Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 6-8 лет в образовательных учреждениях различного типа
Диссертация
Актуальность исследования. В последние годы разрабатываются и реализуются на практике разнообразные варианты обучения в начальных классах. В одних случаях отличие от стандартного начального образования касается, главным образом, условий обучения (малая наполняемость классов, особый режим чередования обучения и игры и т. п.). В других случаях, что более важно, отмеченное отличие проявляется… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. Понятие интеллекта. Общие подходы к изучению интеллекта
- 1. 2. Многообразие моделей и теорий интеллекта
- 1. 3. Особенности развития структур интеллекта в различных системах обучения (по материалам исследований отечественных психологов)
- Глава II. Характеристика теоретических подходов к изучению творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии
- 2. 1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности»
- 2. 2. Проблема творческих способностей детей: критерии, показатели и условия развития
- 2. 3. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников
- 2. 4. Взгляды на соотношение интеллектуальных и креативных способностей
- 2. 5. Типы обучения в различных общеобразовательных учреждениях
- Глава III. Организация экспериментального исследования развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
- 3. 1. Процедура, организация и методы эмпирического исследования
- 3. 2. Характеристика и интерпретация результатов исследования
3.3. Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих и интеллектуальных способностей младших школьников из общеобразовательных школ и гимназий. Организация формирующего эксперимента и его результаты
3.4. Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.
Список литературы
- Аврукин, В. М. Новые исследования психологии творчества / В. М Аврукин, Б. Д Тургунова // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 178 179.
- Айзенк, Г. Природа интеллекта битва за разум/ Г. Айзенк, JI. Кэмин. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 352 е., илл.
- Айзенк, Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта: Пер. с англ./ Г. Дж. Айзенк- под ред. И. Б. Котляра. Ай кью, 1993.- с. 22.
- Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии 1995.-Т. 1.-С. 111−131.
- Акимова, Е.Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся в различных системах начального обучения: автореф. дисс.. канд. психол. наук. -Ярославль, 2002.
- Акимова, М.К. Психофизиолгический подход к анализу интеллекта / Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып.2., -М., 1976.-С. 69−85.
- Акимова, М.К. Диагностика умственного развития детей. / М. К. Акимова, В. Т. Козлова СПб.: Питер: — 2006. — 240 с.
- Алдер, Г. CQ, или Мускулы творческого интеллекта / Гарри Алдер: пер. с англ. С. Потапенко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 496 е.: ил.
- Алексеев, Н.Г., Щедровицкий, Г.П. О возможных путях исследования мышления как деятельности: доклады АПН РСФСР. М. — 1957. — N 3. -С. 41−47.
- Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. -СПб.: Питер, 2002. 688 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Арнхейм Р. Визуальное мышление. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 97−107.
- Артемьева, Т.И. Социальная обусловленность развития способностей / Т. И. Артемьева // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974.-С. 170−187.
- Асеев, В.Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев Иркутск., 1989. -195 с.
- Бернштейн, М.С. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) / М, С, Бернштейн // Вопросы философии. 1966. — № 6. — С. 131−142.
- Бескова, И.А. Как возможно творческое мышление? / И, А, Бескова. М.: ИФРАН, 1993.- 197 с.
- Библер, B.C. Понятие как элементарная форма движения науки (логическая постановка проблемы) / А. С. Арсеньев, B.C. Библер, Б. М. Кедров // Анализ развивающегося понятия. М., 1968. — С 18−98.
- Блейхер, В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук. Киев: Вища школа, 1978, — 142 с.
- Блонский, П.П. Развитие мышления школьника / П. П. Блонский. М., Учпедгиз, 1935. — 125с.
- Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. -173 с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002.-320 с.
- Большой психологический словарь Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2004.-672 с.
- Брунер, Дж. Исследование развития познавательной деятельности / Дж. Брунер и др. М., 1971. -391 с.
- Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер М.: Прогресс. 1997. -416 с.
- Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Бурменская, Г. В. Понятие инвариантности и проблема психического развития ребенка / Г. В. Бурменская // Вопросы психологии. 1976.- № 4. -С. 103−113.
- Васильев, И.А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления / И. А. Васильев // Вопросы психологии. 1991. -№ 3. -С. 103−104.
- Венгер, JI.A. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка / JI.A. Вагнер // Вопросы психологии. -1983. -№ 2. -С. 43−50.
- Вересов, Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи / Н. Н. Вересов // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 124−128.
- Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов- под ред. А. В. Петровского. -2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Волков, И.П. Учим творчеству / И. П. Волков // Педагогический поиск Сост. И. Н. Баженова. М., 1988. — 142 с.
- Воронин, А.В. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии / А. В. Воронин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.-270 с.
- Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения / А. Б. Воронцов. М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998.-360 с.
- Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / JI.C. Выготский. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.-93 с.
- Выготский, JI.C. Мышление и его развитие в детском возрасте / JI.C. Выготский // Психология как феномен культуры- под ред.
- М.Г.Ярошевского М.:Изд-во «Инст-т практ. психологии" — Воронеж: НПО «Модэк». -1996.-С.471−495.
- Выготский, JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский // Избранные психологические исследования / JI.C. Выготский. М., 1996. — 389 с.
- Выготский, JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский // Общая психология: тексты. Раздел III «Субъект познания». Вып.1. Познавательные процессы: виды и развитие. Часть 2- под общ. ред. В. В. Петухова. М., 1997. — 514 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
- Выготский, JI.C. Психология развития ребенка / JI.C. Выготский. М.: Смысл- Эксмо, 2003. — 512 с.
- Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. Ростов-на-Дону, 1999.-259 с.
- Гальперин, П.Я. Развитие учения о планомерном формировании психической деятельности / П. Я. Гальперин // Актуальные проблемы современной психологии / П. Я. Гальперин. М., 1983. — С. 154−157.
- Гальперин, П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий / П. Я. Гальперин // Доклады АПН СССР. 1959. — № 2. — С.61−64.
- Гальперин, П.Я. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления / П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин // Генетическая психология Ж. Пиаже / Дж.Х. Флейвелл Послесловие. М., 1967. — С. 596−621.
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления- под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — 612 с.
- Гильбух, Ю.З. Феномен умственной одаренности / Ю. З. Гильбух, О. Н. Гарнец, СЛ. Коробко // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 147−155.
- Годфруа, Ж. Что такое психология: В2-х т. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1992.-Т.2.-376 с.
- Голубева, Э.А. Комплексные исследования способностей / Э. А. Голубева // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 23−37.
- Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993.
- Григорович, JI.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности / JI.A. Григорович. — Новосибирск, Изд. во НГУ, 1996. — 195 с.
- Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Довыдов // Вопросы психологии.-1992.-№ 1−2.-С.22−33.
- Давыдов, В.В. Развитие обобщения у детей / В. В. Довыдов // Психологическая наука и образование.-1996.-№ 1.-С.20−30.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Довыдов. М.: Педагогика, 1996. — 544 с.
- Данилова, B.JI. Практическое обучение решению творческих задач в США / B. J1. Данилова // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 114−130.
- Дружинин, В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: в 2-х ч. / В. Н. Дружинин. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1990. — Ч. 1.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 1999.-368 с.
- Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. М.: Совершенство, 1997. -208 с.
- Евдокимова, JLM. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников / JT.M. Евдокимова. -Новоижевск: Изд-во НГНИИ, 1997. -212 с.
- Ермолаева-Томина, Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей /Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. 1977. -№ 4. -С. 46−58.
- Ермолаева-Томина, Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 166−176.
- Заика, Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся / Е. В. Заика // Вопросы психологии. -1990. -№ 6. С. 86−92.
- Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А. З. Зак. М.: Просвещение- Владос, 1994. — 320 с.
- Зак, А. З. Связь обучения и умственного развития школьников / А. З. Зак // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 49−55.
- Занков, Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития / Л. В. Занков // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 24−28.
- Зверева, М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся (система Л.В. Занкова) / М. В. Зверева // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 53−57.
- Измерение интеллекта детей: пособие для психолога-практика: в.2-х ч- под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев: Укрвузполиграф, 1992. — 4.1.: Человеческий интеллект и его измерение: теория и практика
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. М., 1981. — 96 с.
- Калмыкова, З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников / З. И. Калмыкова // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 74−79.
- Коваленко, А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач / А. Б. Коваленко // Вопросы психологии. -1991. № 5. -С.42−47.
- Козленко, В.П. Проблема креативности и личности / В. П. Козленко / Психология творчества / В. П. Козленко. М., 1990. — С. 131−148.
- Конштамм, Г. JI. Обучение мыслительным операциям детей, находящихся на «дооперациональной» стадии развития интеллекта / Г. Л. Конштамм // Советская педагогика. 1967. — № 1. — С. 33−35.
- Коссов, Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б. Б. Коссов. М.: Изд — во Института практической психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1997.- 83 с.
- Кравцов, Г. Г. Психологические проблемы начального образования: монография / Г. Г. Кравцов. Изд-во Красноярского ун — та, 1994.-С. 14−91.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.-992 с.
- Лейтес, Н.С. Неравномерность возрастного развития способностей / Н.С. Лейтес/ Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М., 1971. — С. 129−220
- Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес // Новое в жизни, науке, технике. Серия: Педагогика и психология. -№ 7. -М.: Знание, 1984.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т.2 -320 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -558 с.
- Либин, А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Либин. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 527 с.
- Локалова, Н.П. Развитие вербально смыслового анализа в младшем школьном возрасте / Н. П. Локалова // Вопросы психологии. — 1996. — № 2. -С. 113−129.
- Массен, П. Развитие личности ребенка / П. Массен и др. [Пер. с англ]. -М., Прогресс, 1987. 272 с.
- Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6 — С. 29−33.
- Матюшкин, A.M. Основные направления исследований мышления и творчества / A.M. Матюшкин // Психологический журнал.- № 1. 1984.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
- Матюшкин, A.M. Одаренные и талантливые дети / A.M. Матюшкин, Д. А. Снек // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 88−97.
- Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Менчинская. М., 1989. — С. 35.
- Менчинская, Н.А. Психология усвоения знаний в школе / Н. А. Менчинская. М., 1959. — С. 3.
- Менчинская, Н.А. Психология усвоения понятий / Н. А. Менчинская // Известия АПН РСФСР. 1950. — Вып. 28. — С. 3−16.
- Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС 6−7): методическое руководство // Психодиагностика и психология. — Вып. 7 Под ред. И. С. Аверина, Е. И. Щебланова, Е. Н. Задорина. — М., 1994.
- Мотков, О.И. Исследование зависимости проявления креативности от особенностей личности / О. И. Мотков, A.M. Петрайтите // Нов. исследования в психологии. 1983. — № 2 (29). — С. 19−24.
- Мусийчук, М.В. Аффективно-когнитивная модель развития творческих способностей / М. В. Мусийчук // Тезисы докладов «Психология ипрактика» ежегодного Российского Психологического Общества. Т.4. -Вып. 2.- 1998.-С. 131−132.
- Муссалитина, Е.В. Развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников: дисс. .канд. психол. наук. М., 2001.
- Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер. М.: Прогресс, 1981. — 231 с.
- Обухова, Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития / Л. Ф. Обухова // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С.30−38.
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста- под ред. Д. Б. Эльконина, А. А. Венгера. М.: Педагогика, 1988.-136 с.
- Пиаже, Ж. Природа интеллекта: хрестоматия по общей психологии // Психология мышления- под ред.Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-е. 48−59.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. СПб.: Союз, 1997.-256 с.
- Поддьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н. Н. Под дьяков // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 16−19.
- Полани, Л. Личностные знания / Л. Полани. М.: Наука, 1986.
- Пономарев, Я. А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. -1986. Т.7. — № 2. — С.3−12.
- Пономарев, Я. А. Исследования проблем психологии творчества / Я. А. Пономарев и др. // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С.182−186.
- Пономарев, Я. А. Психологические исследования творчества / Я. А. Пономарев и др. // Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 3. -С.153−160.
- Пономарев, Я. А. Актуальные проблемы психологии творчества / Я. А. Пономарев и др. // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С.161−166.
- Пономарев, Я. А. Психология творчества: проблемы и исследования / Я. А. Пономарев и др. // Вопросы психологии. 1983. — № 1. — С. 167−170.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества: перспективы развития / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. 1994. — Т. -15. — № 6. — С. 38— 50.
- Пономарев, Я.А. Творчество и психология личности / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 6. — С. 18−25.
- Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие- под. ред. J1.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 е.: ил.
- Ю9.Просецкий, П. А. Психология творчества / П. А. Просецкий, В.А.
- Семиченко.- М.: Прометей, 1989. 1 Ю. Пручкина, Н. М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся / Н. М. Пручкина. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1996. — 169 с.
- Психологическая диагностика: учебное пособие- под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. -304 с.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории- под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997.
- Психологический словарь- под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерикова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 138 с.
- Психология мышления Пер. с нем. и англ.- под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Прогресс, 1965.
- Психология процессов художественного творчества- отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов.- М.: Наука, 1980.
- Психология: словарь- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.- 142 с.
- Пушкин, В.И. Эвристика наука о творческом мышлении / В. И. Пушкин.- М., Политиздат, 1967.-271с.
- Развитие и диагностика способностей- отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.
- Развитие личности ребенка / под ред. Н. Ньюкомб. 8-е изд. -СПб.: Питер, 2003.-640 е.: ил.
- Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся / В. Г. Разумовский. — М., 1975.-168с.
- Рибо, Т. Болезни личности- Опыт исследования творческого воображения- Психология чувств / Т. Рибо. М.: Харвест, 2002. — 784 с.
- Рубинштейн, C.JI. О мышлении и о путях его исследования / C.JI. Рубинштейн. М.: Изд -во АПН СССР, — 1958. — 147 с.
- Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с
- Рубинштейн, C. J1. Принципы и пути развития психологии / СЛ. Рубинштейн. -М., 1959.
- Рубинштейн, СЛ. Проблема способностей и вопросы психологической теории / СЛ. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С. 3−15
- Рубинштейн, СЛ. Проблемы общей психологии / СЛ. Рубинштейн. — М., «Педагогика», 1976.-415 с.
- Рубинштейн, СЛ. Человек и мир / СЛ. Рубинштейн // Методологические и теоретические проблемы психологии. / СЛ. Рубинштейн. М., 1969
- Рудкевич, JI.A. Возрастная динамика творческой продуктивности: дисс.. канд. психол. наук., СПб., 1994.
- Русалов, В.М. О связях общих способностей с «интеллектуальными шкалами» темперамента / В. М. Русалов, Е. Р. Наумова // Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 1 — С. 70−77.
- Самсонова, Е.Ю. Репрезентация общих умственных способностей в индивидуальном и групповом сознании: дисс. .канд. психол. наук. М., 1994.
- Самсонова, Е.Ю. Исследование психосемантической репрезентации общих умственных способностей /Е.Ю Самсонова и др. // Психологический журнал. 1993.-Т.14.-№ 3. — С. 47−55.
- Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000. — 263 с.
- Смирнова, H.JI. Имплицитные концепции интеллекта (представления об умном человеке в обыденном сознании): автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1993.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.-1632 с.
- Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688 с.
- Солдатова, E.JI. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте): дисс.. канд. психол. наук. -СПб., 1996.
- Стернберг, Р.Д. Триархическая теория интеллекта / Р. Д. Стернберг // Иностранная психология. 1996. — № 6. — С. 54−61.
- Такман, Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер. с англ. М.: Прогресс, 2002. — 572 с.
- Теплов, Б.М. Способности и одаренность /Б.М. Теплов // Избр. Труды в 2-х т.-М., 1985
- Теплов, Б.М. Способности и одаренность: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии- под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- с. 30−35.
- Типические особенности умственной деятельности младших школьников- под ред. С. Ф. Жуйкова. М.: Просвещение, 1968. — 232 с.
- Тихомиров, O.K. Информационная и психологическая теории мышления / O.K. Тихомиров // Вопросы психологии. 1974, — № 1.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -272с.
- Тихомиров, O.K. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи / O.K. Тихомиров, В. А. Терехов // Вопросы психологии. 1969. -№ 4. — С.66−84.
- Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник. СПб: Речь, 2003. — 96 с.
- Философский энциклопедический словарь- гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. -М.: Просвещение, 1991.- 210 с.
- Фримен, Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований / Дж. Фримен // Иностранная психология. 1999. — № 1. — С. 10−18.
- Холодная, М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / М. А. Холодная // Психологический журнал. 1992.-Т. 13. — № 3. — С. 8493.
- Холодная, М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта / М. А. Холодная. Киев, 1990.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Том. ун-та.- Москва: Барс, 1997. — 392 с.
- Холодная, М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 121−128.
- Чудновский, В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1986. — № 3.- С. 78−89.
- Шадриков, В.Д. О структуре познавательных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1985. — Т.6. — № 3. — С. 38−46.
- Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 5. — С. 13−26.
- Шадриков, В.Д. Происхождение человечности: учебное пособие для высших учебных заведений: изд. 2-е, перераб. и доп. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2004. -296 с
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков.- М.: Логос, 1996. 144 с.
- Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека / В. Д. Шадриков. -М.: Изд. во Современного гуманитарного ун -та, 2004. — 188 с.
- Штерн, В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста Пер. с нем. / В. Штерн. СПб.: Союз, 1997. — 128 с.
- Шумакова, Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н. Б. Щумакова и др. // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 27−32.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2005.-384 с.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д. Б. Эльконин //. Избр. психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. -555 с.
- Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. М.: Издательство МГУ, 1970.- 180с.
- Юркевич, B.C. О «наивной» и «культурной» креативности / B.C. Юркевич // Основные современные концепции творчества и одаренности / B.C. Юркевич. М., 1997. — С. 127−142.
- Юркевич, B.C. Саморегуляция как фактор общей одаренности / B.C. Юркевич // Проблемы дифференциальной психофизиологии / B.C. Юркевич. М., 1972. — Т. VII. — С. 233 — 249 .
- Ярошевский, М.Г. Некоторые теоретические вопросы творчества / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С.19.
- Bert С. The structure of mind: a review of the results of factor analysis // British Journal of Educational Psychology. 1949. № 19. P. 49−70.
- Cattell R.B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin company, 1971.
- Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personality and individual differences. A natural science approach. N.Y.-London: Plenum Pr., 1985.
- Gardner H. Frames of mind. The theory of multiple intelligencies. N. Y., Basic Sucks. 1983.
- Guilford J.P., Hoepfher R. The analysis of intelligence. N. Y., 1971.
- Kelly T.L. Crossroads in the Mind of Man: A Study of Differentiable Mental Abilites. Stanford, 1928.
- Spearmen C. General intelegence objectivety determined and measured. Amer. S. of Psychology 1904. V.15. — P. 201−293.
- Spearmen C. The abilities of man. London: MacMillan, 1927, p. 14.
- Sternberg P. Y. Inside intelligence // American scientist. 1986. Vol. 74, № 2. P. 137−143.
- Thurstone L.L., Thurstone T.G. Factorial studies of intelligence// Psychometric Monographs. 1941. № 2.
- Tompson J. Intelligence // P. McGuffm, M.F. Shanks, R.G. Holdson (eds). The scientific principles of psychology. N.Y. Gune & Stratton. 1984.
- Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1950.
- Williams F.E. Creativity Assessment Packet (CAP). D.O.K. Publishers. Inc. Buffalo. New York 14 214,1980.