Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность экономической адаптации личности определяется ее психологической готовностью к экономической деятельности в современных социально-экономических условиях, что означает принятие этих условий как основы социально-экономической деятельности и понимание ее природы. Роль психологической науки заключается в выявлении детерминант, механизмов, содержания и уровней развития психологической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы психологической готовности личности к экономическим отношениям
    • 1. 1. Особенности экономического мышления как фактора психологической! (готовности молодежи к экономическим отношениям
    • 1. 2. Требования современной социально-экономической ситуации к психологическим характеристикам хозяйствующей личности
  • Выводы по главе
  • Глава II. Эмпирический анализ психологической готовности молодежи к экономическим отношениям
    • 2. 1. Диагностика особенностей психологической готовности молодежи к экономическим отношениям: методологические и эмпирические подходы
    • 2. 2. Экономический достаток и предполагаемые пути его достижения как показатель психологической готовности молодежи к экономическим отношениям
    • 2. 3. Критерий социальной справедливости как показатель психологической готовности молодежи к экономическим отношениям в современных социально-экономических условиях
  • Выводы по главе

Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Коренные социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, порождают повсеместный интерес молодежи к осмыслению проблем экономической социализации. Сложность заключается в том, что на уровне обыденного сознания трудно понять причины возникающих экономических проблем, раскрыть психологические механизмы достижения экономического благополучия, решения насущных социальных проблем жизнедеятельности личности и общества. Это порождает необходимость формирования экономических знаний у достаточно широких слоев населения, особенно у молодежи, необходимость адаптации которой к условиям рыночных отношений осознается всеми. Именно от уровня сформированности растущей личности, ее политической культуры, специфики мышления, экономической зрелости зависит точность оценки темпов и направления общественного развития.

Психологическая готовность молодежи к экономической деятельности еще до вступления в самостоятельную трудовую жизнь является важной проблемой не только каждого отдельного человека, но и всего российского общества, обеспечивая его стабильность, особенно в переходный период развития, сложный характер которого вызывает негативные явления в различных сферах жизнедеятельности.

Социальная и личностная значимость проблемы актуализирует ответственность психологической науки за качество научного обеспечения процессов экономической адаптации молодежи, разработку научной концепции, определяющей мировоззренческие основы, цель, содержание, задачи, принципы, основные формы и методы экономической социализации молодежи. Способы взаимодействия государства и молодежи в этом процессе определяются, с одной стороны, интересами и требованиями общества к личности, с другой — интересами самой личности и ее отношением к обществу и государству.

Эффективность экономической адаптации личности определяется ее психологической готовностью к экономической деятельности в современных социально-экономических условиях, что означает принятие этих условий как основы социально-экономической деятельности и понимание ее природы. Роль психологической науки заключается в выявлении детерминант, механизмов, содержания и уровней развития психологической готовности к экономической деятельности у ее субъектов, а также в ее формировании и коррекции. Между тем, имеющиеся научные наработки по экономическому развитию личности (Т.Ю. Базаров, A.JI. Журавлев, А. Д. Карнышев, А. И. Китов, А. Б. Купрейченко, C.B. Малахов, В. П. Позняков, A.B. Филиппов и др.) относятся, в основном, к профессионалам и не могут быть распространены на представителей школьного и студенческого возрастов. Как показало предварительное изучение состояния проблемы, целенаправленная работа по формированию экономического мышления старшеклассников и студентов в аспекте их подготовки к рыночным отношениям в образовательных учреждениях проводится недостаточно. В значительной степени это связано с неудовлетворительным теоретическим и методическим обеспечением данного процесса.

Таким образом, возросшая роль экономического фактора в жизнедеятельности личности, потребность современного общества в экономически развитых гражданах, готовых адекватно действовать в условиях рыночных отношений, с одной стороны, и неразработанность научных основ, способных обеспечить качественное развитие личности в данном направлении, с другой, явились тем противоречием, которое обусловило выбор темы исследования. Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы особенности психологической готовности молодежи к экономическим отношениям в современных социально-экономических условиях. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — психологическая готовность личности к экономической деятельности в современных социально-экономических условиях.

Предмет исследования — психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям.

Гипотезы исследования основаны на следующих предположениях:

— психологическая готовность молодежи к экономическим отношениямсложное интегральное психологическое образование, способствующее обеспечению адекватных условий для успешной экономической адаптации и социализации личности к современным условиям социально-экономической средыотсутствие целенаправленного формирования психологической готовности молодежи к экономическим отношениям, недостаточное развитие ее экономического мышления и личностных характеристик обусловливают трудности экономической социализации и адаптации, а также адекватное и эффективное включение в экономические отношения;

— выявление особенностей психологической готовности молодежи к экономическим отношениям позволит сделать ее формирование более реальным и продуктивным, а процесс экономической адаптации и социализации научно обоснованным и личностно значимым.

Задачи исследования.

1. Проанализировать теоретические и эмпирические исследования отечественных и зарубежных психологов, направленные на изучение психологической готовности личности к экономическим отношениям.

2. Провести теоретико-методологический анализ исследований психологической готовности личности к экономической деятельности.

3. Разработать программу изучения психологической готовности молодежи к экономическим отношениям, обосновать выбранные методологические подходы и подобрать соответствующие им методики.

4. Эмпирически исследовать основные компоненты психологической готовности молодежи к экономическим отношениям в современных условиях, выявить ее специфические особенности и их влияние на экономическую адаптацию и социализацию.

5. Разработать практические рекомендации по оптимизации психологической готовности молодежи к экономическим отношениям в современных социально-экономических условиях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции деятельности (К.А. Абульханова-Славская, М. Я. Басов, A.B. Брушлинский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн,) — идеи о личности как субъекте деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Г. А. Берулава, У. Джеймс, А. И. Донцов, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Семенов И. Н., К. Роджерс, С. Я. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Э. Фромм и др.). Основные идеи диссертации развивались с учетом работ отечественных (А.Л. Журавлев, А. Д. Карнышев, А. И. Китов, А. Б. Купрейченко, C.B. Малахов, В. П. Позняков, A.B. Филиппов и др.) и зарубежных (Р. Альбу, К-Э. Варнерид, Д. Канеман, Дж. Кантона, П.Л. Рейно) экономических психологовпсихологических концепций профессиональной, трудовой и предпринимательской деятельности (Т.Ю. Базаров, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Е. П. Пахомник, В. А. Полякова, Н. С. Пряшников, H.A. Рыбакова, С.А. Харитонов).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психологической и экономической литературы по теме исследования, обобщение, классификация) — эмпирические (комплексная методика, включающая беседы, наблюдения, развернутые письменные ответы на вопросы опросного листа с последующим уточнением позиций испытуемыханкетирование, в процессе которого получены ответы по 194 позициям) — статистические (количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики).

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2005;2006гт.). Проводился анализ научной литературы по проблеме исследования, определялись его цели и задачи, объект и предметуточнялись основные гипотезы исследованиясистематизировались и обобщались теоретические и методологические основания. Подготовлено и проведено пилотажное исследование.

Второй этап (2006—2007 гг.). Разработана программа исследования психологической готовности молодежи к экономическим отношениям, обоснованы основные методологические подходы, соответственно которым подобраны исследовательские методики. Проведена эмпирическая часть исследования, выявлены основные компоненты психологической готовности молодежи к экономическим отношениям в современных условиях, определены их специфические особенности.

Третий этап (2007;2008 гг.). Обобщен и интерпретирован полученный эмпирический материал, сформулированы теоретические выводы, продуманы подходы к решению проблемы, разработаны практические рекомендации по оптимизации психологической готовности молодежи к экономическим отношениям. Оформлялась рукопись диссертации.

База исследования. Эмпирический материал собирался в трех средних общеобразовательных школах г. Черкесска (№ 5, № 9, № 12) и двух профессиональных лицеях (№ 7, № 8). Для сравнения уровня и структуры психологической готовности к экономическим отношениям, а также оценки вероятных перспектив изменения в практике его формирования по той же методике обследовались студенты Карачаево-Черкесского государственного университета и Карачаево-Черкесской государственной технологической академии. Общая численность испытуемых — 552 человека, в том числе школьников — 392, учащихся профессиональных лицеев — 67, студентов — 93.

Научная новизна исследования:

— разработаны теоретические и методологические подходы к исследованию психологической готовности молодежи к экономическим отношениям;

— выявлены цели, способы и технологии реализации экономических притязаний молодежи;

— выделены структурные компоненты психологической готовности молодежи к экономическим отношениямопределены типы психологической готовности молодежи к экономическим отношениям в соответствии с согласованностью личностных позиций (освоение, отторжение, сомнение);

— эмпирическим путем выявлены уровни психологической готовности молодежи к экономическим отношениям в зависимости от меры настроенности на активное включение в экономическую деятельность, в соответствии со смыслом и характером этих отношенийопределено влияние личностных притязаний молодежи в экономической сфере на уровень и структуру психологической готовности к экономическим отношениям;

— выявлены условия оптимизации психологической готовности молодежи к экономической деятельности посредством комплексного психологического воздействия на ценностную, когнитивную и операционально-деятельностную структуры личности.

Теоретическая значимость исследования: обобщен теоретический и эмпирический материал в рамках проблемы психологической готовности личности к экономическим отношениямраскрыта сущность психологической готовности личности к экономическим отношениямуточнена и дифференцирована структура психологической готовности молодежи к экономическим отношениям, включающая ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компонентывыделены типологические и индивидуально-психологические факторы, влияющие на уровень и структуру психологической готовности личности к экономическим отношениямраскрыты психологические особенности социально-экономической среды, влияющие на специфику психологической готовности личности к экономическим отношениямописана теоретическая модель и программа оптимизации психологической готовности молодежи к экономическим отношениям.

Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что результаты оценки практического уровня психологической готовности старшеклассников, учащихся лицеев и вузов к экономической деятельности в современных социально-экономических условиях могут быть использованы практическими психологами, работающими в рамках проблем социализации и адаптации молодежи к экономической составляющей жизни, при организации психологического сопровождения молодежи в построении собственной проективной личностной концепции экономической самореализации.

Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для коррекции учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, профессиональных лицеях и вузах, а также в системе подготовки и переподготовки учителей. Полученные данные об уровне и структуре психологической готовности молодежи к экономическим отношениям позволяют органам власти и представителям коммерческих организаций объективно оценить уровень готовности подрастающего поколения к рыночной экономике, принять необходимые меры к совершенствованию формирования трудовых ресурсов.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных посылок исследования, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, репрезентативностью объема и характера выборки, использованием современных компьютерных программ для статистической обработки полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям является сложным интегральным образованием, не сводимым к совокупности отдельных установок, настроений или состояний. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям способствует обеспечению адекватных условий для успешной экономической адаптации и социализации личности к современным условиям социально-экономической среды.

2. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям представляет собой единство ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов. Критериями ее сформированности выступают: внутренняя согласованность личностных позиций (ценностный компонент), адекватная оценка и понимание природы экономических событий, фактов и явлений (когнитивный компонент) — понимание специфики экономических отношений, проективное видение социально приемлемых путей достижения экономических целей (операционально-деятельностный компонент).

3. Согласованность внутренних позиций субъекта, определяющая его психологическую готовность к экономическим отношениям, имеет три характеристики: принятие, сомнение, отторжение, которым соответствуют три уровня психологической готовности молодежи к экономическим отношениям. Высокий уровень характеризуется принятием рыночных отношений, средний уровень — сопротивлением рыночным отношениям, низкой уровеньотторжением рыночных отношений. Уровень психологической готовности к экономическим отношениям отражает меру приближения каждого из структурных компонентов к оптимальной готовности.

4. Психологическую готовность молодежи к экономическим отношениям можно дифференцировать, выделив ряд типов, имеющих качественное своеобразие, которое проявляется в характере и преобладании того или иного структурного компонента. Тип психологической готовности определяет специфику проектирования личностью экономической деятельности (рациональную, смешанную и иррациональную).

4. Оптимизация психологической готовности молодежи к экономическим отношениям представляет собой результат комплексного воздействия на его ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты. Максимально эффективным для развития психологической готовности молодежи к экономическим отношениям является развитие операционально-деятельностного компонента, которое осуществляется посредством выработки личностью проективной стратегии достижения экономических целей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на межрегиональных и всероссийских научно-практических конференциях в городах Москве, Черкесске, Карачаевске (с 2005 по 2009 гг.). Результаты исследования опубликованы в межвузовском сборнике научных статей «Психология личности: состояние и перспективы» (Карачаевск, 2007) и в научно-практическом международном журнале «Гуманизация образования» (Сочи, 2009). Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе педагогического института Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) и Карачаево-Черкесского филиала Московской открытой социальной академии (Черкесск).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 172 источника. Работа содержит 12 таблицы, 6 рисунков, 3 приложения. Общий объем диссертации— 163 страницы.

Результаты исследования будут полезны практическим психологам, работающими в рамках проблем социализации и адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям жизни.

Перспективным направлением дальнейших исследований проблемы является разработка психологических процедур активизации творческого потенциала молодых людей и определение средств и форм их экономической самореализации.

Заключение

.

Коренные социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, порождают повсеместный интерес населения к осмыслению проблем экономической самореализации. Сложность заключается в том, что на уровне обыденного сознания трудно понять причины возникающих экономических проблем, раскрыть психологические механизмы достижения экономического благополучия. Это порождает необходимость формирования экономических знаний у молодежи, поскольку от уровня сформированности растущей личности, ее политической культуры, специфики мышления, экономической зрелости зависит не только качество развития и самочувствие отдельного человека, но и точность оценки темпов и направления общественного развития. Исследуемая проблема особенно актуальна в переходный период развития общества, сложный характер которого вызывает негативные явления в различных сферах жизнедеятельности любого человека, тем более у формирующегося.

Социальная и личностная значимость проблемы актуализирует ответственность психологической науки за качество научного обеспечения процессов экономической адаптации молодежи, формирование которой необходимо начинать еще до вступления в самостоятельную трудовую жизнь. В этом направлении, российской психологической науке еще предстоит осуществить важную и кропотливую работу для разработки научной концепции, определяющей мировоззренческие основы, цель, содержание, задачи, принципы, основные формы и методы экономической социализации молодежи.

Эффективность такой социализации личности в значительной мере определяется ее психологической готовностью к экономической деятельности в современных социально-экономических условиях, что означает принятие этих условий как основы социально-экономической деятельности и понимание ее природы. Роль психологической науки в.

141 данном направлении заключается в выявлении детерминант, механизмов, содержания и уровней развития психологической готовности к экономической деятельности у ее субъектов, а также в ее формировании и коррекции. Между тем, имеющиеся на сегодняшний день научные наработки по экономическому развитию личности относятся, в основном, к взрослой части населения и не могут быть распространены на представителей школьного и студенческого возрастов. Как показало предварительное изучение состояния проблемы, целенаправленная работа по формированию экономического мышления старшеклассников и студентов в аспекте их подготовки к рыночным отношениям в образовательных учреждениях проводится недостаточно. В значительной степени это связано с неудовлетворительным теоретическим и методическим обеспечением данного процесса.

Исходя из вышесказанного, предметом исследования мы избрали психологическую готовность молодежи к экономическим отношениям, основываясь на предположении, что: психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям — сложное интегральное психологическое образование, способствующее обеспечению адекватных условий для успешной экономической адаптации и социализации личности и, соответственно, отсутствие целенаправленного формирования психологической готовности молодежи к экономическим отношениям, тормозит эффективное включение молодежи в экономические отношения. Выявление особенностей психологической готовности молодежи к экономическим отношениям призвано сделать ее формирование не только научно-обоснованным и продуктивным, но и личностно значимым.

Для проверки наших предположений нами произведено теоретическое и эмпирическое исследование проблемы психологической готовности молодежи к экономическим отношениям. Эмпирический материал собирался в трех средних общеобразовательных школах, двух профессиональных лицеях и среди студентов двух высших учебных заведений Карачаево-Черкесской республики. Общая численность испытуемых — 552 человека.

К проблеме психологической готовности к деятельности профессиональные психологи обратились лишь с начала ХХ-го века (Б.М. Нечаев (1923), Б. М. Теплов 1946), И. Н. Шпильрейн (1923), П. К. Энгельмейер (1912) и др.). Главная идея формирования названной готовности состоит в том, чтобы, используя определенную систему вспомогательных средств, имитировать реальную практическую ситуацию, дать человеку субъективно прочувствовать ее сущность. Подобного рода психологическое моделирование осуществляется повсеместно, во всех сферах социальной практики, где предполагаемая деятельность предъявляет к личности особые требования, которым она заведомо не отвечает: в спорте, в авиации и космонавтике, на подводном флоте и т. д.

В современной психологической науке находят отражение разные акценты к разработке данной проблемы, в частности: в педагогической психологии разрабатываются проблемы психологической готовности детей к школе (Н.И. Гуткина), к творчеству (JI.M. Сидорова), психологической готовности к материнству (С.Ю. Мещерякова, H.H. Авдеева, Н.И. Ганошенко);

— разные авторы по разному подходят к ее определениюпсихологическая готовность к деятельности трактуется как психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности (В.Н. Дружинин), как состояние наивысшей вариативности и максимальной включенности творческих сил и способностей субъекта в деятельность (Б. Парыгин);

— психологическая готовность дифференцируется на общую и специальную;

— в структуре психологической готовности разные авторы выделяют различные структурные элементы: личностный, когнитивный, психологическийоперациональный, дяетльностный и др.;

— отдельно выделяется проблема формирования психологической готовности личности к деятельности, определяются способы, формы, описываются процессуальные и опреациональные характеристики данного процесса.

Проведенный теоретический анализ показал, что, несмотря на имеющиеся исследования, в современной науке отсутствует общепринятое определение психологической готовности, а анализ данной проблемы относительно к экономическим отношениям находиться на этапе поиска и становления. В своем исследовании мы остановились на следующем определении этого понятия: психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям является сложным интегральным психологическим образованием (не сводимым к совокупности отдельных установок, настроений или состояний), способствующим обеспечению адекватных условий для успешной экономической адаптации личности к современным условиям социально-экономической среды, представляющим собой единство ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов. Соответственно, эмпирическая часть исследования была направлена на выявление данных структурных компонентов психологической готовности к экономическим отношениям и выделению их психологических особенностей (поскольку респонденты нашего исследования еще не заняты реальной экономической деятельностью, то операционально-деятельностный аспект психологической готовности к экономическим отношениям рассматривается нами в проективном видении).

Среди особенностей психологической готовности молодежи к экономическим отношениям исходным для характеристики личности является время зарождения потребности самостоятельно осмысливать экономические условия жизнедеятельности. Как оказалось, интерес к экономической деятельности у школьников, учащихся лицеев и даже студентов достаточно низкий, несмотря на высокий уровень экономических притязаний. Так, на вопрос «Ваше любимое занятие в свободное время?» респонденты называют различные учебные дисциплины, которые изучают — 61,7%, жанры искусства (кино, театр и т. д.) — 12,7%, спорт — 24,1%. Интерес к реальным экономическим отношениям и, тем более, включенность в экономическую деятельность, выразили лишь 2,1% опрошенных. Из этого следует, что потребность в экономической деятельности и экономической самореализации выражена у молодежи весьма слабо, что объясняется отсутствием традиций экономической социализации молодежи и не востребованностью экономической активности молодежи со стороны общества.

Индивидуальные различия в психологической готовности молодежи к экономическим отношениям имеют достаточно широкий диапазон. Эти психологические особенности приводят к значимым дифференциациям между респондентами по уровню готовности к рыночным отношениям. Ответы на два вопроса анкеты («Что приятного вы ожидаете от рынка?» и «Что неприятного вы ожидаете от рынка?») фактически оказались на уровне случайного распределения и мало зависели от личностных характеристик респондентов.

В структуре событий, порождающих у респондентов эмоционально окрашенные переживания и представления, наибольший удельный вес приходится на экономическую сферу жизнедеятельности, точнее, на экономические условия жизни — 88,1%> (от общего числа событийного ряда). В частности, решающим фактором при выборе места работы становятся не качественные и содержательные характеристики профессии, а высокая зарплата. Исследование показывает, что эта тенденция характерна для 65,3% молодежи в возрасте от 16 до 24 лет.

Показательно, что подавляющему большинству экономических событий, происходящих в жизни, опрошенные дают отрицательную оценку (89,8%>), что подтверждает крайне низкий уровень их экономической удовлетворенности материальными условиями жизни. По результатам исследования количество респондентов, полностью удовлетворенных своим материальным положением, незначительно (2,4%) — 3,1% относят себя к категории нищенствующих, то есть считают, что находятся на самом низком уровне материальной обеспеченности, что требует пристального внимания.

Рассмотренные данные об уровне готовности молодых людей к экономическим отношениям характеризуют его с позиции ожиданий субъекта от рынка. Другая сторона готовности к экономическим отношениям должна показать, насколько они сами реально готовы соответствовать новым требованиям, предъявляемым государством к каждому гражданину. Показательным в этом отношении является характеристика готовности молодежи к добросовестным налоговым выплатам.

Выявлено, что лишь третья часть опрошенных (33,1%) считает, что «надо платить честно». Значительное количество (36,5%) утверждает, что «если платить честно, то разоришься». Ответы «лучше не платить» (10,6%), «не платить опасно (10,6%) и «надо откупиться взяткой» (5,5%), связанные вместе, составляют 27,7% от всех полученных. Таким образом, если судить по отношению к уплате налогов, только у одной трети молодых людей выражена готовность к экономическим отношениям.

Чтобы исследовать принятие респондентами рыночных отношений, мы выявили мнение респондентов об их отношении к имущественному расслоению населения. Ответы школьников и учащихся профессиональных лицеев близки друг к другу. В обеих группах около трети участников считают появление богатых и бедных справедливым, остальные склоны считать данное обстоятельство проявлением несправедливого устройства общества, что создает негативное отношение к преуспевающей и экономически благополучной части населения.

Большинство опрошенных считают, что условием экономического благополучия является добросовестный и упорный труд или высокая должность родителей в государственных или общественно-политических организациях. Часть молодежи причину богатства некоторых граждан видит в непродуманной политике государства (политические условия). Второй по значимости тип — экономические условия (наличие хорошей работы или /и своего бизнеса). Такой позиции придерживаются 60,8% опрошенных. По мнению многих респондентов, определяющими условиями достижения материального достатка является откровенно криминальный путь обогащения (38,3%). Почти каждый четвертый молодой человек (24,5%), ведущим условием обогащения (иногда и единственным) считает везение, удачу, выигрыш в лотерею, получение наследства и т. п.

Тестовый анализ когнитивной готовности молодежи к экономическим отношениям показал низкую готовность у 76,9% респондентов. Анализ операционально-деятельнсного компонента низок у 87,3% респондентов. В частности, основная ошибка оценки молодежью экономических проблем заключается в том, что они воспринимают результат (конечный продукт) экономической деятельности в отрыве от процесса достижения экономических целей, который представляет собой непрерывную цепь событий — от осознания собственных экономических потребностей — через цели, мотивы, способы действий — к конечному результату.

Обобщая результаты исследования можно отметить следующее.

Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям рассматривается как сложное интегральное психологическое образование, представляющее собой единство ценностного (внутренняя согласованность личностных позиций), когнитивного (адекватная оценка и пониманию природы экономических событий, фактов и явлений) и операционально-деятельностного (проективное видение социально приемлемых путей достижения экономических целей) компонентов.

Критериями сформированности психологической готовности молодежи к экономическим отношениям выступают комплексное единство ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов.

Сформированность ценностного компонента определяется осознанием молодежью экономических потребностей личности как социально значимых и социально одобряемыхпринятием психологических условий рыночной экономики и ответственности за свое экономическое будущее.

Сформированность когнитивного компонента характеризуется наличием адекватных экономических представлений, включает в себя знание основных закономерностей функционирования и развития рыночных отношений в современных условиях.

Сформированность операционально-деятельностного компонента определяется способностью самостоятельно планировать и проектировать реальную экономическую деятельность в ближайшей социально-экономической среде личности в соответствии с целями и задачами экономической самореализации.

Согласованность внутренних (ценностных, когнитивных и операционально-деятельностных) позиций субъекта, определяющих его психологическую готовность к экономическим отношениям, имеет три уровня: принятия (высокий), сомнения (средний), отторжения (низкий).

Типы психологической готовности молодежи к экономическим отношениям обладают качественным своеобразием, которое проявляется в характере и неравновесном взаимовлиянии структурных компонентов. Структурные особенности типов психологической готовности определяют специфику планирования (проектирования) личностью экономической деятельности (рациональную, смешанную и иррациональную).

Оптимизация психологической готовности молодежи к экономическим отношениям представляет собой психологически обоснованный процесс комплексного воздействия на ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты. Максимально эффективным для развития психологической готовности молодежи к экономическим отношениям является развитие способности личности к проективному операционально-деятельностному разрешению реальных социально-экономических проблем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987.- 191 с.
  2. А.И. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Высшая школа, 1986. — 90 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1973.
  4. В. Практика глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории)// Предпринимательство в России, 1997, № 4, с. 5−11.
  5. Д.М. Диагностика психологической готовности студентов вуза к регулированию финансовых. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
  6. И.Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства: Уч. пособ. М., 2003.
  7. М.Ш. Особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников / Проблемы самореализации современных школьников: поиски и пути решения: Материалы Республиканской научно-практической конференции, Махачкала: ДГУ, 2003 с. 28−32.
  8. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989.
  9. М. Формирование элементов экономических знаний у учащихся в процессе изучения математики в восьмилетней школе: Автореф. дис.. канд пед. наук. Алма-Ата, 1990.
  10. И.Д. Теоретическое мышление: Сущность и основные принципы. М.: Знание, 1982. — 4 с.
  11. В.Г. Личность и значимость побуждений. — М., 1993.
  12. А.Г. Психология личности: принципы общепсихического анализа. М.: Смысл, 2001.
  13. С.С. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся / Социс, 1993, № 2. С. 8−13.
  14. Н.М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе// ЭКО, 1999, № 2. С, 150 127.144.15.209Батаршев A.B. Психология предпринимательской деятельности. Таллин, 1994.
  15. А.Г. Молодежь и рынок / Социс. 1993, № 11.
  16. П. Экономическое образование школьников: Взгляд из министерства/ Российский экономический журнал. 1993 186с.
  17. JI.C. Перестройка экономического мышления. Политиздат, 1990.-9 с.
  18. Н.Б., Ветров Ю. П., Кущетеров P.M., Харитонов С. А. История российского предпринимательства: Учебное пособие для высших учебных заведений. СКИ БУПК Ставрополь: Кавказский край, 2001. -208 с.
  19. Дж. Психология познания. М., 1974. — 412 с.
  20. A.B. Проблемы психологии субъекта. — М.: Институт психологии РАН, 1994.
  21. А. Экономическое мышление: Формирование нового типа // Политинформатор. 1983. — № 21. — 8 с.
  22. БурменкоТ.Д. Психология бедности и проблемы экономического развития России/Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы четвертой международной научно-практической конференции. Г. Иркутск: Из-во БГУ ЭП, 2003. 325с.
  23. О. Имейте деньги. Психология богатства (как устроиться на высокооплачиваемую работу). Изд. «Питер», 2001, 148 е.
  24. А.И., Познякова Л. И., Кушин М. А. Вопросы экономического воспитания школьников. Минск, 1982. — 384 с.
  25. Е. Вершины жизни и пути достижения. Самоактуализация, акме и жизненный путь человека/ЛТрикладная психология и психоанализ, 2002, № 1.
  26. И.В. Исследование ориентации старшеклассников на ценности гражданского общества/ Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. статей II Международной научно-практич. конференции. Пенза, 2003. С — 23−25.151
  27. М. Развитие капиталистического мировоззрения // Вопросы экономики, 1993, № 8, С. 23−27.
  28. В.Э. Социально-экономическая ситуация и индивидуальная мотивация. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25−28 июня 2003 г. СПб.: Из-во С.- Петерб. Университета, 2003.
  29. В.Г. Собственность — это в первую очередь ответственность // ЭКО. 2001. № 11. С. 38−43.
  30. Влияние денег на ценностные ориентации подростков в современных социальных условиях// Сб. Актуальные проблемы развития педагогики. Герценовские чтения. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995 г. — с. 24−25.
  31. A.A. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. — М.: Ин-т социологии РАН, 1997.
  32. И.В. Проблемы социально-психологического исследования потребления личности// Всесоюзный симпозиум по социальной психологии. Кострома, 1986.
  33. JI. Как формируется экономическое мышление школьников / Народное образование, 1993, № 3.
  34. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии, 1994, № 3.
  35. Н.И. Формирование готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности, автореферат диссертации кан. Пед. наук. М. 1994.
  36. К. Предпринимательство в 90-х годах. // Иностранная психология. 1997. № 9. С. 37−45.
  37. Т.В. Экономическая подготовка школьников// Советская педагогика, 1989. — Вып. 5. — 138 с.152
  38. В.И. Научно-методические проблемы формирования экономического мышления в современных условиях. Саратов, 1986.
  39. Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000. 184 с.
  40. Девид Статт. Психология потребителя. — СПб.: Питер, 2003.
  41. О.С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестн.С.-Петербург ун-та. 1997 Сер.6. Вып.4. № 27
  42. О.С. Человек в экономике/УПсихология. Учебник. М., 1984.
  43. О.С. Экономическая психология. СПб.: СПБГУ, 1999.
  44. И.Ф. Школа в условиях рынка / Социс. 1994, № 3. С 92−94.
  45. А.Н. Психологическое содержание профессиональной адаптации //Прикладная психология. 1999.
  46. О.С., Павлова Н. С. Отношения к налогам в контексте представления о социальной справедливости// Ананьевские чтения -97/Под ред. A.A. Крылова. СПб., 1997.
  47. В. Основы научной психологии. СПб, 1902. С. 135.
  48. К.Ф., Ериф И. М., Эткинд A.M. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.З. JL-M., 1985. -С.287−292.
  49. В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов СПб.: Питер, 2000.-413 с.
  50. B.C. Психологические особенности развития экономического мышления учащихся в условиях НТР- Автореф. канд. психол. наук. -Киев, 1990.
  51. E.H., Поварицына С. Е. Психология бизнеса. М., 1998. 1
  52. Е.Г., Семенов М. Ю. Материальное удовлетворенность // Омский научный вестник. 2—-3. — Вып. 23. — № 2. — С. 207−210.
  53. В.М. Самозанятость населения: различные подходы к определению и оценке. //Вопросы статистики. 2002. № 9. С. 16−26.
  54. В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. Основные категории, характеристики и методы оценки. М.: ЮНИТИ. 2002.
  55. A.A., Позняков В. П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса В России//Психологический журнал, т. 14, 1993, № 6.
  56. Журавлев A. JL, Позняков В. П. Социально-психологические проблемы становления российского предпринимательства//Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. М., 1995.
  57. Г. Е., Петров А. Е. О комплексном психолого-экономическом методе обследования производственных коллективов // Всесоюзный научный симпозиум «Роль психологических факторов в интенсификацииэкономики». Звенигород, 1984. -50 с.
  58. Е.К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства. СПб, 1997.
  59. Задорожнюк И. Е, Китов А. И., Малахов С. В. Экономическая психология выходит на новые рубежи//Психологический журнал, 1993, № 2.
  60. Ф.П., Суханов А. О. Экономика и воспитание. М.: Знание, 1987. -64 с.
  61. А.И. Введение в экономическую психологию / Учеб. пособие. -М.:АНХ при СМ СССР, 1983.- 118 с.
  62. А.И. Проблемы психологической перестройки и задачи экономической психологии // Психологический журнал. 1987. — 4- 8 с.
  63. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987. — 303 с.154
  64. А.И. Экономическое мышление и пути его формирования. // Сб. -М.: Изд-во АНХ при СМ СССР, 1985. 15 с.
  65. Д.А. Автопроект частной жизни. Методическое пособие. Черкесск: РИО КЧГТИ, 2002. 0,9 п.л.
  66. Д.А. Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях России. Психологическое исследование. Монография. Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. 25,2 п.л.
  67. Д.А. Материальное самообеспечение личности как предмет психологического исследования. Глава монографии Института психологии РАН: «Проблемы экономической психологии», Москва 2003. 1,0 п.л.
  68. Л.Ф. Воспитание бережливости как нравственной черты учащихся подростков: Авто реф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1985. — 18 с.
  69. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.
  70. Е.А. психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  71. С.Г., Дунаевский JI.B. Новые предприниматели и старая культура // Социс. 1993 № 5. С 64−70.
  72. В.Н. Задачи изучения социально-перспективного аспекта экономического поведения // Всесоюзн. науч. симп. «Роль психологических факторов в интенсификации экономики». Звенигород, 1984.-7−2 с.
  73. C.B. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991, 143с.
  74. Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день / 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Новая школа, 1 551 996.-320 с.
  75. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под ред. И. В. Первина. М.: Просвещение, 1985. -144 с.
  76. Ю.К. Мышление в производственной деятельности // Учеб. пособие. Ярославль, 1987. — 88 с.
  77. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация личности. Психология в вопросах и ответах. М.: Владос, 1999.
  78. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону. — 1997.
  79. Н.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения.// Вопросы статистики, 2000, № 8. С. 18−22
  80. И., Федоров А. Учитель и экономическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 1986. — № I. — 42 с.
  81. P.JI. Психология ответственности. — JL: Дело, 1993.
  82. В.А. О некоторых характеристиках и условиях формирования современного экономического мышления // Вопросы экономического образования и воспитания. Челябинск, 1986. — 12 с.
  83. Н. Экономическое воспитание школьников: Внеурочная работа // Воспитание школьников. 1986. — № 5. — 25 с.
  84. Л.П. и др. Экономическое образование и воспитание школьников. / 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  85. И.Д. Новый тип экономического мышления и управленческие радения // Сб. М.: Изд-во АНХ при СМ СССР, 1985. — С. 70−78.
  86. И.Д. Психологические аспекты подготовки хозяйственных руководителей // Всесоюзн. симп. «Роль психологических факторов в интенсификации экономики». Звенигород, 1984. — 102 с.
  87. М. Экономика должна быть! Об экономическом образовании школьников // Педагогический калейдоскоп. 1994, № 35.
  88. В.К. Роль профессионального общения в решении экономических проблем. // Всесоюзн. научн. симп. «Рольпсихологических факторов в интенсификации экономики». Звенигород, 1984. -9 с.
  89. . Рыночные отношения и воспитание школьников // Воспитание школьников. 1991, № 5.
  90. В.П. Учись экономическому счету/ 3-е изд., доп. М.: Политиздат, 1979. — 255 с.
  91. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. — T. I, № I.
  92. B.C. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой помощи // Психологический журнал 1991. Т.12. № 6.
  93. Д. Социальная психология./Пер.с англ. — СПб.: Из-во «Питер», 1999.-688с.
  94. C.B. Основы экономической психологии. — М., 1992.
  95. М.Л., Сасова И. А. Экономическое воспитание старшеклассников // Школа и производство. 1983. — № 7. — 20 с.
  96. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е. Г., Чепуренко А. Ю., Буев В. В., Шестоперов О. М. М.: Новое изд-во, 2004.
  97. А.К. Психология профессионализма.-М.:"Дело", 1998.374 с.
  98. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии.- 1982.- № 4.10- 12с.
  99. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: «Дело», 1992.-702 с.
  100. А. Как вашего ребенка сделать богатым? // АИФ. 2000. № 20. www.sre.mnogosmenka.ru
  101. А. Школьное экономическое образование: Что сделано и что делается: Краткий очерк // Российский экономический журнал, 1993, № 1.
  102. Г. Л. Дети и деньги. / 2-е изд. М.: Знание, 1981.
  103. Е.Г. Психология управленческой карьеры // Дис. докт. псих.н. -М., 1994.
  104. К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб., 1997.
  105. Н.С. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Семейный бизнес как фактор формирования предпринимательской активности детей» (на материале республики Дагестан). Махачкала — 2000, -171с.
  106. В.А., ХроменковН.А. Экономическое образование и воспитание учащихся на современном этапе. Воспитание школьников № 7. — 3 с.
  107. Л. Л. Исследование элементов экономической направленности Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы четвертой международной научно-практической конференции. Г. Иркутск: Из-во БГУ ЭП, 2003. 325с.
  108. А. Совершенствование инфраструктуры жизнеобеспечения на селе. // Международный сельскохозяйственный журнал, 2004, № 3, С. 31 -34.
  109. . Д. Социальная психология: Уч. пособие СПб.: СПбГУП, 2003.-616 с.
  110. П.Г. Самомаркетинг менеджера и бизнесмена. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  111. В.П. Программа курса «Экономическая психология»/ Психологическое обозрение. 1998, № 1.
  112. В.П., Филинкова Е. Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. № 5 С. 32−43.
  113. П.Д. Методологические основы формирования экономических понятий у учащихся // Вопросы экономического образования и воспитания. Челябинск, 1986. — 69 с.
  114. В.Д. Психология и экономика. М.: АНХ при СМ СССР. Сб. науч. трудов. — 1983. — 175 с.
  115. В.Д. Экономика плюс педагогика. М.: «Молодая гвардия», 1986.
  116. В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М, 1981, С. 144−152.
  117. Психология предпринимательской деятельности / Под ред. В А.БолроваМ.: Институт психологии РАН, 1995.
  118. A.A. Формирование экономической ориентации старшеклассников. Диссертация канд. пед. наук, Оренбург. 1995.
  119. Прикладная социальная психология// Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. М., 1998.
  120. Н.С. Профессиональное и личное самоопределение. М., 1996.
  121. Психологические тесты. Под редакцией A.A. Карелина: В 2 т. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Т.2. — 248.
  122. Психологический словарь авт.сост. В. Н. Копулина, М. Н. Смирнов, Н. О. Гордеева, Л.М.Балабанова- Под общей ред. Ю. Л. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640с.
  123. В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности (по материалам эмпирических исследований) // Вопросы экономики, 1994, № 7., С 65−71.
  124. В.В. Экономическая функция и психологический аспект предпринимательства//Российский экономический журнал, 1995, № 10.
  125. Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000.
  126. М.Б. Формирование социально-экономической активности школьников в условиях взаимодействия школы и производства. Махачкала, 1996- 104с.
  127. РасуловаЗ.М, Современные проблемы социализации учащихся общеобразовательных школ / Проблемы самореализации современных школьников: поиски и пути решения: Материалы Республиканской научно-практической конференции, Махачкала: ДГУ, 2003 с. 129−132.
  128. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 512 с.
  129. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995.
  130. З.А. Целевые ориентации в жизненных планах студентов. Дис. кан. псих, наук., Ставрополь 2003 г.
  131. М.Ю. Представленность денег в образе мира // Сибирский психологический журнал. 2000. — Вып. 12. — С. 66−67.
  132. М.Ю. Типология материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей // Омский научный вестник. 2001. -Июнь. 15.-С. 142−145.
  133. М.Е., Муратова H.A., Дьяченкова Т. А., Рыжкова В. И., Шадоба М. Д. Социально-экономическая значимость личного подсобного хозяйства в экономике// Вопросы статистики, 2002, № 11. С. 53−59.
  134. Н.И. Налоговый потенциал в решении проблем бедности.// Социологическое исследования, 2002, № 10. С. 72−78.
  135. В. Психология доходов и сбережений.// Российский экономический журнал, 1997, № 11. С. 101−105.
  136. Д.Е. Формирование современного экономического мышления. М., 1984. — 4 с.
  137. Социально-экономические основы формирования нового человека/ Под ред. Ф. М. Волкова. Изд-во МГУ, 1985.
  138. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
  139. С. Основные типы и факторы предпринимательского поведения населения в современной России. // Вопросы экономики, 2004, № 2,СЛ09−110.
  140. А.Е. Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики.// Вестник статистики, 1992, № 12
  141. В.А. Экономическое воспитание старшеклассников во взаимодействии школы, семьи и общественности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 19 с.
  142. В.А., Ширинский В. И. Опыт экономического воспитания учащихся // Советская педагогика. 1985. — № 9. -С. 42−44.
  143. Р.Х. Психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности. Диссертация на соикание уч. ст. кандидата психологических наук. Ставрополь, 2006.
  144. JI.K. Перестройка и сознание. М.: Мысль, 1988. -106 с.
  145. К.А. Современное экономическое мышление. М.: Политиздат, 1986. — 239 с.
  146. К.А. Экономическое мышление и его роль в развитии общественного производства при социализме // Экономические науки, -1984. -№ 1. 16 с.
  147. Учиться бережливости/ Сост. П. И. Матвеев.- М.: Педагогика. 1984.128 с.
  148. A.A. Особенности национальной карьеры: как сделать карьеру в России. -М., 1999.
  149. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989.
  150. А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях.// Психологический журнал. 2000, № 1. С. 50−62.
  151. Е.Б. Психология российского предпринимательства. -М.: Ректор, 2007.
  152. A.B., Ковалев C.B. Психология и экономика // Психологический журнал. 1989. — Т. 10, № I. — 22 с.
  153. Формирование нового типа экономического мышления хозяйственного руководителя. -М.: АНХ при СМ СССР, 1985.
  154. Дж. Привычки, правила и экономическое поведение// Вопросы экономики. 2000. № 1. С. 39−55.
  155. ЦветковС.А., ЖилинаЖ.А. Экономическая социализация как характеристика социогенеза детей старшего дошкольного возраста/
  156. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные162проблемы: Материалы четвертой международной научно-практической конференции. Г. Иркутск: Из-во БГУ ЭП, 2003. 325с.
  157. Е.А. Необходимость формирования нового типа экономического мышления у хозяйственных руководителей/ Сборник трудов Всесоюзного НИИ системных исследований. М., 1985. — Вып. 5. -67с.
  158. В.К. Профессиональная карьера. Ставрополь. Ставропольсервисшкола, 1999, 252с.
  159. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  160. Baker, Wayne Е. What is Money? A Social Structural Interpretation, Mizruchi, Marks S and Michael Schwartz (eds) Intercorporate Relations. Cambridge, MA: Combridge University Prees б 1987.P. 109−144.
  161. Parry, J., and M. Bloch (eds.) Money and the Morality of Exchange. Cambridge, N Y: Cambridge University Press, 1989.
  162. Состав элементов рыночного и антирыночного синдромов
  163. Смысл жизни — выживание Смысл жизни умножение собственности
  164. Свои решения любит согласовывать, податлив на советы Властно и ревниво распоряжается всем, что считает своим
  165. Свободного времени хватает Предельно плотно заполняет время делами
  166. События часто застают врасплох Предвидит события и готовится к ним
  167. Мирный стиль хозяйствования, избегает острых углов Агрессивный стиль хозяйствования, навязывает свои интересы другим
  168. Наемный труд считает эксплуатацией человека Наемный труд считает благодеянием работодателя
  169. Не прочь быть иждивенцем (государствава, частника, близких) Иждивенчество презирает, рассчитывает только на самого себя
  170. Довольствуется единожды полученным образованием Неустанно повышает профессиональное мастерство
  171. Людей оценивает по моральным качествам Людей оценивает по тому, чем можно от них поживиться
  172. Нечеткая целеустремленность, неудача выбивает из колеи Несгибаемая целеустремленность, неудачи ее усиливают
  173. Источник существования зарплата (пенсия, пособие) и случайные заработки Источник существования — предпринимательские доходы
  174. Не использует компьютер В совершенстве владеет электронными технологиями
  175. Совместно заработанное делит без осложнений Совместно заработанным делится тяжело, пытается все присвоить себе
  176. Работает без особого напряжения Предельно напрягается на работе, иногда опасно для здоровья
  177. Денег мало, считать не умеет, что есть проедает Тонко чувствует деньги, деньгами делает еще деньги
  178. Особо к богатству не тянет, довольствуется тем, что нажито Страсть к обогащению неотвязно давит на все поступки
  179. В труде и отдыхе особого режима нет Строго придерживается жесткого режима
  180. Завидует богатым и ненавидит их Подражает богатым, ищет секреты их успеха
  181. Покровительствует бедным без особых материальных затрат Сочувствует бедным, выборочно помогает им ради своего имиджа
  182. Образ жизни открытый, скрывать нечего Скрывает свою деловую идею, маскирует свой образ жизни
  183. Обещания дает чаще, чем их выполняет Слова и дела не расходятся, надежный партнер
  184. Расставание с собственностью не травмирует психику Расставание с нажитым тяжелейшее испытание
  185. Экономия ресурсов тревожит мало Из ресурсов выжимает все до дна ради прибыли
  186. Приспосабливается к внешним условиям бесконфликтно Стремиться подчинить внешние условия себе
  187. Деловые интересы работа и семья Деловые интересы непрерывно расширяются1. Опросный лист
  188. Ваше любимое занятие в свободное время
  189. Что приятного вы ожидаете от рынка?
  190. Что неприятного вы ожидаете от рынка?
  191. Какие события в жизни семьи за последнее время более всего обрадовали вас?
  192. Какие события в семье за последнее время более всего вас огорчили?
  193. Как вы относитесь к налогам
  194. Насколько вы удовлетворены своим материальным положением?
  195. Справедливо ли, что одни люди живут в богатстве, а другие в бедности?
  196. Каким образом, по вашему мнению, достигнут столь высокий материальный уровень обеспеченности в этих семьях?10. Ваш возраст Пол1. Род занятий родителей.
  197. Успеваемость (нужное подчеркнуть): отличник, хорошист, троечник, неуспевающий.
  198. Заполненный тест «Потребностный профиль личности» (ППЛ).1. Я хочу:
  199. Добиться признания и уважения
  200. Иметь теплые отношения с людьми3. Обеспечить себе будущее4. Зарабатывать па жизнь
  201. Иметь хороших собеседников6. Упрочить свое положение
  202. Развивать свои силы и способности
  203. Обеспечить себе материальный комфорт
  204. Повышать уровень мастерства и компетентности10. Избегать неприятностей
  205. Стремиться к новому и неизведанному
  206. Обеспечить себе положение, влияние13. Покупать хорошие вещи
  207. Заниматься делом, требующим полной отдачи
  208. Быть понятым другими 4,8,13 -1м.3, б, 10 II б. 2, 5, 15 -III об. 1,9, 12 -IV п. 1, 11,14- Ур.
Заполнить форму текущей работой