Психологические условия формирования толерантности у младших школьников
Проблема развития личности детей младшего школьного возраста тщательно и подробно изучалась многими исследователями (Л.С.Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Э. Эриксон, Л. Кольберг и другие). Однако в психологической литературе практически не встречается теоретический анализ специфики понятия толерантности применительно к младшему школьному возрасту. В то же… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
- 1. Общая характеристика проблематики. Понятие «толерантность» в культуре, общественной жизни, философских исследованиях
- 2. Проблематика толерантности в ненхологнн
- 3. Толерантность и психологические особенности детей младшего школьного возраста
§ 4. Роль и место совместной творческой деятельности в процессе формирования толерантности. «Трансформация когнитивного содержания в эмоцпопалыюс» как психологический механизм формнровашш толерантности.
§ 5. Проблема психологической диагностики толерантности.
§ 6. Психологические методы формирования толерантности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
§ 1. Цель, гипотеза и задачи эмпирического исследования.
§ 2. Методы п методики исследования.
§ 3. Основные характеристики толерантности младших школьников, обучающихся в рамках традиционной образовательной системы.
§ 4. Динамика и основные закономерности процесса формирования толерантности у младших школьников, обучающихся, но экспериментальной программе.
§ 5. Исследование факторов, влияющих на формирование толерантности у младших школьников.
Список литературы
- Абакумова И.В. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 78 -83
- Агеев B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал. 1989. — № 2. — С. 63 — 71.
- Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 416 с.
- Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. -256 с.
- Асмолов А.Г., Солдатова Г. У., Шайгерова JI.A. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. — 8 — 18.
- Асмолов А.Г. Аннотация «Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности» // Вопросы психологии, 2003. № 4 — С. 3 — 12.
- Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века // Век толерантности. 2004. — вып 7. — С. 4 — 8
- Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, .2004. — 150 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, Изд-во Ростов, ун-та, 1983. — 173 с.
- Бодалев А.А. Личность.и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Битянова М. Р. Вачков И.В. Волшебный кристалл // управление школой 2002.-№ 39. — С.7 — 10.-/Прил. К газ. «Первое сентября»
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.1. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
- Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. Карелин.. М.: ЭКСМО, 2005. — 414 с.
- Бондарева С.К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему) М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
- Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери: Дис.. канд. психол. наук. М., 2007. — 181с.
- Бороздина JI.B. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки (место.в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности): Дис.. докт. психол. наук. М., 1999. — 413 с.
- Бурбига С. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой» // История, — 2002.- № 7.-С.14 16.-/ Прил. К газ. «Первое сентября»
- Бурлакова Н. С. Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с.
- Бюль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей.:
- Пер. с нем., М. и др.] DiaSoft (DS) 2002. 602 с.
- Васильев В. Толерантность важный фактор культуры. // www. free net.kg /j ournal/n5/JRN AL514. html
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд. МГУ, 1976. -142 с.
- Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т.8. Вып. 14 / Под ред. В. С. Собкина. М.: Центр социологии обра-я РАО, 2003. — 208 с.
- Выготский JI. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982 — 1984. Т. 1 — 6.
- Гаврилова Т. «Я уникальная и неповторимая личность» // Школьный психолог. 2002. № 19. С. 6 — 8 /Прил. К газ. «Первое сентября»
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд. МГУ, 1976. — 151 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка -М.: Изд. МГУ, 1985.-45 с.
- Глебкин В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO intelligens // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. — С. 8 — 17
- Гончаров B.C. Программа психологического тренинга с подростками «Толерантное мышление» Курган, 2003. — 35с.
- Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: РАГС,? 1998. — 125 с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2006. — 160 с.
- Гриншпун И.Б. К вопросу о методиках диагностики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод, ст. 2-е изд. — Воронеж: Изд-во МПСИ- МОДЭК, 2003. — С. 209 — 219
- Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь: Ок. 200 000 слов и словосочетаний 6-е изд. стер. — М.: Русский язык, 2000. — 843 с.
- Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. — Вып.1. — С. 131 — 138
- Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник СПбГУ. 1999. Сер. 6, Вып. 1. -С. 59−68.
- Дети и проблемы толерантности: Сб. науч.-метод. материалов/ Рос. акад. наук,. Т. 3. Адамьянц. М.: Ин-т социологии РАН, 2003. — 145 с.
- Джиннот Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Пер. с англ. И.Романовой. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в коллективе в зависимости от организации учебной деятельности: автореферат дис. доктора психологических наук / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии. Москва, 1989. — 47 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М. Моск. психол.-социал. ин-т, Флинта, 2003. -335 с.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 304 с.
- Жабкина Т., Рожнева Ж. Кто такие беженцы?: Урок граждановедения в 10 11 классах // История. — 2002. — № 7 — С. 4 — 5. — /Прил. К газ. «Первое сентября»
- Запорожец А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С. 59−73.
- Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: Дис. канд. пед. наук. Красноярск, — 2000. — 148 с.
- Иванова Т.В. Кросскультурный тренинг с подростками // Психологияи школа. 2003. — № 2. — С.47−57
- Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд. МГУ, 1980. — 440 с.
- Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: Дис.. канд. психол. наук. Казань, 2005. — 185 с.
- Качество жизни и формирование толерантного поведения. Серия «Качество жизни». Труды ВНИИТЭ. Вып. 5. М.: 2003. 56 с.
- Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в соврем. Шк. 2003. — № 7. — С. 13 — 17.
- Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Акад-проект, 2004. — 174 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. Пособие. Минск.: Тетра-Системс, 2000. — 432 с.
- Коломинский Я.JI. Жизневский Б. П. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе // Совместная деятельность: методология, теория, практика. // Под ред. Журавлева А. А. и др. М.: Наука, 1988. — С. 37 — 50
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 176 с.
- Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5−9 лет. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 240 с.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии СРб.: Питер, 2002. -368 с.
- Коржакова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Крылова А. А., Коростылевой Л. А. СПб.: СПбГУ, 1997. — С. 75 — 88.
- Краткая философская энциклопедия / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. -М.: Прогресс. 1994. — 576 с.
- Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко- Под общ.
- Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431 с.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для. школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995, — 48 с.
- Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ. 207 с
- Крушельницкая О. И. Третьякова А.Н. Учимся жить вместе // Начальная школа. 2003. № 9. — С. 7 — 10.
- Крушельницкая О. И. Третьякова А.Н. Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб. метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 80 с.
- Крушельницкая О. И. Третьякова А.Н. Как помочь детям мигрантов.
- Отечественные записки. 2004. № 4. С. 314 — 324.
- Крушельницкая О.И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 2. С. 68 — 72.
- Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб. -М., Прайм Еврознак, 2004. — 256 с.
- Левин Стюарт Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству/Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. -272 с.
- Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. — № 11 — С. 46 — 54
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты. -М.: Изд. МГУ, 1984. С. 162−171.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981. -584 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -143 с.
- Литова З.А. Творческие проекты в школе // Школа. 2000. — № 1. — С. 12−18.
- Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. Вып.4. М., 1992. С. 3−33.
- Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. Дис. .канд. Психол. наук / Е. Г. Луковицкая С.Петерб. гос. Ун-т. СПб., 1998.
- Матюшкин A.M. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / A.M.Матюшкин- под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. -М: КДУ, 2009. 190 с.
- Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001.-№ 3 -4.-С. 84−99
- Межведомственная программа «Толерантность»: План мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. М., 1999. — 89с.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. — 168 с.
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии/Пер. с англ. А. Д. Иорданского. М.: Независимая фирма «Класс», 1988. — 304 с.
- Миронов В.Г. Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект: Дис. .канд. филос. наук. -М., Ульяновск, 2003. 135 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: ACADEMIA, 1999. 452 с.
- Насиновская Е.Е., Ким В.Е. Применение проективной методики ТАТ для диагностики альтруистических установок// Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Ред. Г. У. Солдатова. М.: МГУ, 1987. — С.63 — 68.)
- Никишенков А.А. Опыт антропологического анализа толерантности // Толерантность и культурная традиция: Сб. статей / Под ред. М. Ю. Мартыновой. М.: изд-во РУДН, 2002. — С. 121 — 155
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2001.-507 с.
- Овсянникова О.А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 185 с.
- Олпорт Г. В. Личность в психологии. М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1998.-347 с.
- Олпорт Г. У. Природа предубеждения // Век толерантности М., 2003. -Вып. 6. — С. 39−50
- Пауэр Ф.К., Хиггинс Г. Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. т. 13. № 3,-С. 175−182.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
- Петренко Е.Г. Воспитание толерантности у младших школьников в процессе формирования коммуникативной компетентности // http://toleration.bsu.edu.ru/public/
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Покусаев В.Н. Разрешение межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников: авто-реф. Дис. канд. пед. Наук. Волгоград, 2002. — 21 с.
- Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. Пособие. М.:
- Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 144 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -304 с.
- Прихожан A.M.Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ- Воронеж: изд. «МОДЕК», 2000. — 304 с.
- Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М, 1988. С. 110 — 118.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003.-672с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
- Резник А.Д. Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. Непараметрическая статистика в примерах, упражнениях и рисунках. СПб.: Речь, 2008. — 265 с.
- Риэрдон Б. Э. Толерантность дорога к миру. — М.: Изд-во «Бонфи», 2001.- 304 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./Общ. Ред. И предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -480 с.
- Романов Г. Толерантность духовное свойство язычества // Туфмаа-да саната. — 2003. — № 41 — с. 9.
- Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. -СПб.: Речь, 2005. 175 с.
- Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Норма: ИНФРА-М, 1998. — 664 с.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация— М.: «Наука» 1984 г. 192 с.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии М.: 1973. — 416 с.
- Рубинштейн C.JI. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984. — С.152−161.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. И вступ. Ст. Л. П. Петровский. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
- Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование : Создание творческих проектов младшими школьниками. // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С. 144 — 148.
- Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. -М.: Изд. МГУ, 1984. С. 178−183.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 38−50.
- Спицына О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной сфере: Дис. канд. психол. наук. Казань, 2006.-221 с.
- Спицына О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной сфере: автореф. дис.. канд. психол. наук. -Казань, 2006.-24 с.
- Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души // Век толерантности. 2003. — Вып. 6. — С. 60−78.
- Солдатова Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Ред. Г. У. Солдатова и др. М., 1. МГУ, 2003. С. 4- 13.
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001. 112 с.
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В., Хухлаев О. Е., Ще-пина А.И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии. М.: МГУ, 2002. -120с.
- Сорокоумова Е.А. Психология самопознания детей младшего школьного возраста: Дис.. д-ра психол. наук. Самара, 2002. — 312 с.
- Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников подростков: Дис.. канд. пед. наук. — М., 2002. -170 с.
- Стивенсон М. Уроки исключительности (Как научить детей принимать и понимать тех, кто кается непохожим, странным, необычным?) //http://www/tolerance.ru/
- Сунцова Н.А. Воспитание толерантности у несовершеннолетних правонарушителей // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3. 2003.-№ 17. -С. 181−191
- Телегина Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Дис.. д-ра психол. наук. М&bdquo- 1993.-370 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 288 с.
- Толерантность и согласие: Материалы международной конференции «Толерантность. Взаимопонимание и согласие». М., 1997. — 307 с.
- Трифонов Е.В. Психофизиология человека. Толковый русско-английский словарь. С-Пб., 2000. 356 с.
- Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников, — 2003.-№ 3. С. 33 — 35.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: адаптивный вариант. СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
- Уолцер М. О терпимости: пер. с англ. И. Мюриберг. М.: Идея -Пресс, 2000. — 160 с.
- Уроки толерантности «Мы — команда одного корабля», «Беженцы в России». // Начальная школа. 2002 — № 21. — С. 5 — 11. -/ Прил. К газ. «Первое сентября».
- Уэйн К. Образование и толерантность // высшее образование в Европе. 1997. — № 2. — С. 14 — 28
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 2005)» // Народное образование. — 2002. — № 1. — С. 255 -263.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
- Финкевич Л.В. Влияние совместной деятельности дошкольников на формирование их личности // Народное просвещение. 1986. — № 6. -С.10- 13.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Генезис, 2006. — 336 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: ACT, 2004. -571 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Ин-терпракс, 1995. — 288 с.
- Щебланова Е.И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: Дис.. д-ра психол. наук. М., 2006. 311 с.
- Шебураков И.Б. Формирование толерантности государственного служащего к негативным психологическим воздействиям профессиональной среды: Дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 184 с.
- Щеголихина Н.Б. К проблеме формирования культуры межнациональных отношений // История. 2002. — № 7. — С. 2- 3. -/ Прил. К газ. «Первое сентября"/.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: Психол. центр «Ленато», 1996.-589 с.
- Юровских Н.Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: Дис.. .канд. филос. наук. Омск, 2004. — 200 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: «Флинта», 1997. -224 с.
- Яковлева Е.Л. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе: развитие креативности: Методическое пособие в 3 ч. 4.1. -М.: АПКиППРО, 2008. — 44 с.
- Allport G.W. The nature of prejudice. New York, 1954
- Benbaji H. Heyd D., The Charitable Perspective Forgiveness and Toleration as Supererogatory // Canadian Journal of Philosophy. 2001. -Vol.3.1. — No.4. — pp. 567−584
- Kobasa S.C., Meddi S.R., Kahn S. Hardiness and health: a prospective study // Journal Pers. Soc. Psych. 1982. -Vol. 42. — No.l. — pp. 168 -177
- Colesante R.G.,.Biggs D. A, Teaching about Tolerance with Stories and Arguments // Journal of Moral Education. 1999.- Vol.28.-No.2.-pp.5 -15.
- Davidson R.A., Wrigh E.M. The Effect of Auditor Attestation and Tolerance for Ambiguity on Commercial Lending Decisions What influences loan officers more: facts or feelings? // Journal of Practice and Theory -2000. Vol. 19 — No.2. — pp. 128 — 134.
- Goleman D. Emotional Intelligence. -N.Y.: Bantam Books, 1995.
- Gulcimen Y. Tolerance of ambiguity, information, and negotiation // Psychological reports. 2001. — Vol.89 — pp. 57 — 64.
- Michal V. Projektivni interview. Exploracni technika pro detskou psycho-logickou pruxi. Bratislava // Psychodiagnosticke a didakticke testy. -1974. n.p. 62 s
- Morgan D.N. Creativity today // Jour. Of Aesthetics. 1953. — № 12. P. 124.
- Nicholson P. Toleration as a Morel Ideal // Aspects of Toleration. J. Horton, S. Mendus? eds. Methuen, 1985. pp. 159 — 173
- Strawson P.F. Freedom and Resentment. London, 1974.
- Shklar J. The Liberalism of Fear //Liberalism and the Morel Life. Cambridge, 1989. P. 23
- Terman L.M. The discovery and encouragement of exceptional talent // The Amer. Psychologist. 1954. — V.9. — P.221−230
- Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.) / Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — P. 32 — 75