Изд-во АПН РСФСР. 1962.-503 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Педагогика, 1997.
- Шелдон У. Анализ конституциональных различий // Психология индивидуальных различий: Сборник. -М., 1982. -248−262 с.
- Штерн В. Психология раннего детства. М., 1922.
- Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? Дети и семейный конфликт: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987, -141 с.
- Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. -328 с.
- Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. -М.: Просвещение, 1985, -175 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. -Изд-во МГУ, 1990.-197с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. -3-е изд., перераб. -М: Мысль, 1985. -197 с.
- Kosc L. Vseobecna patopsychologia. -Bratislava: UK, 1974.
- Ztvin K. Group physiotherapy: practice and development.- New York
- Kulka J. Osobnost diete a handicap // Psychologia a patopsychologia dietata, 1993.-№ 2,-s/121−132.
- Systrova E. A kol. Normalita osobnosti. Praha: Avicenum, 1972/
- Blank M. Teaching Learning the Preschool. -Ohio, 1993. p. 25 100.
- Davis M. S. Intimate Relation. -H.I.Z., 1983. 294 p.
- Flanders N. Analyzing Teacher Behavior. Amsterdam, 1970.
- Gibson G. Psychology for the Classroom. Englewood Cliffs., 1976. -540 p.
- Harper R. G. Wiens A. N., Mattaraso G.D. Houwerbal Communication (The State of the Art). H.G., 1978. — pp. 159−164.
- Hassard J. Greating Cooperative Learning Environments. Melno Park. California, 1987.
- Ittfin K., Ratton B.R. Personal Communications in Human Relations. Columbus. Ohio, 1974. — 51 p.
- Kellerman H. Group psychotherapy and personality. New York: Grune & Strattou, 1979. p. 220.
- Levin B. Group psychotherapy: Practice and development. New York: Prentice-Hall, 1979. -p. 170.
- Malinovski B. Phatic Communication. In: Communication in Face to Face Interaction. Harmonds- worth. 1972, — pp. 146−152.
- Nixon H.Z.II, N4, 1991, pp. 472−496.
- Shaw M.E. Group dinamics. New York: Mc Graw-Hill, 1976, p.180k-О