Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изменения в потребностном профиле личности учащихся в результате обучения саногенной рефлексии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе обучения изменяются степени выраженности различных видов рефлексий: увеличивается рефлексия стыда, снижается рефлексия вины, обиды, зависти. Ослабевает защитная рефлексия рассогласования ожиданий, но усиливается рефлексия защиты уходом из ситуации и рационализации обесцениванием объекта. До сих пор недостаточно изучено влияние основных психологических знаний, обучение которым есть… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОТРЕБНОСТНО-МОШВАЩИОННОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Основные подходы к пониманию изменений в мотивационнопотребностной сфере человека
    • 1. 2. взгляд на развитие потребностей в отечественной психологии
    • 1. 3. Рефлексия и потребности
    • 1. 4. Проблем, а взаимосвязи эмоции и мышления
    • 1. 5. проблема развития и изменения потребностей в психологии
      • 1. 5. 1. Биопсихологический подход к развитию потребностей
      • 1. 5. 2. Социальное научение в развитии потребностей
      • 1. 5. 3. Значение внутрисемейных отношений в развитии потребностей ребенка
      • 1. 5. 4. Значение игры в становлении потребностей
      • 1. 5. 5. Влияние школьного обучения на развитие социальных потребностей
    • 1. 6. Потребность в достижениях
      • 1. 6. 1. Развитие потребности в достижениях в семейном общении
      • 1. 6. 2. Развитие потребности в достижениях в школьном обучении
    • 1. 7. Потребность в доминировании
      • 1. 7. 1. Развитие потребности в доминировании в семейном общении
      • 1. 7. 2. Развитие потребности в доминировании в игре
    • 1. 8. потребность в аффилиации
      • 1. 8. 2. Развитие потребности в аффилиации в семейном воспитании
      • 1. 8. 2. Развитие аффилиативной потребности в игре
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, КОНТИНГЕНТ ИСПЫТУЕМЫХ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
    • 2. 1. Основные этапы подготовки и проведения психолого-педагогического эксперимента
    • 2. 2. стимульный материал
    • 2. 3. Формы обучения саногенной рефлексии
    • 2. 4. психологическая характеристика форм обучения
    • 2. 5. Статистические методы
  • ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЙ ® ПОТРЕБНОСТИО-МОШВАЩИОННОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
    • 3. 1. Потребности и эмоции
    • 3. 2. Влияние обучения психологии на рефлексию
    • 3. 3. Изменения в потребности в достижениях в результате обучения саногенной рефлексии в курсе психологии
      • 3. 3. 1. Влияние рефлексии вины на уровень потребности в достижениях
      • 3. 3. 2. Влияние рефлексии обиды на уровень потребности в достижениях
      • 3. 3. 3. Влияние рефлексии зависти на уровень потребности в достижениях!
  • ЗАИзменения потребности в доминировании в результате обучения саногенной рефлексии в курсе психологии
    • 3. 4. 1. Влияние защиты уходом из ситуации на уровень потребности в доминировании
    • 3. 4. 2. Рационализация обесцениванием объекта и уровень потребности в доминировании
    • 3. 4. 3. Влияние потребности в достижениях на уровень потребности в доминировании
    • 3. 5. Изменения потребности в аффилиации в результате обучения саногенной рефлексии в курсе психологии
    • 3. 5. 1. Стыд и уровень потребности в аффилиации
    • 3. 5. 2. Рассогласование ожиданий и потребность в аффилиации
    • 3. 5. 3. Рефлексия апеллирующего мышления и потребность в аффилиации
  • РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ

Изменения в потребностном профиле личности учащихся в результате обучения саногенной рефлексии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблем мотивационно-потребностной сферы учащихся обусловлена повышением эффективности управления процессами обучения и воспитания.

Хотя проблема изучения потребностей и мотивов учебной деятельности не нова в советской и российской психологииЛ.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, П. М. Якобсон обосновали, развили ее и исследовали экспериментально, в рамках этих работ изучению подвергались проблемы описания и анализа различных видов мотивов, их классификация, соотношение, изучались внутренние механизмы мотивации и некоторые другие вопросы. Но недостаточно изучены вопросы того, как изменяется мотивационная сфера учащихся под влиянием обучения, в частности, изучения психологии.

Сложившаяся практика обучения в средней школе, в частности, недостаточно учитывает психологические особенности учащихся, недооценивает связи мотивационно-потребностной сферы с учебной деятельностью. Имеются исследования, где описываются влияния мотивов и потребностей на эффективность учебной деятельности, но нет исследований того, как меняются мотивы под влиянием конкретного содержания обучения. Налицо тенденция преобладания влияния внешних мотивов и неоднозначное развитие внутренних, в результате чего происходит ослабление творческого потенциала личности учащихся и скрытые в мотивационно-потребностной сфере резервы учащимися не используются.

До сих пор недостаточно изучено влияние основных психологических знаний, обучение которым есть в программе почти каждой школы, на изменение потребностного профиля учащихся, в частности, на то, как эти знания влияют на мотивационно-потребностную сферу.

Предметом исследования является мотивационно-потребностная сфера учащихся, а именно ее изменение в результате обучения их саногенной рефлексии, а также изменение рефлексии, связанной с потребностно-мотивационной сферой.

Объектом исследования являются учащиеся 10−11 классов общеобразовательных школ.

Целью исследования является изучение влияния обучения психологии эмоций на изменение в потребностном профиле учащихся, установление значимых изменений потребностного профиля личности, элементами которого являются потребность в аффилиации, потребность в доминировании, потребность в достижениях и рефлексий чувств вины, обиды, неудачи, а также изменений в характере этих рефлексий.

В соответствии с целью решались следующие исследовательские задачи.

1.Провести теоретический анализ имеющихся в психологии подходов к изучению потребностей, концепций, описывающих изменение мотивационно-потребностной сферы личности под влиянием значимой деятельности человека, в частности, обучения психологии.

2.Выявить типичные для учащихся типы рефлексий и изменения в рефлексии, происходящие вследствие обучения психологии эмоций, исследовать влияние видов рефлексий на уровень потребностей.

3.Проведение экспериментального исследования влияния на потребностный профиль обучения психологии эмоций, в частности саногенного мышления.

Основные гипотезы.

1.В ходе исследования была выдвинута общая гипотеза о том, что мотивационно-потребностная сфера учащихся изменяется под воздействием процесса обучения психологии, в частности, обучения саногенной рефлексии.

2.Это воздействие не является однородным, а интенсивность и направление изменений обусловлены особенностями конкретного потребностного профиля личности ученика.

В соответствии с предметом исследования в диссертации сформулированы, проверены и частные гипотезы.

1 .Под влиянием обучения саногенной рефлексии возрастает уровень потребности в достижении.

2.Уровни потребностей в доминировании и аффилиации понижается в результате обучения учащихся саногенной рефлексии.

3.Обучение саногенному мышлению оптимизирует уровень потребностей. Следует ожидать, что гипертрофированный уровень потребности понижается, а слабая потребность возрастает, усиливается.

Положения, выносимые на защиту.

1.В процессе обучения психологии, в частности психологии эмоций, происходят существенные изменения в мотивационно-потребностной сфере личности и в характере рефлексии. Уровень потребностей связан с характером рефлексии эмоций и потребностей.

2.Рефлексия связана с потребностями человека и с эмоциями.

3.Зависимость между эмоцией и рефлексией изменяется под влиянием обучения саногенной рефлексии. Например, увеличивается рефлексия стыда, снижается рефлексия вины, обиды, зависти. Ослабевает защитная рефлексия рассогласования ожиданий, но усиливается рефлексия защиты уходом из ситуации и рационализации обесцениванием объекта.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые обнаружено, исследовано и описано влияние процесса обучения психологии, в частности, психологии эмоций, саногенной рефлексии, на потребностный профиль личности учащихся. Установлена зависимость между содержанием рефлексии и интенсивностью потребностей. Установлены корреляции между видами рефлексии и механизмами психологической защиты.

Теоретическая значимость работы — в выявлении зависимостей уровня потребностей от обучения саногенной рефлексии.

Практическая значимость работы заключается в возможности широкого использования материала курса психологии для обучения рефлексии и изменения мотивационно-потребностного профиля учащихся и в возможности включения выводов, полученных в диссертации, в урочные и факультативные занятия по психологии в обучении старших школьников.

Заключение

.

В результате обучения саногенной рефлексии в темах психологии «Эмоции и мышление» методами саногенной рефлексии произошли следующие изменения в потребностном профиле учащихся:

1. Увеличился уровень потребности в достиженияхснизился уровень потребности в доминированииснизился уровень потребности в аффилиации.

2. В процессе обучения изменяются степени выраженности различных видов рефлексий: увеличивается рефлексия стыда, снижается рефлексия вины, обиды, зависти. Ослабевает защитная рефлексия рассогласования ожиданий, но усиливается рефлексия защиты уходом из ситуации и рационализации обесцениванием объекта.

3. В результате исследования обнаружилось, что вина, стыд, обида, зависть являются эмоциональными составляющими всех изученных нами потребностей, активизирующихся в условиях фрустрации. Обнаружена зависимость между силой потребности и выраженностью эмоций: вина, обида, зависть усиливают потребность в достиженияхстыд уменьшает потребность в доминировании.

4.В результате обучения наблюдаются существенные изменения механизмов психических защит, связанных с неудачей или фрустрацией потребностей. Так, защиты уходом из ситуации, рационализация усиливают потребность в доминированиирассогласование ожиданий и поведения других, апеллирующее мышление ослабляют потребность в аффилиации .

5. В потребностном профиле возрастание одной потребности оказывает влияние на другую. Так, возросший уровень потребности в достижениях усилил потребность в доминировании.

6. Разработаны рекомендации для психологов и психотерапевтов, работающих с подростками, а также для учителей и воспитателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Н. Становление образа себя у детей. // Вопр. пси-ХОЛ.-1996.- № 4.- С. 5−13.
  2. А. Индивидуальная психология, ее гипотезы и реультат. / Теории личности в западно-европейской и американской психологии.- Самара. Издательский дом «Бахрах», 1996.- 480с.
  3. A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение. // Вопр. пси-хол.-1990.- № 3.- С.122−130.
  4. .Г. Человек как предмет познания.- J1., — 1969.- 370с.
  5. А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Кн. 1. -М.-1982.- 320 с.
  6. Л.И. Личность в динамике. // Психол. журн.- № 5.1992.- С.12−25.
  7. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.- М., — 1994.- 96 с.
  8. Л.В. Индивидуально-психологические различия в музыкально-исполнительской деятельности. // Вопр. психол.-1998.- № 2.- С.151−154
  9. Л.В. Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения. // Психол. журн.-1998.- № 1.- С. 126 134.
  10. Ю.Бек А. Техники когнитивной психотерапии. // Московский психотерапевтический журнал.- 1996, — № 3.- С.49−69. 11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности.- Москва— Воронеж,-1995.- 352 с.
  11. А.А. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопр. психол.-№ 1.- 1994.- С.122−127.
  12. Бодал ев А. А. Психология общения. Москва Воронеж, 1996.-256с.
  13. .С. Личность. Нравственность. Культура.- М.,-1994.-60 с.
  14. .С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма.- М.,-1984.-140 с.
  15. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М., — 1990.-146 с.
  16. Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб., — 1998.- 336 с.
  17. Ф.Е. Психология переживания.- М.,-1984.- 200 с.
  18. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. // Психол. журн.- 1998.- № 4.- С.49−60.
  19. Е.Е. Уровень развития познавательной потребности и их проявление в мышлении. // Вопр. психол.-1998.-№ 3.- С.91−103.
  20. А.А., Бакшаева Н. А. Трансформация мотивов в контектном обучении. // Вопр. психол. -1997.- № 3.- С. 12−22.
  21. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.,-1990.
  22. Л. Н. Проблема социальной изоляции детей. // Вопр. психол.- 1996.- № 3.- С.101−116.
  23. В.И. Практическая психотерапия.-СПб.:Сфера, 1994.-160с.
  24. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагике и психологии.- М.:Наука, 1976.- 496с.
  25. . Что такое психология? в 2-х т.тЛт.М., 1992.-372 с.
  26. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.- Спб.:МСМХС1У, 1994.-192 с.
  27. Гулдинг Мэри М., Гулдинг Роберт Л. Психотерапия нового решения. Теория и практика.-М.:Класс, 1997.-288с.
  28. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте.: Автореф. дис.- М., 1984.
  29. В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности. // Психолош-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте.-М., 1980.- С.11−24.
  30. В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности. // Психол.журн.-1998.-№ 6.-С.20−27.
  31. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека. // Вопр. психол.-1989. -№ 6 .-С.100−108.
  32. В.В. Понимание в познании и общении.-М., 1994.-240 с.
  33. К.Е. Психология эмоций.-М.:Изд-во МГУ, 1980.-428с.
  34. Кан-Калик В. А. Грамматика общения.-М.:Роспедагенсгво, 1995.-108 с.
  35. Т.К., Кондратьева С. В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности. // Психол. журн.-1991.-№ 3.-С.30−37.
  36. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе.-Новосибирск, 1990.-224с.43 .Кривко-Апинян Т. А. Мир игры.- М., 1992. -160 с. 44. Кузьмина Е. И. Психология свободы.-М.:Изд-во МГУ, 1994.-195с.
  37. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопр. психол.-1984.-№ 5- С.41−44.
  38. П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей.-СПб. :Б.С.К., 1998.-115с.
  39. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.-Прага, Авиценум.- 1984.-335 с.
  40. А.Н. Деятельность.Сознание. Личность.-М., 1975.304 с.
  41. А.Н. Избранные психологические произведения.-М.,-1983.
  42. А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1965.- 584 с. 51 .Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и сознание. // XVIII Международный конгресс психологов.-Симп. 13, — М., 1966.
  43. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психол. журн.-1992.- № 2.- С. 107−117.
  44. Д.А. Очерк психологии личности.- М., 1993.- 44с.
  45. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу. // Вопр. психол.-1987.- № 3.- С.150−158.
  46. Д.А. Тематический апперцептивный тест.-М.-.Смысл, 1998.-242с.
  47. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1984.- 220с.5 7. Лоренц К. Агрессия.-М.:Универс, 1994.- 270с.
  48. А. Секс, любовь и сердце.- Минск, 1998. -192с.
  49. В.В. Влияние обучения саногенной рефлексии на по-требностно-мотивационную сферу у лиц с низким и высоким уровнем потребности в достижениях. // Саногенное мышление. Теория и практика. Материалы конференции.-М., 1998.- С.44−47.
  50. В.В. Влияние обучения саногенным мышлением на самоконтроль, потребность в доминировании и эмоциональностиу лиц с высоким и низким уровнем агресии. // Саногенное мышление. Теория и практика. Материалы конференции.-М., 1998.-С.47−50.
  51. А.К. Активизация мотивации достижения учащихся // Детский психолог.-1996.- № 12.-С. 64−72.
  52. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.- М. :Просвещение, 1990.-190 с.
  53. А. Психология бытия.-М.:Ваклер, 1997.- 300 с.
  54. A.M. Основные направления и проблемы исследования мышления и творчества. // Психол. журн.-1984.-№ 1.-С.23−31.
  55. Н.А. Плоды подсознания.- М.:МИК, 1995. -160 с.
  56. К. Психология зависти. // Психол. журн.-1997.-№ 6.- С.3−12.
  57. Р.С. Общие основы психологии. В 3-х т.т. Т.1.-М.-.Просвещение, 1994.- 490 с.
  58. Ю.М. Потребность в достижениях- Молодой коммунист, 1980.- № 3.- С. 65 70.80.0рлов Ю. М. Потребность в достижениях в учебной деятельности. В кн.: Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза.- М., 1976.- С. 26 — 46.
  59. Ю. М. Фрустрация потребности в достижениях и тревога в учебной ситуации. В кн.: Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических и соматических заболеваний.-М., 1977.-С. 99- ЮО.
  60. Ю.М., Корчагина Т. Д. Потребность в достижениях как объект социальной перцепции. В кн.: Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе — М. Изд-во 1 Моск. мед. ин-та, 1980.-с. 106−110.
  61. Ю.М., Корчагина Т. Д. Уверенность в успехе и эффективность учебной деятельности студентов медвуза. В кн.: Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе-М.:Изд-во 1 ММИ, 1980.-С.111−113.
  62. Ю.М., Творогова Н. Д. Фрустрация потребности в общении и состояние здоровья студентов В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1974.-С.293 — 295.
  63. Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению.-М., 1988.- 120 с.
  64. Потребность // Психологический словарь. Под ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. и др.- М., 1983.- С. 256.
  65. Потребность //Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. -М.:Педагогика-пресс, 1996. С. 276.
  66. Потребность // Психология. Словарь. / Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М.Г.- М.'.Политиздат, 1990.- С. 284.
  67. Рефлексивно-психологическая концепция и инновационно-комплексные программы по игрорефлекике профессионального образования, социальной защиты и адаптации. // Ответ ред. акад. МАШ, проф. Семенов И.А.- М., 1996.-И 8с.
  68. ЮО.Рефлексия // Словарь практического психолога.-Минск: Хар-вест, 1997.-568.
  69. Рефлексия // Современный философский словарь.- Москва-Бишкек-Екатеринбург, 1996. С. 418.
  70. А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений. // Психол. журн.-1993.-№ 3.- С.133−141. ЮЗ. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психической защиты. Мытищи, 1996.-140 с.
  71. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.-М.'Педагогика, 1988.-120с.
  72. С.Л. Основы общей психологии в 2-х т.т.- М.,-1989.
  73. Юб.Селье Г. Стресс без дистресса.- Рига, 1992.-110 с.
  74. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления.- Запорожье, 1992.- 224с.
  75. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.-Москва — Воронеж, 1996.- 96 с.
  76. Е.В. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в концепции А.Адлера.-Спб., 1993.-152с.
  77. Ю.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии.- СПб., 1996.- 450с.
  78. ЬСлободчиков В.И., Исаев И. Е. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности.-М., 1995.
  79. Спиваковская Профилактика детских неврозов.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-200С.
  80. З.Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Методологический анализ психологических подходов к проблеме формирования творческого мышления. / Философско-методологические аспекты гуманитарных наук.- М., 1981, — С.69−72.
  81. Н.Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования. // Вопр. психол.- 1985.- № 3.- С.31−40.
  82. В.В. Самосознание личности.- М., 1983.- 284 с.
  83. О.А. Психология мышления.-М.:Изд-во МГУ, 1984.- 270 с.
  84. Г. Н. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессиональной переподготовки (на примере специальностей социономического типа). Автореф. дис. .канд. психол. наук. Краснодар, 1997.
  85. Формирование интереса к учению у школьников. / Под ред. А. К. Марковой.-М., 1986.-192 с.
  86. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1987.-182 с.
  87. В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания.-М. :Магистр, 1996.-196с.121 .Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. т. / Под ред. Б. М. Величковского Т.1.- М., 1986.
  88. Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб. Литер, 1997.608 с.
  89. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопр. психол, — 1996.- № 3.- С. 116−133.
  90. В.Д. Деятельность и способности.-М.:Логос, 1994.
  91. В.Д. Способности человека.-Москва Воронеж, 1997.-286с.
  92. С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Просвещение, 1994. 240с.
  93. Д.Б. Психология игры.- М., -1978.
  94. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей.- М., — 1984.
  95. Adler A. What life should mean to you.-London, 1980.
  96. Alchyuler J.W., Tabor D., Mclntyre J. Teaching Achievement Motivation Middletown: Education Ventures, 1971.
  97. Atkinson J.W. Thematic apperceptive measurement of motives within the context of a theory of motivation. // Atkinson J.W. Motives in Fantasy, Action and Society. Princeton: Van Nostrand, 1958.
  98. Atkinson J.W., Birch D. The Dynamics of Action. N.Y.: Wiley, 1970.
  99. Erikson K.T. Everything in its path.-N.Y., 1974.
  100. Gilligan C. In a Different Voice: Women’s conceptions of self and of morality // Harvard Educational Rewiew. 1977. № 47.
  101. Harlow H.F. Mice, monkeys, men and motives.-Psychol. Rew., 1960.
  102. Heckhausen H. The Anatomy of Achivment motivation.-N.J.: bond., Acad., Press., 1965.
  103. Maddi S.R. The search for meaning. // The Nebraska on Motivation, 1970.
  104. Maddi S.R., Berne N. Novelty of Productions and Desire for Novelty as Active and Passive Forms of the Need for Variety.-J. Personality, 1964.
  105. Maslow A.H. Toward a psychology of Being. N.Y.: Van Nostrand, 1968.
  106. Maslow A.H. Motivation and personality. 2-nd ed. N.Y.: Harper and Row, 1970.141 .May R. Freedom and destiny.-N.Y. London. L: Norton, 1981.
  107. McClelland D.C. Human Motivation. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
  108. Murray H.A. and others. Explorations in Personality. N.Y.: Oxford University Press, 1938.
  109. Murray H.A. Thematic Apperceptive Test Manual. Cambridge: Harvard University Press, 1943.
  110. Nutten J. Motivation, planing, and action: a relational theory of behavioral dynamics. Leuven: Leuven University Press- Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.
  111. Rogers C.R. Freedom to Learn. Charles E. Merril Publishing Company. A Bell & Hovell Company. Columbus, Toronto, London, Sedney, 1979.
  112. Rotter J.B. Thematic apperception tests: suggestions for administration and interpretation // J. of Personality, 1946.
  113. Selye H.A. Stress without distress.-Philadelphia, 1974.
  114. Singer J.L., Kolligan J. Personality: Development in the Study of
  115. Private Experience // Ann. Rev. Psychol. 1987.
  116. O.Tomkins S.S. The Thematic Apperception Test: The Theory and
  117. Technique of Interpretation. N.Y.: Grune and Stratton, 1947.
Заполнить форму текущей работой