Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия формирования толерантности у младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема развития личности детей младшего школьного возраста тщательно и подробно изучалась многими исследователями (Л.С.Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Э. Эриксон, Л. Кольберг и другие). Однако в психологической литературе практически не встречается теоретический анализ специфики понятия толерантности применительно к младшему школьному возрасту. В то же… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
    • 1. Общая характеристика проблематики. Понятие «толерантность» в культуре, общественной жизни, философских исследованиях
    • 2. Проблематика толерантности в ненхологнн
    • 3. Толерантность и психологические особенности детей младшего школьного возраста

    § 4. Роль и место совместной творческой деятельности в процессе формирования толерантности. «Трансформация когнитивного содержания в эмоцпопалыюс» как психологический механизм формнровашш толерантности.

    § 5. Проблема психологической диагностики толерантности.

    § 6. Психологические методы формирования толерантности.

    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

    § 1. Цель, гипотеза и задачи эмпирического исследования.

    § 2. Методы п методики исследования.

    § 3. Основные характеристики толерантности младших школьников, обучающихся в рамках традиционной образовательной системы.

    § 4. Динамика и основные закономерности процесса формирования толерантности у младших школьников, обучающихся, но экспериментальной программе.

    § 5. Исследование факторов, влияющих на формирование толерантности у младших школьников.

Психологические условия формирования толерантности у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Современное состояние общества характеризуется отсутствием единой системы ценностных ориентиров, усилением социальной мобильности и миграции. Все чаще вступают во взаимодействие люди различного мировоззрения, этнической принадлежности, представители разных культур. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых, и других различий, в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления только путем политических и экономических решений невозможно. Корни проблемы лежат в глубине психики человека. Необходимо формировать толерантность, научить людей эффективно и мирно взаимодействовать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними современная жизнь.

Актуальность исследования. Формирование толерантности должно стать одной из задач школы, как одного из важнейших институтов воспитания. Причем начинаться эта воспитательная работа должна с первых классов школы. Это особенно важно потому, что для многих современных детей школа становится первым местом, где они могут и вынуждены быть членами относительно стабильного коллектива сверстников. Если на этом этапе взрослые не помогут детям развить такое качество как толерантность, не сформируют у них навыки толерантного взаимодействия, у детей может стихийно сформироваться интолерантное мировоззрение, изменить которое в дальнейшем будет непросто.

Проблема толерантности является относительно новым направлением исследований психологической науки. Значительный вклад в исследование психологических аспектов толерантности, ее сущности и функций внесли: Г. Олпорт, Э. Фром, П. Ф. Страусон, С. Кобаса, П. Николсон, М. Уолцер,.

А.Г.Асмолов, С. К. Бондырева, И. Б. Гриншпун, Г. У. Солдатова и другие. Ряд важных вопросов находится на стадии активного изучения, в том числе вопросы психологических механизмов, психологических составляющих толерантности, психологических критериев сформированное&tradeтолерантности, подбора диагностических методик.

Проблема развития личности детей младшего школьного возраста тщательно и подробно изучалась многими исследователями (Л.С.Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Э. Эриксон, Л. Кольберг и другие). Однако в психологической литературе практически не встречается теоретический анализ специфики понятия толерантности применительно к младшему школьному возрасту. В то же время, такая специфика должна существовать, потому что очевидна и неоспорима специфика практически всех психологических характеристик ребенка младшего школьного возраста по сравнению с дошкольником, подростком, взрослым. Первая, известная нам, работа, в которой сделана попытка анализа специфики формирования некоторых компонентов толерантности у младших школьников, — кандидатская диссертация О. А. Спицыной.

Толерантность является интегральной характеристикой индивида, определяющей его способность реализовать свою индивидуальность в интересах общества. Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, научить их проявлять ее в соответствии с личностными особенностями и в рамках конструктивного взаимодействия с окружающими, — означает формирование толерантности.

В связи с тем, что проблема развития толерантности менее всего изучена для детей младшего школьного возраста и решение имеет высокую общественную значимость, ее изучение приобретает особую актуальность.

Цель исследования — определить и экспериментально проверить психологические условия, способствующие формированию толерантности у учащихся в образовательном процессе начальной школы.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс формирования толерантности учащихся начальных классов.

Предмет исследования — психологические условия формирования толерантности у учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования. Эффективное формирование толерантности у учащихся начальных классов осуществляется при реализации комплекса следующих психологических условий:

Толерантное отношение преподавателя к учащимся;

Постановка перед детьми творческих задач;

Организация выполнения коллективных творческих работ такого объема и содержания, что вероятность достижения успеха в их решении существенно выше при коллективной работе над задачей, чем при индивидуальной;

Реализация преподавателем принципа трансформации когнитивного содержания (информации) в эмоциональное;

Принятие преподавателем отношений между участниками работы и выделение их как одной из ведущих (основных) ценностей при выполнении коллективных творческих работдоведение до сознания учащихся взаимосвязи между качеством отношений в группе и эффективностью работы;

Передача детям ответственности за складывающиеся в группе отношения;

Обучение детей правилам эффективной организации совместной работы (обсуждать и согласовывать планы, использовать справедливые процедуры и объективные критерии и т. д.).

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, в исследовании определены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы толерантности в психологической теории и практике;

2. Выявить психологические условия, способствующие эффективному формированию толерантности у детей младшего школьного возраста;

3. Разработать диагностический инструментарий, позволяющий оценить эффективность формирования толерантности у младших школьников;

4. Экспериментально определить наличие и степень влияния выделенных психологических условий на эффективность процесса формирования толерантности у учащихся начальной школы.

Методологической основой исследования явились основные положения деятельностного подхода в том числе: принцип историзма как ключевой принцип анализа закономерностей развития психики С. Л. Рубинштейнапринцип интериоризации — экстериоризации, положения о ведущей роли обучения в развитии, взаимосвязи аффекта и интеллекта Л. С. Выготскогоразработка представлений о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания А.Н.ЛеонтьеваП.Я.Гальперинасмысловая теория мышления О. К. Тихомирова. Теоретические положения о природе и развитии личности, разработанные в рамках гуманистической психологии (Г.Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу), исследование возрастной специфики развития личности, выполненные под руководством Л. И. Божовичконцепция онтогенеза общения М. И. Лисинойположение о том, что развитие творческого потенциала личности реализуется через психологические механизмы творчества (А.В.Брушлинский, В. В. Давыдов, В. П, Зинченко, Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, А. В. Петровский С.Л.Рубинштейн, Б. М. Теплов, О. К. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Е. Торренс, Е.Л.Яковлева).

Этапы исследования.

На первом этапе (2000 — 2003гг.) осуществлялось теоретическое исследование феномена толерантности путем анализа научной литературырассматривались философские, психологические аспекты изучаемого явленияизучалось состояние проблемы формирования толерантности в педагогической практикеразрабатывалась программа пилотажного исследования.

На втором этапе (2003 — 2004гг.) была сформулирована тема исследования, цель, гипотеза, в ходе пилотажного эксперимента выделены показатели толерантности личности, уровни сформированное&tradeтолерантности младшего школьника и критерии их определенияразработан диагностический инструментарий и программа эксперимента.

На третьем этапе (2004 — 2007гг.) была экспериментально определена эффективность психологических условий формирования толерантности у учащихся начальной школыосуществлено оформление диссертационной работы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по выделенной проблематике, наблюдение, беседа, психологическое тестирование, пилотажный, констатирующий и формирующий эксперимент, методы статистической обработки материалов.

База исследования и испытуемые Работа выполнялась на базе Гимназии № 16 г. Мытищи, а также СОШ№ 697 г. МосквыСОШ№ 1304 г. Москвы с 2000 по 2007 год. В основном эксперименте приняли участие 208 детей младшего школьного возраста, обучающихся в рамках традиционной системы образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: • выявлена специфика проблематики толерантности применительно к младшему школьному возрасту (необходимость специальной работы по развитию у детей потребности в общении со сверстникамицелесообразность проводить работу по формированию толерантности в рамках учебной деятельности с соблюдением ряда психологических условийрешающая роль эмоционально-оценочного отношения взрослого к действиям детейсистематическая реализация принципа трансформации когнитивного содержания (информации) в эмоциональноеакцент на формирование просо-циальной направленности личностипредъявление детям требования ответственного поведениявоспитательная работа с группой в целомработа на уровне конкретно-понятийного мышления);

• изучен психологический механизм формирования толерантности (механизм трансформации когнитивного содержания (информации) в эмоциональное);

• выделены психологические составляющие толерантности применительно к детям младшего школьного возраста (активность и целеустремленностьсамопринятиеготовность принимать на себя ответственностьотношение к человеческим отношениям как значимой и самостоятельной ценностивосприятие людей как объектов особого рода (субъектов) — различение и раздельная оценка личности и поведениякомплексное восприятие ситуации взаимодействиярефлексия действий и текущих психологических состоянийтворческость, гибкость и оригинальность мышлениякоммуникативная компетентность);

• теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс психологических условий, способствующих формированию толерантности у младших школьников;

• выделены показатели толерантности личности (просоциальная направленность, успешная социальная адаптация, способность к активному творческому взаимодействию со средой);

• в соответствии с составляющими и показателями толерантности выделены три уровня сформированное&tradeтолерантности младшего школьника;

• разработан диагностический инструментарий, позволяющий оценить эффективность формирования толерантности у младших школьников;

Практическая значимость исследования:

Предложена и апробирована для практического использования в системе школьного образования программа по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров исследованияадекватностью использованных методов целям и задачам исследованияколичественным и качественным анализом полученных в ходе исследования данных и их интерпретацией.

Положения, выносимые на защиту.

1. Комплекс психологических условий, включающий толерантное отношение преподавателя к учащимсяпостановку перед детьми творческих задачорганизацию выполнения коллективных творческих работ такого объема и содержания, что вероятность достижения успеха в их решении существенно выше при коллективной работе над задачей, чем индивидуальнойреализацию преподавателем принципа трансформации когнитивного содержания (информации) в эмоциональноепринятие преподавателем отношений между участниками работы и выделение их как одной из ведущих (основных) ценностей при выполнении коллективных творческих работдоведение до сознания учащихся взаимосвязи между качеством отношений в группе и эффективностью работыпередачу детям ответственности за складывающиеся в группе отношенияобучение детей правилам эффективной организации совместной работы (обсуждать и согласовывать планы, использовать справедливые процедуры и объективные критерии и т. д. обеспечивает эффективное формирование толерантности у младших школьников. Решающая роль в развитии толерантности младшего школьника принадлежит взрослому, направляющему этот процесс и служащему моделью толерантного взаимодействия.

2. Развитие толерантности как в возрастном так и в индивидуальном аспектах представляет собой непрерывный и целостный процесс, в ходе которого развиваются и синтезируются в единое целое содержательные компоненты толерантности. Уровень развития каждого из компонентов определяет общий уровень развития толерантности и вносит вклад в своеобразие их итоговой целостности.

3. При формировании толерантности у младших школьников с учетом особенностей возраста акцент должен ставиться на формировании просоци-альной направленности формирующейся личности. Необходимо ориентировать детей на поиски возможностей самореализации в рамках просоциальной деятельности, активное взаимодействие с социальным окружением в направлении развития конструктивных отношений.

4. Одним из основных условий формирования толерантности у младших школьников является работа с эмоциями детей. В коллективном творчестве, где цель может быть достигнута только благодаря совместным усилиям, осознание важности участия другого (и иного) человек, его вклада в общую работу происходит через осознание своих эмоций и понимание переживаний партнеров по группе. Непосредственное переживание ребенком толерантных отношений приводит к формированию у него соответствующих толерантности личностных образований.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались: на заседаниях кафедры «Психологии делового общения» Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы, кафедры Практической психологии Финансовой академии при Правительстве РФконференции аспирантов и соискателей Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2006; в ходе круглых столов, организованных Московским центром культуры мира и толерантности Московского дома национальностей совместно с МГПУ, 2004 г. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора: Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н., 2003; 2004а- 2004bКрушельницкая О.И., 2008, 2009).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы относительно особенностей развития толерантности у учащихся младшего школьного возраста.

Составляющие толерантности младшего школьника могут быть описаны как: позитивное отношение к себеготовность принимать на себя ответственность за свои поступкивыделение человеческих отношений как значимой и самостоятельной ценностивосприятие людей как активных субъектов, обладающих чувствами эмоциями и желаниямиразличение и раздельная оценка личности и поведениякомплексное восприятие ситуации взаимодействиярефлексия действий и текущих психологических состоянийтворческость, гибкость и оригинальность мышлениякоммуникативная компетентность.

Основными показателями сформированное&tradeтолерантности у детей младшего школьного возраста являются: просоциальная направленностьуспешная социальная адаптацияспособность к активному творческому взаимодействию со средой.

Ребенок, обладающий высоким уровнем толерантности, выделяет других детей как значимых в своей жизни людей, стремится к установлению конструктивных отношений. Способен самостоятельно и творчески решать проблему взаимоотношений. Отношение ребенка к себе можно оценить как самопринятие. Одновременно он принимается своим непосредственным детским окружением. Ребенок, имеющий средний уровень толерантности, выделяет других людей как значимых в своей жизни людей, стремится к установлению конструктивных отношений. Действует с переменным успехом. В одних случаях демонстрирует понимание, принятие, ответственность и творческую активность. В других случаях демонстрирует неспособность к пониманию и сочувствию, реактивность и стандартность действий, непринятие и безответственность. Отношения со сверстниками неровные. Ребенок, имеющий низкий уровень толерантности, не воспринимает других детей как самостоятельных субъектовнеспособен учитывать их эмоции и желания, прогнозировать их действия. Не принимает на себя ответственность за собственные действия. В проблемных и кризисных ситуациях рассчитывает на помощь и защиту значимых взрослых. Действует реактивно, стандартно. Самооценка не сформирована и колеблется от максимальной до минимальной, принимая преимущественно крайние значения. Детским окружением не принимается.

Выявлено своеобразное сочетание психологических характеристик детей с низким уровнем толерантности, для которых на фоне низких показателей по всем диагностическим методикам характерны: отрицание страха самовыражения при высокий социальной тревожностипоказатели разработанности творческого мышления ниже возрастной нормы. Общая самооценка и оценка собственной доброжелательности чаще завышены, чем занижены, что сочетается с явно неблагополучным социометрическим статусом.

Для младших школьников с высоким уровнем толерантности на фоне высоких показателей по всем диагностическим методикам особенно характерны: высокий уровень развития творческого мышления (прежде всего, высокие показатели разработанности) — высокий коэффициент удовлетворенности общением.

Занятия по экспериментальной программе способствуют формированию толерантности как целостного явления. Полученные изменения статистически значимыкорреляционная взаимосвязь между всем рассматриваемыми параметрами увеличилась, что свидетельствует о том, что действительно развивалась толерантность как комплексная характеристика.

Подобранный диагностический инструментарий позволяет оценить уровень становления толерантности и эффективность формирования толерантности у младших школьников.

Методы, использованные в работе, и полученные в ней и результаты могут быть в дальнейшем использованы при организации воспитательной и образовательной работы с учащимися начальных классов общеобразовательных школ.

Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении становления толерантности у младших школьников. Внося определенный вклад в психологическую науку и практику оно одновременно выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение природы и качества связи между компонентами толерантностизакономерностей этапов становления толерантности по возрастам в их преемственностииндивидуально-типологических особенностей толерантности. Прогресс в решении этих фундаментальных вопросов переведет на качественно новый уровень решение проблем выделение составляющих толерантности, уровней ее сформированности, диагностических показателей и критериев, подбор диагностических методик.

Заключение

.

Целью данного исследования явилось определение психологических условий, обеспечивающих эффективное формирование толерантности у учащихся начальных классов. Полученные данные подтвердили основную гипотезу исследования — эффективное формирование толерантности у учащихся начальных классов осуществляется при реализации следующих психологических условий: толерантное отношение преподавателя к учащимсяпостановка перед детьми творческих задачорганизация выполнения коллективных творческих работ такого объема и содержания, что вероятность достижения успеха в их решении существенно выше при коллективной работе над задачей, чем индивидуальнойреализация преподавателем принципа трансформации когнитивного содержания в эмоциональноепринятие преподавателем отношений между участниками работы и выделение их как одной из ведущих (основных) ценностей при выполнении коллективных творческих работдоведение до сознания учащихся взаимосвязи между качеством отношений в группе и эффективностью работыпередача детям ответственности за складывающиеся в группе отношенияобучение детей правилам эффективной организации совместной работы (обсуждать и согласовывать планы, использовать справедливые процедуры и объективные критерии и т. д.).

Данное исследование позволило конкретизировать научное представление о специфических возрастных характеристиках толерантности детей младшего школьного возраста. Впервые применительно к этому возрасту выделены составляющие толерантности, уровни её становления, определены показатели и критерии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 78 -83
  2. B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал. 1989. — № 2. — С. 63 — 71.
  3. Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 416 с.
  4. А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. -256 с.
  5. А.Г., Солдатова Г. У., Шайгерова JI.A. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. — 8 — 18.
  6. А.Г. Аннотация «Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности» // Вопросы психологии, 2003. № 4 — С. 3 — 12.
  7. А.Г. Толерантность как культура XXI века // Век толерантности. 2004. — вып 7. — С. 4 — 8
  8. Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, .2004. — 150 с.
  9. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, Изд-во Ростов, ун-та, 1983. — 173 с.
  10. А.А. Личность.и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  11. М. Р. Вачков И.В. Волшебный кристалл // управление школой 2002.-№ 39. — С.7 — 10.-/Прил. К газ. «Первое сентября»
  12. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.1. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  13. Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. Карелин.. М.: ЭКСМО, 2005. — 414 с.
  14. С.К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему) М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
  15. И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери: Дис.. канд. психол. наук. М., 2007. — 181с.
  16. JI.B. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки (место.в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности): Дис.. докт. психол. наук. М., 1999. — 413 с.
  17. С. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой» // История, — 2002.- № 7.-С.14 16.-/ Прил. К газ. «Первое сентября»
  18. Н. С. Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с.
  19. А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей.:
  20. Пер. с нем., М. и др.] DiaSoft (DS) 2002. 602 с.
  21. В. Толерантность важный фактор культуры. // www. free net.kg /j ournal/n5/JRN AL514. html
  22. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд. МГУ, 1976. -142 с.
  23. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т.8. Вып. 14 / Под ред. В. С. Собкина. М.: Центр социологии обра-я РАО, 2003. — 208 с.
  24. JI. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982 — 1984. Т. 1 — 6.
  25. Т. «Я уникальная и неповторимая личность» // Школьный психолог. 2002. № 19. С. 6 — 8 /Прил. К газ. «Первое сентября»
  26. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд. МГУ, 1976. — 151 с.
  27. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка -М.: Изд. МГУ, 1985.-45 с.
  28. В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO intelligens // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. — С. 8 — 17
  29. B.C. Программа психологического тренинга с подростками «Толерантное мышление» Курган, 2003. — 35с.
  30. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: РАГС,? 1998. — 125 с.
  31. А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2006. — 160 с.
  32. И.Б. К вопросу о методиках диагностики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод, ст. 2-е изд. — Воронеж: Изд-во МПСИ- МОДЭК, 2003. — С. 209 — 219
  33. И.Х. Латинско-русский словарь: Ок. 200 000 слов и словосочетаний 6-е изд. стер. — М.: Русский язык, 2000. — 843 с.
  34. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. — Вып.1. — С. 131 — 138
  35. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник СПбГУ. 1999. Сер. 6, Вып. 1. -С. 59−68.
  36. Дети и проблемы толерантности: Сб. науч.-метод. материалов/ Рос. акад. наук,. Т. 3. Адамьянц. М.: Ин-т социологии РАН, 2003. — 145 с.
  37. Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Пер. с англ. И.Романовой. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с.
  38. А.К. Развитие личности в коллективе в зависимости от организации учебной деятельности: автореферат дис. доктора психологических наук / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии. Москва, 1989. — 47 с.
  39. О.Ю. Математическая статистика для психологов. М. Моск. психол.-социал. ин-т, Флинта, 2003. -335 с.
  40. М.В. Практическая психология детского творчества: Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 304 с.
  41. Т., Рожнева Ж. Кто такие беженцы?: Урок граждановедения в 10 11 классах // История. — 2002. — № 7 — С. 4 — 5. — /Прил. К газ. «Первое сентября»
  42. А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С. 59−73.
  43. Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: Дис. канд. пед. наук. Красноярск, — 2000. — 148 с.
  44. Т.В. Кросскультурный тренинг с подростками // Психологияи школа. 2003. — № 2. — С.47−57
  45. К.Е. Эмоции человека. М.: Изд. МГУ, 1980. — 440 с.
  46. О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: Дис.. канд. психол. наук. Казань, 2005. — 185 с.
  47. Качество жизни и формирование толерантного поведения. Серия «Качество жизни». Труды ВНИИТЭ. Вып. 5. М.: 2003. 56 с.
  48. Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в соврем. Шк. 2003. — № 7. — С. 13 — 17.
  49. Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Акад-проект, 2004. — 174 с.
  50. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. Пособие. Минск.: Тетра-Системс, 2000. — 432 с.
  51. Я.JI. Жизневский Б. П. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе // Совместная деятельность: методология, теория, практика. // Под ред. Журавлева А. А. и др. М.: Наука, 1988. — С. 37 — 50
  52. В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 176 с.
  53. С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5−9 лет. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 240 с.
  54. А.И. Теория и практика арт-терапии СРб.: Питер, 2002. -368 с.
  55. Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Крылова А. А., Коростылевой Л. А. СПб.: СПбГУ, 1997. — С. 75 — 88.
  56. Краткая философская энциклопедия / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. -М.: Прогресс. 1994. — 576 с.
  57. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко- Под общ.
  58. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  59. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для. школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995, — 48 с.
  60. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ. 207 с
  61. О. И. Третьякова А.Н. Учимся жить вместе // Начальная школа. 2003. № 9. — С. 7 — 10.
  62. О. И. Третьякова А.Н. Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб. метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 80 с.
  63. О. И. Третьякова А.Н. Как помочь детям мигрантов.
  64. Отечественные записки. 2004. № 4. С. 314 — 324.
  65. О.И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 2. С. 68 — 72.
  66. П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб. -М., Прайм Еврознак, 2004. — 256 с.
  67. Левин Стюарт Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству/Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. -272 с.
  68. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. — № 11 — С. 46 — 54
  69. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  70. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты. -М.: Изд. МГУ, 1984. С. 162−171.
  71. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981. -584 с.
  72. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -143 с.
  73. З.А. Творческие проекты в школе // Школа. 2000. — № 1. — С. 12−18.
  74. Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. Вып.4. М., 1992. С. 3−33.
  75. Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. Дис. .канд. Психол. наук / Е. Г. Луковицкая С.Петерб. гос. Ун-т. СПб., 1998.
  76. A.M. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / A.M.Матюшкин- под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. -М: КДУ, 2009. 190 с.
  77. М. Толерантность как объект социологического исследования / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001.-№ 3 -4.-С. 84−99
  78. Межведомственная программа «Толерантность»: План мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. М., 1999. — 89с.
  79. Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. — 168 с.
  80. С., Фишман Ч. Техники семейной терапии/Пер. с англ. А. Д. Иорданского. М.: Независимая фирма «Класс», 1988. — 304 с.
  81. В.Г. Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект: Дис. .канд. филос. наук. -М., Ульяновск, 2003. 135 с.
  82. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: ACADEMIA, 1999. 452 с.
  83. Е.Е., Ким В.Е. Применение проективной методики ТАТ для диагностики альтруистических установок// Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Ред. Г. У. Солдатова. М.: МГУ, 1987. — С.63 — 68.)
  84. А.А. Опыт антропологического анализа толерантности // Толерантность и культурная традиция: Сб. статей / Под ред. М. Ю. Мартыновой. М.: изд-во РУДН, 2002. — С. 121 — 155
  85. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2001.-507 с.
  86. О.А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 185 с.
  87. Г. В. Личность в психологии. М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1998.-347 с.
  88. Г. У. Природа предубеждения // Век толерантности М., 2003. -Вып. 6. — С. 39−50
  89. Ф.К., Хиггинс Г. Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. т. 13. № 3,-С. 175−182.
  90. Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  91. Е.Г. Воспитание толерантности у младших школьников в процессе формирования коммуникативной компетентности // http://toleration.bsu.edu.ru/public/
  92. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  93. В.Н. Разрешение межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников: авто-реф. Дис. канд. пед. Наук. Волгоград, 2002. — 21 с.
  94. С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. Пособие. М.:
  95. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 144 с.
  96. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  97. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -304 с.
  98. Прихожан A.M.Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ- Воронеж: изд. «МОДЕК», 2000. — 304 с.
  99. A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М, 1988. С. 110 — 118.
  100. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003.-672с.
  101. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  102. А.Д. Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. Непараметрическая статистика в примерах, упражнениях и рисунках. СПб.: Речь, 2008. — 265 с.
  103. Риэрдон Б. Э. Толерантность дорога к миру. — М.: Изд-во «Бонфи», 2001.- 304 с.
  104. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./Общ. Ред. И предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -480 с.
  105. Г. Толерантность духовное свойство язычества // Туфмаа-да саната. — 2003. — № 41 — с. 9.
  106. В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. -СПб.: Речь, 2005. 175 с.
  107. Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Норма: ИНФРА-М, 1998. — 664 с.
  108. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация— М.: «Наука» 1984 г. 192 с.
  109. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  110. C.JI. Проблемы общей психологии М.: 1973. — 416 с.
  111. C.JI. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984. — С.152−161.
  112. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. И вступ. Ст. Л. П. Петровский. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  113. А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование : Создание творческих проектов младшими школьниками. // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С. 144 — 148.
  114. П.В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. -М.: Изд. МГУ, 1984. С. 178−183.
  115. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 38−50.
  116. О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной сфере: Дис. канд. психол. наук. Казань, 2006.-221 с.
  117. О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной сфере: автореф. дис.. канд. психол. наук. -Казань, 2006.-24 с.
  118. Г. У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души // Век толерантности. 2003. — Вып. 6. — С. 60−78.
  119. Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Ред. Г. У. Солдатова и др. М., 1. МГУ, 2003. С. 4- 13.
  120. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001. 112 с.
  121. Г. У., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В., Хухлаев О. Е., Ще-пина А.И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии. М.: МГУ, 2002. -120с.
  122. Е.А. Психология самопознания детей младшего школьного возраста: Дис.. д-ра психол. наук. Самара, 2002. — 312 с.
  123. П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников подростков: Дис.. канд. пед. наук. — М., 2002. -170 с.
  124. М. Уроки исключительности (Как научить детей принимать и понимать тех, кто кается непохожим, странным, необычным?) //http://www/tolerance.ru/
  125. Н.А. Воспитание толерантности у несовершеннолетних правонарушителей // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3. 2003.-№ 17. -С. 181−191
  126. Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Дис.. д-ра психол. наук. М&bdquo- 1993.-370 с.
  127. O.K. Психология мышления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 288 с.
  128. Толерантность и согласие: Материалы международной конференции «Толерантность. Взаимопонимание и согласие». М., 1997. — 307 с.
  129. Е.В. Психофизиология человека. Толковый русско-английский словарь. С-Пб., 2000. 356 с.
  130. Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников, — 2003.-№ 3. С. 33 — 35.
  131. Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: адаптивный вариант. СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  132. М. О терпимости: пер. с англ. И. Мюриберг. М.: Идея -Пресс, 2000. — 160 с.
  133. Уроки толерантности «Мы — команда одного корабля», «Беженцы в России». // Начальная школа. 2002 — № 21. — С. 5 — 11. -/ Прил. К газ. «Первое сентября».
  134. К. Образование и толерантность // высшее образование в Европе. 1997. — № 2. — С. 14 — 28
  135. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 2005)» // Народное образование. — 2002. — № 1. — С. 255 -263.
  136. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
  137. Л.В. Влияние совместной деятельности дошкольников на формирование их личности // Народное просвещение. 1986. — № 6. -С.10- 13.
  138. К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Генезис, 2006. — 336 с.
  139. Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: ACT, 2004. -571 с.
  140. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Ин-терпракс, 1995. — 288 с.
  141. Е.И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: Дис.. д-ра психол. наук. М., 2006. 311 с.
  142. И.Б. Формирование толерантности государственного служащего к негативным психологическим воздействиям профессиональной среды: Дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 184 с.
  143. Н.Б. К проблеме формирования культуры межнациональных отношений // История. 2002. — № 7. — С. 2- 3. -/ Прил. К газ. «Первое сентября"/.
  144. Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  145. Э.Г. Детство и общество. СПб.: Психол. центр «Ленато», 1996.-589 с.
  146. Н.Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: Дис.. .канд. филос. наук. Омск, 2004. — 200 с.
  147. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: «Флинта», 1997. -224 с.
  148. Е.Л. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе: развитие креативности: Методическое пособие в 3 ч. 4.1. -М.: АПКиППРО, 2008. — 44 с.
  149. Allport G.W. The nature of prejudice. New York, 1954
  150. Benbaji H. Heyd D., The Charitable Perspective Forgiveness and Toleration as Supererogatory // Canadian Journal of Philosophy. 2001. -Vol.3.1. — No.4. — pp. 567−584
  151. Kobasa S.C., Meddi S.R., Kahn S. Hardiness and health: a prospective study // Journal Pers. Soc. Psych. 1982. -Vol. 42. — No.l. — pp. 168 -177
  152. Colesante R.G.,.Biggs D. A, Teaching about Tolerance with Stories and Arguments // Journal of Moral Education. 1999.- Vol.28.-No.2.-pp.5 -15.
  153. Davidson R.A., Wrigh E.M. The Effect of Auditor Attestation and Tolerance for Ambiguity on Commercial Lending Decisions What influences loan officers more: facts or feelings? // Journal of Practice and Theory -2000. Vol. 19 — No.2. — pp. 128 — 134.
  154. Goleman D. Emotional Intelligence. -N.Y.: Bantam Books, 1995.
  155. Gulcimen Y. Tolerance of ambiguity, information, and negotiation // Psychological reports. 2001. — Vol.89 — pp. 57 — 64.
  156. Michal V. Projektivni interview. Exploracni technika pro detskou psycho-logickou pruxi. Bratislava // Psychodiagnosticke a didakticke testy. -1974. n.p. 62 s
  157. Morgan D.N. Creativity today // Jour. Of Aesthetics. 1953. — № 12. P. 124.
  158. Nicholson P. Toleration as a Morel Ideal // Aspects of Toleration. J. Horton, S. Mendus? eds. Methuen, 1985. pp. 159 — 173
  159. Strawson P.F. Freedom and Resentment. London, 1974.
  160. Shklar J. The Liberalism of Fear //Liberalism and the Morel Life. Cambridge, 1989. P. 23
  161. Terman L.M. The discovery and encouragement of exceptional talent // The Amer. Psychologist. 1954. — V.9. — P.221−230
  162. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.) / Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — P. 32 — 75
Заполнить форму текущей работой