Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 6-8 лет в образовательных учреждениях различного типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В последние годы разрабатываются и реализуются на практике разнообразные варианты обучения в начальных классах. В одних случаях отличие от стандартного начального образования касается, главным образом, условий обучения (малая наполняемость классов, особый режим чередования обучения и игры и т. п.). В других случаях, что более важно, отмеченное отличие проявляется… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 1. Понятие интеллекта. Общие подходы к изучению интеллекта
    • 1. 2. Многообразие моделей и теорий интеллекта
    • 1. 3. Особенности развития структур интеллекта в различных системах обучения (по материалам исследований отечественных психологов)
  • Глава II. Характеристика теоретических подходов к изучению творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии
    • 2. 1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности»
    • 2. 2. Проблема творческих способностей детей: критерии, показатели и условия развития
    • 2. 3. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников
    • 2. 4. Взгляды на соотношение интеллектуальных и креативных способностей
    • 2. 5. Типы обучения в различных общеобразовательных учреждениях
  • Глава III. Организация экспериментального исследования развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
    • 3. 1. Процедура, организация и методы эмпирического исследования
    • 3. 2. Характеристика и интерпретация результатов исследования

    3.3. Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих и интеллектуальных способностей младших школьников из общеобразовательных школ и гимназий. Организация формирующего эксперимента и его результаты

    3.4. Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 6-8 лет в образовательных учреждениях различного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы разрабатываются и реализуются на практике разнообразные варианты обучения в начальных классах. В одних случаях отличие от стандартного начального образования касается, главным образом, условий обучения (малая наполняемость классов, особый режим чередования обучения и игры и т. п.). В других случаях, что более важно, отмеченное отличие проявляется в содержании учебных программ. Здесь можно выделить две наиболее распространенные в настоящее время целостные системы развивающего обучения: одна разработана под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, другая — под руководством Л. В. Занкова. Все большее значение в школьном образовании приобретают гимназии, начальное обучение в которых характеризуется, как правило, большим, чем обычно, числом учебных предметов и специализацией обучения.

В настоящее время в психологических исследованиях в России и за рубежом особое место занимают исследования, направленные на диагностику интеллекта человека и его творческих способностей.

Изучение психологических механизмов формирования интеллектуальных структур и творческих способностей является одной из важнейших проблем педагогической психологии. На протяжении длительного времени к проблеме интеллектуального развития обращались ведущие психологи как западной научной школы (Ж.Пиаже, Б. Инельдер, Дж.Г.Мид, А.Н.Перре-Клермон, Д. Смедслунд, Х. Синклер и др.), так и отечественной (А.В. Брушлинский, Л. С. Выготский, ПЯ. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Л. С. Рубинштейн, В. В. Рубцов, О. К. Тихомиров, Д.Б.Эльконин). Понятие творческих способностей в настоящее время часто отождествляется с понятием «дивергентное мышление», «креативность» (Дж.Гилфорд, Е.П.Торренс) и определяется как способность к порождению множества гибких и оригинальных идей.

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Вопросами воспитания и становления такого человека занимается современная школа, где по мере возможностей реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся. Именно с этим и связано появление в системе образования учреждений с различным типом обучения — таких, как общеобразовательные школы и школы — гимназии. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам. Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Именно в начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Актуальность данной работы заключается в изучении и развитии представлений об особенностях формирования интеллектуальных и творческих способностей детей, в частности, детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих средние общеобразовательные школы и школы — гимназии.

Принципиальное методологическое решение этого вопроса требует опоры на анализ актуальных практических аспектов воспитания и обучения, создания и использования целостной модели развития, в которой ее отдельные проекции выступают в их взаимосвязи внутри целого. Таким образом, особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение, анализ и проектирование оптимальных условий интеллектуального и креативного развития детей в образовательном процессе в их взаимосвязи. Под понятием интеллектуальных и творческих способностей в их взаимосвязи мы понимаем все силы, ресурсы и внутренние возможности личности школьника (включая его общетворческие и умственные потенции), с помощью которых он может сформировать мотивационно-устойчивое поисково-преобразовательное отношение к действительности, которое будет проявляться в поисково-преобразовательной активности. Факт наличия развитых интеллектуальных и творческих способностей у младшего школьника обеспечивает ему в последующем возможность воспользоваться ресурсами, которые имеются в его распоряжении для обеспечения выхода за пределы традиционного выполнения деятельности. Эта способность личности воспользоваться всеми имеющимися в её распоряжении возможностями, обеспечивающими выход за пределы традиционности, шаблонности при выполнении какой-либо деятельности, в том числе в общении, реализуется в жизнедеятельности. Творческая и умственная активность обнаруживается в большей или меньшей степени в жизнедеятельности любого человека и является постоянным и нормальным спутником детского развития, в частности, в противовес мнению о том, что творчество и интеллектуальное мышление есть удел избранных. Отсюда проистекает оптимистическая психолого-педагогическая идея, связанная с возможностью воспитания творческих и интеллектуальных способностей всех детей, с развитием интеллектуально-творческого потенциала каждого.

В связи с тенденциями ускорения социального прогресса целостное развитие младших школьников на протяжении всего начального этапа образования является одной из наиболее теоретически и практически значимых проблем в психологии воспитания, обучения и развития. Именно начальная школа дает тот стартовый базис усвоения культуры, который может обеспечить стабильное развитие и готовность к саморазвитию и самообучению подростков.

Данная ситуация приобретает особенно актуальное звучание в русле педагогической психологии. Разрыв между необходимостью выявления условий, способствующих развитию интеллектуально-творческого потенциала ребёнка, и реальной разработанностью данной задачи создаёт противоречие, которое заключается в том, что возможность развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника существует, но остаётся лишь гипотетической возможностью в связи с отсутствием целенаправленной работы в этом направлении на практике в условиях конкретного педагогического процесса.

Встаёт вопрос, не имеющий однозначного решения, каковы особенности и как происходит развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в образовательных учреждениях различного типа, каковы психолого-педагогические условия такового развития. Этот вопрос и составляет проблему данного исследования.

Целью исследования является выявление особенностей развития интеллектуальных и творческих способностей и их взаимосвязи у детей 6−8 лет в образовательных учреждениях различного типа.

Объектом исследования являются интеллектуальные и творческие способности детей 6−8 лет.

Предмет исследования — особенности развития интеллектуальных и творческих способностей детей 6−8 лет в образовательных учреждениях различного типа.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в диссертационной работе ставились и последовательно решались следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей.

2) Разработать программу эмпирического исследования и опытно-экспериментальным путем оценить уровень развития и взаимосвязь интеллектуальных и творческих способностей младших школьников в образовательных учреждениях различного типа.

3) Рассмотреть соотношение интеллектуального и творческого развития в разных возрастных периодах (старшем дошкольном и младшем школьном).

4) Раскрыть особенности и специфику современных систем начального обучения, их влияние на младших школьников. Разработать и апробировать в ходе формирующего эксперимента программу развития творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.

5) Разработать методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ и гимназий по развитию творчества и интеллекта учеников младших классов.

Гипотезы исследования:

1. Профиль обучения влияет на интеллектуальное и творческое развитие младших школьников. В общеобразовательных школах больше внимания уделяют развитию интеллекта, в то время как в гимназиях, помимо этого, развивают творческие способности.

2. У воспитанников ДОУ показатели продуктивности интеллектуальной деятельности отстают от показателей продуктивности творческой деятельности, в младшем школьном возрасте эти показатели выравниваются, однако диспропорция в развитии творческих и интеллектуальных способностей сохраняется и зависит от типа и характера обучения.

3. Для воспитанников дошкольных образовательных учреждений характерно проявление объективного и субъективного типа воображения, в младшем школьном возрасте имеет место постепенная их дифференцировка.

4. Интеллектуальное и творческое развитие мальчиков и девочек, обучающихся в учебных заведениях различного типа, имеет выраженную десинхронию. Изменение социального статуса (переход в школу) по-разному влияет на мальчиков и девочек.

5. Специально организованная работа с младшими школьниками, направленная на развитие их интеллектуальных и творческих способностей, оказывает влияние на формирование личности школьника, помогая достичь более высоких показателей развития творческих и интеллектуальных способностей, при соблюдении совокупности определенных условий развивающего и обучающего характера.

Теоретическим основанием исследования являются фундаментальные работы зарубежных и отечественных авторов по проблемам психологии способностей, интеллекта и креативности (Г.Дж.Айзенк, А. Бине, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Р. Кеттелл, П. А. Нечаев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, П. Торренс, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, В. Штерн и др.).

Теоретическое положение о возможности управления процессом развития творческого и интеллектуального мышления в процессе обучения базируется на результатах многих экспериментальных исследований отечественных педагогов и психологов (В. И. Андреева, А. В. Брушлинского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Л. П. Гримака, И. П. Дубинина, И. П. Иванова, Э. В. Ильенкова, В. А. Кан-Калика, А. Г. Ковалёва, Н. Д. Никандрова, А. Н. Леонтьева, А. Н. Лука, Я. А. Пономарёва и др.). В результате исследований была подтверждена гипотеза о возможности оптимизации процесса творческого развития личности, совершенствования стиля умственной деятельности в процессе обучения. Было показано, что обучение достигает развивающего эффекта при опоре на определённые закономерности развития личности. Была обнаружена зависимость этого процесса от сформированности активного и глубокого интереса к умственной деятельности, от постоянно возрастающих интеллектуальных нагрузок, от тесного сочетания эмоционального и рационального познания явлений, от активной самостоятельной работы и осознания учащимися своей умственной деятельности. Данные закономерности нашли своё отражение в принципах развивающего обучения, а именно, в принципах активности, обучения на высоком уровне трудности, эмоциональной насыщенности, осознания и саморегуляции своей умственной деятельности.

Методологической основой работы является культурно-исторический подход J1.C. Выготского, его идеи о зоне ближайшего развития. Кроме того, в исследовании мы ориентировались на системный принцип анализа психической деятельности и деятельностный подход А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, а также теории личностно-ориентированного (Б.Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, И.С.Якиманская) и развивающего подходов в обучении (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) и др.

Анализ закономерностей познавательных функций основывался на положениях о дуализме и поэтапности развития, представленных в трудах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. Структурные и процессуальные особенности творческого мышления как познавательной функции выявлялись на основе теорий и концептуальных положений работ A.M. Матюшкина, А. В. Брушлинского, O.K. Тихомирова, В. В. Петухова, JI.M. Веккера и др.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, адекватный объекту и предмету исследования, включающий теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиянаблюдение, беседу, тестирование, анализ продуктов деятельности, методы математической статистики для обработки экспериментальных данных, количественный и качественный анализ полученных результатов.

В психодиагностической части исследования были использованы следующие методики: Методика Вартега «Круги», Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС), Методика цветные матрицы Равена, Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса. В формирующей части исследования использовались тесты Торренса и методика «Оцени свои интеллектуальные способности».

Достоверность и объективность результатов обеспечивается адекватностью используемых методик, методологической обоснованностью комплекса методов, сочетанием количественного и качественного анализа, теоретических и эмпирических методов исследования и репрезентативностью (выборки испытуемых.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ № 74, ДОУ № 133 и ДОУ № 115, а также в общеобразовательной школе № 12 и школе-гимназии № 31 г. Кургана в период с апреля 2002 года по июнь 2006 года. Объем выборки исследования составляет 160 воспитанников детских садов, 80 человек — учащихся общеобразовательной школы и 80 человек — учащихся школы — гимназии. В формирующем эксперименте приняли участие 60 детей (30 человек — экспериментальная группа, 30- контрольная). Всего в исследовании приняли участие 320 детей.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) Определена специфика интеллектуального и творческого развития младших школьников в общеобразовательных школах и гимназияхустановлены особенности (неравномерность) такого развития в начальной школе относительно стартовой точки (детский сад).

2) Установлено, что различные образовательные программы, по которым обучаются дети, по-разному влияют на развитие креативности и интеллектуальной сферы учеников. Учебная программа, используемая в школах — гимназиях, ориентирована на развитие творческого потенциала учеников. Учебная программа, используемая в общеобразовательных школах, ориентирована на развитие интеллектуальной сферы учеников.

3) Выявлены характеристики интеллектуального и творческого развития девочек и мальчиков — младших школьников на начальном этапе обученияустановлено, что интеллектуальное и творческое развитие мальчиков и девочек, обучающихся в учебных заведениях различного типа, имеет.

• выраженную десинхронию. Изменение социального статуса (переход в школу) влияет на мальчиков гораздо сильнее, чем на девочек, и обучение в общеобразовательной школе блокирует у них некоторые творческие проявления.

4) Установлено, что для воспитанников дошкольных образовательных учреждений характерно проявление объективного и субъективного типа воображения, в младшем школьном возрасте имеет место постепенная их дифференцировка: в этот период происходит глубокое преобразование воображения из субъективного оно превращается в объективное.

5) У воспитанников ДОУ показатели продуктивности интеллектуальной деятельности отстают от показателей продуктивности творческой деятельности, в младшем школьном возрасте эти показатели выравниваются, однако у учащихся общеобразовательных школ темпы прироста творческих способностей ниже, чем интеллектуальных, а в гимназических классах наоборот.

6) Определены возможности и методы работы с младшими школьниками по развитию творческих и интеллектуальных способностей и практические способы по созданию условий для такой работы, выявлены психолого-педагогические основы построения коррекционной программы, направленной на развитие творческой и интеллектуальной личности ребенка.

Теоретическая значимость работы. Полученные в исследовании данные позволяют расширить представления и дополнить знания о творческом и интеллектуальном развитии современных младших школьников в специально организованной целостной образовательной среде (школе или гимназии). Они уточняют сложившиеся в педагогической психологии положения о значении различных программ обучения (гимназических или школьных) для гармоничного развития интеллекта и творческого потенциала личности учащегося. Теоретическая значимость исследования заключается также в том, что определены диагностические показатели развития интеллекта и творческого потенциала детей и установлена их значимость для анализа образовательной среды.

Практическая значимость — разработаны для педагогов общеобразовательных школ и педагогов гимназий психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. Результаты исследования могут использоваться для оптимизации процесса обучения в начальной школе, их применение целесообразно в практике работы школьных психологических служб.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в их взаимосвязи представляет собой универсальный базовый личностный ресурс, позволяющий сформировать у младших школьников мотивационно-устойчивое поисково-преобразовательное отношение к действительности.

2. Различные образовательные программы, по которым обучаются дети, по-разному влияют на развитие креативности и интеллектуальной сферы учеников. Учебная программа, используемая в школах — гимназиях ориентирована на развитие творческого потенциала учеников. Учебная программа, используемая в общеобразовательных школах, ориентирована на развитие интеллектуальной сферы учеников.

3. Интеллектуальное и творческое развитие мальчиков и девочек, обучающихся в учебных заведениях различного типа, имеет выраженную десинхронию. Изменение социального статуса (переход из детского сада в школу) влияет на мальчиков гораздо сильнее, чем на девочек, и обучение в общеобразовательной школе блокирует у них некоторые творческие проявления.

4. Для воспитанников дошкольных образовательных учреждений характерно проявление объективного и субъективного типа воображения, в младшем школьном возрасте имеет место постепенная их дифференцировка: в этот период происходит глубокое преобразование воображения — из субъективного оно превращается в объективное.

5. У воспитанников ДОУ показатели продуктивности интеллектуальной деятельности отстают от показателей продуктивности творческой деятельности, в младшем школьном возрасте эти показатели выравниваются, а к концу этого периода творческие способности падают, а интеллектуальные повышаются (причем наиболее выраженный характер эти процессы имеют в общеобразовательной школе).

6. Целенаправленная работа с младшими школьниками при соблюдении ряда психолого-педагогических условий способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей. Целостное интеллектуальное и творческое развитие личности школьников осуществляется более эффективно при условии формирования качеств, присущих творческой и интеллектуальной личности.

7. Достижение высокой эффективности психолого-коррекционного и развивающего сопровождения интеллектуального и творческого развития младшего школьника возможно при использовании психологом методик стимулирования творческой и интеллектуальной активности школьников, знании и учете им критериев оценки уровня развития творческих и интеллектуальных способностей детей, умении гибко корректировать процесс творческого и интеллектуального развития личности ребенка.

8. Совместная продуктивная деятельность учителя и младшего школьника является условием для целостного интеллектуального и творческого развития в младшем школьном возрасте, обеспечивая единство развития интеллекта и творческих способностей ребенка. Решение задачи творческого и интеллектуального развития личности школьника в условиях различных образовательных учреждений может быть эффективным, если со школьниками проводится определённая работа по осмыслению ими особенностей творческой и интеллектуальной деятельности, овладению умениями и навыками самостоятельного решения творческих и интеллектуальных задач.

Апробация и внедрение материалов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета. Полученные результаты легли в основу выступлений на научнопрактических конференциях: «Диагностика и коррекция в подростковом возрасте: Материалы Российской научно-практической конференции» (Екатеринбург, 2003 г.), «Ежегодник российского психологического общества: Материалы III Всероссийского съезда психологов» (Санкт-Петербург, 2003 г.) «Социально-психологические аспекты формирования личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции» (Шадринск, 2004 г.), «Психология родительства и семейного воспитания: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции» (Курган, 2004 г.), «Психология образования: Региональный опыт» (Москва, 2005 г.).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Результаты исследования подтверждают подмеченные в ходе наблюдения факты (у детей ярко выражена тенденция избегания неудач). Гимназисты более зажаты, боятся что-либо сделать неправильно.

Предложение нарисовать что-нибудь необычное и придумать оригинальное название этому рисунку вызывает у учащихся школы-гимназии гораздо больше затруднений, чем у воспитанников детского сада и учащихся общеобразовательной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании теоретического анализа проблемы развития творческих и интеллектуальных способностей младших школьников, обучающихся в учебных заведениях разного типа, и полученных эмпирических результатов, представленных в нашем исследовании, можно сделать следующие выводы:

1. В связи с тем, что, по сути, творчество и интеллект представляют собой культурно-историческое явление, они имеют множество аспектов (культурно-исторический, личностный, психологический, физиологический, процессуальный и результативный), поэтому анализ творчества и процесса интеллектуальной деятельности требует интегрированного психолого-педагогического подхода. С одной стороны, необходимо изучение личностных и процессуальных особенностей формирования и развития творческих и интеллектуальных способностей младших школьников, а с другой стороны, результаты этого изучения должны быть основой для специальной системы деятельности по творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

2. Теоретическое положение о возможности управления процессом творческого и интеллектуального развития личности в их взаимосвязи базируется на идее JI. С. Выготского о том, что творческое и интеллектуальное развитие ребенка, как и его общее развитие, опосредовано обучением, что подтверждается результатами экспериментальных исследований педагогов и психологов. Это положение также подтверждается результатами нашего исследования, гипотеза которого о том, что специально организованная работа с младшими школьниками, направленная на развитие их творческих и интеллектуальных способностей, оказывает соответствующее влияние на формирование личности, помогая достичь ребенку более высоких показателей развития творческих и интеллектуальных способностей, при соблюдении ряда психолого-педагогических условий, подтвердилась данными проведённой опытно-экспериментальной работы.

3. Целевая специфичность психолого-педагогической системы совершенствования творческого и интеллектуального развития личности младшего школьника заключается в воспитании качеств творческой и интеллектуальной личности школьника и в развитии его творческого мышления и навыков интеллектуальной деятельности. Одна из общих целей творческого и интеллектуального развития личности школьника состоит в переводе его из объекта воспитания в субъект самоуправления и саморазвития.

4. Целесообразно организованное конструктивное взаимодействие педагогов и учащихся является базовым условием включения учащихся в учебно-творческую и интеллектуальную деятельность. Психолого-педагогическое целенаправленное влияние педагога на процесс творческого и интеллектуального развития личности учащихся возможно в том случае, если педагог находит опору в целях, мотивах и интересах личности учащихся. В этом случае взаимодействие педагога с учащимися приобретает свойства совместной продуктивной творческой и интеллектуально насыщенной деятельности, активизирующей развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников.

В заключение надо отметить, что наше диссертационное исследование посвящено исследованию развития интеллектуальных и творческих способностей детей 6−8 лет в учреждениях различного типа. Был проведен сравнительный анализ этих процессов в общеобразовательной школе и школе — гимназии. Необходимость такого исследования была вызвана, в первую очередь, тем, что в последнее десятилетие появилось множество широко и не очень широко распространенных программ обучения учеников младших классов.

В настоящее время особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение, анализ и проектирование оптимальных условий интеллектуального и креативного развития детей в образовательном процессе в их взаимосвязи. В связи с тенденциями ускорения социального прогресса целостное развитие младших школьников на протяжении всего начального этапа образования является одной из наиболее теоретически и практически значимых проблем в педагогической психологии. Именно начальная школа дает тот стартовый базис усвоения культуры, который может обеспечить стабильное развитие и готовность к саморазвитию и самообучению школьников.

В связи с этим была поставлена задача выяснить, какой из способов обучения наиболее адекватен развитию интеллектуальной и творческой сфер младших школьников. Для сравнительного анализа каждой из форм обучения к исследованию были привлечены дети из старших групп детских садов.

Мы предположили, что традиционная система образования ориентирована, в основном, на развитие интеллекта, а развитию творческого потенциала уделяется в ней недостаточно внимания. В то же время мы предположили, что альтернативные образовательные программы возникли именно в связи с необходимостью развития креативности у детей. Наши гипотезы нашли общее подтверждение в процессе констатирующего и формирующего эксперимента.

Различные образовательные программы, по которым обучаются дети, по-разному влияют на развитие креативности и интеллектуальной сферы учеников. Учебная программа, используемая в школах — гимназиях, ориентирована на развитие творческого потенциала учеников, учебная программа, используемая в общеобразовательных школах, ориентирована на развитие интеллектуальной сферы учеников, что наглядно обнаруживается в полученных результатах эмпирической части проведенного исследования.

Совместная продуктивная деятельность учителя и младшего школьника является условием для целостного интеллектуального и творческого развития в младшем школьном возрасте, обеспечивая единство развития интеллекта и творческих способностей ребенка. В дидактическом плане для образовательной системы следовало бы учитывать специфику построения задач развития, которые не только формулируются, но и разъясняются учителямориентация не только на достижение высокой успеваемости, но и на развитие учащихсяпостроение обучения на основе новых дидактических принципов: высокий уровень трудности изучаемого материала, ведущая роль теоретических знаний, осознание детьми целей процесса учения, быстрый темп изучения материала, систематическая работа над развитием всех учащихся.

В начале обучения следует больше уделять внимания мальчикам, так как они тяжелее переносят смену социального статуса и оказываются менее адаптированными к новым социальным условиям, чем девочки.

В процессе начального обучения школьников становление интеллекта и творческого мышления следует гармонизировать таким образом, чтобы развитие одного не препятствовало развитию другого. В этих целях детей, прежде всего, надо обучать целостному восприятию и многостороннему виденью мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. М. Новые исследования психологии творчества / В. М Аврукин, Б. Д Тургунова // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 178 179.
  2. , Г. Природа интеллекта битва за разум/ Г. Айзенк, JI. Кэмин. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 352 е., илл.
  3. , Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта: Пер. с англ./ Г. Дж. Айзенк- под ред. И. Б. Котляра. Ай кью, 1993.- с. 22.
  4. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии 1995.-Т. 1.-С. 111−131.
  5. , Е.Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся в различных системах начального обучения: автореф. дисс.. канд. психол. наук. -Ярославль, 2002.
  6. , М.К. Психофизиолгический подход к анализу интеллекта / Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып.2., -М., 1976.-С. 69−85.
  7. , М.К. Диагностика умственного развития детей. / М. К. Акимова, В. Т. Козлова СПб.: Питер: — 2006. — 240 с.
  8. Алдер, Г. CQ, или Мускулы творческого интеллекта / Гарри Алдер: пер. с англ. С. Потапенко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 496 е.: ил.
  9. , Н.Г., Щедровицкий, Г.П. О возможных путях исследования мышления как деятельности: доклады АПН РСФСР. М. — 1957. — N 3. -С. 41−47.
  10. , А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. -СПб.: Питер, 2002. 688 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  11. Р. Визуальное мышление. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 97−107.
  12. , Т.И. Социальная обусловленность развития способностей / Т. И. Артемьева // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974.-С. 170−187.
  13. , В.Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев Иркутск., 1989. -195 с.
  14. , М.С. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) / М, С, Бернштейн // Вопросы философии. 1966. — № 6. — С. 131−142.
  15. , И.А. Как возможно творческое мышление? / И, А, Бескова. М.: ИФРАН, 1993.- 197 с.
  16. , B.C. Понятие как элементарная форма движения науки (логическая постановка проблемы) / А. С. Арсеньев, B.C. Библер, Б. М. Кедров // Анализ развивающегося понятия. М., 1968. — С 18−98.
  17. , В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук. Киев: Вища школа, 1978, — 142 с.
  18. , П.П. Развитие мышления школьника / П. П. Блонский. М., Учпедгиз, 1935. — 125с.
  19. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. -173 с.
  20. , Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002.-320 с.
  21. Большой психологический словарь Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2004.-672 с.
  22. , Дж. Исследование развития познавательной деятельности / Дж. Брунер и др. М., 1971. -391 с.
  23. , Дж. Психология познания / Дж. Брунер М.: Прогресс. 1997. -416 с.
  24. , Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  25. , Г. В. Понятие инвариантности и проблема психического развития ребенка / Г. В. Бурменская // Вопросы психологии. 1976.- № 4. -С. 103−113.
  26. , И.А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления / И. А. Васильев // Вопросы психологии. 1991. -№ 3. -С. 103−104.
  27. , JI.A. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка / JI.A. Вагнер // Вопросы психологии. -1983. -№ 2. -С. 43−50.
  28. , Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи / Н. Н. Вересов // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 124−128.
  29. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов- под ред. А. В. Петровского. -2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  30. , И.П. Учим творчеству / И. П. Волков // Педагогический поиск Сост. И. Н. Баженова. М., 1988. — 142 с.
  31. , А.В. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии / А. В. Воронин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.-270 с.
  32. , А.Б. Практика развивающего обучения / А. Б. Воронцов. М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998.-360 с.
  33. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / JI.C. Выготский. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  34. , JI.C. Мышление и его развитие в детском возрасте / JI.C. Выготский // Психология как феномен культуры- под ред.
  35. М.Г.Ярошевского М.:Изд-во «Инст-т практ. психологии" — Воронеж: НПО «Модэк». -1996.-С.471−495.
  36. , JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский // Избранные психологические исследования / JI.C. Выготский. М., 1996. — 389 с.
  37. , JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский // Общая психология: тексты. Раздел III «Субъект познания». Вып.1. Познавательные процессы: виды и развитие. Часть 2- под общ. ред. В. В. Петухова. М., 1997. — 514 с.
  38. , JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  39. , JI.C. Психология развития ребенка / JI.C. Выготский. М.: Смысл- Эксмо, 2003. — 512 с.
  40. , П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. Ростов-на-Дону, 1999.-259 с.
  41. , П.Я. Развитие учения о планомерном формировании психической деятельности / П. Я. Гальперин // Актуальные проблемы современной психологии / П. Я. Гальперин. М., 1983. — С. 154−157.
  42. , П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий / П. Я. Гальперин // Доклады АПН СССР. 1959. — № 2. — С.61−64.
  43. , П.Я. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления / П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин // Генетическая психология Ж. Пиаже / Дж.Х. Флейвелл Послесловие. М., 1967. — С. 596−621.
  44. , Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления- под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — 612 с.
  45. , Ю.З. Феномен умственной одаренности / Ю. З. Гильбух, О. Н. Гарнец, СЛ. Коробко // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 147−155.
  46. , Ж. Что такое психология: В2-х т. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1992.-Т.2.-376 с.
  47. , Э.А. Комплексные исследования способностей / Э. А. Голубева // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 23−37.
  48. , Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993.
  49. , JI.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности / JI.A. Григорович. — Новосибирск, Изд. во НГУ, 1996. — 195 с.
  50. , В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Довыдов // Вопросы психологии.-1992.-№ 1−2.-С.22−33.
  51. , В.В. Развитие обобщения у детей / В. В. Довыдов // Психологическая наука и образование.-1996.-№ 1.-С.20−30.
  52. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Довыдов. М.: Педагогика, 1996. — 544 с.
  53. , B.JI. Практическое обучение решению творческих задач в США / B. J1. Данилова // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 114−130.
  54. , В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: в 2-х ч. / В. Н. Дружинин. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1990. — Ч. 1.
  55. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 1999.-368 с.
  56. , Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. М.: Совершенство, 1997. -208 с.
  57. Евдокимова, JLM. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников / JT.M. Евдокимова. -Новоижевск: Изд-во НГНИИ, 1997. -212 с.
  58. Ермолаева-Томина, Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей /Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. 1977. -№ 4. -С. 46−58.
  59. Ермолаева-Томина, Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 166−176.
  60. , Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся / Е. В. Заика // Вопросы психологии. -1990. -№ 6. С. 86−92.
  61. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А. З. Зак. М.: Просвещение- Владос, 1994. — 320 с.
  62. Зак, А. З. Связь обучения и умственного развития школьников / А. З. Зак // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 49−55.
  63. , Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития / Л. В. Занков // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 24−28.
  64. , М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся (система Л.В. Занкова) / М. В. Зверева // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 53−57.
  65. Измерение интеллекта детей: пособие для психолога-практика: в.2-х ч- под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев: Укрвузполиграф, 1992. — 4.1.: Человеческий интеллект и его измерение: теория и практика
  66. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. М., 1981. — 96 с.
  67. , З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников / З. И. Калмыкова // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 74−79.
  68. , А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач / А. Б. Коваленко // Вопросы психологии. -1991. № 5. -С.42−47.
  69. , В.П. Проблема креативности и личности / В. П. Козленко / Психология творчества / В. П. Козленко. М., 1990. — С. 131−148.
  70. , Г. JI. Обучение мыслительным операциям детей, находящихся на «дооперациональной» стадии развития интеллекта / Г. Л. Конштамм // Советская педагогика. 1967. — № 1. — С. 33−35.
  71. , Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б. Б. Коссов. М.: Изд — во Института практической психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1997.- 83 с.
  72. , Г. Г. Психологические проблемы начального образования: монография / Г. Г. Кравцов. Изд-во Красноярского ун — та, 1994.-С. 14−91.
  73. , Г. Психология развития / Г. Крайг Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.-992 с.
  74. , Н.С. Неравномерность возрастного развития способностей / Н.С. Лейтес/ Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М., 1971. — С. 129−220
  75. , Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес // Новое в жизни, науке, технике. Серия: Педагогика и психология. -№ 7. -М.: Знание, 1984.
  76. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  77. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т.2 -320 с.
  78. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -558 с.
  79. , А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Либин. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 527 с.
  80. , Н.П. Развитие вербально смыслового анализа в младшем школьном возрасте / Н. П. Локалова // Вопросы психологии. — 1996. — № 2. -С. 113−129.
  81. , П. Развитие личности ребенка / П. Массен и др. [Пер. с англ]. -М., Прогресс, 1987. 272 с.
  82. , A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6 — С. 29−33.
  83. , A.M. Основные направления исследований мышления и творчества / A.M. Матюшкин // Психологический журнал.- № 1. 1984.
  84. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  85. , A.M. Одаренные и талантливые дети / A.M. Матюшкин, Д. А. Снек // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 88−97.
  86. , Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Менчинская. М., 1989. — С. 35.
  87. , Н.А. Психология усвоения знаний в школе / Н. А. Менчинская. М., 1959. — С. 3.
  88. , Н.А. Психология усвоения понятий / Н. А. Менчинская // Известия АПН РСФСР. 1950. — Вып. 28. — С. 3−16.
  89. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС 6−7): методическое руководство // Психодиагностика и психология. — Вып. 7 Под ред. И. С. Аверина, Е. И. Щебланова, Е. Н. Задорина. — М., 1994.
  90. , О.И. Исследование зависимости проявления креативности от особенностей личности / О. И. Мотков, A.M. Петрайтите // Нов. исследования в психологии. 1983. — № 2 (29). — С. 19−24.
  91. , М.В. Аффективно-когнитивная модель развития творческих способностей / М. В. Мусийчук // Тезисы докладов «Психология ипрактика» ежегодного Российского Психологического Общества. Т.4. -Вып. 2.- 1998.-С. 131−132.
  92. , Е.В. Развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников: дисс. .канд. психол. наук. М., 2001.
  93. , У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер. М.: Прогресс, 1981. — 231 с.
  94. , Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития / Л. Ф. Обухова // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С.30−38.
  95. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста- под ред. Д. Б. Эльконина, А. А. Венгера. М.: Педагогика, 1988.-136 с.
  96. , Ж. Природа интеллекта: хрестоматия по общей психологии // Психология мышления- под ред.Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-е. 48−59.
  97. , Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. СПб.: Союз, 1997.-256 с.
  98. , Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н. Н. Под дьяков // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 16−19.
  99. , Л. Личностные знания / Л. Полани. М.: Наука, 1986.
  100. , Я. А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. -1986. Т.7. — № 2. — С.3−12.
  101. , Я. А. Исследования проблем психологии творчества / Я. А. Пономарев и др. // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С.182−186.
  102. , Я. А. Психологические исследования творчества / Я. А. Пономарев и др. // Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 3. -С.153−160.
  103. , Я. А. Актуальные проблемы психологии творчества / Я. А. Пономарев и др. // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С.161−166.
  104. , Я. А. Психология творчества: проблемы и исследования / Я. А. Пономарев и др. // Вопросы психологии. 1983. — № 1. — С. 167−170.
  105. , Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.
  106. , Я.А. Психология творчества: перспективы развития / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. 1994. — Т. -15. — № 6. — С. 38— 50.
  107. , Я.А. Творчество и психология личности / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 6. — С. 18−25.
  108. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие- под. ред. J1.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 е.: ил.
  109. Ю9.Просецкий, П. А. Психология творчества / П. А. Просецкий, В.А.
  110. Семиченко.- М.: Прометей, 1989. 1 Ю. Пручкина, Н. М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся / Н. М. Пручкина. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1996. — 169 с.
  111. Психологическая диагностика: учебное пособие- под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. -304 с.
  112. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории- под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997.
  113. Психологический словарь- под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерикова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 138 с.
  114. Психология мышления Пер. с нем. и англ.- под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Прогресс, 1965.
  115. Психология процессов художественного творчества- отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов.- М.: Наука, 1980.
  116. Психология: словарь- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.- 142 с.
  117. , В.И. Эвристика наука о творческом мышлении / В. И. Пушкин.- М., Политиздат, 1967.-271с.
  118. Развитие и диагностика способностей- отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.
  119. Развитие личности ребенка / под ред. Н. Ньюкомб. 8-е изд. -СПб.: Питер, 2003.-640 е.: ил.
  120. , В.Г. Развитие творческих способностей учащихся / В. Г. Разумовский. — М., 1975.-168с.
  121. , Т. Болезни личности- Опыт исследования творческого воображения- Психология чувств / Т. Рибо. М.: Харвест, 2002. — 784 с.
  122. , C.JI. О мышлении и о путях его исследования / C.JI. Рубинштейн. М.: Изд -во АПН СССР, — 1958. — 147 с.
  123. Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с
  124. Рубинштейн, C. J1. Принципы и пути развития психологии / СЛ. Рубинштейн. -М., 1959.
  125. , СЛ. Проблема способностей и вопросы психологической теории / СЛ. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С. 3−15
  126. , СЛ. Проблемы общей психологии / СЛ. Рубинштейн. — М., «Педагогика», 1976.-415 с.
  127. , СЛ. Человек и мир / СЛ. Рубинштейн // Методологические и теоретические проблемы психологии. / СЛ. Рубинштейн. М., 1969
  128. , JI.A. Возрастная динамика творческой продуктивности: дисс.. канд. психол. наук., СПб., 1994.
  129. , В.М. О связях общих способностей с «интеллектуальными шкалами» темперамента / В. М. Русалов, Е. Р. Наумова // Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 1 — С. 70−77.
  130. , Е.Ю. Репрезентация общих умственных способностей в индивидуальном и групповом сознании: дисс. .канд. психол. наук. М., 1994.
  131. , Е.Ю. Исследование психосемантической репрезентации общих умственных способностей /Е.Ю Самсонова и др. // Психологический журнал. 1993.-Т.14.-№ 3. — С. 47−55.
  132. Н.Я. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000. — 263 с.
  133. , H.JI. Имплицитные концепции интеллекта (представления об умном человеке в обыденном сознании): автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1993.
  134. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.-1632 с.
  135. Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688 с.
  136. , E.JI. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте): дисс.. канд. психол. наук. -СПб., 1996.
  137. , Р.Д. Триархическая теория интеллекта / Р. Д. Стернберг // Иностранная психология. 1996. — № 6. — С. 54−61.
  138. , Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер. с англ. М.: Прогресс, 2002. — 572 с.
  139. , Б.М. Способности и одаренность /Б.М. Теплов // Избр. Труды в 2-х т.-М., 1985
  140. , Б.М. Способности и одаренность: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии- под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- с. 30−35.
  141. Типические особенности умственной деятельности младших школьников- под ред. С. Ф. Жуйкова. М.: Просвещение, 1968. — 232 с.
  142. , O.K. Информационная и психологическая теории мышления / O.K. Тихомиров // Вопросы психологии. 1974, — № 1.
  143. , O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -272с.
  144. , O.K. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи / O.K. Тихомиров, В. А. Терехов // Вопросы психологии. 1969. -№ 4. — С.66−84.
  145. , Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник. СПб: Речь, 2003. — 96 с.
  146. Философский энциклопедический словарь- гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. -М.: Просвещение, 1991.- 210 с.
  147. , Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований / Дж. Фримен // Иностранная психология. 1999. — № 1. — С. 10−18.
  148. , М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / М. А. Холодная // Психологический журнал. 1992.-Т. 13. — № 3. — С. 8493.
  149. , М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта / М. А. Холодная. Киев, 1990.
  150. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Том. ун-та.- Москва: Барс, 1997. — 392 с.
  151. , М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 121−128.
  152. , В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1986. — № 3.- С. 78−89.
  153. , В.Д. О структуре познавательных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1985. — Т.6. — № 3. — С. 38−46.
  154. , В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 5. — С. 13−26.
  155. , В.Д. Происхождение человечности: учебное пособие для высших учебных заведений: изд. 2-е, перераб. и доп. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2004. -296 с
  156. , В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков.- М.: Логос, 1996. 144 с.
  157. , В.Д. Способности и интеллект человека / В. Д. Шадриков. -М.: Изд. во Современного гуманитарного ун -та, 2004. — 188 с.
  158. , В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста Пер. с нем. / В. Штерн. СПб.: Союз, 1997. — 128 с.
  159. , Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н. Б. Щумакова и др. // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 27−32.
  160. , Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2005.-384 с.
  161. , Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д. Б. Эльконин //. Избр. психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. -555 с.
  162. , Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. М.: Издательство МГУ, 1970.- 180с.
  163. , B.C. О «наивной» и «культурной» креативности / B.C. Юркевич // Основные современные концепции творчества и одаренности / B.C. Юркевич. М., 1997. — С. 127−142.
  164. , B.C. Саморегуляция как фактор общей одаренности / B.C. Юркевич // Проблемы дифференциальной психофизиологии / B.C. Юркевич. М., 1972. — Т. VII. — С. 233 — 249 .
  165. , М.Г. Некоторые теоретические вопросы творчества / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С.19.
  166. Bert С. The structure of mind: a review of the results of factor analysis // British Journal of Educational Psychology. 1949. № 19. P. 49−70.
  167. Cattell R.B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin company, 1971.
  168. Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personality and individual differences. A natural science approach. N.Y.-London: Plenum Pr., 1985.
  169. Gardner H. Frames of mind. The theory of multiple intelligencies. N. Y., Basic Sucks. 1983.
  170. Guilford J.P., Hoepfher R. The analysis of intelligence. N. Y., 1971.
  171. Kelly T.L. Crossroads in the Mind of Man: A Study of Differentiable Mental Abilites. Stanford, 1928.
  172. Spearmen C. General intelegence objectivety determined and measured. Amer. S. of Psychology 1904. V.15. — P. 201−293.
  173. Spearmen C. The abilities of man. London: MacMillan, 1927, p. 14.
  174. Sternberg P. Y. Inside intelligence // American scientist. 1986. Vol. 74, № 2. P. 137−143.
  175. Thurstone L.L., Thurstone T.G. Factorial studies of intelligence// Psychometric Monographs. 1941. № 2.
  176. Tompson J. Intelligence // P. McGuffm, M.F. Shanks, R.G. Holdson (eds). The scientific principles of psychology. N.Y. Gune & Stratton. 1984.
  177. Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1950.
  178. Williams F.E. Creativity Assessment Packet (CAP). D.O.K. Publishers. Inc. Buffalo. New York 14 214,1980.
Заполнить форму текущей работой