Изменения в потребностном профиле личности учащихся в результате обучения саногенной рефлексии
Диссертация
В процессе обучения изменяются степени выраженности различных видов рефлексий: увеличивается рефлексия стыда, снижается рефлексия вины, обиды, зависти. Ослабевает защитная рефлексия рассогласования ожиданий, но усиливается рефлексия защиты уходом из ситуации и рационализации обесцениванием объекта. До сих пор недостаточно изучено влияние основных психологических знаний, обучение которым есть… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОТРЕБНОСТНО-МОШВАЩИОННОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. Основные подходы к пониманию изменений в мотивационнопотребностной сфере человека
- 1. 2. взгляд на развитие потребностей в отечественной психологии
- 1. 3. Рефлексия и потребности
- 1. 4. Проблем, а взаимосвязи эмоции и мышления
- 1. 5. проблема развития и изменения потребностей в психологии
- 1. 5. 1. Биопсихологический подход к развитию потребностей
- 1. 5. 2. Социальное научение в развитии потребностей
- 1. 5. 3. Значение внутрисемейных отношений в развитии потребностей ребенка
- 1. 5. 4. Значение игры в становлении потребностей
- 1. 5. 5. Влияние школьного обучения на развитие социальных потребностей
- 1. 6. Потребность в достижениях
- 1. 6. 1. Развитие потребности в достижениях в семейном общении
- 1. 6. 2. Развитие потребности в достижениях в школьном обучении
- 1. 7. Потребность в доминировании
- 1. 7. 1. Развитие потребности в доминировании в семейном общении
- 1. 7. 2. Развитие потребности в доминировании в игре
- 1. 8. потребность в аффилиации
- 1. 8. 2. Развитие потребности в аффилиации в семейном воспитании
- 1. 8. 2. Развитие аффилиативной потребности в игре
- 2. 1. Основные этапы подготовки и проведения психолого-педагогического эксперимента
- 2. 2. стимульный материал
- 2. 3. Формы обучения саногенной рефлексии
- 2. 4. психологическая характеристика форм обучения
- 2. 5. Статистические методы
- 3. 1. Потребности и эмоции
- 3. 2. Влияние обучения психологии на рефлексию
- 3. 3. Изменения в потребности в достижениях в результате обучения саногенной рефлексии в курсе психологии
- 3. 3. 1. Влияние рефлексии вины на уровень потребности в достижениях
- 3. 3. 2. Влияние рефлексии обиды на уровень потребности в достижениях
- 3. 3. 3. Влияние рефлексии зависти на уровень потребности в достижениях!
- 3. 4. 1. Влияние защиты уходом из ситуации на уровень потребности в доминировании
- 3. 4. 2. Рационализация обесцениванием объекта и уровень потребности в доминировании
- 3. 4. 3. Влияние потребности в достижениях на уровень потребности в доминировании
- 3. 5. Изменения потребности в аффилиации в результате обучения саногенной рефлексии в курсе психологии
- 3. 5. 1. Стыд и уровень потребности в аффилиации
- 3. 5. 2. Рассогласование ожиданий и потребность в аффилиации
- 3. 5. 3. Рефлексия апеллирующего мышления и потребность в аффилиации
Список литературы
- Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей. // Вопр. пси-ХОЛ.-1996.- № 4.- С. 5−13.
- Адлер А. Индивидуальная психология, ее гипотезы и реультат. / Теории личности в западно-европейской и американской психологии.- Самара. Издательский дом «Бахрах», 1996.- 480с.
- Айламазьян A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение. // Вопр. пси-хол.-1990.- № 3.- С.122−130.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- J1., — 1969.- 370с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Кн. 1. -М.-1982.- 320 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике. // Психол. журн.- № 5.1992.- С.12−25.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.- М., — 1994.- 96 с.
- Баланчивадзе Л.В. Индивидуально-психологические различия в музыкально-исполнительской деятельности. // Вопр. психол.-1998.- № 2.- С.151−154
- Баланчивадзе Л.В. Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения. // Психол. журн.-1998.- № 1.- С. 126 134.
- Ю.Бек А. Техники когнитивной психотерапии. // Московский психотерапевтический журнал.- 1996, — № 3.- С.49−69. 11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности.- Москва— Воронеж,-1995.- 352 с.
- Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопр. психол.-№ 1.- 1994.- С.122−127.
- Бодал ев А. А. Психология общения. Москва Воронеж, 1996.-256с.
- Братусь Б.С. Личность. Нравственность. Культура.- М.,-1994.-60 с.
- Братусь Б.С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма.- М.,-1984.-140 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М., — 1990.-146 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб., — 1998.- 336 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М.,-1984.- 200 с.
- Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. // Психол. журн.- 1998.- № 4.- С.49−60.
- Васюкова Е.Е. Уровень развития познавательной потребности и их проявление в мышлении. // Вопр. психол.-1998.-№ 3.- С.91−103.
- Вербицкий А.А., Бакшаева Н. А. Трансформация мотивов в контектном обучении. // Вопр. психол. -1997.- № 3.- С. 12−22.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.,-1990.
- Галигузова Л. Н. Проблема социальной изоляции детей. // Вопр. психол.- 1996.- № 3.- С.101−116.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия.-СПб.:Сфера, 1994.-160с.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагике и психологии.- М.:Наука, 1976.- 496с.
- Годфруа Ж. Что такое психология? в 2-х т.тЛт.М., 1992.-372 с.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.- Спб.:МСМХС1У, 1994.-192 с.
- Гулдинг Мэри М., Гулдинг Роберт Л. Психотерапия нового решения. Теория и практика.-М.:Класс, 1997.-288с.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте.: Автореф. дис.- М., 1984.
- Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности. // Психолош-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте.-М., 1980.- С.11−24.
- Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности. // Психол.журн.-1998.-№ 6.-С.20−27.
- Забродин Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека. // Вопр. психол.-1989. -№ 6 .-С.100−108.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении.-М., 1994.-240 с.
- Изард К.Е. Психология эмоций.-М.:Изд-во МГУ, 1980.-428с.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения.-М.:Роспедагенсгво, 1995.-108 с.
- Комарова Т.К., Кондратьева С. В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности. // Психол. журн.-1991.-№ 3.-С.30−37.
- Короленко Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе.-Новосибирск, 1990.-224с.43 .Кривко-Апинян Т. А. Мир игры.- М., 1992. -160 с. 44. Кузьмина Е. И. Психология свободы.-М.:Изд-во МГУ, 1994.-195с.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопр. психол.-1984.-№ 5- С.41−44.
- Куттнер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей.-СПб. :Б.С.К., 1998.-115с.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.-Прага, Авиценум.- 1984.-335 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность.-М., 1975.304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.-М.,-1983.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1965.- 584 с. 51 .Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и сознание. // XVIII Международный конгресс психологов.-Симп. 13, — М., 1966.
- Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психол. журн.-1992.- № 2.- С. 107−117.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.- М., 1993.- 44с.
- Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу. // Вопр. психол.-1987.- № 3.- С.150−158.
- Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест.-М.-.Смысл, 1998.-242с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1984.- 220с.5 7. Лоренц К. Агрессия.-М.:Универс, 1994.- 270с.
- Лоуэн А. Секс, любовь и сердце.- Минск, 1998. -192с.
- Лысенко В.В. Влияние обучения саногенной рефлексии на по-требностно-мотивационную сферу у лиц с низким и высоким уровнем потребности в достижениях. // Саногенное мышление. Теория и практика. Материалы конференции.-М., 1998.- С.44−47.
- Лысенко В.В. Влияние обучения саногенным мышлением на самоконтроль, потребность в доминировании и эмоциональностиу лиц с высоким и низким уровнем агресии. // Саногенное мышление. Теория и практика. Материалы конференции.-М., 1998.-С.47−50.
- Маркова А.К. Активизация мотивации достижения учащихся // Детский психолог.-1996.- № 12.-С. 64−72.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.- М. :Просвещение, 1990.-190 с.
- Маслоу А. Психология бытия.-М.:Ваклер, 1997.- 300 с.
- Матюшкин A.M. Основные направления и проблемы исследования мышления и творчества. // Психол. журн.-1984.-№ 1.-С.23−31.
- Монахов Н.А. Плоды подсознания.- М.:МИК, 1995. -160 с.
- Муздыбаев К. Психология зависти. // Психол. журн.-1997.-№ 6.- С.3−12.
- Немов Р.С. Общие основы психологии. В 3-х т.т. Т.1.-М.-.Просвещение, 1994.- 490 с.
- Орлов Ю.М. Потребность в достижениях- Молодой коммунист, 1980.- № 3.- С. 65 70.80.0рлов Ю. М. Потребность в достижениях в учебной деятельности. В кн.: Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза.- М., 1976.- С. 26 — 46.
- Орлов Ю. М. Фрустрация потребности в достижениях и тревога в учебной ситуации. В кн.: Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических и соматических заболеваний.-М., 1977.-С. 99- ЮО.
- Орлов Ю.М., Корчагина Т. Д. Потребность в достижениях как объект социальной перцепции. В кн.: Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе — М. Изд-во 1 Моск. мед. ин-та, 1980.-с. 106−110.
- Орлов Ю.М., Корчагина Т. Д. Уверенность в успехе и эффективность учебной деятельности студентов медвуза. В кн.: Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе-М.:Изд-во 1 ММИ, 1980.-С.111−113.
- Орлов Ю.М., Творогова Н. Д. Фрустрация потребности в общении и состояние здоровья студентов В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1974.-С.293 — 295.
- Орлов Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению.-М., 1988.- 120 с.
- Потребность // Психологический словарь. Под ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. и др.- М., 1983.- С. 256.
- Потребность //Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. -М.:Педагогика-пресс, 1996. С. 276.
- Потребность // Психология. Словарь. / Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М.Г.- М.'.Политиздат, 1990.- С. 284.
- Рефлексивно-психологическая концепция и инновационно-комплексные программы по игрорефлекике профессионального образования, социальной защиты и адаптации. // Ответ ред. акад. МАШ, проф. Семенов И.А.- М., 1996.-И 8с.
- ЮО.Рефлексия // Словарь практического психолога.-Минск: Хар-вест, 1997.-568.
- Рефлексия // Современный философский словарь.- Москва-Бишкек-Екатеринбург, 1996. С. 418.
- Розов А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений. // Психол. журн.-1993.-№ 3.- С.133−141. ЮЗ. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психической защиты. Мытищи, 1996.-140 с.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.-М.'Педагогика, 1988.-120с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т.т.- М.,-1989.
- Юб.Селье Г. Стресс без дистресса.- Рига, 1992.-110 с.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления.- Запорожье, 1992.- 224с.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.-Москва — Воронеж, 1996.- 96 с.
- Сидоренко Е.В. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в концепции А.Адлера.-Спб., 1993.-152с.
- Ю.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии.- СПб., 1996.- 450с.
- ЬСлободчиков В.И., Исаев И. Е. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности.-М., 1995.
- Спиваковская Профилактика детских неврозов.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-200С.
- З.Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Методологический анализ психологических подходов к проблеме формирования творческого мышления. / Философско-методологические аспекты гуманитарных наук.- М., 1981, — С.69−72.
- Н.Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования. // Вопр. психол.- 1985.- № 3.- С.31−40.
- Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1983.- 284 с.
- Тихомиров О.А. Психология мышления.-М.:Изд-во МГУ, 1984.- 270 с.
- Траилин Г. Н. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессиональной переподготовки (на примере специальностей социономического типа). Автореф. дис. .канд. психол. наук. Краснодар, 1997.
- Формирование интереса к учению у школьников. / Под ред. А. К. Марковой.-М., 1986.-192 с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1987.-182 с.
- Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания.-М. :Магистр, 1996.-196с.121 .Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. т. / Под ред. Б. М. Величковского Т.1.- М., 1986.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб. Литер, 1997.608 с.
- Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопр. психол, — 1996.- № 3.- С. 116−133.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности.-М.:Логос, 1994.
- Шадриков В.Д. Способности человека.-Москва Воронеж, 1997.-286с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Просвещение, 1994. 240с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., -1978.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей.- М., — 1984.
- Adler A. What life should mean to you.-London, 1980.
- Alchyuler J.W., Tabor D., Mclntyre J. Teaching Achievement Motivation Middletown: Education Ventures, 1971.
- Atkinson J.W. Thematic apperceptive measurement of motives within the context of a theory of motivation. // Atkinson J.W. Motives in Fantasy, Action and Society. Princeton: Van Nostrand, 1958.
- Atkinson J.W., Birch D. The Dynamics of Action. N.Y.: Wiley, 1970.
- Erikson K.T. Everything in its path.-N.Y., 1974.
- Gilligan C. In a Different Voice: Women’s conceptions of self and of morality // Harvard Educational Rewiew. 1977. № 47.
- Harlow H.F. Mice, monkeys, men and motives.-Psychol. Rew., 1960.
- Heckhausen H. The Anatomy of Achivment motivation.-N.J.: bond., Acad., Press., 1965.
- Maddi S.R. The search for meaning. // The Nebraska on Motivation, 1970.
- Maddi S.R., Berne N. Novelty of Productions and Desire for Novelty as Active and Passive Forms of the Need for Variety.-J. Personality, 1964.
- Maslow A.H. Toward a psychology of Being. N.Y.: Van Nostrand, 1968.
- Maslow A.H. Motivation and personality. 2-nd ed. N.Y.: Harper and Row, 1970.141 .May R. Freedom and destiny.-N.Y. London. L: Norton, 1981.
- McClelland D.C. Human Motivation. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
- Murray H.A. and others. Explorations in Personality. N.Y.: Oxford University Press, 1938.
- Murray H.A. Thematic Apperceptive Test Manual. Cambridge: Harvard University Press, 1943.
- Nutten J. Motivation, planing, and action: a relational theory of behavioral dynamics. Leuven: Leuven University Press- Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.
- Rogers C.R. Freedom to Learn. Charles E. Merril Publishing Company. A Bell & Hovell Company. Columbus, Toronto, London, Sedney, 1979.
- Rotter J.B. Thematic apperception tests: suggestions for administration and interpretation // J. of Personality, 1946.
- Selye H.A. Stress without distress.-Philadelphia, 1974.
- Singer J.L., Kolligan J. Personality: Development in the Study of
- Private Experience // Ann. Rev. Psychol. 1987.
- O.Tomkins S.S. The Thematic Apperception Test: The Theory and
- Technique of Interpretation. N.Y.: Grune and Stratton, 1947.